Город ташкент республика узбекистан фото: Фото Ташкента (139 фото)

Ташкент. Фотографии, информация, туры, отдых и достопримечательности Ташкента(Узбекистан)

Ташкенту — 2200 лет. Ташкент — город удивительной красоты, солнечный и гостеприимный, город гармонии древнего зодчества и современного стиля градостроительства. Ташкенту присущи такие эпитеты, как «Город Дружбы», «Город мира», «Город Хлеба». В 2007 году к ним добавился новый — «Столица исламской культуры». В 2009 году по Постановлению ЮНЕСКО прошло празднование 2200-летнего юбилея Ташкента, и это знаменательное событие не только для Узбекистана, но и для всего мира. За годы независимости в стране большое значение уделялось возрождению национальных ценностей, сохранению архитектурных памятников. Ташкент внёс большой вклад в развитие мировой цивилизации.

Город Ташкент обладает самим высоким в республике экономическим и научно-культурным потенциалом. Ташкент является политическим и экономически центром Республики Узбекистан. Здесь расположены резиденция Президента Республики Узбекистан, Законодательная палата Олий Мажлиса, Сенат Олий Мажлиса, Кабинет Министров, посольства иностранных государств, общественные организации, а также главные управления всех министерств и ведомств Республики Узбекистан.

География

Ташкент – столица и самый крупный город Республики Узбекистан, которая занимает серединное положение в Центральной Азии. Территория Республики — 447,5 тыс. км2. Ташкент располагается в отрогах Западного Тянь-Шаня на высоте 420-480 метров над уровнем моря. Он находится в северо-восточной части Узбекистана на одной широте с Мадридом, Нью-Йорком и Пекином. Город лежит в среднем течении долины реки Чирчик, на равнинно-холмистом рельефе и занимает территорию 320 км2.

Демография

Численность постоянного населения Ташкента на 1 января 2008 составила 2,18 млн человек . Из них 76 % узбеки, 15 % русские, 5 % татары, 1,6 % казахи и 2,4 % другие национальности. Свыше трети жителей (33,5%) – моложе 15 лет; 61,7% – в возрасте от 15 до 64 лет и 4,8% – от 65 лет и старше. Средний возраст – 22,36 лет.Средняя продолжительность жизни – 64,19 лет. По международной классификации демографы относят Узбекистан к категории стран с молодым населением, учитывая половозрастную структуру и величину среднего возраста населения. Специалисты отмечают, что даже при сохранении имеющихся показателей естественного прироста к 2020 году численность населения Узбекистана может достигнуть 40 млн человек. Государственный язык — узбекский.

Kлимат

В целом по Узбекистану климат резко-континентальный с короткой зимой и долгим жарким летом, но в Ташкенте климат мягче за счет близости к горам и большого количества каналов и зелени. Летом температура достигает +40 С, зимой – около 0 С. Самый дождливый месяц – март.

Архитектура

За 2200-летие своего существования город перенёс как взлёты, так и падения, но всегда оставался на пересечении путей международной торговли, а также был центром культуры и искусства. Сохранилось множество мечетей, мавзолеев (один из лучших — Мавзолей Юнус-Хана), минаретов, есть действующие медресе Кукельдаш (XV в., недавно было отреставрировано), медресе Барак-Хана и медресе Абдул-Касым-Эшон (XVI в.), живописные мечети Джами (XVI в.), Мирза-Юсуф (XIX в. ) и Хайрабат-Эшон (XVIII-XIX в.). Есть также православные храмы, женский монастырь, церкви, в том числе даже польский костел, поскольку Ташкент отличется национальным разнообразием и веротерпимостью.

История Ташкента

Точное время основания города неизвестно. Впервые, область, совпадающая по расположению с районом Ташкента упоминается в китайских источниках II в. до н.э. под названием Юйни. В более поздних источниках эта же область называется Чжэши, Чач, Шаш или Ши. Соответствующий последнему звуковому сочетанию знак употребляется в значении «камень», что часто сопоставляют с более тюркским названием таш «камень» + кенд «селение».
Точное время основания города неизвестно. Впервые, область, совпадающая по расположению с районом Ташкента упоминается в китайских источниках II в. до н.э. под названием Юйни. В более поздних источниках эта же область называется Чжэши, Чач, Шаш или Ши. Соответствующий последнему звуковому сочетанию знак употребляется в значении «камень», что часто сопоставляют с более тюркским названием таш «камень» + кенд «селение».
Стоит отметить, что впервые название Ташкент упоминается в лишь в XI в.
Первое городское поселение возникло в этом районе в IV-V вв. н. э. Именнно на данном этапе Ташкент упоминается в исторических источниках под названием Чач (Шаш). На территории городища того времени были найдены предметы каменного века. В погребальных курганах на территории Ташкента обнаружены бронзовые зеркала, монеты различных стран первых веков до н. э.
В VI в. область Чач входит в состав новообразованного Тюркского каганата восточные границы доходили до Корейского царства Когурё, а западные до Азовского и Черного морей. В VII в. каганат начинает испытывать внутриполитические проблемы, ввиду борьбы за власть между различными политическими группировками, что и привело к его распаду на независимые мелкие владения.
В начале VIII в. Чач был завоёван арабами. И в VIII-IX вв, город, будучи центром самостоятельного владения Чач (Шаш), носит название Бинкент. Согласно расследованиям, приводимым арабскими учеными, местоположение Бинкента примерно соответствовало расположению Ташкента.
В IX-X вв. город входит в состав государства Саманидов, с конца X до начала XIII вв. — в государство Караханидов и государство каракитаев.
В начале XIII в. Ташкент занял шах Хорезма Мухаммед I, по приказу которого в 1214 г. город был разрушен, а жители переселены.
В XIV в. Ташкент был завоеван Тимуром (Тамерланом) и превращен в одну из крупных крепостей государства Тимуридов.
Во II-й половине XVIв. присоединен к Бухарскому ханству.
В 1809г. вошел в состав Кокандского ханства в середине XIXв. вырос в крупнейший центр по торговле с Россией.
15 июня 1865 г. Ташкент был завоеван русскими войсками под командованием генерала Черняева. В конце XIX в. Ташкент, будучи центром Сырдарьинской области и Туркестанского генерал-губернаторства, достиг значительного процветания. Рядом со старой «арабской» частью города, в качестве резиденции властей, был возведен новый «русский» город. Соответственно, городская жизнь, в европейском понимании слова, велась лишь в русской части: там находились правительственные учреждения, школы, научные объединения.
После Революции Ташкент был объявлен столицей Туркестана.
В 1924 г. столицей Узбекской ССР объявляется Самарканд, но Ташкент вновь обретает этот статус в 1930 г. В годы Великой Отечественной Войны город становится одним из основных центров эвакуации. В это время из Западных районов Советского Союза в Ташкент были эвакуированы промышленные предприятия, учебные заведения, театры и киностудии («Мосфильм», «Ленфильм»).
Самым большим потрясением для послевоенного Ташкента стало землетрясение 1966 года, в результате которого были повреждены многие жилые дома, правительственные учреждения и промышленные предприятия. По некоторым данным без крова осталось около 300 тысяч человек. При участии всех Союзных республик последствия этого землетрясения удалось ликвидировать всего за несколько лет.
С сентября 1991 г. И по сей день Ташкент является столицей независмого Узбекистана и центром Ташкентской области.

