Содержание
Группа Храмов в Кхаджурахо
Группа храмов в Кхаджурахо, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, — великолепный образец искусства и храмовой архитектуры средневековой Индии. Комплекс храмов расположен в индийском штате Мадхья-Прадеш, в небольшом городке Кхаджурахо. Храмы были построены в 950 — 1050 годах, во время правления в Центральной Индии могущественной династии Чандела. Кхаджурахо считался культурной и религиозной столицей государства, в течение 100 лет в городе были возведены 85 храмов, до наших дней сохранились лишь 22. После заката династии Чандела в XIII веке Кхаджурахо словно исчез с лица земли, а величественный храмовый комплекс поглотили джунгли. Лишь в 1838 году Кхаджурахо был вновь открыт британским военным инженером Бертом, исследовавшим эту местность. Храмы Кхаджурахо построены рядом друг с другом, но представляют две различные религии — брахманизм (ранняя форма индуизма) и джайнизм, символизируя традицию принятия и уважения различных религиозных взглядов среди индусов и джайнов. Комплекс делится на три зоны — западную, восточную и южную. Наиболее представительная и хорошо сохранившаяся — западная группа (храмы Лакшмана, Варахи, Лакшми, Кандария-Махадевы, Джагадамби, Читрагупта (бога Солнца), Висванатха и святилище Нанди). Ближе к озеру расположена восточная группа (индуистские храмы Брахмы, Ваманы и Джавари и три джайнистских храма Гхантай, Адинатха и Паршванатха). Южная группа состоит из двух храмов — Дуладео и Чатурбхуджа. Храмы выполнены из гранита и песчаника, при строительстве не использовались какие-либо растворы, блоки укладывались один на другой и соединялись при помощи пазов и выступов. Каждый храм стоит на высокой каменной платформе-террасе и ориентирован по сторонам света. По периметру платформы и над центральным святилищем высятся высокие пирамидальные башни-шикхары. Их «нагромождение» создаёт иллюзию горной гряды Западного Тибета и священной горы Кайлас — обители Шивы и других богов. Шикхары и стены храмов украшены множеством барельефов и скульптур, изображающих сцены повседневной жизни, войны, ритуальные процессии и эротические сцены. Несмотря на то, что храмы Кхаджурахо получили мировую известность благодаря изображениям сцен плотской любви, на самом деле их доля не превышает 10% всех рельефов. Каджурахо можно назвать своеобразной каменной энциклопедий средневекового индийского общества и учения Тантры. В знаменитом романе Ивана Ефремова «Лезвие бритвы» описанию храмов посвящено немало восторженных слов: «Необъяснимое волнение охватило художника при виде высоких сикхар — башен над святилищами, собравшихся группами на фоне голубых столообразных гор в запыленном мареве горячего воздуха, плававшего над серой равниной» и «Можно показать женщину совершенно обнаженной и в то же время кристально чистой и благородно прекрасной. Можно изобразить страсть так, что в ней не будет ничего аморального, да посмотрите вы как следует на те же скульптуры Кхаджурахо».
- Источник:
https://tury.ru
Фотографии:
Каджурахо, Индия — подробная информация с фото
Видео: Каджурахо
vimeo.com/video/312505109?title=0&byline=0&portrait=0″/>
Содержание
- Общая информация
- История
- Опасности и неприятности
- Храмы Каджурахо
- Музеи Каджурахо
- Старая деревня
- Информация
- Перемещение по Каджурахо
- Дорога в Каджурахо и обратно
Общая информация
Храмы разделены на три группы: западную, восточную и южную. Главная группа храмов, южная, находится в красивом ухоженном парке с дорожками, плавно переходящими одна в другую. Учтите, что лучше всего скульптуры видны утром и днем.
Эротическая резьба, опоясывающая три группы храмов Каджурахо, внесенных в список всемирного наследия, — один из самых изящных образцов храмового искусства во всем мире. Западная группа храмов, в частности, может похвастаться просто ошеломляющими произведениями.
Многие путешественники жалуются на постоянное присутствие назойливых зазывал и поэтому выбирают более спокойное очарование близлежащей Орчхи. Их жалобы обоснованны, но имейте в виду: отказавшись от посещения Каджурахо, вы не увидите несколько самых красивых храмов в Индии.
Приезжайте в феврале-марте, когда западная группа храмов становится сценой танцевального фестиваля, который длится целую неделю.
История
По легенде, Каджурахо был основан Чхардраварманом, сыном бога луны Чхандры (Chandra), который спустился на землю и увидел прекрасную девушку, купающуюся в воде. Историки утверждают, что храмы построила династия Чандела (Chandela). Многие храмы изначально стояли на озере. Большинство из 85 храмов, из которых до сегодняшнего дня сохранилось 25, были построены в век расцвета культуры, с 950 по 1050 гг., и оставались действующими еще долго после того, как Чандела переместили столицу в город Махоба.
Мы должны быть благодарны английским охотникам за то, что они открыли эти шедевры в 1840 г. Почти вросшие в землю, они были скрыты буйной растительностью джунглей. Они не видели дневного света, пока их не раскопали в 1923 г. , через 600 лет после того, как они были оставлены в период войн с мусульманскими завоевателями.
Опасности и неприятности
Одной из основных трудностей для туристов в Каджурахо является постоянное вымогательство пожертвований и платы за фотографии. Часто этим занимаются дети. Также опасайтесь подозрительных предложений от гидов, которые предлагают провести вас в местную школу или благотворительный фонд.
Многие йоги и массажисты не имеют нужной квалификации. Это вовсе не означает, что они плохие йоги или массажисты, просто будьте осторожны.
Храмы Каджурахо
Эта храмы- прекрасный образец индо-арийской архитектуры, но известность Каджурахо принесли их фривольные фрески. На внешних стенах храмов целые ленты невероятно искусно выполненных каменных фигур, представляющей историю жизни 1000 лет назад: боги, богини, воины, музыканты, настоящие и мифические животные.
