Китайская Народная Республика (КНР) — унитарное государство с республиканской формой правления. Основным законом государства является Конституция, принятая в 1982 году (с последующими поправками). Согласно Конституции, КНР — социалистическое государство демократической диктатуры народа, основанное на союзе рабочих и крестьян и руководимое рабочим классом через Коммунистическую партию Китая (КПК).
Представительные органы государственной власти КНР — местные Собрания народных представителей (СНП) различных ступеней, которые создаются в соответствии с административным делением на всех уровнях: волость → уезд → провинция. Прямые выборы депутатов в СНП проводятся только на низовом и уездном уровнях, депутаты остальных уровней избираются СНП нижестоящего уровня. Срок полномочий СНП провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, автономных округов и городов с районным делением — 5 лет; СНП уездов, автономных уездов, городов без районного деления, городских районов, волостей и посёлков — 3 года. Депутаты СНП провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, автономных округов и городов с районным делением избираются СНП на ступень ниже; депутаты СНП уездов, автономных уездов, городов без районного деления, городских районов, волостей и посёлков избираются непосредственно избирателями. Местные народные правительства являются исполнительными органами местных СНП, государственными органами на местах. Губернаторы провинций, председатели автономных районов, начальники округов, уездов, районов, волостные и посёлковые старосты несут ответственность за работу своих народных правительств.
Высший орган законодательной власти КНР — Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). В ВСНП входят депутаты, избранные от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и Вооружённых сил. Депутаты ВСНП избираются на срок 5 лет. Сессии ВСНП обычно созываются Постоянным комитетом ВСНП раз в год. ВСНП осуществляет следующие функции:
Постоянно действующим органом ВСНП является Постоянный комитет ВСНП (ПК ВСНП), который осуществляет функции высшего органа государственной власти в перерывах между сессиями ВСНП и обладает законодательными правами. ПК ВСНП осуществляет следующие функции:
Высший орган исполнительной власти КНР — председатель КНР (руководитель государства) и Государственный Совет КНР (Центральное народное правительство).
Председатель КНР и его заместитель избираются ВСНП. Ими могут быть избраны граждане КНР, достигшие возраста 45 лет. Срок их полномочий — 5 лет, и они не могут занимать эти должности более чем два срока подряд. Председатель КНР на основании решений ВСНП публикует законы, назначает и смещает председателя Государственного Совета, его заместителей, министров, руководителей комитетов, награждает государственными орденами, публикует указы о помиловании, о введении военного положения и мобилизации, объявляет о состоянии войны, а также ратифицирует и денонсирует договоры и соглашения, заключённые с иностранными государствами.
Государственный Совет КНР — высший административный орган, которому подчинены все прочие органы государственного управления и предоставлено право принятия нормативных актов в рамках действующих законов. Состав Совета утверждается на сессии ВСНП. В него входят председатель, заместители председателя, члены Совета, министры, председатели комитетов, главный ревизор и начальник секретариата. Срок их полномочий составляет 5 лет, и они не могут занимать эти должности более чем два срока подряд.
Система органов власти КНР работает под руководством Коммунистической партии Китая (КПК), ведущая роль которой в китайском обществе закреплена действующей Конституцией. Через представительные органы КПК проводит свою политику в законодательной и других сферах. ЦК КПК принимает решения по всем крупным государственным вопросам и вносит их в виде предложений в ВСНП, где они получают законодательное оформление. ЦК КПК может также давать рекомендации Государственному Совету и издавать совместно с ним постановления, являющиеся одновременно государственными актами и партийными директивами.
Консультативный орган государственной власти КНР — Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК), который является общественным органом, созданным для осуществления взаимного контроля политических сил в политической системе государства. НПКСК проводит консультации по главным направлениям государственной политики и важным проблемам страны, осуществляет контроль работы КПК, народными правительствами и другими государственными органами, выступает с предложениями и критическими замечаниями. Обычно НПКСК обсуждает проблемы в период работы ВСНП и по итогам обсуждения на сессии доводит своё мнение до сессии ВСНП перед принятием решения по важным вопросам.
