Грузия принадлежит россии: Состоялось присоединение Грузинского (Картли-Кахетинского) царства к России

как присоединение к Российской империи изменило Грузию — РТ на русском

220 лет назад начался процесс присоединения грузинских земель к Российской империи. Руководство Картли-Кахетинского царства, страдавшего от постоянных нападений со стороны Османской империи и Персии, обратилось к властям России с просьбой о принятии в российское подданство. Император Павел I решил удовлетворить эту просьбу и издал соответствующий манифест. Историки отмечают, что под властью России в Грузии началось бурное экономическое развитие, а также рост численности населения, которое до этого веками сокращалось из-за постоянных войн.

30 января (18 января по старому стилю) 1801 года в России был обнародован манифест императора Павла I о присоединении Грузии к России. Этот шаг защитил грузин от агрессивных действий Османской империи и Персии, а впоследствии в состав Российской империи вошли и другие территории с грузинским населением.

История грузинской государственности

История грузинской государственности столетиями складывалась непросто. Учитывая важное геополитическое положение Закавказья, грузинские земли подвергались нападениям со стороны соседних держав. Они были подчинены Понтийскому царству и Римской империи, а затем служили ареной для ирано-византийских войн и арабской экспансии.

В конце X — начале XI века восточные и западные грузинские земли стали единым государством. Его первым правителем был царь Баграт III. До начала XIII столетия Грузия переживала расцвет. Она преодолела нашествие турок-сельджуков, распространила своё влияние на значительные территории в Причерноморье и установила обширные международные связи — в том числе, с Древнерусским государством.

Также по теме


«Настоящий героизм»: как погиб русский дипломат и драматург Александр Грибоедов

190 лет назад произошла резня в русском посольстве в Тегеране, в ходе которой погиб дипломат, поэт и драматург Александр Грибоедов….

В XIII—XIV веках огромный урон Грузии был нанесён монгольским завоеванием и нашествием Тимура. Политико-экономические сложности в совокупности с ростом амбиций со стороны феодальной знати привели к постепенному распаду страны на несколько независимых царств и княжеств.

Ситуация ещё больше осложнилась в XVI веке. Сначала османы вторглись в Имерети и разграбили Кутаиси, а в дальнейшем персы захватили Картли. Грузия снова стала ареной для соперничества между иностранными захватчиками. В конце XVI века Османская империя подчинила себе большую часть Закавказья, но в начале XVII века турок потеснили персы, угнавшие в плен около 200 тыс. жителей Восточной Грузии.

«Персы и турки совершали постоянные набеги в грузинские земли, пытались их захватить. Всё это сопровождалось массовыми убийствами и разорением городов, поэтому приводило к бегству местного населения», — рассказал в беседе с RT профессор МПГУ, доктор исторических наук Виталий Захаров.

По словам экспертов, положение грузинского народа, принявшего христианство ещё в IV—VI веках, осложнялось тем, что он оказался в конфессионально чужеродном для себя окружении. Крупные христианские державы, которые можно было бы попросить о помощи, находились достаточно далеко.

  • Захват Тифлиса Ага Мохаммед-ханом
  • © Wikimedia commons

«Первые плотные контакты с Россией возникли у Картли и Кахетии в эпоху Петра I. Своим Персидским походом он обозначил заинтересованность в развитии восточного вектора внешней политики России», — отметил в разговоре с RT старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Вадим Муханов.

По словам эксперта, действия Петра на Кавказе не решили всех проблем грузинских земель, но укрепили связи между Россией и Закавказьем.

После вторжения турок в 1723 году в Грузию и падения Тбилиси царь Картлийского государства Вахтанг VI вместе со своим окружением перебрался в Россию.

Во второй половине XVIII века царь Ираклий II создал единое Картли-Кахетинское царство, в состав которого вошла большая часть современной Восточной Грузии. Однако, как отметил Виталий Захаров, положение грузинских земель оставалось тяжёлым. Они находились под сильным давлением турок, персов и соседних горских племён. Экономическая ситуация в стране была крайне сложной.

Присоединение к России

«В России не могли спокойно смотреть на то, как соседи массово уничтожают грузинское население. В 1783 году был заключён Георгиевский трактат, согласно которому Россия устанавливала над Картли-Кахети свой протекторат. Грузинское государство сохраняло полную внутреннюю самостоятельность, но подчинялось Санкт-Петербургу в вопросах внешней политики», — пояснил в комментарии RT научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

Также по теме


Области противоречия: что стояло за территориальными претензиями СССР к Турции

65 лет назад Советский Союз официально отказался от территориальных претензий к Турции, признав тем самым права Анкары на Карс, Артвин. ..

Как отмечают историки, в Санкт-Петербурге изначально смотрели на Картли-Кахети как на союзника, который при относительно небольшой поддержке способен превратиться в «кавказский барьер» для османских и персидских устремлений. Однако эти расчёты себя не оправдали. В 1784—1786 годах грузинские земли подверглись разорению в результате османских и горских набегов, а в 1795 году погром в Восточной Грузии устроили персы. При этом само Картли-Кахетинское царство было охвачено внутренними противоречиями.

Официальный Санкт-Петербург пытался убедить Ираклия II провести реформы, направленные на усиление государственной власти и наведение в стране порядка, но царь отказался заниматься этим, ссылаясь на возраст и состояние здоровья.

