Храм василия блаженного москва когда построен: Храм Василия Блаженного (Покровский собор)

Содержание

Храм Василия Блаженного: интересные факты

Публикации раздела Архитектура

В 1561 году была освящена одна из самых известных церквей России — Покровский собор, или, как его называют иначе, храм Василия Блаженного. Портал «Культура.РФ» вспомнил интересные факты из истории его создания.

Храм Василия Блаженного. 1555–1561. Фотография: tournavigator.net

Храм-памятник

Покровский собор — это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Главная битва, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы. И храм был освящен в честь этого христианского праздника. Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, — Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других.

Грандиозная стройка в рекордные сроки

Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы — они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем — это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет — с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы.

Храм в честь прорицателя

Хотя официальное название собора — собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Сын Ивана Грозного Федор Иоаннович распорядился построить церковь, посвященную Василию Блаженному. Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда — круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного.

Луи Бишбуа. Литография «Церковь Василия Блаженного»

Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2005

Царская сокровищница и аналой на Лобном месте

В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание — перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировался он через специальные узкие отверстия — продухи. Изначально помещение использовали как склад — там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Позже узкий вход в подклет заложили — его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов.

Читайте также:

  • Придворный храм семьи Романовых. 10 фактов о Казанском соборе
  • От Кремля до ЦУМа. Самые внушительные памятники архитектуры России
  • «Начинается земля, как известно, от Кремля»

При своих колоссальных внешних размерах, внутри Покровский собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор и вовсе был закрыт, так как не отапливался. Когда в храме начали проводить службы, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось очень мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.

Русский зодчий или европейский мастер

До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм Василия Блаженного. У исследователей есть несколько вариантов. Один из них — собор возвели древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма. По другой версии, Яковлев и Барма были на самом деле одним человеком. Третий вариант гласит, что автором собора стал иностранный архитектор. Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно.

Кем бы ни был архитектор, существуют печальные легенды о его дальнейшей судьбе. Согласно им, когда Иван Грозный увидел храм, то был поражен его красотой и велел ослепить зодчего, чтобы тот никогда и нигде не повторил свою величественную постройку. Другая легенда гласит, что строителя-иностранца и вовсе казнили — по той же причине.

Иконостас с заворотом

Иконостас для собора Василия Блаженного создали в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом — он настолько велик для небольшого храма, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы — Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке.

Также храм декорирован росписями — они созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображены Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спаса Вседержителя.

Иконостас в соборе Василия Блаженного. 2016. Фотография: Vladimir d’Ar

Памятник «Зодчим Казанского кремля». Авторы: А.В. Головачева, В.А. Демченко и Р.М. Забирова. 2003. Фотография: livejournal.com

«Лазарь, поставь на место!»

Собор несколько раз едва не разрушили. Во время Отечественной войны 1812 года здесь разместились французские конюшни, а после храм и вовсе собирались взорвать. Уже в советское время сподвижник Сталина Лазарь Каганович предлагал разобрать собор, чтобы на Красной площади стало больше места для парадов и демонстраций. Он даже создал макет площади, и здание храма с нее легко снималось. Но Сталин, увидев архитектурный образец, сказал: «Лазарь, поставь на место!»

Автор: Лидия Утёмова

Теги:

Памятники архитектурыХрамыАрхитекторыДостопримечательностиИнтересные фактыПубликации раздела Архитектура

Ещё

Храм Василия Блаженного — краткое описание, история, архитектор, фото

Главная  /  Москва  /  Красная площадь  /  Храм Василия Блаженного


Этот собор узнаётся сразу, мгновенно, с какого бы ракурса его не рассматривать. Каких только эпитетов и сравнений не использовали при описании храма Василия Блаженного — всё мало. Человеческая речь не может выразить состояние, возникающее при осмотре этого шедевра. Не рациональное материалистическое восприятие совершенства, а эмоциональное состояние, называемое «чувством прекрасного» ставит это творение на вершину зодчества. В этом строении всё гармонично — форма и цвет, материя и дух.

