Содержание
описание, адрес, режим работы и стоимость билетов
Самые уникальные экспонаты, являющиеся народным достоянием России, хранятся в Алмазном фонде Кремля в Москве. Увидеть шедевры ювелирного искусства, представленные в коллекции государственного запаса ценных металлов, ювелирных украшений и драгоценных камней, может каждый желающий.
Экспозицию уникальных сокровищ представляет Гохран России, а не музеи Кремля, хотя территориально коллекция размещена в соседстве с Оружейной палатой.
Расположение
пр. Проектируемый, 813, Москва, 125009
Время работы
Ежедневно, кроме четверга, с 10:00 до 17:20, перерыв с 13:00 до 14:00
Сайт
http://www.gokhran.ru/
История выставки редких сокровищ
В 1719 году, по указу Великого Петра было выделено специальное помещение для хранения ценных вещей, принадлежащих империи. Так появилась Бриллиантовая комната, в которой содержались государственные регалии, ценные ювелирные украшения, ордена. Специально разработанный устав регламентировал порядок хранения, а Камер-коллегия вела строгий контроль по соблюдению правил.
Все атрибуты роскоши использовались только на торжественных мероприятиях. Пышные и помпезные приемы отличали российский царский двор от европейского. За время правления династии Романовых, коллекция регулярно пополнялась новыми изделиями. История многих вещей окутана легендами, тайнами, интригами.
До начала Первой мировой войны уникальные сокровища находились в Зимнем дворце Санкт-Петербурга, с приближением фронта, ценности были вывезены в Московский Кремль.
Вторая волна пополнения Алмазного фонда в Москве приходится на 50 гг. XX столетия. В это время были обнаружены два крупнейших месторождения алмазов в Якутии. Отечественные пополнили коллекцию фонда и стали образцом современного ювелирного искусства.
В музее Алмазного фонда Москвы представлены бесценные экспонаты. Эксперты до сих пор не могут подсчитать реальную стоимость некоторых из них. Например, легендарная корона Екатерины II, усыпанная тысячами алмазов, знаменитый бриллиант «Орлов», украшающий царский скипетр.
В 1967 году к полувековому юбилею Советского государства, состоялось открытие экспозиции Алмазного фонда. Посетить выставку могли только высокопоставленные гости столицы. Только позднее достояние Российского государства стало доступно широкой общественности.
Экспонаты Алмазного фонда Кремля
Сегодня каждый желающий может увидеть великолепные предметы национального достояния. Уникальное собрание драгоценностей находится под надежной защитой, свободный осмотр экспонатов не допускается.
В экспозиции представлено несколько разделов:
- Императорские регалии дома Романовых;
- Ордена, украшенные драгоценными камнями;
- Ювелирные изделия XVIII-XIX века;
- Работы современных мастеров;
- Крупнейшие самородки золота, платины, драгоценных камней;
- Не ограненные якутские алмазы;
- Уральские самоцветы;
- Предметы одежды, украшенные драгоценностями.
Сокровищница состоит из двух залов. Экскурсии проходят в строго регламентируемом порядке. Каждая коллекция размещена в отдельной витрине под бронированным стеклом. Служитель фонда подводит посетителей к каждой витрине, рассказывает историю экспонатов, после чего дает пару минут для самостоятельного осмотра предметов.
Что нужно знать перед посещением
Чтобы система пропуска не оставила негативных впечатлений, позаботьтесь о соблюдении правил посещения Алмазного фонда:
- При себе нельзя иметь фото-, видеоаппаратуру, мобильные телефоны, предметы из металла.
- Крупную кладь следует заранее сдать в камеру хранения, верхнюю одежду в гардероб.
- Электронный билет следует поменять в кассе на бумажный.
- В период каникул, выходные и праздничные дни спрос на обзор выставки Алмазного фонда значительно возрастает, возможны изменения в режиме работы. На официальном сайте Алмазного фонда размещена актуальная информация.
Как попасть в Алмазный фонд Москвы
Сокровищница расположена в Оружейной палате Кремля. Добраться можно на метро до станции «Охотный ряд», «Александровский сад», «Площадь Революции». Цена билета в Алмазный фонд для детей и инвалидов 2 группы дешевле, чем для остальных.
