Храм казанской божьей матери на красной: Храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (Москва) / Организации / Патриархия.ru

Казанский собор на Красной площади

Настоятель: протоиерей Николай Иноземцев.

Адрес: г. Москва, Никольская улица, д. 3.

Телефоны: староста 698-27-26; свечной ящик 698-19-96; церковный дом 698-27-01.

Официальный сайт храма.

Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение от 04.05.2016 №10717 о передаче в собственность Русской Православной Церкви здания Казанского собора на Красной площади, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Никольская, д. 3. Здание является объектом реставрационного воссоздания «Казанский собор. Воссоздание, 1993 г., арх. О.И. Журин, Г.Я. Мокеев». Собор восстановлен на сохранившихся фундаментах первой четверти XVII века.

ХРАМ-ПАМЯТНИК

Первый деревянный храм Казанской иконы Божией Матери на Никольской улице был построен попечением князя Дмитрия Пожарского, по разным данным, в 1625-м или 1630 году.

Казанская икона Божией Матери — один из самых почитаемых образов в русском народе. По преданию именно с этой иконой связано чудесное спасение России от польского нашествия в 1612 году. В благодарность за избавление страны от иноземных захватчиков и в память о погибших в этой войне русских воинах князь Дмитрий Пожарский по обеду решил утвердить на Никольской улице храм. Однако в 1635 году церковь сгорела.

Каменный собор возводился уже на средства первого царя династии Романовых — Михаила Федоровича. И был освящен в 1636 году.

К 1650-м построена новая паперть и колокольня, в конце XVII века — парадное крыльцо с главкой, в 1690 году — ограда. Обновлялся в 1760-м, 1805-м, 1825-м, 1865 годах. В 1801 сломана старая и в 1805 сооружена новая двухъярусная (с 1865 — трехъярусная) колокольня. В 1812 году храм пострадал от взрыва Никольской башни Кремля отступающими наполеоновскими войсками. В 1865-м фасады оформлены в классицистическом стиле (арх. Н. И. Козловский). В 1873-м сделана новая роспись интерьера.

В 1920-х захвачен обновленцами. Реставрировался на средства церковной общины в 1925—1033 годах (арх. П. Д. Барановский). В 1930-м закрыт. После закрытия собора пропал храмовый образ — Казанская икона Божией Матери. В 1936 снесён (П. Д. Барановский успел перед разрушением храма произвести его замеры и фотофиксацию). На месте собора находился павильон в честь III Интернационала, позже — городской туалет.

Восстановлен в 1989—1993 годах по сохранившимся обмерам и данным археологических раскопок (арх. О. И. Журин, Г. Я. Мокеев) на средства Мэрии Москвы и пожертвования граждан. Освящен 4 ноября 1993 года. Святыня — особо чтимая Казанская икона Божией Матери.

Главный престол — Казанской иконы Божией Матери. Северный придел — святителя Гурия, архиепископа Казанского, и святителя Варсонофия, епископа Тверского, южный — священномучеников Ермогена и Тихона, Патриархов Московских и всея Руси.

Казанский собор представляет характерный для первой половины XVII века тип квадратного в плане бесстолпного одноглавого храма с горкой кокошников, восходящий, вероятно, к старому собору Донского монастыря. Среди храмов московского посада к этому типу принадлежала церковь Николы Явленного на Арбате. Храм с трёх сторон окружён открытыми галереями, которые ведут к шатровой колокольне у северо-западного угла и в северо-восточный придел Аверкия Иерапольского.

По замечанию советского историка архитектуры П. А. Раппопорта, в расположении кокошников и особенно в сочетании крупных кокошников с мелкими проявилось стремление русских зодчих к обогащению яркой, мажорной композиции более дробными деталями — предвестие наступления эпохи «узорочья».

