Города миллионеры восточной сибири и дальнего востока: Самые большие города-миллионники Сибири по населению

Самые большие города-миллионники Сибири по населению

Евгений Форов

  • Скопировать ссылку

Оглавление

[Скрыть]

Топ-3 самых населенных городов Сибири Новосибирск — один из самых быстрорастущих городов планеты Омск — второй миллионник Сибири Красноярск — промышленный миллионник

Сибирь всегда внушала трепет. Регион представляется многим россиянам как нечто необъятное, а его жители прослыли суровыми, способными вынести любые невзгоды, людьми. Крупнейшие города уже насчитывают суммарно несколько миллионов человек. В ближайшем будущем миллионников станет больше, ведь перспективы развития региона давно предопределены. Развитая промышленность обуславливает регулярный прирост населения.

Топ-3 самых населенных городов Сибири

  1. Новосибирск — 1 612 833.
  2. Омск — 1 172 070.
  3. Красноярск — 1 090 811.

Новосибирск — один из самых быстрорастущих городов планеты

Индустриализацию было невозможно провести без крупных промышленных населенных пунктов. Таковым стал Новосибирск. 2018 год показал, что совсем скоро мегаполис обзаведется третьим миллионом.

Многие новосибирцы являются на самом деле мигрантами, причем нелегальными. Максимальная концентрация таких приезжих приходится на барахолку. Выходцы из средней Азии, Казахстана, даже Китая давно полюбили Новосибирск. Расположенные рядом поселки способствуют увеличению численности, внутренняя миграция очень развита, сюда приезжает много молодых и трудоспособного населения. Как все мегаполисы, этот имеет следующие проблемы:

  • высокая плотность застройки;
  • большое количество пробок;
  • не хватает мест в муниципальных детских садах.

Густонаселенный мегаполис испытывает много проблем жилищного характера. Многие дома Новосибирска находится в аварийном или ветхом состоянии. Только в начале 2019 года оказалась запущена программа расселения, которую было необходимо предпринять в связи с отказом коммунальных хозяйств обслуживать проблемное жилье. Городу играют на руку экономические перспективы: застройщики охотно стараются реализовать новые проекты, чтобы получить больше прибыли. Ситуацию сильно усложнил кризис. Застройщикам пришлось буквально требовать от властей поддержки девелоперства. Между тем власти стараются ориентироваться не только на город, но и на местные села. Много аварийного жилья сконцентрировано именно там. Людей с каждым годом едет больше, домов и квартир на всех не хватает. Появляется необходимость в повышении тарифов на капитальный ремонт.

Тяжелая обстановка также регулярно регистрируется на дорогах. Жители Ленинского районного сильно страдают от загазованного воздуха. Большой город — большое число автомобилей. Причиной многочисленных автомобильных пробок стало бурное развитие инфраструктуры района. Список переполненных машинами кварталов пополняет Большевистская, на которой люди не перестают удивляться величине дорожных пробок и проблемам трафика. Главная транспортная проблема миллионника заключается в постоянной загруженности крупных магистралей. Дело даже не в личном автотранспорте. Просто развитие происходило хаотично, планировка носила условный характер, автомобилизация проходила в неконтролируемом в режиме, новые дорожные сети не появляются из-за недостатка денег в бюджете.

Детские сады не пустуют, места на всех в них не хватает. Обслуживание в поликлиниках происходит быстро, но очереди длинные. Местные привыкли, ведь фактически им еще расти и расти.

Омск — второй миллионник Сибири

Омск полон приезжих с Кавказа, на рынках можно встретить выходцев из многих других стран. Преимущественно, Средней Азии. Промышленные предприятия радуют горожан заработными платами, притягивая как магнитом новых жителей.

Трудно приходится живущим на окраине рядом с торговым центром Мега. Туда по вечерам устремляются потоки автомобилей, создавая плотные пробки. На проспекте Мира трафик тоже сложный, а все из-за отсутствия дороги-дублера. Власти постоянно обещают, что скоро выделят бюджет на строительство новых дорог, но ремонтировать старые магистрали тоже нужно. На все средств не хватает, поэтому населению приходится довольствоваться обещаниями. Нагрузка на коммунальные сети возрастает. Большое количество людей неизбежно влияет на износ тепловых магистралей, электросети и газового оборудования. Еще в 2012 году власти объявили о двукратном повышении оплаты за квартиру, 2018 ознаменовал приведение приговора в исполнение. Метрополитен, который строится уже несколько лет, до сих пор не открыт. Используется метро скорее как подземный переход. Причем столпотворение можно наблюдать там не меньше, чем в общественном транспорте. Особенно сложно становится в те моменты, когда на дорогах появляются регулировщики или случаются аварии. Многие омичи давно решили не надеяться на лучшее, и предпочитают ходить пешком.

Красноярск — промышленный миллионник

Красноярск стал еще одним промышленным миллионником, в котором трудятся тысячи специалистов. После демографического бума, начавшегося в начале XXI века здесь появилось много китайцев, далее прибавились жители из окрестных населенных пунктов. Большие показатели рождаемости внушали властям радужные перспективы, о проблемах перенаселенности мало кто думал. Однако они дали о себе знать. Красноярск считается крупнейшим городом Восточной Сибири, инфраструктура хорошо продумана, с 2002 года даже строится метрополитен, ведется строительство новых муниципальных школ, детских садов, но мест на всех не хватает. Новостройки заселяются быстро, контролировать ситуацию в должной мере не удается. Люди оказываются вынужденными стоять в очереди, чтобы определить детей в детские сады соседних районов. Некоторые застройщики, занимающиеся строительством муниципальных школ, свои задачи не выполняют. Но муниципалитеты в Красноярске строгие, поэтому проблема носит скорее временный характер.