В состав КНР входят особые административные районы (административные единицы верхнего уровня), обладающие широкой автономией и внутренним самоуправлением — Гонконг (Сянган) и Макао (Аомынь). Сянган находился под управлением Великобритании с 1841 по 1997 год, Аомынь под управлением Португалии с 1586 по 1999 год. После передачи Гонконга и Макао в состав КНР, для них, по соглашениям соответственно с Великобританией и Португалией, согласно принятому курсу «одна страна — две системы» установлена неизменность в течение 50 лет экономической, общественной и правовой систем, существовавших ранее. В ведении центральных правительственных органов КНР находятся вопросы, касающиеся внешних отношений и обороны этих территорий. На них распространяется только действие законов КНР о государственной символике и гражданстве. Высшими органами самоуправления в Гонконге и Макао являются Законодательные советы, избираемые путём прямых всеобщих выборов. Органы исполнительной власти возглавляют назначаемые законодательными советами главы администраций, при которых действуют совещательные органы — Административные советы. Главы администраций располагают большинством полномочий, которыми ранее обладали британский и португальский губернаторы. Управление Тайванем, на территорию которого ныне не распространяется действие законодательства КНР, основывается на положениях конституции Китайской Республики 1947 года.
|
Административно-территориальная система Китайской Народной Республики включает 34 субъекта: 23 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения (в пределы их административных границ, кроме собственно городов с пригородами, включены также обширные прилегающие территории), 2 особых административных района, обладающих широкой автономией и внутренним самоуправлением. Тайвань, который контролируется Китайской Республикой, считается правительством Китайской Народной Республики 23-й провинцией, однако его государственно-политический статус до настоящего времени не урегулирован.
|
Китайская Народная Республика
Правовая система
Правовая система Китая является смешанной. Законодательную власть осуществляет Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), которое является высшим органом государственной власти. ВСНП избирает все надзорные, исполнительные, судебные и прокурорские органы страны; ему подчиняются собрания народных представителей провинций Китая.
Высшим законодательством страны является Конституция Китая. Другие законы включают в себя (в порядке убывания значимости) законы, административные постановления, местные постановления и правила. Применение общенациональных и местных административных постановлений обеспечивается министерствами, которые подчиняются Государственному совету и местным исполнительным органам власти соответственно.
Экономика и финансовый сектор
По размеру ВВП экономика Китая занимает второе место в мире. Ее крупнейшими торговыми партнерами являются США и государства Азиатско-Тихоокеанского региона. Основными статьями экспорта являются электроника, устройства для обработки данных, микрочипы, микросхемы и ткани. Основными статьями импорта являются электроника, нефтепродукты, оптика, медицинское оборудование, железная руда и транспортные средства.
Страна располагает крупным финансовым сектором, обладающим сложной структурой. В него входят коммерчески банки, малые и средние сельские финансовые учреждения и другие депозитарные учреждения, небанковские финансовые учреждения, страховые компании, фирмы, осуществляющие операции с ценными бумагами, и платежные организации.
Китайская банковская ассоциация
Подразделение финансовой разведки
Основным органом, осуществляющим координацию в области ПОД/ФТ, является Совместная министерская конференция по ПОД, возглавляемая Народным банком Китая. Ее членами являются представители 21 государственного органа власти. Начиная с 2002 г., Совместная министерская конференция по ПОД регулярно проводит заседания, целью которых является управление и координация реализации мер по ПОД/ФТ. Результаты ее работы утверждаются Государственным советом.
Народный банк Китая является основной организацией, координирующей все инициативы правительства в области ПОД/ФТ.
Структура ПФР, учрежденного в рамках Народного банка Китая, отражает децентрализованный подход, который обладает высоким потенциалом, позволяющим получать оперативную финансовую информацию, с помощью которой удовлетворяются оперативные потребности компетентных органов. ПФР включает в себя три организации: Центр мониторинга и анализа в области ПОД Китая, Бюро по ПОД и 36 отделений Народного Банка Китая, расположенных во всех провинциях Китая.
Делегацию Китая в ЕАГ возглавляет Бао Мин Ю, Заместитель Генерального директора и старший советник Бюро по ПОД Народного банка Китая.
