Фонтан пожиратель детей в берне: Brunnenstadt Bern — Bern Welcome

откуда взялся и как выглядит?

Берн нередко называют городом фонтанов. И это неудивительно, ведь в столице Швейцарии установлено свыше 100 таких конструкций. Причем все они выполнены в интересных стилях и отражают самые разные сюжеты. Особое впечатление на туристов производит фонтан «Пожиратель детей».

Содержание статьи:

  1. Как выглядит фонтан «Пожиратель детей»?
  2. Как появился?
  3. Версии о значении фонтана

Как выглядит фонтан «Пожиратель детей»?

Фонтан «Пожиратель детей» — это статуя, которая располагается на колонне-постаменте. Выглядит она как сидящий великан, облаченный в остроконечный колпак и засовывающий в рот маленького ребенка.

На боку у гиганта висит сумка, в которой своей очереди ждут другие младенцы. Внизу колонны на задних лапках стоят медведи с военными доспехами.

Вода в фонтане выходит из четырех длинных кранов небольшими струйками. Стоит отметить, что вода в этом сооружении питьевая!

Название фонтана звучит устрашающе, но выглядит оно не менее пугающе. Но, несмотря на это, эта статуя полюбилась многим туристам и стала одной из самых знаменитых достопримечательностей в мире.

Как появился?

«Пожиратель детей» расположился на площади Корнхаус еще в 16 веке и находится здесь до настоящего времени. До его возведения на этом месте стоял деревянный фонтан. Жители приходили сюда набирать воду, она тоже была питьевой.

Со временем это место стало популярным, здесь собиралось много людей. Поэтому его решили облагородить, установив необычное бронзовое сооружение в виде гиганта, пожирающего маленьких детей. Конструкция произвела огромное впечатление на горожан и туристов.

Сначала статую называли просто фонтаном на площади, актуальное ныне название она получила только в 1666 году.

Версии о значении фонтана

Жители Берна и туристы, разглядывая великана, часто задумывались, какое значение он несет в себе. Существует три основных версии:

  • Под гигантом подразумеваются евреи, а пожирание младенцев напоминает людям о ритуальных убийствах. Такое предположение появилось, потому что на голове великана располагается остроконечная шляпа, похожая на еврейский колпак, который носили в средневековье.
  • Скульптура — это некое мифическое божество, которое призвано запугивать детей, не слушающихся своих родителей.
  • Фонтан олицетворяет карнавальный персонаж, цель которого заключается в том, чтобы держать в страхе непослушных детей.

Как видно, версии есть разные. Но горожане чаще используют сооружение именно для того, чтобы припугивать своих дочек и сыновей, говоря: «Если будешь плохо себя вести, отведу тебя к великану и посажу ему в сумку». Действует такое устрашение на маленьких деток безотказно.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!

Kinderfresser — ПОЖИРАТЕЛЬ ДЕТЕЙ

Во многих странах веками существовали персонажи, которыми принято было пугать детей, когда те не слушались. Kinderfresser (нем.: Пожиратель детей)  — один из таких персонажей. /вместо эпиграфа/

Автор: Эфраим Калиш /фото автора/Один из исторических кварталов Берна

Однажды, в первый наш приезд в Швецарию, нам случилось прогуливаться по Берну в сопровождении нашей приятельницы Урсулы. Столица нейтральной Швейцарии — уютный городок. Мы были немного убаюканы его скромной, тихой красотой.

Pfeiferbrunnen (фонтан Волынщик) 1546г. скульптор Hans Gieng, (с гравюры Альбрехта Дюрера). Spitalgasse. Берн

Признаться, внимание мое слегка притупилось от обилия увиденного и я слушал рассказ Урсулы в пол уха. Но на Корнплатц (одна из центральных площадей Берна) ко мне вдруг вернулась моя бодрость, когда я услышал слова «она была желтого цвета». Слова эти были сказаны о фигуре, коей был украшен один из многочисленных фонтанов Берна. Я попросил повторить. «Изначально шапка этого господина была выкрашена в желтый цвет», — застенчиво повторила Урсула, — «и создан он в 1546г. Хансом Гиенгом».

Очень интересно. Остроконечный колпак желтого цвета. Хм-м. Это такой же узнаваемый знак, каким позже стала желтая нашивка в виде шестиконечной звезды Давида. По ней, как и по островерхой шапке (чаще всего желтой) прохожий уведомлялся, что ее владелец — еврей.

