Содержание
Большой Гатчинский дворец: описание, история, архитектура, фото
Большой Гатчинский дворец – главная достопримечательность города. Он окружен роскошным парком, вместе с которым они составляют великолепный дворцово-парковый ансамбль под названием Государственный музей заповедник «Гатчина» . Эта достопримечательность привлекает тысячи туристов каждый год, и, несмотря на то, что в истории дворца были темные дни, он по-прежнему радует гостей своей красотой и великолепием.
Содержание
1
История Гатчинского дворца
Гатчинский дворец 1845-1858гг. Литография рисунок: Иосиф Шарлемань, гравер: Карл Шульц
Когда-то на месте нынешнего Гатчинского дворца располагалась мыза, небольшое поместье с участком, которое принадлежало князю Борису Куракину. В 1765 году его выкупила Екатерина II, чтобы сделать подарок графу Григорию Орлову. Он был фаворитом императрицы и отцом ее внебрачного сына – графа Алексея Бобринского. Но столь дорогой подарок был не только знаком внимания, но и благодарность. Григорий Орлов был одним из организаторов дворцового переворота, в результате которого Екатерина II и взошла на престол. Через год, в 1766 году было начато возведение дворца.
Читать еще: Режим работы Гатчинского дворца и стоимость билетов в 2021 году
Строительство дворца в Гатчине
Чертежи фасадов Гатчинского дворца, 1781
Собственная роскошная резиденция была давней мечтой графа, поэтому он с воодушевлением приступил к работам. Вместе с императрицей они пригласили архитектора из Италии – Антонио Ринальди, который строил монастырь Святого Августина в Риме, руководил постройкой третьего Исаакиевского собора, Мраморного дворца, и строительством многих зданий в Царском Селе и Ораниенбауме. Архитектор разработал проект, в котором удивительно гармонично сочетались дух русской загородной усадьбы и стиль английского охотничьего замка. В результате его работы Гатчинский дворец стал первым и единственным замком в окрестностях Санкт-Петербурга.
Хоть к строительству дворца приступили практически сразу после покупки земли, работы длились медленно. Дворец довели до карниза только к 1768 году, а работы над фасадом Гатчинского дворца начались лишь в 1770 году, и затянулись на 2 года. Внутри работы были окончены к 1771 году. О ходе строительства напоминала доска из меди, на которой было выгравировано: строительства «Заложен в 1766 мая 30. Окончен 1781 года».
Архитектура Гатчинского дворца сложилась из трех, связанных друг с другом частей. Центральный корпус был высотой три этажа, по бокам к главному строению примыкали две пятигранные башни, которые и придают дворцу средневековый шарм. На одной из башен, той, что располагается на юге, были установлены часы, на другой же, северной, возвышался громоотвод.
Полуциркульные галереи соединяли центральный корпус со служебными одноэтажными каре, Кухонным и Конюшенным. У каждого из них был собственный внутренний двор и восьмиугольные башни.
Для облицовки дворца использовали парицкий известняк, названный так из-за деревни, в которой он добывался. Вестибюль и парапет облицовывали пудостским камнем. В настоящее время доподлинно неизвестно, каким было внутреннее убранство дворца в период владения им графа Орлова, так как описи его имущества были потеряны.
Хозяин недолго прожил в своей резиденции, он умер всего через 2 года после окончания строительства – в 1783 году. После его кончины императрица Екатерина II выкупила усадьбу у наследников графа, его братьев, и уже через месяц преподнесла ее в качестве подарка сыну – князю Павлу Петровичу.
Дворец при Павле I
Открытие мемориала Павла I в Гатчине». Густав Шварц , 1850-е гг.
Павел Петрович, будущий Павел I, не сразу принялся за работы в Гатчине. В это время он занимался возведением личной резиденции, названной в его честь Павловском, и не имел свободных средств, которые можно было бы вложить во дворец. Павел смог заняться делами в Гатчине только после окончания большей части работы в Павловске, это случилось в 1790-х годах.
Павел I не хотел вносить глобальные изменения в облик дворца, поэтому просто указал расширить служебные помещения. Работы начались в 1796 году, возглавил их Винченцо Бренна, который участвовал в строительстве многих зданий Павловска. Было решено, что архитектор надстроит оба одноэтажных каре до трех этажей, а также создаст в них жилые помещения. Кроме того, в его задачи входило перестройка колоннады, открытых аркад и сквозного прохода в парк.