В конце XVIII века Персия усилила дипломатическое давление на Картли-Кахети, пытаясь подчинить себе царство. Российским властям пришлось задуматься над новым форматом отношений со своими грузинскими союзниками. Однако от кавказских дел Санкт-Петербург отвлекали проблемы в Европе. В 1798 году Ираклий II умер, так и не заключив нового договора с Россией. На престол вступил царь Георгий XII. Новый правитель сначала занял выжидательную позицию в отношениях с Российской империей. Однако усиление давления со стороны Персии заставило его продолжить начатые предшественником переговоры. При этом, чтобы добиться от Санкт-Петербурга помощи, он намекал, что в противном случае вынужден будет налаживать связи с Персией и Турцией. В 1799 году между Россией и Картли-Кахети снова в полной мере начали действовать положения Георгиевского трактата.

  • Царь Грузии Георгий XII
  • © Wikimedia commons

В 1800 году Персия и мусульманские политические объединения Кавказа запустили процесс создания коалиции против Картли-Кахети.

«А на Грузию надеяться нечего, у них на десять человек два ружья, а прочие вооружены кизиловыми обожжёнными палками, да к тому ещё присовокупить должно, что здесь внутренний беспорядок, что все бунтуют, всё из города бежит, но ныне наши караулы не пускают», — писал в августе 1800 года российский военачальник генерал-майор Иван Лазарев.

Российским войскам удалось защитить Картли-Кахети, однако представителям местной элиты стало понятно, что ради постоянных гарантий безопасности формат отношений нужно менять. Перед Россией в это время возник целый ряд новых угроз, и помощь закавказскому союзнику отходила на второй план.

«Положение Грузии в конце XVIII века было крайне сложным. Ещё несколько походов со стороны агрессивных соседей — и она могла просто вымереть», — отметил Виталий Захаров.

  • Вступление Егерского полка в Тифлис 26 ноября 1799 года
  • © Wikimedia commons

В 1800 году власти Картли-Кахети предложили официальному Санкт-Петербургу «единожды навсегда принять подданство Всероссийской Империи, обязуясь свято исполнять всё то, что исполняемо российскими подданными, не отрекаясь ни от каких законов и повелений, сколько силы того царства позволять будут, с признанием Всероссийского Императора за своего природного Государя и Самодержца».

Более того, царь Георгий XII отказывался самостоятельно распоряжаться государственными доходами, передавая их российской короне.

В декабре 1800 года император Павел I согласился принять предложения царя Георгия, однако публично о своём решении сразу не объявил. 28 декабря тяжело болевший правитель Картли-Кахети умер. О своих правах на престол заявил царевич Давид. На фоне этих событий 30 января 1801 года был обнародован манифест Павла I, в котором говорилось о согласии удовлетворить прошение покойного Георгия XII о вступлении Грузинского государства в состав России.

  • Павел I
  • © Wikimedia commons

По словам историков, процесс фактического вхождения Картли-Кахети в состав Российской империи затормозился из-за гибели в марте 1801 года в результате заговора императора Павла I. Уже в апреле к новому российскому царю Александру I прибыли полномочные представители из Грузии, попросившие подтвердить решение предшественника. Александр колебался, сомневаясь в целесообразности такого шага. Но отправленная в Картли-Кахети из Санкт-Петербурга комиссия решила, что самостоятельно Грузинское государство поддерживать свой суверенитет не сможет. Только после этого, 12 сентября 1801 года, Александр I издал манифест «Об учреждении нового правления в Грузии».

После этого Грузия начала динамично развиваться. Со временем в состав империи вошли другие грузинские земли. Если в начале XIX века население Грузии после вражеских набегов и эпидемий составляло всего около 400 тыс. человек, то в 1897 году оно достигло уже 2,1 млн. В 1860—1870-е годы на грузинских землях было ликвидировано крепостное право. В Грузии строились крупные предприятия и дороги, началась добыча угля и марганца. Новые экономические отношения способствовали в конце XIX — начале XX века росту национального самосознания и рабочего движения.

«Вхождение Грузии в состав России было полностью добровольным. Грузинское население получало все права, которые имели и другие люди, проживающие в России, а местная элита была инкорпорирована в состав российской. С моральной точки зрения Россия защитила слабого, который подвергался гонениям. Если бы не это решение российских властей, судьба грузинского народа в XIX веке могла оказаться весьма печальной», — резюмировал Михаил Мягков.

ВЗГЛЯД / Как Россия спасла грузин от полного уничтожения :: Общество



Ровно 220 лет назад, 30 января 1801 года, император Павел I издал манифест о присоединении Грузии к России. Это решение имело колоссальные последствия и для Российской империи в целом, и для грузинского народа как ее части. Почему вхождение в состав России оказалось единственным способом спасти население Грузии от полного уничтожения?

Российский император Павел I долго не мог прийти к решению. Еще весной 1799 года он подтвердил действие Георгиевского трактата, заключенного с грузинским царством Картли и Кахетии в 1783 году и отправил в Тифлис русского посланника с инструкциями, гласившими: всеми силами содействовать сохранению независимости маленькой страны, зажатой в горных долинах между Турцией и Ираном с одной стороны и горными племенами Кавказа – с другой. Но правитель Картли и Кахетии Георгий XII Багратид настойчиво просил русского императора принять его царство в русское подданство.

Прося о включении в состав России, Георгий XII преследовал собственные интересы. По его замыслам, хотя Картли и Кахетия должны были стать частью русской державы, он сам и его династия сохраняли царский титул и доходы. Размен получался выгодным – ведь царство Картли и Кахетия и так не было независимым государством и существовало лишь потому, что Россия была готова защищать грузин от иностранной агрессии.

