Содержание
Святыни Троице-Сергиевой Лавры
Обитель преподобного Сергия Радонежского называют «сердцем России», «центром православия». Действительно, сюда стремились многие поколения паломников самого разного социального происхождения, чтобы поклониться святым мощам преподобного Сергия, прикоснуться к святыне, испить воды из источника Преподобного. Не оскудевает этот поток и в наши дни. Здесь каждая пядь земли свидетельствует о святости, проникнута духом славной русской истории, каждое здание – замечательный памятник церковной архитектуры. Подчеркивая святость своей обители, троицкие иноки писали царю Иоанну Грозному в XVI веке: «…якоже в древнем Пречиста възлюбила на въстоце Святую гору и телесне тамо походила своими святыми стопами, тако и ныне, и паче милосердием и милостию и изволением всемилостиваго Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Богородица услышав своего угодника молящася великаго в чюдесех преподобнаго Сергиа, и сниде духом не по земли от места на место плотию ходяща, но от страшнаго и трепетнаго и неисповедимаго престола Сына и Бога своего с святыми Его ученикы, прииде от небес на землю в Богоименитую и в свою великую обитель к своему угоднику великому Сергию и чюдное обещание дарующе, еже неотступне ей пребыти от своеа обители, и прославити свою обитель, и всех благых изообильствовати, якоже отци глаголют вторую сию Святую гору быти и не погрешиша. ..» (А. Горский, прот.).
Величайшей святыней Лавры является рака с мощами преподобного Сергия в древнейшем белокаменном Троицком соборе. В высоком иконостасе собора, одном из самых ранних на Руси, находится храмовая икона – точная копия Живоначальной Троицы преподобного Андрея Рублева (XV в.; память 17 июля). Именно «взиранием на Святую Троицу побеждался страх розни мира сего» в сердцах русских людей, которые, сплотившись, вышли и победили грозного врага на Куликовом поле.
Во время Куликовской битвы преподобный Сергий усердно молился о даровании победы русскому оружию и об упокоении душ павших воинов. В его келлии в то время находились сохранившиеся до наших дней две «моленные» иконы святого старца – Богоматери Одигитрии и святителя Николая. Ныне эти иконы возвращены Лавре Сергиево-Посадским историко-художественным музеем, где хранились в годы советской власти. Отец Павел Флоренский пишет: «Среди многих древнейших и более поздних изображений святителя Николая я не могу припомнить ни одного, которое хотя бы подходило к келейному по степени художественной энергии, которое хотя бы приблизительно равнялось этому по силе духовного направления».
В XVII веке обе «моленные» иконы находились в Троицком соборе, и в дни осады Лавры поляками защитники ее молитвенно взывали пред ними о помощи и заступлении. Перед гробницей преподобного находятся древние южные врата Троицкого собора, которые сохраняют отметину Смутного времени – отверстие, пробитое ядром поляков, осаждавших Лавру, но не сломивших духа ее защитников. Троицкий келарь Авраамий (Палицын; † 1626) в своем Сказании пишет об этом: «В то же время другое ядро пробило железные двери с южной стороны у церкви Живоначальной Троицы и пробило доску местного образа великого Чудотворца Николы выше левого плеча подле венца».
Свидетельством молитвенного обращения защитников обители к святителю Николаю во время осады является такой важный факт, как устроение в 1609 году в Успенском соборе обители придела во имя святителя Николая Троицкий келарь Авраамий сообщает, что от поразившей в то время защитников Лавры смертоносной цинги ежедневно умирало столько людей, что некому стало ухаживать за больными. И тогда 8 мая, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, архимандрит Иоасаф и воеводы решили в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы освятить престол во имя святителя Николая Чудотворца. В день памяти святителя, 9 мая, престол был освящен. И с того дня даровал Господь Бог православным христианам Свою милость: действие болезни заметно сократилось.