Kinderfresser – старейший и самый известный из фонтанов Берна Simsonbrunnen (фонтан Самсон) 1544г. скульптор Hans Gieng. Фонтан построен на пожертвования гильдии мясников. Kramgasse. Берн

Фонтанов питьевой воды в старом городе довольно много. В центре каждого устанавлена колонна, украшенная какой нибудь фигурой. Это может быть библейский персонаж, национальный герой Швейцарии, какой-нибудь рыцарь бургомистр, или представитель гильдии ремесленников. Kinderfresser – старейший (16-го века) и самый известный из всех фонтанов Берна.

Когда в христианской Европе город украшают библейскими персонажами – это вполне понятно. Понятно также и желание бюргеров прославить свое сословие, или своих предводителей. Но что делает в центре Берна Сатурн?

Kinderfresser (фонтан Пожиратель детей) 1546г. скульптор Hans Gieng. Kornhausplatz. Берн 

Даже на пестром фоне персонажей украшавших собой поильни, Kinderfresser выделяется своей экстравагантностью. Есть различные толкования смысла этой фигуры: от первой приходящей на ум ассоциации с Кроносом (Сатурном), поедающим своих детей, до образа швейцарского правительства, посылающего сыновей Швейцарии на бойню, в качестве платных наемников. Все это наверное справедливо, если не принимать во внимание уже отмеченную Урсулой деталь. Наш герой одет в характерную островерхую еврейскую шапку. И доподлинно известно, что изначально шапка была желтого цвета. Этот цвет был обязательным отличительным знаком одежды евреев средневековой Европы.

Kinderfresser (фонтан Пожиратель детей) 1546г. скульптор Hans Gieng. Kornhausplatz. Берн 

И еще одна отличительная деталь – коринфская капитель, на которой восседает киндерфрессер, украшена козлиными головами. Этот атрибут сопровождает изображения евреев в Европе на стенах и витражах соборов, а также на страницах манускриптов. Во многих случаях, когда изображалась аллегория униженной Синагоги, противопоставленная воинствующей и побеждающей аллегории Церкви, эта самая Синагога изображалась вместе с козлиной головой.

Одежда евреев Франции в средневековье. Характерные признаки: желтый цвет, островерхая шапка По характерной островерхой шапке вы безошибочно узнаете иудея в средневековых росписях, манускриптах, скульптурах и рельефах соборов

Именно желтая островерхая шапка расставила для меня все на свои места. Этот признак специально служил знаком различия, обязательным для ношения евреями (их к тому принуждал королевский указ). Нет лучшего персонажа для запугивания, в «воспитательных» целях, детей, как ненавистный еврей с его извечной «потребностью» выпекать мацу с добавлением свежей крови христианских младенцев. Помните, в СССР детей пугали дядей милиционером. Пожиратель детей – это куда круче. Прогуглив тему, вы найдете средневековых христианских писателей, всерьез выводивших наличие у иудеев злобных и вредных качеств из характера их бога Сатурна. В них де, течет та же черная кровь и душа их черна, как их кровь. 

1. Ритуальное убийство иудеями христ. мальчика (манускрипт). 2. Сатурн (в еврейской шапке), пожирающий детей. Peter Wagner’s Almanac 1492 

Современное прочтение старой темы. Образец антисемитской пропаганды

Персонаж Kinderfresser появился на улице Берна не случайно. Он был, так сказать, местным героем. Его прототипом явился некий еврей, живший в 13-том веке. Летописец сообщает о ритуальном убийтсве евреями и мученической смерти христианского мальчика в Берне 1288г. В последствие выяснилось, что это был очередной кровавый навет, но это уже никому не было интересно. Объяснялось все очень просто: 

Желая улучшить свое материальное положение, бернские мещане задумали освободиться от своих обязательств перед еврейскими кредиторами. Поводом для погромов и изгнания евреев в 1294 г. послужило ложное обвинение в ритуальном убийстве христианского мальчика Рудольфа евреем Иоелем. Вместе с последним пострадали все евреи Берна: одни погибли мученической смертью, остальные были изгнаны из города.

С тех пор бывали времена, когда единственный в Берне еврей, который не был изгнан, или убит – был тот самый пожиратель детей на центральной площади Берна.

Сегодня шапку на Киндерфрессере перекрасили в зеленый, чтобы не возникали нежелательные ассоциации. Все таки просвещённая, либеральная, демократическая Европа. Но, как говорится, слов из песни не выкинешь. И по сей день мой соплеменник в образе Сатурна «украшает» собой старейший фонтан Берна. И по сей день его венчает еврейский островерхий колпак, пусть и перекрашенный в другой цвет.


теги: Kinderfresser, антисемитизм, Берн, евреи и христиане, кровавый навет, кровь христианских младенцев, пожиратель детей, синагога и екклесия, фонтаны Берна, христианский антисемитизм, Швейцария

Kindlifresserbrunnen, Таинственная статуя Берна, поедающая детей

Автор Gabe Paoletti | Проверено Джоном Куроски

Опубликовано 12 декабря 2017 г.