Медресе Кукельдаш

Расположенное на площади Чорсу медресе Кукельдаш является одним из самых крупных строений не только в Ташкенте, но и во всей Центральной Азии. Это величественное сооружение, воздвигнутое на возвышенности, было построено в XVI веке визирем Кукельдашем, который был братом правителя Барак-хана. Возвышенность местности служила своеобразной лестницей на пути к воротам медресе и говорила о недосягаемости и власти главного визиря. Как и многие сооружения той эпохи, материалом для строительства был кирпич, отделанный майоликой и необычным орнаментом из керамики. Главный вход медресе украшает великолепный звездчатый узор, а ярусы лоджий, расположенные по обе стороны от входа завершаются массивными башнями минаретов.
Сегодня медресе Кукельдаш открыто для посетителей, также вам обязательно будут предложены услуги профессионального гида, который поведает вам о временах правления великого визиря.
Кассы на территории медресе нет, но предприимчивые служащие обязательно попросят с вас плату за вход, которая будет колебаться от трех до пяти тысяч сум (1.5-2.5$). Лучшее время для посещений — с 10.00 до 18.00.

Комплекс Хаст-Имам

Площадь Хаст-Имам расположена внутри кварталов с глинобитными домами, пережившими страшное землетрясение 1966 года, в самом центре Старого Города. Уже издали вы увидите бирюзовые куполы пятничной мечети, ярко сверкающие под лучами жаркого солнца.
В комплекс Хаст-Имам входит мечеть Тилла Шейх, медресе Барак-хан, мечеть Намазгах, медресе Муйи Муборак, гробница шейха Каффаля Шаши, а также недавно построенные мечети, получившие название Хаст-Имам. Особенностью мечетей является то, что оконные проемы на куполах позволяют солнечному свету проникать внутрь от рассвета и до самого захода солнца. А у входа в мечеть вас встретят два минарета, высота которых 53 метра.
Вход на территорию комплекса свободный. Возможны услуги гида, а при необходимости и переводчика.

Медресе Абдулкасыма

В парковой зоне, расположенной рядом с дворцом Истиклол, расположен один из наиболее приметных памятников древней архитектуры. Двери медресе Абдулкасыма всегда открыты для всех желающих, позволяя поближе узнать о многообразии узбекских ремесел.
Место для строительства было выбрано не случайно. Ведь именно здесь хранится священная реликвия – волосок из бороды пророка Мухаммеда, которую в XVIII веке привез один из паломников, совершивший хадж в Мекку.
Сегодня в небольших по размеру кельях медресе работают настоящие умельцы: чеканщики, резчики по дереву и художники. Все они создают настоящие произведения искусства, которые можно приобрести за вполне умеренную цену и увести с собой в качестве памятного сувенира.
Время работы медресе с 9 утра до 18 часов вечера. Вход бесплатный.

Успенский кафедральный Собор

Переходя к более поздним постройкам, обязательно хочется отметить такое величественное сооружение как Успенский кафедральный Собор, ставший с 1945 года главным храмом Ташкентской епархии. Кроме самого собора на территории расположена Духовная семинария.

Римско-Католический костел

Не менее величественным сооружением является Римско-Католический костел, сооружение, расположившееся на живописном берегу реки Салар, прямо в центре Ташкента. Заново отреставрированный и освященный он функционирует с октября 2000 года.

Монумент «Мужество»

Приехав в Ташкент, обязательно посетите монумент «Мужество», который был построен в память о погибших при землетрясении 1966 года. Стремящиеся ввысь фигуры женщины с ребенком на руках и мужчины защищающего семью от надвигающейся опасности – вот символы этого памятника.
Рядом гранитные глыбы, точно изображающие трещины в земле и высеченные на камне часы с застывшими на трагической минуте стрелками.
Вокруг монумента разбит прекрасный парк, с тенистыми деревьями и кафе прямо на берегу реки.
Каждый желающий может не только сфотографироваться на фоне достопримечательностей, но и подняться на постамент памятника, что очень любят делать местные детишки. В вечернее время, под освещением многочисленных прожекторов, можно также полюбоваться композицией и просто посидеть рядом с плакучими ивами.

