Город станиславов где находится: День в истории. 9 ноября: С карты Украины исчез город Станислав

День в истории. 9 ноября: С карты Украины исчез город Станислав

Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

https://ukraina.ru/20181109/1021693003.html

День в истории. 9 ноября: С карты Украины исчез город Станислав

День в истории. 9 ноября: С карты Украины исчез город Станислав — 13.07.2022 Украина.ру

День в истории. 9 ноября: С карты Украины исчез город Станислав

В этот день в 1962 г. указом Президиума Верховного Совета УССР, «принимая во внимание пожелания коллективов промышленных предприятий, колхозов, совхозов, учебных заведений и ходатайство общественных организаций», областной центр Украины Станислав был переименован в Ивано-Франковск. Декоммунизаторы возвращать городу историческое название не спешат

2018-11-09T07:39

2018-11-09T07:39

2022-07-13T11:11

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1. ukraina.ru/img/102169/38/1021693837_0:0:783:440_1920x0_80_0_0_cf6dda775c347f8eb043d7d3adb24789.jpg

Украина.ру

1

5

4.7

96

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

2018

Олег Хавич

Олег Хавич

Новости

ru-RU

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

Украина.ру

1

5

4.7

96

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn1.ukraina.ru/img/102169/38/1021693837_86:0:783:523_1920x0_80_0_0_7f7564a1500acc5f11ac002bd9e46093.jpg

1920

1920

true

Украина.ру

1

5

4.7

96

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

Олег Хавич

история

История, Галиция, Ивано-Франковск

Город Станиславов (пол. Stanisławów) был основан 7 мая 1662 года польским магнатом Анджеем Потоцким и назван в честь его старшего сына — Станислава. 14 августа 1663 года король Ян II Казимир официально утвердил герб города и даровал ему магдебургское право: избирать совет, войта и суд. В 1683 году Станислав Потоцкий погиб в битве с турками под Веной, его тело было привезено в Станиславов и похоронено в семейном костёле Потоцких.

25 октября 1772 года в город вошли австрийские войска, и он получил официальное название Штанислау (нем. Stanislau). Система управления городом была пересмотрена: в соответствии с «Венским патентом» 1789 года, он стал управляться магистратом во главе с бургомистром, что оставалось неизменным до ноября 1918-го (с перерывом на время оккупации города войсками Российской империи во времена Первой мировой войны).

1 ноября 1918 года город был провозглашен частью Западно-Украинской Народной Республики, а в январе-мае 1919 года был столицей этого государства. Примечательно, что Украинскую Галицкую армию изгнали из города не поляки, а румынские войска, которые заняли город после начала восстания местных поляков против власти ЗУНР 25 мая 1919 года и оставались в нем до августа.

1 ноября 2018, 07:08

День в истории. 1 ноября: «Листопадовый Чин», создание Западно-Украинской Народной РеспубликиВ этот день в 1918 г. вследствие восстания подразделений Украинских сечевых стрельцов была де-факто создана Западно-Украинская Народная Республика, которая просуществовала 257 дней, была разбита поляками, предана Петлюрой, а сегодня стала поводом для предвыборного пиара Порошенко

В 1920 году в ходе советско-польской войны город был на некоторое время занят советскими войсками. В соответствии с Рижским договором 1921 года Станиславов отошел к Польше. В годы нахождения в составе Польской республики Станиславов был центром Станиславовского воеводства. В 1925 году было принято решение о присоединении к городу нескольких прилегающих сёл, в результате чего его площадь возросла в два раза.

Во время польского похода РККА 19 сентября 1939 года в Станиславов вступила 23-я легкотанковая бригада Киевского особого военного округа.
После вхождения Западной Украины в состав СССР город был переименован в Станислав и стал областным центром УССР. После начала Великой Отечественной войны город был занят венгерскими войсками. 1 августа 1941 года Станислав вместе со всей Галичиной вошел в состав Польского генерал-губернаторства.

27 июля 1944 года Станислав был освобожден советскими войсками в ходе Львовско-Сандомирской операции. 31 октября 1945 года на город совершила налет группа УПА* и захватила заложников, в ответ части НКВД до февраля 1946 года осуществляли зачистку близлежащих лесов, пока эта группа не была ликвидирована. В результате обмена населением между Польшей и УССР  польское население Станислава было выселено в Ополе, а в Станислав переселили лемков и русинов, ранее проживавших в городе Крыница-Здруй.

Новые власти хотели стереть с географических карт название «Станислав», которое даже в урезанном варианте напоминало о польских корнях города. В 1950 году областной совет народных депутатов обратился к властям с предложением переименовать Станислав в Сталинск-Прикарпатский. Однако до смерти Сталина это сделать не успели, а в кампанию переименований, приуроченную к 300-й годовщине присоединения Украины к Российскому царству (тогда в честь Богдана Хмельницкого переименовали Проскуров и Переяслав) Станислав не попал.

Лишь 9 ноября 1962 года Указом Президиума Верховного совета УССР город Станислав был переименован в Ивано-Франковск, а Станиславская область — в Ивано-Франковскую.