История строительства

В средневековье на Руси принято было вместо знаменующих победу триумфальных арок или колонн возводить храмы. Избавление от ордынского ига, общее ослабление власти восточных владык создало предпосылки для значительного расширения границ Московского царства. Эпоха правления Ивана IV характеризуется мощной русской экспансией в сторону Сибири. Единственным серьёзным соперником в осуществлении этих планов было Казанское ханство. В период с 1545 по 1552 гг. Иван Грозный предпринял четыре военных похода против Казанского ханства. Значительные победы русского оружия отмечались строительством на Взлобье Красной площади «походных» храмов. Наконец, после взятия «волжской твердыни» — Казани, царь указал «походные» храмы снести, а престолы из них перенести в одну новую церковь — Покровскую.

Деревянный храм построили быстро, но простоял он всего год. Уже в 1555 г. началось строительство на его месте каменной церкви. Поскольку Покровский собор являл собой единую композицию нескольких церквей, то освящали их по мере готовности. Последней в этой очереди построили и освятили центральную часть — церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Событие произошло в конце июня 1561 г. — дата считается днём окончания строительства.

Кто автор?

Как ни странно, точных сведений об авторах и руководителях работ не имеется. Существует несколько вполне правдоподобных версий на этот счёт. По одной из них, к строительству будущего собора Василия Блаженного привлекли уже известного к тому времени псковского зодчего Постника Яковлева, ему же приписывается прозвище — Барма. Однако обнаруженный в архивах летописный источник XVI в. утверждает, что Барма и Постник — это два разных человека, которых царь выбрал для исполнения своего замысла. Другие исследователи придерживаются той точки зрения, что строителем был Барма без участия Яковлева. Как видим, разночтения существуют даже в принадлежности имён и прозвищ авторов.

Некоторые историки придерживаются западной, итальянской версии авторства проекта собора. Никаких документальных подтверждений на этот счёт не имеется. Свою приверженность данной теории её сторонники основывают лишь на том, что во внешнем облике собора прослеживаются черты и веяния западноевропейской архитектуры. Но изначально были известны имена итальянцев — строителей каждой башни Московского кремля. Маловероятно, что иностранное авторство столь значительного сооружения, как Покровский собор «замолчали». Безусловно, русские мастера перенимали у своих заморских коллег передовые приёмы и методы, итальянская школа оказала мощное влияние на формирование русской градостроительной традиции. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в архитектуре собора прослеживаются западные мотивы, но это совершенно не означает, что русским мастерам было не дано построить столь необычный, замечательный объект.

Мифы вокруг собора Василия Блаженного

Интересно, что большинству выдающихся сооружений, особенно средневековых, сопутствуют охотно воспринимаемые людьми легенды. Так и здесь. По широко распространённому поверью, царь приказал ослепить авторов проекта, дабы они не построили что-нибудь лучшее. Но здесь непонятны мотивы царя. С чего бы Ивану Грозному не хотеть лучшего? А главное — Постник Яковлев участвовал в восстановлении Казанского кремля уже после возведения Покровского собора.

Более реальной и жизненной кажется история посадки зодчего в узилище после того, как он «перебрав спиртного» хвалился создать ещё лучшее здание. Впрочем, сидел «в холодной» он видимо недолго, потому что вскоре руководил работами в Казани.

Следующая легенда касается знаменитого юродивого — Василия Блаженного. Она гласит, что собор в большой степени построен на деньги блаженного, собранные в виде милостыни. Но здесь наблюдается расхождение дат. Блаженный Василий скончался за три года до начала строительства.

Почему собор более известен под именем Василия Блаженного

По сути, первоначальный вариант собора представлял собой храмовый мемориал воинской славы. Первоначальный вариант собора отличала строгая планировка, где к центральному, осевому шатровому храму симметрично примыкают восемь церквей. О мемориальном характере здания говорит тот факт, что строители особо не стремились создать удобные условия для множества прихожан, собор вмещает очень мало людей. В царские времена во время больших праздников службы проводились вообще вне храма, поскольку он не мог вместить всех желающих. К тому же, церкви не отапливались. Блаженный Василий пользовался большим авторитетом у русского народа, недаром сам Иван Грозный участвовал в его похоронах. Царь Фёдор повелел перезахоронить останки святого возле Покровского собора. По преданию, на могиле блаженного начали происходить чудеса исцеления. В 1588 г. над ракой Василия Блаженного возвели храм, десятый по счёту в соборе. На сей раз помещение сделали тёплым, сюда потянулись паломники со всей страны. Люди стали ходить к «Василию Блаженному», чтобы помолиться о заступничестве и помощи почитаемого святого. Так появились народное название храма, которым, в большинстве, мы пользуемся сегодня.

