Содержание
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. 100 великих достопримечательностей Москвы
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Есть что-то особенное в том, что этот музей москвичи называют просто Пушкинским. Ведь в России искусство и творчество великого поэта давно уже стали синонимами изящества. Первоначально Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, то есть Пушкинский, был задуман и создан как Музей изящных искусств.
Сегодня Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ) – один из самых крупных музеев России. В нём представлены произведения европейского и мирового искусства. Его здание также является памятником архитектуры.
История музея началась в 1893 году. Тогда профессор императорского московского университета, доктор римской словесности и историк Иван Владимирович Цветаев задумал создать музей как учебное пособие по истории искусств.
Основную сумму денег на строительство внёс Юрий Степанович Нечаев-Мальцев. Юрий Степанович был меценатом, фабрикантом, дипломатом, владельцем стекольных заводов и при этом почётным членом Московского археологического общества, почётным членом Императорской Академии художеств. Он был вице-председателем Общества поощрения художеств и субсидировал журнал «Художественные сокровища России».
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Вкладом Ю.С. Нечаева-Мальцова в музей были также мраморная и гранитная облицовка, беломраморная колоннада главного фасада, портик, украшенный фризами. Юрий Степанович выписал из Италии искусных каменотёсов, оплатил оформление центральной парадной лестницы разноцветными породами венгерского мрамора – серого, жёлтого, розового, красного, зелёного, – и Белого зала, украшенного 36 колоннадами, – голубым фризом с золотым орнаментом и изящной медной дверью. Он заказал в Норвегии десятиметровые колонны для портика, зафрахтовал пароход для их доставки морем и баржи для сплава по рекам до самой Москвы.
Конкурс на проектирование выиграл архитектор Пётр Семёнович Бойцов. Считается, что Пётр Семёнович (Соймонович) был самоучкой, так как не получил разрешения (лицензии) на производство строительных работ. Но известно, что он обучался в Строгановском училище технического рисования, работал помощником архитектора Нижегородской ярмарки. Позднее его признали как крупнейшего мастера усадебного строительства в стиле эклектики и неоготики, и в 1911 году он был принят в Московское архитектурное общество. Но в конце XIX века, из-за отсутствия у Бойцова соответствующей лицензии, правление Московского университета пригласило на должность архитектора и строителя Музея изящных искусств Романа Ивановича Клейна. Считается, что некоторые идеи Бойцова легли в основу проекта Клейна.
Церемония закладки музея состоялась в 1898 году. В строительстве музея помимо Романа Ивановича Клейна принимали участие архитекторы Иван Иванович Рерберг и Владимир Григорьевич Шухов.
Создание одного из самых крупных и значительных российских музеев европейского и мирового искусства стало для Клейна делом жизни, так же как и для профессора Цветаева. Цветаев говорил, что здание музея «строилось на века».
Роману Ивановичу Клейну пришлось решать такие сложные художественные задачи, как оформление двадцати двух залов в разных исторических стилях, разрабатывать ранее не предусмотренные в программе конкурса проекты двориков, крытых стеклом, – греческого и итальянского, парадного зала, неоднократно переделывать главную лестницу и многое другое.
31 мая (13 июня по н.с.) 1912 года Музей изящных искусств имени императора Александра при Московском императорском университете был открыт. Первым директором стал его основатель Иван Владимирович Цветаев.
Экспозиция музея первоначально создавалась на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства. Экспонаты (гипсовые слепки и другие копии) заказывались и в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов. Многие копии делались впервые. У известного учёного-египтолога Владимира Семёновича Голенищева была куплена богатейшая коллекция уникальных древнеегипетских произведений искусства. В коллекции были статуэтки, фаюмские портреты и коптские ткани, туалетная ложечка в виде плывущей девушки, свыше тысячи рукописей на древнеегипетском, коптском, греческом и арабском языках, клинописные таблички, предметы быта и погребального культа и многое другое. Интересно, что приобретение в государственную собственность коллекции египетских древностей Голенищева одобрила специальным законом Государственная дума. Это собрание остается до сих пор лучшим в России и занимает одно из первых мест среди египетских коллекций мира.