Постоянно повторяются два элемента: женщины и секс. Митхуна (пары мужчин и женщин, обычно изображенные в эротических позах), конечно, привлекают взгляд, но эротическое содержание не должно отвлекать от великолепного мастерства резчиков. Чувственные сурасундари (небесные нимфы) с горделивой осанкой, апсары (танцующие сурасундари) и наики (смертные сурасундари) изображены в полуобороте и слегка наклонены в стороны, благодаря чему кажется, что игривые фигуры танцуют и кружатся и вот-вот оторвутся от плоского камня. Классический пример -прачка, чье намокшее сари прилипло к телу — в этой картине столько же эротики, как в любой переплетенной паре, тройке или четверке людей.
Ходите между храмами правым плечом к зданию: правая сторона считается божественной.
Западная группа — внутри ограждения
Самые впечатляющие и лучше всего сохранившиеся храмы Каджурахо находятся за ограждением в западной группе (индийцы/иностранцы 10/250 рупий, видеосъемка 25 рупий; рассвет-закат). Это единственная группа, за осмотр которой придется заплатить. Путеводитель по Каджурахо от Archaeological Survey of India (99 рупий) и полуторачасовой аудиогид (50 рупий) можно приобрести в кассе.
Два небольших храма — Вараха (Varaha), посвященный реинкарнации Вишну в вепря, и закрытый храм Лакшми — находятся напротив огромного храма Лакшмана (Lakshmana). Внутри Вахары стоит потрясающий полутораметровый вепрь из песчаника, датируемый 900 г. н.э. и украшенный резьбой с изображением целого пантеона богов.
Огромный храм Лакшмана строился 20 лет и был готов около 954 г., во время правления Дханги (Dhanga), так написано на табличке в мандаре (колонном павильоне перед храмом). Несомненно, этот храм сохранился лучше всех в Каджурахо. Здесь вы найдете фрески, изображающие баталии и солдат: династия Чандела обычно всегда воевала в свободное от придумывания новых сексуальных поз время. На южной стороне изображена просто акробатическая оргия. Один из героев наглядно демонстрирует, что лошадь может быть лучшим другом мужчины, а потрясенная женщина украдкой подглядывает, стыдливо прикрыв лицо руками. Другие чувственные фигуры переплетаются со слонами на бордюре вокруг фундамента. Великолепные избражения окружают гарбхагриху (внутреннее святилище). Лакшмана посвящен Вишну, хотя по украшениям сильно напоминает храмы Шивы, Вишванат и Кандария-Махадев.
Кандария-Махадев, высотой 30,5 м, был построен между 1025 и 1050 гг. Это самый большой храм в городе, представляющий пик расцвета архитектуры Чапдела. Самые яркие изображения женской красоты и сексуальной аэробики — на трех центральных полосах. Здесь 872 акробатические статуи ростом почти в 1 м — выше, чем статуи возле других храмов. Одна из фигур, которую часто фотографируют, стоит на руках. Сикхара в 31 м высотой похожа на лингам (linga) — фаллический символ Шивы, которому поклоняются индусы, надеящиеся вырваться из круга постоянных перерождений. Символ украшен 84 дополнительными шпилями, крыша выполнена в форме горы, напоминающей гималайское жилище этих богов.
Созданные в середине XI в., в период расцвета власти клана Чандела, скульптуры внутри храма весьма откровенны и изобилуют деталями: танцующие девушки-апсары и нимфы сура-сундари, кокетливо зевающие, почесывающиеся, наносящие косметику или играющие с обезьянками, попугаями или своими веселыми возлюбленными. Кандария — самый большой из всех храмов Каджурахо, и благодаря его величине атмосфера жизнелюбия, наполняющая это место, еще больше усиливается, начиная просто-таки бить через край.
Махадева (Mahadeva), небольшой разрушенный храм, находится на той же платформе, что и Кандария-Махадев и Деви Джагадамба (Devi Jagadamba). Храм посвящен Шиве, который изображен на дверном проеме у входа. Здесь находится одна из лучших скульптур в Каджурахо: сардула (мифическое животное, наполовину лев, наполовину кто-то другой, иногда человек) высотой в метр.
Деви Джагадамба изначально был посвящен Вишну, а потом Парвати и после этого — Кали. На фресках изображены сардулы с Вишну, сурасундари и митхуны, шалящие на третьей, самой верхней полосе. Трехуровневое оформление здесь проще, чем в храмах Кандария-Махадев и Читрагупта (Chitragupta). Храм больше напоминает Читрагупта, но здесь меньше украшений, поэтому его считают более ранним.
К северу от Деви Джагадамба находится Читрагупта (1000-1025 гг. ), уникальный храм Каджурахо и очень редкий пример среди храмов северной Индии, поскольку он посвящен богу солнца Сурье. Храм не так хорошо сохранился, как другие. На нем есть несколько красивых резных изображений апсар и сурасундари, бои слонов и сцен охоты, митхун и процессии людей, несущих камни. Во внутреннем святилище Сурья едет на своей колеснице, запряженной семью лошадьми, а в центральной нише на южном фасаде находится одиннадцатиголовая статуя Вишну, изображающая реинкарнации бога с 10 по 22.
Двигаясь вдоль ограждения, с правой стороны вы увидите небольшой храм Парвати, который изначально был посвящен Вишну. Теперь на нем есть изображение Гаури верхом на годхе (игуане).
Предположительно построенные в 1002 г., храмы Вишванат (Visnvanath) и Нанди (Nandi) можно увидеть, поднявшись по ступенькам с северной и южной стороны. По бокам южной лестницы стоят слоны. Вишванат предвосхищает Кандария-Махадев, от которого его разделяет саптаматтрики (семь матерей) в сопровождении Ганеши и Вирабхандры. Это еще один блестящий пример архитектуры Чанделов. Среди его скульптур есть изящные сурасундари, которые пишут письма, баюкают младенцев, играют на музыкальных инструментах и и при этом томятся еще более призывно, чем на других храмах. На противоположном краю платформы находится статуя Нанди, быка Шивы, высотой 2,2 м. Он смотрит на храм. Фундамент двенадцатиколонного храма украшен фризом из слонов, похожим на украшение фасада Лакшмана.