Собор Василия Блаженного на карте Москвы

Собор Василия Блаженного, Москва

История Собора Василия Блаженного

  • Собор Василия Блаженного был построен в 1561 году в ознаменование победы России над Казанским ханством. Его официальное название — Покровский собор , но чаще всего он известен как собор Василия Блаженного, по имени юродивого Василия, жившего в 16 веке.
  • Собор был признан советской властью значительным и незаменимым национальным памятником. Он подвергся обширной реставрации и стал музеем архитектуры, истории, политики и религии. В отличие от многих исторических зданий, храм Василия Блаженного избежал сноса при сталинском режиме.

Собор Василия Блаженного стал всемирно признанным образом России. Расположенный на Красной площади рядом с Московским Кремлем, собор является неотъемлемой частью городского пейзажа Москвы и поразительным достижением древнерусского зодчества, объединяющим одиннадцать уникальных храмов в единый ансамбль. Какова история этого памятника русской духовной, политической и архитектурной истории и что вы можете найти там сегодня?

Собор Василия Блаженного во времена Императорской России

Фото с сайта https://pastvu.com/

Предысторией строительства храма Василия Блаженного послужил Казанский поход царя Ивана IV, последний за более чем столетие войн между Казанским ханством и Россия. Перед своей ключевой кампанией по захвату Казани в 1552 году Иван Грозный поклялся построить собор в честь победы России.

После взятия Казани русскими 2 октября был построен деревянный Троицкий собор, окаймленный семью часовнями. Когда в 1555 году Казанское ханство окончательно вошло в состав Русского государства, Иван приказал перестроить ансамбль собора в камне. Никто точно не знает, кто именно спроектировал собор Василия Блаженного, хотя принято считать, что это русские архитекторы Барма и Постник.

Знаете ли вы? Легенда гласит, что собор настолько впечатлил Ивана Грозного, что он ослепил архитектора, чтобы его неповторимая красота и великолепие никогда не были воссозданы.

Собор должен был быть перестроен с восемью независимыми церквями, окружающими большой центральный храм. Каждый храм освящался в честь важных событий русской духовной или политической жизни. Собор Василия Блаженного был завершен в июле 1561 года и освящен в честь Дня Покрова Пресвятой Богородицы.

Знаете ли вы? Центральный купол собора Василия Блаженного высотой 65 метров. Оно оставалось самым высоким зданием Москвы в течение 39 лет после завершения строительства!

Официальное название Собор Покрова на Рву (Покровский собор), но более известен как Собор Василия Блаженного (Собор Василия Блаженного). Святой Василий (Василий) был юродивым и прорицателем, чудотворные способности которого даже снискали уважение Ивана Грозного. Сын Ивана приказал воздвигнуть часовню в честь Василия, которая была закончена в 1588 году на месте его могилы. Часовня была открыта днем ​​и ночью и была единственным отапливаемым храмом в ансамбле собора; вскоре он стал синонимом собора в целом.

Собор Василия Блаженного оказался под серьезной угрозой во время Отечественной войны 1812 года. Когда армия Наполеона вторглась в Москву, они разграбили собор и устроили внутри конюшни. При отступлении из Москвы Наполеон приказал своему начальнику артиллерии разрушить собор; однако проливной дождь погасил зажженные запалы взрывчатки.


Собор Василия Блаженного во времена Советской России

Фото с сайта https://pastvu.com/

Советы признали Собор Василия Блаженного важным и незаменимым национальным памятником. Было решено сохранить и отреставрировать собор, а также превратить его в музей с выставками об архитектуре, истории, политике и религии. Храм Василия Блаженного открылся для публики 19 мая.23, а в 1928 году стал филиалом Государственного Исторического музея, где и находится с тех пор.

