Содержание
Бразилия на пороге гражданской войны
В Бразилии больше говорят не о том, чем закончится второй тур выборов (запланирован на 30 октября), а о том, признает ли президент Болсонару поражение, или в стране начнется кровопролитие. После первого тура действующий президент в очередной раз дал понять, что не покинет свой пост в случае поражения.
Почему в Бразилии предвыборные страсти выходят далеко за рамки нормального для демократических стран уровня?
Выборы в Бразилии – битва двух титанов: правого Болсонару и левого Лулы, руководившего страной в 2003–2010 гг. Протестант в католической стране, капитан-десантник, не выбирающий выражений и ностальгирующий по военному режиму, – против не окончившего школу сына алкоголика, металлиста, потерявшего палец на производстве. «Сильный человек» против «простого парня из народа».
Но страсти вокруг выборов не сводились к личностным предпочтениям бразильцев. Выборы 2 октября стали самыми драматичными в Бразилии после бурных 1960-х. В стране заговорили об угрозе демократии, о возможном насилии и даже гражданской войне. Жаир Болсонару пугал: «Если будет надо, мы пойдем на войну» и «Армия на нашей стороне». Сторонники его оппонента Луиса Инасиу Лулы да Силвы стращали, что в случае поражения Болсонару попытается устроить переворот.
Перед выборами все опросы показывали большое преимущество Лулы: споры в основном шли о том, победит ли он в первом туре. Но оказалось, что позиции Болсонару довольно сильны: Лула выиграл с 48% голосов, но Болсонару получил 43%, а его сторонники победили на выборах в сенат и завоевали сильные позиции в нижней палате конгресса. Во втором туре Лула может победить, только если ему удастся привлечь голоса тех, кто проголосовал за миноритариев (около 9%).
За Лулой – память бразильцев о его правлении, которое многими воспринимается как золотой век. Тогда, в 2000-х, Луле повезло: его приход к власти совпал с ростом цен на сырье, экспортируемое Бразилией. Открытие нефтяных месторождений позволило Бразилии, страдавшей от нехватки углеводородов, превратиться в их экспортера. В результате рост экономики при правлении Лулы остался высоким, при том что продуманной экономической политики у его правительства не было.
Первостепенное внимание левое правительство уделяло социальным программам, в соответствии с которыми бедные семьи получают помощь. Были значительно повышены пенсии и другие социальные выплаты, благо рост экспорта позволял это делать. В результате удалось значительно снизить уровень бедности и безработицы, а покупательная способность трудящихся за этот период выросла.
Негативные стороны левой модели проявились уже после ухода Лулы с президентского поста. Коррупция взлетела до небывалых высот: конгресс превратился в своего рода биржу, где торговались голоса парламентариев. Люди из окружения президента вымогали деньги у ведущих компаний на «государственные нужды». Фигурантами коррупционных скандалов стали крупнейшая госкомпания Petrobras и ведущий частный конгломерат Odebrecht. Крупный бизнес не развивался из-за высоких налогов и государственного вымогательства, средний и мелкий (последний является основой экономики Бразилии) – из-за чудовищной бюрократии, кучи нелепых ограничений и запретов.
Именно малый бизнес и связанные с ним средние слои проявляли всё большее недовольство. Его подогревала преступность, ставшая мощным фактором, мешающим инвестициям. Бразилия, располагающая гигантскими перспективами для туризма, привлекает туристов меньше, чем Турция или маленькая Хорватия. Что неудивительно: туристов порой грабят прямо в международных аэропортах. Не только фавелы, но и тюрьмы контролируются преступными группировками. Левое правительство передало огромные земли индейским племенам, но не смогло предотвратить захват власти в резервациях вождями, связанными с мафией. Там убивают протестующих против криминального засилья, идет крупномасштабная нелегальная добыча золота, алмазов, варварски вырубаются ценные породы деревьев – и власти ничего не делали, чтобы это прекратить.
Увеличивались территориальные диспропорции: ВВП на душу населения в самом бедном штате – Мараньяне – в 5 раз меньше, чем в Рио-де-Жанейро. На «белом Юге» – в штатах Сан-Паулу, Парана, Санта-Катарина и Риу-Гранди-ду-Сул потомки европейских переселенцев, превративших южные штаты в подобие стран Западной Европы, хотят отделиться от Бразилии, охваченной бедностью, социальными проблемами и преступностью. ..
Еще одна инициатива левых – «позитивная дискриминация» – обернулась катастрофой для образования и стала тормозом для экономики. Она заставляет вузы и госсектор иметь в штате и в студенческой среде белых, цветных, азиатов и индейцев пропорционально тому, сколько числится таковыми в соответствии с переписью населения. «Позитивная дискриминация» не дает возможности учиться и работать способным ребятам и девушкам, не пролезающим в расовые квоты, зато дает массам бездельников возможность числиться в вузах и конторах. Дело доходило до скандальных отчислений студентов и увольнений госслужащих, приписавших себе наличие негритянской или индейской крови, для того чтобы поступить в вуз или получить работу.
На этом фоне сильной фигурой в политике стал правый популист Жаир Болсонару. Проявились симпатии бразильцев к таким историческим персонажам, как глава репрессивных органов 1930–1940-х гг. Филинто Мюллер и отчаянный полицейский комиссар 1970-х Сержиу Флеури, просто убивавший преступников. Бывший капитан не уставал повторять, что военное правление обеспечило Бразилии «экономическое чудо», всеобщую занятость и ликвидацию организованной преступности. Хотя «чудо» угасло в середине 1970-х, всеобщая занятость просуществовала два года, а организованная преступность быстро возродилась, былые достижения сохранились в памяти народа.
Болсонару предложил самозанятым, а это четверть бразильцев, регистрироваться за символические деньги. До этого даже самый мелкий бизнес надо было регистрировать в нескольких инстанциях, платить налоги и МРОТ работникам, отчисления в пенсионные фонды, медстраховку и т. д. Понятно, что у торговца бананами, владельца старого грузовичка или студента, ваяющего компьютерные программы в чулане, нет на все это ни времени, ни денег. И за ними следит огромная армия полицейских, судебных приставов и налоговых инспекторов. Болсонару говорил: денег у государства нет, помочь вам нечем – хотя бы мешать не будем, зарабатывайте. Стартаперам Болсонару обещал места в технопарках за минимальную арендную плату.