Близлежащий белый храм Пратапешвар (Pratapeswar) — намного более современное кирпичное, выбеленное известью здание, построенное около 200 лет назад.
Западная группа — снаружи ограждения
На южной границе огороженной территории расположен единственный действующий храм западной группы — Матангешвара (Matangesvara). Это самый простой из здешних храмов (что предположительно означает раннюю постройку), внутри которого находится 2,5-метровый отполированный лингам (фаллический образ Шивы). Прямо с платформы можно заглянуть на склад под открытым небом, заполненный предметами из храмов. Это место закрыто для посещения.
Руины Чаусатх Йогини (Chausath Yogini), находящегося за Шив Сагар (Shiv Sagar), датируются IX в. и, скорее всего, являются самой древней постройкой в Каджурахо. Полностью выполненный из гранита, это единственный храм, не выстроенный в линию запад-восток. Название храма означает «64»: когда-то в храме было 64 кельи для йогини (жриц женского пола) Кали, а в 65-й келье находилась сама богиня. Считается, что это самый старый храм йогини в Индии.
В 600 м к западу вниз по тропе, пересекающей пару полей (спросите у местных жителей), расположен маленький разрушенный гранитно-песчаный храм Лалгуан Махадев (Lalguan Mahadev; 900 г.), посвященный Шиве.
Восточная группа — храмы старой деревни
Восточная группа включает три индуистских храма, разбросанных по старой деревне, и четыре джайнских, расположенных южнее; три из них огорожены каменной стеной.
В храме Хануман (Hanuman) на Басти-роуд есть 2,5-метровая статуя бога-обезьяны. Это немногим больше, чем ярко-оранжевая гробница. Интерес привлекает надпись на постаменте от 922 г. -самая древняя из датированных надписей в Каджурахо.
Гранитный храм Брахмы с сикхарой из песчаника, который смотрит на Нарора Сагар (Narora Sagar) — один из самых старых в Каджурахо (около 900 г.). Четырехликий лингам в святилище привел к путанице в названиях, но изображение Вишну наверху, над дверью святилища, говорит о том, что храм изначально был посвящен Вишну.
Похожий на храм Чатурбхудж из южной группы храм Джавари (Javari; 1075-1100 гг.) стоит на северной окраине старой деревни. Он посвящен Вишну и представляет собой прекрасный образец малой архитектуры Каджурахо: вход украшен крокодилами и стройной сикхарой.
Храм Вамана (Vamana; 1050-1075 гг.) находится в 200 м дальше на север. Он посвящен карлику — одному из воплощений Вишну. В нем есть необычные детали, например, выступающие из стен слоны, сикхара лишена вспомогательных шпилей, а эротических сцен почти нет. Махамандапа (главный зал) нетипична для Каджурахо: она покрыта крышей. Но это вполне соответствует традиции средневековых храмов западной Индии. Расположенный между старой деревней и Джайнской территорией крохотный джайнский храм Гхантай (Ghantai) получил название от украшений на колоннах — гханта (цепь и колокол). Когда-то он был похож на соседний храм Паршванат (Parsvanath), но сейчас от него остались только колонны. Храм обычно заперт.
Восточная группа — Джайнская территория (Jain Enclosure)
Хотя храм Паршванат (Parsvanath) не может поспорить высотой и откровенностью эротических сцен с западной группой, это самый большой джайнский храм на Данной территории. Он примечателен великолепной искусностью и точностью своей конструкции, а также очень красивыми скульптурами. Здесь можно увидеть некоторые прекрасно сохранившихся знаменитых изображений в Каджурахо, включая женщину, которая вынимает колючку из ноги, и женщину, которая красит глаза; обе фигуры находятся на южной стороне. Изначально храм был посвящен Адинатху (Adinath). Около века назад сюда поместили черное изображение Паршваната. Оба они имеют надписи над входом в махамандапу и сильно напоминают упрощенную версию храма Лакшмана, датируемого 950-970 гг.
Соседний, меньший по размеру храм Адинатх с течением времени был частично восстановлен. Своими тремя полосами резных фигур он похож на индуистские храмы в Каджурахо, особенно на храм Вамана. Только черное изображение в святилище напоминает о том, что храм принадлежал джайнам.
Шанти Натх (Shanti Nath), построенный около века назад, содержит несколько предметов из других храмов, в том числе статую Адинатха высотой 4,5 м с надписью на пьедестале, датируемой 1027 г.
Южная группа
Грязная тропинка ведет к изолированному храму Дуладео (Duladeq), расположенному в 1 км на юг от Джайнской территории. Это самый молодой храм, датируемый 1100-1150 гг. Он частично выполнен из дерева, статуи часто повторяются, например, статуи Шивы — все это говорит о том, что строители храмов Каджурахо к этому моменту уже пережили пик своего мастерства. Но склонности к эротизму они нисколько не утратили.
Рядом с храм Дуладео расположен разрушенный храм Чатурохуджа (Chaturbhuja; ок. 1100 г.). В святилище храма находится четырехрукая статуя Вишну высотой 2,7 м. Это единственный храм в Каджурахо, на котором нет эротических изображений.
Прямо перед Чатурбхуджей есть тропинка с указателем к храму Биджамандала (Bijamandala). Этот храм XI в., посвященный Шиве (судя по белому мраморному лингаму на вершине холма), сейчас находится на стадии раскопок. Были найдены несколько прекрасных статуй и незаконченных резных композиций, размеры которых свидетельствуют о том, что, скорее всего, это был самый большой храм в Каджурахо, который забросили из-за нехватки ресурсов на его содержание.