Часы работы не всегда могут соответствовать традиционному графику, актуальную информацию можно получить на официальном сайте Алмазного фонда.
Режим работы Алмазного фонда Москвы осуществляется строго по графику. Посетить сокровищницу можно в любой день недели, кроме четверга, время работы с 10:00 до 17:20, время перерыва с 13:00 до 14:00. Продолжительность экскурсии ограничена, обзор культурно-исторических ценностей проходит только в составе небольшой группы и в сопровождении гида, время сеанса 45-50 минут.
Купить билет в Алмазный фонд можно в кассах Кремля или заказать через интернет, воспользовавшись предложением одного из туроператоров. На официальном сайте представлена информация о времени начала сеансов, которые начинаются с интервалом в каждые 20 минут.
На автобусе
Классическая обзорная экскурсия по Москве: познакомьтесь со столицей за три часа! Вы увидите Красную площадь, Воробьёвы горы, Софийскую набережную и другие знаменитые достопримечательности.
Подробнее
На автобусе
Расширенный ознакомительный тур для гостей Москвы. На экскурсии вы увидите главные достопримечательности города и узнаете его историю.
Подробнее
На автобусе
От старинных памятников архитектуры до современных небоскрёбов Москва-Сити. На экскурсии вы познакомитесь с историей Москвы под вечерними огнями иллюминации.
Подробнее
На автобусе
Автобусная экскурсия по праздничной Москве ежедневно с 1 по 9 мая 2023 года. Вы увидите главные достопримечательности города и узнаете его историю.
Подробнее
Показать ещё
Вход на сайт
Регистрация на сайте
Восстановить пароль
Алмазный фонд Московского Кремля: цены на билеты, часы работы
Как оказалось, попасть в Алмазный фонд в Кремле довольно-таки непросто. Нам для этого пришлось чуть ли не совершить подвиг, а именно – встать в выходной в 8 утра (!). А что вы хотели? По-другому никак, желающих попасть в один из самых известных музеев России — множество, тем более в выходные. Есть ещё вариант заказать билеты в специализирующихся фирмах, они там обычно ещё и экскурсии предлагают, но это будет, конечно, дороже.
К 10:00 часам мы были в Александровском саду. Самое неудобное – это то, что купить билеты в Алмазный фонд можно только в кассе самого музея, т.е. на территории Кремля, а не в кассах возле Кутафьей башни. Мало того, что приходится выстоять очередь, чтобы пройти в музей (через металлоискатель), так ещё и в самом Алмазном фонде тоже стоять в очереди за билетами. К тому же на некоторые сеансы билеты уже раскуплены предприимчивыми фирмами, поэтому не факт, что получится купить билеты на ближайший сеанс.
Нам, можно сказать, повезло. В очереди мы встретили представителя одной из таких фирм — дядечку лет 50. Он предложил нам войти в его группу, т.к. некоторые записавшиеся (и оплатившие посещение и экскурсию!) не пришли. Поэтому нам не пришлось стоять в очереди.
Фотографировать в музее нельзя. С фотоаппаратом, телефоном и т.п. вас туда просто не пустят, на входе в Алмазный фонд стоит ещё один металлоискатель. Придётся всё вместе с одеждой сдать в гардероб. Если честно, было страшновато оставлять вещи в одежде, вспоминая обычные гардеробные надписи типа «За утерянные вещи администрация ответственности не несёт». Но наш дядечка заверил нас, что за всё время здесь ничего не украли, да и таблички с такой надписью в музее мы не увидел).
Пройдя через металлоискатель, в котором я как обычно зазвенел из-за своей бляхи на ремне (хотя при входе на территорию прошёл нормально), мы попали в долгожданный Алмазный фонд России. По обыкновению вся толпа (человек 20) попыталась рассосаться по всему музею, но всех остановили экскурсовод и охранник. Все сокровища Алмазного фонда распределены по отдельным витринам, почти как в магазинах. Экскурсия проходит следующим образом. Сначала экскурсовод рассказывает о каждой витрине, что за экспонаты там представлены, их история, вес камней или самородков и т.п. потом уже все подходят поближе, и чуть ли не касаясь носом стекла, разглядывают драгоценности Алмазного фонда. Да, это вам не Оружейная палата, где ходишь сам где хочешь, здесь всё по заранее заданному маршруту.