Конюшенное каре было переименовано в Арсенальное, в нем были обустроены комнаты для семьи Павла I, работы начались в 1797 году. Изменения затронули и придворцовую площадь, которая стала плацем, обнесенная бастионной стеной. Рядом был обустроен Собственный сад.
Император Павел был убит в 1801 году, а дворец перешел в собственность его жены. Она велела внести небольшие изменения – было переделано внутреннее убранство, а также оборудованы помещения для зимнего проживания. После ее смерти дворец перешел во владение сына – Николая I, который провел масштабную реконструкцию.
Период до революции 1917 года
Император Николай II и императрица Мария Федоровна принимают парад полка перед Гатчинским дворцом. 1897г.
Николай I велел перестроить каре, которые изменились до неузнаваемости. В них появились подвальные этажи, а высота первого и третьего этажей была увеличена, а второй этаж стал антресольным. Эти изменения привели к тому, что каре затмили центральный корпус, и он перестал выделяться. Поэтому к башням, располагавшимся по бокам от основной части, пристроили еще один этаж.
Кроме этого перестроили парадную лестницу, к одному из балконов добавили навес с чугунными колоннами, разобраны старые бастионы и построены новые.
Эти серьезные изменения стали последними – в дальнейшем проводились только поддерживающие реставрационные работы. В 1851 году перед дворцом установили памятник Павлу I, в дальнейшем он стал символом всей Гатчины – статую нередко можно встретить на сувенирной продукции.
В 1880-х годах в Гатчинский дворец провели электричество, телефон, новая канализация и водопровод, а отопление изменили с печного на калориферное.
Дворец Павла 1 в Гатчине после революции
После февральской революции 1917 года специально назначенная комиссия решила, что Гатчинский дворец должен стать национальным музеем, и уже в 1918 году он был открыт. Сохранились данные, что ежегодно музей посещали около 20 тысяч человек. В 1926 году внутреннее убранство, как мебель, ковры и скульптуры, было вывезено. Планировалось, что позже имущество будет продано. До 1941 года музей Гатчинский дворец в Санкт-Петербурге был один из самых крупных пригородных музейных учреждений.
Гатчинский дворец во время Великой Отечественной войны
Гатчинский дворец во время оккупации, 1943г.
Как только стало известно об объявлении войны, работники стали готовиться к налетам. Дворец и другие строения на территории дворцово-паркового ансамбля были подготовлены к атакам настолько, насколько это было возможно. 24 августа 1941 года было значительно повреждено Арсенальное каре, а немногим позже бомба нанесла ущерб двору.
Все ценности работники музея вывезти не успели, подальше от центральной России было отправлено только 4 эшелона, и еще 1 – в Петербург. Все, что осталось – укрывали в подвалах, закапывали в парке, заваливали мешками с песком.
Разрушенная Чесменская галерея Гатчинского дворца, 1944г.
До 1944 года дворец был в оккупации, перед отступлением фашисты его заминировали и подожгли. Некоторые ценности были полностью уничтожены, часть же – украли и вывезли в Германию. До сих пор на одной из стен сохранилась надпись, выскобленная на штукатурке: «Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто», реставраторы оставили ее в нетронутом виде.
Послевоенная реконструкция
Хоть к реконструкции принялись почти сразу после окончания войны, работы нельзя было назвать восстановительными. Делалось все, чтобы здание можно было использовать. Поврежденные барельефы закрывались металлическими щитами, ремонтировались перекрытия между этажами, окна, крыша.
Не шло речи о воссоздании музея, так как власть не считала это рентабельным. Все предметы и ценности, которые удалось сохранить, были распределены между 24 музеев на территории СССР. До сих пор сотрудники возвращают их в родные стены, и не всегда успешно.
В разные годы в здании дворца размещались Военно-Морское училище и ВНИИ «Электростандарт», а в 1960 году его лишили статуса памятника архитектуры. Только спустя 10 лет удалось добиться признания дворца – культурным наследием, но планы восстановления от архитекторов по-прежнему не утверждались.