В 1923 году Наркомпрос принял решение о создании в здании Музея изящных искусств Центрального музея старой западной живописи на основе собраний Государственного музейного фонда, Московского Публичного и Румянцевского музеев, собрания Первого музея старой западной живописи (коллекция Дмитрия Ивановича Щукина из особняка в Староконюшенном переулке). В Музей поступили картины из собрания Генриха (Андрея) Афанасьевича Брокара и из многих других частных коллекций, национализированных после революции. И в ноябре 1924 года открылись первые залы новой картинной галереи.
В 1930 году в ГМИИ из Эрмитажа были переданы картины Боттичелли, Кранаха, Пуссена и Давида.
В 1932 году музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств, а в 1937 году ему присвоили имя А.С. Пушкина.
Во время Великой Отечественной войны были разрушены все стеклянные крыши и в течение трёх лет музей стоял под открытым небом.
Послевоенное открытие экспозиции состоялось 3 октября 1946 года.
В 1948 году фонды музея значительно пополнились. После того как был закрыт Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ), его собрание было поделено между Пушкинским музеем и Эрмитажем. В результате ГМИИ получил большую часть конфискованных советской властью собраний московских купцов Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова. Собрания известных купцов и меценатов состояли из картин западноевропейских и американских мастеров конца XIX – начала ХХ века. Всего около трёхсот картин и свыше шестидесяти скульптур. Работы французских импрессионистов и постимпрессионистов являются сейчас гордостью и основой экспозиции ГМИИ.
Но в 1949 году экспозиционная деятельность ГМИИ была свёрнута, так как все помещения музея были отданы под «Выставку подарков И.В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран».
После смерти Сталина в 1953 году профильная деятельность ГМИИ была восстановлена и расширена.
В 2005 году во флигеле усадьбы Голицыных была открыта Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, поэтому многие картины, находившиеся в запасниках, пополнили постоянную экспозицию музея.
Каждый экспонат этого музея заслуживает внимания. А сегодня коллекция ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывает свыше шестисот тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Мойка, 12. Мемориальный Музей-квартира А.С. Пушкина
Мойка, 12. Мемориальный Музей-квартира А.С. Пушкина
Пушкин и Петербург. Что-то неведомое, но сильное связало их навсегда. Пушкинский Петербург – явление, без которого уже немыслим образ города на Неве.Тень великого поэта, кажется, бродит по набережным и площадям города. Так
Государственный исторический музей
Государственный исторический музей
Это краснокирпичное здание, кажется, стоит здесь с незапамятных времен. Так органично оно вписано в объёмы находящегося рядом Кремля. Так естественно воспринимается в ансамбле всей Красной площади.Крупнейший национальный
Государственный музей искусств народов Востока.
Особняк Луниных
Государственный музей искусств народов Востока. Особняк Луниных
После наполеоновского разорения в 1812 году Москва возрождалась и преображалась. Возводились особняки и дворцы, отличавшиеся пышностью и величественными формами, которые и придали городу неповторимый
Особняк Хитрово, мемориальный музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате
Особняк Хитрово, мемориальный музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате
На самой старой московской улице, в самом её конце, находится самый старый особняк, где великий русский поэт провёл самые счастливые дни своей жизни.Всё-таки не зря Арбат порой называют самым сказочным
Особняк Хрущёвых – Селезнёвых, Государственный музей А.С. Пушкина
Особняк Хрущёвых – Селезнёвых, Государственный музей А.С. Пушкина
К этому зданию на Пречистенке, 12 можно прийти, прогуливаясь по Волхонке из Кремля или по бульварам от Тверской, Гагаринским переулком, Сивцевым Вражком с Арбата или Остоженкой с Садового кольца. И сюда
6. Ренессансы изобразительных искусств
6. Ренессансы изобразительных искусств
Ренессанс того или иного вида изобразительных искусств умершей цивилизации в истории ее наследницы — обычное явление. Мы можем привести примеры ренессанса стиля «Древнего царства» в скульптуре и живописи, после двухтысячелетнего
Глава 9 Государственный музей-заповедник
Глава 9
Государственный музей-заповедник
История Гатчинского дворцово-паркового ансамбля после февраля 1917 года — это история многочисленных утрат, понесенных дворцом и парком в первые годы советской власти и позже — в годы фашистской оккупации, когда пожар войны
Глава 1. Музей в цифровой среде. Как эффективно и системно представить музей в…
Как эффективно и системно представить музей в сети
диджитал
Цифровое пространство музея
По тем ссылкам, что выдают поисковые системы, посетитель переходит на страницу, которая потом и приведёт его в музей. И это не обязательно будет официальная страница музея. Присутствие на различных сетевых ресурсах сродни городской навигации, когда в метро или на трассах есть подсказки, куда свернуть, чтобы попасть в общественное и значимое место. Потому первая глава о том, как эффективно и системно представить музей в сети.
