Содержание
История Гатчинского дворца
поделиться: |
В отличие от многих других дворцов, построенных для царских семей, Гатчинский дворец возведен для графа Григория Орлова. В 1765 году Екатерина II выкупила небольшое поместье в Гатчине у князей Куракиных и подарила его своему фавориту. Здесь, на холме рядом с Серебряным озером, 30 мая 1766 года был заложен дворец.
Гатчинский дворец графа Орлова
Для строительства был приглашен знаменитый итальянский архитектор Антонио Ринальди. Поскольку Григорий Орлов предполагал использовать поместье, в первую очередь, для охоты, архитектор возводит строение в виде охотничьего замка. Главное здание было трехэтажным прямоугольным с двумя пятиугольными башенками по сторонам. Две полукруглые галереи соединяли его с прямоугольными корпусами — Кухонным и Конюшенным, позже переименованным в Арсенальный.
Выложенное неброским северным камнем сооружение выглядело достаточно скромно, но, по мнению большинства искусствоведов, Ринальди проявил в своей работе не только мастерство, но и поэтическое чутье, понимание природы и красоты этого материала.
Пудостский камень (разновидность травертина) обладает свойством изменять свой цвет в зависимости от света и погоды. А его пористая структура (внешне он похож на пемзу) придает строению средневековый вид.
С обеих сторон здания установлены статуи, выполненные венецианскими скульпторами Морлайтером и Маркиори:
- Со стороны парка — статуя Мира, изображающая женщину с оливковой ветвью и статуя Войны, или Силы, — женщина в шлеме, опирающаяся на колонну, у ее ног — лев
- Со стороны плаца вход украшают статуя Благоразумия, или Мудрости — это скульптура женщины с двумя лицами, с зеркалом в руке и оленем у ног, а также статуя Бдительности, изображенная с цаплей, самой бдительной птицей.
Григорий Орлов был человеком богатым и поэтому внутреннее убранство Гатчинского дворца было роскошным. Залы украшали скульптуры и живописные полотна, дорогая мебель и оружие.
Гатчинский дворец при Павле I
Строительство величественного здания было завершено в 1781 году, но пожил в нем граф совсем недолго — через два года он умер.
Екатерина II любила Гатчину, она и прежде, при Орлове, часто бывала здесь, приезжая на охоту и участвуя в светских забавах. Неудивительно, что вскоре она выкупила поместье у братьев Орловых и подарила его сыну Павлу, который перестроил дворец по своему плану.
Работы выполнялись архитектором Винченцо Бренной, а позже Андреем Захаровым. Павел I увлекался военным делом и в тоже время был почитателем романтизма и рыцарства. Перед дворцом он построил плац, где регулярно проводил парады и смотры армии. Боковые галереи были надстроены и стали закрытыми.
Видимо, император опасался той же участи, что постигла его отца Петра III (император был отстранен от власти и убит), поэтому на плацу был устроен ров, заполненный водой, через который перекинули четыре моста, также были установлены пушки и решетки. Все эти преобразования усилили сходство Гатчинского дворца с европейским замком. Но, как известно, эти предосторожности не уберегли императора от смерти (в марте 1801 года он был убит в другом замке — Михайловском).
После смерти императора поместье перешло императрице Марии Федоровне, а затем её сыну — императору Николаю I. При нем архитектор Роман Кузьмин провел самые значительные перестройки здания, в частности, была возведена церковь, построена новая парадная лестница и были перестроены каре. На плацу в 1851 году установлен памятник императору Павлу I, выполненный скульптором Джованни Витали.
В марте 1881 года в результате террористического акта был убит Александр II, сын Николая I. Вступивший на престол Александр III покинул Зимний дворец и уехал в Гатчину. Здесь вместе с семьей он прожил несколько лет и неслучайно его часто называли Гатчинским затворником. При нем были проведены телефон и электричество, построены новая канализация и водопровод, устроено калориферное отопление.
После революции в 1917 году дворцово-парковый комплекс стал одним из самых крупных Государственных музеев Петербурга.
Перед началом оккупации Гатчины в 1941 году удалось вывести многие музейные экспонаты, а часть их была спрятана в земле. В сентябре 1941 года одна из бомб повредила дворец, а в 1944 году при отступлении оккупанты подожгли строение.
Поскольку интерьеры дворца очень сильно пострадали в военное время, было принято решение не восстанавливать музей. Только в 1976 году началось воссоздание исторического здания, а в 1985 году для посещения было открыто несколько залов.
В настоящее время завершена реставрация большинства дворцовых помещений и Гатчинский дворец, как и в предвоенное время, восхищает посетителей своим убранством, созданным трудами великих мастеров XVIII–XIX веков и реставраторами нашего времени.