Изменить это удалось А. С. Елкиной – главной хранительнице музея Дворцового парка. Целых 8 лет она добивалась освобождения здания и начала реконструкции. Работы начались в 1976 году, и уже в 1985 году первые интерьеры были открыты для гостей.
Гатчинский дворец восстанавливается и по сей день, только с 2006 года финансирование реконструкции стало существенным. Сейчас гости могут увидеть немало красивых помещений, но немалую работу только предстоит проделать реставраторам.
Архитектура Гатчинского дворца
Архитектура дворца в Гатчине органично сочетает элементы, характерные для европейских средневековых замков и классической русской императорской загородной резиденции. В фасаде выделяется центральный корпус с башнями, увенчанными часами и громоотводом, полуциркулярные галереи, служебные каре – Кухонное и Арсенальное.
Образ дворца строгий, лаконичный, но интересный. Благодаря расположению на возвышенности он будто доминирует над окружающей территорией. Нет излишних украшений, все пилястры, колонны, парапеты, аттики органично вписываются во внешний вид и дополняют друг друга.
Архитекторам удалось совместить и легкость загородного дома, и мощь укрепленного замка.
Интерьеры дворца
Мраморная лестница
На интерьеры Гатчинского дворца повлияли 2 разных архитектора – Антонио Ринальди и Винченцо Бренна. Первый уделял внимание изысканной лепке и паркетам из ценных деревьев, часто использовал в росписи природные мотивы – цветы, листья, плоды. Второй же сочетал античность с барокко, любил позолоту, сложный орнамент, гобелены.
Ознакомится с интерьерами Гатчинского дворца и узнать о главных достопримечательностях и выставках Вы можете при помощи интерактивного плана дворца
К сожалению, во время войны были уничтожены интерьеры всех помещений без исключения, а их реставрация длится уже более 44 лет.
На данный момент для посетителей открыты более 50 помещений, в которых воссозданы интерьеры, а также создана тематическая экспозиция.
Аванзал
Гости могут посетить Аванзал, который был приемной для гостей, Мраморную столовую, где проводились парадные обеды, Верхнюю тронную Павла I – самую роскошную из 4. В Малиновой гостиной представлен один их трех гобеленов, сделанных по мотивам «Истории Дон Кихота», остальные два находятся в Павловске, их пока не удалось вернуть на историческое место. Парадная опочивальня, состоящая из личных 5 комнат Марии Федоровны, поражает роскошью. Также обязательно загляните в Белый зал – самое просторное помещение дворца, и побывайте на выставке старинного охотничьего оружия XVI-XIX веков. Для осмотра доступны и другие залы дворца.
Смотреть фотогалерею: Залы Гатчинского дворца в акварелях Эдуарда Гау
В Гатчинском дворце есть подземный туннель, который выходит за пределы дворца и заканчивается гротом «Эхо» в парке на северной стороне дворца. Протяженность подземного тоннеля составляет 120 метров.
Подземный туннель в Гатчинском дворце
Где находится Гатчинский дворец
Адрес Большого Гатчинского дворца – Красноармейский проспект, 1.
Из Санкт-Петербурга можно доехать от станции метро «Московская» на маршрутных такси № 18 и 18А, а также на автобусе № 431. Также доехать можно на электричке, которая отправляется с Балтийского вокзала.
Официальный сайт: https://gatchinapalace.ru/
Телефон для справок: 8 (812) 958 0366
Большой Гатчинский дворецМузей в Гатчине
Гатчинский дворец: краткая история
Пригородный Эрмитаж, Замок русского Гамлета. Как только ни называют Гатчинский дворец, находящийся на самой высокой точке холма у Серебряного озера. В свое время им владели почти все российские императоры, замок пережил сильное разрушение и был восстановлен. Сегодня это музей, который радует посетителей не только великолепным интерьером и пейзажным парком, но и разнообразными экскурсиями и концертами
Кто здесь правил?
История загородной резиденции, напоминающей средневековый замок, берет свое начало с небольшого поместья, когда-то принадлежавшего Петру I. Расцвет усадьбы пришелся на правление Екатерины II, которая в 1766 году подарила ее графу Григорию Орлову. Именно тогда по проекту архитектора Антонио Ринальди и начал зарождаться огромный дворец, изначально задуманный как охотничий. Примечательно, что он стал одним из первых зданий, чьи фасады отделаны натуральным известняком, отличающимся своей прочностью. Уже тогда замок обещал просуществовать долгие годы. Строение, выполненное в духе классицизма и напоминавшее итальянский особняк, было закончено только спустя пятнадцать лет.