Изначально Красноярск не рассчитывался на большие транспортные потоки. С ростом численности населения машин стало больше, дороги расширять не успевают. Часы пик приходятся на утро и вечер. По мнению местных, 5 лет назад было еще тяжелее, однако в новых микрорайонах плотность застройки настолько велика, что тамошние жители разницы не замечают. Хуже всего живущим в центральном районе — даже выходные там проходят с дикими пробками. Говорить о проблемах, связанных с перенаселенностью, можно, но в тоже время люди чувствую себя хорошо в крупном городе. Всем миллионникам знакомы пробки и демографические всплески. Люди вполне мирно сосуществуют друг с другом, что обусловлено социальной политикой, предпринятой советской властью еще в 80-х годах. В частности, выходцы из восточных стран и Средней Азии легко находят себе место, не создавая существенных проблем коренным жителям.

Читайте также:

  • Традиционная кухня и еда Узбекистана. Что попробовать
  • Виза в ОАЭ
  • Виза в ОАЭ для россиян
  • Топ 5 отелей 3 звезды в Хургаде на первой береговой линии
  • Махмутлар для отдыха с детьми

Есть что добавить?

Сергей Шойгу — о новых городах в Сибири. Полная версия — РБК

Исполнительная дирекция Русского географического общества передала письменные ответы Сергея Шойгу на вопросы РБК о программе развития агломераций в Сибири

Сергей Шойгу

(Фото: пресс-служба Минобороны РФ)

Почему вы связываете развитие Сибири со строительством новых городов? Целесообразно ли это в условиях оттока населения?

— Хочу сразу уточнить. На встрече с представителями научной общественности Сибирского отделения РАН я дословно сказал о назревшей необходимости строительства в Сибири трех-пяти научно-промышленных центров с населением от 300 тыс. до 1 млн человек. Именно научно-промышленных и экономических центров. Они как раз должны будут стать новыми полюсами притяжения как для населения всей России, так и для наших многочисленных соотечественников в странах СНГ и дальнем зарубежье.

Такие центры дадут мощный импульс развитию Сибирского региона и в конечном счете — устойчивому развитию российской экономики.

adv.rbc.ru

Речь идет не просто о строительстве в тайге новых населенных пунктов, а именно о развитии сибирских макрорегионов и всей страны.

adv.rbc.ru

В последнее десятилетие по поручению президента активно осваивается Северный Ледовитый океан — я сейчас говорю прежде всего о развитии Северного морского пути и инфраструктуры на северном побережье России, включая мощную систему безопасности.

В прошлом году президент утвердил Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Этот документ определил основные задачи и цели органов власти. Многое касается и обеспечения национальной безопасности Арктики, чем Минобороны последовательно занимается уже не первый год.

Вспомните пророческую мысль Михаила Ломоносова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном. И достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке». Я убежден, что Ломоносов неслучайно Сибирь и Северный Ледовитый океан написал через союз «и». Их следует развивать вместе, а не раздельно. И потому фокусирование на развитии Сибирского региона сегодня своевременно и обоснованно.

Такой подход позволяет решить одну из ключевых стратегических задач, поставленных президентом, — об уменьшении диспропорций в развитии западной и восточной части страны.

Осенью прошлого года правительство утвердило Национальную программу развития Дальнего Востока. Без включения в решение этой стратегической задачи программы развития Сибирского региона сделать это будет гораздо сложнее.

Зато эффект, который даст ускорение экономического развития Сибирского региона, безусловно, окажет сильное положительное влияние на выполнение уже реализуемых программ развития Дальнего Востока, Севера и всей нашей большой страны.

Просчитан ли экономический эффект развития агломераций?

— Начнем с того, что Сибирь — это географический центр самого крупного континента — Евразии. Через этот регион проходят ключевые транспортные пути страны: от Транссиба до транссибирских авиамаршрутов. Сибирь является ключевым связующим регионом между Арктикой, Дальним Востоком, Центральной Азией и европейской частью России.

Сегодня Сибирь является центром добычи нефти и газа. Здесь основные залежи природных ископаемых, драгоценных и редкоземельных металлов.

Экономический потенциал центральной части Сибири, где имеется оптимальное сочетание недр, водных, лесных ресурсов, энергетики, значительный научный и промышленный, транспортный потенциал, остается нераскрытым.

При этом на Сибирь приходится более 40% лесных территорий России, уникальные горные территории, прежде всего Саяно-Алтайская и Байкальская горные области, бассейны крупных рек и озер. На территории Сибири расположены бассейны четырех из пяти крупнейших рек России — Енисея, Оби, Лены и Амура, а также 35 больших озер, семь из которых входят в число крупнейших в России. Среди них — озеро Байкал, Телецкое озеро в Горном Алтае, Пясино, Хантайское и Таймыр в Красноярском крае, Чаны в Новосибирской области, Убсу-Нур в Туве. Экологически чистые природные территории дают возможность развития важнейших секторов экономики будущего — сельского хозяйства с экологически чистой продукцией, туризма, включая спортивный, экологический и культурно-познавательный.