ВОЗРОЖДЕНИЕ КАЗАНСКОГО СОБОРА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ

4 ноября 1990 года на осенний праздник Казанской иконы Божьей Матери в 3 часа пополудни при небывало огромном стечении народа на Красной площади Москвы состоялась церемония закладки Казанского собора, воссоздаваемого спустя более полувека после его варварского разрушения в 1936 году. Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексий II совершил молебен на отрытых древних фундаментах соборного храма. Самое место престола отметили деревянным Крестом и памятной плитой, а в построенную у слияния Никольской улицы и Красной площади небольшую часовню торжественно внесли образ Богородицы, написанный современным мастером архимандритом Зеноном специально для возрождаемого храма. Разнесшиеся далеко окрест звуки величественных песнопений «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго…» и звон колоколов на импровизированной звоннице знаменовали открытие новой страницы истории Казанского храма, начало его второго рождения…

Восстановление соборного Храма-памятника на главной площади страны нельзя рассматривать как задачу сугубо архитектурно-художественного или историко-градостроительного плана (хотя ансамбль Красной площади, насчитывающий не одно столетие, был существенно обеднен после сноса собора). Казанский собор играл совершенно особую роль в жизни Москвы (и всей России!) и выделялся, прежде всего, исключительной общецерковной, исторической и мемориальной значимостью, как главный монумент освободительной войны Смутного времени. Казанский собор может быть поставлен в один ряд с соборами Московского Кремля, Храмом Василия Блаженного и Храмом Христа Спасителя — величайшими памятниками стойкой державной силы русского народа, силы, укорененной в Православии и питавшейся из этого возвышающего источника Веры.

Казанский собор неизменно служил вместилищем особо чтимой народной святыни — Казанской иконы Пресвятой Богородицы, этого победного знамени ополчения Минина и Пожарского, защитницы Земли русской. Выстроенный в честь чудотворного образа Божией Матери Собор-памятник свидетельствовал о глубокой вере наших предков в спасительный державный Покров «Матери Господа Вышняго» над Россией, о всенародной благодарной молитвенной памяти и о почитании Заступницы Усердной, явившей Божию милость в годину испытаний. Собор-памятник был, несомненно, школой верности заветам Православия.

Инициатор воссоздания Собора во имя образа Пресвятой Богородицы «Казанския», Московское городское отделение ВООПиК (МГО ВООПИиК), безусловно, стремилось не только вернуть былую его красоту, но и отдать этим дань памяти подвигу предков, твердо стоявших «За Святую Русь, за Дом Пресвятыя Богородицы», взывая — во имя нового очищения и возрождения родного Отечества — к помощи Небесной Заступницы… Эта инициатива была поддержана Правительством Москвы и получила благословение Святейшего Патриарха Алексия II.

Подробности читайте на сайте храма.

Предлагаем Вашему вниманию: Слово Святейшего Патриарха на освящение Собора

 

 

 

Церковь Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

  • Экскурсии по Москве
  • Главное меню
  • Блог о Москве
  • Церковь Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

В 1993 году был восстановлен храм Казанский иконы Божией Матери на Красной площади. Эта церковь не просто с богатой историей, она – один из символов истории Москвы в целом. Сам князь Дмитрий Михайлович Пожарский выделил средства на строительство Казанского храма. Неудивительно, что церковь была освящена в честь Казанской иконы, ведь именно этот образ стал главной святыней народного ополчения Минина и Пожарского. Икону торжественно вносили в каждый освобожденный город, в том числе и в Москву. После победы над польскими захватчиками Пожарский выступил инициатором строительства Казанского храма недалеко от кремлевских стен. Деревянный храм появился в 1632 году.

Через три года церковь сгорела в пожаре, и по приказу царя Михаила Федоровича на ее месте был сооружен новый каменный Казанский храм. На освящении присутствовали государь и князь Пожарский. Церковь Казанской иконы Божией Матери сразу стала главной святыней Китай-города и частью грандиозного ансамбля, спаянного единым идейно-образным и историко-мемориальным содержанием. От него до Лобного места сделали гладкую деревянную мостовую, которую называли «Красный мост». По одной из версий, именно поэтому площадь перед храмом тоже стала называться Красной. Получается, есть вероятность, что именно Казанская церковь дала название главной площади нашей страны.

К середине XVII века перед храмом были построены новая паперть и колокольня, а в конце столетия появилось великолепное парадное крыльцо, увенчанной главкой. До XVIII века Казанская церковь представляла собой небольшой бесстолпный одноглавый храм с четырехъярусной горкой килевидных кокошников. Это был яркий образец так называемых «огненных» храмов, кокошники которых являлись символами небесных сил и пламенной, огненной, веры. В течение XVIII и XIX веков церковь Казанской иконы Божией Матери несколько раз перестраивалась. Храм лишился декора и колокольни XVII века, галерей и южного придела Гурия и Варсонофия.