И позже, в 1619 году, когда у стен Лавры находились войска польского королевича Владислава, святитель Николай оказывал свое особое покровительство защитникам обители. В это время находившийся в Лавре «некий человек по имени Василий», немой, чуть не замерзший от лютой стужи, не только остался жив по молитвам к преподобному, но и получил исцеление, за что «дал обет отслужить молебен». Но затем он забыл об этом, однако явившийся ему святитель Николай напомнил о данном обете.
Одно из событий осады Троицкой обители произошло в день памяти мученика Димитрия. В Сказании старца Авраамия (Палицына) читаем: «Когда же настал день памяти святого великомученика Димитрия Солунского, в первом часу ночи архимандрит Иоасаф со всем священным собором, и иноки, и весь народ, взяв честные кресты и чудотворные иконы, обходя по стенам город, творили литию и моление воссылали ко Всемогущему в Троице славимому Богу и Пресвятой Богоматери. Когда же литовские люди из рвов увидели ходящих по стенам города во множестве людей, напал на них страх великий, и испугались, и побежали они из рвов и из ям в свои таборы».
В связи с этим следует назвать еще одну ратную святыню Лавры – образ святого великомученика Димитрия Солунского, написанного в рост. Это храмовая икона с боевого корабля, о чем свидетельствует имеющаяся на ней надпись: «От крейсера Дмитрий Донский 1901». Крейсер затонул во время русско-японской войны, а икону прибило волнами к берегу. Позднее, в 1948 году, владыка Нестор (Анисимов; † 1962), приехав из Китая в Москву, вручил военную реликвию Святейшему Патриарху Алексию I († 1970), а тот передал ее в Троице-Сергиеву Лавру. Этот Патриарший дар очень знаменателен для Троице-Сергиевой Лавры. Святой великомученик Димитрий Солунский – небесный покровитель московского князя Димитрия Донского († 1389; память 19 мая / 1 июня), и его икона попала в обитель, где князь в XIV веке брал благословение на битву с Мамаем, где с тех времен установлена и поныне совершается Димитриевская родительская суббота, где благоверный князь был канонизирован в год празднования 1000-летия Крещения Руси.
Знаменитый русский историк В. О. Ключевский писал о преподобном Сергии: «Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими». И сейчас эта традиция жива в Троицкой Лавре. Идут люди к мощам Преподобного, берут воду в надкладезной часовне, получая благодать Божию. Древним святым иконам, полагаемым ныне на аналое в дни памяти святых, на них изображенных, благоговейно поклоняются насельники Лавры, ее паломники и все молящиеся. Почитая святыни – памятники нашей ратной славы, они прикасаются к Вечности. Икона – это окно в иной, небесный, мир. Намоленная икона – это окно, омытое горячими благоговейными слезами и молитвами, через которое ярко светит благодать Божия. Если перед святым образом из поколения в поколение возносились молитвы, изливались скорби, то и Господь подает через него Свою особую и богатую милость.
Источник: Макарий (Веретенников), архим. Обитель преподобного Сергия: страницы истории. СТСЛ, 2004. — С. 114-118.
18 июля 2020
Поделиться
Пешая экскурсия по территории Троице-Сергиевой лавры
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры возвели более пятидесяти зданий и сооружений. Миллионы паломников приезжают сюда, чтобы приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского. Туристы посещают древние крипты, склеп царя Бориса Годунова и набирают целебную воду в источнике.
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Свято-Троицкий собор
Троицкий собор — главный и самый древний храм монастыря, в котором по сей день хранятся мощи основателя — преподобного Сергия Радонежского. Храм построил в 1422 году игумен Никон в честь своего духовного наставника.
Высота собора по архитектурным меркам невелика — 30 метров до верха креста. Однако из-за массивных стен из белого камня Троицкий собор кажется очень величественным. Единственное украшение храма — три линии орнамента на фасаде здания.
Для росписи Троицкого собора Никон пригласил лучших иконописцев — преподобных Андрея Рублева и Даниила Черного. Для иконостаса Рублев написал икону Живоначальной Троицы, которую считают величайшим творением русского иконописца.