Телецкое озеро

(Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС)

Регионы Сибири богаты не только запасами стратегически важных полезных ископаемых, но и солнечной энергией. Например, Иркутск и остров Ольхон на Байкале, Республика Алтай входят в число наиболее солнечных регионов России. Это создает возможности для развития возобновляемой энергетики, экологически чистых производств, не производящих выбросы парниковых газов.

Сибирь до сего времени выполняла в основном функцию восточной кладовой страны: здесь добывались нефть и газ, выплавлялся алюминий и находится большое число предприятий ОПК. Регион чувствовал себя в прежней модели геоэкономики уверенно.

Но центр мировой экономической активности переместился с Запада в Азиатско-Тихоокеанский регион, с центром в Китае. А с ним Сибирь граничит на юге, в Алтайском крае.

Уже сам по себе факт такого расположения является важным фактором экономического роста региона.

В чем, на ваш взгляд, причина сравнительно низких темпов экономического роста и уровня жизни в Сибири при наличии природных ресурсов?

— Вы подошли к сути. Экспорт природных ресурсов в Азиатско-Тихоокеанский регион и прежде всего в Китай уже идет. Но это дает недостаточный эффект для экономического развития региона. Экспорт полезных ископаемых не требует большого населения, квалифицированных кадров инженерного профиля, а также школ, университетов, где они готовятся. И крупных современных благоустроенных агломераций тоже.

Все это привело к тому, что начиная с 1990-х годов в Сибирском регионе наблюдается отток населения в европейскую часть страны.

Причина этого — в преобладании, как я уже сказал, в экономике Сибири добычи ресурсов и производства продукции нижних переделов, которые преимущественно организованы вахтовым способом.

То есть добываем металл, отливаем чушки и гоним на экспорт.

Задумайтесь, почему мы должны из Сибири почти 90% меди отправлять за рубеж? Почему мы не можем делать из этого электродвигатели, которые приходят к нам потом из-за рубежа. Почему мы 60% алюминия, который производят наши красноярский алюминиевый, саянский алюминиевый, ангарский алюминиевый, теперь уже и богучанский, отправляем в чушках на экспорт? Расширение производств алюминийсодержащей продукции более высокого передела — металлоконструкций, автомобильных деталей, проволоки и много чего еще позволит увеличить экспортные доходы в разы. Я вам приведу и такой пример: биржевая стоимость тонны алюминия в чушках сегодня около $2,5 тыс., а стоимость самолета из этой же тонны — миллионы долларов.

Регулярно слышим из новостей: «Ах, негодяи, кругляк отправляют на экспорт». А куда? Ну куда его еще отправлять? Покажите комбинаты в Сибири, которые его возьмут в переработку. Их начали строить в советское время, чтобы делать ДВП, ДСП, фанеру, картон, клееный брус, палеты, паркетную доску, строительные конструкции… Но сейчас их практически нет. Даже выпуск на экспорт обычной фанеры по стоимости кубометра более чем в 6 раз превосходит стоимость того же объема необработанной древесины.

У нас беспилотники на аккумуляторах появляются, машины ездят на аккумуляторах. А они из чего делаются? Кобальт, никель, литий. Все это в достатке имеется в Сибири. Почему аккумуляторы, то есть продукцию высоких переделов, там же не производить?

Разве мы утратили способности к сложным разработкам для организации в Сибири выпуска такой продукции?

Уверяю вас, нет. В ходе своей недавней поездки в Сибирь, встреч с руководителями субъектов Федерации, крупных предприятий, учеными еще раз в этом лично убедился. Сибиряки готовы развивать свой регион. Все что им требуется — государственная поддержка.

Новые города должны появляться синхронно с созданием в Сибири новых научно-промышленных центров. И бояться этого не нужно. Если бы этого боялись в прошлом, то не было бы ни Набережных Челнов с КамАЗом, ни Тольятти с «Жигулями», ни Дивногорска, Братска, Волжского, Зеленограда, Магнитогорска, Ангарска… Перечислять можно долго. Это те самые научно-промышленные центры, о которых мы сейчас говорим. Решение это явно перезрело. Посмотрите, космодром Восточный. Скоро уже пилотируемые полеты пойдут, а город Циолковский, по сути, еще не начат.

В Российской империи с доминированием в экономике тогда до 95% сельского хозяйства и, соответственно, крестьянского труда к 1916 году насчитывалось 666 городов.

А в результате советской индустриализации, создания с нуля новых промышленных районов, развития центральной промышленной зоны, освоения Севера, Сибири и Дальнего Востока к 1991 году в СССР было уже около 2200 городов разных категорий… Из них только с 1956 года до начала перестройки появилось более 600 городов. А потом, вы знаете, как отрезало…

Как решать проблемы экологии при строительстве городов вблизи промышленных предприятий, например угольных разрезов или нефтегазовых месторождений?

— Добывать и вести первичную обработку сырья, конечно, можно и вахтовым методом. А организация глубокой переработки требует современных экологичных технологий, подготовки кадров, научных исследований. Следовательно, должны появиться не только современные предприятия, но и новые вузы, научно-исследовательские организации. Вот тогда мы получим устойчивое развитие Сибири, которое создаст фундамент для развития ее экономики как минимум на 20 лет вперед.

Сегодня речь идет о создании в Центральной и Восточной Сибири промышленных и экономических центров, которые будут профилированы в зависимости от имеющихся в этих районах энергетических, транспортных и ресурсных мощностей с одновременным благоустройством существующих населенных пунктов и строительством новых агломераций для проживания там людей.