Обновлено 22 декабря 2022 г.

Хотя никто точно не знает, зачем был построен Kindlifresserbrunnen, существует несколько теорий относительно того, почему там могла быть статуя, поедающая ребенка. .

Wikimedia CommonsKindlifresserbrunnen, статуя пожирателя детей из Берна.

В центре швейцарского города Берна стоит гигантская статуя гротескного зверя, пожирающего маленьких детей, статуя, символическое назначение которой со временем утеряно.

Построенный около 1546 года, Киндлифрессербруннен в Берне представляет собой фонтан с внушительной скульптурой людоеда, изо рта которого вытекает половина ребенка. В мешке другой рукой он держит еще четверых перепуганных детей, предположительно, чтобы поесть позже.

Kindlifresserbrunnen — один из многих богато украшенных фонтанов в Старом городе Берна, построенный в 16 веке.

Но среди них выделяется это ужасное изображение людоеда, поедающего детей, но какой смысл оно несет, неизвестно.

Wikimedia CommonsKindlifesserbrunnen.

Хотя истинные мотивы создания этой статуи, возможно, были потеряны в веках, историки смогли выдвинуть ряд правдоподобных теорий относительно того, почему кто-то поставил такую ​​жуткую скульптуру в центре своего города.

Одна из таких теорий состоит в том, что статуя была воздвигнута в качестве предупреждения еврейской общине Берна, которая жила там в то время.

В Средние века кровавые наветы или антисемитские слухи о том, что евреи приносили в жертву людей и каннибализм христианских детей, рассматривались как угроза христианским общинам, и это обвинение сохраняется и по сей день. Согласно этой теории, Kindlifresserbrunnen представляет собой еврея, поедающего христианских детей.

Это представление также подтверждается тем фактом, что шляпа, которую носил людоед на статуе, напоминает Judenhut , шляпу, которую средневековые правительства требовали, чтобы евреи носили за пределами своих гетто, чтобы идентифицировать себя.

Другая теория состоит в том, что статуя предназначена для изображения Кроноса, титана из греческой мифологии, который был отцом богов. Кронос, который боялся, что его дети свергнут его, съел каждого из них при рождении. Только Зевс вырвался из его когтей и освободил своих братьев из чрева отца.

Кронос был популярным божеством для изображения в позднем Средневековье и вдохновил на создание ряда глубоко тревожных произведений искусства.

Wikimedia CommonsПолный фонтан Киндлифрессербруннен.

Kindlifresserbrunnen также может быть изображением старшего брата герцога Берхтольда, основателя Берна. Говорят, что старший брат Берхтольда сошел с ума, потому что чувствовал, что его постоянно отодвигает на второй план младший брат.

Согласно мифу, эта обида свела его с ума и привела в ярость, когда он собрал и съел городских детей.

Наконец, многие историки считают, что Kindlifresserbrunnen просто изображает своего рода пугало, предназначенное для того, чтобы пугать детей, чтобы они вели себя правильно. Из-за его сходства с мифическим существом многие считают, что он связан с центральноевропейским мифом о Крампусе.

Послушайте выше подкаст History Uncovered, эпизод 54: Крампус, также доступный на Apple и Spotify.

Крампус — наполовину козел, наполовину демон, компаньон Санта-Клауса, пожирающий непослушных детей.

Другие считают, что это отдельный призрак, связанный со швейцарским фестивалем Fasnacht, который знаменует собой начало Великого поста.

Какими бы ни были причины этого причудливого приспособления, эта внушительная статуя теперь является достопримечательностью города Берн и никуда не исчезнет в ближайшее время.


Затем загляните в таинственный и, возможно, населенный привидениями Дом Винчестеров. Затем узнайте о загадочном Тунгусском событии, которое до сих пор ставит ученых в тупик

Фонтан «Маленький пожиратель детей» в Берне

Фонтан «Маленький пожиратель детей» в Берне

Фонтан «Kindlifresser» или «Маленький пожиратель детей» в Берне действительно привлекает внимание. Действительно, как часто вы видите статуи огров, поедающих детей?

В Берне более 100 фонтанов, 11 из которых представляют собой скульптурные аллегорические фигуры, созданные почти 500 лет назад. В средние века фонтаны обычно располагались в центре улицы. Они были сердцем городской жизни и источником общественной воды. Люди собирались вокруг них, чтобы посплетничать или постирать одежду. Были даже охранники фонтанов, которые действовали как вышибалы. Они следили за тем, чтобы люди брали только разрешенные 5 литров бесплатной питьевой воды в день.