В первой витрине лежали в баночках изумруды, аметисты, сапфиры, топазы, турмалины и др. драгоценные камни. В остальных трёх витринах с правой стороны музея были алмазы и бриллианты, большие и маленькие сверкали всеми гранями. Особенно понравилась карта России, выложенная россыпью мелких бриллиантов.
В центре музея по квадрату 4 больших витрины с золотыми и платиновыми самородками. Некоторые из них похожи на животных, один вообще на дьявола, его так и назвали – «Дьявол». Всего в Алмазном фонде представлено 20 платиновых и 100 золотых самородков. Среди них один весом 36 кг называется «Большой треугольник» – самый большой золотой самородок в мире.
В следующем зале находятся царские регалии и украшения. Среди них Большая императорская корона, созданная специально для коронации Екатерины II. Она изготовлена из серебра, в ней 4936 бриллиантов и два ряда крупных жемчужин. Корону венчает крупный красный камень – благородная шпинель. После Екатерины Великой этой короной короновались все императоры России.
На одной витрине с Большой императорской короной находится и малая императорская корона, а также скипетр украшенный знаменитым бриллиантом «Орлов» весом 189,62 каратов и держава. Малая императорская корона изготовлена в 1856 г. к коронации императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Бриллиант «Орлов» по официальной версии был подарен графом Орловым Екатерине II на день рожденья. По неофициальной версии Екатерина купила его сама, заплатив за него из гос. казны, и чтобы её не обвинили в неразумной трате государственных средств, разыграла такой спектакль.
В алмазном фонде хранится ещё один известный алмаз — «Шах». Он был подарен иранским шахом русскому царю Николаю I, как искупление вины за убийство в Иране русского посла. Убит был не просто посол, а известный русский писатель А.С. Грибоедов, чей памятник сейчас расположен в Москве на Чистых прудах.
В этом же отделе лежат царские украшения. Это браслет Александра I с алмазом «Александр»; брошь Екатерины II, выполненная в виде букетика роз из золота, серебра и украшенная бриллиантами; подвеска в виде ягоды — сделана из огромного турмалина и ещё много других красивых украшений, сделанных из золота, серебра, бриллиантов и др. драгоценных камней.
В последнем отделе Алмазного фонда представлены изделия современных мастеров. Это красивейшие золотые украшения с аметистами, топазами, изумрудами и, конечно же, бриллиантами. У них нет такой истории как у драгоценностей из предыдущего отдела, но они не менее красивы, а может даже и более, т.к. современные мастера используют технологии, которые были недоступны ювелирам прошлого.
В целом экскурсия по Алмазному фонду продлилась 40 минут. Алмазный фонд оставил двоякое чувство. С одной стороны я увидел самые известные реликвии своей страны, россыпи драгоценных камней и золотые самородки, с другой – как-то мало украшений времён цариц и императоров представлено в музее. Не верю, что за несколько сотен лет у царей набралось драгоценностей всего на 3 витрины. Скорее всего, не выкладывают всё, что есть. И сразу возникает вопрос: «Почему бы не расширить музей и не выложить больше экспонатов?». Я после посещения Алмазного фонда почувствовал некоторое разочарование. А у вас не было подобного ощущения?
Алмазный фонд: исследуя богатое драгоценностями прошлое России
Центральным камнем инкрустированной бриллиантами русской свадебной тиары, изготовленной около 1800 года, является редкий розовый бриллиант весом 13 карат; сейчас тиара находится в коллекции Алмазного фонда. Wikimedia Commons
Публичная выставка «Алмазный фонд» — одна из самых популярных достопримечательностей России в Оружейной палате Московского Кремля. Изюминкой этой выставки является Большая Императорская Корона, которая сверкает 4936 бриллиантами, 74 большими жемчужинами и красной шпинелью весом 398,6 карата. Эта 260-летняя королевская корона является выдающимся символом великолепия и элегантности — и, как говорят некоторые, чрезмерности — династии Романовых в императорской России.