Музеи Каджурахо
Археологический музей
Main Rd;
посещение 10 рупий, бесплатно при наличии билета на осмотр западной группы;
8.00-17.00
Археологический музей Каджурахо знаменит прекрасной одиннадцатиметровой статуей Ганеши (танцующего божества с головой слона). В музее небольшая, но отлично сохранившаяся коллекция скульптур из окрестностей Каджурахо. Это хорошая возможность рассмотреть вблизи несколько прекрасно сохранившихся скульптур. Во время нашего посещения музей планировали перенести в более просторное помещение к северу от западной группы, но не переживайте: это собираются сделать еще с 2006 г.
Музей племен и народного искусства Адиварт
Одновременно музей и картинная галерея — Музей племен и народного искусства Адиварт — красочная альтернатива храмам.
Link Rd №1;
индийцы/иностранцы 10/50 рупий;
10.00-17.00 вт-вс
Здесь представлены произведения современных племенных культур двух штатов: Мадхья-Прадеш и Чаггисгарх. Здесь можно увидеть рисунки бхили, терракотовые скульптуры джхумар (Jhoomar), маски, статуи и бамбуковые флейты. Оригинальные картины с автографом можно купить начиная от 8000 рупий. Репродукции — за 200 рупий.
Старая деревня
Если вы сможете устоять перед детьми, постоянно выпрашивающими деньги, тогда отправляйтесь на пешую или велосипедную прогулку по улицам старой деревни, которая произведет на вас большое впечатление. Дома здесь выбелены или окрашены в яркие цвета, а тропинки украшены небольшими храмами, колодцами и водяными помпами.
Информация
Интернет-кафе в округе обычно берут 40 рупий в час, 50 рупий за звонки в Skype. Оздоровительный центр (Community health centre; 272498; Link Rd №2; 9.00-13.00 и 14.00-16.00) Персонал мало знает английский, но всегда готов помочь.
Почта (274022; 10.00-16.00 пн-сб)
State Bank of India (272373; Main Rd; 10.30-16.30 пн-пт, 10.30-13.30 сб) Обмен валют и дорожных чеков. Возле Raja’s Cafe и Paradise Restaurant есть банкоматы.
Tourist Interpretation and Facilitation Centre (274051; [email protected]; Main Rd; 10.00-21.00) Листовки с туристическими объектами штата. Их стойка есть в аэропорту и на железнодорожном вокзале.
Отделение туристической полиции (272690; Main Rd; 6.00-22.00)
Перемещение по Каджурахо
Хорошее решение — велосипед. Его можно взять напрокат в нескольких местах на Jain Temples Rd (20-50 рупий в день).
Велорикша будет стоить от 10 до 20 рупий в любом направлении по Каджурахо, и около 100/200 рупий за экскурсию протяженностью в полдня или целый день. Авторикши примерно вдвое дороже.
Такси от аэропорта и железнодорожной станции стоит 150/250 рупий, авторикша 50/80 рупий, но если у вас мало багажа, можно остановить автобус или совместный джип (10 рупий) на Джханси-роуд или за городом.
Дорога в Каджурахо и обратно
Самолет
Jet Airways (274406; 10.00-15.30); есть офис в аэропорту; есть ежедневные рейсы в Дели в 13. 45 (от 4200,3,5 часа) через Варанаси (Varanasi; от 3800,40 минут). Офис Air India (274035; Jhansi Rd; 10.00-16.50 пн-сб) расположен ближе к городу, есть рейсы в 14.00 в те же города, но только по понедельникам,средам и пятницам.
Автобус
Если касса автостанции (7.00-12.00 и 13.00-15.00) закрыта, можно обратиться за помощью к хозяину кофейного киоска Mad-hur напротив, он очень дружелюбен и ему можно доверять.
Есть три дневных автобуса в Джханси (130 рупий, 5 часов, 5.30,7.00 и 9.00). Все они довезут вас до перекрестка с дорогой в Орчху, где вы всегда сможете найти авторикшу на несколько человек (10 рупий) до Орчхи. Регулярные автобусы ходят в Мадлу (к Национальному парку Панна; 25 рупий, 1 час, 8.00-19.00), где можно сделать пересадку до Сатны (65 рупий, 3 часа). Есть два прямых автобуса в Сатну (110 рупий, четыре часа, 14.00 и 15.00), откуда можно сесть на поезд в другие города.
Гораздо легче поймать автобус на перекрестке Бамитха. в 11 км по Хайвэй-75 (Hwy 75). Мимо него целый день постоянно ходят автобусы в Гвалиор, Джханси и Сатну. До Бамитхи доберетесь на «совместном» джипе (на несколько человек, 10 рупий,7.00-19.00); они отходят от автостанции, или их можно поймать на Джханси-роуд.
Такси
Объединение таксистов, Yashowaran Taxi Driver Union, находится напротив Гоул-Маркета. Цены: аэропорт (150 рупий), железнодорожная станция (250 рупий), водопады Ранех (Raneh; 500 рупий), Национальный парк Панна (Panna; 1500 рупий), Сатна (2000 рупий), Орчха (2900), Читракут (2900), Бандхавгарх (4800), Варанаси (6800) и Агра (7000).
Поезд
С железнодорожной станции Каджурахо отправляются три удобных поезда.
Ежедневный пассажирский поезд отправляется из Джханси в 12.00, останавливаясь на кротохной станции Орчха (30 рупий, 4 часа). Здесь есть только 2-й класс, поэтому заказать билет заранее нельзя. Просто приходите на станцию, покупаете общий билет и садитесь в вагон.
По понедельникам, средам и субботам в Дели ходит 22447 Khajuraxo-Nizamuddin Express (спальный/3-й с конд./2-й с конд. 273/713/960 рупий, отправление 18.00,11,5 часов) через Агру (спальный/3-й с конд./2-й с конд. 210/527/699 рупий, 8,5 часов).