Святыни: мощи преподобного Сергия Радонежского. Вещи преподобного Сергия: схима, посох и две деревянные литургические тарели.
Иконы местного ряда иконостаса: преподобного Сергия Радонежского с деянием (XV век), Святой Троицы (XVI век, слева от Царских врат), Спаса Нерукотворного (1674 год) и Спаса на престоле (1684 год) иконописца Симона Ушакова.
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (южный придел Свято-Троицкого собора)
Вплотную к Троицкому собору примыкает придел в честь преподобного Никона Радонежского, построенный в 1548 году.
Зеленая пристройка к приделу носит название «Палатка трех мощей». В ней находятся мощи бывших настоятелей монастыря: святителя Иоасафа, митрополита Московского; святителя Серапиона, архиепископа Новгородского и преподобного Дионисия Радонежского.
Святыни: мощи преподобного Никона Радонежского (спрятаны), список (воспроизведение почитаемой иконы, не повторяющее в точности оригинал – ред.) иконы Божией Матери «Скоропослушница», часть камня Гроба Господня.
Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь)
Ансамбль Соборной площади украшает прекрасная белая Духовская церковь. Ее строительство завершилось в 1477 году. У северной стены этого храма, под тайным хранилищем, покоятся мощи преподобного Максима Грека — выходца из Греции, который занимался книжными трудами и переводами. Большую часть жизни на Руси Грек провел в темницах и изгнаниях. Его обвиняли в ереси и порче богослужебных книг. Однако в 1988 году ему присвоили лик преподобного.
Святыни: мощи преподобных Максима Грека и Антония (Медведева).
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Успенский собор
Собор начали строить в 1559 году по типу Успенского собора Московского кремля. В 1585 году, через год после кончины Ивана Грозного, собор был торжественно освящен.
Храм увенчан небесно-золотым пятиглавием, а его формы отличаются лаконичностью и простотой. Работы по обустройству церкви выполнены по велению царской четы — царя Федора Иоанновича и царицы Ирины Федоровны Годуновой.
В северо-западной части собора находятся могилы Бориса Годунова и его семьи. В Успенском соборе хранится деревянный гроб преподобного Сергия Радонежского. В крипте (подземное помещение — ред.) под Успенским собором покоится прах двух русских Патриархов — Алексия I (1970 год) и Пимена (1990 год).
Святыни: мощи святителя Иннокентия Московского.
Иконы XVI века местного ряда иконостаса: Успения Пресвятой Богородицы, Святой Троицы с бытием и Благовещения Пресвятой Богородицы.
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Церковь Преподобного Сергия с Трапезной палатой
Строительство Трапезного храма завершилось в 1692 году. Сейчас церковь считают одним из главных архитектурных достояний лавры. Этот храм, находящийся в южной части монастыря, является одним из лучших образцов московского барокко. Стены длинного сооружения богато украшены: почти всю поверхность занимают узоры и картуши со сложными рисунками, выполненные в 1778—1780 годах.
Автор: Официальный сайт Троице-Сергиевой Лавры
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь)
Возле Трапезного храма находится небольшая церковь, названная в честь явления Божией Матери преподобному Сергию. Здесь хранятся мощи Михея Радонежского (спрятаны). Храм относится к более поздним постройкам — его возвели в 1734 году.
Автор: Официальный сайт Троице-Сергиевой Лавры
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи
На месте древней надвратной церкви во имя преподобного Сергия Радонежского у главного входа в монастырь в 1692 году начали возводить пятиглавый надвратный храм в честь Рождества святого Иоанна Предтечи.
Надвратную церковь построили в 1699 году на средства богатого и именитого рода того времени — промышленников и помещиков Строгановых. По завершении строительных работ храм освятили в честь Рождества святого Иоанна Предтечи — проповедника покаяния.
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Автор: Официальный сайт Троице-Сергиевой Лавры
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии
Еще одно сооружение XVIII века — восьмигранная Смоленская церковь, возведенная в стиле барокко. Предание связывает строительство храма с тайным браком императрицы Елизаветы Петровны с графом Разумовским. Существует мнение, что церковь построили на средства графа по проекту архитектора Ухтомского.