Храм находился в самой гуще оживленной московской торговли, и купцы его обстроили лавками. Во время нашествия на Москву Наполеона, по сообщениям очевидцев, в алтарь храма втащили мертвую лошадь и положили возле престола. При взрыве Никольской башни французами церковь была частично разрушена. Но, в отличие от многих других московских храмов, Казанский собор уцелел в огне французского пожара. В 1818 году в центре Красной площади установили памятник героям народного ополчения Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Церковь при этом получила новый акцент, наметилась новая важная ось – от памятника к Казанскому храму. В 1860-е годы колокольню надстроили третьим ярусом.

После революции планировалось проведение реставрации под руководством прославленного реставратора Петра Дмитриевича Барановского, который хотел вернуть Казанской церкви предполагаемый первоначальный облик. Однако в 1930 году храм был закрыт, Барановского арестовали, а в 1936 году, спустя триста лет после первого освящения, церковь Казанской иконы Божией Матери снесли. На ее месте по проекту архитектора Бориса Иофана был выстроен павильон в честь Третьего Интернационала. На его участке устроили туалет. После Великой Отечественной войны павильон убрали, но туалет сохранялся до 1980-х годов.

В 1990 году состоялась закладка нового Казанского собора. К счастью, перед разрушением Барановский успел сделать обмерные чертежи старого храма. Символично, что Казанская церковь была восстановлена учеником Барановского архитектором Олегом Игоревичем Журиным. Сегодня храм предстает перед нами в своих старинных живописных формах и с прежней глубокой символикой. Казанский храм – первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах. Восстановление церкви Казанской иконы Божией Матери – это возвращение памяти о важнейших событиях в истории нашей страны.


Денис Дроздов


  • ВКонтакте
  • Facebook

Ближайшие экскурсии

Детская экскурсия по Большой Ордынке

Продолжительность: 1,5-2 часа

Гид: Денис Дроздов

Дата: 29 АПР в 13:30

По следам героев романа «Мастер и Маргарита» (премьера)

Продолжительность: 2 часа

Гид: Виктор Сутормин

Дата: 29 АПР в 14:00

Волшебный модерн. Между Арбатом и Пречистенкой (премьера)

Продолжительность: 2 часа

Гид: Александра Гурьянова

Дата: 29 АПР в 15:00

Большая Полянка

Продолжительность: 2 часа

Гид: Денис Дроздов

Дата: 29 АПР в 16:00

Последние новости

Все новости

Презентация нового путеводителя Дениса Дроздова в легендарном книжном магазине

Денис Дроздов представит свою новую книгу «Пешеходные прогулки по центру Москвы» в магазине «Молодая гвардия»

03 Апрель 2023

Наш экскурсовод Татьяна Воронцова рассказала зрителям «Москвы 24» о съемках известных фильмов

Программа «Тайны кино» телеканала «Москва 24» с участием нашего экскурсовода Татьяны Воронцовой

24 Октябрь 2022

Наш экскурсовод Денис Дроздов ответил на вопросы читателей книги «Большая Полянка»

Денис Дроздов встретился с читателями в легендарном магазине «Молодая гвардия» на Большой Полянке

19 Сентябрь 2022

Денис Дроздов встретится с читателями в Центральном детском магазине на Лубянке

Денис Дроздов представит в легендарном магазине свою книгу и прочитает лекцию о Москве

12 Сентябрь 2022

Последние статьи в блоге о Москве

Все статьи

Мавзолей Владимира Ленина

Мавзолей Ленина воспринимается уже как естественная часть архитектурно-исторического ансамбля Красной площади

30 Июнь 2022

Дом Ремизовых в Малом Толмачевском переулке

Первые владельцы усадьбы – купцы Медынцевы. Вероятнее всего, этот купеческий род происходит из города Медынь Калужской губернии

30 Май 2022

Особняк Якунчиковой в Пречистенском переулке

Особняк Марии Федоровны Якунчиковой (Пречистенский пер., 10) был возведен в 1900 году по проекту архитектора Вильяма Валькота

30 Апрель 2022

Москва в кино. «Офицеры»

Москвы в фильме «Офицеры» не слишком много. Но парочка любопытных историй тут возникает, например, история самых известных киношных московских львов

15 Апрель 2022

Последние фото- и видеоотчеты

Все фото- и видеоотчеты

Фоторепортаж с экскурсии «От Чертольских Ворот до Арбатских»