По вторникам,пятницам и воскресеньям в Варанаси ходит 21107 Bundelkhand Link Express (спальный/3-й с конд./2-й с конд. 198/522/694 рупий, отправление 23.00,12 часов) через Читракут (5 часов) и Аллахабад (8 часов).
Билеты на поезд можно купить в предварительной кассе (274416; 8.00-12.00 и 13.00-16.00 пн-сб. 8.00-14.00 вс) на автобусной остановке. Нужно заказывать билет как минимум за 4 часа до отправления.
21108 Bundelkhand Link Express отправляется из Варанаси в Каджурахо по понедельникам, средам и субботам в 17.10;
Ежает Аллахабад (22.25) и Читракут , прибывает в Каджурахо в 5.15.22448 Nizamuddin-Каджурахо Express отправляется со станции Hazrat Nizamuddin в Дели по вторникам,пятницам и воскресеньям в 22. 15 и проезжает Агру (23.20) перед прибытием в Каджурахо (6.05). Дневной пассажирский поезд отправляется из Джханси в 7.20, останавливается в Орчхе (7.25) и прибывает в Каджурахо в полдень.
Смотрите также: Хоперский заповедник, Тринидад и Тобаго, Зимбабве, Лодзь, Хальмстад, Коломенский дворец, Дар-аль-Хаджар
Группа памятников Кхаджурахо – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО
Выдающаяся универсальная ценность
Краткое обобщение
Группа храмов Кхаджурахо свидетельствует о кульминации храмового искусства и архитектуры северной Индии династии Чанделла, правившей регионом в 10 и 11 века н.э. Распределенные на площади 6 квадратных километров в живописном ландшафте, 23 храма (включая одно частично раскопанное сооружение), которые образуют западную, восточную и южную группы памятников Кхаджурахо, являются редкими сохранившимися примерами, демонстрирующими оригинальность и высокое качество. Храмовая архитектура в стиле Нагара.
Группа памятников Кхаджурахо по планировке и физической форме демонстрирует вершину архитектурного развития храмов в северной Индии. Построенный из песчаника, каждый храм возвышается над своей окрестностью богато украшенной террасной платформой, или джагати, на которой стоит тело, или джангха, чье святилище увенчано башней, или шикхарой, уникального типа для Нагары, где Вертикальность главного шпиля на вершине святилища подчеркивается рядом миниатюрных шпилей по бокам, каждый из которых символизирует гору Кайласа, обитель богов.
План храмов показывает пространственную иерархию выровненных по оси взаимосвязанных пространств. В храмы можно попасть через богато украшенное входное крыльцо (ардхамандапа), которое ведет в главный зал (мандапа), через который можно попасть в вестибюль (антарала), прежде чем попасть в святилище (гарбхагриха). Главные залы храмов часто сопровождались боковыми трансептами с выступающими окнами, а также обходным путем вокруг святилища. Более крупные храмы имели дополнительную пару трансептов и сопровождались вспомогательными святынями по четырем углам джагати.
Храмы Кхаджурахо известны гармоничным сочетанием скульптуры с их архитектурой. Все поверхности обильно покрыты резьбой с антропоморфными и неантропоморфными мотивами, изображающими сакральные и светские темы. Скульптуры, изображающие акты поклонения, клановые и второстепенные божества, а также пары в союзе, отражают систему священных верований. Другие темы отражают социальную жизнь через изображения домашних сцен, учителей и учеников, танцоров и музыкантов и влюбленных пар. Композиция и утонченность, достигнутые мастерами, придают каменным поверхностям храмов Кхаджурахо редкую яркость и чувствительность к теплу человеческих эмоций.
Критерий (i): Комплекс Кхаджурахо представляет собой уникальное художественное творение как по своей весьма оригинальной архитектуре, так и по высококачественному скульптурному декору, состоящему из мифологического репертуара многочисленных сцен развлечений, в том числе сцен, подверженных различных интерпретаций, священных или мирских.
Критерий (iii): Храмы Кхаджурахо являются исключительным свидетельством культуры Чанделла, которая процветала в центральной Индии до основания Делийского султаната в начале 13 века н.э.
Целостность
Группа памятников Кхаджурахо включает в себя все элементы, необходимые для выражения его выдающейся универсальной ценности, включая 23 храма, которые вместе демонстрируют оригинальность и высокое качество, достигнутое в храмовой архитектуре северного индийского стиля Нагара. Имущество имеет адекватный размер, чтобы обеспечить полное представление характеристик и процессов, передающих значение объекта, и не страдает от неблагоприятных последствий развития и/или запущенности.
Чтобы защитить храмы в их ландшафтном окружении, каждый западный, восточный и южный кластеры огорожены, таким образом очерчивая охраняемые границы. Это сдерживает распространение поселений, которые когда-то составляли часть Империи Чанделла. Выявленные потенциальные угрозы целостности собственности включают близлежащий аэропорт Кхаджурахо в виде возможных вибраций, повышенного количества частиц пыли и т. д. формы и конструкции, материалы и вещества. Его историческое местоположение не изменилось. Формы, дизайн и материалы достоверно иллюстрируют элементы зрелой формы северной индийской храмовой архитектуры, в том числе сочетание плана саптарата, увенчанного формой шикхары, уникальной для стиля Нагара. Эти храмы, окруженные живописным пейзажем, демонстрируют прославление культуры и власти Чанделлы.