Органы, участвующие в системе ПОД/ФТ
Верховный народный суд (ВНС) осуществляет надзор и управление всеми процессами, имеющими отношение к ПОД/ФТ. Он тесно сотрудничает с Верховной народной прокуратурой (ВНП) и непосредственно подотчетен ВНС. ВНС интерпретирует судебные решения по вопросам, имеющим отношение ко всем законам, связанным с уголовным преследованием в связи с ОД/ФТ.
Верховный народный суд осуществляет надзор и управляет всеми арестами и уголовными преследованиями, касающимися всех случаев, имеющих отношение к ОД и ФТ. Он также разрабатывает правовые истолкования проблем, имеющих отношение ко всем законам, связанным с уголовным преследованием, он также истолковывает судебные решения по вопросам, имеющим отношение ко всем законам, связанным с уголовным преследованием в связи с ОД/ФТ. ВНП тесно сотрудничает с ВНС и подотчетен Государственной комиссии по надзору.
Государственная комиссия по надзору является высшим органом в области ПОД. Она занимается расследованиями нарушений, которые допускают государственные административные органы, судебные органы, органы прокуратуры, государственные служащие и другие должностные лица, назначенные такими органами. Она вобрала в себя существовавшее прежде Министерство надзора.
Министерство общественной безопасности несет ответственность за осуществление правоохранительной деятельности в Китае. Оно управляет деятельностью правоохранительных органов страны и координирует их деятельность, имеющую отношение к расследованию ОД и ФТ.
Министерство государственной безопасности расследует преступления, которые угрожают государственной безопасности, в т.ч. случаи ОД и ФТ. Оно собирает и обрабатывает разведывательную информацию, связанную с ОД/ФТ, и обменивается информацией такого рода с другими органами, проводящими расследования.
Генеральное таможенное управление контролирует и регулирует пункты пропуска через государственную границу Китая и контролирует всю экспортно-импортную деятельность. Ее контролирующие функции включают в себя надзор за трансграничным перемещением валюты и ценных металлов.
Государственное управление налогообложения занимается сбором налогов. Оно является административным органом, но может оказывать поддержку предотвращению налоговых преступлений, в т. ч. уклонению от уплаты налогов и мошенничеству с налогами путем обмена соответствующей информацией с Министерством общественной безопасности.
Министерство социальных дел осуществляет регистрацию социальных организаций (некоммерческих организаций) и надзор за их деятельностью.
Государственное управление регулирования рынков (прежде оно называлось Государственное управление промышленности и торговли) осуществляет регистрацию компаний. Оно сотрудничает с Народным банком Китая, Министерством общественной безопасности, Министерством государственной безопасности, Генеральным таможенным управлением и налоговыми органами.
Комиссия по регулированию деятельности банков и страховых компаний Китая является недавно созданной организацией, она вобрала в себя обязанности существовавших до этого Комиссии по регулированию деятельности банков Китая и Комиссии по регулированию деятельности страховых компаний Китая. Она является пруденциальным регулятором предприятий банковского и страхового сектора и оказывает поддержку НБК в осуществлении надзора в области ПОД/ФТ.
Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг Китая является пруденциальным регулятором организаций, осуществляющим операции с ценными бумагами, она оказывает поддержку Народному банку Китая в деле надзора в области ПОД/ФТ.
Государственное управление по обмену валюты является административной частью Народного банка Китая, оно осуществляет надзор за операциями с иностранной валютой.
Министерство юстиции координирует оказание взаимной правовой помощи, оказываемой в соответствии с применимыми договорами и конвенциями. Оно также выдает лицензии адвокатам и нотариусам и осуществляет надзор за их деятельностью.
Министерство финансов осуществляет лицензирование бухгалтерских компаний и сертифицированных специалистов в области финансового учета и надзор за их деятельностью. Кроме этого, оно распределяет средства между различными органами власти, в т.ч. предоставляет их Народному банку Китая и его отделениям.
Министерство иностранных дел (МИД) разрабатывает регламентирующие документы в области международного сотрудничества и обеспечивает сотрудничество Китая с правительствами других стран, а также осуществляет реализацию резолюций СБ ООН. Оно способствует принятию Китая в международные и региональные организации, занимающиеся ПОД/ФТ.