Правого популиста поддержали массовые движения («Свободная Бразилия», «Бунтари онлайн» и «Выйди на улицу»). В борьбе с левыми они использовали яркие лозунги: «Япония, меняю свой футбол на твое образование», «Мы хотим иметь больницы со стандартами ФИФА» (речь о международной организации футбола), «Хороший учитель – лучше, чем Неймар» (нападающий сборной Бразилии по футболу).
В 2018 г. Болсонару выиграл президентские выборы. Болсонару победил, опираясь на массовую рефлексию среднего класса, которому надоели левая демагогия, коррупция, бесхозяйственность, экономический непрофессионализм и бюрократическое всевластие. Это была реакция на «позитивную дискриминацию», выталкивающую молодежь из вузов и с рабочих мест из-за цвета кожи. На выделение земель якобы индейцам, а на деле – преступным группировкам, вступающим в союз с коррумпированными или вконец спившимися вождями.
Но Болсонару начал делать все, чтобы бразильцы, относившиеся к нему с подозрением, возненавидели его лютой ненавистью. Он оскорблял индейцев и женщин, ЛГБТ-сообщество, бездомных и бедняков. Но главный удар по его правлению нанесли пандемия и украинский кризис. Во время пандемии Болсонару говорил, что COVID – обычный грипп, отказывался принимать карантинные меры; в результате Бразилия потеряла 668 000 умершими – это 2-е место в мире после США. Украинский кризис ударил по сельскому хозяйству: удобрения Бразилия покупала в России и Белоруссии. Болсонару предложил начать разработку собственных месторождений, но они расположены в резервациях, а ненавидящие его индейцы не дали разрешения.
При этом кое-какие достижения в багаже «тропического Трампа» имеются: выросло количество новых компаний, в том числе высокотехнологичных. Вновь заработал практически умерший при Луле ВПК: Бразилия возобновила производство бронетехники и начала сборку шведских истребителей Saab JAS 39 Gripen.
В перспективе этот курс означает увеличение занятости и рост доходов бразильцев. Но при Луле и его преемнице Дилме Русеф выросло поколение, не желающее работать: а зачем, если правительство и так платит деньги?
Огромная поддержка Лулы связана прежде всего с обилием бразильцев, привыкших жить на государственные пособия. В Бразилии тепло, умереть от голода трудно и небольших денег, выплачиваемых государством, хватает на бедную, но веселую жизнь. Поэтому за Лулу проголосовали депрессивные штаты Нордесте и городские фавелы, за Болсонару – благополучные штаты Юга и экономические центры.
Перед первым туром выборов Лула смягчил левую риторику, пытаясь привлечь голоса центристов, ему придется продолжать этот дрейф к центру. Если Болсонару тоже прекратит экстремистские заявления и сместится к центру, у него будет шанс на победу, хотя и небольшой.
В любом случае Бразилия оказалась расколотой на две примерно равные части, причем ни та ни другая, судя по всему, не готовы идти на уступки. Что делает ситуацию в крупнейшей латиноамериканской стране взрывоопасной.
Новости СМИ2
Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку
и читайте, не отвлекаясь
Бразилия
Бразилия — тропическая сказка со сложным сюжетом
Полное название: Федеративная Республика Бразилия
Столица: Бразилиа
Площадь: 8 514 877 кв. км
Население: 209 757 000 чел
Официальная валюта: бразильский реал
Официальный язык: португальский
Самая большая страна Латинской Америки — Бразилия — занимает половину южноамериканского континента. Хотя по площади и числу жителей Бразилия на 5-м месте в мире, но во многом другом она не имеет себе равных.
Бразилия расположена в районе южных тропиков. Здесь растёт треть лесов планеты, а люди густо населяют только восток и юго-восток страны. Возможно, поэтому в стране самый богатый на Земле животный и растительный мир. Учёные насчитали в Бразилии больше 1600 видов птиц, 600 видов млекопитающих, а в глубине бразильских лесов — 77 видов обезьян.
На севере течёт самая большая в мире река Амазонка. Недавно учёные обнаружили, что под её руслом в сторону океана движется ещё один подземный водный поток.
Когда-то Бразилия славилась добычей золота, отгружала в Европу каучук и красное дерево. Золотые жилы иссякли, зато в недрах страны обнаружена почти половина мировых запасов железной руды, а на атлантическом шельфе — богатые месторождения нефти.
На плодородных бразильских землях зреет самый большой в мире урожай кофе. На пастбищах столько крупного рогатого скота, что на каждого жителя приходится в среднем по одному животному. С заводских конвейеров сходят легковые, грузовые, сельскохозяйственные машины, реактивные самолёты. У Бразилии есть космодром и программа освоения космоса. Страна состоит из 26 штатов и Федерального столичного округа. Последние пять лет президентом Бразилии была Дилма Русеф. Весной нынешнего года Национальный конгресс обвинил её в коррупции и на 180 дней лишил президентских полномочий.
На Государственном флаге Бразилии — девиз «Прогресс и порядок». Прогресс страны очевиден, а вот с порядком сложней. В Бразилии высокие цены; многие блага, в том числе достойное жильё, для людей недоступны.
На окраинах крупных городов стихийно растут бедные районы — фавелы, а в них хозяйничают банды преступников. Большие города сказочной Бразилии считаются самыми кримнальными местами на планете.
Столица
Столица Бразилии – город Бразилиа.
В 1883 г. иезуитскому монаху Иоанну Боско приснился сон. Позже он не раз рассказывал о том, как ангелы вели его через всю Бразилию и остановились где-то между 15-й и 20-й параллелями. Там стоял прекрасный город, столица великой нации. В нём было всё, что нужно людям для счастья…
Сегодня город называют «первой столицей современной цивилизации». Его архитектура объявлена достоянием всего человечества и внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
С высоты птичьего полёта очертания города напоминают силуэт самолёта. «Фюзеляж» — это административные районы, два больших «крыла» — жилые кварталы. А вокруг зелёная зона — Зооботанический сад, огромные городской и национальный парки. В столице и её пригородах живёт около 2 млн человек.
В городе нет названий улиц. Буквы и цифры обозначают точный адрес дома, сообщают, какое это «крыло», Южное или Северное, и далеко ли до административного центра.