Большой Гатчинский дворец: описание, история, архитектура, фото
Большой Гатчинский дворец – главная достопримечательность города. Он окружен роскошным парком, вместе с которым они составляют великолепный дворцово-парковый ансамбль под названием Государственный музей заповедник «Гатчина» . Эта достопримечательность привлекает тысячи туристов каждый год, и, несмотря на то, что в истории дворца были темные дни, он по-прежнему радует гостей своей красотой и великолепием.
Содержание
История Гатчинского дворца
Гатчинский дворец 1845-1858гг. Литография рисунок: Иосиф Шарлемань, гравер: Карл Шульц
Когда-то на месте нынешнего Гатчинского дворца располагалась мыза, небольшое поместье с участком, которое принадлежало князю Борису Куракину. В 1765 году его выкупила Екатерина II, чтобы сделать подарок графу Григорию Орлову. Он был фаворитом императрицы и отцом ее внебрачного сына – графа Алексея Бобринского. Но столь дорогой подарок был не только знаком внимания, но и благодарность. Григорий Орлов был одним из организаторов дворцового переворота, в результате которого Екатерина II и взошла на престол. Через год, в 1766 году было начато возведение дворца.
Читать еще: Режим работы Гатчинского дворца и стоимость билетов в 2021 году
Строительство дворца в Гатчине
Чертежи фасадов Гатчинского дворца, 1781
Собственная роскошная резиденция была давней мечтой графа, поэтому он с воодушевлением приступил к работам. Вместе с императрицей они пригласили архитектора из Италии – Антонио Ринальди, который строил монастырь Святого Августина в Риме, руководил постройкой третьего Исаакиевского собора, Мраморного дворца, и строительством многих зданий в Царском Селе и Ораниенбауме. Архитектор разработал проект, в котором удивительно гармонично сочетались дух русской загородной усадьбы и стиль английского охотничьего замка. В результате его работы Гатчинский дворец стал первым и единственным замком в окрестностях Санкт-Петербурга.
Хоть к строительству дворца приступили практически сразу после покупки земли, работы длились медленно. Дворец довели до карниза только к 1768 году, а работы над фасадом Гатчинского дворца начались лишь в 1770 году, и затянулись на 2 года. Внутри работы были окончены к 1771 году. О ходе строительства напоминала доска из меди, на которой было выгравировано: строительства «Заложен в 1766 мая 30. Окончен 1781 года».
Архитектура Гатчинского дворца сложилась из трех, связанных друг с другом частей. Центральный корпус был высотой три этажа, по бокам к главному строению примыкали две пятигранные башни, которые и придают дворцу средневековый шарм. На одной из башен, той, что располагается на юге, были установлены часы, на другой же, северной, возвышался громоотвод.
Полуциркульные галереи соединяли центральный корпус со служебными одноэтажными каре, Кухонным и Конюшенным. У каждого из них был собственный внутренний двор и восьмиугольные башни.
Для облицовки дворца использовали парицкий известняк, названный так из-за деревни, в которой он добывался. Вестибюль и парапет облицовывали пудостским камнем. В настоящее время доподлинно неизвестно, каким было внутреннее убранство дворца в период владения им графа Орлова, так как описи его имущества были потеряны.
Хозяин недолго прожил в своей резиденции, он умер всего через 2 года после окончания строительства – в 1783 году. После его кончины императрица Екатерина II выкупила усадьбу у наследников графа, его братьев, и уже через месяц преподнесла ее в качестве подарка сыну – князю Павлу Петровичу.
Дворец при Павле I
Открытие мемориала Павла I в Гатчине». Густав Шварц , 1850-е гг.
Павел Петрович, будущий Павел I, не сразу принялся за работы в Гатчине. В это время он занимался возведением личной резиденции, названной в его честь Павловском, и не имел свободных средств, которые можно было бы вложить во дворец. Павел смог заняться делами в Гатчине только после окончания большей части работы в Павловске, это случилось в 1790-х годах.
Павел I не хотел вносить глобальные изменения в облик дворца, поэтому просто указал расширить служебные помещения. Работы начались в 1796 году, возглавил их Винченцо Бренна, который участвовал в строительстве многих зданий Павловска. Было решено, что архитектор надстроит оба одноэтажных каре до трех этажей, а также создаст в них жилые помещения. Кроме того, в его задачи входило перестройка колоннады, открытых аркад и сквозного прохода в парк.