Площадь Мустакиллик

Еще одной достопримечательностью Ташкента, которую невозможно пропустить является площадь Мустакиллик, что в переводе означает Независимость. На высоком пьедестале, где прежде был памятник Ленину, установлен монумент в виде земного шара, на котором четко выделяется контур Узбекистана. Перед пьедесталом скульптура женщины, символизирующей Родину. До недавнего времени именно на площади Мустакиллик проводились парады и торжественные мероприятия.

Ташкентская телебашня

Прибыв в Ташкент даже ненадолго, обязательно выберите время и побывайте на Ташкентской телебашне, которая является самым высоким сооружением во всей Центральной Азии. Ее можно увидеть практически с любой точки города, так как ее высота составляет 375 метров.
К услугам посетителей смотровая площадка, расположенная на отметке 94 метра и два ресторана с национальной и европейской кухней на высоте 98 и 104 метра. Зал ресторана плавно вращается, а сквозь прозрачные стекла можно полюбоваться панорамой Ташкента.
Стоимость билета для иностранных граждан составляет 6000 сум (3$), а вход будет разрешен только после предъявления паспорта.

Онлайн экскурсия по Ташкенту(видео)

Источник. tashkenthotels.ru, wiki-turizm.ru

Информация об интереснейших музеях Ташкента

Адрес: 100047, Ташкент, ул. Истикбол, д.4
Тел.: (+998 71) 233 51 68
Факс: (+998 71) 252 26 50
E-mail: [email protected]

Ташкентский Дом Фотографии (ТДФ) располагается в центре Ташкента в монументальном сооружении с фасадом, выполненным в стиле средневекового зодчества Востока и украшенным изразцовым порталом. Этот архитектурный памятник был сооружен в 1934 году по проекту известных узбекских архитекторов К.Бабиевского и А.Петелина и идее художника-этнографа В. Розвадовского.

Здание ТДФ представляет собой обширный выставочный павильон площадью более 1500 квадратных метров. Служебные помещения находятся в верхней части здания, над тимпаном арки. Уникальные резные двери, украшающие портал, были изготовлены группой знаменитых ташкентских мастеров резьбы по дереву во главе с усто Гафури Ходжи Ашуром и Рауфи Якубом.

В разное время в выставочном зале выставляли свои произведения выдающиеся узбекские художники: А.Н. Волков, Н.Усто-Мумин, а также первые узбекские живописцы Н. Кархан, А. Сиддики.

В 40-50-е годы в здании располагалась экспозиция Музея истории народов Узбекистана. В 1960 году в нем разместилась Дирекция художественных выставок, созданная по решению правительства республики для широкой популяризации современного искусства в Узбекистане и за его пределами.

После ташкентского землетрясения 1966 г. выставочный зал, находившийся в эпицентре стихии, был основательно укреплен, и здесь нашла временное пристанище коллекция Государственного музея искусств. В 1974 г. музей переехал в новое здание, и Центральному выставочному залу вернули его прежнюю роль. Ежегодно в этом здании проводились 40-50 разноплановых выставок — коллективных и индивидуальных, стационарных и передвижных, республиканских и международных.

В годы независимости в здание вдохнули новую жизнь. В 1997 году Дирекция художественных выставок получила статус Ташкентского дома фотографии, а в 2005 году по указу Кабинета министров Республики Узбекистан ТДФ вошел в состав Академии художеств Узбекистана. Таким образом, днем рождения ТДФ официально считается 25 ноября 2005 года.

Основные направления деятельности ТДФ: организация конкурсов, фестивалей, выставок, симпозиумов, мастер-классов, научно-практических семинаров и конференций; создание компьютерного архива и видеотеки, электронных каталогов отечественного и зарубежного фотоискусства, CD ROM-серии по фотографии, библиотеки по истории и теории фотографии; собрание фонда из коллекций старинной и современной художественной фотографии; учебно-образовательная деятельность в области теории фотографии и др.

Среди почетных миссий, осуществленных ТДФ за последние годы, — организация и проведение в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже выставок искусства независимого Узбекистана, посвященных 660-летию Амира Тимура, 2500-летию Бухары и Хивы, прием выставок искусства Германии, Японии, Южной Кореи и других стран.

Одним из наиболее масштабных проектов ТДФ является проведение «ТашкентАле» — Ташкентских Международных Фотографических Биеннале — совместно с Фондом «Форум культуры и искусства Узбекистана», Академией художеств Узбекистана, Ташкентским городским хокимиятом и другими заинтересованными организациями. Эта акция, проводимая раз в два года, привлекает сотни участников из различных стран мира. К примеру, в «Ташкентале-2008» принял участие 131 фотограф из 22 стран.

9-14 октября 2010 г. в г. Ташкенте состоялась Пятая Международная Фотографическая Выставочной Биеннале «ТашкентАле-2010». В Биеннале принимали участие фотографы, работающие в различных жанрах и стилях, а также представители фотографических обществ и организаций.

В 2000 году при ТДФ создана Секция фотохудожников. Она полноправно ведет свою деятельность в составе творческого союза Академии художеств Узбекистана. Члены секции — постоянные участники и призеры многочисленных международных конкурсов, выставок и Ташкентских фотобиеннале. В числе призеров — В.Соколов, В.Ермаков, А.Джумаев, Л.Аметов, М.Головлев, И.Садык-заде, В.Жирнов и др.

В 2006 году при ТДФ организована школа-студия фотографического искусства. Функцию преподавателей взяли на себя известные фотографы — Р. Шарипов, В. Жирнов, С. Спиридонов, Х. Файзиев и др. В течение трех месяцев учащиеся слушают курс лекций по художественной теории, специфике композиции, работе со светом и др., знакомятся с репортажной, студийной и постановочной съемкой. Занятия в школе-студии сопровождаются выездами на природу, в городскую среду, фото-сессиями по театральной съемке, а также художественной съемке в павильоне.