Министерство жилищного строительства и городского и сельского развития осуществляет надзор за сектором недвижимости.
Правовая база
В Китая имеется цифровое хранилище законодательных актов.
Правовые положения Китая, имеющие отношение к ПОД/ФТ, в основном содержатся в Законе о ПОД, Законе о борьбе с терроризмом, Уголовном законодательстве, Уголовно-процессуальном законодательстве, Законе КНР о содействии международной уголовной юстиции, Законе КНР о Народном банке Китая и еще ряде нормативно-правовых актов и толкования судебных решений. Эти законы и нормативно-правовый акты являются законодательной основой для отправления правосудия, осуществления профилактических мер и уголовного преследования в рамках ПОД/ФТ.
Международное сотрудничество
Китай является членом ЕАГ и ООН, а также других организаций: Азиатский банк развития, Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием средств, ФАТФ, Всемирный банк, Интерпол, МВФ, NIB, Шанхайской организации сотрудничества.
Возрождение сильного государства в России и Китае – внутренняя динамика и прогнозы внешней политики
Стефано Бьянкини – профессор восточноевропейской политики и истории Болонского университета, кампус Форли. Он исполнительный редактор журнала Юго-Восточная Европа (Brill). Его последняя книга — « ликвидный национализм и разделы государства в Европе » (Эдвард Элгар, 2017).
Антонио Фиори — адъюнкт-профессор международных отношений Восточной Азии факультета политических и социальных наук Болонского университета. Его последняя (отредактированная) книга — Корейский парадокс. Внутриполитический раскол и внешняя политика в Южной Корее (Routledge, 2019).
Благодарности
Список авторов
Список карт, таблиц и рисунков
Список сокращений
1. Введение: Изменение международных норм и моделей? Китай и новая роль России на мировой арене
Стефано Бьянкини и Антонио Фиори
Часть I. Управление отношениями между государством и обществом в России и Китае
2. В поисках «новых корней»: к ситуационной идеологии в путинской России
Марко Пулери
3. На пути к «Великому омоложению»: государственный национализм, смена идентичности и выбор внешней политики в современном Китае
Андреа Пассери
4. Переосмысление прав человека в России и Китае: как национальная идентичность и национальные интересы формируют отношения с международным правом и имплементацию
Марко Бальбони и Кармело Даниси
5. Растущее влияние китайской модели сильного государства
Минцзян Ли и Махалакшми Ганапати
6. Представление российской модели государства всеобщего благосостояния: новая политическая экономия гендера и рынка труда
Роза Муле и Ольга Дубровина
7. Изменение модели сильного государства: «Неудачная модернизация» Дмитрия Медведева
Евгений Миронов
8. Государственные и социальные протесты в Китае
Юншун Цай
9. Миграционные потоки между Россией и Китаем: правовые и социальные последствия
Василь Сакаев
Часть II: Китай и Россия в меняющемся мире: возможности и источники конкуренции
10. Глобальные потрясения, региональные конфликты и поиск стабильного процветания: в каком направлении двигаться вперед для Китая и России?
Евгения Барончелли
11. Отношения Россия-НАТО через призму стратегической культуры
Соня Лукарелли и Николо Фасола
12. Упадок Запада, многополярность и вызовы идентичности в формировании российской внешней политики
Стефано Бьянкини
13. БРИКС и альтернативы развития: Россия и Китай
Станислав Ткаченко
14. Взаимодействие с европейской (дез)интеграцией. Россия в диалоге с Европой/с
Марко Пулери
15. Взгляд на ЕС с точки зрения России и Китая
Виталий Козырев
16. Борьба с торговлей людьми в Европейском Союзе и России
Марко Боррачетти
Часть III: Россия и Китай в оспариваемых региональных театрах: некоторые примеры из практики
17. Спорный украинский узел
Франческо Привитера
18. Центральная Азия в энергетической стратегии Китая
Антонио Фиори
19. Конвергенция разногласий: Россия и Китай на Ближнем Востоке и в Северной Африке
Массимилиано Трентин
20. Китайское проникновение в страны Африки к югу от Сахары: пример Танзании
Арриго Паллотти
21. Отношения с Западом: пример ЕЭС-СССР глазами общества (1950-1991)
Джулиана Ласки
22. Postface: Ответ Европы на вызовы со стороны Китая и России
Майкл Ли
23. Заключительные замечания
Стефано Бьянкини и Антонио Фиори
Индекс
Все, кто интересуется политической теорией, исследованиями национализма, социологией и экономическими исследованиями. Ученые и студенты (как бакалавры, так и аспиранты) российских и азиатских исследований являются основной аудиторией текста.