Экспорт и движение населения сейчас ограничены перегруженной или даже отсутствующей транспортной инфраструктурой. Какие варианты расшивки узких мест вы видите?

— Транспорт и логистика как для людей, так и для товарных потоков — крайне важный вопрос для Сибири. Для людей, с учетом региональной специфики, огромное значение имеет развитие локальной, региональной и малой авиации. Пассажирское авиасообщение нужно довести до такого уровня, чтобы для жителя Кодинска или Богучан, например, было обычным делом слетать по делам в Красноярск и обратно — и все в течение дня.

Необходимо развитие железнодорожного транспортного коридора. Сибирь издавна была частью Великого шелкового пути. Здесь уже проходит Транссибирская магистраль, которую нужно модернизировать, перевести полностью на электротягу или на сжиженный природный газ, как альтернативу электрификации БАМа, построить необходимые вторые и третьи главные пути, мосты, тоннели.

Станция Слюдянка Восточно-Сибирской железной дороги на Транссибирской магистрали

(Фото: Максим Каширин / ТАСС)

Это сложный, но крайне важный проект. Нам нужно построить современный «Кедровый тракт» — безопасный и эффективный маршрут между Европой и Китаем. Необходимость такого транспортного коридора, причем прежде всего безопасного, уже очень четко обозначилась, стоит только вспомнить последние события с блокировкой Суэцкого канала, нападения пиратов, а также текущую ситуацию в Афганистане. Это важно и для международных транспортных потоков. А для России «Кедровый тракт» имеет огромное значение еще и как возможность интеграции в глобальные производственные цепочки между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Как будут координироваться развитие транспортных сетей и строительство новых научно-производственных центров? Где могут появиться связанные с ними города?

— На всей протяженности транспортных коридоров как в Сибири, так и в других регионах нужно создать производственно-логистические центры, в которых должны быть обеспечены условия для развития перерабатывающих производств.

Такие центры будут осуществлять глубокую переработку промышленного или сельскохозяйственного сырья, будут поставлять продукцию и внутри страны, и на экспорт.

Производственно-логистические центры или кластеры с непосредственным доступом к транспортной артерии — «Кедровому тракту» — создадут практически безбарьерную среду для перемещения материалов и компонентов между участниками производственных цепочек, примерно как полуфабрикаты свободно перемещаются между цехами на производстве. Это будет очень серьезный стимул для развития промышленности в виде доступа к внутреннему и внешним рынкам сбыта.

Все это будет скоррелировано с ресурсными возможностями, которые огромны в Сибирском регионе, и спектр их очень широк.

Например, между Братском и Красноярском может быть создан промышленный центр с привлекательной экономикой и долгосрочным потенциалом роста «Медь и электротехника». Там есть все возможности не только для добычи, но и глубокой переработки меди и различных редкоземельных металлов для последующего производства отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью.

В этом же районе может быть создан кластер, полностью сфокусированный на производстве продукции высоких переделов по переработке алюминия, — «Алюминиевая долина».

В Южной Сибири есть все возможности по созданию масштабной и высокодоходной добычи с более высоким переделом коксующегося угля.

В районе Канска имеется потенциал по созданию углехимического производства востребованных пластиков из неликвидного сырья.

Красноярский алюминиевый завод

(Фото: Илья Наймушин / РИА Новости)

Вокруг Лесосибирска имеется достаточный потенциал для создания кластера «Лес и строительные материалы» с высокой долей продукции верхних переделов и привлекательной экономикой. И это только верхушка айсберга.

Важно учитывать, что в мире все больше обращают внимание на то, какие источники энергии используются при переработке, насколько они экологически чисты. У Сибири в этом уже сейчас есть неоспоримое преимущество, ведь регион — кладезь «чистой» энергетики, здесь сосредоточено примерно 70% потенциала российской гидроэнергетики, который используется лишь на 10–20%. И этим конкурентным преимуществом нужно правильно распорядиться.

При этом благодаря имеющемуся профициту электроэнергии в Восточной Сибири при создании новых экономических центров будут необходимы инвестиции только в передачу энергии, а не в генерацию.

Хотя и потенциал развития новой энергетики в Сибири впечатляющий.

Будущей основой там должна стать водородная энергетика. Сейчас это развивающееся, перспективное направление, которое придет на смену нынешним технологиям. В Сибири могут быть созданы с нуля производства водорода, в том числе и для последующего экспорта.

В частности, палладий, которого в Сибирском регионе достаточно, благодаря своим свойствам и способности абсорбировать водород имеет широкие перспективы использования в водородной энергетике — в производстве материалов для хранения и транспортировки водорода, электродных материалов, катализаторов, топливных элементов и датчиков.

Во сколько оценивается развитие сибирских агломераций? Где может быть источник финансирования программы? В бюджете? В фонде национального благосостояния?

— На совещании у президента, где обсуждались важные макроэкономические проекты, не вспомню точно кто сказал: «Денег же нет». На что Владимир Владимирович ответил: «Их никогда не будет, если не начать что-то делать — никогда денег и не будет».

Вообще необходимыми условиями запуска успешных экономических проектов является достаточное наличие следующих факторов: природных ресурсов, энергии, технологий, людей и финансовых ресурсов. В Сибири сегодня в достатке ресурсов и энергии. Для начала достаточно людей. Так что требуется создать новые производства с новыми технологиями и определить финансовые источники для запуска процессов. Эти процессы позволят создать «новые стоимости» и дадут новые объемы и источники средств.