Конюшенное каре было переименовано в Арсенальное, в нем были обустроены комнаты для семьи Павла I, работы начались в 1797 году. Изменения затронули и придворцовую площадь, которая стала плацем, обнесенная бастионной стеной. Рядом был обустроен Собственный сад.
Император Павел был убит в 1801 году, а дворец перешел в собственность его жены. Она велела внести небольшие изменения – было переделано внутреннее убранство, а также оборудованы помещения для зимнего проживания. После ее смерти дворец перешел во владение сына – Николая I, который провел масштабную реконструкцию.
Период до революции 1917 года
Император Николай II и императрица Мария Федоровна принимают парад полка перед Гатчинским дворцом. 1897г.
Николай I велел перестроить каре, которые изменились до неузнаваемости. В них появились подвальные этажи, а высота первого и третьего этажей была увеличена, а второй этаж стал антресольным. Эти изменения привели к тому, что каре затмили центральный корпус, и он перестал выделяться. Поэтому к башням, располагавшимся по бокам от основной части, пристроили еще один этаж.
Кроме этого перестроили парадную лестницу, к одному из балконов добавили навес с чугунными колоннами, разобраны старые бастионы и построены новые.
Эти серьезные изменения стали последними – в дальнейшем проводились только поддерживающие реставрационные работы. В 1851 году перед дворцом установили памятник Павлу I, в дальнейшем он стал символом всей Гатчины – статую нередко можно встретить на сувенирной продукции.
В 1880-х годах в Гатчинский дворец провели электричество, телефон, новая канализация и водопровод, а отопление изменили с печного на калориферное.
Дворец Павла 1 в Гатчине после революции
После февральской революции 1917 года специально назначенная комиссия решила, что Гатчинский дворец должен стать национальным музеем, и уже в 1918 году он был открыт. Сохранились данные, что ежегодно музей посещали около 20 тысяч человек. В 1926 году внутреннее убранство, как мебель, ковры и скульптуры, было вывезено. Планировалось, что позже имущество будет продано. До 1941 года музей Гатчинский дворец в Санкт-Петербурге был один из самых крупных пригородных музейных учреждений.
Гатчинский дворец во время Великой Отечественной войны
Гатчинский дворец во время оккупации, 1943г.
Как только стало известно об объявлении войны, работники стали готовиться к налетам. Дворец и другие строения на территории дворцово-паркового ансамбля были подготовлены к атакам настолько, насколько это было возможно. 24 августа 1941 года было значительно повреждено Арсенальное каре, а немногим позже бомба нанесла ущерб двору.
Все ценности работники музея вывезти не успели, подальше от центральной России было отправлено только 4 эшелона, и еще 1 – в Петербург. Все, что осталось – укрывали в подвалах, закапывали в парке, заваливали мешками с песком.
Разрушенная Чесменская галерея Гатчинского дворца, 1944г.
До 1944 года дворец был в оккупации, перед отступлением фашисты его заминировали и подожгли. Некоторые ценности были полностью уничтожены, часть же – украли и вывезли в Германию. До сих пор на одной из стен сохранилась надпись, выскобленная на штукатурке: «Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто», реставраторы оставили ее в нетронутом виде.
Послевоенная реконструкция
Хоть к реконструкции принялись почти сразу после окончания войны, работы нельзя было назвать восстановительными. Делалось все, чтобы здание можно было использовать. Поврежденные барельефы закрывались металлическими щитами, ремонтировались перекрытия между этажами, окна, крыша.
Не шло речи о воссоздании музея, так как власть не считала это рентабельным. Все предметы и ценности, которые удалось сохранить, были распределены между 24 музеев на территории СССР. До сих пор сотрудники возвращают их в родные стены, и не всегда успешно.
В разные годы в здании дворца размещались Военно-Морское училище и ВНИИ «Электростандарт», а в 1960 году его лишили статуса памятника архитектуры. Только спустя 10 лет удалось добиться признания дворца – культурным наследием, но планы восстановления от архитекторов по-прежнему не утверждались.
Изменить это удалось А. С. Елкиной – главной хранительнице музея Дворцового парка. Целых 8 лет она добивалась освобождения здания и начала реконструкции. Работы начались в 1976 году, и уже в 1985 году первые интерьеры были открыты для гостей.
Гатчинский дворец восстанавливается и по сей день, только с 2006 года финансирование реконструкции стало существенным. Сейчас гости могут увидеть немало красивых помещений, но немалую работу только предстоит проделать реставраторам.
Архитектура Гатчинского дворца
Архитектура дворца в Гатчине органично сочетает элементы, характерные для европейских средневековых замков и классической русской императорской загородной резиденции. В фасаде выделяется центральный корпус с башнями, увенчанными часами и громоотводом, полуциркулярные галереи, служебные каре – Кухонное и Арсенальное.