8 ноября 2018, 17:35

Война историй. Рада обвинила Польшу в геноциде украинского народаВ четверг, 8 ноября, украинский парламент решил отметить 75-ю годовщину начала депортации украинцев с территории нынешней Польши. Действия польских властей в 1944-51 годах названы «имеющими признаки геноцида»

Историки связывают дату переименования с 300-летним юбилеем города, а новое имя — с тем, что западно-украинский поэт и писатель Иван Франко числился тогда в «советских святцах» революционным демократом (кроме того, Франко неоднократно бывал в этом городе, имел здесь хороших друзей, писал и читал свои произведения).

В конце 1990-х годов в городе началась кампания за возвращение ему исторического имени — в украинизированном варианте «Станыславив» (укр. Станиславів), собственно, так его называли галицкие русины сотни лет назад.

Был основан фонд «Наш Станиславов», издан одноименный альбом, составленный Юрием Андруховичем и другими местными писателями. Однако киевские Майданы влекли галичан больше, чем решение местных проблем, и вопрос переименования не вышел за пределы узкого круга местных интеллектуалов.

Когда после государственного переворота в феврале 2014 года на Украине в рамках «декоммунизации» началась массовая кампания переименования улиц и городов, в том числе областных центров, в Ивано-Франковске опять вспомнили о возвращении исторического имени.

К примеру, эту идею публично поддержал выпускник местного университета, писатель Юрий Винничук. Однако новые украинские власти использовали не исторические, а самые что ни на есть большевистские методы: Днепропетровск стал не Екатеринославом, а Днепром, Кировоград — Кропывныцьком, а не Елисаветградом.

17 сентября 2018, 20:13

«Большевики едут с открытыми люками танков, улыбаются и машут»17 сентября 1939 г. советские войска перешли границу с Польшей — начался т.н. Польский поход РККА. За первые две недели германско-польской войны Польша была фактически разгромлена, и СССР оставалось воспользоваться ситуацией, чтобы обеспечить собственные стратегические интересы в соответствии с достигнутыми с Германским рейхом договоренностями.

Кроме того, в ходе нарастающего украинско-польского конфликта относительно исторической памяти опять зазвучали аргументы о том, что название «Станиславов» может стать поводом для гипотетических территориальных претензий Польши — что как минимум смешно, поскольку согласно переписи 2001 года в Ивано-Франковске проживало 653 поляка.

Поэтому, если попытки киевских властей убрать любые топонимические упоминания о России и коммунистических идеях продолжатся, город скорее получит какое-нибудь новое название типа «Прикарпатск». Ведь ныне из истории Украины уже пытаются вычеркнуть Богдана Хмельницкого, «продавшего нас Москве».

На рассмотрении Верховной Рады находится проект решения о переименовании Переяславля-Хмельницкого в просто Переяславль, идут разговоры о возвращении исторического названия Проскурову. Хотя портрет Ивана Франко еще находится на 20-гривневой купюре, а его имя носит премия Гостелерадио Украины, однако 160-я годовщина со дня рождения поэта и писателя была отмечена на Украине более чем скромно.

Причина в левых взглядах Ивана Франко, которые он не скрывал и за которые в советские времена был «иконой» украинской литературы наряду с Тарасом Шевченко и Лесей Украинкой.

Кстати, кроме сторонников названия «Станиславов», в Ивано-Франковске есть желающие назвать город «Новый Галич».

Эта идея принадлежит покойному ныне местному писателю Степану Пушику, который обосновывал ее тем, что территория исторического Галича времен короля Данила ныне находится в пределах городской черты Ивано-Франковска. Ныне промоутером этого названия является бывший депутат городского совета Ивано-Франковска, общественный деятель Андрей Мыкытын.

 

*Деятельность организации запрещена на территории РФ

Ивано-Франковск (Станиславов). Часть 1, парадная.: varandej — LiveJournal

Ивано-Франковск — областной центр (240 тыс. жителей) в 130км от Львова. До 1962 года — Станиславов (или Станислав), а переименован был к 300-летию. Непроизносимое название — наверное, чтобы не было путаницы между украинским писателем Иваном Франко и испанским диктатором Франсиско Франко.
Мне Ивано-Франковск понравился с первого взгляда. При весьма скромных размерах, он совершенно не производит впечатление провинции. Дело в том, что это едва ли не главный идеологический центр Западной Украины, где в 1990-м году был впервые поднят сине-жёлтый флаг, а в 2004 посрамлён Янукович. В украинской литературе оформился «Станиславовский феномен» — мощная группа украиноязычных писателей (Юрий Андрухович, Юрий Издрык, Тарас Прохасько), идеологов «западенства». В общем, город небольшой — но особый. И к тому же чуть ли не самый благоустроенный и комфортный на Украине.

Путешественнику Ивано-Франковск интересен хорошим историческим центром рубежа 19-20 веков — за архитектуру Станиславов иногда называют Малый Львов. Мой рассказ о городе будет состоять из двух частей — парадной и непарадной. В первой пройдём от вокзала к ансамблю трёх центральных площадей.

Станиславов был основан в 1662 году краковским кастелляном и коронным гетманом Анжеем Потоцким и назван им в честь отца. Дальнейшая история типична для Галиции — войны с турками и шведами (а в 1706 году и от русских досталось, так как Потоцкий поддерживал Карла Двенадцатого), упадок 18 века, вхождение в состав Австрийской империи в 1772 году. В 1866 году сюда пришла железная дорога, и начался промышленный подъём города, особенно ускорившийся в период независимой Польши: если в 1890 году Станиславов был меньше Львова в 10 раз, то в 1939 — лишь вдвое (198 тысяч жителей). В годы польско-украинской войны в январе-мае 1919 года Станиславов был столицей Западно-Украинской народной республики. Среди всех польских городов уже в 1920-30-е годы Станиславов обладал крупнейшей украинской общиной (24% населения), что во многом объясняет его современность — это исторический центр городской культуры Западной Украины (в отличие от Львова, заселённого выходцами из глубинки и других областей УССР).