Мы говорим об экономике и долгосрочной программе инвестиций, а не о разовой трате средств. Вопрос именно в запуске программы развития и роста.

Советского Союза с Госпланом и Госснабом давно нет. Мы живем в других реалиях и хорошо это осознаем. Поэтому, безусловно, основным локомотивом капитальных инвестиций в реализацию макроэкономических проектов в Сибири наряду с государственными средствами должен являться частный капитал.

Задача государства и региональных властей — создать условия: обеспечить стабильный оптимальный налоговый режим, грамотное территориальное планирование, возведение базовой инфраструктуры, транспортной доступности…

Дополнительно можно стимулировать перенос и регистрацию в качестве налогоплательщиков штаб-квартир работающих в Сибири крупнейших российских компаний.

Методы, способы и инструменты для этого имеются в большом количестве и могут быть использованы в ходе проработки этой задачи.

Яркий пример — Транссиб длиною в азиатской части более 7,5 тыс. км, который был построен фактически за девять лет без современных бульдозеров и экскаваторов, с привлечением концессионного капитала. Разве мы не сможем этого сделать? То же самое и с месторождениями, которые также можно вовлечь в хозяйственный оборот.

Ведь это и производство здесь, и налоги здесь, и работа для наших людей тоже здесь. А мы вместо этого все больше продаем и вывозим сырье за рубеж. И не только чушки, а бывает, и просто руду.

Важно понимать, что на эти инвестированные в капитал средства регион получит не «рыбу», а «удочки», которые будут формировать значительные доходы для обновления существующей инфраструктуры и увеличения привлекательности условий проживания во всех сибирских городах.

Кто будет строить новые города и производства? Планируется ли привлечение в регионы Сибири большого количества мигрантов?

— Мы ведь говорим о долгосрочной программе развития Сибирского региона, на десятилетия, которая должна не только положить конец оттоку, но, самое главное, создать привлекательные условия для притока в Сибирь населения.

Создание экономических научно-производственных центров потребует инвестиций не только в экономику, но и, прежде всего, в создание привлекательных условий проживания и работы там людей. С учетом имеющейся уже транспортной инфраструктуры и ее наращивания в научно-промышленные центры будут интегрированы и сегодняшние сибирские города, которые получат дополнительные инвестиции на свое развитие.

Микрорайон Звёздный города Циолковский

(Фото: Павел Львов / РИА Новости)

Какой-то приток трудовых ресурсов на реализацию строительных проектов из наших бывших советских республик, наверное, должен быть. Но важно другое.

Смотрите, у нас сегодня европейская часть России, особенно Московский регион, избыточна с точки зрения наличия трудовых ресурсов, а за Уралом — наоборот. Все это приводит к дефициту и очень высокой стоимости жилья в Московском регионе, повышенной нагрузке на транспорт, социальную инфраструктуру, здравоохранение.

Почему люди из Сибири уезжают ближе к Москве? Потому что вокруг столицы более привлекательные условия жизни, широкие возможности качественного образования и гарантий трудоустройства с достаточным уровнем заработной платы.

Но в российской истории есть много примеров эффективного решения проблемы пространственного развития. Достаточно вспомнить о столыпинских реформах. Переселявшиеся в Сибирь крестьяне освобождались от части налогов, получали ссуды на обустройство, почти бесплатный проезд по железной дороге и даже, читал, им полагалась одна тягловая лошадь и корова. Люди освобождались от службы и рекрутирования ради освоения просторов Сибири. Почитайте, посмотрите отчет о тех программах 1914 года «Азиатская Россия».

В советские годы Сибирь принимала у себя сотни тысяч молодых людей, приезжавших на энтузиазме со всей страны на грандиозные стройки.

Многие оставались здесь работать, приехав с западных областей, Белоруссии, Украины, Закавказья, Поволжья, Средней Азии вместе с эвакуированными в годы Великой Отечественной войны предприятиями. Можно вспомнить и Фармана Салманова, молодого ученого из Баку, доказавшего сначала теоретически существование, а затем и открывшего колоссальные запасы углеводородов, нефти и газа в Сибири, которыми мы пользуемся и сегодня.

Далее для реализации мегапроектов того времени началась эпоха «комсомольских строек». В этот период были построены Красноярский алюминиевый завод, Саяно-Шушенская, Красноярская и Братская гидроэлектростанции, начато строительство шести заводов энергетического машиностроения под Минусинском, Красноярский экскаваторный и т.д.

Средний возраст населения в Саяногорске, где и я трудился на строительстве алюминиевого завода, составлял 29 лет и очень многие после завершения строительства остались там жить.

Можно продумать систему подъемных, льготных кредитов для приезжающих, предоставление по «сибирской» ипотеке благоустроенного жилья или земельных участков для строительства собственного дома. Увеличить размер материнского капитала и еще многое другое.

Эти и другие меры создадут так называемый эффект агломераций, когда вслед за приездом и концентрацией на какой-то территории новых людей, то есть потребителей, за ними приходит бизнес для оказания различных услуг: от туризма и торговли до образования, что вследствие повышения комфорта жизни приводит к еще большему притоку людей и дальнейшему расширению компаний сферы услуг. Все это хорошо проявилось в Москве и других крупнейших городах России.

Условия для людей, живущих в Сибири, должны стать совсем иными. Ведь почему возникла идея строительства новых городов, новых агломераций? Потому что современным городам нужно правильное зонирование. Вместо грязных промзон и бесконечных пробок должны быть грамотно спланированные пространства — и для работы, и для отдыха, и при этом обеспечивающие мобильность.