Образ дворца строгий, лаконичный, но интересный. Благодаря расположению на возвышенности он будто доминирует над окружающей территорией. Нет излишних украшений, все пилястры, колонны, парапеты, аттики органично вписываются во внешний вид и дополняют друг друга.
Архитекторам удалось совместить и легкость загородного дома, и мощь укрепленного замка.
Интерьеры дворца
Мраморная лестница
На интерьеры Гатчинского дворца повлияли 2 разных архитектора – Антонио Ринальди и Винченцо Бренна. Первый уделял внимание изысканной лепке и паркетам из ценных деревьев, часто использовал в росписи природные мотивы – цветы, листья, плоды. Второй же сочетал античность с барокко, любил позолоту, сложный орнамент, гобелены.
Ознакомится с интерьерами Гатчинского дворца и узнать о главных достопримечательностях и выставках Вы можете при помощи интерактивного плана дворца
К сожалению, во время войны были уничтожены интерьеры всех помещений без исключения, а их реставрация длится уже более 44 лет.
На данный момент для посетителей открыты более 50 помещений, в которых воссозданы интерьеры, а также создана тематическая экспозиция.
Аванзал
Гости могут посетить Аванзал, который был приемной для гостей, Мраморную столовую, где проводились парадные обеды, Верхнюю тронную Павла I – самую роскошную из 4. В Малиновой гостиной представлен один их трех гобеленов, сделанных по мотивам «Истории Дон Кихота», остальные два находятся в Павловске, их пока не удалось вернуть на историческое место. Парадная опочивальня, состоящая из личных 5 комнат Марии Федоровны, поражает роскошью. Также обязательно загляните в Белый зал – самое просторное помещение дворца, и побывайте на выставке старинного охотничьего оружия XVI-XIX веков. Для осмотра доступны и другие залы дворца.
Смотреть фотогалерею: Залы Гатчинского дворца в акварелях Эдуарда Гау
В Гатчинском дворце есть подземный туннель, который выходит за пределы дворца и заканчивается гротом «Эхо» в парке на северной стороне дворца. Протяженность подземного тоннеля составляет 120 метров.
Подземный туннель в Гатчинском дворце
Где находится Гатчинский дворец
Адрес Большого Гатчинского дворца – Красноармейский проспект, 1.
Из Санкт-Петербурга можно доехать от станции метро «Московская» на маршрутных такси № 18 и 18А, а также на автобусе № 431. Также доехать можно на электричке, которая отправляется с Балтийского вокзала.
Официальный сайт: https://gatchinapalace.ru/
Телефон для справок: 8 (812) 958 0366
Большой Гатчинский дворецМузей в Гатчине
Гатчинский дворец и парк, Санкт-Петербург, Россия
Пожалуй, самый заброшенный из пригородных дворцов Санкт-Петербурга в послевоенный период, Гатчина также, вероятно, самый обжитой, поскольку четыре царя считали его своим семейным домом. Впервые упоминается в летописях в 1499 году. Хочино — старое название Гатчины — было русской деревней под властью Новгорода Великого. Выигранный и потерянный ливонцами, а затем шведами в течение 17 века, он был возвращен России Петром Великим во время Северных войн. Петр основал здесь императорскую больницу и аптеку, но только в 1765 году, когда Екатерина Великая купила деревню и окрестные земли для своего фаворита графа Григория Орлова, работы над дворцом и парком начались.
Гатчинский парк и Гатчинский дворец Павла Первого
На главной площади перед дворцом
Приоратский (Приоратский) дворец в парке в Гатчине
Солнечные часы перед Гатчинским дворцом
Зимний вид Гатчинского парка
Орлов нанял архитектора итальянского происхождения Антонио Ринальди для проектирования Гатчинского дворца. Ринальди начал работу в 1766 году, и ему потребовалось пятнадцать лет, чтобы завершить строительство здания в стиле замка. К тому времени Орлов впал в немилость Екатерины, и ему оставалось жить всего два года. После его смерти Гатчину выкупила императрица и передала ее сыну, будущему царю Павлу. Поль попросил своего любимого архитектора Винченцо Бренну перестроить дворец, подчеркнув его крепостной характер в соответствии с его милитаристскими вкусами. Гатчина осталась собственностью его вдовы Марии Федоровны, а затем перешла к его сыну Николаю I, который пристроил к зданию Арсенальные залы и использовал его в качестве своей официальной летней резиденции, как и его сын Александр II. Александр III провел почти первые два года своего правления в Гатчине, боясь быть убитым, как и его отец.