Первая достопримечательность города — вокзал начала ХХ века австрийский постройки. Если сам город — «Малый Львов», то и вокзал соответственно «Малый Львовский»:

С площади вокзал кажется огромным, но внутри оказывается существенно теснее, чем большинство российских вокзалов. Да и открыта для пассажиров от силы одна треть. От главного корпуса тянутся еще два «крыла» — общая длина постройки метров 200:

Здесь же и довольно загруженный автовокзал, и несколько кафе (я обедал в кафе «Пицца-Цимес» — понравилось), но нет нормальных магазинов — маленькие и с задранными ценами. В центр удобнее всего идти от северного конца вокзала по Грюнвальдской улице, но я пошёл от южного, по улице Богдана Лепкого:

Да и зачем мне ходить кратчайшими путями? На этой улице сразу оценил архитектурный облик Станиславова: ничего сверхвыдающегося, но очень цельно, и потому красиво. Понравились переулки — вот такая одноэтажная застройка начала 19 века встречается на многих непарадных улочках:

По дороге попалась и сталинка — то ли СБУ, то милиция:

Попадается и конструктивизм/функционализм:

И в целом стилевой облик центра города я бы оценил так: 2/3 — сецессия, 1/4 — функционализм, оставшееся делят примерно поровну новостройки, советская архитектура и классицизм начала 19 века.
Между тем, улица Лепкого вывела меня на площадь с советским Драмтеатром. Забавно раскрашенная гостиница «Надия» с кадра выше на этом кадре была бы правее границы:

Перпендикулярная улица Сечевых стрельцов образует южную границу исторического центра, и её застройка — пожалуй, лучший в городе ансамбль функционализма 1920-30-х годов. Вообще, непривычное зрелище — функционалистические дома «единой фасадой»:

Далее — неплохой новострой, пожалуй, самый интересный из увиденных в эту поездку:

Здесь улица раздваивается — налево Сечевых стрельцов, а направо пешеходная улица Независимости, более известная как Стометровка:

На самом деле длина улицы около 500 метров, и всё же выглядит она действительно очень короткой. Тем не менее, все атрибуты арбата есть — и летние кафе, и уличная скульптура:

На архитектуре подробно останавливаться не буду — на самом деле в Ивано-Франковске мелкие детали играют даже большую роль, чем во Львове, и общие виды старинных зданий не передают их красоту. Кстати, вопреки ожиданиям, в центре Ивано-Франковска довольно много и новостроек, и советских зданий. При какой власти (поляки, советы, независимость) построено вот это сооружение в конце Стометровки, боюсь даже предполагать:

Отсюда уже совсем недалеко до центрального ансамбля, который в Ивано-Франковске слагают три площади. Центральная, между улицами Галицкой и Шереметы, расположена в 5 минутах ходьбы от конца Стометровки, и её украшает пожалуй самое интересное здание Станиславова — Ратуша:

Большинство ратуш в Галиции были построены в польский период (из виденных мной еще Жолква и Дрогобыч), и Станиславов (бывший центром воеводства, то есть области) здесь не исключение. Ратуша возведена в 1927-32 годах, но не в «историческом» стиле (типа неоклассицизма или неоренессанса), а в стиле конструктивизма. Что ж, если бывают конструктивистские Обкомы и Горкомы, почему не быть конструктивистской Ратуше? Внутри ныне музей. Высота башни — 49 метров, и она знаменита еще и тем, что в 1990 году здесь был впервые в СССР поднят украинский флаг.
Совсем не конструктивистские украшения (вероятно, пристроены позже):

А перед ратушей — знаменитое Яйцо. На самом деле это не более чем фонтан (по другой версии — общегородская «писанка», то есть пасхальное яйцо), поставленный в 2002 году. Однако в украинской политике Ивано-Франковск иногда называют «Город Яйцеметателей» — 24 сентября 2004 года, во время предвыборного визита Виктора Януковича некий 17-летний студент Дмитрий Романюк кинул в премьер-министра яйцом, после чего тот поспешно уехал. Сей жест очень воодушевил «оранжевых», и возможно добавил им несколько процентов голосов (что при том раскладе сил было очень существенно). Показательно, что в отличие от Ботинкометателя (иракский журналист, кинувший ботинками в Джорджа Буша), Яйцеметатель не был никак наказан (даже не отчислен из вуза). А традиция кидать яйцами в политиков продолжилась.
После этого Яйцо на площади многие туристы принимали за памятник Яйцеметателю. Почему оно в таком состоянии — не знаю:

Левее Ратуши — длинный «островной» квартал:

Южнее которого возвышается Воскресенский собор (1729-63) — образец австро-баварской архитектуры (которая уже тогда стала проникать в Галицию):

Боковым фасадом собор выходит на длинную, узкую и полностью пешеходную площадь Андрея Шептицкого:

На другом конце площади — костёл Пресвятой Девы Марии (1672-1703), исторически главный храм города и усыпальница Потоцких:

В костёле хорошо сохранились росписи и убранство, но при этом он занят картинной галереей — редкий случай в Галиции. Построен итальянским архитектором Корассиини, поэтому и облик нетипичен для Украины:

Между соборами — скульптура Девы Марии (ближе к Воскресенскому) и скульптура «Пасхальное солнце» — раз в год в Ивано-Франковске проводится фестиваль кузнецов, которые совместно строят в подарок городу металлический памятник. «Солнце» было выковано в 2008 году, а уже показанное «Дерево Счастья» на Стометровке — в 2009:

Низовая улица, перпендикулярная площади Шептицкого:

За Воскресенским собором можно увидеть чудом уцелевший бастион 17 века — остатки первоначальных городских укреплений. Вокруг бастиона сейчас идёт реконструкция, на бастионе будет, наверное, что-то интересное:

А напротив фасада Воскренского собора — огромное здание бывшего Иезуитского коллегиума (1744, вероятно, перестроено при австрийцах), ныне занятое мединститутом:

Впрочем, мединститут — далеко не главный в Ивано-Франковске. Намного больше известен Институт нефти и газа, созданный в 1967 году на базе филиала Львовской политехники — еще один наследник Галицкой нефти и едва ли не лучшая кузница кадров нефтегазовой промышленности СССР.

От мединститута был снят вводный кадр поста. Мы вернулись к Ратуше, и теперь пойдём от неё направо — в переулке виден фасад Армянской церкви (1677, 1868):

Как уже говорилось в постах про Львов, особенностью Галиции была крупная армянская диаспора, сложившаяся в Средние века из беженцев от Османского ига. Армянские купцы в предприимчивости не уступали еврейским, имели хорошие торговые связи с Востоком (Персия, Индия), и к тому же, будучи христианами, пользовались намного большим доверием поляков, чем иудеи. Восточная торговля, которая держалась на армянских купцах, была одной из основ экономики Галиции. Крупные армянские кварталы были во Львове, Каменце-Подольском, Черновцах.

Правда, в начале 17 века армяне были насильно обращены в католичество, поэтому собор в Станиславове изначально был армянским костёлом. А ныне, ввиду почти полного отсутствия армян, принадлежит Автокефалии:

По соседству с Армянским собором — синагога Темпль (1897-99), изначально построенная реформистами (иудейский аналог протестантов), а ныне принадлежащая хасидам:

Так как до войны Галиция была одним из центров еврейской нации, синагог в ней сохранилось множество. Но в основном — заброшенные (как древняя синагога в Жолкве или австрийская в Дрогобыче). Даже используемая не по назначению синагога тут редкость. За таковую я и принял Темпль, но оказалось, всякой всячиной синагога она занята только частично (где-то на 1/3), а в основном используется по назначению. Я обошёл вокруг здания, и у дверей (которые выходили во дворик с каким-то кафе) меня увидел раввин, который сразу спросил «Вы чего-то хотели?», а затем провёл мне небольшую экскурсию:

Что ж, в действующих синагогах я бывал нечасто (даже мечетей я обошёл на порядок больше, не говоря уж о церквях). На кадре выше — малый молельный зал на первом этаже, а основной зал располагается на втором. Больше всего он напоминает поточную аудиторию в университете (в центре кадра бима — площадка, с которой читается тора):

В конце зала (ориентированного на Иерусалим) — ковчег, аналог алтаря, символизирующий Ковчег Завета в иерусалимском Храме. В Храме хранились скрижали, а в синагогальных ковчегах — свитки торы.

На противоположном конце — балкон, где изначально располагалась женская половина (как в мечетях), а ныне что-то вроде библиотеки. Как сказал раввин, «этим талмудам лет по двести»:

Вообще, раввин рассказал много интересного. И ничего стереотипного в его образе не было — если бы не кипа, я бы не подумал не только что это раввин, но и что это еврей. Говорил он по-русски без малейшего акцента. А настолько спокойного отношения к фотосъёмке я не видел ни в одном храме.

…Финал еврейской общины Станиславова — такой же, как и всюду в Галиции: к приходу Красной Армии в городе оставалось всего около ста евреев из сорока тысяч (правда, выжило несколько больше — кто-то успел бежать, кто-то попал в концлагерь, но сумел дожить до освобождения).

Синагога и Армянская церковь стоят практически на заднем дворе гигантского Дома Советов довольно интересной планировки — трилистник из трёх одинаковых изогнутых зданий с внутренним двориком. Вот так он выглядит с фасада — непропорционально огромный для маленько по меркам СССР области (почти такой же в Днепропетровске):

Перед фасадом — памятник Единству Украины. Цимбалист и кобзарь:

В следующей части, последней в Галицкой серии — архитектурные детали и «изнанка» Ивано-Франковска.