В школе-студии время от времени проводят мастер-классы фотографы из Германии, Франции, Румынии, России и др. Многие выпускники школы активно реализуют свои замыслы в области фотоискусства, становятся призерами национальных и международных фотоконкурсов.

Ташкентский Дом Фотографии, осуществляя комплексную программу в области развития и пропаганды фотоискусства, знакомит население Узбекистана и гостей из зарубежья с лучшими достижениями современного искусства и фотографии, ведет последовательную работу по изучению и пропаганде творческого наследия мастеров Узбекистана, поддерживает деятельность молодых фотографов, воспитывает в подрастающем поколении высокие духовно-моральные качества и чувство уважительного отношения к национальным и общечеловеческим ценностям.

Tashkent Photos и Premium High Res Pictures

  • Creative
  • Редакция
  • Видео

Лучший матч

новейшие

Старейшин

Самый популярный

Любое датер. диапазон

Без лицензионных отчислений

С правами управляемого

РФ и РМ

узбекистан бухара вид с воздуха минарет калян сумерки — ташкент стоковые картинки, фото и изображения мечеть имама шазрат в ташкенте узбекистан — ташкент стоковые картинки, фото и изображения без уплаты роялти Арх независимости узбекистана ташкент — ташкент стоковые картинки, фотографии без лицензионных платежей и изображенияташкент базар чорсу панорама узбекистан центральная азия — ташкент стоковые картинки, фото и изображения без уплаты роялти ташкент стоковые фотографии, фотографии и изображения без уплаты роялти узбекский мужчина выходит из мечети джума 16 августа 2006 года в ташкенте в среднеазиатской стране узбекистане. Пятнадцать лет после распада…сухофрукты стоят на базаре чорсу, ташкент, узбекистан — ташкент стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежейалайский базар изнутри. — ташкент стоковые картинки, фотографии без уплаты роялти и изображения площадь амира темура от известного советского отеля узбекистан в центральном ташкенте, узбекистан лицензионные фото и изображения ташкентский центр плова, узбекистан — ташкент стоковые картинки, лицензионные фотографии и изображения Фотографии и изображения На этом раздаточном изображении, предоставленном Бундесвером, прибывшая семья из Афганистана регистрируется для прохождения теста на коронавирус с членом … центра города ташкент на закате, узбекистан — ташкент: стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежейДоктор Гульнара Каримова Председатель попечительского совета Fund Forum и Каролина Груози Шойфеле, вице-президент Chopard во время Undergro и…Д-р Гульнара Каримова, председатель Совета попечителей Фонда Форум, и Каролина Груози Шойфеле, вице-президент Chopard, смеются во время. ..Ковер сюзане первой половины 20-го века выставлен на открытии выставки прикладного искусства , Дизайн и мода на Молодежной выставке… Ковры сюзане и традиционная одежда первой половины 20-го века представлены на открытии выставки прикладного искусства, дизайна и моды… Вечерний вид на парки независимости 15 августа , 2006 год в Ташкенте в среднеазиатской стране Узбекистан. Пятнадцать лет спустя после разрыва… Узбекские мужчины и женщины танцуют на местной дискотеке 12 августа 2006 года в Ташкенте, центрально-азиатская страна Узбекистан. Пятнадцать лет спустя после… мечети телля шейха в старом городе ташкента — ташкент: стоковые фотографии, фотографии без уплаты роялти и изображенияПолковник Юрий Дубягин, начальник московской криминальной полиции и министр внутренних дел, стоит в наручниках с печально известным серийным убийцей-каннибалом… Спортсмены, Ташкент 1930-40-е годы, Узбекистан. Ныряние, Ташкент, 1940-50-е годы, Узбекистан. Мужчина над книгой на подоконнике многоэтажного дома в Ташкенте, Узбекистан, около 1940 года. Двое молодых людей несут флаг на праздничной демонстрации в Ташкенте, Узбекистан, ок. 1940 г. Спортсмен во время прыжков с шестом на стадионе «Спартак» в старом городе Ташкента, Узбекистан, ок. 1940 г. Политический рекламный плакат, установленный над трибуной напротив здания правительства на Красной площади в Ташкенте, 1930-е гг., Узбекистан, ок. 1930 г. Два девушки на праздничном параде, Узбекистан, около 19 лет40.Карта Кавказа и Центральной Азии — штаты, города — ташкент стоковые иллюстрацииживописный вид на горы на фоне неба — ташкент стоковые фотографии, фотографии без уплаты роялти и изображенияТранспортный самолет, эвакуирующий людей из Афганистана, прибывает в международный аэропорт Ташкента в Узбекистане 17 августа 2021 года. ташкент не пекарня мужчина кладет лепешку хлеб в узбекскую печь тандыр узбекистан — ташкент стоковые картинки, фото и изображения без уплаты роялтипарки в ташкенте — ташкент стоковые картинки, фото и изображения без уплаты роялти бухара узбекистан минарет кальян и медресе закат сумерки панорама — ташкент стоковые картинки, роялти Свято-Успенский собор, ташкент, узбекистан — стоковые фотографии, фотографии без уплаты роялти и изображения Узбекская женщина у Джума-мечети 16 августа 2006 года в Ташкенте в среднеазиатской стране Узбекистан. Пятнадцать лет после распада…закат у древних городских стен хива, шелковый путь, узбекистан — ташкент стоковые фотографии, лицензионные фото и изображенияузбекская гостиница в ташкенте — ташкент стоковые картинки, лицензионные фото и изображенияташкент чорсу купол здание чарсу базар узбекистан центральная азия — ташкент стоковые картинки, лицензионные фото и изображениякукельдаш медресе ташкент узбекистан — ташкент стоковые картинки, лицензионные фото и изображениянавои проспект в ташкенте на закате, узбекистан — ташкент стоковые картинки, лицензионные фото и изображенияташкент горизонт в вечер — ташкент стоковые фотографии, лицензионные фото и изображения базар чорсу в ташкенте — ташкент стоковые фотографии, лицензионные фото и изображения Изображение опубликовано 10 января, 1966 премьер-министра Индии Лала Бахадура Шастри, президента Пакистана Мухаммеда Аюб Хана и премьер-министра СССР…карта узбекистана на фоне чертежа — ташкент стоковая иллюстрациямалая мечеть ташкента — ташкент стоковые картинки, фотографии и изображения без лицензионных платежейсхема карта узбекистана — ташкент стоковая иллюстрация утро перед международным аэропортом ташкент — ташкент стоковые картинки, фотографии и изображения без лицензионных платежей узбекистан — синяя наклейка и печать с названием и картой — ташкент стоковые иллюстрацииЗдания и уличные фонари освещают горизонт ночью в ташкенте, узбекистан, 2 марта 2018 года. узбекистан знает, что у нее еще много чего наверстать… Узбекская семья позирует для портрета в парке независимости 15 августа 2006 года в Ташкенте, центрально-азиатская страна Узбекистан. 15… Узбекские мальчики играют в футбол возле мечети Джума 16 августа 2006 года в Ташкенте, центрально-азиатская страна Узбекистан. Пятнадцать лет спустя… узбекские женщины в традиционных головных уборах продают товары на уличном рынке. загрязнение от дымохода нефтехимического завода — ташкент стоковые фотографии, фотографии без уплаты роялти и изображения Временный министр иностранных дел Афганистана Амир Хан Муттаки и правительственная делегация принимают участие в «Афганистан : Безопасность и экономическое развитие»…Вид со станции Алишер Навои Ташкентского метрополитена 19 января, 2022. Станция метро Алишера Навои в Ташкенте, столице Узбекистана,… Иранский тяжелоатлет Амир Хогиосгуэй соревнуется в категории 102 кг среди мужчин на чемпионате мира по тяжелой атлетике 2021 года в Ташкенте, Узбекистан, на. .. из 100