В архитектуре здания выделяются четыре широкие каменные лестницы с балюстрадами, расположенные по периметру храма.
Святыни: чтимая копия чудотворной каменной резной иконы Смоленской Божией Матери Одигитрии.
Автор: Официальный сайт Троице-Сергиевой Лавры
Автор: Официальный сайт Троице-Сергиевой Лавры
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
Напротив храма Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии стараниями келаря Александра (Булатникова) в 1637 году была возведена больничная церковь, названная в честь основателей Соловецкого монастыря в Архангельской области — преподобных Зосимы и Савватия. К шатровому строению примыкают двухэтажные палаты, известные по старым монастырским описям под названием больничные.
Сейчас в южном и северном корпусах при церкви расположены покои Наместника, Соборная палата и монастырская библиотека.
Святыни: икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, предстоящих образу Пресвятой Богородицы «Знамение».
Автор: Официальный сайт Троице-Сергиевой Лавры
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Колокольня
Колокольню Троице-Сергиевой лавры строили с 1741 по 1768 года. Она замыкает северную сторону Соборной площади. Высота сооружения составляет 88 метров.
До Октябрьской революции звонница насчитывала 42 колокола. Самый большой из них — «Царь-колокол». Эту громадину весом 67 тонн разбили советские власти, сбросив с колокольни.
Отлитый по образцу своего предшественника новый колокол весом 74 тонны подняли на колокольню в 2004 году.
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Целебный источник
Во время ремонта Успенского собора в 1644 году образовался целебный источник, от которого, согласно легенде, исцелился монах Пафнутий. К источнику потянулись люди со всех концов России. Часовню над источником построили в конце XVII века.
Одно из последних архитектурных сооружений лавры — сень над чашей с крестом — возвели в 1873 году.
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Свято-Троицкая Сергиева Лавра – одно из самых святых мест России. На протяжении веков многие православные христиане отправлялись в паломничество в монастырь. Сюда приходят поклониться мощам преподобного Сергия в ожидании чудес, которые могут произойти на этой священной земле.
Троицкий собор
Монастырь был основан в начале 14 века одним из самых почитаемых святых России: преподобным Сергием. Вместе с братом он нашел укромное место в лесу и решил построить там келью и небольшую деревянную церковь в честь Святой Троицы. Брат преподобного Сергия не выдержал тягот этой жизни и оставил его в одиночестве. Вскоре после этого молва об уединенной жизни преподобного Сергия разнеслась по землям. Некоторые монахи начали искать его руководства. Преподобный Сергий встречал всех с любовью и открытым сердцем. Однако он не хотел быть их начальником; он хотел быть им равным. Он усердно строил кельи, носил воду, рубил дрова, шил одежду и готовил для всей общины. Преподобный Сергий имел много учеников, основавших впоследствии многочисленные монастыри.
В 1380 году он благословил русское войско во главе с великим князем Димитрием (впоследствии Донским) на борьбу с татаро-монгольскими войсками. Его предсказание о победе сбылось. Татаро-монгольское войско потерпело поражение в битве на Куликовом поле. Это была первая крупная победа над монголами.
На этой земле произошло множество чудес. Многие люди исцелились как при жизни преподобного Сергия, так и после его смерти. Его святые мощи, обнаруженные в начале 15 века, были помещены в раку. Сейчас их можно увидеть в главном и самом древнем храме обители, Троицкой церкви.
Во все времена эта земля привлекала не только простых людей, но и людей знатного происхождения, в том числе русских правителей. Каждый внес свой вклад в строительство монастыря. Царь Иван Грозный заказал пятиглавый Успенский собор как копию кремлевского. В петровское время была построена уникальная трапезная с церковью преподобного Сергия. Екатерининская эпоха ознаменовалась возведением 88-метровой колокольни, самого высокого сооружения того времени. Монастырю было присвоено почетное звание Лавры, и в это же время была основана семинария.