Знаете ли вы? Ходили слухи, что где-то под собором могла лежать библиотека Ивана Грозного, собрание книг и документов, перешедшее от византийских императоров. Исследование собора продолжалось и в 20 веке, когда археологи охотились за сокровищами, секретными проходами и многим другим!

Красная площадь использовалась для масштабных парадов и демонстраций, а при Сталине различные исторические здания были снесены, чтобы максимально увеличить пространство. Один из ближайших соратников Сталина Лазарь Каганович предложил снести храм Василия Блаженного — Каганович уже руководил разрушением храма Христа Спасителя и Казанского собора в Кремле. Однако архитектор Петр Барановский умолял Политбюро оставить собор нетронутым и даже отправил телеграмму самому Сталину. Барановскому приписывают спасение Василия Блаженного.

Собор Василия Блаженного сегодня

Photo Nicole Pankalla веб-сайт Pixabay 

Собор Василия Блаженного был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году. Службы в церкви возобновились в 1991 году, и начались работы по возвращению к жизни колоколов собора – сегодня , на колокольне установлено 19 колоколов возрастом от 25 до почти 500 лет! В 2007 году Собор Василия Блаженного был объявлен одним из семи чудес России.

Сегодня в Соборе Василия Блаженного кипит духовная и светская жизнь. Помимо часовен и церковных служб, в соборе также проходят фестивали, выставки, художественные мероприятия, концерты и многое другое.


Что можно увидеть сегодня в соборе Василия Блаженного?

  • Внешний вид: Архитектура Василия Блаженного уникальна для всей России. Его девять церковных башен увенчаны куполами-луковицами конфетного цвета и украшены слоями карнизов, кокошников, окон, разноцветных изразцов и узоров.
  • Интерьер: Ансамбль Василия Блаженного состоит из одиннадцати церквей, каждая из которых имеет уникальную архитектуру и художественное убранство и освящена в честь знаменательных событий политической и духовной истории России. Посетители могут открыть для себя чудесные произведения искусства, великолепные иконостасы с сотнями мастерских икон и ценные экспонаты, принадлежащие церкви и императорской семье.

Внешний вид

Фото с сайта Олега Шакурова Pixabay 

Собор Василия Блаженного может похвастаться непревзойденным в России проектом, свидетельствующим о ярком таланте его создателей, отважившихся нарушать традиционные каноны культовой архитектуры. Его девять башен венчают купола-луковки конфетного цвета, излучающие праздничность и жизнерадостность. Каждая башня украшена ярусами карнизов, кокошников и окон; цветочные мотивы змеятся на крыльцах, лестницах и галереях; а геометрические плитки и узоры подчеркивают кирпичную кладку.

Первоначально Собор Василия Блаженного не был буйством красок, которое мы видим сегодня, а имел строгий красно-белый фасад. В 17-м и 18-м веках сменявшие друг друга императоры и императрицы значительно видоизменяли внешний вид собора. Были добавлены кирпичные крыльца и галереи, разноцветная краска и изразцы украсили фасад, а орнаментальные купола приобрели яркие цвета и рисунок.

Знаете ли вы? Купола покрыты 32 тоннами медного листа толщиной 1 мм, площадью 1,900 квадратных метров.


Интерьер

Фото с сайта https://fotostrana.ru/

Храм Василия Блаженного неповторимо впечатляет разнообразием архитектурных и художественных стилей, присутствующих в его интерьере. Чудеса, которые можно обнаружить внутри собора, включают: картины маслом, фрески, портреты и пейзажную живопись; иконостасы, насчитывающие более 400 произведений московской и новгородской иконописи 16 -19 вв.; и ценные экспонаты, принадлежавшие церкви и императорской семье. Часовни собора соединены лабиринтом сводчатых внутренних переходов и галерей, которые от пола до потолка украшены красочными геометрическими узорами и природными мотивами.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Фото с сайта http://temples.ru/

Центральный придел св. Василия Блаженного, от которого собор получил свое официальное название. Вы можете узнать истинный масштаб собора изнутри центральной церкви. Кое-где сохранилась первоначальная кирпичная кладка и роспись, в том числе надпись с датой завершения строительства собора Василия Блаженного (12 июля 1561 г.), освещенная великолепной паникадилом. Огромный иконостас в стиле барокко был привезен в Москву в конце 1700-х годов.