24 Октябрь 2022

Фотографии с экскурсии «Лефортово»

31 Май 2022

Фотоотчет о детской экскурсии «Загадки башен Кремля»

29 Апрель 2022

Фоторепортаж с экскурсии «Проходными дворами Грачёвки»

21 Апрель 2022

 

    • Вечерние экскурсии по Москве
    • Недорогие экскурсии
    • Экскурсии по монастырям Москвы
    • Экскурсии для детей
    • Индивидуальные экскурсии
    • Корпоративные экскурсии
    • Экскурсии по московскому модерну
    • Экскурсии для школьников по Москве
    • Экскурсии на английском языке

Строительство храма Казанской иконы Божией Матери.

Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади. В середине XVII века протоиерей Аввакум служил в Казанском соборе на Красной площади

Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, построен на Красной площади во второй четверти XVII века в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков в 1612 году и в память о русских воинах, погибших в этой войне. Это первая церковь, восстановленная в Москве из святынь, уничтоженных большевиками.

Казанская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых в Москве. Она была найдена в Казани 8 июля 1579 года: по преданию, девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. располагается. Об этом видении девушка рассказала местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.

Через 30 лет казанский священник Ермолай стал знаменитым патриархом Гермогеном. В страшное для России Смутное время руководил борьбой за сохранение русской государственности и был идейным вдохновителем русского ополчения. Заморенный поляками в Кремлевском Чудо-монастыре, он до последнего вздоха отказывался благословлять захватчиков.

Именно по его приказу из Казани в помощь защитникам России была доставлена ​​недавно обретенная икона Божией Матери. В марте 1612 года она была встречена в Ярославле II русским ополчением во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским и отправилась с ней в освободительный поход на Москву, занятую польскими войсками. В октябре после продолжительной осады Китай-города было решено взять его штурмом, и перед Казанской иконой был отслужен молебен. По преданию, в эту же ночь преподобный Сергий Радонежский явился во сне греческому архиепископу Арсению, заключенному в Кремле, и сказал, что «предстательством Божией Матери Суд Божий на Отечестве положен». на милость, и Россия будет спасена». 22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а через пять дней замученные голодом в Кремле поляки сдались.

В благодарность за помощь и заступничество князь Дмитрий Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого Пожарского, который принес икону на руках из своего дома на Лубянке, где она хранилась во Введенской церкви до возведения Казанского собора.

Сохранилась старинная легенда, что Казанская икона находится не в самой церкви, а над колокольней посредине креста, и как будто святая икона несколько раз вносилась в собор, но каждый раз появлялась снова на кресте колокольни. Невозможно не увидеть аналогию с легендарной Иверской иконой, расположенной по соседству.

Раньше на месте Казанского собора в каменном здании находился один из Торговых рядов. А после постройки храма у его ограды продолжали торговать — восковыми свечами, печеным хлебом, булочками и яблоками. Ссоры между купцами и покупателями разрешались в старину на Потешном дворе в Кремле, и долгое время купцов приводили к присяге в Казанском соборе.

Вскоре деревянная церковь сгорела и была перестроена из царского кирпича в 1635 году мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым (по другой версии, царским мастером Абросимом Максимовым) и освящена в октябре 1636 года.го века собор был перестроен, но современная постройка почти полностью соответствует первоначальному облику собора.

Если Покровская церковь символизировала Небесный Иерусалим, то Казанский собор можно считать символом Воинствующей Церкви. Исследователи отмечали сходство русских воинов с ангельской конницей, выраженное в цветах военного парадного мундира XVII века — «золоченых доспехах, красных плащах и белых крыльях с золотыми концами». Эти цвета соответствуют описанию в Апокалипсисе Христа Сонма Небесного, сражающегося со Зверем и его лжепророком. «Царь царей и Господь господствующих» восседает на белом коне и облачен в «одеяние, запятнанное кровью». Его армии в белых одеждах (тонкий лен) следуют за ним также на белых конях. Основная цветовая гамма Казанского собора — сочетание красного, белого и золотого цветов — совпадает с цветами одежды русской конницы и апокалиптического Небесного воинства и в данном случае символизирует Армию Христову.