ГАЛИЦИЯ2010.
Вступление.
Галиция. Исторический обзор.
ЛЬВОВ.
От вокзала к центру.
Площадь Рынок.
Коридорами Ратуши.
Виды с Ратушной башни.
Старый город
Средняя часть (Латинский собор, монастыри Иезуитов и Доминиканцев).
Северная часть (Армянский квартал и окрестности).
Южная часть (Успенская церковь, Бернардинский монастырь) и непарадные виды.
Австрийский город
Проспект Свободы.
Городская среда.
Отдельные здания.
Другие районы
Подзамчье и Старый Рынок.
Лычаков и его кладбище.
Высокий замок.
Про жизнь.
ГАЛИЦКАЯ ГЛУБИНКА
Жолква.
Галиция сельская.
«Золотая подкова»
Олеско.
Подгорцы и дорога к ним.
Золочев.
Прикарпатье.
Дрогобыч. Рынок и окрестности.
Дрогобыч. Предместья и деревянные церкви.
Борислав и Сходница.
Трускавец.
Ополье.
Галич. Город.
Галич. Шевченково.
Галич. Крылос.
Ивано-Франковск. Центральные площади.
Ивано-Франковск. Детали и изнанка.

Станиславов (ныне Ивано-Франковск) | Энциклопедия Холокоста

Проект Центра Майлза Лермана

  • До 1939 года: Станиславов, город и столица воеводства в Польше
  • Осень 1939 г. — июнь 1941 г.: Станислав, Украинская ССР
  • .

  • 1941-44: Станислау, столица Станислау Крайс, Distrikt Galizien, Generalgouvernement
  • 1944-91: Станислав, (переименован в 1962: Ивано-Франковск), областной центр, Украинская ССР
  • После 1991 года: Ивано-Франковск, независимая Украина

Станиславов был основан в 1654 г. графом Енджеем Потоцким, а в 1662 г. евреи получили право постоянного поселения в городе. В восемнадцатом веке еврейское население процветало, вытеснив армян как ведущую торговую общину. При австрийском правлении евреи играли довольно важную роль в общественных делах, так что с 1897 по 1919 год мэром был Артур Немхейн, ассимилированный еврей. Евреи в городе поддерживали различные благотворительные организации, управляли собственными учебными заведениями, в том числе иешивой «Ор Хайим», и поддерживали различные политические организации, в том числе ассимиляционистскую Шомер Исраэль, а с 1880-х годов — сионистов. К началу двадцатого века город был крупным центром еврейского производства, особенно в сфере производства одежды и обработки шкур. В 1920 евреев стали жертвами бродячих петлюровцев, другие умерли от голода и болезней.

В 1910 году в городе проживало 15 253 еврея из 33 280 жителей. По переписи 1931 г. было 24 825 евреев (при общей численности населения 72 350 человек). К началу Второй мировой войны в Станиславове, вероятно, все еще проживало около 25 000 евреев.

— [кредит=8e38a423-e8b4-47dd-ab52-30b794f939e9]

С сентября 1939 года до нападения Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года Станиславов находился под советской оккупацией. 2 июля 1941 г. венгерские войска заняли Станиславов, а к концу июля немцы взяли город под свой контроль. 26 июля 1941 года по приказу гестапо был создан юденрат (еврейский совет) для организации еврейской жизни и, прежде всего, для выполнения немецких приказов. Председателем был Исраэль Зайбальд, который до войны активно работал в еврейской общине. Его заместителем был адвокат Майкл Ламм. Еврейскому совету было приказано создать еврейскую полицию, так называемую Ordnungsdienst (Служба порядка).

1 августа 1941 года Галисия стала пятым округом Генерал-губернаторства. Через день гауптштурмфюрер СС Ганс Крюгер приказал Зейбальду составить список евреев, принадлежащих к независимым профессиям, и этим людям было приказано явиться в штаб-квартиру гестапо на улице Билинского. Поскольку они думали, что получат новые рабочие места, многие из них (более 500) оказались. Только несколько представителей «интеллигенции» пытались скрыться. 3 августа члены СС и гестапо ждали разные группы. Выжившие описывают, как их пытали, и большинство из них впоследствии были убиты в близлежащем лесу. Их семьи долго не узнавали правду и продолжали присылать посылки, так как им сообщали, что их мужья находятся в тюрьме.

После этой акции против интеллигенции немецкая администрация издала такие же антиеврейские указы, как и в остальной части Генерал-губернаторства после сентября 1939 года. Евреи были обязаны носить белые нарукавные повязки с синей звездой Давида. С такой маркировкой в ​​них легко можно было узнать евреев, и им стало небезопасно ходить по улицам. В частности, евреев-мужчин без предупреждения брали на принудительные работы, например, на ремонт улиц или мостов. Женщин также насильно привлекали, например, для уборки. Чтобы положить конец этой хаотичной ситуации, Еврейский совет поручил адвокату доктору Тененбауму создать Бюро по трудоустройству. Каждый день зарегистрированные евреи должны были собираться в бюро труда, чтобы их отправили на различные виды принудительных работ для немцев. Позже в гетто именно это бюро организовало еврейские рабочие места, которые выходили за пределы гетто. Гестапо также требовало пожертвований, которые Еврейский совет собирал с еврейского населения. Затем они потребовали все ценности, которые еще были у евреев. Немцы в форме также врывались в еврейские дома, чтобы грабить их. Кроме того, немецкая гражданская администрация под руководством Крайсгауптмана Хайнца Альбрехта и Штадткомиссара Эмиля Бо разработала планы создания гетто.