Для кого «Ташкент Сити»? Национальный брендинг и общественный диалог в Узбекистане

«Если где-нибудь рядом дадут нормальное место, перееду. Иначе я никуда не пойду!»

– Мухаббат Умарова, женщина 70 лет, жительница старого сносимого района в Ташкенте.

На постсоветском пространстве процесс национального брендинга начался вскоре после обретения независимости в начале 1990-х годов. Процесс особенно заметен в Азербайджане, Казахстане и Туркменистане, в каждом из которых есть свои стратегии продвижения своего «национального бренда». К ним относятся превращение их столиц в современные деловые столицы и оказание давления на государственные агентства, корпоративные группы и посольства, чтобы они освоили новые городские пространства. Ашхабад превратился в материальный символ культа личности Туркменбаши (первого президента независимого Туркменистана), а Астана, «Город будущего», пропагандируется как эмблема прогресса, современности и растущей предпринимательской идентичности молодого казахстанского государства. .

Продвижение «национального бренда» превращает столицы в современные деловые столицы и заставляет государственные агентства, корпоративные группы и посольства осваивать новые городские пространства.

Как и Ашхабад, Баку, Астана и Душанбе до этого, Ташкенту, похоже, предстоит столкнуться с глубокими городскими преобразованиями. Новый проект президента Мирзиёева «Ташкент-Сити» направлен на перепланировку столицы и, таким образом, ребрендинг Узбекистана как страны, заинтересованной в политических реформах, экономических инвестициях и дружеских отношениях с остальным миром. «Новый» Ташкент станет конкретным символом открытости нынешней администрации международному сообществу.

Однако проекты, призванные представить новый образ страны зарубежной аудитории, редко учитывают интересы и опасения местных жителей, вызывая критику внутри страны.

Ташкент, столица Узбекистана, претерпел значительные преобразования как в советский период, так и после него. По словам Пола Стронски, автора книги о раннем Ташкенте, город должен был стать современной столицей «освобожденной» Узбекской Советской Социалистической Республики (ССР) и политическим и символическим центром социалистического Востока. Ташкент в некотором смысле должен был вырасти в «сияющую звезду» Москвы на Востоке; «Советский Ташкент» стал образцом социализма.

После обретения независимости была предпринята попытка переписать историю Ташкента, фактически стерев советское прошлое. Символом этого переосмысления национальной идентичности стал памятник Амиру Тимуру, тюркскому завоевателю, который заменил бюст Карла Маркса, а улицы города были переименованы в честь докоммунистических деятелей. Советский городской пейзаж также изменился: в рамках усилий правительства по «модернизации» города здания были спрятаны под блестящими стеклянными фасадами, а многоквартирные дома советских времен были перемежены небоскребами. Еще один намек на досоветскую историю Узбекистана: некоторые из этих современных построек имеют архитектурные элементы, восходящие к империи Тимуридов. [i]

Президент Шавкат Мирзиёев, вступивший в должность в конце 2016 года после смерти авторитарного лидера Ислама Каримова, полон решимости возглавить реформы в различных областях.

Автор


Дильмира Матякубова

Дильмира Матякубова — молодой специалист, специализирующийся в области высшего образования, государственной политики и политической экономии. Дильмира является доцентом Вестминстерского международного университета в Ташкенте (WIUT). С 2015 по 2017 год она работала старшим сотрудником по академической политике в WIUT, предоставляя экспертные знания в области разработки академической политики и правил в сфере высшего образования. Дильмира – выпускница программы Академии ОБСЕ «Политика и безопасность (Центральная Азия)» (2013-2014). Она также окончила курсы повышения квалификации по преподаванию и обучению в сфере высшего образования в WIUT (2016). Научные интересы Дилмиры включают политическую экономию, национальное строительство и национальную идентичность, этнические отношения/государственную политику в отношении этнических меньшинств и транснациональное образование.