В византийской православной эстетике цвета имели определенное символическое значение. Золото было символом Божественного сияния, самого Бога. Красный цвет выражал пламя, огонь, карающий и очищающий. Он также был символом крови Христа, которая искупает грехи человечества. Белый – цвет святости и чистоты, отрешенности от мирского, стремления к духовной простоте и возвышенности. Глубина символизма соответствует мировоззренческой концепции Казанского собора как воинского храма православной Москвы – «щита и меча» всея Руси и всего христианского мира.

В Апокалипсисе описанию Небесного Иерусалима предшествует битва Небесного Армии с Антихристом и победа над дьяволом. Композиция Красной площади, от входа через Воскресенские ворота с Иверской вратарью, открывалась Казанским собором и поворачивалась к Лобному месту — московскому образу Голгофы, символу победы Христовой, и заканчивалась образом Град Божий — церковь Покрова на Рву. Русское православное войско сражалось с врагами России под защитой Богородицы и готовилось с Ее помощью к борьбе с антихристом, а самозванец Лжедмитрий воспринимался в русском религиозном сознании как один из его предшественников. Отречение от настоящего имени, данного при крещении, означало отречение от своей личности и замену ее «маской». Антихрист, ложно выдающий себя за Мессию, будет последним Самозванцем на земле, а надежду на спасение православной России и всех христиан от лжецаря мира связывали в последнее время с Казанской иконой, спасшей Россию от Лжедмитрия .

Два раза в год, 8 июля и 22 октября, устраивалось торжественное шествие с участием царя от Кремля к Казанскому собору. По благословению патриарха часть духовенства, отделившись от основного шествия на Лобном месте, прошла «по городам» — вдоль крепостных стен Китай-города, Белого и Земляного, окропляя их святой водой.

В середине XVII века в Казанском соборе служили протоиерей Иван Неронов, а затем Аввакум – «ревнители благочестия», не принявшие церковной реформы патриарха Никона, положившей начало расколу Русской Православной Церкви на никониан и Староверы. Здесь Никон отправил свое первое письмо с требованием заменить двуперстное крестное знамение трехперстным и коленопреклонение с поклоном в луке. Отсюда были отправлены в тюрьму Иван Неронов и Аввакум.

В петровское время по указу царя Казанская икона была доставлена ​​в новую столицу Санкт-Петербург, где впоследствии для нее был построен Казанский собор на Невском проспекте.

В здании Земского приказа, стоявшем когда-то прямо напротив Казанского собора, на месте нынешнего Исторического музея, 26 апреля 1755 года состоялось торжественное открытие Московского университета и двух гимназий. Так как своего домового храма университет еще не имел, то праздничный молебен совершался в Казанском соборе, и поначалу студенты и преподаватели посещали службы в этом храме. И хотя поиски собственного храма университет начал сразу, самые первые страницы его истории были связаны с Казанским собором. По мистическому стечению обстоятельств первый настоятель Татианской церкви МГУ, вновь открытой в 1995, протоиерей. Максим Козлов был священником восстановленного незадолго до этого Казанского собора, и первые молебны о возвращении его домовой церкви на Моховой Московскому университету также были совершены вновь в Казанском соборе.

Здесь до 1812 года продавались лубочные картинки, а перед въездом Наполеона — карикатуры на французов и их императора, нарисованные художниками Теребеневым и Яковлевым. Вся Москва собиралась унести сюда свои души, глядя на них. Немедленно распространились и знаменитые антинаполеоновские плакаты, или, как их еще называли, «ростопчинские» плакаты, написанные московским городским головой Ф. Ф. Ростопчиным, жившим в доме на Лубянке, перестроенном из… палат князя Пожарского.

В страшные дни осени 1812 года перед Казанской иконой был отслужен молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал М.И.Кутузов.

С иноземными варварами России справиться оказалось проще, чем со своими. После революции собор разделил печальную судьбу большинства московских святынь, что помешало осуществлению мировой революции. Правда, в 1920-е годы архитектор П.Д. Барановскому, мученику и подвижнику русской культуры, удалось восстановить его первозданный вид XVII века и снять бесценные чертежи и обмеры. Затем он был заключен в тюрьму за отказ участвовать в сносе церкви Покрова на Рву, Казанский собор был закрыт и превращен сначала в столовую и склад, а летом 1936 он был разбит, отметив тем самым свое трехсотлетие.