Церковь Киприана и Иустины

Часовня освящена в честь мучеников Киприана и Иустины, день памяти которых ознаменован взятием Казани 2 октября 1552 года. , и тянуться к центральной фреске Богоматери. Позолоченный иконостас в классическом стиле изображает сцены Сотворения мира. Церковь Киприана и Иустины увенчана сине-белым куполом с вертикальными полосами.


Церковь св. Григория Армянского

Фото с сайта http://fotostrana.ru

Одна из четырех небольших часовен св. Василия, освященная в честь св. Григория, ответственного за обращение Армении в христианство. Разрушение Арской башни Казанской крепости в 1552 году, ключевой момент похода Ивана, пришелся на день святого (30 сентября). Строгие побеленные стены контрастируют с ярким иконостасом, задрапированным шелковыми и бархатными портьерами. Также видны архитектурные особенности 16-го века, религиозные одежды 17-го века, традиционные свечи и элегантная эмалевая лампа. Сетка из желтых ромбов украшает внешний купол.


Церковь Трех Константинопольских Патриархов

Фото с сайта https://moscowfy.com/

Память патриархов Александра, Иоанна и Павла отмечается 30 августа, в день победы войск Ивана над татарским князем Япанчи в 1552 году. Картины маслом, украшающие стены и потолок, изображают патриархов и других религиозных деятелей, а огромный пятиярусный иконостас состоит из элементов барокко и классицизма. Еще одна маленькая часовня собора, ее купол сделан из зеленых и красных ромбов.


Церковь Св. Василия (Василия Блаженного)

Фото с сайта https://moscowfy.com/

Самая маленькая часовня в ансамбле, но, пожалуй, самая богато украшенная, с яркими росписями, изображающими религиозных деятелей и сцены из Житие святого Василия. Строительством иконостаса руководил известный художник Осип Чириков. Он настолько велик, что тянется вдоль прилегающих стен, а его иконы помещены на золотой, красный и синий фон; особенно примечательны две старинные иконы: Смоленская икона Божией Матери и Образ святого Василия Блаженного. Сень над усыпальницей святого Василия — одна из самых почитаемых святынь Москвы.


Церковь Входа Господня в Иерусалим

Фото с https://moscowfy.com/

Эта церковь празднует вход Иисуса в Иерусалим, иначе известный как Вербное воскресенье. Торжественные побеленные стены перемежаются оригинальными чертами XVI века, а над северной дверью можно увидеть повреждения, нанесенные обстрелами во время Октябрьской революции. Иконостас этой церкви был взят из Александро-Невского собора Кремля и изображает сцены из жизни великого русского героя. Купол церкви украшен зелеными и красными заклепками.

Церковь Святой Троицы

В этой церкви почитается основное учение христианства. Его убранство светлое, изящное и умиротворяющее, а первоначальная архитектура и убранство почти полностью сохранились, в том числе самая древняя паникадило собора и одна из самых почитаемых его икон – Ветхозаветная Троица. Кремовые и зеленые полосы изгибаются к вершине купола, отражая спираль вечности, украшающую внутреннюю часть купола. Интересно, что акустику часовни дополняют глиняные сосуды, вставленные в стены.


Церковь Александра Свирского

Фото с https://moscowfy.com/

В этой маленькой часовне совершается чествование святого Александра Свирского, ответственного за обращение Северной Руси в православие. День памяти этого святого также отмечается 30 августа. Интерьер часовни покрыт фресками, имитирующими кирпичную кладку, а вокруг внутреннего купола вьется спираль вечности; экстерьер состоит из зеленых и кремовых изогнутых полос.


Храм Святителя Николая Чудотворца

Фото с сайта https://moscowfy.com/

Большой храм во имя святителя Николая Чудотворца, чтимая икона которого в 1555 году была переправлена ​​из Вятки в Москву. иконостас церкви изображает житие святителя Николая. Убранство этой часовни особенно богато: красочные росписи достигают потолка, а иконостас украшен цветочными мотивами в позолоченной лепнине. Внешний купол покрыт красными и белыми зигзагообразными полосами.