Требования к охране и управлению
Группа памятников Кхаджурахо принадлежит правительству Индии и управляется Археологической службой Индии в соответствии с Законом о древних памятниках, археологических памятниках и руинах (AMASR) (1958 г.) и его Правилами (1959 г.). ), поправка (1992 г.) и Закон о внесении поправок и утверждении (2010 г.). Законы AMASR также определяют запрещенные и регулируемые зоны, простирающиеся на 100 м и 200 м соответственно от обозначенного памятника. Земля, примыкающая к памятникам, находится в совместном управлении чиновника налоговой службы (т. Е. Районного сборщика налогов, правительства штата Мадхья-Прадеш) и Археологической службы Индии, причем последняя отвечает за окончательные утверждения. В дополнение к вышеупомянутым защитным обозначениям, сельский ландшафт управляется Нагар панчаятом (управление на уровне города) в соответствии с Правилами Бхуми Викас штата Мадхья-Прадеш (19).84), который может регулировать и защищать объекты наследия. Пункт 17 раздела 49 Закона Мадхья-Прадеш Панчаяти Раджья Адхиниям (1993 г.) включает положение о сохранении и обслуживании памятников. Археологическая служба Индии рассматривает и разрабатывает стратегию распределения ресурсов в соответствии с выявленными потребностями. Такие вопросы, как вмешательства, обучение, исследования и информационно-разъяснительная работа, определяются ежегодно на основе инспекций и оценок на местах. Эти действия составляют неотъемлемую часть механизма оперативного управления, дополняемого по мере необходимости экспертами.
Поддержание выдающейся универсальной ценности имущества с течением времени потребует продолжения защиты и контроля территории, непосредственно окружающей имущество, и наблюдения за ситуацией в близлежащем аэропорту для выявления и устранения любого негативного воздействия на ценность, целостность или подлинность имущества. .
Храмы Кхаджурахо | ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
Известно, что в Индии насчитывается более 2 миллионов индуистских храмов. Эти храмы отражают разнообразие индийской культуры и образа жизни. Храмовая архитектура в Индии всегда воплощала в себе основное видение. Это репрезентация опыта, пространства и времени.
Искусство и архитектура, связанные со строительством индуистских храмов, хорошо описаны в Шилпа-шастре . В нем упоминаются три основных типа храмовой архитектуры в Индии: Нагара или северный стиль, Дравида или южный стиль и Весара или смешанный стиль.
Отличительными чертами стиля Nagara являются Garbhagriha (Sanctum Sanctorum), Shikhara (Криволинейная башня) и Mandapa 9.0052 (Прихожая). Стиль Nagara развивался постепенно, поскольку в более ранних храмах была только одна Shikhara, , в то время как более поздние храмы были построены с несколькими Shikhara , а Garbhagriha всегда можно найти под самой высокой башней.
Храмы Кхаджурахо являются великолепным примером храмового стиля Нагара , поскольку храмы состоят из святилища, узкого вестибюля (антарала) , трансепта (махамандапа) , дополнительные залы (ардха мандапа) , мандапа или неф и амбулаторный проход ( Прадакшина-путь ), который освещен большими окнами.
Кхаджурахо, известный своими богато украшенными храмами, был построен правителями династии Чандела между 900 и 1130 годами н.э. Первое упоминание о Кхаджурахо и его храмах содержится в рассказах Абу Рахьяна аль Бируни (1022 г. н.э.) и Ибн Батуты (1335 г. н.э.). Говорят, что храмы располагались на площади 20 квадратных километров, а в 12 веке их было около 85. Из-за разрушительного действия времени количество храмов в Кхаджурахо сегодня сократилось до 20.
Империя Чандела правила центральной Индией с десятого по четырнадцатый век. Чандела были хорошо известны своим интересом к искусству и архитектуре. Хотя последователи шиваизма, чандела также, как говорят, были склонны к вайшнавизму и джайнизму .
Резьба в храмах, кажется, в основном посвящена индуистским божествам и мифологии. Архитектурный стиль также следует индуистским традициям. Это может быть подтверждено различными факторами. Преобладающей особенностью строительства индуистского храма является то, что лицо храма должно быть обращено к восходу солнца. Все храмы Кхаджурахо были построены с учетом этого. Более того, резные фигурки отражают четыре цели жизни в индуизме , а именно, дхарма, кама, артха, мокша.
Памятники, построенные Чанделами, славились своей архитектурной и скульптурной славой. Чандела также глубоко интересовались исполнительским искусством и различными формами музыки и танца. Об этом свидетельствуют скульптурные изображения различных музыкальных и танцевальных сцен, изображенных на стенах этих храмов.
Эротические изображения очень распространены в храмах Кхаджурахо. Скульптуры небесных нимф с широкими бедрами, тяжелой грудью и томными глазами обычно встречаются в IX в.0051 Кандария Махадева и Вишванатх Храм. Считается, что эти скульптуры отражают идею женской красоты и плодородия. Другие сцены, изображенные на стенах храмов, являются частью Наратара (жизненный цикл человека), указывающего на то, что половое размножение и кама являются важным аспектом человеческой жизни.
Основное внимание при изучении храмов Кхаджурахо уделяется скульптурам. Стены этих храмов украшены одними из лучших скульптур того времени, что делает Кхаджурахо прекрасным художественным воплощением. Считается, что храмы составляют пять различных наборов скульптур:
- культовые изображения
- паривара, паршва и аварана деваты
- апсар и сурасундари
- светские скульптуры на разные темы (танцоры, музыканты, ученики и бытовые сцены)
- мифических существ ( вьялас, сардула и другие животные)
Эти наборы скульптур и эротических изображений изображают сцены из повседневной жизни.
Группа храмов Кхаджурахо. Изображение предоставлено — Викисклад
Довольно много историй вращается вокруг истории этих храмов. Одна теория утверждает, что их строительство можно рассматривать как часть распространения культа Шива-Шакти . Другая теория состоит в том, что храмы представляют собой девадаси , которые когда-то были основной частью храмовой деятельности. Самые красивые женщины были привезены из Магадхи, Малвы и Раджпутаны для обучения в качестве девадаси в храмах Кхаджурахо. Люди говорят, что Сурасундарис, , которые покрывают внутренние и внешние стены храмов, были взяты из реальной жизни и сопоставлены со скульптурами богов и богинь. Другая теория гласит, что скульптуры представляют собой жизненный цикл нормального человека. Трудно с уверенностью сказать, какая из этих теорий верна, поскольку письменных текстов, описывающих конструкцию, сегодня не существует. Независимо от того, что стоит за скульптурами, мы знаем, что нам подарили набор самых богато украшенных, замысловатых и красивых скульптур, существующих в мире.