Сегодня в Сети много востребованных ресурсов, баз данных, листингов и прочих сервисов, которыми люди пользуются ежедневно. В ответ на поисковый запрос в Яндексе «ГМИИ им. Пушкина» вам выпадут ссылки на официальный сайт, страницу музея на «Википедии», карту, различные городские афиши и социальные сети. И ваш посетитель может начать знакомство с музеем не с его официальной страницы, а с другого ресурса. То есть тот самый посетительский опыт может начаться с карты, объявления и т.д.
Поэтому внимательное расширение географии присутствия в Сети, партнёрство с платформами и сервисами, иногда далёкими от культурной тематики, так важно для музея.
Как сделать так, чтобы официальный сайт было легко найти
Конечно, каждый сотрудник музея предпочтёт, чтобы первой в выдаче стояла официальная страница — там собрана самая полная и актуальная информация о проектах и предложениях музея. Повлиять на место в выдаче можно. Хорошо, что это зависит не только от популярности музейного бренда, но и от понятных практических действий, которые вынесут ссылку на официальный ресурс наверх.
SEO (Search Engine Optimization, поисковая оптимизация) — всестороннее развитие и продвижение сайта для его выхода на первые позиции в результатах выдачи поисковых систем. Семантическое ядро сайта музея, настроенное по требованиям известных поисковых систем, обеспечивает релевантную выдачу по поисковым запросам пользователей в первой двадцатке сайтов. Правила этой оптимизации задаются поисковыми системами. Их алгоритмы ранжирования складываются из множества факторов, формулы этих алгоритмов держатся в секрете, но специалисты знают, какие факторы имеют наибольший вес. Воздействуя на них, можно улучшить позиции по ключевым запросам в результатах поиска. Одна из самых важный составляющих SEO — это точно сформулированные ключевые слова (keywords) для каждой страницы (раздела, главной страницы) и чёткие описания (description). Эта работа займёт много времени разработчика, но обеспечит хороший результат.
Например, топ запросов в Яндексе для ГМИИ им. А.С. Пушкина (Пушкинский музей) выглядит так:
1. Пушкинский музей — 49 600 показов в месяц.
2. ГМИИ — 12 571 показов в месяц.
3. Пушкинский музей изобразительных — 11 096 показов в месяц.
4. Пушкинский музей искусство — 10 913 показов в месяц.
5. Пушкинский музей изобразительных искусств — 10 496 показов в месяц.
Метатеги, которые учитывает Яндекс .
Подбор частоты запросов по ключевым словам.
Хороший верстальщик сайта способствует его продвижению, так как вёрстка в стандарте HTML-5 и использование семантической разметки (https://schema.org/) для поисковых систем значительно повышают качество индексации информации на сайте. А протокол микроразметки Open Graph улучшает качество присутствия в социальных сетях. Если использовать эти разметки в коде страниц, превью материалов сайта в «шаринге» в социальных сетях выглядит правильно и с той информацией, что необходима.
Ссылки на рекомендации Яндекса по микроразметке:
Стандарт семантической разметки данных в сети
Стандарт Open Graph
Навигация и карты
Геокарты — самый простой и популярный способ расширить своё присутствие в Сети. Поскольку у лидирующих поисковиков есть свои навигационные сервисы, то в поисковой выдаче информация из карт обычно представлена очень высоко. Более того, карты используют многие сторонние приложения и ресурсы, так что выверенная информация в картах будет очень полезна.
У Яндекса это «Справочник» (https://yandex.ru/sprav/main), и помощь по нему можно найти здесь: https://yandex.ru/support/sprav/, у Google это Business, подробнее о нём — https://www.google.com/business/. Оба сервиса — это каталоги организаций, привязанных к карте и интегрированных с навигатором и поисковиком. Польза очевидна — приоритет в поисковой выдаче и информативная карточка (сниппет), маркер на карте с вызовом информации, высокий рейтинг и сбор отзывов пользователей, данные, «вшитые» в мобильные приложения, и виртуальные помощники Алиса и Google Assistant. Самое сложное в работе с ними — поддерживать актуальность данных и следить за режимом работы.