Церковь Варлаама Хутынского

Еще одна маленькая часовня Василия Блаженного, увенчанная куполом из зеленых и желтых треугольников. Он прославляет святого Варлаама Хутынского, подвижника, почитаемого Иваном IV и его отцом как покровителя царской семьи. День святого святителя, 6 ноября, знаменует победоносное возвращение Ивана в Москву в 1552 году. Иконостас украшен иконами XVI-XVIII веков, особенно интересна большая висячая икона «Видение пономаря Тарасийского», изображающая предсказание ряда о бедствиях, постигших Новгород. Эта икона завораживает тем, что это первое в истории древнерусского искусства произведение, на котором изображен целый город; Новгород передан с поразительной топографической точностью.


Церковь Иоанна Блаженного

Одиннадцатая и последняя церковь соборного ансамбля, открыта для посетителей только в ноябре 2018 г. Часовня освящена в честь юродивого Иоанна, в ней находится позолоченный иконостас, мощи святого и небольшая выставка религиозных предметов и произведений искусства.


Колокольня

Фото с сайта https://moscowfy.com/

Пристроена к ансамблю собора в конце 1600-х гг. и несколько обособлена от основной конструкции. Его венчает крутой восьмиугольный шатер с маленькими окошками и разноцветными плитками. На южной стене колокольни находится огромная знаменитая икона Покров с Василием и Иоанном Блаженным.

Есть несколько тематических и общих экскурсий, которые можно заказать в Соборе Василия Блаженного, но если вы хотите провести приятный и познавательный день, почему бы не отправиться в частную экскурсию по Москве «Экспресс в Россию», которая включает посещение этого великолепного памятника.


Что поблизости?

  • Красная площадь – самая известная площадь России, расположенная между Кремлем и историческим районом Китай-город, в окружении самых известных достопримечательностей Москвы.
  • Московский Кремль — уникальный памятник русской культуры и символ российской государственности на протяжении веков, с соборами и церквями, 20 башнями и роскошными дворцами.
  • Универмаг ГУМ — самый известный универмаг Москвы и место для роскошных покупок, известное своей великолепной архитектурой.
  • Парк «Зарядье» — Большой парк, расположенный на берегу Москвы-реки, с участками, воссоздающими разнообразный ландшафт России, и смотровой площадкой, с которой открывается великолепный вид на Кремль.


Основная информация для посетителей

Адрес и контактная информация  
Красная площадь, Москва, 109012
https://shm. ru/museum/hvb/
Метро: Охотный Ряд (550м),Площадь Революции (650м),Театральная (700м)

Тел: +7 (495) 698 -33-04

Часы работы  
10:00-18:00 с июня по август

11:00-18:00 с мая, сентября, октября

11:00-17:00 с ноября по апрель

Закрыто в первую среду каждого месяца

Собор Василия Блаженного — Русистика

Луковичные купола и шпили собора Василия Блаженного возвышаются над Красной площадью в Москве и пленяют наше коллективное воображение о России, весьма своеобразным образом неопределимое, возможно, «красочная игрушка, покоящаяся на ладони этого булыжного поля» или величественная икона величия и власти. Собор Василия Блаженного, более официально известный как Собор Покрова на Рву, безусловно, представляет собой удивительное зрелище и, как таковое, предлагает широкий спектр символических интерпретаций, уходящих корнями в столь же двусмысленные фольклорные сказки о происхождении. Собор узнаваем по «девяти разноцветным луковичным куполам» разных размеров и расстояний друг от друга, а также по «позолоченному чесночному куполу, венчающему высокий центральный шпиль». Несмотря на неравномерное расположение куполов в горизонтальной перспективе, собор сверху абсолютно симметричен. Собор представляет собой также фактически девять отдельных часовен разных стилей и названий, в одном из которых находится гробница святого Василия (Василия) Блаженного, «юродивого» или юродивого во Христе, от которого и происходит народное название сооружения. В соответствии со строго иерархическим характером времени, в которое он был построен, внутренние помещения собора невелики и могли вместить только самую элиту. Неясно, откуда взялось вдохновение для создания странных луковичных куполов, поскольку собор предшествует аналогичным куполам империи Великих Моголов. Собор Василия Блаженного был построен по приказу царя Ивана IV (Ивана Грозного) в ознаменование взятия татарской крепости Казань в 1552 году. Архитекторами собора могли быть Барма и Постник Яковлевы, но реальность их личности оспаривается ученых — это мог быть один архитектор или другое лицо, чье имя представляет собой комбинацию этих двух. Легенда гласит, что зодчие были ослеплены Иваном Грозным после завершения строительства собора, чтобы они не смогли воспроизвести такое красивое сооружение.