Коллекция Алмазного фонда и публичная выставка размещены в Оружейной палате Московского Кремля. Wikimedia Commons
В рамках Министерства финансов России Алмазный фонд был создан более 300 лет назад во времена правления Петра Великого. Сегодня в нем хранится одна из величайших коллекций драгоценных камней в мире. Его история — это эпопея геммологического триумфа, личной трагедии, политических потрясений и, в конечном счете, сохранения и возобновления роста.
После того, как имперская Россия резко закончилась с 1917 русских революций Алмазный фонд пережил два десятилетия хаоса, воровства, бесхозяйственности и ликвидации. Но состояние Фонда с тех пор заметно улучшилось; его коллекция теперь включает в себя многие из оригинальных драгоценностей российской короны и коронационных регалий, некоторые из самых исторических драгоценных камней в мире, изысканные украшения Романовых и впечатляющие бриллианты из современных российских рудников.
Алмазный фонд — скромное начало
Представление о драгоценностях короны — украшенных драгоценными камнями коронах, скипетрах и державах — как символах королевского богатства, власти и авторитета прочно утвердилось среди королевской семьи Западной Европы к 1000 г. н.э. Но первые русские царские регалии — простые золотые шапки и широкие ошейники, называемые бармами, — появились только в 1200-х годах.
Первой короной России стала Шапка Мономаха, также известная как «Золотая шапка». Эта золотая филигранная тюбетейка была редко украшена рубинами, изумрудами, жемчугом и увенчана золотым крестом. Заключенный в обруч из соболя, он явно имеет среднеазиатский стиль.
Ко времени Михаила Романова (Михаил I, годы правления 1613-1645), первого царя из долгоживущей династии Романовых, русские регалии стали более изысканными, с большим упором на драгоценные камни, особенно алмазы. Шелковая барма Алексея Михайловича (Алексей Российский, годы правления 1645-1676) украшена семью эмалированными медальонами, 249бриллианты и 255 цветных драгоценных камней; его держава сияла 179 алмазами и 340 цветными камнями, его скипетр — 268 алмазами и 360 цветными камнями.
Царь Николай II, его супруга императрица Александра Романова и их пятеро детей в 1913 году; вся семья была казнена в Екатеринбурге в июле 1918 года. Getty Images
Первые российские цари также собирали семейные коллекции драгоценных камней. Личный посох Алексея шести футов длиной был инкрустирован 178 бриллиантами, 259 изумрудами, 3 большими жемчужинами и 369 розовыми турмалинами; его личный трон из слоновой кости был усыпан 876 бриллиантами и 1223 цветными камнями.
Петр Великий (Петр I, годы правления 1682-1725) расширил Российскую империю и превратил ее в крупную державу. В 1719 году Петр приказал хранить романовские драгоценности отдельно от государственных драгоценностей и поместить последние в хранилище, которое стало известно как «Алмазная комната» — предшественник сегодняшнего Алмазного фонда. Он также постановил, чтобы государственные драгоценности никогда не продавались и чтобы будущие цари и царицы вносили часть своих личных коллекций драгоценных камней в коллекцию Алмазной комнаты.
Изменение стиля
Стиль русских корон изменился в 1700-х годах, когда дизайн и производство перешли от ювелиров из Константинополя (нынешний Стамбул) к ювелирам в Москве и Санкт-Петербурге. В отличие от более ранних золотых тюбетеек, корона Екатерины I (годы правления 1725-1727 гг.), украшенная 2000 бриллиантами и крупным розовым турмалином, копировала арочный стиль западноевропейских корон.
Корона Анны Иоанновны (Анны Всероссийской, годы правления 1730-1740) состояла из двух ажурных полушарий, разделенных дугой и увенчанных крестом; он был украшен 2536 бриллиантами, 28 цветными драгоценными камнями и красным китайским турмалином весом 500 карат.