После смерти Орлова дворец попал во владения Павла I. При нем Гатчина стала императорской резиденцией. В соответствии со своими склонностями государь превратил город в военный лагерь, что сказалось и на замке: в те времена он выглядел как неприступная крепость, окруженная рвами.
Свой современный облик дворец приобрел в годы правления Николая I. После перестройки изменениям, хоть и незначительным, подверглись даже покои Павла I: был заменен паркет, появилась новая мебель. Впрочем, правитель нечасто проводил время в замке, изредка приезжая с семьей на приемы и балы.
Чего не скажешь об Александре III, который, в отличие от своего деда, сделал из Гатчинского дворца постоянную резиденцию, куда перевез из Северной столицы всю семью. За это его даже нарекли «гатчинским узником». В здании провели электричество, телефон, осуществили так называемое калориферное отопление.
Но дворец недолго пробыл уютным и гостеприимным домом. Через год после Октябрьской революции резиденция превратилась в государственный музей. Все тайны замка, хранившиеся несколько веков вдали от посторонних глаз, стали доступны широкой публике. Ценные коллекции, которые мог увидеть каждый, имели мировое значение и насчитывали более пятидесяти тысяч экземпляров.
Призраки и орлы
Так бы и стоял Гатчинский дворец еще долгие годы, не зная бед и горестей и радуя всех своей красотой, но Великая Отечественная война оказалась беспощадной даже по отношению к таким значимым достояниям общества. Конечно, благодаря усилиям работников музея удалось сохранить некоторую часть фондов и экспозиций: что-то перевезли в Ленинград, что-то разместили в подвалах Гатчинского замка. Но это была лишь капля в море. Авиабомбы и артобстрелы разрушили былое великолепие музея-дворца, оставив на его месте обгорелое здание без крыши. После войны по сохранившимся чертежам и фотографиям началось медленное, но верное восстановление замка. С 1985 года он вновь распахнул свои двери перед посетителями.
Сегодня дворец-музей условно делят на три части: центральный трехэтажный корпус, украшенный двумя башнями, и примыкающие к нему Кухонное и Конюшенное каре. Кроме раритетного оружия, стульев, на которых сидели выдающиеся государственные деятели, и многого другого там можно воочию увидеть Павла I и его жену Марию Федоровну. Разумеется, в исполнении актеров. Конечно, в ходе экскурсий посетителям поведают и легенды, связанные с символом Гатчины. Как и все великие замки мира, Гатчинский дворец полон своих тайн.
Одна из этих легенд повествует о выстреле Павла I в орла, летевшего в небе. Она объединяет два парковых сооружения дворца — беломраморную колонну с изображением орла и павильон, на колоннаде которого также запечатлен бесстрашный царь птиц. Согласно сказанию, первая постройка возведена там, где он упал, а вторая — где был сделан тот самый удачный выпал.
Однако если внимательно проследить историю замка, колонна была подарена Екатериной II ее фавориту, а изображение орла было скорее выражением признательности, так как эта птица входила в фамильный герб семьи Орловых. Павильон, в свою очередь, появился на территории усадьбы спустя тридцать лет и символизировал уже власть Павла I.
Существует еще одна забавная легенда уже о другом сооружении. В конце XVIII века художник Николай Львов создал проект Каскада для представления морских сражений. Во время прогулки с неким генералом Обольяниновым по Гатчинскому парку Львов ненароком поделился с ним своей новой идеей, после чего тот взял с архитектора обещание, что он сразу же приступит к работе. Увидев результат, генерал восхитился и предложил показать Каскад государю. Львову он велел спрятаться в кустах, заверив, что в конце непременно позовет его. В результате правитель увидел сооружение, похвалил хитреца, а зодчий так и остался сидеть в кустах.