До того, как евреев заключили в гетто, немцы хотели их сначала «истребить». 12 октября 1941 года они продемонстрировали, как они намеревались «решить» «еврейский вопрос» в этом районе. Позже этот день назвали «Blutsonntag» («Кровавое воскресенье»). В отличие от других районов Генерал-губернаторства, в районе Станиславова местная немецкая администрация не стала ждать, пока будут созданы центры смерти. Тысячи евреев собрались на рыночной площади; затем немецкие войска конвоировали их на еврейское кладбище, где уже были приготовлены братские могилы. По дороге немецкие и украинские конвоиры избивали и пытали евреев. На кладбище евреев заставляли отдать ценные вещи и предъявить документы. Некоторых из них потом отпустили, но большинство пришлось остаться. Затем сотрудники полиции безопасности (Sipo) начали массовые расстрелы при поддержке членов немецкой полиции порядка (Ordnungspolizei), а также железнодорожной полиции. Крюгер лично принимал участие в съемках. Немцы приказали евреям раздеться группами, а затем проследовать к могилам, где их расстреляли. Они падали в могилу или им приказывали прыгнуть туда, прежде чем их расстреляли.

Некоторые выжившие подробно описали бойню, раскрывая невероятную жестокость немецких войск. Многие выжившие помнят, как храбро пошел на смерть доктор Тененбаум из Еврейского совета. Крюгер, глава гестапо, предложил освободить его, но Тененбаум сказал, что отверг это предложение убийцы и что он хочет умереть вместе со своими братьями. Вечером оставшимся в живых евреям разрешили покинуть кладбище. В тот день немецкие войска расстреляли от 8000 до 12000 евреев. Зейбальд, председатель Еврейского совета, пережил резню, но впоследствии скрывался. Скорее всего, он тоже был убит позже. На следующий день после кровавой бойни Ламма вызвали в штаб-квартиру гестапо, где ему сообщили, что он будет новым председателем Еврейского совета. Среди членов еврейского совета в гетто был инженер Юлиан Фейерман, написавший личные показания в 1943, пока он сидел в тюрьме, но войну не пережил.

После массового убийства гражданская администрация начала подготовку к переселению оставшихся евреев в отведенный для этого район гетто. Еврейскому совету удалось договориться с немцами о включении определенных улиц, но к концу октября были определены окончательные границы. Как и почти везде в оккупированной Восточной Европе, в Станиславове немцы выбрали самую старую и заброшенную часть города для создания гетто. Точное количество евреев в гетто неизвестно, но не менее 20 000 евреев были вынуждены жить на этой очень маленькой и густонаселенной территории. Те, кто жил за пределами гетто, должны были переселиться внутрь в период с 1 по 15 декабря 1919 года.41. Многим евреям не удавалось найти крышу над головой, и еврейскому совету приходилось размещать их во всех доступных местах, включая склады и синагоги. В течение ноября «арийское» население, проживающее в этой части города, должно было выселиться.

Гетто было официально закрыто 20 декабря 1941 года, его от остальной части города отделяла деревянная ограда. В тех домах, которые находились непосредственно по периметру гетто, окна приходилось запирать деревянными решетками. Там было трое ворот, охраняемых снаружи немецкими полицейскими и украинской милицией, а внутри — еврейской полицией. Комендантом еврейской полиции был Захлер, бывший сержант польской армии. Около ста евреев служили в полиции гетто.

евреям было разрешено покинуть гетто только для выполнения принудительных работ. Было создано несколько заводов, которые работали на немцев. Еврейское бюро труда организовало эти фабрики под руководством своего нового председателя Горовица, сменившего доктора Тененбаума. Бюро труда выдавало рабочим удостоверения личности. Многие евреи работали за пределами гетто в различных немецких учреждениях, на фабриках в городе, а также на фермах. Саломон Гюнсберг вспоминает:

«Еврейское население выполняло работы в тяжелейших условиях, практически без каких-либо инструментов и во время работы подвергалось избиениям».

Условия жизни в гетто были катастрофическими. Санитарные условия были ужасающими: голод и различные болезни стали постоянными спутниками еврейского населения. Официальные пайки были слишком малы; все больше и больше людей умирало от голода. Больница была переполнена. Уже в первую зиму в гетто от голода и холода умерло много людей. Только те, у кого оставались деньги, могли купить дополнительную еду на черном рынке, которую приходилось провозить в гетто контрабандой; но лишь немногие могли позволить себе непомерные цены. Легально продавать вещи «арийскому» населению можно было в магазине, основанном и управляемом Экхаусом, членом еврейского совета.

Еврейский совет во главе с Ламмом и его заместителем Мордехаем Гольдштейном пытался наладить жизнь и социальное обеспечение в этих сложных условиях. С этой целью в Еврейском совете было создано множество различных отделов. Большинством из них руководили члены еврейского совета. Одним из важнейших отделов был отдел снабжения, организовавший снабжение населения продовольствием. Beschaffungsamt (отдел продовольственного снабжения) должен был «успокаивать» членов гестапо и шупо взятками в виде денег и других ценностей. В Станиславове также было создано отделение Еврейского социального обеспечения ( Jüdische Soziale Selbsthilfe — JSS), которое ежемесячно получало некоторую сумму денег из штаб-квартиры JSS в Кракове. Но все эти усилия по поддержке многочисленных бедных узников гетто оставались недостаточными. Условия жизни в переполненном гетто становились все хуже и хуже.