Фонтан «Пожиратель детей» был построен в 1545/46 году скульптором эпохи Возрождения Гансом Гингом. Первоначально он назывался просто «Плаза Фонтан». На нем изображен людоед в красно-охристом топе и зеленых колготках с остроконечной красно-зеленой шляпой. Он сидит, жадно ест голого ребенка с еще семью ерзающими детьми в мешке и рядом с ним.

Интерпретация

Город Берн заказал скульптуру, так что это означает, что Гиенг не был полностью свободен в том, что лепить. Насколько мне известно, документации для комиссии нет. Это оставляет много места для интерпретаций.

Итак, что город Берн пытается сказать своим гражданам? Маленьких детей лучше есть сидя? Ешьте только одного ребенка за раз? Не разговариваешь с набитым ртом? Сложно сказать. Ганс Гиенг умер в 1562 году. Поэтому мы больше не можем спрашивать его, каковы были его намерения.

Думаю, нам придется оставить это ученым, а там мнения расходятся.

Антиеврейский

Одна из самых популярных интерпретаций связана с шляпой, которую носит людоед. Некоторые считают остроконечную шляпу еврейской. В позднем средневековье евреев возмущали из-за их культурных различий и экономических успехов. Отношение христианской Европы к евреям в это время было далеко не дружеским. По этой причине нередко фонтану приписывают антисемитский смысл. Многие связывают поедание детей с кровавым наветом и кровью христианских детей. Это можно было бы интерпретировать как: остерегайтесь евреев.

Сатурн

Другие предполагают, что людоед — это римский бог Сатурн, пожирающий месяцы. Но для меня цифры не складываются. В зависимости от календаря бывает 10 или 12 месяцев. В скульптуре всего 8 детей. Возможно, это можно интерпретировать так: время уходит.

Кронос

Некоторые считают, что это греческий бог Кронос, поедающий своих детей. Греческая мифология не моя сила, но разве Кронос не съел «только» 5 своих детей? Опять же, цифры не складываются. Тем не менее, причина, по которой он ел их, заключалась в том, что он услышал пророчество о том, что они возьмут на себя его правление. С этим он решил избавиться от них, прежде чем они смогут избавиться от него. Я предполагаю, что интерпретация здесь будет такой: поймайте своих противников до того, как они доберутся до вас.

Cardinal Schiner

Другая альтернативная и довольно дикая теория состоит в том, что на ней изображен военачальник кардинал Schiner. Около 30 лет назад он привел Швейцарскую Конфедерацию к нескольким кровавым поражениям в северной Италии. Кардинал и поедание детей? Эта интерпретация? Я даже не хочу туда идти.

Крампус

Другие предполагают, что людоед изображает Крампуса. Крампус, «полукозёл-полудемон», наказывает детей за плохое поведение во время рождественского сезона. Я предполагаю, что его альтер-эго был бы Святой Николай, который награждает хорошо воспитанных детей подарками. Похоже на «плохой полицейский», «хороший полицейский».

В Швейцарии, 6 декабря th , «Schmutzli» [немного грязный] является спутником Святого Николая в гостях у детей. Хотя сегодня он ни в коем случае не темная, темная фигура, возможно, он «современный» Крампус. То, что пожирателем детей может быть Крампус или Шмутцли, основано на предубеждениях 16 го века о том, что делать с плохими детьми. Всем было известно, что дьявол поедал души неверующих детей, похищая их, стегая и перерезая им глотки. Теперь это довольно неприятный приговор.

Гензель и Гретель

Говоря о поедании детей, я вспоминаю немецкую сказку о Гензеле и Гретель. Записано братьями Гримм и опубликовано в 1812 году. Сказка берет свое начало во времена Великого голода (1315 – 1321). Это заставляло отчаявшихся людей бросать маленьких детей на произвол судьбы или даже прибегать к каннибализму. Грим, Гримм. По крайней мере, мы можем быть уверены, что фонтан не имеет ничего общего с этой сказкой.

Моя интерпретация

Фонтаны были центром городской жизни в то время, и население было относительно необразованным, чтобы быть уверенным. В 16 -й век многие фонтанные скульптуры носили ярко выраженный символический и нравоучительный характер. Эти два факта заставляют меня поверить, что более глубокого смысла, вероятно, вообще нет. Скорее всего, это было сделано для того, чтобы напугать непослушных детей. «Веди себя хорошо, или людоед съест тебя, как других плохих детей!»

Сегодня фонтаны по-прежнему являются важной частью Берна. Один из новых фонтанов, построенный в 2004 году, находится перед Федеральным зданием. Там серия струй воды, которые представляют кантоны, вырываются из тротуара через разные промежутки времени.