Когда вы начали разработку предложений по развитию Сибири, обсуждали ли эти планы с Владимиром Путиным? В какой перспективе считаете возможной их реализацию?

— По поручению президента в рамках Русского географического общества мы этим занимаемся более десяти лет с участием лучших ученых и практиков, а также ведущих экспертов Центра стратегических разработок.

Мне нравится изучать документы по истории, географическим изменениям и экономике регионов России. Во время рабочих поездок всегда вижу красоту, природные особенности регионов и живущих там людей. А Сибирь — моя Родина, моя душа всегда там. Недавно на встрече Владимира Путина с лидерами «Единой России» президент поручил правительству подготовить предложения по реализации этой программы. Работа идет очень активно и, думаю, осенью будет завершена. После согласования в правительстве она будет представлена президенту. Очень надеюсь, что новый состав фракции «Единой России» в Госдуме сделает ее продвижение одним из ключевых приоритетов.

Забытые города востока России – Chicago Tribune

АМУРСК, Россия — За сеткой миллиардеров и нефтедолларов российские города, подобные этому, умирают медленной и тихой смертью глубоко в холодном далеком Дальнем Востоке. Многие русские здесь не работают уже более десяти лет. Они выживают за счет всего, что могут утащить на своих тележках для металлолома — радиаторов и стиральных машин, кирпичей и ванн, вывезенных из городских заколоченных зданий.

Скальпели в больнице коричневые от ржавчины. Каждый месяц местная теплоэнергетика направляет сборщиков к семьям, которые не платили по счетам девять лет. Заводы, которые производили все, от мин и мин советских времен до линолеума и картона, пришли в упадок много лет назад, оставив город с населением 47 000 человек без работы или какой-либо целеустремленности.

Объявление

Холодный и темный дом второго этажа семьи Чурсиных олицетворяет жизнь Амурска. Наталья Чурсина и ее муж кормят и одевают своего сына-подростка Женю на социальные пособия, которые составляют 5 долларов в день. В 14 лет Женя решил, что школа необязательна. Когда он пропускает уроки зимой, он и его друзья запрыгивают на льдины и плывут на них, как на яликах, по бурлящим водам Амура.

Это место и жизнь Чурсина и ее муж Владимир отчаянно хотят, чтобы их сын сбежал. «Люди здесь мрут как мухи, — говорит 41-летняя Чурсина. — Здесь все в упадке».

Реклама

Энергетическое богатство, которое вырвало большую часть России из края экономической пропасти и дало Кремлю новообретенную чванливость, еще не возродило такие города, как Амурск.

Ожидается, что в воскресенье россияне изберут своим новым президентом Дмитрия Медведева, давнего протеже Владимира Путина и верного приверженца его плана процветания. Но через восемь лет после того, как Путин начал реализовывать этот план, скрытая Россия все еще чахнет, замаскированная денежной расточительностью Москвы и демонстративным потреблением.

Большинство из 119 000 миллионеров России живут в большой Москве, самом дорогом городе мира, среди растущего среднего класса, который открыл для себя ипотечные кредиты и заполнил проходы двух столичных магазинов Ikea. Выйдите за эффектный фасад столицы, и вы обнаружите уязвимую Россию — национальное население, вымирающее со скоростью 720 000 человек каждый год, и стареющую, запущенную инфраструктуру.

Экономическое возрождение России было реальным и замечательным. Теперь у него третья по величине в мире коллекция миллиардеров, а валовой внутренний продукт растет почти на 7 процентов каждый год. Рубль укрепляется. В целом бедность и безработица снижаются.

Однако это возрождение имеет свои пределы. В Сибири и на Дальнем Востоке 30,6 миллиона человек увядают со скоростью 103 000 человек в год, став жертвами своенравного советского планирования, из-за которого целые города оказались на одном из самых холодных просторов планеты.

Ветхая инфраструктура советских времен, от дорог и электросетей до жилья и телефонных линий, подрывает производительность России. В большей части страны заводы, оснащенные устаревшим оборудованием, сильно отстают от своих коллег в США, Китае и Юго-Восточной Азии. По данным Российской академии наук, более половины российского промышленного оборудования старше 20 лет, по сравнению с 15% в 19-м году.90.

В последние годы своего президентства Путин начал трубить о необходимости укрепить обветшалую инфраструктуру, обновить систему здравоохранения и решить тревожную проблему сокращения населения страны. Но аналитики считают, что он мог действовать гораздо раньше. Его решение стать премьер-министром вместе с Медведевым может дать ему шанс наверстать упущенное.

«Эти проблемы усугублялись в течение многих лет. Теперь, когда они стали очень серьезными, их замечают», — сказал Николай Петров, бывший советник Кремля и аналитик Московского центра Карнеги, московского аналитического центра. член Фонда Карнеги за международный мир. «Цена за то, чтобы ничего не делать по этому поводу в течение многих лет, будет огромной».

Реклама

Слабая Россия — та, которая не может поддерживать рабочую силу, восстанавливать систему социальной защиты или восстанавливать разрушающуюся инфраструктуру — рискует превратиться в нестабильную Россию. А нестабильность в стране со вторым по величине ядерным арсеналом в мире и постоянным членом Совета Безопасности ООН представляет опасность, которую США и Западная Европа не могут себе позволить.