Читать полностью: Для кого «Город Ташкент»? Национальный брендинг и общественный диалог в Узбекистане

Официально приверженный прислушиванию к проблемам людей, он объявил 2017 год «Годом диалога с людьми и интересов человека». В рамках этой инициативы он создал Портал жалоб для публичных обращений в администрацию президента и министерства, что позволило гражданам напрямую обращаться в государственные органы.

«Новый» Ташкент станет конкретным символом открытости нынешней администрации международному сообществу.

Мирзиёев также намерен привлечь в страну больше иностранных инвестиций путем проведения экономических и политических реформ. Частью создания благоприятного делового климата, по его мнению, была перепланировка центра Ташкента (см. рис. 1). Правительство его предшественника нанесло ущерб международной репутации Узбекистана, продемонстрировав отсутствие желания сотрудничать с другими странами или международными организациями, а также плохую репутацию в области прав человека. «Новый» Ташкент станет конкретным символом открытости нынешней администрации международному сообществу. По словам Мирзиёева, «через проект Tashkent City мы должны заявить о себе». Абдуджаббор Абдувахитов, высокопоставленный чиновник, участвующий в проекте, подчеркивает, что международное сообщество долгое время отрицательно относилось к деловому климату в Узбекистане, и правительство надеется, что проект улучшит имидж страны.

Рисунок 1. Модель города Ташкента

Источник: «Бизнес-центр «Ташкент Сити» будет построен в столице Узбекистана», UzDaily.uz, 10 июля 2017 г., https://www.uzdaily.com/articles-id-40052.htm.

Постановление о проекте «Ташкент-сити» устанавливает сроки строительства: четыре этапа в течение десяти лет.[ii] Первый этап начался в конце 2017 года и в настоящее время осуществляется. Хотя первоначально проект был рассчитан на десять лет, правительство поставило цель завершить его за четыре года, чтобы продемонстрировать эффективность нынешней администрации и ее стремление к прогрессу в преддверии следующих президентских выборов. занимают 80 гектаров (3,1 кв. мили) вдоль проспектов Навои и Ислама Каримова (бывшая Узбекская), соединяющих улицы Олмазор и Фуркат (см. рис. 2). Район находится в центре города и окружен линиями метро.

Рисунок 2. Карта «Город Ташкент» и контекстные зоны

Проект опирается на иностранные инвестиции, гранты, техническую помощь, пожертвования, кредиты и другие источники финансирования. Он включает в себя строительство индустриального парка, восьми бизнес-центров, торгового центра, конгресс-холла, гостиниц, ресторанов и культурного центра, а также многоэтажных жилых домов[iv]. Многие новые строения в Ташкенте строятся просто монументальные и событийные конструкции с ограниченной функциональностью. Белоснежно-мраморный дизайн этих зданий не привлекателен для туристов и не значим для местного населения.

Источник: «Город Ташкент: Международный бизнес-центр — ваш шанс инвестировать» (презентация Международного бизнес-центра, Ташкент, 17 марта 2018 г.).

Три тематических исследования иллюстрируют проблемы общественного диалога в различных контекстах, затрагиваемых государственными проектами по преобразованию городов. Во-первых, это традиционные махалли как культурно-исторические объекты, освещающие эмоциональные и практические проблемы, с которыми сталкиваются жители. Вторая, «современная махалля», демонстрирует успешность общественного диалога благодаря активному участию граждан. Третье, о Доме Кино, объясняет провал публичного диалога в случае с культурным центром.

Одной из дискуссий, вызванных проектом «Ташкент-сити», является снос традиционных махаллей в микрорайонах Олмазор (Яблоневый сад) и О’кчи (Флетчер). Этот район стал объектом реконструкции после землетрясения 1966 года, когда были разрушены некоторые махалли.[v]

Абдуджаббор Абдувахитов, правительственный чиновник, отмечает, что переселение махаллей всегда было очень чувствительным вопросом, вызывающим как эмоциональные переживания, так и практические проблемы. По его словам, поскольку перепланировка и снос давно запланированы, у жильцов ограничены права на свое жилье. В результате в инфраструктуру махалли не вкладывались средства, а условия были плохими. Он утверждает, что проект «Ташкент-Сити» принесет пользу всем в долгосрочной перспективе, описывая ликвидацию махаллей как краткосрочную проблему[vi].

Саида, дочь семьи Тожибоев из махалли «Олмазор», тоже хотела бы, чтобы город развивался, но сомневается, что нынешний план действительно улучшит положение ее общины:

Если город будет процветать, то для нас лучше, но только если нам поскорее предоставят приличные дома. Пока то, что предлагают в качестве замены, не соответствует нашим потребностям. Условия не лучше.

Она поддерживает развитие и такие проекты, как «Ташкент-сити», но утверждает, что семьям была предложена недостаточная компенсация за их недвижимость. Закон о собственности требует равноценной замены жилой недвижимости, то есть предоставления семье, вынужденной переехать, нового дома той же площади и стоимости.

Рисунок 3. Традиционная махалля в Ташкенте

Кроме того, своевременное уведомление о сносе закреплено в статье 4 «Положения о порядке возмещения вреда, причиненного гражданам и юридическим лицам в связи с изъятием земель для государственных или общественных нужд» (2006 г. ), в котором говорится, что хокимият (госадминистрация ) должны уведомить собственников недвижимости в письменной форме не менее чем за шесть месяцев до начала сноса. должны быть приобретены в течение месяца. [viii] Администрация района посетила махалли и сообщила жителям, что у них есть 10 дней, чтобы освободить свои дома.