На этом портрете 1785 года Екатерина Великая носит Большую Императорскую корону и держит царскую державу и скипетр; эти регалии сейчас находятся в коллекции Алмазного фонда. Wikimedia Commons
Екатерина II (Екатерина Великая, годы правления 1762–1796) правила во времена Золотого века России, когда процветали искусство, музыка, театр и литература. Пристрастие Екатерины II к драгоценным камням нашло отражение в Большой Императорской короне, изготовленной для ее коронации и ныне являющейся центральным экспонатом публичной выставки Алмазного фонда.
В то время считалось, что шпинель этой короны весом 398,6 карата, камень неправильной формы, частично ограненный, является рубином. По форме он похож на хорошо известный «Рубин Черного принца» (красная шпинель весом 170 карат), но намного крупнее, чем известный «Рубин Черного принца» из коллекции драгоценностей британской короны. Путаница между красными драгоценными камнями была в значительной степени разрешена в 1783 году, когда минералоги научились различать настоящий рубин (корунд, оксид алюминия) и шпинель (оксид магния-алюминия).
Екатерина Великая тоже любила аметист, который тогда ценился гораздо дороже, чем сегодня. Она приказала старателям отправиться в Уральские горы на поиски источников аметистов, которые они обнаружили, но только после смерти Екатерины в 179 г.6. Позже на Урале старатели обнаружили месторождения изумрудов, демантоидов (гранат, зеленая самоцветная разновидность альмандина) и александрита. Последняя, меняющая цвет разновидность хризоберилла (окись бериллия-алюминия), была названа в честь царя Александра II (годы правления 1818-1881).
К 1800-м годам драгоценности государственной короны включали множество крупных камней, имевших большое историческое значение; В коллекции драгоценных камней и ювелирных изделий Романовых было огромное количество высококачественных бриллиантов, которые были добыты в основном на исторических рудниках недалеко от Голконды в Индии, а также в меньшем количестве из Бразилии. Хотя южноафриканские алмазы стали доступны в конце 1800-х годов, они, казалось, мало привлекали внимание Романовых.
Революция
Последняя глава династии Романовых была написана при правлении Николая Александровича Романова (Николай II, годы правления 1894-1917), политически неумелого лидера, который руководил трудным периодом политических и социальных волнений. Только после того, как Первая мировая война довела Россию до ее социальных, финансовых, военных и политических ограничений и разорвала нацию на части, мир узнал о масштабах геммологических сокровищ, которые государство и Романовы приобрели за предыдущие два столетия.
На этой фотографии 1922 года изображена небольшая часть русских сокровищ, захваченных большевиками в 1917 году; Большая Императорская Корона появляется в центре. Wikimedia Commons
После того, как Февральская революция 1917 года свергла Николая II, временное правительство поместило Романовых — Николая, его жену императрицу Александру и их пятерых детей — под домашний арест якобы для их безопасности, семья была сослана в Тобольск на Урале. Романовы увезли с собой личные вещи, в том числе целое состояние в драгоценных камнях и украшениях.
Во время Октябрьской революции 1917 года большевики свергли временное правительство и развязали гражданскую войну. В апреле следующего года большевики конфисковали имущество Романовых и перевезли семью в Екатеринбург. Перед отъездом из Тобольска Романовы спрятали свои громоздкие украшения с бриллиантами в монастыре. Ради своей финансовой безопасности в долгожданной эмиграции за границу они вшивали целое состояние в бриллианты в корсеты и другую одежду своих дочерей.
Как антибольшевистская милиция подошла к Екатеринбургу 16, 19 июля18 августа большевики расстреляли всю семью Романовых в жестокой, неуклюжей казни. Когда бриллиантовые корсеты дочерей отражали пули, казнь была завершена штыками. При утилизации тел большевики обнаружили в одежде жертв 41 000 карат (18 фунтов) алмазов.
Защищая прошлое
После этого большевистские лидеры начали обсуждать судьбу того, что все вместе называли «русским сокровищем» — драгоценностей и регалий государственной короны, а также захваченных драгоценностей Романовых, их большой семьи и бывших аристократов. Выбор большевика состоял в том, чтобы либо продать сокровище за границу за крайне необходимую твердую валюту, либо сохранить хотя бы часть его в силу его исторической ценности.