Текущая ситуация в Китае
Информационный бюллетень USIP
пятница, 2 декабря 2022 г.
Тип публикации:
Информационный бюллетень
Поделиться
Распечатать страницу
За последние два десятилетия меняющийся международный порядок и возрождение стратегической конкуренции между могущественными государствами повысили вероятность того, что геополитическое соперничество подстегнет и усугубит насилие. Растущая конкуренция между Соединенными Штатами и Китаем обострила напряженность из-за давних потенциальных горячих точек между двумя странами. Расширяющееся международное присутствие Китая распространилось на зоны конфликтов и нестабильные государства, представляющие стратегический интерес для Соединенных Штатов. От нестабильности в соседних странах, таких как Мьянма, до более отдаленных конфликтов в Африке, растущее влияние Китая оказывает существенное влияние на динамику местных, региональных и международных конфликтов. Пекин также активно работает над пересмотром институтов и норм глобального управления, чтобы сделать их совместимыми с его авторитарной политической моделью.
Трения между США и Китаем сократили пространство для сотрудничества и увеличили риск конфликта между двумя странами. Модернизация институтов и систем сотрудничества между Соединенными Штатами и партнерами-единомышленниками и, где возможно, с конкурентами, такими как Китай, могла бы помочь стабилизировать международную систему, предотвратить и снизить риски возможного конфликта, а также решить транснациональные вызовы, такие как ядерная распространение, организованная преступность, изменение климата и инфекционные заболевания.
Работа USIP в Китае
С помощью двухпартийных совещаний, политических диалогов, координации с союзниками и партнерами, а также независимых исследований и анализа USIP рекомендует варианты мирного управления стратегической конкуренцией между Соединенными Штатами и Китаем. Работа Института по Китаю преследует две основные цели: предотвращение кризиса или конфликта между Соединенными Штатами и Китаем и снижение потенциала насилия в странах и регионах, где Китай расширяет свое влияние.
Предотвращение кризиса или конфликта с Китаем
В условиях повышенного недоверия и геополитической конкуренции USIP оценивает и, по возможности, помогает снизить риск кризиса или конфликта между США и Китаем. Институт определяет стратегии сдерживания, деэскалации и управления кризисами и помогает политикам формировать подходы для мирного управления этой конкуренцией. USIP также предоставляет рекомендации о том, как Соединенные Штаты могут работать с союзниками и партнерами для формирования стратегической среды, в которой действует Китай.
Смягчение влияния Китая на конфликты по всему миру: По мере того, как Китай становится все более активным во всем мире, его действия оказывают как прямое, так и косвенное влияние на динамику конфликта и усилия по сдерживанию насилия. USIP предлагает основанный на фактических данных анализ деятельности и стратегических целей Китая, а также риск того, что действия Китая могут спровоцировать или усугубить конфликт.
Вклад в дело мира
Созыв политических диалогов высокого уровня
USIP объединяет высокопоставленных чиновников и других экспертов из США, Китая и всего мира, чтобы обсудить растущее влияние Китая на международный мир и безопасность. В ходе этих частных и текущих дискуссий, некоторые из которых ведутся уже более десяти лет, USIP предоставляет ключевым заинтересованным сторонам форум для обмена откровенными взглядами и изучения новых политических идей в неофициальной обстановке.