Не менее интересная история связана с подземным ходом, который был создан еще при графе Орлове. Таинственный туннель позволял сбежать из дворца в случае опасности. А сегодня, если верить преданию, там блуждает не кто иной, как призрак Павла I. Оказывается, привидения обитают не только в старых замках Англии. Утверждается, что бояться призрака императора не стоит: уступив ему дорогу и поклонившись, вы получите ответный кивок.
Подземный ход дворца заканчивается гротом «Эхо», который получил свое название из-за акустического эффекта, обнаруженного еще в XVIII веке. Все голоса, шаги отзывались из подземелья эхом: последнее слово, как говорят, могло повторяться целых 30 раз! Для развлечения детей из императорской семьи даже придумывались «кричалки». До наших дней дошла веселая история о том, как дочь Александра III, забежав однажды в грот, воскликнула: «Кто украл хомуты?». Ответ был очевиден: «Ты… ты».
Мы видим, что история Гатчинского дворца разнообразна и богата. Бесспорно, посетить такое легендарное место должен каждый. Хотя бы для того, чтобы поболтать с призраком Павла I и опробовать у знаменитого грота свои «кричалки», которые в будущем, возможно, будут передаваться из уст в уста.
фото: www.uroventur.ru
«Утpo Пeтepбуpгa»
Гатчинский дворец и парк, Санкт-Петербург, Россия
Пожалуй, самый заброшенный из пригородных дворцов Санкт-Петербурга в послевоенный период, Гатчина также, вероятно, самый обжитой, поскольку четыре царя считали его своим семейным домом. Впервые упоминается в летописях в 1499 году. Хочино — старое название Гатчины — было русской деревней под властью Новгорода Великого. Выигранный и потерянный ливонцами, а затем шведами в течение 17 века, он был возвращен России Петром Великим во время Северных войн. Петр основал здесь императорскую больницу и аптеку, но только в 1765 году, когда Екатерина Великая купила деревню и окрестные земли для своего фаворита графа Григория Орлова, работы над дворцом и парком начались.
Гатчинский парк и Гатчинский дворец Павла Первого
На главной площади перед дворцом
Приоратский (Приоратский) дворец в парке в Гатчине
Солнечные часы перед Гатчинским дворцом
Зимний вид Гатчинского парка
Орлов нанял архитектора итальянского происхождения Антонио Ринальди для проектирования Гатчинского дворца. Ринальди начал работу в 1766 году, и ему потребовалось пятнадцать лет, чтобы завершить строительство здания в стиле замка. К тому времени Орлов впал в немилость Екатерины, и ему оставалось жить всего два года. После его смерти Гатчину выкупила императрица и передала ее сыну, будущему царю Павлу. Поль попросил своего любимого архитектора Винченцо Бренну перестроить дворец, подчеркнув его крепостной характер в соответствии с его милитаристскими вкусами. Гатчина осталась собственностью его вдовы Марии Федоровны, а затем перешла к его сыну Николаю I, который пристроил к зданию Арсенальные залы и использовал его в качестве своей официальной летней резиденции, как и его сын Александр II. Александр III провел почти первые два года своего правления в Гатчине, боясь быть убитым, как и его отец.
Во время революции и Гражданской войны в Гатчине произошли два крупных события: окончательное падение Временного правительства Керенского в 1917 году и разгром Троцким последнего наступления Белой армии из Эстонии в июле 1919 года. Город был переименован в Троцк. в течение шести лет в 1920-е гг. Дворец и парк были открыты для публики вскоре после революции и служили музеем до оккупации нацистами в 1941 году. Как и везде, оккупация нанесла серьезный ущерб дворцу и парку, и реставрационные работы продолжаются более 60 лет спустя. .
Посещение Гатчины
Важная информация для посетителей Гатчины, включая транспортное сообщение с Санкт-Петербургом и сезонные советы.
Подробнее
Гатчина: Неизвестный дворец Санкт-Петербурга
Строгий на вид Гатчинский дворец — самая уединенная и, пожалуй, самая загадочная из всех бывших императорских резиденций Петербурга. Окруженный идиллическим просторным английским садом на берегу Серебряного озера, дворец с его 10 башнями выглядит как сочетание средневекового замка и русской усадьбы. Один из его владельцев, царь Александр III, видел в нем идеальное убежище от суеты и шума столицы. Его так увлекло это место, что он использовал любую возможность для посещения и превратил Гатчинский дворец-усадьбу в свою главную императорскую резиденцию. Его прозвали «отшельником гатчинским».