В таком городе удобно жить. В каждом жилом квартале есть своя торговая улица, церковь, школа и почти нет движения транспорта. Зато в административном районе построены широкие магистрали, на которых нет ни перекрёстков, ни светофоров. Их заменили мосты-развязки и путепроводы. Пешеходы и автомобили движутся на разных уровнях, а любимый транспорт горожан — это метро.
В центре административного района столицы находится площадь Трёх Властей. Здесь расположены Дворец Президента, здания Верховного трибунала и Национального конгресса. Их стоит увидеть, а если захочешь, можно зайти внутрь.
Кафедральный собор столицы Бразилии не похож ни на один из храмов мира. Он спрятан под землёй. На поверхности находится лишь прозрачный купол, напоминающий терновый венец Христа. Высоко под куполом парят скульптуры ангелов.
В восточной части города построено большое искусственное озеро Параноа. Жители столицы катаются здесь на яхтах и гидроциклах, занимаются виндсёрфингом, просто отдыхают. Параноа — одно из самых чистых озёр в мире.
Недалеко от озера на вершине холма стоит часовня: простая пирамида с крестом. Это Святилище дона Боско. Витражи из синего и фиолетового стекла фильтруют солнечный свет и окутывают всё в голубую дымку. Каждый год в конце августа жители столицы устраивают праздник в честь святого дона Боско и торжественной процессией идут к часовне.
Города Бразилии
Разноцветный Салвадор
В 1501 г. мореплаватель Америго Веспуччи бросил якорь у берегов Южной Америки в бухте Всех Святых. Через 40 лет в этом месте была построена крепость-маяк, а вокруг неё начал расти один из первых городов Бразилии — Сан-Салвадор-да-Баия. До конца 18 в. он был главным военным портом и столицей страны. Крепость-маяк и другие форты до сих пор стоят на берегу бухты.
Салвадор строился и на побережье, и на вершине холма, поэтому он делится на Верхний и Нижний город. В конце 19 века два района соединил лифт Ласедеры, названный так по имени конструктора. Подъёмник до сих пор работает и превратился в достопримечательность Салвадора. Все улицы Верхнего и Нижнего города расходятся от лифта.
Два столетия Салвадор был главным центром работорговли. Это и сейчас город чернокожих жителей, которые хранят некоторые африканские традиции. Здесь родина капоэйры, боевого искусства, похожего на восточные единоборства и танец. Зрелищные бои идут под звуки музыки. Мастера капоэйры часто выступают на улицах.
Португальцы строили столицу колонии похожей на города своей родины. В Салвадоре много богатых церквей, мостовая украшена чёрно-белой мозаикой, стены зданий кое-где облицованы разноцветной плиткой, а все дома выкрашены в яркие цвета.
В Салвадоре часто проходят праздники и фестивали. Тогда город украшают разноцветными ленточками. Это ленточки желаний — ещё одна местная традиция.
Олимпийский Рио-де-Жанейро
Рио-де-Жанейро в переводе с португальского — «Январская река». Мореплаватели приняли залив Гуанабара за её устье. Форт Сан-Себастьян-де-Рио-де-Жанейро португальцы построили на узкой равнине, зажатой между горами и морем. Рио рос вдоль побережья, поэтому здесь 90 км песчаных пляжей.
Два столетия Рио-де-Жанейро был столицей Бразилии. Исторический центр города внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Туда же попали статуя Христа-Искупителя на вершине Корковаду, пляж Копакабана и гора Сахарная Голова.
Сан-Паулу
Сан-Паулу никогда не был столицей, но это главный город страны. Двадцатимиллионный Сан-Паулу — самый большой мегаполис Южной Америки, промышленный и финансовый центр Бразилии и всего южноамериканского континента.
Четыре столетия назад Сан-Паулу разбогател на торговле кофе и рабами. Позже приумножил капитал на добыче золота. Сейчас в небоскрёбах в центре города расположены офисы мировых корпораций, а у их подножия днём и ночью бурлит жизнь, наполненная музыкой и ароматами кофе.
На соборной площади Сан-Паулу — Праса да Се — установлена веб-камера. Набери поисковый адрес http://tvway.ru Бразилия Сан-Паулу, Соборная площадь, открой первую ссылку — и ты увидишь, что на краю сквера собрались люди. Там находится символ процветания Сан-Паулу — бронзовый памятник кофейному дереву. Нужно прикоснуться к стволу и попросить у дерева богатства.
В музеях Сан-Паулу собраны произведения искусства со всего мира, но больше всего бразильцам нравится Музей футбола. Он находится рядом со старейшим стадионом страны — Покаэмбу. Среди его организаторов был легендарный футболист 20 века Пеле.
В музее тысячи фотографий. Ты увидишь футболки известных игроков, бутсы, которым больше 100 лет, посмотришь видеозаписи известных матчей. А ещё тебе предложат провести время в интерактивных играх. Можешь принять участие в матче или ударить по мячу и узнать, с какой скоростью он летит в ворота.
Экскурсия
КОФЕ – бразильское сокровище
Согласно легенде, кофейные кусты попали в Бразилию на крыльях любви. Жена губернатора французской Гвианы подарила их одному бразильскому полковнику. Кусты посадили на землях штата Параˊ, и это изменило историю страны.
Для работы на плантациях пришлось привезти рабов из Африки. Для транспортировки кофе построили морские порты и железные дороги. В начале 20 века Бразилия выращивала 80 % кофейных зёрен в мире. Да и сейчас каждая третья чашка кофе на планете родом из Бразилии.
В морском порту Сантос, недалеко от Сан-Паулу, в здании бывшей кофейной биржи открыт Музей кофе.
В музее можно выпить кофе и научиться его готовить. В Бразилии пьют фильтрованный напиток. В хлопчатобумажный мешочек кладут молотые зёрна и заливают их кипятком, в котором растворён сахар. Для желающих в стакан доливают молоко.
История
Кто такие бандейранты?
В Сан-Паулу среди озёр, извилистых каналов и тенистых деревьев парка Иирапуэра возвышается монумент «Бандейрос». Его установили в память об экспедициях — бандейрах, которые португальцы с начала 16 века отправляли вглубь материка. Людей, которые в них участвовали, называли бандейрантами. Это были бесстрашные авантюристы, жестокие и жадные. Но именно бандейры определили границы сегодняшней Бразилии.