Храмы Кхаджурахо разделены на три группы: Западную группу, Восточную группу и Южную группу.
Архитектура храмов Кхаджурахо очень сложна. Основными компонентами этих храмов являются:
- Гарбхагриха (святая святых) с антаралой, узкая прихожая
- Маха Мандапа, большой зал
- Ардха Мандапа и мандапа , которые представляют собой дополнительные залы меньшего размера
- Путь Прадакшины, обходной путь.
Несколько храмов в Кхаджурахо относятся к типу Панчаятана , с четырьмя святилищами, посвященными божествам, и часто еще одним святилищем перед портиком, посвященным вахане (транспортному средству) главного божества.
Считается, что храмы Кхаджурахо были построены из светлого песчаника, привезенного из каменоломен Панна, с восточного берега реки Кейн. Железные зажимы также свободно используются при строительстве храмов. Несколько других небольших храмов построены частично из песчаника и частично из гранита.
Западная группа храмов —
Западная группа храмов расположена к западу от дороги Бамита-Раджнагар на берегу Сиб-Сагар.
Они состоят из шести основных зданий и посвящены культам шиваитов и вайшнавов .
1) Храм Чаусат Джогини —
Помещение храма состоит из 64 небольших келий, соответствующих числу Йогини, служанок Богини Кали, в честь которой назван храм. Ни в одной из 64 ячеек не осталось изображений. Этот храм стоит на невысоком скалистом возвышении к юго-западу от Сиб-Сагар Озеро. Это единственный храм в Кхаджурахо, полностью построенный из гранита и ориентированный на северо-восток и юго-запад. Храм стоит на массивном постаменте и включает в себя внутренний двор длиной 104 фута и шириной 60 футов. Он окружен 65 камерами, из которых сохранилось только 35. Кельи крыты небольшими шпилями или шикхарами, нижняя часть которых украшена треугольным орнаментом, имитирующим окна чайтья . Нет датированной надписи, указывающей точный возраст храма.
Храм Чаусат Джогини. Изображение предоставлено Викискладом.
Храм Кандария Махадева. Изображение предоставлено Археологической службой Индии
2) Храм Кандария Махадева —
Самый большой из всех храмов в Кхаджурахо, он восходит к 10 веку н.э. Это 109 футов в высоту и 60 футов в ширину. Внутреннее устройство храма отличается от обычной конструкции индуистского храма, поскольку он имеет открытый проход вокруг святилища, образуя таким образом высокий алтарь во внутренней части храма. Стены храма Кандария несут почти девятьсот изображений. Высота фигур варьируется от 2,5 футов до 3 футов. Вход в храм имеет форму арки и украшен фигурами божеств и музыкантов. Кроме того, вход в святилище украшен сложной цветочной резьбой с вкраплениями фигур аскетов, совершающих покаяние. Женские фигуры у основания косяков идентифицированы как Богиня 9.0051 Ганга (река Ганга) и Богиня Джамна (река Ямуна). Богинь сопровождают их соответствующие транспортные средства, крокодил и черепаха. Внутри святилища стоит мраморный лингам, символ Господа Шивы. Есть также многочисленные фигуры апсар или нимф во всевозможных изящных позах.
3) Храм Деви Джагдамба —
Около 77 футов в длину и 50 футов в ширину, этот храм теперь известен под именем Деви Джагдамба или «Богиня-мать мира». Первоначально считалось, что он был посвящен Господу Вишну, поскольку его фигура занимает центр входа в святилище. На нем также есть фигуры Господа Шивы и Господа Брахмы справа и слева. Внутри святилища находится тщательно продуманная статуя четырехрукой женской фигуры, держащей цветы лотоса. Еще одна фигура богини Лакшми (супруга Господа Вишну) также присутствует в храме. На основании некоторых найденных здесь надписей предполагается, что храм был построен в десятом или одиннадцатом веке, в период расцвета правления Чанделы. Фигура Ямы лежит на южной стороне святилища, а фигура Господь Шива (восьмирукий и трехголовый) находится в нижней нише.
Храм Деви Джагдамба. Изображение предоставлено Wikimedia Commons
Читрагупта или храм Бхараджи. Изображение предоставлено Археологической службой Индии
4) Читрагупта или Храм Бхараджи —
Этот храм обращен на восток и имеет 75 футов в длину и 52 фута в ширину. Посвященный Богу Солнца ( Surya ), образ Бога Солнца хранится в святилище, в высоких сапогах и на колеснице из семи лошадей. Длина изображения составляет 5 футов, а над входом можно найти еще одно изображение Бога Солнца. Еще одна интересная скульптура — одиннадцатиголовое изображение Господа Вишну, закрепленное в центральной нише к югу от святилища. Центральная голова принадлежит самому Вишну, а остальные десять голов символизируют десять его воплощений. Надписей на храме нет, поэтому время его постройки определить невозможно.
5) Храм Вишванатх —
Вишванатх, или «Владыка Вселенной», — это другое имя Господа Шивы, которому посвящен этот храм. У входа в святилище высотой 90 футов есть фигура Господа Шивы, сидящего на Нанди (быке). Справа и слева есть также фигуры Господа Брахмы на его колеснице (Гусь) и Господа Вишну на его колеснице (Орел). Внутри храма находится лингам , а внутри мандапа две санскритские надписи, выгравированные на каменных плитах. Большая надпись слева датирована 9 г.0051 Викрама Самват 1059 или 1002 г. н.э. В нем приводится генеалогия царей Чандела от царя Наннуки до царя Дханги. Согласно надписи, храм был построен под наблюдением короля Дханги, который посвятил его Господу Шиве , установив Лингу с помещенным внутрь изумрудом.