С картами связан и TripAdvisor (https://www.tripadvisor.ru/) — сервис для привлечения путешественников по месту их локации с отзывами реальных посетителей и рейтингами, а также аудиогиды izi.TRAVEL (https://izi.travel/ru), в которых можно найти экскурсии по многим объектам культуры, в том числе по геолокации.
Реестры и государственные ресурсы
Государственные бесплатные ресурсы — ещё один доступный и приоритетный (и иногда обязательный) способ прославить музей. Не стоит относиться к этим ресурсам предвзято — их аудитория огромна, а технические возможности превосходят отдельные музейные сайты. Основное, что нужно помнить, работая с ними, — это качество контента и регулярность обновлений.
Система «Культура.РФ» — АИС ЕИПСК Минкультуры России интегрирована с крупнейшими новостными агрегаторами и социальными сетями, поддерживает все федеральные культурные акции.
Госкаталог представляет музейные коллекции.
«Добровольцы.рф» (https://добровольцыроссии.рф/) формируют сообщество волонтёров на отдельные мероприятия.
Другие платформы
Платформ и ресурсов множество. Взаимодействие с ними требует времени и отлаженных процессов. Чтобы понять, с кем сотрудничать, лучше выбирать самые популярные.
Социальный сервис приглашений и билетов TimePad позволяет не только приглашать и регистрировать на свои мероприятия постоянных посетителей, но и расширять аудиторию.
Сайт «Теории и практики» помогает продвигать событийную программу музея.
Яндекс.Дзен формирует персональные рекомендации пользователям на основе их интересов.
«Отдых с детьми» привлекает семейную аудиторию и т.п.
«Википедия». Кстати, а ваш музей есть в «Википедии»? Займитесь ведением страницы своего учреждения в свободной энциклопедии интернета, наполняйте её авторитетными текстами, ставьте гиперссылки на другие ресурсы и красивые иллюстрации, добавляйте тематические статьи по отдельным терминам. «Википедия» стоит первой в результатах поиска, и этим нужно воспользоваться.
Присутствие на подобных платформах не требует особых затрат, это даже нельзя назвать продвижением, поскольку грамотная поисковая оптимизация, публикация в листингах и каталогах, заполнение информации на гео-сервисах — это обязательный список присутствия, который позволит музею интегрироваться в цифровую среду и сделать его посещение удобным. Но работа специалистов цифровых департаментов заключается ещё и в том, чтобы этот список расширять, тем самым продвигая музей и его мероприятия.
Топ самых распространённых заблуждений про продвижение
1. «Всё дорого» — да, если использовать только платные сервисы и прямую рекламу. На самом деле есть множество бесплатных сервисов и возможностей, на которые просто нужно потратить время.
2. «Всё непонятно и нужен сисадмин» — у большинства крупных платформ есть понятная справка по системе, которую можно освоить, не обладая степенью кандидата технических наук. В крайнем случае есть формы обратной связи для контакта с разработчиками сервиса.
3. «Продвигают только известные бренды» — так получается, потому что они очень активны. Если проявить активность и настойчивость, подготовить качественный контент (лучше уникальный, чтобы ни у кого такого не было) и интересно его преподнести, можно легко завоевать аудиторию и серьёзно продвинуться.
О прямой и платной рекламе мы здесь писать не будем, это чистый маркетинг, но упомянем торговые площадки, на которых можно продвигать музейные товары и этим способствовать популярности и узнаваемости музея. Это Ozon, ЛитРес , Музейный Маркетплейс и другие интернет-магазины — на них можно завести страницу музея и собрать на ней товары, что также может стать хорошим источником трафика как виртуальных, так и реальных посетителей.
Владимир Определёнов
Заместитель директора ГМИИ им. А.С.Пушкина по цифровому развитию
ГМИИ им. А.С. Пушкина Заведующий кафедрой ИТ в сфере культуры НИУ ВШЭ
Член президиумов ИКОМ России и НП АДИТ, председатель Совета по цифровому развитию музеев при ИКОМ России.