«Их инфраструктуру будет трудно поддерживать — у них значительная потеря населения; они сокращаются в то время, когда их запасы нефти растут», — сказал сенатор Джозеф Байден (демократ от штата Делавэр), председатель. сенатского комитета по международным отношениям. «Очень важно, чтобы [Россия оставалась] стабильной. Это сильно влияет на Америку».

Аналитики говорят, что для того, чтобы совершить гигантский скачок от развивающейся экономики к мировой электростанции, Россия должна превратиться из источника энергии, древесины и металлов в страну, которая производит, а также экспортирует, и делает человеческий капитал своим самым ценным ресурсом.

Нигде в России эта задача не стоит так остро, как в Сибири, просторе суровой красоты и экономической разрухи.

Южный сосед Сибири, Китай, жадно потребляет российскую нефть и лес, отправляя часть их обратно в Россию в виде готовой продукции. Эксперты говорят, что этот перекошенный канал выгоден Китаю гораздо больше, чем России, и только усугубляет бедственное положение Сибири.

«Без устойчивой экономики в восточной части страны, — говорит Дмитрий Тренин, аналитик Фонда Карнеги за международный мир, — я вижу, что Россия становится младшим партнером Китая».

Реклама

Хотя Путин мало что сделал для решения экономических проблем востока России за восемь лет своего пребывания у власти, он их не создавал. Как и его предшественник Борис Ельцин, хотя его хаотичное руководство заметно ухудшило жизнь в этом регионе.

Сегодняшний восток России хромает из-за решений, принятых несколько десятилетий назад советскими планировщиками, которые строили города в местах, где никто не хотел бы жить. Зимы в Сибири самые суровые в мире. Более чем в 2600 милях от Москвы, Иркутск с населением 59 человек.3000 дрожи в январе, когда в среднем 11 градусов ниже нуля ночью.

Удаленность также делала Сибирь плохим выбором для градостроительства. Все в России — власть, деньги, торговля — возвращается в Москву. Но Хабаровск — это восьмичасовой перелет из Москвы или восьмидневная поездка на поезде по Транссибирской магистрали. Полет из Москвы во Владивосток, крупнейший тихоокеанский порт России, занимает девять часов.

Но ни климат, ни расстояние не имели большого значения в видении Иосифа Сталина. Сталинские планировщики полагали, что для использования золотых, нефтяных, никелевых и лесных богатств Сибири нужны города, и поэтому советские руководители насильно селили туда рабочих.

Как и другие сибирские города, Амурск создавался на заказ. Советское руководство хотело, чтобы в излучине Амура был построен кластер предприятий оборонной промышленности, и в 1958 году они направили рабочих и бульдозеры на строительство Амурских заводов, многоквартирных домов из бежевого кирпича и обсаженных деревьями бульваров.

Будучи винтиком централизованной экономики Советского Союза, Амурск процветал. Его целлюлозно-обрабатывающий завод производил больше картона, чем любой другой советский завод. Его лесокомбинат отправлял ДСП в Японию, Австралию и США. Рождаемость в Амурске превышала средний показатель по Советскому Союзу, как и количество свадеб на душу населения.

Реклама

Затем, в конце 1980-х, падение цен на нефть ударило по советской экономике. С окончанием холодной войны заказы для Амурских военных заводов прекратились. Москва приказала заводам переоборудовать их для использования в гражданских целях, но ничего не сделала для этого.

Большая часть молодежи города бежала. Все остальные оказались в ловушке в городе без работы. Сегодня многие выживают за счет государственной помощи или пенсий родителей, бабушек и дедушек.

‘Мы получаем только слова’

Леонард Болотников, пенсионер целлюлозного завода с круглым румяным лицом и белоснежными волосами, говорит, что после оплаты аренды и коммунальных услуг ежемесячная пенсия остается ему 19 долларов 53 цента. Закаляясь от бодрящего ветра ледяным зимним утром, он тычет пальцем в заброшенные, разграбленные дома вдоль проспекта Мира.

«Мы получаем только слова и больше слов от наших лидеров», — говорит 66-летний Болотников, его лицо покраснело от гнева. «Посмотрите на эти здания. Все разрушено. Молодежь уезжает. У меня сердце кровью обливается, когда я смотрю на это».

Крах Советского Союза опустошил всю Россию, но особенно тяжелым был удар по городам, которые русские называют градообразующими, построенными вокруг одного завода.

Реклама

В Бирюсинске, в Восточной Сибири, производитель растворителей спас жизнь 12 000 россиян в советское время. Завод, в свою очередь, был привязан к группе лесопильных заводов, которые обрабатывали лиственницу и сосну и снабжали завод опилками, его основным сырьем. «Тогда мы могли купить шубы», — говорит 47-летняя Ольга Логинова, работница бродильного цеха.

В постсоветский хаос 1990-х обанкротились сотни лесопильных заводов, в том числе поставщики Бирюсинского завода. Фабрике приходилось платить больше за опилки с дальних заводов. К 2005 году, когда московское богатство привело к тому, что цены на недвижимость в центре города поднялись почти до 1000 долларов за квадратный фут, рабочие Бирюсинского завода набивались в бакалейные лавки фабрики, чтобы получить от руководства заменитель зарплаты: буханки хлеба.

«Это было как во время Великой Отечественной войны, когда люди часами стояли в очереди, чтобы получить немного хлеба», — сказала Логинова. «Мы жили этим хлебом и нашими огородами».

В декабре 2005 года завод остановил производство. Большая часть молодежи города бежала; пожилые русские здесь живут на пенсии в размере 125 долларов в месяц. На эти же пенсии живут их взрослые дети.

