Горгульи собора нотр дам де пари: Гаргульи и химеры собора Нотр-Дам-де-Пари

Содержание

Гаргульи и химеры собора Нотр-Дам-де-Пари

Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора (в средние века химер на Нотр-Даме не было). Знаменитые химеры прячутся на верхней площадке у подножия башен.

Гаргульи парижского Нотр-Дама относятся к средним векам, а точнее к XIII веку, и известны не менее, чем химеры. Самые красивые гаргульи, как считается, находятся на уровне больших аркбутанов хора (они более вытянутые и, если можно так выразиться, стройные, чем их чуть более молодые сестры (в районе 1225 против 1240 года)). Благодаря прочному известняку (лиесу), добываемому в бассейне Сены, чудовища хорошо сохранились. К тому же, помимо идеального строительного материала, стоит отметить, что Париж эпохи средневековья был большим городом, куда стекались работать множества замечательных мастеров и, в частности, скульпторов…

Строго говоря, гаргульи (иногда встречается написание горгульи) — это вовсе не то же самое, что химеры. Хотя их часто путают. Собственно, gargouille переводится с французского как «желоб, водосточная труба». Отсюда и их функциональное, а не только декоративное назначение: эти чудовища (драконовидные змеи) издавна служат для отвода потоков дождевой воды от крыш и стен зданий. Впечатляющие ливневые массы могут извергаться из их пастей далеко за пределы собора, так что гаргульи, по сути, защищают стены храма от повреждений, а фундамент здания — от разрушения.

Что же касается химер, установленных у основания башен собора Парижской Богоматери, то это фантастические, гротескные, обычно уродливые существа с телом обезьяны и крыльями летучих мышей, козлиными рогами, змеиными головами и другими звериными атрибутами. Химеры олицетворяют человеческие грехи и силы зла. Их функция, в отличие от гаргулий, — чисто декоративная.
На химер Нотр-Дама можно полюбоваться, если подняться на галерею химер (Galerie des chimères). Вся эта балюстрада занята фигурами демонов, монстров и фантастических птиц. В средние века этих скульптурных элементов на соборе не существовало: их, как говорилось выше, решил ввести Виолле-ле-Дюк, чтобы воссоздать фантастическую и загадочную атмосферу средневековья. Виолле-ле-Дюк сам нарисовал химер, а выполнили их пятнадцать замечательных скульпторов XIX века под руководством Жоффруа Дешома (Adolphe-Victor Geoffroy-Dechaume). Виолле-ле-Дюк и его команда не побоялись нового и доказали, что собор Парижской Богоматери — это не музей и не застывший памятник прошлого, а живой храм, который развивается и дополняется новым декором.
Наиболее известная химера Нотр-Дама — это Стрикс (la Stryge) (от греч. strigx, то есть «ночная птица»), крылатый ночной демон, полуженщина-полуптица, испускавшая пронзительные критики и по преданию питавшаяся кровью новорожденных младенцев или похищавшая их в своих когтистых лапах. Плиний Старший в своей «Естественной истории» описывает народное поверье, будто стриксы отравляют детей своим ядовитым молоком. Уже римляне опасались этих зловредных ночных духов, напоминающих вампиров. Химера-стрикс прославилась благодаря офортам французского гравёра Шарля Мериона (Charles Meryon) (1821-1868) с видами Парижа. Вот эта знаменитая гравюра 1853 года:

Чтобы попасть на галерею химер, нужно пройти 387 ступеней северной башни, и тогда открывается прекрасная панорама города и можно сделать отличные снимки знаменитых чудовищ, взирающих на расстилающийся внизу Париж и будто насмехающихся над всеми мерзостями и безобразиями, которые происходят на земле…

Зачем нужны гаргульи и химеры Собору Парижской Богоматери

Готическое здание, построенное во времена Средневековья, собор Нотр-Дам-де-Пари, является местом размещения множества скульптур, в том числе и горгулий. Возвышаясь высоко на башнях собора, каменные статуи вглядываются в улицы Парижа. Некоторые из них смеются, другие выглядят скучно, поедают свою добычу или гримасничают. Горгульи и химеры следят за собором. Они являются неотъемлемой частью его истории.