История дворца восходит к 1765 году, когда Екатерина Великая подарила этот участок земли своему фавориту графу Григорию Орлову для охотничьего домика. В следующем году итальянский архитектор Антонио Ринальди начал работу над поместьем, на завершение которой ушло 15 лет. До сих пор сохранился живой свидетель пребывания Орлова во дворце, очень любимый публикой: 230-летний дуб, растущий на Серебряной лужайке перед северным фасадом дворца.
После смерти Орлова в 1784 г. дворец был пожалован царю Павлу I, который после восшествия на престол в 179 г. сделал его официальной императорской резиденцией.6.
Пестрая и несколько эксцентричная природа Гатчины отражала характеры ее жителей.
Пресс-служба Гатчинского дворца
Сокровища и призраки
Во дворце хранится замечательная коллекция живописи, скульптуры, гравюры, произведений декоративно-прикладного искусства, редких книг и охотничьего оружия, некогда принадлежавшая владельцам Гатчины, начиная с Орлова. Комнаты Павла I, комнаты императрицы Марии Федоровны и комнаты членов семьи Александра III восстановлены в первозданном виде. Верхний тронный зал Павла I — один из самых роскошных во дворце, спроектированный итальянским архитектором Винченцо Бренна. В Тронном зале Марии Федоровны выставлены 59картины с изображением пейзажей или буколических сцен, что делает его одним из самых интересных залов дворца. Другие основные моменты включают Греческую галерею, Чесменскую галерею и Государственную опочивальню.
Своей загадочностью дворец во многом обязан 120-метровому подземному переходу, соединяющему дворец с очаровательным гротом Эхо, известным своими акустическими качествами, на берегу Серебряного озера. По народной легенде, к тоннелю до сих пор привязан призрак Павла I. Пассаж был построен во времена Орлова и часто использовался Павлом I, любителем шуток и интриг. В бывшей Парадной спальне на втором этаже есть потайная дверь, через которую по черной лестнице можно было пройти в уборную императора на первом этаже, а затем в подвал, соединенный с проходом. Павел I обожал использовать их, чтобы удивить своих гостей, исчезая и вновь появляясь в разных местах во дворце и за его пределами.
В 1799 году Павел I построил Приоратский дворец для кавалеров Мальтийского ордена, великим магистром которого был избран русский царь. По проекту архитектора Николая Львова, это единственная земляная постройка, сохранившаяся в России с XVIII века. Небольшой и очаровательный Приоратский дворец стал одним из символов Гатчины.
Пресс-служба Гатчинского дворца
Охота, инновации, фестивали
Окружающий парк, спроектированный Чарльзом Воробьем и Джоном Бушем, стал одним из первых ландшафтных парков в России и до сих пор остается одним из красивейших в стране. Белое озеро, Серебряное озеро и Карпин пруд были одними из любимых мест рыбалки семьи Романовых на окраине Санкт-Петербурга. «Когда русский царь ловит рыбу, Европа может подождать», — говорил царь Александр III — «отшельник гатчинский». Со времен Орлова Гатчину также называют «Охотничьей столицей России», что отражено во многих произведениях искусства дворца.
Город Гатчина был ареной ряда важных технических изобретений. Первые электрические уличные фонари в России были установлены в Гатчине в 1881 году. В июле 1882 года первая в стране телефонная линия соединила Гатчинский дворец с Зимним дворцом в Санкт-Петербурге, а в 1900 году открылся первый в Российской империи монорельсовый поезд. здесь. В 1910 году здесь был первый в России военный аэродром и первая школа пилотов.
Последний раз член королевской семьи посещал дворец 19 июля.15, когда императрица Мария Федоровна приехала на летние каникулы. После большевистской революции 1917 года дворец был превращен в исторический музей. Во время Второй мировой войны большинство произведений искусства было вывезено из дворца, чтобы защитить их. Дворец так сильно пострадал от бомбардировок, что власти решили не восстанавливать его как музей, а передали военному училищу, а позже научно-исследовательскому институту. Только в 1976 году во дворце действительно начались реставрационные работы, которые сейчас переживают полное возрождение.