Во время революции и Гражданской войны в Гатчине произошли два крупных события: окончательное падение Временного правительства Керенского в 1917 году и разгром Троцким последнего наступления Белой армии из Эстонии в июле 1919 года. Город был переименован в Троцк. в течение шести лет в 1920-е гг. Дворец и парк были открыты для публики вскоре после революции и служили музеем до оккупации нацистами в 1941 году. Как и везде, оккупация нанесла серьезный ущерб дворцу и парку, и реставрационные работы продолжаются более 60 лет спустя. .
Посещение Гатчины
Важная информация для посетителей Гатчины, включая транспортное сообщение с Санкт-Петербургом и сезонные советы.
Подробнее
Большой дворец, Гатчина, Санкт-Петербург
Большой дворец в Гатчине, пожалуй, самый необычный и самобытный из пригородных императорских дворцов Санкт-Петербурга, хотя скромность его архитектурного убранства делает его на первый взгляд куда менее бросающимся в глаза, чем яркое цветные, оштукатуренные фасады в Павловске и Царском Селе.
Антонио Ринальди, архитектор, спроектировавший первоначальный Большой дворец для графа Григория Орлова, учился и работал в своей родной Италии у Луиджи Ванвителли, вероятно, величайшего неоклассического архитектора этой страны. Путешествуя по Англии, откуда он черпал вдохновение для Большого дворца и парка Гатчины, Ринальди получил заказ от гетмана Кирилла Разумовского на строительство царской резиденции в старой столице Батурине. Оттуда он переехал в Санкт-Петербург, где был прикомандирован к императорскому двору будущего Петра III, для которого спроектировал дворец в Орениенбауме. После низложения Петра и восшествия на престол Екатерины Великой Ринальди стал «любимым» архитектором любовника и политического союзника Екатерины Григория Орлова, построив для него одновременно Большой дворец в Гатчине и резиденцию графа в Санкт-Петербурге, Мраморный дворец.
Большой дворец в Гатчине
Величественный Гатчинский дворец
Сфинкс в частном саду Гатчинского дворца
В Гатчине Ринальди черпал вдохновение из своих путешествий по Англии и работы со своим наставником Луиджи Ванвителли над Карлом VII в Неаполитанском дворце Казерта. Идея проекта заключалась в создании дворца на 600 комнат в стиле рыцарского замка, с элементами королевского охотничьего домика и английского парадного дома. Используя обветренный известняк, Ринальди спроектировал величественное и гостеприимное здание с широким полукруглым фасадом классической простоты с одной стороны и более причудливой задней частью с двумя тонкими шестиугольными башнями, создающими атмосферу средневекового замка.
Ко времени завершения строительства дворца в 1781 году Орлов уже давно впал в немилость Екатерины, и ему оставалось жить всего пару лет, измученный своей ролью в убийстве Петра. Замысел Ринальди, однако, настолько понравился Екатерине, что она выкупила Гатчину у наследников Орлова и подарила ее своему сыну, будущему Павлу I. Какое бы отвращение Павел ни испытывал, получив бывший дом убийцы своего отца, его переполняла радость. в похожем на крепость дизайне здания, который апеллировал к его увлечению всем военным. Павел поручил расширить Гатчину своему любимому архитектору Винченцо Бренне, который уже переделал для него Большой дворец в Павловске. Бренна сумела соответствовать эзотерическим вкусам царя, сохранив при этом дух оригинального замысла Ринальди, укрепив дворцовые галереи и боковые блоки и добавив такие детали, как пушки, сторожевые будки и ров вокруг дворца, которые усиливали крепостной характер здания. .
Интерьеры дворца тоже в основном были работой Бренны. В этом качестве он работал в стиле, сочетавшем высокий декор в стиле рококо с неоклассической симметрией, и создавал интерьеры, гораздо более роскошные, чем здание, в котором они расположены. Хотя ущерб, нанесенный нацистами, был устранен лишь частично, и реставрация продолжается, Прекрасные образцы его работ можно найти в элегантной Мраморной столовой и богато украшенном Белом зале, оба из которых отличаются богатым лепным декором и великолепными паркетными полами.
Интерьеры Большого дворца в Гатчине
Белый зал Большого дворца в Гатчине
Великолепные интерьеры Большого дворца в Гатчине
Трон императора Павла I в Гатчинском дворце
Экспонаты музея в Гатчинском дворце
Дальнейшие перестройки Большого дворца были внесены в царствование Николая I, который нанял архитектора Романа Кузьмина для перестройки боковых корпусов дворца, устроив свои личные покои в Арсенальном корпусе.