«Мы здесь больше не нужны», — говорит Анатолий Чубуков, бывший водитель грузовика, который помогал строить железные дороги в Восточной Сибири. Теперь он ловит рыбу для еды и тает снег для питья. «Мы построили деревню и дорогу, поезда ходят — так что теперь мы ненужные вещи».

Стремление к переменам

Advertisement

Российские лидеры пытаются найти способы вернуть деньги и людей в Сибирь, чтобы сделать ее землей обетованной, а не страной изгнания.

В Иркутске чиновники убедили себя, что строительство «супергорода» переломит ситуацию. Они считают, что областной центр и два небольших города-спутника, Ангарск и Шелехов, могут быть объединены в мегаполис с миллионным населением и магнитом для рабочих мест, людей и инвесторов.

Сергей Воронов, заместитель губернатора Иркутской области, выкладывает чертежи: две новые автомагистрали, 24 гостиницы, три горнолыжных курорта, новый аэропорт и заезженное лекарство от всех градостроителей всего мира — монорельс.

«Наши природные ресурсы невозможно использовать без рабочей силы», — говорит Воронов. «Наша цель — создать престижное место для жизни, чтобы представление о Сибири как о месте ссылки не воспринималось людьми. Идея этого супергорода — использовать любые экономические рычаги, которые у нас есть, для улучшения имиджа этого места.

Российские лидеры также избавились от несбыточной мечты вековой давности о строительстве 65-миллиардного автомобильного и железнодорожного туннеля под Беринговым проливом между российским Чукотским полуостровом и Аляской.

Ни Кремль, ни Вашингтон не дали ни малейшего намека на поддержку этой идеи, но сотрудник Минэкономразвития России Виктор Разбегин назвал тоннель «одним из немногих проектов, способных кардинально изменить развитие Дальнего Восток.»

Advertisement

Такая зависимость от вынужденных, негабаритных ответов на экономические и демографические проблемы Сибири отражает политику Советского Союза, которая в первую очередь привела к бедственному положению восточной России. Эксперты говорят, что лекарство заключается не в том, чтобы производить больше стекла и стали, а в том, чтобы инвестировать в человеческий капитал Сибири — улучшать здравоохранение, бороться с безудержным алкоголизмом, стимулировать рост малого бизнеса.

«У меня есть секрет для Кремля: в современном мире богатство наций не в земле, а в людях, идущих по земле», — говорит Николас Эберштадт, эксперт по демографии и экономике Американский институт предпринимательства. «Стратегия отказа от человеческих ресурсов ради природных ресурсов в конечном итоге закончится плачевно».

———-

[email protected]

РОССИЯ Грандиозные планы Путина на Дальний Восток

Представлен на Владивостокском экономическом форуме. Превращение Курильских островов в оффшорную зону. Градостроительство Восточной Сибири с городами-миллионниками. Кремль делает ставку на китайско-японское сотрудничество. Россия стремится сделать арктический маршрут основным связующим звеном между Европой и Азией.

 

 

Москва (AsiaNews) — Русский Восток нацелен на достижение «более опережающего развития» (опережающего, «преодоления»), то есть «абсолютного и долгосрочного, не на десятилетие, а на век до приезжайте», — заявил Владимир Путин в ходе пленарного заседания Экономического форума Востока во Владивостоке. Акцент российского президента напоминает о грандиозных восточных планах Никиты Хрущева в послевоенные годы.60-х годов, когда были планы «повернуть вспять русло сибирских рек».

Форум завершился 4 сентября в российском порту с видом на Тихий океан на границе с Китаем. Согласно официальному лозунгу инициативы, Кремль стремится найти «новые возможности для [российского] Дальнего Востока в меняющемся мире». .»

Путин также пообещал «беспрецедентный пакет» торговой помощи и стимулов для реализации этих впечатляющих проектов на Курильских островах, архипелаг которых является спорным с Японией. Эти привилегии также будут предоставлены самим японским инвесторам до разрешения конфликта, восходящего к концу Второй мировой войны; спор, который российский президент назвал «чушью».

Рыночные условия на Курилах должны стать «лучшими на всем Азиатско-Тихоокеанском побережье» с освобождением от налогов на прибыль и имущество, земельный и транспортный налог не менее чем на 10 лет. Российское правительство хочет, чтобы спорные острова стали офшорной территорией без налога на добавленную стоимость «до тех пор, пока продукция не покинет территорию архипелага».

Во всем Дальневосточном макрорегионе России, продолжил Путин, объемы строительных работ придется увеличить «как минимум в 1,6 раза по сравнению с 2019 годом».уровня». В Хабаровском крае будет создан специальный хаб по производству стройматериалов, которых на этих территориях традиционно не хватает. Власти предложили всем гражданам «восточную ипотеку 2%», уже анонсированную вице-премьером и представитель президента в регионе Юрий Трутнев, «начиная с врачей и учителей». миллионов жителей и более». Это коснется самого Владивостока, присоединяемого к городу Артему. Новый мегаполис будет уже не, как прежде, «жилыми центрами вокруг крупных заводов, а местами жизни с человеком и его потребностями». в центре», по словам Трутнева, подтвержденным Путиным. Новый «столичный план» должен быть готов в ближайшие два года9.0003

Президент говорит о «новой экономике», которая возникнет с Востока, о «зеленой» экономике, которая будет развиваться вместе со всеми международными партнерами, начиная с Китая и Японии.