Выбор между двумя соседними мусульманскими державами и могущественной православной империей был очевиден. Еще в 1783 году отец Георгия – Ираклий II подписал с Россией Георгиевский трактат, согласно которому царство Картли и Кахетия становилось русским протекторатом, лишалось независимой внешней политики, но в обмен получало гарантии независимости и защиту от турецкой или персидской агрессии. Стоит отметить – этот политический ход не был каким-то необычным новшеством. Древнее Грузинское царство уже несколько столетий как распалось на мелкие феодальные уделы, которые традиционно входили в сферу влияния Стамбула или Тегерана, сохраняя независимость на словах, но фактически являясь провинциями соседних держав. Так что в 1783 году грузины не потеряли независимость, а всего лишь поменяли мусульманских покровителей на Россию.

Осенью 1800 года Павел I объявил, что готов удовлетворить просьбу Георгия XII о переходе в русское подданство. Но тут случилось несчастье. 28 декабря 1800 года царь Картли и Кахетии скончался, так что русскому правительству пришлось принимать срочные меры, чтобы не допустить междоусобиц. А 30 января 1801 года Павел I подписал манифест о присоединении Грузии. В составе России появился небольшой закавказский анклав.

Именно этот факт был причиной того, что в русском правительстве имелось немало противников присоединения Грузии. Связь с новой территорией была крайне затруднена – Картли и Кахетия не имели выхода к морю, все сообщение с Тифлисом шло по построенной в 1799 году Военно-Грузинской дороге, которая в то время не могла пропустить большой объем грузов или значительные военные части и к тому же сильно зависела от положения дел на Северном Кавказе.

То есть манифест Павла I не только включил Грузию в состав Русского государства, но и определил политику России в XIX веке. Покорение Кавказа стало одной из главных задач правления русских царей вплоть до 1864 года, когда завершилась Кавказская война – одна из самых длительных войн, что вела Россия за всю свою историю. С другой стороны, принимая Грузию в состав империи, Россия получала форпост на Кавказе, где до этого господствовали совсем не дружественные нам Турция и Иран.

Но что же собой представляло Закавказье в 1801 году? О единой Грузии давно забыли, ее территории были поделены между Картли и Кахетией – самым большим государством, и более мелкими: Имеретинским царством, а также княжествами Мегрелия, Гурия, Сванетия и Абхазия. Все они считались вассалами Османской империи, хотя периодически восставали против власти турок. История Имеретии в XVIII веке – это череда постоянной борьбы за власть между представителями правящей семьи, вторжений турецких войск, разорений и грабежей, которым подвергалась страна. Царь Соломон I Лионидзе после долгой и кровопролитной войны добился от турок автономии Имеретии, но бы вынужден воевать сначала со своим братом Теймуразом, претендовавшим на трон при поддержке османов, а затем с сыном и наследником Александром. После смерти Соломона, прозванного Великим, в Имеретии вновь начались беспорядки, продолжавшиеся целых пять лет. Наследник Давид был свергнут собственным дядей, но в 1789 году вернул себе власть и стал править под именем Соломона II.

В 1804 году он подписал с Россией Элазнаурский трактат, которым навеки передал суверенитет Имеретии русскому императору. Однако вскоре Соломон пожалел о потерянной власти и начал искать помощь за рубежом, готовя вооруженное выступление. Когда русские в ответ обратились к имеретинским князьям, те охотно выступили против мятежника и выдали его властям. Соломону удалось бежать, и он закончил свои дни в Трапезунде, под покровительством турецких властей.

В Мегрелии правили князья Дадиани, при которых страна достигла совершенного упадка. Современники писали, что государство настолько обеднело, что не имело войска, а князья ездили по всей Мегрелии, кормясь за столами своих подданных. Дань, которую Дадиани платили Турции, взималась не золотом, а их собственными подданными. Мальчиков заставляли принять ислам и воспитывали как верных слуг турецкого султана, а девочки поступали в гаремы турецкой знати.

Лишь по условиям Кучук-Кайнарджийского мира 1774 года, Россия потребовала от Турции освободить Мегрелию от этой унизительной повинности.

Горцев-сванов, обитавших в далеких горных долинах, куда боялись заходить даже турецкие войска, сами грузины считали дикарями. В просвещенном XVIII веке там сохранялись пережитки родового строя и элементы древней языческой веры. Мегрелия вошла в состав России в 1803 году. Сванетия, до которой очень долго, что называется, не доходили руки, попросила о протекторате лишь в 1833 году.

В Гурии значительную часть населения княжества составляли аджарцы – грузинское племя, обращенное в ислам. Они по большей части были лояльны османским правителям, так что для гурийцев самой важной задачей было простое выживание, сбережение своей культуры, языка и веры. Гурийский князь Мамия Гуриели попросил о присоединении к России в 1810 году.

Расположенная севернее Абхазия также превратилась в арену борьбы мусульман и христиан, причем абхазы крайне не любили грузин и всеми способами старались от них отделиться. В итоге про то, что Абхазия когда-то была частью единой Грузии, в XVIII столетии совершенно забыли и в стране шла ожесточенная борьба между сторонниками протурецкой и прорусской ориентации.

Победила «русская партия». Вскоре после присоединения Картли и Кахетии, в 1803 году абхазский князь Келеш Шервашидзе попросил российского протектората, но был свергнут заговорщиками, после чего в княжестве запылала очередная гражданская война. Беспорядки на границе, к тому же во время русско-турецкой войны 1806-1812 годов, столь сильно мешали русскому правительству, что в 1809 году среди участников смуты был найден подходящий претендент – Георгий Шервашидзе, который просил русского императора Александра I о покровительстве. Просьба была быстро удовлетворена, в Абхазию вступили русские войска, неся мир, закон и порядок, а в следующем году вышел императорский манифест о присоединении Абхазского княжества к Российской империи.