Назначение горгулий

Эти фигуры размещали на соборе с определенной целью. Они должны защищать стены собора от дождевой воды, стекающей по крышам, не давая ей попадать на стены. Это главное различие между горгульями и химерами. Первые служат для отвода дождевой воды, последние являются чисто декоративным элементом.

Символическая роль горгулий

Они не только защищают здание от непогоды, предотвращая попадание воды на стены. Они также являются символическими защитниками этого места. Довольно устрашающие, они представляют собой монстров, вдохновленных образами фантастических бестиариев, диких или домашних животных и даже человека. Эти монстры призваны удерживать демонов и злые силы подальше от священных стен.

Правильные названия каменных существ Нотр-Дам-де-Пари

Оказывается, большинство людей называют их неправильно. В официальной брошюре о соборе есть все необходимая информация. Полный список существ выглядит следующим образом.

Химера — это только декоративные орнаменты. Это статуи, часто изображающие чудовищ или мифических зверей, птиц и гибридные существ. К наиболее известным типам химер относятся:

  1. Виверна — крылатый двуногий дракон.
  2. Стрига — самая известная химера Нотр-Дама, которую часто неправильно называют «плюющей горгульей». Она расположена лицом к Эйфелевой башне.

Горгульи, с другой стороны, представляют собой резные сливные желоба, предназначенные для отвода дождевой воды. Они украшали собор более 600 лет.

Гротески — это общее название декоративных резных изваяний.

История

Термин «горгулья» происходит от французского слова gargouille, означающего «горло» или «глотка». Родственные английские слова — gargle и gurgle. Они служат практическим целям отвода дождевой воды от здания, предотвращая тем самым разрушение кладки собора.

Горгульи использовались на протяжении веков. В Древнем Египте они практически всегда имели форму головы льва. Их также можно найти в греческих храмах, таких как Храм Зевса. Терракотовые фигуры для отвода воды были даже найдены в руинах Помпеи.

Позже горгульи стали появляться на зданиях в американских городах: Нью-Йорке, Чикаго и Филадельфии, а также на Вашингтонском национальном соборе в Вашингтоне, округ Колумбия.

Современная архитектура заменила горгулий водосточными желобами, потому что они иногда отваливались из-за веса камня. Резные фигурки также пугали некоторых людей. Например, Лондонский закон о строительстве 1724 года требовал, чтобы все вновь возводимые здания в этой стране были оборудованы желобами, а не горгульями.

Горгульи собора Парижской Богоматери оживают

Новости культуры

Горгулья собора Парижской Богоматери. 8 июля 2014 года в Париже.
— Авторские права
ПАБЛО ПОРЧУНКУЛА / AFP

By  Долорес Катанич
с  EBU

Знаменитые горгульи собора Нотр-Дам де Пари скоро будут идеально отреставрированы. Идет последний этап реставрации.

Странные и гримасничающие существа — горгульи и химеры — часть души собора, шедевра готического искусства XII века. Стражи здания, они должны были защитить собор от гнева небес.

Горгульи также имеют жизненно важное значение для конструкции Нотр-Дам, служащей частью дренажной системы, построенной в средние века.

Но некоторые из этих фантастических животных не пережили катастрофический пожар 2019 года.

Статуя горгульи в соборе Нотр-Дам, Париж, (Третья Французская Республика), Франция (1910 г. н.э.)#archaeohistoriespic.twitter.com/QzvCZgz03F

— ArchaeoHistories (@histories_arch) 25 ноября 2022 г. возвращены к жизни командой скульпторов, которые взяли мантию (и скальпели) и начали работать над воссозданием одного за другим этих многовековых существ из глины по фотографиям.