Источник: ГазетаУз

Жителям были предложены замены со вторичного рынка жилья, так как обещанный район переселения находится в стадии строительства. Некоторые обращались в районный хокимият, но ответа не получили.

Правительство стремится обеспечить национальное благополучие, превратив столицу в финансовый центр, чтобы привлечь больше инвестиций и бизнеса. Однако у жителей традиционных махаллей иное представление о благополучии. Многие хотят сохранить образ жизни, который они вели в старых традиционных кварталах, как показывает этот отрывок из репортажа The Guardian о проекте «Ташкент-сити»:

«Я не хочу жить в коробке», — возмущается Нилуфар Арипова, подметая пыльную после долгого жаркого лета Узбекистана улицу возле своего дома. «Я прожил в Олмазоре всю свою жизнь, 52 года. Я родилась через несколько улиц и переехала сюда, в дом мужа, келинкой [молодой невестой]».

«Я не хочу покидать эту махаллю, но если придется, я хочу, чтобы мне дали другой дом, достаточно большой, чтобы мы могли жить вместе», — добавляет Арипова, которая живет с мужем, тремя детьми и несколькими внуками». [ икс]

Как и у Ариповой, семьи в традиционных поселках больше, чем в квартирах. Расширенные семьи — родители, дети, а затем невестки и внуки — живут вместе в традиционном доме с задним двором.

Рисунок 4. Частный дом

Кредит Фотографии: Алан Франс

Как показывают рассказы жителей, оставшихся на месте сноса, переселение затруднено. Некоторые жители обратились в хокимият с просьбой ускорить процесс предоставления надлежащего альтернативного жилья[x], но жалуются, что власти не отреагировали на их озабоченность, несмотря на ухудшение условий на месте сноса.

Истории жителей показывают разные уровни сопротивления и социальной активности. С точки зрения Евгения Горбунова, у жителей мало свободы действий. [xi] Лишения, в которых они живут в настоящее время, заставят их согласиться переехать в дома, которые стоят меньше, чем их нынешние дома, если им в ближайшее время не предложат лучшие варианты. Однако некоторые жители продолжают выступать против переезда в другой район. Мухаббат Умарова, пожилая женщина, утверждала:

Это мой дом. Мой сын умер здесь. Я живу один, сам по себе. Я живу здесь с самого рождения… Меня ни о чем не информировали! О переезде меня никто не уведомлял. Теперь они просят меня съехать. Если мне дадут подходящее место где-нибудь поблизости (улица Коратош), я перееду. Иначе я никуда не поеду!

Рисунок 5. Мухаббат Умарова, жительница

Фото: Алан Франс

В марте 2017 г. ташкентская мэрия утвердила новый проект «Современная махалля», целью которого является перепланировка 505 кварталов города.[xii] Местные власти реализуют проект без участия общественности, несмотря на то, что статья 10 Плановый кодекс дает право гражданам, органам местного самоуправления и общественным объединениям получать достоверную и своевременную информацию о состоянии жилой среды, предполагаемых изменениях, генеральных планах населенных пунктов и реконструкции объектов гражданского назначения.

«Современная махалля» намерена перепланировать 505 кварталов города

«ГазетаУз» сообщила о недовольстве жителей махалли «Окибат». Жильцы оспаривали целесообразность нового строительства, которое потребовало сноса детской площадки и парка, а также вырубки деревьев. Они протестовали против процесса, сопротивляясь доставке строительной техники в этот район. Затем они обратились в махаллинский комитет, но ответа не получили. Они даже обратились в администрацию президента, получив ответ от районного хокимията, в котором утверждалось, что в махалле есть «незаконные» строения, построенные самими жителями и поэтому не соответствующие санитарным нормам. Однако это было лишь предлогом для решения хокимията о выделении территории частной строительной компании без согласования с жителями.

Рисунок 6. Жители махалли Окибат

Позже СМИ сообщили, что муниципалитет просил временно приостановить процесс для проверки его соответствия Плановому кодексу и Постановлению о «Современной махалле». [xiii] После нескольких месяцев расследования прокуратуры было установлено, что что строительные работы не проводились должным образом, поскольку местные жители не были уведомлены. Районный хокимият и председатель махаллинского комитета дали разрешение на строительство, не обсудив его с жителями и не заручившись поддержкой населения. После расследования районным судом проект был закрыт, и жители махалли праздновали свой успех.[xiv]

Источник: «У нас есть право на здоровье окружающею среду—жители Ц-1», «ГазетаУз», 6 февраля 2018 г., https://www.gazeta.uz/ru/2018/02/06/oqibat/.

Дело Дом Кино иллюстрирует реакцию творческой общественности Ташкента на запланированный снос здания культурного значения. Это отличается от дела махалли, так как включает в себя снос нежилого здания, решение, которое возмутило определенные группы и общины. Однако это похоже на то, что общественное здание было приговорено к сносу без публичного обсуждения.

Рисунок 7. Дом Кино

Источник: Джасур Исхаков, «Дом кино: Прощальная история», MyTashkent. uz, 10 ноября 2017 г., https://mytashkent.uz/2017/11/10/dom-kino-proshhalnaya-istoriya/.

Дом Кино был построен в начале 1980-х годов. Здесь прошел Ташкентский международный кинофестиваль, на котором были показаны фильмы из множества стран Азии, Африки и Латинской Америки. Здание, выделяющееся на ташкентском пейзаже, является знаковым образцом модернизма 80-х годов. Модернисты строили здания из бетона с минимальным декором, считая, что у бетона есть собственная эстетика. Термин béton brut, что по-французски означает «сырой бетон», был придуман Ле Корбюзье, всемирно известным архитектором и градостроителем. Кинотеатр был построен на средства советских кинематографистов под руководством Шарафа Рашидова, Первого секретаря Коммунистической партии Узбекской ССР.[xv] В современном Узбекистане, где многие другие советские здания были перепроектированы или заменены, Дом кино, образчик социалистического реализма, казалось, не соответствовали правительственному видению «постмодернистского» Ташкента. В связи с этим было принято решение о его сносе.