Плантациям были нужны рабы. Бандейранты — «охотники за индейцами» — отправлялись за живым товаром. Это был самый быстрый путь к богатству. Одновременно бандейранты искали золото.
В начале 16 века на территории Бразилии жило 2,5 млн индейцев. За 250 лет, пока длились бандейры, их стало в два раза меньше.
Знаешь, как небольшая Португалия стала хозяйкой такой огромной территории? Это «заслуга» бандейрантов. Они нападали на испанских и голландских переселенцев, миссионеров-иезуитов и присоединяли захваченные земли к португальской колонии. А если у территории не было хозяев, то исследовали её и заявляли о правах Португалии на эти земли.
Бандейра, которую возглавил Антониу Тавариш, принесла португальской колонии бескрайний бассейн Амазонки. Экспедиция преодолела 10 тыс. км по реке и её притокам.
Природа
Амазонка — королева рек: самая длинная, самая полноводная, самая широкая. Её поток виден в океане за 300 км.
Реку и её притоки окружают заболоченные непроходимые джунгли. Этот край называется Амазонией.
Столица штата — г. Белен — стоит в устье на одном из рукавов Амазонки. Старый город немного похож на столицу Португалии — Лиссабон, в новом — много небоскрёбов. Но в 15 км от Белена начинаются джунгли.
В Амазонии нет дорог. Здесь можно путешествовать только по воде.
Жители Амазонии привыкли жить в домах на сваях, ходить по мосткам над водой, передвигаться только вплавь. Чем дальше, тем безлюдней берега. Зато видно, как Амазония прекрасна.
Берег открытий и другие чудеса
Участок атлантического побережья, на который высадились португальские мореплаватели, называется сейчас «Берегом открытия». Хотя открытием стала вся земля Бразилии. Чудеса бразильской природы бережно охраняются в 64 национальных парках. Там ты встретишь «изобилие невиданных зверей», увидишь острова, океанское побережье, полноводные реки, огромные болота, непроходимые джунгли, травянистые саванны, песчаные пустыни, глубокие пещеры, источенные временем скалы…
Неужели это Арктика?
Оказывается, снимок сделан в национальном парке штата Мараньян на северо-востоке Бразилии. Место называется «простыни Марань- яна». Здесь самый белый на Земле песок, высокие, как 12-этажные дома, дюны, а между ними — озёра с пресной водой. Когда дует ветер, песок движется и пустыня выглядит так, словно кто-то шевелит смятую огромную простыню. В сезон дождей, с апреля по ноябрь, в озёрах между дюнами много рыбы, креветок, крабов. В засушливый сезон водоёмы сильно пересыхают, а озёрные жители исчезают. Как сохраняется жизнь в озёрах? Существуют лишь гипотезы.
Где посмотреть на «чудо света»?
На границе Бразилии и Аргентины. Это 275 водопадов национального парка Игуасу. Когда в мире выбирали семь природных чудес, был назван и комплекс этих водопадов.
Каждый год больше 2 миллиона туристов приезжает в парк Игуасу, чтобы вблизи увидеть бешеный водный поток. Похожая на подкову скала водопадов медленно перемещается и за 20 тысяч лет «уползла» на 28 км.
Традиции
Веселье в ритме самбы
Карнавал в Рио-де-Жанейро — самый большой в мире. Теперь это конкурс лучших бразильских школ самбы. Трудно поверить, что танец, созданный потомками африканских рабов, когда-то был под запретом. Сейчас это национальный танец Бразилии.
Праздник проходит в январе или феврале: в последнюю неделю перед началом Великого поста. В субботу вечером мэр Рио-де-Жанейро передаёт власть королю карнавала, и с этого момента Рио-де- Жанейро не работает. Четыре ночи он танцует на самбодроме «Маркеш ди Сапукаи», длина которого составляет — 700 м. Его можно пройти за 20 минут, а 5 тыс. учеников каждой из школ (а их 24) будут двигаться полтора часа. В центре колонны поедет автомобильная платформа, на которой покажут главное представление.
По материалам журнала «Рюкзачок. МИР ПУТЕШЕСТВИЙ»
Поляризация и демократические риски в Бразилии — сеющая разногласия политика и демократические опасности в Латинской Америке пандемия коронавируса. Сначала продвигая нарратив о блокировке против экономики, который ослабил готовность страны принимать эффективные меры, а затем политизировав выбор производителя вакцины, бурная администрация президента Жаира Болсонару стала символом того, насколько разрушительной может быть поляризация.
Как Бразилия пришла в такое беспокойное состояние?
Путь поляризации
Многие внешние и внутренние наблюдатели считают Болсонару главной причиной крайней поляризации, которая характеризует современную бразильскую политику. Однако, каким бы полярным ни был Болсонару, бразильская политика уже была резко разделена до того, как он стал известен в 2017 году и стал президентом в 2018 году. Ключевой поворотный момент произошел в 2013 году. В течение почти двадцати лет до этого в Бразилии царила демократическая стабильность — приличные суммы. партийной конкуренции в явно демократических рамках. С 19 в. страной управляла правоцентристская Бразильская социал-демократическая партия.с 95 по 2002 г., а затем с 2003 г. левоцентристской Partido dos Trabalhadores (PT, или Рабочая партия) — сначала под руководством выдающейся фигуры бывшего президента Луиса Инасиу Лулы да Силвы, а затем, с 2011 г. 2016 г. под руководством избранной им преемницы Дилмы Русефф.
Массовые протесты во всех крупных городах в 2013 году — чего не было в Бразилии с момента ее возвращения к демократии в 1980-х годах — были первым признаком проблем. Протесты, вызванные гневом по поводу экономических проблем, таких как повышение стоимости проезда в автобусах и метро, вскоре вызвали более широкий гнев по поводу неадекватных социальных услуг, а затем, в течение следующих нескольких лет, системной коррупции в политическом классе, включая правящую PT. ПТ удалось выиграть переизбрание в 2014 году после необычайно ожесточенной борьбы, которая включала такое систематическое использование таких ядовитых фальшивых новостных кампаний и нападок, что послевыборное возвращение к нормальной жизни было невозможным.