Храм Вишваната. Изображение предоставлено Археологической службой Индии
Храм Лакшмана. Изображение предоставлено Викискладом
6) Храм Лакшмана —
Также известный как храм Чатурбхудж , этот храм имеет около 99 футов в длину и 46 футов в ширину. Он широко известен своими инновациями в технике архитектуры. Изысканные ленты стали принадлежать апсарам. Вход в храм имеет элегантную торану, , а потолок мандапа или неф украшен замысловатыми приспособлениями в виде остроконечных и кессонных кругов. У входа в святилище есть фигура богини Лакшми, а также фигуры Господа Брахмы и Господа Шивы 9.0051 . Считается, что храм был построен примерно в 11 веке н.э.
Другие важные храмы Западного Комплекса включают храм Лалгуана Махадева, храм Нанди, храм Парвати, храм Махадева и храм Варахи.
Храм Нанди. Изображение предоставлено Археологической службой Индии
Храм Вараха. Изображение предоставлено Археологической службой Индии
Храм Парвати. Изображение предоставлено Викискладом.
Храм Лалгуана Махадева. Изображение предоставлено — Викисклад
Храм Махадева. Изображение предоставлено Wikimedia Commons
Восточная группа храмов —
Восточная группа храмов расположена в непосредственной близости от деревни Кхаджурахо. Комплекс включает в себя три брахманских (или индуистских) и три больших джайнских храма, а именно: храм Гантай , храм Адинатха и храм Парсаванатхи . Индуистские храмы — это храмы Брахмы , Ваманы и Джавари.
1) Храм Брахмы —
Расположенный на берегу Кхаджурахо Сагар, считается, что четырехликий (чатурмукха) образ внутри святилища, возможно, может быть Господом Шивой, но местные прихожане ошибочно приняли его за изображение Господа Брахмы . Центральные места на перемычках святилища и западных окон занимают фигуры Господа Вишну . Это один из немногих храмов Кхаджурахо, построенных как из гранита, так и из песчаника. Считается, что этот храм был построен примерно во второй половине IX в.или в первой половине 10 века н.э.
Храм Брахмы. Изображение предоставлено Викискладом.
Храм Вамана. Изображение предоставлено Wikimedia Commons
2) Храм Вамана —
Расположенный на северо-восточной стороне храма Брахмы, этот храм имеет около 63 футов в длину и 46 футов в ширину и стоит на исключительно высокой платформе. Внутри святилища находится интересное изображение высотой 5 футов Господа Ваманы , карликового воплощения Господа Вишну. На его каркасе также вырезаны фигуры воплощений Вишну, а также фигура Господа Брахмы в бхумиспарша-мудра или жест прикосновения к земле. Верхний ряд вокруг святилища изображает Брахму с его супругой на юге и Вишну с его супругой на севере. Нижний ряд содержит изображения Варахи, Нарасимхи и Ваманы.
3) Храм Гантай —
Этот храм получил свое название из-за колоколов, подвешенных на цепях, которые украшают колонны его портика. В нем есть 11 обнаженных статуй джайнских тиртханкаров и две из их якшини. Над входом в храм находится изображение восьмирукой джайнской богини, едущей на Гаруда и держит различное оружие. На каждом конце перемычки есть фигура тиртханкары. Девять цифр слева обозначают девять планет (Наваграха) . Столбы портика изящно украшены лентами рогатых голов (киртимукха) или «лиц славы» вместе с фигурами аскетов и гандхарвов. Потолок храма окаймлен рядами панелей, изображающих группы музыкантов, танцующих и играющих на различных инструментах. В пространстве над перемычкой изображены слон, бык, лев, Лакшми, гирлянда и другие благоприятные предметы, которые мать Махавиры, основателя джайнизма, видела во сне перед его рождением.
Храм Гантай. Фото предоставлено Археологической службой Индии
Джайнский храм Парсаванатха. Изображение предоставлено Викискладом.
4) Джайнский храм Парсаванатха —
Это самый большой из джайнских храмов, 69 футов в длину и 35 футов в ширину. Считается, что это святилище Парсаванатхи, 22-го джайна тиртханкары. В храме есть обнаженная мужская фигура слева от двери и обнаженная женская фигура справа, с тремя сидящими женскими фигурами над центром. Над входом изображена десятирукая джайнская богиня, держащая в руках различное оружие и оружие, верхом на девятке.0051 гаруда. Две другие богини, едущие соответственно на гусе и павлине, вырезаны на концах перемычки. Внутри храма находится небольшая сидящая фигура Парсаванатхи, давшая название храму. На дверных косяках три кратких записи паломников персонажами десятого или одиннадцатого века, что является наиболее вероятной датой возникновения храма.
Восточный комплекс также включает в себя другие важные храмы, такие как храм Джавари, храм Адинатха и храм Сантинатха.
Храм Джавари. Изображение предоставлено Викискладом.
Храм Адинатх. Изображение предоставлено Викискладом.
Храм Сантинатхи. Изображение предоставлено Викискладом.
Южная группа храмов —
Южная группа состоит из двух храмов: Дуладео и Джаткари.
1) Храм Дуладео —
Он находится примерно в полутора милях от основных храмов Кхаджурахо и изначально был посвящен культу Шивы . Этот храм высотой 70 футов и шириной 41 фут состоит из пяти комнат. Он имеет уникальный набор резьбы, состоящий из изображения четырехрукой Ганы и раковины. Считается, что храм был построен примерно в 10 веке нашей эры.
Храм Дуладео. Изображение предоставлено Археологической службой Индии
Храм Джаткари или Чатурбхуджа. Изображение предоставлено Викискладом.
2) Храм Джаткари или Чатурбхуджа —
Расположенный недалеко от деревни Джаткари, этот храм обращен на запад.