По преданию, Богородица явилась во сне преподобному Сергию и обещала быть покровительницей его обители после его смерти. Свято-Троицкая Сергиева лавра выдержала 16-месячную польско-литовскую осаду в Смутное время. Армия Наполеона даже не подошла к этому монастырю. Во времена Второй мировой войны на эту священную землю не упала ни одна бомба.
Панорамный вид на Свято-Троицкий Сергиев монастырь
Мы приглашаем вас посетить духовный центр России, Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, которая включена в наш двух-трехдневный тур по Москве, а также в 5-дневный классический тур с вашим московским гидом.
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде
Выдающаяся общечеловеческая ценность
Краткое обобщение
Троице-Сергиева Лавра – всемирно известный духовный центр Русской Православной Церкви, популярное место паломничества и туризм. Находясь в городе Сергиев Посад примерно в 70 км к северо-востоку от Москвы, он является важнейшим действующим русским монастырем и резиденцией Патриарха. Этот религиозный и военный комплекс представляет собой воплощение роста русской архитектуры и содержит некоторые из лучших выражений этой архитектуры. Он оказал глубокое влияние на архитектуру в России и других частях Восточной Европы.
Объект серийный, в том числе постройки за пределами основного монастырского комплекса.
Троице-Сергиева Лавра, «жемчужина» русского церковного зодчества, была основана в первой половине XIV века (1337 г.) монахом Сергием Радонежским, великим игуменом России и одним из самых почитаемых православных святых. Сергий добился большого авторитета как духовный наставник Дмитрия Донского, великого князя Московского, получившего благословение на Куликовскую битву 1380 года. Монастырь начинался как небольшая деревянная церковь на Маковецком холме, а затем с течением времени развивался и укреплялся. .
На протяжении столетий был создан уникальный ансамбль из более чем 50 зданий и сооружений разного времени. Весь комплекс возведен по архитектурному замыслу главного храма — Троицкого собора (1422 г.), в котором покоятся мощи преподобного Сергия.
В 1476 г. псковские мастера возвели к востоку от собора в честь Сошествия Святого Духа на апостолов кирпичную звонницу. Церковь сочетает в себе уникальные черты раннемосковской и псковской архитектуры. Примечательной особенностью этой церкви является колокольня под ее куполом без внутренней связи между звонницей и самим собором.
Успенский собор, повторяющий Успенский собор Московского Кремля, возведен между 1559 и 1585 годами. Фрески Успенского собора написаны в 1684 году. У северо-западного угла собора, на площадке западного крыльца в 1780 г. устроена усыпальница с погребением царя Бориса Годунова и его семьи.
В 16 веке монастырь был окружен оборонительными стенами высотой 6 м и толщиной 3,5 м, хорошо зарекомендовавшими себя во время 16-месячной осады польско-литовскими захватчиками в Смутное время. Позже они были усилены и расширены.
После Великого переворота 17 века началась масштабная строительная программа. В это время в северо-западной части монастыря возводятся новые постройки, в том числе лазареты, увенчанные шатровой церковью во имя преподобных Зосимы и Саватия Соловецких (1635-1637). Таких церквей до сих пор сохранилось немного, поэтому этот шатровый храм с уникальной черепичной крышей является важным вкладом в Лавру.
В конце XVII века к монастырю пристроили ряд новых зданий в стиле нарышкинского (московского) барокко.
После разрушительного пожара 1746 года, когда большая часть деревянных зданий и сооружений была уничтожена, была начата масштабная кампания реконструкции, в ходе которой внешний вид многих зданий был изменен на более монументальный стиль. В это время была сооружена одна из самых высоких звонниц России (высотой 88 метров).
В конце 18 века, когда многие церковные земли были секуляризированы, хаотичная планировка поселений и предместий вокруг монастыря сменилась регулярной планировкой улиц и кварталов. Город Сергиев Посад был окружен традиционными валами и стенами. В окрестностях монастыря был возведен ряд принадлежащих ему построек: конюшенный двор, гостиницы, богадельня, богадельня, а также гостевой и купеческий дома. Основные магистрали, ведущие к монастырю, были спрямлены и обозначены въездными площадями, а общая городская застройка ориентировалась на центральное место — ансамбль Троице-Сергиевой Лавры.