Второй мандат Русеф был настолько неэффективным и омрачен ожесточенной поляризацией ПТ против ПТ, что Конгресс прекратил одобрять любой из ее соответствующих законодательных проектов. Пострадавшая от серьезного экономического спада и разоблачений коррупции исторических масштабов с участием крупных компаний, таких как Petrobras и Odebrecht, Русеф была подвергнута импичменту в 2016 году. Импичмент был жгучим расколом и травмирующим политическим процессом, который привел к поляризации до предела, не только в PT. расщепление -против анти-PT, но также и на более глубокой оси установления против установления.
Оливер Стуенкель
Оливер Стуенкель — адъюнкт-профессор международных отношений в Fundação Getulio Vargas (FGV) в Сан-Паулу.
Слабый и недолгий второй срок Русефф и избрание ее преемником непопулярного вице-президента Мишеля Темера, которого также обвиняли в коррупции, укрепили глубокий скептицизм многих бразильцев в отношении готовности политических элит исправить все более очевидные недостатки системы. , включая массовую коррупцию, хронически низкий экономический рост, плохие общественные услуги и кризис общественной безопасности беспрецедентных масштабов. В этой картине в 2017 году появился Болсонару, давний правый конгрессмен с небольшими достижениями, который позиционировал себя как самый анти-ПТ и антисистемный кандидат, ловко победив кандидата в президенты от ПТ Фернандо Хаддада, бывшего мэра Сан-Паулу, в повторные выборы в 2018 году.
Скатывание Бразилии к деструктивной поляризации имеет много виновников. В частности, после выборов 2014 года оппозиционные партии не смогли использовать примирительную риторику и вместо этого с самого начала стремились подорвать власть. Но, возможно, более важно то, что отказ ПТ признать — не говоря уже о том, чтобы принести извинения — многочисленные случаи вопиющих правонарушений за тринадцать лет ее пребывания у власти способствовал созданию политической среды, в которой доминировали радикальные сторонники ПТ и те, кто демонизировал партию, и мало места для умеренных. Эта непримиримость и отказ ПТ позволить другой партии возглавить левых на президентских выборах способствовали отравлению политического климата. Во время второго тура отношения между ПТ и другими демократическими партиями были настолько разорваны, что даже кандидат, занявший третье место в первом туре, Сиро Гомес, левоцентристский политик с предложениями, аналогичными предложениям ПТ, отказался поддержать ПТ против антидемократической кандидатуры Болсонару. В ходе этого процесса остро ощущалось почти полное отсутствие политических акторов, считавшихся выше схватки, таких как широко уважаемые и объединившие бывших президентов, которые могли бы призвать к созданию демократического альянса против крайне правого кандидата.
Как и ожидалось, Болсонару правит крайне поляризующим образом — антисистемный популист, сражающийся с элитарной системой. Это заставило многих его критиков увидеть новую ось поляризации, оказывающую давление на страну — между зарождающимся авторитаризмом (со стороны президента) и демократическим выживанием (представленным традиционными политическими партиями и гражданскими деятелями). Разделение ПТ против ПТ стало бездействующим, поскольку партия Лулы изо всех сил пытается оправиться от многочисленных неудачных результатов на выборах, хотя правительство активно стремилось сохранить эту нить поляризации, позиционируя себя как единственную жизнеспособную альтернативу предполагаемой социалистической угрозе. созданный PT .
Пандемия подпитывает огонь поляризации
Когда пандемия поразила Бразилию в начале 2020 года, Болсонару преуменьшил значение болезни, критикуя меры по социальному дистанцированию и нападая как на медицинский истеблишмент, так и на Китай. Вместе с такими же настроенными президентами из таких стран, как Беларусь, Никарагуа и Туркменистан, Бразилия присоединилась к печально известной группе, получившей название «Альянс страусов». Стратегия Болсонару была более радикальной, чем у администрации президента США Дональда Трампа, которая, несмотря на элементы отрицания и избегания, сохранила в своих рядах специалистов в области здравоохранения, таких как директор Национального института аллергии и инфекционных заболеваний Энтони Фаучи. Болсонару, для сравнения, уволил двух министров здравоохранения после того, как они отказались публично защищать гидроксихлорохин, лекарство, которое президент рекомендовал для лечения COVID-19.и заявил, что принял после того, как сам заразился вирусом.
Своеобразный подход Болсонару к острому чрезвычайному положению в стране не привел к обратным политическим последствиям, как ожидали многие критики, а вместо этого разными способами послужил поляризующему подходу, лежащему в основе его стратегии политического выживания. Во-первых, критикуя губернаторов и мэров за введение мер дистанцирования, Болсонару снял с себя вину за экономический кризис, вызванный пандемией. Во-вторых, установив в сознании многих граждан ложную дихотомию — изоляция против экономики — Болсонару позиционировал себя как защитник бедных против элиты, которая могла легко адаптироваться к ограничениям, например, временно переезжая в свои загородные дома и работая, не выходя из дома. дом. В-третьих, крайне конфронтационная риторика Болсонару — нападки на ведущих политиков, СМИ, специалистов в области общественного здравоохранения и китайское правительство — разожгла гнев его последователей. Наконец, активное продвижение правительством теорий заговора — например, что пандемия была глобалистским планом по навязыванию коммунизма, как утверждал министр иностранных дел, — еще больше оттолкнуло многих сторонников Болсонару от традиционного публичного дискурса, из-за чего политикам-центристам все труднее найти консенсусные промежуточные позиции.
До сих пор стратегия президента была относительно успешной. В опросе, проведенном Datafolha в декабре, когда число смертей, связанных с коронавирусом, в Бразилии достигло 180 000, только 8 процентов респондентов считали, что Болсонару несет основную ответственность. Поразительные 52 процента считают, что президент вообще не играет никакой роли. Рейтинги одобрения Болсонару улучшились во второй половине года, чему способствовала программа ежемесячных денежных переводов (против которой он изначально выступал) беднейшим слоям населения страны для преодоления экономического кризиса, вызванного пандемией. Между тем поляризация достигла беспрецедентного за последние десятилетия уровня. Через несколько месяцев после начала пандемии политическая напряженность достигла нового апогея, когда Болсонару собирался отправить войска, чтобы закрыть Верховный суд, но военные советники убедили его подождать.