Закрепите этот пост, чтобы сохранить эту информацию на потом.
Но из-за отсутствия инвентаря и плохой безопасности драгоценности быстро начали исчезать. В 1919 году американские таможенники в Нью-Йорке задержали нескольких русских, тайно перевозивших и, по общему признанию, намеревавшихся продать часть русских сокровищ.
В 1920 году лидеры большевиков учредили Алмазный фонд, который был похож на первоначальную Алмазную комнату, в качестве надежного хранилища драгоценностей. В следующем году они назначили комитет из 63 человек для инвентаризации и оценки сокровищ. Но когда заподозрили кражу, весь комитет предстал перед трибуналами; 23 члена были казнены, а многие другие отправлены в трудовые лагеря.
Инвентаризация
Среди драгоценностей, проданных из русского клада, был сапфир весом 260 карат, окруженный бриллиантами весом 50 карат. Wikimedia Commons
Незадолго до основания Союза Советских Социалистических Республик в 1922 году Народный комиссариат финансов назначил еще одну оценочную комиссию, которую возглавил уважаемый минералог и геохимик Александр Евгеньевич Ферсман. В описи Ферсмана числилось 25 300 каратов алмазов, многие из которых были драгоценными камнями в пять и более каратов. Известные камни включали голубой бриллиант весом 46 каратов в имперской сфере; 189Орловский бриллиант весом 0,6 карата, слегка зеленоватый, в скипетре; и исторический алмаз Шах весом 88,6 карата, датируемый 1500-ми годами.
Среди 3200-каратных изумрудов, большинство из которых были из Колумбии, было много «крупных и очень редких» драгоценных камней, таких как великолепный изумруд Sinople Queen весом 136 карат. Половина из 2600 каратов кашмирских, сиамских и цейлонских сапфиров были «драгоценными камнями, имеющими большую историческую и научную ценность». Половину из 1300 каратов красной шпинели составляли камни в 50 и более каратов. Другие драгоценные камни включали «топазы, александриты, аквамарины, бериллы, хризолиты, крупную бирюзу, хризопразы, дымчатые топазы, прекрасные аметисты и агаты, богемские гренаты [гранат, пироп, гранат], лабрадоры [лабрадорит] и альмандины [гранат, альмандин]. ».
Алмазный фонд — Ювелирные сюрпризы
Удивительно, но в описи указано всего 200 карат рубина. Ферсман подозревал, что цари, безусловно способные добывать прекрасные рубины, испытывали суеверное отвращение к их кроваво-красному цвету.
Среди предметов, проданных Советским Союзом в 1927 году, была Русская Брачная Корона весом 1535 бриллиантов, изготовленная в 1840 году. Wikimedia Commons
Экспертиза Ферсмана также показала, что «рубин» весом 398,6 карата в Большой императорской короне Екатерины II на самом деле был шпинелью. Этот камень, приобретенный в Китае русским посланником в конце 1600-х годов, оказался вторым по величине драгоценным камнем шпинели в мире.
Еще один сюрприз касался исторического «Рубина Цезаря». Этот малиновый «рубин» весом 255,6 карата, подаренный Швецией Екатерине II в 1777 году, оказался рубеллитом, красной разновидностью минерала эльбаита турмалиновой группы.
В описи очень мало аметистов, александритов и русских изумрудов, что удивительно, так как эти камни регулярно добывались на Урале. Ферсман считал, что Романовы просто предпочитали иностранные драгоценные камни и щедро дарили большую часть русских камней иностранным сановникам.
Драгоценные яйца
Инвентарь также включал драгоценные яйца Дома Фаберже Петра Карла Фаберже, ювелира короны. Между 1885 и 1916 годами Фаберже изготовил для Романовых 51 украшенное драгоценными камнями «императорское яйцо». Среди них были «Ландыши» — особенно искусное яйцо с эмалевыми портретами трех членов семьи Романовых. Сделанный из розовой эмали, золота, бриллиантов и жемчуга, он был подарком Николая II его жене Александре в 1898 году.