Даже в Картли и Кахетии дела шли совсем плохо. В 1785 году страна проиграла войну с Аварским ханством и была вынуждена начать платить дань. Через десять лет началось вторжение персов, которым грузины смогли противопоставить всего семь тысяч воинов. Это были все силы, на которые оказались способны два самых больших грузинских государства – Картли-Кахетия и Имеретия. Сражение под Крцаниси закончилось полным разгромом грузин, потерявших почти всю армию, после чего войска Ага Могамед-хана Каджара вступили в Тифлис и предали его огню и разорению.

В 1792 году царь Ираклий II разделил свое государство на шесть уделов, раздав их сыновьям и оказавшись на положении шекспировского короля Лира – с короной, но почти лишенного реальной власти. Так что настойчивые просьбы царя Георгия XII о принятии его в русское подданство были следствием его отчаянного положения. Ну после смерти последнего царя оказалось, что грузинская знать поддерживает сразу двух кандидатов на трон: Давида, сына Георгия XII, и Юлона, его дядю, сына Ираклия II.

Желая остановить назревавшую гражданскую войну, русское правительство приняло срочные меры. После кончины Георгия XII в декабре 1800 года, в Тифлисе на собрании грузинских аристократов-тавадов генерал Иван Лазарев, командующий русскими военными частями в Грузии, остановил попытку царевича Давида захватить трон и объявил, что отныне власть в Грузии принадлежит представителю Российской империи. Несколько месяцев спустя по настоянию Лазарева во всех церквях Тифлиса и окрестностей был публично зачитан манифест Павла I о присоединении Грузии к России.

Стоит признать – скорая гибель грузинского народа и его государственности в конце XVIII века стала ближайшей перспективой, которую отлично сознавали все обитатели тех мест. Все феодальные осколки старого Грузинского царства были типичнейшими, как сказали бы сегодня, «несостоявшимися государствами». Все они испытывали серьезнейшие проблемы во внутренней и внешней политике, были невообразимо бедны, лишены военной силы, а правящую элиту волновало лишь собственное выживание и сохранение власти.

В таких условиях приход России в Закавказье оказался огромным благом для грузинского народа, который был спасен от печальной участи раствориться среди множества окружающих его мусульманских племен. Демография дает свидетельства полной национальной катастрофы. Если в XII веке население Грузии составляло более семи миллионов человек, то в конце XVIII века осталось менее 700 тысяч грузин, которые гибли от регулярных набегов турок и персов, голода и гражданских войн. Еще немного, и грузинскому народу пришел бы конец. Когда в России провели перепись населения 1897 года, оказалось, что численность грузин в Русском государстве быстро восстанавливается. Их было уже более двух миллионов, то есть всего за 83 года после принятия защиты от России, число грузин выросло в три раза, хотя до этого столетиями лишь сокращалось.

В своей политике в Грузии Россия быстро нашла верный курс, хотя вначале были допущены определенные ошибки. Первыми правителями были назначены сначала Петр Ковалевский, который не смог наладить эффективного контакта с правящими кругами, а затем барон Карл Кнорринг, человек европейского воспитания, подходивший к Грузии с мерками обычной европейской страны. Его либеральная политика привела к тому, что грузинская знать посчитала русскую власть слабой. Тогда для наведения порядка в Тифлис был назначен новый правитель князь Цицианов – этнический грузин, предки которого, однако же, уже несколько поколений пребывали на русской службе, так что в его верности император Александр I был полностью уверен.

Представьте себе правителя-индуса в те годы в Британской Индии – это совершенно невозможное дело, а вот в Грузии вскоре после присоединения к России правителем оказался грузин. Вот наглядное свидетельство того, что национальная политика Российской империи отличалась большой гибкостью и совсем не походила на общепринятые в Европе колониальные практики. В последующие годы ни грузинский народ, ни его элита не испытывали никаких тягот от русской власти. Множество грузин охотно шли на русскую службу, отличившись среди офицеров и полководцев, а также деятелей науки, культуры и искусства.

Через 12 лет после российского вторжения Грузии не видно конца

На этой неделе исполняется 12 лет с тех пор, как пятидневное вторжение России в Грузию позволило отделиться двум провинциям, расколов кавказскую нацию. Теперь ее посол в Соединенных Штатах видит только дальнейшее плохое поведение Москвы, которая использовала пандемию коронавируса для ужесточения границ и распространения дезинформации о реакции на вирус.

«К сожалению, после шести месяцев агрессии против Грузии бизнес с Россией вернулся в нормальное русло», — заявил 9 посол Грузии в США Давид Бакрадзе.0005 Внешняя политика в интервью. Но он говорит, что международное сообщество все больше настороженно относится к участию России в конфликте.

В ознаменование годовщины Соединенные Штаты и семь европейских стран призвали Россию вывести свои войска из Абхазии и Южной Осетии, поскольку официальные лица Грузии предупреждают о все более серьезной ситуации с правами человека. Поддерживаемые Россией власти отказывают в медицинской эвакуации из отколовшихся провинций, в то время как Москва направила в этот район более 10 000 военнослужащих.

На этой неделе исполняется 12 лет с тех пор, как пятидневное вторжение России в Грузию позволило отделиться от двух провинций, расколов кавказскую нацию. Теперь ее посол в Соединенных Штатах видит только дальнейшее плохое поведение Москвы, которая использовала пандемию коронавируса для ужесточения границ и распространения дезинформации о реакции на вирус.

«К сожалению, после шести месяцев агрессии против Грузии бизнес с Россией вернулся в нормальное русло», — заявил 9 посол Грузии в США Давид Бакрадзе.0005 Внешняя политика в интервью. Но он говорит, что международное сообщество все больше настороженно относится к участию России в конфликте.