Через год на его месте появился временный павильон Третьего Интернационала, построенный по проекту Бориса Иофана (архитектор несостоявшегося Дворца Советов). Позже здесь открыли летнее кафе, а на месте алтаря устроили общественную уборную — дожи.

По решению правительства Москвы Казанский собор на Красной площади восстановлен по проекту ученика Барановского Олега Журина.

4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил кафедральный собор, а через три года освятил вновь воздвигнутый храм.

В 1610 году в селе Коломенском расположился стан Лжедмитрия II с воеводой Сапегой. В память избавления Москвы от поляков и от Тушинского вора царь Михаил Федорович повелел заложить здесь пятиглавый храм в честь Казанской иконы Божией Матери, помогавшей русскому войску. Храм был освящен только при Алексее Михайловиче. А под крестом церкви была надпись, что она построена в честь столетия взятия Казанского ханства в 1552 г.

В Дмитровском приделе Казанской церкви находится список с чудотворной Державной иконой Божией Матери , явленной в Коломенском в 1917 году. памятник позднего русского средневековья в стиле « Нарышкинское барокко ».

  • Здесь можно прикоснуться к святыням : иконе Казанской Божией Матери, иконе Божией Матери «Воспитание», ковчегу с частицами 83 святых.
  • Чудотворная икона Казанской Божией Матери была обретена в Казани в 1579 году и с тех пор является символом покровительства Божией Матери над Россией.
  • Собор открыт каждый день , православные службы проходят утром и вечером.
  • На углу Красной площади и улицы Никольской, рядом с ГУМом, находится удивительно красивый храм — Казанский собор. Он погружает вас в атмосферу загадочной старомосковской жизни, в последний этап позднего русского средневековья. Святыни храма: икона Казанской Божией Матери, ковчег с частицами 83 св. святых, икона Божией Матери «Воспитание». Собор открыт без перерывов и выходных. Православные службы проходят здесь утром и вечером.

    История собора

    История собора Казанской иконы Божией Матери началась в середине XVI века. когда он завоевал Казань. Большую часть Казанского ханства населяли татары-мусульмане. По преданию, в ночь перед одним из сражений, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, царь услышал звон московских колоколов, и вскоре пала Казань. Через несколько лет в Поволжье появилась икона, которая начала совершать чудесные исцеления, после чего многие татары уверовали в православие – и смирились с властью Московского царя. Эта икона, найденная в Казани в 1579 г.девицей Матроной и чей чтимый список был доставлен в Москву в том же году, стал национальной святыней, символом покровительства Божией Матери над Россией.

    Позже икона Казанской Божией Матери сыграла важную роль еще в одном поворотном моменте русской истории. Она сопровождала второе народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, освободившее Москву от польских захватчиков в 1612 году.

    Считается, что после победы князь Пожарский дал обет построить церковь в честь святыни, из которой он прошел путь к освобождению Москвы. Первый, деревянный, храм был построен на средства князя. Чуть позже на его месте по велению царя Михаила Федоровича Романова был возведен каменный собор. Здесь служили известные старообрядцы: Григорий Неуронов и протоиерей Аввакум. Казанский собор был приходским храмом Московского университета, и здесь был освящен победитель Наполеона фельдмаршал Михаил Кутузов.

    Второе рождение

    В конце 18 века. храм реконструирован в стиле классицизма. Церковь лишилась нескольких приделов и превратилась в ничем не примечательное здание, мало чем отличающееся от типовых построек. В начале 1800-х годов была разобрана и шатровая колокольня, которую заменили современной. Печальная участь ждала церковь в советское время. В 1930-х гг. было принято решение о сносе здания. Красная площадь должна была стать местом социалистических демонстраций, и места для церкви там не было.

    Восстановлением наследия мы обязаны великому архитектору-реставратору советского времени П. Барановскому (1892-1984), который, узнав о сносе, приказал произвести точные обмеры храма. 1990-1993 гг. на их основе была проведена реконструкция храма, причем не в классическом, а в оригинальном, древнерусском стиле. Фресковая живопись Настенну также была стилизована под античный стиль.

    Уютная небольшая церковь представляет собой настоящий комплекс: здесь есть колокольня, два придела, главный храм и галерея, объединяющая все части. Казанский собор стоит на перепаде высот, поэтому со стороны Исторического музея идет пологая, как бы манящая широкая лестница. Затем посетитель входит в галерею. Судя по нехарактерно большим для Средневековья размерам окон, галерея изначально была открытой, но позже помещение было застеклено.