Совсем недавно Болсонару вызвал возмущение среди своих критиков, ложно заявив, что никогда не называл COVID-19 «насморком». Тем не менее, хотя некоторые наблюдатели писали, что Болсонару сошел с ума или что ему не хватало четкой стратегии, это был еще один пример преднамеренной попытки президента раздвинуть границы политически приемлемого и тем самым углубить поляризацию. Как и в случае с другими популистами с авторитарными наклонностями, наглая ложь служит проверкой на лояльность. Его последователи должны сделать выбор: они за или против движения. Абсолютная лояльность предполагает защиту лидера, даже если он явно не прав. Показателем того, насколько бразильская общественность привыкла к обману, было мало реакции, когда представители избирательной комиссии заявили в ноябре, что «неизбежно» то, что Болсонару поставит под сомнение результаты выборов 2022 года, если он проиграет.
Будущее поляризации и сопутствующие риски
Хотя бразильская демократия уже подвергалась риску до пандемии, нет никаких сомнений в том, что усиление поляризации и растущее неравенство в 2020 году сделали демократические институты страны еще более уязвимыми перед авторитарной угрозой, исходящей от Болсонару и его сторонники. Более того, экономическое опустошение, вызванное пандемией, вероятно, еще более затруднит преодоление этой глубоко укоренившейся поляризации, поскольку и без того крайний уровень неравенства в Бразилии еще больше возрастет. Хотя усиление социально-экономического неравенства не обязательно приводит к усилению поляризации, миллионы бразильцев, избежавших бедности во время товарного бума 2000-х годов и вернувшихся в 2010-е, когда бразильская экономика практически не росла, изменили свои ожидания и будет гораздо более уязвим для радикальных решений и популистских соблазнов в 2020-е годы.
Муниципальные выборы в Бразилии в ноябре 2020 года представили неубедительную картину будущего поляризации страны. И те кандидаты, которые ассоциируют себя с Болсонару, и те, кто представляет ПТ, выступили плохо. В большинстве крупных городов победили другие партии, в основном правоцентристские; а в Сан-Паулу и Порту-Алегри два кандидата в мэры от Партии социализма и свободы преуспели, предполагая, что и Болсонару, и ПТ сталкиваются с конкуренцией в качестве знаменосцев правых и левых. Если выборы в 2022 году пройдут так же, как и в 2018 году, когда Болсонару столкнулся с ПТ во втором туре, это еще больше усилит поляризацию. Как и в 2018 году, оба кандидата будут утверждать, что победа другой стороны будет представлять смертельную угрозу самому будущему республики. Второй тур с участием только одной из двух ключевых сторон продолжающейся политической драмы Бразилии, безусловно, несколько меньше поляризовал бы общество. Второй тур между двумя кандидатами, не связанными ни с Болсонару, ни с PT, может заметно уменьшить поляризацию.
Учитывая огромную угрозу, которую президентство Болсонару представляет для демократических институтов, нет никаких сомнений в том, что формирование широкого продемократического альянса с участием правоцентристских, центристских, левоцентристских и левых партий может иметь наилучшие шансы на успех. защита демократии. В конце концов, избранные авторитарные режимы, как в Венгрии, на Филиппинах, в Турции и Венесуэле, как правило, проводят более радикальные антидемократические реформы после переизбрания. Болсонару вполне может воодушевиться еще одной победой на выборах в 2022 году. Не менее важно будет защитить членов избирательной комиссии, на которых Болсонару, вероятно, будет оказывать давление.
Решение проблемы
Несмотря на все, что Болсонару сделал, чтобы разжечь пламя социального и политического разделения, важно помнить, что его следует понимать как симптом политической системы, которая была глубоко ослаблена крайней поляризацией, которая привела к в после массовых протестов 2013 года и последовавших за ними событий. Даже если новым политическим силам удастся маргинализировать Болсонару и ПТ, Бразилия останется уязвимой перед разрушительной поляризацией, которая проникла в ее политику.
Учитывая глубину проблемы, возможно, лучше сосредоточиться не на изменении поляризации, а на управлении ею. Международное сообщество может сыграть свою роль в этих усилиях, привлекая Бразилию с целью закрепления ключевых демократических процессов и институтов через такие международные институты, как Организация экономического сотрудничества и развития, Меркосур, Организация американских государств, Всемирная организация здравоохранения. организации и Всемирной торговой организации. Хотя популисты часто очерняют такие организации или игнорируют их, это дорого обходится им с политической точки зрения. И даже когда популисты нарушают предписания или обязательства, которые влекут за собой такие организации, эти позитивные элементы дают демократически ориентированным политическим деятелям представление о том, как дать отпор.
Демонизируя множество международных организаций, Болсонару стремился разжечь напряженность за пределами страны, чтобы оживить своих самых преданных сторонников. Во многом из-за того, что Бразилия в последние годы могла плыть по течению администрации Трампа, советники Болсонару и бразильская экономическая элита пришли к единому мнению, что президенту в значительной степени может сойти с рук эта спорная международная стратегия. Поражение Трампа на выборах в ноябре 2020 года дает центристским лидерам как в Северной Америке, так и в Западной Европе возможность сформулировать совместную стратегию противостояния Болсонару и другим нелиберальным популистским лидерам, которые преуспевают в крайней поляризации и часто используют внешнюю политику для ее поддержки. .
Оливер Штуенкель — адъюнкт-профессор международных отношений в Fundação Getulio Vargas (FGV) в Сан-Паулу.
Карнеги не занимает институциональную позицию по вопросам государственной политики; взгляды, представленные здесь, принадлежат автору (авторам) и не обязательно отражают взгляды Карнеги, его сотрудников или его попечителей.
Партисипаторное бюджетирование и политика власти в Порту-Алегри
Реагирование на десятилетия бедности, плохое жилье, неадекватное здравоохранение, разгул преступности, плохие школы, плохо спланированную инфраструктуру и неравный доступ к услугам граждан примерно в половине из 60 крупных городов Бразилии голосовал в октябре 2000 года за мэров от левых партий, известных своей пропагандой, честностью и прозрачностью. Эти реформаторские администрации возлагают новые надежды и ожидания, но они унаследовали давнее недоверие к муниципальным бюрократам и политикам, которые традиционно отличались расхлябанностью и зачастую коррумпированностью. Эти новые правительства также сталкиваются с мрачными фискальными перспективами низких налоговых поступлений, слабых федеральных трансфертов и городских земельных рынков, которые порождают сегрегированные районы и глубокое неравенство.