В 1922 году стоимость русского клада оценивалась в четыре миллиона рублей долларов 2021 года). Намерение конвертировать хотя бы часть сокровищ в твердую валюту было очевидно в заключительном отчете оценочной комиссии «Российские сокровища алмазов и драгоценных камней». Опубликовано в 1925 в форме каталога на немецком, французском и английском языках, это явно был проспект, направленный на привлечение иностранных покупателей драгоценных камней.
Выставлено на продажу
В 1927 году Советы одобрили крупную продажу русского сокровища — 154 лота драгоценных камней, драгоценностей и регалий, которые были проданы на лондонском аукционе. Среди этих предметов были некоторые украшения Екатерины Великой; диадема 1884 года с 1375 бриллиантами, включая редкий розовый камень весом 13 карат; и русская брачная корона 1840 года, украшенная 1535 бриллиантами. Советы оправдывали продажу тем, что считали эти объекты «небольшим историческим значением».
Шелковая барма Алексея Михайловича (Алексея Русского) украшена семью эмалированными медальонами, 249 бриллиантами и 255 цветными камнями. Wikimedia Commons
Но пока одни драгоценности продавались, появлялись другие. В 1933 году советские следователи разыскали драгоценности Романовых, которые были спрятаны в Тобольском монастыре в 1918 году. Среди найденных 150 отдельных предметов были две броши, каждая из которых украшена бриллиантами весом более 100 каратов.
Советское правительство продолжало тихо продавать русский клад частным покупателям до 1936. К тому времени более половины первоначального инвентаря 1922 года было продано, потеряно или украдено. Но, к счастью, оставшиеся предметы включали большую часть исторических русских регалий, некоторые из которых датировались 1300-ми годами.
Из 51 императорского яйца Фаберже Романовых 41 было утеряно или продано в частную собственность; сегодня в Алмазном фонде осталось только 10. Ценность этих императорских яиц стала очевидной в 2004 году, когда яйцо «Ландыши» было продано за 12 миллионов долларов частному российскому музею. В том же году российский миллиардер заплатил более 100 миллионов долларов за приобретение девяти императорских яиц Фаберже у американского коллекционера.
Sinople Queen Emerald весом 136 карат, окруженный бриллиантами в этой классической оправе, является крупнейшим изумрудом Алмазного фонда. Wikimedia Commons
Хотя государство и Романовы накопили огромное количество алмазов, сама Россия никогда не была производителем алмазов. Но во время индустриализации, последовавшей за Второй мировой войной, Советы нуждались в стабильных поставках технических алмазов, но не могли себе этого позволить. В 1946 году, уверенные в том, что где-то в Сибири есть алмазы, Советы начали интенсивную программу разведки.
Спустя восемь лет российские геологи открыли алмазоносные кимберлитовые трубки «Зарница» и «Мир». К 1960-м годам карьер «Мир» производил 10 миллионов каратов алмазов в год, причем 20 процентов из них были исключительно высокого качества. За 40 лет карьера «Мир» было добыто более 100 млн каратов алмазов, что принесло советской экономике 25 млрд долларов. Сегодня, будучи ведущим мировым производителем алмазов, Россия разрабатывает шесть кимберлитовых трубок и извлекает 43 миллиона каратов в год.
Алмазный фонд — Увеличение коллекции
С тех пор, как Россия начала добывать собственные алмазы, коллекция Алмазного фонда значительно увеличилась. В соответствии с государственной политикой Фонд приобретает все добытые в России необработанные алмазы весом более 50 каратов и все ограненные алмазы весом более 20 каратов. Среди недавних приобретений алмаз весом 342,5 карата из карьера «Мир», названный в неподражаемом советском стиле «Бриллиант 26-го съезда Коммунистической партии Советского Союза»; алмаз «Александр Пушкин» весом 320,7 карата, названный в честь знаменитого русского писателя и поэта начала 1800-х годов; и 29Бриллиант Creator весом 8,48 карата.
В коллекцию Алмазного фонда также входят самородки российского золота, в том числе 36,2-килограммовый (80-фунтовый) образец, найденный в 1840 году, и 33-килограммовый (73-фунтовый) самородок, добытый в 2003 году, оба на Урале.