В ознаменование годовщины Соединенные Штаты и семь европейских стран призвали Россию вывести свои войска из Абхазии и Южной Осетии, поскольку официальные лица Грузии предупреждают о все более серьезной ситуации с правами человека. Поддерживаемые Россией власти отказывают в медицинской эвакуации из отколовшихся провинций, в то время как Москва направила в этот район более 10 000 военнослужащих.

«Я думаю, что в какой-то момент Россия поймет, что они не только не запугали Грузию, но и снова объединились в желании [вступить] и очень сильно ускорили темп марша грузин [в] НАТО и Евросоюз», — сказал Бакрадзе. .

Это интервью было отредактировано для большей ясности.

Внешняя политика: Соединенные Штаты и Европа предлагают помощь в выселении российских войск. Где грузинские официальные лица видят поддерживаемые ООН переговоры с русскими в Женеве по прекращению конфликта?

Давид Бакрадзе: К сожалению, прогресса нет. Мы видим, что после 50 с лишним раундов переговоров Россия не хочет выполнять свои обязательства. И сегодня, после 12 лет вторжения и оккупации 20 процентов территории Грузии, она все еще продолжает процесс ползучей аннексии, который включает в себя включение местных, так называемых институтов в российские федеральные структуры, а также попытки искоренить любое грузинское наследие. в оккупированном регионе.

И сегодня гибридная война стала оружием России, что мы видели в других странах. Это не ново для Грузии. Мы видели различные его формы на протяжении многих лет. Это были энергетические и экономические инструменты, использованные в 2006 году, это были кибератаки в 2008 году. В 2019 году тоже были кибератаки против Грузии. Есть дезинформация и пропаганда, которая сейчас атакует даже Грузию во время COVID, когда все объединились, весь мир для борьбы с распространением COVID-19пандемия. Россия даже в это время воспользовалась возможностью усилить свои провокации.

FP: Государственный департамент сообщил, что поддерживаемые Россией власти установили дополнительные барьеры, препятствующие пересечению границы, что вызывает обеспокоенность по поводу нарушений прав человека. Ситуация ухудшается?

DB: После оккупации в Грузии появились десятки тысяч новых внутренне перемещенных лиц из оккупированных районов Цхинвали [столица Южной Осетии], Южной Осетии и Абхазии. Мы ежедневно наблюдаем нарушения прав человека. Что необходимо подчеркнуть, так это очень серьезную гуманитарную ситуацию на местах в этих двух оккупированных регионах, которые [в настоящее время] обезлюдевают. Вы видите, что в этих регионах население сократилось в четыре-пять раз: со 135 000 до примерно 30 000 в Цхинвальском районе Южной Осетии и с 350–400 000 до не более 100 000 в Абхазии.

Это происходило в основном по национальному признаку, и даже сегодня мы видим, что эта оккупационная линия служит для России новым инструментом для продолжения похищений граждан Грузии. В прошлом году и год назад на оккупационной линии было совершено около 100 похищений. Закрытие так называемых контрольно-пропускных пунктов и постоянное ограничение свободы передвижения также использовались в качестве еще одного гибридного инструмента [войны] и крайне усугубляли гуманитарную ситуацию в пострадавших от конфликта и оккупированных районах.

Оккупационный режим Цхинвали специально отказал в медицинской эвакуации из оккупированного района. Это привело к множеству летальных исходов. Пятнадцать человек погибли с момента закрытия оккупационной линии в сентябре 2019 года из-за очень безответственного решения об отказе пациентам в неотложной помощи. Теперь, с другой стороны, правительство Грузии пытается распространить льготы, которые есть у каждого гражданина Грузии, на наших граждан, проживающих в оккупированных регионах, включая бесплатное медицинское обслуживание. Но они лишены этой возможности.

FP: Достаточно ли делают США и Европа, чтобы помешать России укрепить свои позиции в отколовшихся регионах Грузии? Заставило ли это вас пересмотреть планы по вступлению в НАТО и ЕС?

DB: К сожалению, после шести месяцев агрессии против Грузии дела с Россией пошли на лад. Но сейчас мы видим очень сильную позицию, которая выражается в многочисленных документах и ​​действиях. Только в 2017 году Конгресс впервые признал [отколовшиеся от Грузии] регионы оккупированными Россией и наложил ограничение на любое финансирование любой страны, которая признает [их] независимость. Мы увидели очень сильное послание поддержки, исходившее от Конгресса в прошлом году, когда Палата представителей единогласно приняла Закон о поддержке Грузии, который включает твердую поддержку территориальной целостности Грузии, но также налагает санкции на тех лиц, которые явно нарушили права человека. в оккупированных регионах. Мы очень надеемся, что Сенат продвинет этот закон и примет его к концу этого года.

Со стороны Европейского Союза и со стороны США мы видим сильную поддержку интеграции Грузии в НАТО, [они] очень увеличили количество проводимых учений. Около 76 процентов грузин поддерживают [заявку] Грузии на членство в ЕС, и почти 70 процентов [поддерживают] членство в НАТО, что является яркой демонстрацией принадлежности Грузии к европейской семье наций.

Так что я думаю, что в какой-то момент Россия поймет, что они не только не запугали Грузию, но и снова объединились в желании [вступить] и очень сильно ускорили темп марша грузин [в] НАТО и Евросоюз.

FP: Насколько русские напрямую поддерживают сепаратистские провинции?