Культурная ассоциация и коннотация храма Василия Блаженного в русской культуре — это общее понятие власти, солидарности и преемственности, но к кому именно эти понятия применимы или кого они включают — вопросы, на которые нет однозначных ответов и несложных интерпретаций. Запись о Казанской битве, событии, которое якобы ускорило строительство собора, затемнена фольклорностью, в которой Иван Грозный, солдаты и даже татары драматизированы и преувеличены. По словам Андрея Юрганова, «взятие Казани стало символом растущей мощи Москвы, победы над «неверными» и утверждения праведности Ивана IV». Как указывает «Покров» в первоначальном названии собора, Иван искал подтверждения у высших сил для легитимности своего правления, присваивая «божественное право» концепции монархии для защиты и защиты своего положения. Собор появился как публичное объявление этих символических намерений и должен был вселить в россиян национальную гордость как олицетворение победы и силы. Однако, как отмечает Юрганов, собор в народе ассоциируется скорее с памятью о «юродивом» святом Василии, чем с эпической, сказочной битвой под Казанью. Св. Василий был известен многими святыми предсказаниями и деяниями, но особенно уважаемым критиком жестоких обычаев Ивана IV. Возможно, тогда русские считают более уместным почитать собор как мавзолей популярного, святого критика, чем как памятник победы жестокого монарха. Интересно, что через сотни лет после постройки собор был спасен от разрушения самопожертвованием Константина Барановского, архитектора, которому было поручено подготовить собор к сносу и который, по некоторым преданиям, защищал строение от Сталина. «забаррикадировавшись в церкви с автоматом». Сталин пытался очистить Советский Союз от остатков империализма. Опять же, героизация Барановского указывает на то, что Собор ассоциируется не с властью и преемственностью государственной или политической системы, а с решимостью русского народа найти солидарность в культурных представлениях, переживающих такие непостоянные, подчас гнетущие институты.

Вопреки распространенному толкованию, стремление увековечить символические достижения государственных структур не исчезло, когда Россия стала светским Советским Союзом. Когда нельзя было призвать божественную власть для обожествления достижений и личности правителя, такое обожествление искали через величие и авторитет современности, технологических и архитектурных достижений. Дворец Советов должен был стать таким памятником в традициях храма Василия Блаженного, символом достижений и власти. Журнал Time объявил 19 марта34, что это сооружение было «самым последним и величайшим памятником России», который станет «самым большим и самым высоким зданием в мире». Дворец явился заменой памятникам старины, построенным на месте другого монументального храма — Храма Христа Спасителя, который был взорван, чтобы освободить место для новой постройки. Как объясняет Уильям МакДоно, «собор — это воплощение наших желаний и намерений». Именно как проявление человеческого желания поклоняться и потребности или цели в присвоении богоподобного авторитета соборы и собороподобные сооружения выполняют эту двойную роль. Действительно, будь то собор или памятник юродивому и царю или коммунистической администрации, он предназначен для публичного поклонения лицам, событиям и достижениям, которые он символизирует.

Портрет Ивана Грозного перед собором Василия Блаженного указывает на образы, которые он хотел бы создать для сооружения, с самим собой в качестве основного центра обожествления. Портрет Царь Иоанн Васильевич Грозный работы Александра Васильевича Висковатова был создан в 1800-х годах, спустя много времени после фактического правления царя Ивана IV, но отмечает высокий статус его памятника и последующую личную монументализацию, присвоенную ему. Он изображен в своем коронационном облачении, великолепии и величии монархии, в виде крупного властного патриарха, занимающего весь передний план портрета. За ним, залитая небесными лучами, Москва с возвышающимися луковичными шпилями храма Василия Блаженного, место его коронации и постоянный памятник его подвигам и праведности.

 

– Кэролин Макбрайд, ноябрь 2009 г.