К концу марта 1942 года Крюгер сообщил Ламму, что в гетто могут остаться только 8000 евреев, а остальные — старые, больные или нищие — будут отправлены в трудовой лагерь. Он приказал Ламму выдать этих евреев. Когда Ламм отказался подчиниться, немецкая полиция и украинская вспомогательная полиция окружили гетто в ночь на 31 марта 1942 года. В ходе жестокого рейда они изгнали многих евреев из их домов и отогнали на улицу Бельведерскую. Дома были подожжены, чтобы вынудить спрятавшихся евреев выйти. Им пришлось идти маршем к вокзалу, где уже ждали вагоны, а людей депортировали в лагерь смерти в Белжеце. После этих первых депортаций гетто сократили в размерах, и немецкие власти поручили Бюро труда подготовить новые списки тех евреев, которые могли работать, и тех, кто не был. Евреи делились на три категории:

  1. молодые и здоровые евреи, работающие на важных фабриках или в учреждениях
  2. евреев, способных работать, но безработных на данный момент
  3. слабые, старые или больные евреи

После этой регистрации тысячи евреев, относящихся к категории С, были убиты, вероятно, расстреляны. Жизнь становилась все более и более небезопасной: в Станиславове разрешалось жить только трудоспособным евреям. Немецкая полиция часто обыскивала гетто в поисках евреев категории Б, которым еще не нашлось места для работы.

Гражданские власти также начали концентрировать евреев из небольших общин, таких как Калуш, Надворна или Тлумач, в Станиславове. Затем большинство из них были убиты последовательными действиями. Эти убийства были совершены в Rudolfsmühle (Мельница Рудольфа), трехэтажном здании, в котором находилась зерновая мельница. Здесь немцы концентрировали старых и больных людей вместе с евреями из Малороссии. Сюда же свозили евреев с недействительными разрешениями на работу или пойманных на контрабанде. Условия жизни были еще хуже, чем в гетто. Украинская вспомогательная полиция охраняла здание снаружи, а внутри охраной были полицейские-евреи. Крюгер приказал убить всех больных евреев на мельнице Рудольфа. Из-за условий в здании и и без того слабого здоровья заключенных большинство из них вскоре заболело.

Непосредственно под контролем юденреферента (чиновника по еврейским делам) Шотта мельница Рудольфа была местом террора и массовых убийств. Шотт лично принимал участие во многих съемках. В расстрелах к нему часто присоединялся лейтенант Щупо Людвиг Гримм. После первых депортаций в Белжец евреев регулярно отвозили на мельницу Рудольфа и там расстреливали. До июля 1942 года большинство убийств совершалось на мельнице Рудольфа, а с августа — во дворе штаб-квартиры Зипо. В это время главой еврейского совета был Гольдштейн, бывший заместитель главы. Точно неизвестно, когда Ламм был убит и его сменил Гольдштейн, но, вероятно, он был расстрелян в близлежащем лесу вместе с другими членами Еврейского совета в июне или июле 19 года.42. 22 августа 1942 г. немцы также убили Гольдштейна. Его публично повесили как первую символическую жертву во время «акции возмездия». Предполагаемой «причиной» этой «расправы» было убийство украинца, в котором немцы обвиняли еврея. Эту акцию возглавил командир Schupo Уолтер Стридж. Было расстреляно более 1000 евреев. Немецкие полицейские изнасиловали несколько еврейских девушек и женщин, прежде чем отвести их во двор штаб-квартиры Зипо. Стридж также приказал повесить около двадцати членов Службы порядка, еврейской полиции. Немцы оставили трупы висеть там на два дня, чтобы устрашить и запугать евреев.

Следующим главой Еврейского совета в Станиславове стал Шенфельд. По рассказам выживших, он, видимо, оказался беспринципным и верным слугой немцев. Для этой цели он организовал новую еврейскую полицию, которую сам же и возглавил. Около 11 000 евреев все еще жили в Станиславове, когда состоялась следующая акция. На Рош ха-Шана, который был 12 сентября 1942 года, около трех или четырех тысяч евреев были депортированы в Белжец. 15 октября 1942 г. еврейское население Станиславова было практически уничтожено. В живых осталось лишь несколько евреев, продолжавших работать в различных немецких учреждениях.

В январе 1943 года депортаций в лагерь смерти в Белжеце больше не было, но полиция продолжала расстреливать евреев. 22 или 23 февраля 1943 года Брандт, сменивший Крюгера в августе 1942 года, приказал полиции окружить гетто, положив начало окончательной ликвидации. Людей зверски вывели из домов и отвезли на еврейское кладбище, где их расстреляла немецкая полиция. Среди пострадавших был и глава Еврейского совета. Многие евреи подготовили убежища, но из-за нехватки воды и еды большинство из них вскоре всплыли и были схвачены. Через четыре дня после начала акции немцы расклеили плакаты, объявляющие, что Станиславов «свободен от евреев». По свидетельствам евреев, в городе еще оставалось для выполнения различных работ около пятисот евреев, но и этих людей постепенно по очереди расстреливали. 25 июня 1943 г. расстреляно также большинство последних евреев, живших «легально» в Станиславове. Лишь несколько опытных специалистов, таких как инженеры и техники, все еще содержались в центральной тюрьме.

Когда 27 июля 1944 года Советская армия подошла к Станиславуву, в городе было около ста уцелевших евреев, которые скрывались. Всего войну пережили около 1500 евреев из Станиславова.