DB: С самого начала Россия увеличила свое присутствие в оккупированных регионах с помощью процесса, который мы называем ползучей аннексией, то есть включения местных институтов в российские федеральные структуры. Мы видим, что незаконная деятельность ведется в обоих [сепаратистских] регионах Грузии. Можно легко сказать и предсказать, что эта деятельность осуществляется под руководством России не только в двух оккупированных регионах Грузии, но и на оккупированных или аннексированных территориях Украины. Это то, на что США обращают очень пристальное внимание.

Мы видим, что все социальные, военные или другие структуры постепенно становятся чем-то, что Россия продолжает эффективно контролировать. Мы видим, что более 10 тысяч российских военнослужащих сегодня находятся на военных базах в Цхинвальском районе Южной Осетии. Мы видим, что финансовые обязательства или платежи со стороны России, почти 100 процентов местного бюджета, эффективно используются Россией для продолжения и укрепления своей политики.

Мы видим военную технику, которая присутствует в этих двух регионах, радиус действия которой выходит далеко за пределы Грузии и создает серьезную угрозу всему региону, в том числе безопасности Черного моря.

FP: Центр исследований общественного здравоохранения имени Ричарда Лугара, эквивалент Центров по контролю и профилактике заболеваний в Джорджии, также стал мишенью кампании дезинформации…

DB: Сразу после вспышки пандемии мы видел дезинформацию, которая атаковала систему общественного здравоохранения в Грузии, но в частности Центр Лугара, который сыграл решающую роль в спасении жизней в Грузии, [который добился] большого успеха в сдерживании COVID-19.. Хотя Центр Лугара получил мощную поддержку со стороны Всемирной [организации здравоохранения] и политических лидеров, российская дезинформация изображала его как испытательный полигон для токсинов и вирусов. Это была тщательно спланированная атака, которая распространилась на сотни различных заявлений высших должностных лиц, средств массовой информации или блогов. В российской версии Центр Лугара несет ответственность за дикие заговоры, включая производство или вспышки вируса Эбола.

Исправление от 11 августа 2020 г. : с момента закрытия оккупационной линии между Грузией и ее отколовшимися провинциями погибло 15 человек, большинство из которых получили отказ в медицинской эвакуации. В предыдущей версии этой статьи это число было указано неверно из-за ошибки транскрипции.

«Гибридная агрессия» России против Грузии: использование местных и внешних инструментов

21 сентября 2021 г.

Скачать отчет

Этот документ является частью программы CSIS «Понимание российской армии сегодня».

Сводка

В августе 2021 года исполняется 13 лет со дня августовской войны 2008 года, когда российские войска вторглись на территорию Грузии. Эта пятидневная война изменила ландшафт региональной безопасности на Южном Кавказе и нанесла огромный политический и экономический ущерб Грузии. С тех пор Грузия постепенно исчезает из международной повестки дня. Тем временем Россия перешла от использования обычных военных средств к гибридным инструментам, направленным на восстановление влияния Кремля на Тбилиси более тонким и экономичным способом.

В ходе войны Кремль установил полный контроль над оккупированным Цхинвальским регионом (так называемая Южная Осетия) и Абхазией, которые вместе составляли 20 процентов территории Грузии. Безнаказанность за агрессию против Грузии придала Кремлю уверенность в постоянном нарушении соглашения о прекращении огня из шести пунктов, заключенного при посредничестве бывшего президента Франции Николя Саркози. С тех пор Россия активно милитаризирует и использует оккупированные регионы в качестве рычага воздействия на Тбилиси, а также препятствует доступу в эти регионы международных наблюдательных миссий.

Однако оккупация грузинских территорий оказалась недостаточной для того, чтобы Кремль изменил внешнеполитическую повестку Грузии. Таким образом, Кремль выбрал долгосрочную стратегию постепенного захвата грузинских территорий посредством своей политики «бордеризации». Это влечет за собой расширение уже незаконно оккупированных зон за счет отодвигания так называемой административной границы дальше на территорию Грузии. Использование Россией традиционной и нетрадиционной тактики принуждения направлено на то, чтобы обратить вспять европейские и евроатлантические внешнеполитические устремления Грузии, и представляет собой экзистенциальную угрозу национальной безопасности Тбилиси.

Конфликтующие интересы

В течение почти двух десятилетий история успеха Грузии — переход от несостоявшегося государства к молодой и многообещающей демократии — широко хвалилась западными демократиями. Однако прозападная внешнеполитическая повестка Тбилиси и стремление присоединиться к европейскому и евроатлантическому пространству воспринимаются Кремлем как серьезная угроза безопасности. Кремль понимает, что консолидация демократической системы западного образца с прозрачными и сильными институтами в Грузии будет представлять собой прямую и видимую противоположность российской авторитарной системе, давая стимул другим государствам следовать примеру Грузии.

Президент Владимир Путин рассматривал Грузию как неотъемлемую часть естественной сферы влияния России на Южном Кавказе, что, по его мнению, дает Кремлю определенные рычаги влияния на внешнеполитическую траекторию Тбилиси. Расширение Организации Североамериканского договора (НАТО) по соседству рассматривается режимом Путина как враждебный акт, направленный на окружение и ослабление России, ведущий к потере Кремлем господства в регионе.

Таким образом, неудивительно, что постепенный успех процесса демократизации наряду с растущими отношениями Грузии с союзниками по НАТО вызвал серьезное недовольство Кремля и в конечном итоге привел к применению им военной силы против Тбилиси. Августовской войне 2008 г. предшествовал саммит НАТО в Бухаресте в 2008 г., на котором НАТО обязалась в будущем сделать Грузию (и Украину) членом НАТО. Тем не менее, отсутствие консенсуса между государствами-членами НАТО оставило Грузию без Плана действий по членству (ПДЧ), который привел бы к членству, и, следовательно, без каких-либо гарантий безопасности.