    Самая красивая часть xp ama — завершение. Вся церковь выполнена в стиле, характерном для «нарышкинского барокко». Для него характерны контрастные цвета (красный, зеленый, белый), богатая наружная отделка стен и «пена» кокошников — декоративный прием, скрывающий переход от основного объема храма к куполу. Сама церковь относится к типу одноглавых бесстолпных, то есть внутри здания нет ни одной опоры. Еще два купола снаружи относятся к приделам.

    2016-2019 moscovery.com

    Собор Казанской иконы Божией Матери — православный храм перед монетным двором на углу Красной площади и Никольской улицы в Москве. Это первый в Москве полностью утраченный в советское время храм, который воссоздан в первозданном виде.

    Впервые собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади упоминается в летописи за 1625 год. Деньги на деревянную церковь пожертвовал князь Пожарский. Икона Казанской Божией Матери, в честь которой был освящен собор, была самой почитаемой в то время.

    Согласно легенде, 9-летняя девочка трижды видела во сне Богородицу, указывая ей на развалины дома. Священник Ермолай, которому был рассказан сон, нашел на развалинах икону. Произошло это в Казани, в 1579 году.

    Деревянный собор вскоре сгорел в огне. На его месте в 1635 году был возведен каменный храм. Средства предоставил сам царь — Михаил Федорович. Новое здание храма Казанской иконы Божией Матери было выполнено в трех цветах, каждый из которых имел свое значение.

    Золото символизировало религиозное назначение здания, красный цвет означал кровь Христа, а также огонь, карающий и обновляющий, белый цвет святости и чистоты. По византийской традиции такое цветовое решение означает, что собор создавался, прежде всего, как военный.

    В Казанском соборе иконы Божией Матери на Красной площади в Москве периодически совершались крестные ходы, в которых участвовали и русские цари.

    В свое время в храме служили протопопа Аввакум и Нерон, не принявшие церковную реформу Никона. Служителей храма, несогласных с нововведениями Никона, отправили в плен.

    Революция 1917 года стала поворотным моментом в жизни храма. Архитектору Барановскому удалось произвести обмеры здания, что по тем временам было не только сложно, но и небезопасно.

    В 1930 году Казанский собор на Красной площади был закрыт, а в его стенах появилась столовая. Через 6 лет святыню полностью разобрали.

    На месте храма Казанской иконы Божией Матери открывается павильон III Интернационала, а для его посетителей — общественный туалет, существовавший на месте святых престолов до 1990 года.

    Только в этот период начались работы по реставрации храма. Измерения Барановского оказались очень полезными. Казанский собор иконы Божией Матери на Красной площади оказался на прежнем месте. Наконец, святыня была возвращена к своему назначению. Сегодня это один из самых известных и почитаемых храмов столицы.

    Fais se que dois adviegne que peut.

    Дата создания: XVII век Описание:

    История

    Собор Казанской иконы Божией Матери возведен в память освобождения Русского государства от польско-литовских захватчиков, что совершилось при помощи и заступничестве Божией Матери, явившей Свою милость через чудотворную Казанскую икону. Храм был построен на средства первого царя из династии Романовых Михаила Феодоровича и освящен в 1636 году. С момента постройки храм стал одним из важнейших московских храмов, его настоятель занимал одно из первых мест в Московское духовенство.

    За свою историю собор несколько раз перестраивался — в 1760-х, 1802-05, 1865 гг.

    В 1920-е гг. Некоторое время в соборе служили обновленцы. В 1925-1933 гг. реставрация собора проводилась под руководством архитектора П.Д. Барановский. В 1928 году колокольня собора была снесена. В 1930 году Казанский собор был закрыт, а в 1936 году снесен.

    Собор перестроен в 1990-1993 гг. за счет средств мэрии Москвы и пожертвований граждан. Казанский собор — первый из полностью утраченных в советское время московских храмов, воссозданный в первозданном виде. Воссоздать исторический облик храма стало возможным благодаря обмерам, выполненным архитектором П.Д. Барановского до разрушения храма, и исследования историка С.А. Смирнова. 4 ноября 1993 г. храм был освящен.

    Название «Казанский собор», вероятно, вызывает у большинства путешественников ассоциации с величественным, красивым храмом, который находится на одноименной площади в Санкт-Петербурге.