Самая сильная левая партия, Рабочая партия (по-португальски Partido dos Trabalhadores или PT), удержала пять крупных городов, которые она выиграла на выборах 1996 года, и добавила еще 12. Эти правительства PT надеются универсализировать услуги, тем самым обходя традиционные методы «сверху вниз» и предоставляя жителям активную роль в своих местных органах власти. В процессе эти правительства заново изобретают местную демократию, активизируют политику и существенно меняют распределение политических и символических ресурсов. Наиболее примечательным случаем может быть Порту-Алегри, столица самого южного штата Бразилии, Риу-Гранди-ду-Сул, где ПТ выиграла свой четвертый четырехлетний срок подряд, набрав 66 процентов голосов. Голосуйте за демократические реформы.
Порту-Алегри, как и другие города, отражает свою национальную культуру в схемах землепользования, экономической структуре и распределении политической власти. Более крупная социальная система Бразилии использует сложные механизмы, чтобы гарантировать, что ее города продолжают следовать тем же правилам, нормам и логике, которые организуют доминирующее общество. Поскольку бразильское общество во многих отношениях несправедливо и неравноправно, город должен постоянно справляться с последствиями этих более широких экономических и политических ограничений.
В то же время ни один город не является чистым отражением, локализованным и уменьшенным, его национальной социальной структуры. Любой город может сам создавать и воспроизводить неравенство и несправедливость, а также стимулировать динамичные социальные структуры и экономические отношения. В той мере, в какой город и особенно его правительство определяют события, последствия могут быть как положительными, так и отрицательными. Например, ни в одном из разделов бразильского социального кодекса не прописано, что мощеными будут только улицы кварталов, принадлежащих к высшему и среднему классу, или что водоснабжение будет достигать только более привилегированных уголков города.
Совместное бюджетирование
В Порту-Алегри народный фронт, возглавляемый PT, внедрил «партиципаторное бюджетирование», процесс, посредством которого тысячи жителей могут ежегодно участвовать в общественных собраниях для распределения примерно половины муниципального бюджета, тем самым беря на себя большую ответственность. для управления своим сообществом. Эта реформа символизирует широкий спектр муниципальных изменений и представляет собой альтернативу как авторитарному централизму, так и неолиберальному прагматизму. Соседи решают как практические локальные вопросы, такие как расположение благоустройства улицы или парка, так и сложные общегородские вопросы. В ходе этого процесса, утверждает PT, люди узнают о других возможностях бросить вызов бедности и неравенству, которые так усложняют их жизнь.
Совместное бюджетирование в Порту-Алегри начинается с официального отчета правительства за предыдущий год и его плана инвестиций и расходов на текущий год. Избранные делегаты от каждой из 16 районных ассамблей встречаются в течение года, чтобы определить финансовые обязанности городских департаментов. Они составляют два набора рейтингов: один по двенадцати основным «темам» района или квартала, таким как мощение улиц, строительство школ, парков или водопроводных и канализационных сетей, а другой — по «сквозным» усилиям, затрагивающим весь район. города, такие как расположение линии общественного транспорта, расходы на уборку пляжей или программы помощи бездомным. Чтобы стимулировать участие, правила устанавливают количество делегатов примерно пропорциональным количеству соседей, присутствующих на предвыборном собрании.
Распределение инвестиционного бюджета между районами осуществляется в соответствии с «весами», определенными в ходе народных дебатов: в 1999 году веса были присвоены населению, бедности, дефициту (например, отсутствию тротуара) и общегородским приоритетам. Напряженность между мэрией и горожанами привела к расширению участия населения, при этом ежегодное составление бюджета с участием населения занимает все большую долю общего бюджета города. Приоритеты сместились неожиданным образом для мэров или их сотрудников.
В число участников входят члены правящей партии, некоторые профессионалы, технократы и граждане среднего класса, а также непропорционально большое количество работающих бедняков (но меньше очень бедных). Этот процесс вовлекает в политические действия многих, кто не поддерживает правящую партию, в отличие от традиционного патронажа, который использует городской бюджет как способ расплатиться со сторонниками. Как один из показателей успеха, количество участников в Порту-Алегри быстро росло, примерно с 1000 в 19от 90 до 16 000 в 1998 г. и 40 000 в 1999 г.
Процесс участия самоукреплялся. Например, когда раздраженные соседи обнаруживали, что другие заасфальтировали улицы или построили новую автобусную остановку, они недоумевали, почему. Простой ответ заключался в том, что на заседания по бюджету ходил только бенефициар. В последующие годы посещаемость увеличилась, в голосовании участвовало больше интересов, и больше жителей были довольны результатами. Городские власти тоже испытали облегчение, когда сами жители столкнулись с выбором с нулевой суммой по некоторым вопросам: фиксированный бюджет, с трудным выбором между такими важными вещами, как асфальт на пыльных улицах, больше классных комнат или забота о бездомных.
Партисипаторное бюджетирование в Порту-Алегри преуспевает в условиях значительной враждебности со стороны консервативного городского совета и постоянных нападок со стороны правых местных газет и телевизионных программ, которые бросают вызов участию и восхваляют нерегулируемые рынки. Муниципальное правительство зависит в своей поддержке от участников и их соседей, от радиовещания и от многих, кто сопротивлялся двум десятилетиям военной диктатуры, с 1964 по 1985 год. враждебно настроенный городской совет проголосовал за предложения мэра по бюджету, сохранив при этом прогрессивную повестку дня.
Изменения в материальных условиях
В 1989 году, несмотря на сравнительно высокую продолжительность жизни и уровень грамотности, условия в Порту-Алегри отражали неравенство и сегрегацию доходов в других бразильских городах. Треть населения жила в плохо обслуживаемых трущобах на городской периферии, изолированных и удаленных от богатого центра города. На этом фоне нововведения в сфере ОТ улучшили, хотя и умеренно, положение некоторых беднейших граждан. Например, между 1988 и 1997, водопровод в Порту-Алегри вырос с 75 до 98 процентов всех жилых домов. Количество школ увеличилось в четыре раза с 1986 года. В новых единицах государственного жилья, в которых в 1986 году проживало всего 1700 новых жителей, в 1989 году проживало еще 27 000 человек. Муниципальное вмешательство также способствовало достижению компромисса с частными автобусными компаниями для улучшения обслуживания бедных периферийных районов. Использование полос, предназначенных только для автобусов, сократило время в пути, а недавно окрашенные автобусы стали хорошо заметными символами местной власти и общественных интересов.