Отсутствие гарантий безопасности позволило Кремлю продолжить военное наступление и заставить Грузию расплачиваться за выбор пути, отличного от намеченного Россией. Несмотря на разрушительные экономические и политические последствия войны, Кремль не смог достичь своей долгосрочной идеологической и политической цели по изменению отношения грузинского общества к России и подрыву стремления Грузии к евроатлантической интеграции, изображая Кремль единственным гарантом безопасности для небольшого южнокавказского государства.

Несмотря на то, что членство Грузии в НАТО кажется далеким, открытая российская агрессия нанесла ущерб долгосрочным стратегическим целям Кремля. С 2008 года народная поддержка европейской и евроатлантической интеграции Грузии достигла рекордно высокого уровня. Согласно недавнему опросу общественного мнения, проведенному Национальным демократическим институтом (NDI) в 2021 году, 80 процентов жителей Грузии выразили свою поддержку членству Грузии в ЕС (по сравнению с 76 процентами в 2020 году), а 74 процента населения поддержали интеграцию в НАТО (по сравнению с 69процентов в 2020 году).

Стратегическое партнерство Грузии с Соединенными Штатами и НАТО углубилось, включая практические инструменты поддержки, такие как предоставление оборудования Тбилиси и участие Сил обороны Грузии в многосторонних учениях и учениях. Это привело к множеству реформ в Силах обороны Грузии, направленных на соблюдение стандартов НАТО.

Несмотря на то, что членство Грузии в НАТО кажется далеким, открытая российская агрессия нанесла ущерб долгосрочным стратегическим целям Кремля.

Антикремлевские и прозападные настроения Грузии заставили Кремль пересмотреть свою стратегию и мобилизовать гибридные инструменты. Эти инструменты преследуют три основные цели: (1) дискредитировать Запад в глазах грузинской общественности и перевернуть европейскую и евроатлантическую повестку дня; (2) ослабить Грузию изнутри, используя радикальные националистические и прокремлевские группировки; и (3) представить Грузию как «корзину проблем», которая не может принести никакой ценности Западу.

«Бордеризация» и милитаризация оккупированных территорий

За последние несколько лет Кремль превратил оккупированные регионы Грузии в военные базы, разместив там современные наступательные вооружения и войска. Некоторые из этих войск находятся рядом с главной грузинской магистралью с востока на запад и важной инфраструктурой, такой как трубопроводы, по которым нефть и природный газ перекачиваются из Каспийского бассейна на запад. Проводя военные учения, Россия пытается увеличить возможности этих сил. По данным Службы госбезопасности Грузии, ЮВО России в 2020 году провело более 120 учений на 7-й и 4-й военных базах, расположенных в оккупированных районах.

Несмотря на то, что Москва хочет выглядеть «мирным посредником» и отвергает идентификацию в качестве стороны конфликта, оба оккупированных региона полностью подчинены Москве с присутствием сил Федеральной службы безопасности (ФСБ) России на местах. После признания Россией независимости Абхазии и так называемой Южной Осетии Кремль пытается представить их как независимые государства, несмотря на то, что они находятся в пределах международно признанных границ Грузии. Эта попытка во многом провалилась из-за поддержки международным сообществом политики непризнания Грузией оккупированных территорий, а также решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). ЕСПЧ пришел к выводу, что Россия осуществляет «эффективный контроль» над обоими регионами. Это означает, что Россия никогда по-настоящему не передавала контроль властям де-факто, как она утверждала с момента подписания соглашения о прекращении огня, и остается стороной конфликта по сей день.

Несмотря на то, что ему не удалось получить международную поддержку, Кремль эффективно использует оккупацию в качестве рычага против Грузии, проводя политику «бордеризации». «Бордеризация», относительно новое явление в арсенале российской политики, представляет собой серию действий, посредством которых Россия вторгается на территорию Грузии. Она представляет собой тихую войну против Тбилиси и включает в себя такие действия, как установка колючей проволоки, пограничных знаков, незаконных ограждений и, самое главное, захват грузинской земли. Это еще больше разделяет семьи и наносит ущерб гуманитарной ситуации на местах, постоянно нарушая права человека. В 2015 году пограничные знаки были отодвинуты далеко в село Цителубани, чтобы включить участок нефтепровода Баку-Супса, эксплуатируемого British Petroleum (BP). В качестве дополнительного рычага поддерживаемые Кремлем силы систематически похищают и незаконно задерживают граждан Грузии. В 2020 году около 64 граждан были незаконно задержаны за пересечение так называемой административной границы или просто за нахождение в непосредственной близости от нее. Хотя большинство «задержанных» граждан освобождаются в обмен на уплату штрафа, имеют место случаи жестокого обращения и насилия в местах содержания под стражей и, в худшем случае, смерть. Такие злонамеренные действия постоянно угрожают местному населению и усиливают напряженность.

Несмотря на то, что ему не удалось получить международную поддержку, Кремль эффективно использует оккупацию в качестве рычага против Грузии, проводя политику «бордеризации».

Дезинформация

Россия рассматривает «бордеризацию» не только как метод ослабления суверенитета Грузии, но и как пропагандистский инструмент для изображения стремления к членству в НАТО как наносящего ущерб Тбилиси и не дающего решения продолжающемуся конфликту. Кремлевская пропаганда все больше фокусируется на изменении общественного мнения, утверждая, что Россия является доминирующим игроком в регионе, обладающим ключами к урегулированию конфликтов, в то время как у Запада нет для этого ни воли, ни возможностей.