Решение о сносе «Дома кино» также, кажется, поставило под вопрос будущее искусства в Узбекистане. Кинотеатр служил особым местом для создания фильмов, предоставляя возможности, необходимые творческому сообществу. Решив избавиться от него, правительство, возможно, предположило, что оно не ценит искусство как часть национального имиджа Узбекистана.

Кинорежиссер и сценарист Гияс Шермухамедов пытается договориться о замене «Дома кино». Он поддерживает реконструкцию Ташкента, утверждая, что творческое сообщество настолько воодушевилось указом о проекте «Ташкент-сити», что начало производство фильмов специально для повышения мирового значения узбекского кино. Чтобы поддержать эти усилия, он хотел бы увидеть строительство Дворца кино в рамках проекта «Ташкент-сити»[xvi].

Сообщество предприняло формальную попытку предотвратить снос «Дома Кино». Фируза Хайрутдинова, вдова архитектора здания Рафаэля Хайрутдинова, написала на портал жалоб президента письмо, подписанное союзом архитекторов, кинематографистов и художников (см. Приложение 1). Выдержка из письма гласит:

Союз архитекторов, кинематографистов и художников желает принять активное участие в рассмотрении окончательной концепции «Ташкент-сити» и просит организовать открытое обсуждение предложенных вариантов, с целью возможного сохранения отдельных объектов в территории.[xvii]

Однако запрос остается без ответа; никакого ответа в какой-либо форме не последовало.[xviii] Игнорируя это обращение граждан, правительство показало, что оно не желает обсуждать с населением проект «Ташкент-сити». Он не собирается давать людям возможность комментировать проект и не собирается решать поднятые вопросы. Правительство может пытаться быть открытым и подотчетным, внедряя такие меры, как система обращений населения, но оно явно не готово к реальному диалогу с народом.

Как показывают приведенные выше примеры, подход правительства к национальному брендингу, реализуемый в рамках проекта «Ташкент-сити», имеет свои недостатки. Правительство отдает приоритет быстрой трансформации городского пространства потребностям местных жителей. Несмотря на акцент президента Мирзиёева на роли людей и наличие системы подачи жалоб, опасения граждан по поводу проекта «Ташкент-сити» остаются без внимания. Фокус правительства — создание благоприятного для бизнеса климата — может иметь центральное значение для создания положительного международного имиджа страны, но любые усилия по созданию национального бренда должны в первую очередь обеспечивать благополучие местного населения путем решения его потребностей и проблем.


Каталожные номера:

[i] Елена Паскалева, «Идеология в кирпиче и плитке: тимуридская архитектура 21 века», Обзор Центральной Азии, 34, вып. 4 (2015): 418-439, 419.

[ii] Абдуджаббор Абдувахитов, заместитель министра иностранных дел, личное интервью с автором, Ташкент, март 2018 г.

[iii] Там же.

[iv] «Проект Международного бизнес-центра «Ташкент Сити» будет улучшен», UzDaily, 23 декабря 2017 г. , https://www.uzdaily.com/articles-id-42105.htm.

[v] Абдуджаббор Абдувахитов, заместитель министра иностранных дел, личное интервью с автором, Ташкент, март 2018 г.

[vi] Абдуджаббор Абдувахитов, заместитель министра иностранных дел, личное интервью с автором, Ташкент, март 2018 г.

[vii] “Polozhenie o poriadke vozmezheniia ubitkov grazhdanam i iuridicheskim litsam v sviazi s iziatiem zemel’nikh uchastkov dlia gosudarstvennykh i obchshestvennykh nuzhd,” NormaUz, May 29, 2006, https://nrm.uz/contentf?doc=105171_polojenie_o_poryadke_vozmeshcheniya_ubytkov_grajdanam_i_yuridicheskim_licam_v_svyazi_s_izyatiem_zemelnyh_uchastkov_dlya_gosudarstvennyh_i_obshchestvennyh_nujd_(prilojenie_k_postanovleniyu_km_ruz_ot_29_05_2006_г_н_97)&производ.

[viii] «Постановление Кабинета Министров Узбекистана о мерах по улучшению архитектурного облика и благоустройства центральной части города Ташкента, а также создании надлежаших условий для населения и гостей столицы», Lex. uz, 28 июля 2017 г., http://lex. uz/pages/getpage.aspx?lact_id=3295075#3295185.

[ix] Джоанна Лиллис, «Город Ташкент: стоит ли «прогресс» той цены, которую платят в Узбекистане?» The Guardian, 18 октября 2017 г., https://www.theguardian.com/cities/2017/oct/18/people-paying-tashkent-gentrification-mahallas.

[x] Семья Тожибоевых, личное интервью с автором, Ташкент, апрель 2018 г.

[xi] Евгений Горбунов, личное интервью с автором, Ташкент, апрель 2018 г.

[xii] «Современная махалля ради не все: жители Беларик выступают против строительства современной махалли», ГазетаУз, 2017 https://www.gazeta.uz/ru/2017/08/20/mahalla/

[xiii] Там же.

[xiv] «Прокурорская проверка, Окибат махалля», ГазетаУз, 16 апреля 2018 г., https://nuz.uz/svobodnoe-mnenie/32045-prokurorskaya-proverka-chem-zakonchilas-istoriya-o-stroitelstve-sekretnogo-obekta- на-с-1.html.

[xv] Джасур Исхаков, «Дом кино: Прощальная история», MyTashkent.uz, 10 ноября 2017 г.