Десяток скульпторов работают над этим исключительным проектом. От украшений вокруг окна-розетки до украшений листвы — все должно быть переделано идентично. На каждую работу уходит не менее трех недель.

Реконструкция собора Нотр-Дам-де-Пари идет полным ходом, и он снова откроется для публики в конце 2024 года.

До свидания, Поссум! Барри Хамфрис, создательница дамы Эдны Эверидж, скончалась в возрасте 89 лет

Искусство и сопротивление: создание фресок в знак протеста против репрессий Ирана

Последнее слово за Энн Перри: писательница-криминал, совершившая убийство

РЕМОНТ
АРХИТЕКТУРА
ПАРИЖ
СОБОР НОТР-ДАМ
ПОЖАР
ИСТОРИЯ

Выставка проливает свет на забытого брата Клода Моне Леона

Liberté, égalité, decollete: обложка Playboy, потрясающая французскую политику

Лучшие музыкальные фестивали Европы, о которых вы, возможно, не слышали

До свидания, Поссум! Барри Хамфрис, создательница дамы Эдны Эверидж, скончалась в возрасте 89 лет

Мы попробовали новый тренд Уэса Андерсона в TikTok

Гротескные химеры и горгульи Нотр-Дама

152
акции

  • Поделиться

  • Твит

Последнее обновление: 4 марта 2023 г. , автор: Sophie Nadeau

Помимо поразительных двух башен и аркбутонов, возможно, нет архитектурной особенности, столь же синонимичной Собору Парижской Богоматери в самом сердце Иль-де-ла-Сите в Париже, как горгульи. Некоторые статуи даже как бы находятся в «вздыхающей» позе, а другие просто гротескны (т.е. на самом деле это не горгульи, а скорее химеры — читайте дальше!) . Вот краткая история горгулий собора Парижской Богоматери !

Содержание

  • Тайны острова Сите
  • Но… Горгулья или Химера… или Гротеск?
  • Когда были добавлены горгульи Нотр-Дама?
  • Горгульи XIX века и химеры Нотр-Дама
  • Стриге, «плюющаяся горгулья» Нотр-Дам-де-Пари
  • Понравилось читать о химерах и горгульях собора Парижской Богоматери? Закрепите эту статью сейчас, прочитайте ее позже:     

Тайны острова Сите

Расположен в самом сердце того, что когда-то было Лютецией, то есть там, где римляне основали поселение, которое однажды станет Парижем. все знают сегодня, что Собор Парижской Богоматери стоял на почетном месте более восьми веков и был одним из первых великих готических каменных соборов Средневековья.

Рядом много других заведений, созданных в средние века. Например, реликвия «Терновый венец» (которая на самом деле находилась в Нотр-Даме до пожара в апреле 2019 года) изначально находилась в стенах Сен-Шапель.

Потрясающий подвиг средневековой инженерии, роскошная Сент-Шапель имеет буквально стены из стекла, изображающие библейские сцены. В другом месте на Иль-де-ла-Сите (один из двух естественных островов Сены, сохранившихся до наших дней) , Hôtel Dieu — старейшая больница Парижа, которая, как утверждается, в той или иной форме действовала с 7-го века!

Но… Горгулья или Химера… или Гротеск?

Те, у кого есть особая склонность к архитектурным терминам, будут упущены, чтобы сообщить вам, что на крыше Нотр-Дама на самом деле есть два разных вида статуй.

Видите ли, в то время как горгулья, в самом строгом смысле этого слова, является статуей, извергающей воду, химера (также называемая гротеском) представляет собой статую, состоящую из различных чудовищных частей тела, но являющуюся чисто в декоративных целях.

В мифологии Химера — это фантастическое чудовище с гротескным внешним видом. В средние века термин «бабевин» использовался для обозначения как горгулий, так и химер, что, возможно, с тех пор способствовало смешению этих двух терминов. Другой тип статуи — это виверна, двуногий дракон, хотя мы не будем вдаваться в подробности здесь!