Одной из тем, которую продвигает Кремль, является популярное заблуждение о том, что членство Грузии в НАТО является «предварительным условием» признания Грузией независимости оккупированных территорий. Другая тема заключается в том, что членство Грузии спровоцирует новую войну против России. В 2018 году тогдашний премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что подтверждение НАТО своего обязательства в конечном итоге принять Грузию в альянс было «безответственной позицией» и «угрозой миру», поскольку может спровоцировать «ужасный конфликт».

Альтернативное решение, которое предлагают симпатизирующие Кремлю, — это так называемое военное неприсоединение — «швейцарская модель» политического нейтралитета. Несмотря на то, что эта концепция может ввести в заблуждение, в некоторых случаях она может быть привлекательной для обычных граждан, поскольку она, кажется, выступает за мирное разрешение конфликтов, будучи независимым игроком в международных отношениях. На самом деле понятие «нейтралитет» — это очередной миф. Учитывая нынешнюю геополитическую ситуацию и стремление России доминировать на Южном Кавказе, сохранение «нейтралитета» Грузии означает лишение ее политической поддержки Запада, отказ от прозападной внешнеполитической повестки Грузии и возвращение Грузии в сферу влияния России, что в конечном итоге приведет к отступлению демократии.

Распространение антизападных нарративов через местных игроков

Кремль активно культивировал и финансово поддерживал пророссийские партии и распространял в обществе ксенофобские, ультранационалистические и в первую очередь антизападные нарративы. Тем не менее, откровенно пророссийские партии в последние пару лет добились ограниченного успеха. На парламентских выборах 2020 года крупнейшая открыто пророссийская партия «Альянс патриотов» получила всего 3,14 процента (4 мандата) голосов, что ухудшило ее результаты по сравнению с предыдущими парламентскими выборами. Учитывая общепринятое мнение относительно будущей траектории внешней политики Грузии, пророссийская позиция представляет собой проигрышную формулу для любой грузинской политической партии.

Вместо этого Россия довольно успешно разжигает еще большие социальные разногласия, используя «патриотические», националистические и анти-ЛГБТК+ настроения в Грузии. Кремль, похоже, успешно апеллирует к определенной части общества, изображая Запад как «зло», а европейские ценности как противоречащие традиционным грузинским ценностям. Популярный нарратив, широко распространенный в более консервативной части общества, включает в себя готовность Запада лишить грузинский народ его традиционных ценностей православного христианства.

Неслучайно в недавно опубликованной Стратегии национальной безопасности России подчеркивается важность «традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и видится, что им угрожает вестернизация. Кремль давно культивирует идею о том, что общие исторические, традиционные и православные ценности делают Грузию и Россию идеологически и внутренне близкими друг другу, в то время как западные ценности естественным образом противоречат тому, за что выступает православие. Это проявилось во время недавних событий в Грузии 5 и 6 июля 2021 года, когда ультранационалистические, пророссийские экстремистские группировки напали на журналистов и применили насилие в знак протеста против запланированного прайда, который в итоге был отменен. Эти агрессивные группы оправдывают свои действия тем, что они «защищают» традиционные православные ценности от активистов ЛГБТК+.

«Россия-1» поспешила поддержать насилие, напрямую связав его с евроатлантическими устремлениями Грузии и заявив, что «нормальные» люди в Грузии не хотят, чтобы Прайд проходил на улицах Тбилиси. По данным «России-1», для Тбилиси «не все потеряно»; как только Грузия откажется от стремления вступить в НАТО, жизнь наладится.

Неслучайно в недавно опубликованной Стратегии национальной безопасности России подчеркивается важность «традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и видится, что им угрожает вестернизация.

Не случайно крайне правые группы сожгли перед зданием грузинского парламента флаг ЕС, который служил символом того, как Грузия видит свою идентичность как европейское демократическое государство. Идея вытеснения экстремистских группировок на улицы выходит далеко за рамки нацеливания на сообщество ЛГБТК+ и направлена ​​на широкое подрыв представления о том, что Грузия принадлежит Западу.

Заключение

Углубляя поляризацию, поощряя насилие и создавая социальные разногласия, Россия ведет долгую игру. Несмотря на подавляющую поддержку Грузией прозападной внешней политики, Россия, поддерживая группы, организовавшие насильственные инциденты, подобные тем, что произошли 5 и 6 июля, стремится изобразить Тбилиси как отсталое государство, которое никогда по-настоящему не сможет стать неотъемлемой частью современного и демократического Запада. В то же время, агрессивно проводя свою политику «бордеризации», Кремль подрывает суверенитет и территориальную целостность Грузии.

Повышение устойчивости общества для сдерживания гибридной агрессии России потребует времени и подхода с участием всего общества. Поддержка Запада будет иметь решающее значение в противодействии использованию Кремлем множества инструментов, направленных на обращение вспять процесса демократизации в Грузии. Даже через 13 лет после войны грузинский опыт показывает, что Кремль проводит свою агрессивную политику, ни разу не поплатившись за свое поведение значительными издержками. Введение красных линий путем привлечения к ответственности России и ускорения вступления Грузии в НАТО принесет большую стабильность не только Тбилиси, но и всему Черноморскому региону. Таким образом, Грузию не следует рассматривать как изолированный случай. Успех демократизации и вестернизации в Грузии — это успех западных ценностей над ценностями авторитарного и клептократического режима.

Натия Сескурия является научным сотрудником Королевского института объединенных служб (RUSI) и занимает должность консультанта в Chatham House. Она также преподает российскую политику.

Эта публикация финансировалась Стратегической инициативой России, Европейским командованием США в Штутгарте, Германия. Мнения, аргументы, точки зрения и выводы, изложенные в этой работе, не отражают точку зрения RSI, EUCOM США, Министерства обороны или правительства США.