    Однако в Москве, на улице Никольской, совсем рядом есть собор с таким же названием и не менее богатым прошлым. Обе церкви получили свое название от иконы Казанской Божией Матери, с которой связаны многие события в истории России.

    О его приобретении ходит легенда: через 27 лет после взятия Казани Иваном Грозным в городе вспыхнул пожар, в результате которого сгорело много домов, в том числе стрельца Онучина. Его маленькой дочери Матроне во сне явилась Богородица и попросила откопать икону под развалинами дома. Эта просьба была выполнена.

    Так явилась миру чудотворная икона, которая в некотором роде стала спасительницей земли русской. С него было сделано множество копий (копий), с одной из которых ополчение князя Пожарского отправилось освобождать Москву от поляков. 4 ноября (22 октября) 1612 года перед этой иконой был отслужен молебен, и начался штурм, закончившийся триумфом.

    Через 13 лет князь Пожарский, в знак благодарности чудотворному образу за дарованную победу, на свои средства построил деревянный собор, который стал называться Казанским. Однако вскоре очередной московский пожар уничтожил его, и с 1635 по 1636 год храм восстанавливали, используя в качестве строительного материала кирпич.

    Получился небольшой собор. Украсили его своеобразными кокошниками, благодаря им он выглядел нарядно и торжественно.

    Цветовая гамма храма (сочетание золотого, красного и белого) была выбрана в соответствии с византийской православной эстетикой. В нем золото символизирует Божественное сияние, красный цвет — огненное очищение от греха, белый — чистоту и святость. Это в полной мере отразило основное значение Казанского собора – храма воинской доблести в православной Москве. Чудотворная икона помогла изгнать польских захватчиков, Петр I молился перед ней накануне Полтавской битвы, а Кутузов – перед решающей битвой с Наполеоном. В этом соборе свято чтится память всех воинов, сложивших головы за Русскую землю.

    Однако судьба храма оказалась поистине мученической, его переделывали, разрушали и восстанавливали. Так в конце 19 века под руководством архитектора Н. Козловского был изменен фасад, сняты кокошники, в результате чего получилась эталонная, по выражению митрополита Леонтия, «деревенская церковь». Эта переделка пришлась не по вкусу не только духовенству, но и прихожанам, которые собрали средства на возвращение храму его первоначального вида. с 19С 25 по 1930 г. архитектор П. Барановский произвел реконструкцию, но через 6 лет Казанский собор был снесен, на его месте был построен сначала павильон в честь Интернационала, а затем общественная уборная.

    В 1990-1993 годах собор реставрирован по фотографиям и рисункам П. Барановского. В него вернулась чудотворная икона Казанской Божией Матери и продолжает защищать Россию от бед.

    Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади – Стоковое редакционное фото © sachkov #94149928

    Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади – Стоковое редакционное фото © sachkov #94149928

    Изображения

    ВидеоРедакцииМузыка и звуковые эффекты

    Инструменты

    ПредприятиеЦены

    Все изображения

    ВойтиРегистрация

    Только для редакционного использования

    Удалить BG

    Образец

    Чтобы загрузить это изображение,

    создайте учетную запись

    У вас уже есть учетная запись? Войти

    Я согласен с Пользовательским соглашениемПолучать рассылки и специальные предложения

    Москва, Россия — 17 декабря 2015 г. : Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади.

    — Фото автора sachkov

    • Поиск похожих изображений 0076

      Same Series:

      Москва, Россия — 21 марта 2016 г.: Высоко-Петровский монастырь на улица Петровка.Кострома город. Россия. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь внутри. Кострома, Россия — 14 сентября 2016 г.: Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь внутри. Город Москва. Россия. 19 марта, 2015 г.: Храм Христа Спасителя. Кострома, Россия — 16 сентября 2016 г.: Пожарная смотровая башня. Москва, Россия — 31 октября 2015 г.: Успенская церковь с трапезной палатой Новодевичьего монастыря. Москва, Россия — 28 ноября 2015 г.: Церковь Покрова в Филях.Россия. город Кострома. Пожарная смотровая башня. Кострома, Россия — 16 сентября 2016 г.: Пожарная смотровая башня. Москва, Россия — 19 сентября 2015 г.: Церковь Святой Троицы в Никитниках. Кострома. Россия. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь внутри. Москва, Россия — 21 марта 2016 г.