Хвастовство
Коллекция Алмазного фонда хранилась надежно запертой в Оружейной палате Кремля до тех пор, пока в 1967 году не была проведена временная публичная выставка, приуроченная к 50-летию русской революции. Из-за большого общественного интереса в следующем году выставка стала постоянной. Стоимость коллекции Алмазного фонда тогда оценивалась более чем в 7 миллиардов долларов. В 2012 году к празднованию 250-летия Великой Императорской Короны Алмазный фонд изготовил современную копию. Изготовленная из белого золота стоимостью 15,5 миллионов долларов, эта копия сверкает 11 426 бриллиантами, 74 крупными природными жемчужинами и 39Турмалин пурпурно-красного цвета неправильной формы весом 8 карат.
Поскольку незаменимая оригинальная Большая Императорская Корона слишком ценна, чтобы покинуть Кремль, ее копия является частью передвижных выставок в России и за ее пределами. Кроме того, поскольку драгоценные камни в оправе стоят гораздо больше, чем отдельные камни, стоимость тысяч бриллиантов в реплике существенно возросла. И это важно, потому что коллекция Алмазного фонда, которая сейчас оценивается более чем в 50 миллиардов долларов, частично обеспечивает российский рубль.
История Российского Алмазного Фонда – это история геммологического триумфа в накоплении коллекций мирового уровня, трагедии в их конфискации и распродаже и повторного триумфа в их частичном сохранении и возобновлении роста.
Для увлекательного чтения доклад комитета Александра Евгеньевича Ферсмана за 1925 год о сокровищах бриллиантов и драгоценных камней в России полностью доступен в Интернете.
Эта история о Российском Алмазном Фонде ранее публиковалась в Rock & Gem 9журнал 0105. Нажмите здесь, чтобы подписаться. Рассказ Стива Войника.
Алмазный фонд в Москве — уникальная коллекция драгоценных камней
Вы можете насладиться уникальной коллекцией драгоценных камней в России — Алмазный фонд в Московском Кремле.
В этом удивительном месте вы найдете огромное количество оригинальных экспонатов разных эпох. Не отказывайте себе в удовольствии увидеть свет софитов, изумрудов, бриллиантов. Каждый будет впечатлен сиянием бриллиантов. В коллекции более четырех тысяч эксклюзивных корон и украшений, которые носят представители светского общества. Почувствуйте богатство и величие России, Европы и Азии.
«Алмазный фонд» — необычная выставка, открытая в 1967 году в Оружейной палате Московского Кремля . Эта экспозиция представляет собой собрание драгоценных камней времен правления великих правителей России XVIII–XX веков. Первый вклад в расширение коллекции внес основатель Петербурга Петр I (1672-1725). Алмазный фонд активно пополнялся в период правления династии Романовых. В определенные периоды эти достопримечательности были известны под разными названиями: Алмазная комната, Кладовая № 1 Его Императорского Величества.
Главной ценностью выставки является Большая Императорская Корона. Корону можно считать произведением искусства. Он был изготовлен к свадьбе на царство Екатерины Великой (1729-1796), чьи камни были перенесены из венца ее предшественницы, Елизаветы Петровны (1709-1762). Украшение выполнено по эскизам швейцарских ювелиров Георга Эккарта и Джереми Позье (1716-1779). Оправа изготовлена из серебра и состоит из 4936 бриллиантов и 75 огромных жемчужин.
Следующее — выдающиеся украшения семьи Романовых. Например, можно вживую увидеть «Большой букет», который Елизавета Петровна носила на торжественных приемах. А еще можно увидеть диадему Марии Федоровны (1849 г.-1928), выполненный в виде традиционного русского головного убора – кокошника. Великолепием украшений выделялись не только дамы, но и кавалеры. «Портретный бриллиант Александра I» отличается тем, что в середине аксессуара представлен не просто камень, а портрет царя в полный рост.
Специальное предложение для ценителей современного искусства – выставка украшений ХХ века. Основная идея этого павильона в том, что современные ювелиры – настоящие мастера своего дела. Им удалось в совершенстве воссоздать исчезнувшие дворцовые убранства. В коллекции есть золотой самородок «Одногорбый верблюд».