Термин «горгулья», вероятно, происходит от французского слова «gargouille», которое можно приблизительно перевести как «горло» или «глотка» и относится к тому факту, что эти каменные приспособления использовались для отвода воды с крыши собор как можно дальше, чтобы ограничить ущерб от воды.

И последнее, но не менее важное и, возможно, самое запутанное, термин «гротеск» может использоваться для описания как горгулий, так и химер. Так что, возможно, если вы когда-нибудь сомневаетесь в правильности термина, лучше просто сказать «Гротеск».

Когда были добавлены горгульи Нотр-Дама?

Скорее всего, горгульи (извергающие воду) на Нотр-Дам были с 1240 года, когда они были простыми резными головами и очень полезны в климате города, который, очевидно, не чужд дождю. (особенно в холодное время года).

На протяжении многих лет горгульи были особенно подвержены эрозии (большая часть камня, из которого состоит собор Нотр-Дам, относится к типу парижского известняка, который был первоначальной причиной создания парижских катакомб, т.е. для использования в качестве каменоломен ) от дождевой воды.

Какие бы средневековые горгульи не существовали к 18 веку, скорее всего, они были уничтожены во время Французской революции.

Чего многие люди не знают, так это того, что многие из самых знаковых особенностей собора, которые мы все знаем сегодня, на самом деле являются более поздними дополнениями…

Это до такой степени, что те, кто присутствовал при закладке фундамента и первых десятилетиях строительства церковного здания, вероятно, даже не узнали бы сегодняшний Нотр-Дам.

Об этом мало что известно, но когда Виктор Гюго написал «Горбуна из Нотр-Дама», Нотр-Дам находился в плачевном состоянии. Настолько, что в начале 1800-х годов, когда Виктор Гюго жил в Париже, собор наполовину рухнул.

Виктор Гюго любил собор. Обеспокоенный его состоянием и отсутствием общественного давления в пользу спасения Нотр-Дама, в 1831 году Гюго опубликовал «Горбун из Нотр-Дама».

Но что, пожалуй, больше всего говорит о его истинном намерении написать роман, о том, что он может возродить интерес парижан, французов и всего мира к Собору, так это то, что он на самом деле назвал книгу N otre Dame de Paris. В ней есть несколько глав, посвященных исключительно архитектуре Нотр-Дама, повествующей о ней самой.

Что ж, книга о Париже и последующие побочные сказки и мифы сработали лучше, чем Хьюго мог себе представить. В 1841 году государство поручило Эжену Виолле-ле-Дюку и Жану-Батисту Лассю восстановить Собор Парижской Богоматери.

В последующие десятилетия был добавлен новый орган, заменен шпиль, добавлено множество гротесков и горгулий, а также бесчисленное множество других особенностей здания, которые так ассоциируются с современным Нотр-Дамом.

Горгульи и химеры XIX века Нотр-Дама

До пожара Нотр-Дама в апреле 2019 года (к сожалению, мало что известно о точной судьбе многих любимых публикой горгулий и химер) украшали сотни гротесков крыша Нотр-Дам.

В основном они были установлены по указанию Виолле-ле-Дюк (который также приступил к превращению Мон-Сен-Мишель в готическое величие, которое мы все знаем сегодня).

Французский архитектор Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк руководил реконструкцией собора в середине XIX века в течение 25 лет и хотел создать средневековую архитектуру.

Именно тогда был добавлен великий шпиль, а также некоторые из самых драматичных гротесков. По моде многих средневековых строителей былых времен, говорят, что сам Виолле-ле-Дюк добавил гротеск в своем образе на крышу Нотр-Дам.

Страйг, «плюющаяся горгулья» Нотр-Дам-де-Пари

Самая известная из «парижских горгулий» на самом деле вовсе не горгулья, а химера, поскольку она не помогает отводить воду с крыши собора и служит чисто декоративным целям.