Обеспечение идейного лидерства и независимых исследований и анализа
USIP проводит исследования и анализ, в которых изучается ключевая динамика отношений США и Китая и внешней политики Китая. Недавние проекты оценивали двустороннюю и многостороннюю дипломатию Китая в ключевых государствах и регионах, а также растущее участие Китая в миротворческих операциях ООН и новое предложение Китая по Инициативе глобальной безопасности. Институт также поддерживает исследования по выполнению и влиянию крупных инвестиционных проектов Китая в районах, затронутых конфликтом, включая инициативу «Один пояс, один путь» и ее компоненты, а также развивающиеся подходы Пекина к процессам посредничества, развитию и гуманитарной помощи, цифровому управлению, дипломатии в области общественного здравоохранения. и постконфликтное восстановление.
Работа с партнерами для продвижения стратегий предотвращения конфликтов и управления конкуренцией
USIP созывает и поддерживает партнеров со всего мира для определения творческих и конкретных действий, которые могут предпринять как правительства, так и гражданское общество для снижения уровня насилия и повышения прозрачности деятельности Китая за рубежом. USIP также работает с союзниками и партнерами, особенно в Азии и Европе, для содействия предотвращению конфликтов, механизмам кризисной связи, управлению конфликтами и миростроительству.
Ведущие группы по изучению влияния Китая на динамику конфликтов
USIP возглавляет серию двухпартийных рабочих групп на уровне экспертов, которые изучают роль Китая в конкретных конфликтах по всему миру. Эти отчеты дают новое представление о присутствии и влиянии Китая в различных странах и регионах, таких как Мьянма, Северная Корея, район Красного моря, Южная Азия и острова Тихого океана, и содержат рекомендации о том, как правительство США и другие ключевые заинтересованные стороны могут более эффективно содействовать миру. и стабильность в местах, где влияние Китая растет.
Пятая двухпартийная Старшая исследовательская группа USIP по Китаю изучила влияние Китая на островах Тихого океана. SSG оценила, как растущее присутствие Китая влияет на политические, экономические тенденции и тенденции безопасности в регионе, и подготовила рекомендации для правительства США и других ключевых заинтересованных сторон по защите интересов США и поддержанию мира и безопасности в Тихом океане.
Связанные публикации
После того, как протесты вынудили Китай смягчить свою политику по борьбе с COVID-19, Си Цзиньпину необходимо будет взвесить социально-экономическую стабильность и свои авторитарные цели, говорит Эндрю Скобелл из USIP: напористый или агрессивный».
Тип:
Подкаст
Река Брахмапутра в Южной Азии была названа одним из бассейнов, наиболее подверженных риску межгосударственного водного конфликта. Хотя между Китаем и Индией произошел насильственный конфликт в пределах бассейна Брахмапутры, риск конфликта из-за воды на самом деле невелик. Отчасти это связано с тем, что Китай функционально вносит меньший вклад в сток Брахмапутры, чем обычно считается, а отчасти потому, что, несмотря на свой огромный объем, река мало что может сделать для решения серьезных проблем водной безопасности Индии. Тем не менее, Брахмапутра была и будет оставаться тесно связанной с китайско-индийской напряженностью в основном за счет использования инвестиций в водную инфраструктуру как формы территориального разграничения и контроля.
Тип:
Анализ и комментарии
Анализ и предотвращение конфликтов; Окружающая среда
На следующей неделе около 50 глав правительств африканских стран планируют посетить Вашингтон, округ Колумбия, на саммите лидеров США и Африки. Будет обсуждаться широкий круг вопросов, от продовольственной безопасности до глобального здравоохранения и образования. Хотя это справедливо не в официальной повестке дня — саммит посвящен Соединенным Штатам и африканским странам — соперничество Соединенных Штатов с Китаем и то, как оно влияет на Африку, будет на заднем плане этого крупного дипломатического события, которое, безусловно, подлежит обсуждению и анализу. в частных беседах вокруг саммита.
Тип:
Анализ и комментарии
экономика; Глобальная политика
Президент США Джо Байден и генеральный секретарь Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин встретились ранее в этом месяце в кулуарах встречи G-20 на Бали и ушли, казалось бы, мало что могут показать в качестве жеста. Те, кто надеялся на серьезную перезагрузку американо-китайских отношений после первой личной встречи между Байденом и Си, были, безусловно, разочарованы, поскольку не было никаких признаков зарождающейся разрядки между Вашингтоном и Пекином.