Порту-Алегри использовал свою солидарность, чтобы позволить жителям принимать некоторые необычные решения по экономическому развитию, над которыми раньше доминировали централизованные деловые и политические интересы. Город отказался от инвестиций в пятизвездочный отель на месте заброшенной электростанции, предпочтя использовать хорошо расположенный мыс в качестве общественного парка и конференц-зала, который теперь служит новым символом города. И, столкнувшись с предложением расчистить трущобы, чтобы освободить место для большого супермаркета, город ввел жесткие и дорогостоящие требования по переселению домохозяйств, которым супермаркет соответствует. В другом примере, несмотря на обещания новой работы и обычное идеологическое давление со стороны Ford Motor Company, близлежащий муниципалитет Гуиаба отклонил предложенный новый автомобильный завод, аргументируя это политическими соображениями, установленными в Порту-Алегри, что требуемые субсидии будут лучше применять против других нужд города. (Государственное расследование в августе 2000 г. установило, что бывший мэр не «виновен» в потере инвестиций Форда.)
Тем не менее, устрашающие ограничения в более широкой экономической и политической среде Бразилии продолжают ограничивать экономический рост, спрос на рабочую силу и качественные рабочие места. Сравнивая Порту-Алегри и Риу-Гранди-ду-Сул с близлежащими столицами и их штатами в 1985–1986 и 1995–2000 годах, можно обнаружить несколько резких контрастов. В целом ВВП стагнировал, а ВВП на душу населения снизился. Безработица выросла, а участие в рабочей силе и формальная занятость сократились.
Учитывая этот ограниченный масштаб экономических улучшений, как мы можем объяснить чувство оптимизма и достижения, которое пронизывает Порту-Алегри? Город явно нарабатывает успешный опыт местного самоуправления, укрепляющего демократию участия. Мы считаем, что успех PT заключается в том, как участники переосмысливают местную власть, при этом все большее число граждан становится одновременно субъектом и объектом, инициатором и получателем, чтобы они могли управлять и получать непосредственную выгоду от своих решений. Эта реконфигурация сразу просматривается в процедурах, методах и поведении органов местного самоуправления.
Спустя 12 лет Порту-Алегри изменил не только способ ведения дел, но и сами вещи; не только способ управления городом, но и сам город. Такое утверждение явно имеет большое значение. Порту-Алегри предлагает подлинный, альтернативный подход к управлению городом, который отвергает не только централистскую, технократическую, авторитарную модель планирования военной диктатуры, но и конкурентную, прагматичную, неолиберальную модель Вашингтонского консенсуса, к которой национальное правительство все еще придерживается. Эта модель навязывает ортодоксальность Международного валютного фонда (МВФ) и требует таких императивов «структурной перестройки», как свободная торговля, приватизация, строгие ограничения государственных расходов и высокие процентные ставки, что ухудшает положение бедных.
В то время как большинство бразильских городов продолжают распределять объекты и услуги с очевидным уклоном и пренебрежением к бедным районам, реконфигурация власти в Порту-Алегри начинает уменьшать пространственное неравенство за счет изменений в предоставлении услуг и моделях землепользования. Мы можем надеяться, что эффект будет ощущаться в формальных структурах города и, в конечном итоге, в других городах и в бразильском обществе в целом.
Новые формы местной власти
Политические и символические ресурсы обычно монополизированы теми, кто контролирует экономическую власть, но радикально демократические муниципальные администрации, как в Порту-Алегри, могут перевернуть власть, чтобы заблокировать поддержку и укрепление привилегий. Они могут вмешиваться в строгую солидарность экономической и политической власти, сокращать частное присвоение ресурсов и продвигать город как коллективный и социально динамичный организм. Другими словами, городская администрация может перестать уважать действия доминирующих городских групп — владельцев недвижимости и других, которые используют различные формы частного присвоения общественных ресурсов для своей личной выгоды. Эти действия могут включать выделение инфраструктуры в пользу элитных кварталов, приватизацию живописных и экологических ресурсов, а также получение прироста стоимости земли в результате государственных инвестиций и вмешательства регулирующих органов. Таким образом, реконфигурированная общественно ориентированная городская администрация открывает доступ к местной власти для традиционно изолированных групп. Такое изменение представляет собой квазиреволюцию с последствиями, которые пока не могут быть адекватно измерены или оценены активистами или подающими надежды правительствами.
Является ли опыт Порту-Алегри в области муниципальной реформы, совместного бюджетирования и демократического планирования землепользования своеобразным, или эти инновации обещают более широкие улучшения в бразильской политике, поскольку другие граждане строят ожидания и улучшают структуру своих правительств? Межамериканский банк развития (IDB) призывает населенные пункты по всей Латинской Америке участвовать в составлении бюджета на основе участия, следуя примеру Порту-Алегри. Могут ли городские администрации, настроенные на реформы, преодолеть ограничения международных рынков и национальной политики? Рекомендуя формальные и процедурные аспекты метода бюджетирования с участием, не переоценивает ли ИБР практические экономические достижения и недооценивает символические и политические аспекты радикальной демократии?
Урок городской реформы в Порту-Алегри проявляется не столько непосредственно в экономическом рынке, сколько в новом опыте власти, новых политических деятелях и новых ценностях и значениях для условий его граждан. Даже когда граждане сопоставляют свои ожидания со стагнирующими макроэкономическими условиями, они могут найти надежду в новом видении преодоления пространственного и социального неравенства в доступе к услугам. Эти новые формы осуществления политической власти и обсуждения вопросов землепользования и управления дают жителям города новую возможность изменить свою жизнь к лучшему.
Ссылки
Ребекка Н. Аберс. 2000. Изобретая местную демократию. Массовая политика в Бразилии. Боулдер: Линн Риеннер.
Джанпаоло Байокки. 1999. «Преобразование города», неопубликованная рукопись. Университет Висконсина (сентябрь).
Боавентура де Соуза Сантос. 1998. «Совместное бюджетирование в Порту-Алегри». Политика и общество 26, 4 (декабрь): 461-510.
Уильям В. Голдсмит — профессор кафедры городского и регионального планирования Корнельского университета. Карлос Вайнер — профессор Института городского и регионального планирования и исследований Федерального университета Рио-де-Жанейро.