Официальное обвинительное заключение против Ганса Крюгера было вынесено в октябре 1965 года после шести лет расследований прокуратуры Дортмунда. 6 мая 1968 Государственный суд Мюнстера приговорил его к пожизненному заключению. Он был освобожден в 1986 году. В Вене и Зальцбурге в 1966 году проходили другие судебные процессы над членами Щупо и гестапо в Станиславове.

Свидетельства Юлиана Фейермана и Иоахима Нахбара были опубликованы: Юлиан Фейерман, «Памятник Станиславовы (1941-1943)» в: Biuletyn Żydowskiego Instytutu Historycznego 59 (1966), стр. 63-91; Иоахим Нахбар, Терпеть, бросать вызов и помнить. Воспоминания пережившего Холокост (Саутфилд, Мичиган, 2003 г.) [впервые опубликовано в 1977 г. Иоахимом Нахбаром]. Есть много свидетельств, цитируемых Элизабет Фрейндлих: Die Ermordung einer Stadt namens Stanislau (Вена: Österreichischer Bundesverlag, 1986), а также Towiah Friedman (ed.), Schupo und Gestapo Kriegsverbrecher von Stanislau vor dem Wiener Volksgericht (90ml Хайфа: Израильский институт документации по расследованию нацистских военных преступлений, 1957 г.).

Есть два превосходных немецких исследования об уничтожении евреев в Distrikt Galizien , которые содержат много информации о событиях в Станиславове: Дитер Поль, Von der «Judenpolitik» zum Judenmord. Der Distrikt Lublin des Generalgouvernements 1939-1944 (Франкфурт-на-Майне: Peter Lang, 1993) и Thomas Sandkühler, «Endlösung» в Галиции. Der Judenmord in Ostpolen und die Rettungsinitiativen von Berthold Beitz 1941-1944 (Бонн: Dietz, 1996). Дитер Поль также опубликовал статью, в основном посвященную Станиславуву: «Ганс Крюгер и убийство евреев в Станиславовском крае (Галиция)» в Исследования Яд Вашем 26 (1997), стр. 239-264. В Пинкас Хакехиллот Полин: Энциклопедия еврейских общин , Польша, Том II, Восточная Галиция (Иерусалим: Яд Вашем, 1980) на страницах 359-67 есть запись о Станиславове.

В Еврейском историческом институте в Варшаве и в архивах Яд Вашем в Иерусалиме хранится множество свидетельств выживших. В частности, RG-302 (Дневники и свидетельства) в JHI содержит несколько очень подробных и полезных личных отчетов. Современная немецкая документация по администрированию Distrikt Galizien можно найти в Архиве Института национальной памяти (IPN) в Варшаве, Архиве новых документов (AAN) в Варшаве и документах из самого Станиславова в Государственном архиве Ивано-Франковской области (DAIFO). Документы судебного процесса над Станислау в Мюнстере против Ганса Крюгера и других можно найти в Zentrale Stelle Dortmund (ZSt Dortmund), Bundesarchiv-Aussenstelle Ludwigsburg (BA-L), а также в Institut für Zeitgeschichte, Мюнхен (IfZ).

Автор(ы):

Андреа

Лев

Калуш | Encyclopedia.com

гейл

просмотров обновлено

КАЛУШ (польск. Калуш ), город в Ивано-Франковском (Станиславовском) районе на юго-западе Украины, ранее в составе Польши; в 1772 г. он перешел к Австрии, вернулся к Польше в 1919 г. и находился в составе СССР с 1939 по 1991 г., когда Украина получила независимость. Соляные копи в окрестностях Калуша были отмечены еще в 15 веке, и в следующем столетии их время от времени сдавали в аренду евреи; они были основным источником средств к существованию в 19 век. К 1650 г. в городе существовала организованная еврейская община. По переписи 1765 г. в Калуше проживало 1087 евреев, плативших подушный налог. Им принадлежало около 130 зданий в городе. Большая синагога была завершена в 1825 году. В 1880 году в Калуше проживало 4266 евреев, что составляло 59% всего населения. Помимо соли, они контролировали торговлю древесиной, зерном, шкурами и одеждой. В 1910 году община насчитывала 4363 человека, что составляло около половины всего населения, и в ней было шесть синагог, благотворительные и религиозные учреждения. Во время Первой мировой войны город пострадал, в основном от русских войск, в результате чего были разрушены 200 вдов, 400 сирот и около 250 еврейских домов в центре города, а также архивы и записи общины. Осенью 1918 г. область перешла под независимое украинское правление. Был создан еврейский местный совет и организована еврейская милиция для защиты общины от погромов. Когда Калуш вернулся в состав независимой Польши, еврейский совет и довоенные общинные организации были распущены, а правительство создало совет еврейской общины. В 1921 г. в Калуше проживал 3121 еврей, что составляло 47% всего его населения. В период между двумя мировыми войнами были построены еврейская школа (200 учеников в 1938 г.), Талмуд Тора , школа *Бет Джейкоб и различные благотворительные ассоциации. В 1938 году община насчитывала около 6000 человек, что составляло около трети всего населения Калуша.

[Артур Цигельман]

Период Холокоста

В период советской оккупации (1939–41) еврейская община Калуша претерпела множество изменений: независимая политическая деятельность была запрещена, а общинные институты, политические партии и молодежные движения были расформированы. Торговля и промышленность были национализированы.