Приходские храмы, расположенные на территории Сергиева Посада, изначально деревянные, а затем перестроенные в камне, образовали кольцо куполов, перекликающихся с лаврскими. Будучи меньшими по размеру и находящимися обособленно от других построек, они лишь еще больше подчеркивают главенство Лавры.
Таким образом, Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры включает в себя как здания и сооружения внутри стены, так и комплекс построек около монастыря. Он представляет собой ключевой элемент градостроительства Сергиева Посада.
Критерий (ii) : Комплекс Троице-Сергиевой Лавры представляет собой слияние традиционной русской архитектуры с архитектурой Западной Европы, создавая восточноевропейскую традицию, оказавшую сильное влияние на архитектурное развитие на большой территории Восточной Европы. Европа.
Критерий (iv) : Лавра является выдающимся и замечательно завершенным образцом действующего православного монастырского комплекса с военной функцией, характерной для периода его роста и расширения с 15 по 18 век. .
Целостность
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры обладает всеми составляющими, представляющими его Выдающуюся Вселенскую Ценность. В частности, хорошо сохранились исторические границы собственности, а также архитектура исторических зданий. Сохранность ансамбля обеспечивается за счет создания Государственного музея-заповедника с начала 20 века.
Наряду с утверждением границ охранной зоны целостность ансамбля обеспечивается законодательно закрепленными и зарегистрированными границами земель, занятых зданиями и архитектурными сооружениями ансамбля.
К факторам, оказывающим негативное влияние на объект, относятся строительство памятников и другие формы застройки в пределах охранной зоны, что отрицательно сказывается на историческом облике Лавры, а также увеличение числа туристических и паломнических групп.
Подлинность
Сложная история Троице-Сергиевой Лавры с момента ее основания привела к многочисленным изменениям и перестройкам на протяжении столетий, вызванным войной, огнем, имперской поддержкой и спонсорством. Таким образом, ни одно здание не может считаться находящимся в своем первоначальном состоянии. Однако важность монастыря как символа русской духовной культурной самобытности привела к тому, что на его сохранение и восстановление было затрачено много времени и ресурсов. Таким образом, как ансамбль, который развивался с течением времени, он обладает собственной подлинностью.
Реставрационные работы 1920-х гг. были направлены на достижение определенного «стилевого единства», возвращение зданиям их облика XVIII века и ранее. Этот подход отличается от современных методов сохранения. Однако его необходимо рассматривать в историческом контексте изменений и дополнений, сделанных в XIX веке, и в культурном контексте усилий по укреплению символического значения этого места для русского народа.
Реставрационные работы, проводимые с 1960-х годов под руководством архитектора Балдина, в целом соответствовали Венецианской хартии. Это включало в себя выявление и восстановление скрытых и скрытых элементов (особенно оригинальных сводчатых форм), что усилило целостность архитектурного выражения зданий. Также сохранились более поздние дополнения, сохраняющие особое значение. Реставрационные и консервационные работы, а также мониторинг, проводимый специалистами, обеспечивают дальнейшее сохранение аутентичности ансамбля.
Требования к охране и управлению
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры является объектом культурного наследия федерального значения и регулируется в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (исторических и памятники культуры) народов Российской Федерации». Его государственную охрану и управление осуществляет федеральный орган исполнительной власти — Департамент по контролю, надзору и лицензированию в сфере культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации, на который возложены все методические и контрольные функции по реставрации, использованию. поддержка объектов культурного наследия и связанных с ними территорий. Статус объекта культурного наследия федерального значения обеспечивает высокий уровень правовой охраны.
На региональном уровне охрану и управление объектами осуществляют Правительство Московской области, Министерство культуры Московской области. Муниципальный орган управления представлен Сергиево-Посадской городской управой.