Экскурсия на завод газ в нижнем новгороде: Экскурсии на завод ГАЗ в Нижнем Новгороде в 2023 году🧭, цены туров на производство от 200 руб. на декабрь—январь

Экскурсия на Горьковский Автомобильный завод + Музей

Экскурсия  в музей  Горьковского Автомобильного завода

 

Рекомендуемый возраст  5 — 11 класс

Группа: от 20 — 30 чел

Продолжительность мастер-класса:  11,5 часа

Место проведения: г. Нижний Новгород,  Автозаводский  район

Дата и время проведения: понедельник – пятница, по предварительной записи. Время согласовывается.

 

Описание:  Экскурсия по двум залам музея, охватывающая всю историю предприятия, начиная с 30-х годов и по настоящий день.

Экскурсия начнется в Музея истории Горьковского автозавода  , в котором находится экспозиция, рассказывающая о заводе ГАЗ, его сотрудниках, достижениях и достаточно много о том, как автомобильный завод работал в годы Великой Отечественной Войны. Эта часть относится к трудовой славе ОАО ГАЗ. Также вы попадае на выставку автомобилей. В музее представлена огромная экспозиция всего модельного ряда предприятия, в том числе уникальные автомобили советской и российской автопромышленности, созданные на Нижегородской земле.

 На экскурсии Вы узнаете:

  • всю историю предприятия ГАЗ, начиная с 30-х годов и по настоящий день;
  • познакомитесь с культовыми моделями автозавода;
  • узнаете о деятельности Горьковского автозавода и его значении для экономики страны;

 

  Стоимость на 1 чел:  




С транспортом

Человек

в группе

Кол-во сопровождающих бесплатно

 570 руб шк / 670 взр

20

2

520 руб шк/ 620 взр

25

2

В стоимость входит:

  • транспотное обслуживание;
  • услуги сопровождающего;
  • экскурсия в музей ОАО «ГАЗ» ;
  • страховка пассажиров от ДТП.

 Дополнительно оплачивается:  нет

 

Важная информация:   нет

 При бронировании уточняйте информацию по тел:  +7 (831) 435-81-77, 435-81-76

 Оставить заявку:

   

описание, адрес, время и режим работы 2022

Музей создан ветеранами завода, собравшими раритетные модели ГАЗ и памятные предметы прошлых лет. Представленные здесь автомобили отреставрированы и находятся на ходу. А некоторые из них регулярно участвуют в парадах и в съемках кинофильмов.

Расположение

пр-т Ленина, 95

Время работы

пн-чт 9:00-18:00, пт 9:00-17:00, сб 9:00-16:00, выходные дни в воскресенье и последнюю пятницу месяца.

Экспозиция

Осмотр музея начинается со второго этажа, где собраны фотографии, чертежи конструкторов того времени и деревянные модели, созданные сотрудниками ОАО «ГАЗ». Отсюда по винтовой лестнице можно спуститься вниз, где посетителей встречают легендарная «Чайка», представительская «Победа», Волга-21, военный внедорожник и другие авто, сошедшие с конвейеров завода.

Чтобы собрать коллекцию для музея, сотрудники отыскали и отреставрировали десятки раритетных автомобилей ГАЗ. Некоторые экспонаты собирали по частям, и сегодня они являются последними представителями своего вида. Что особенно ценно, при реставрации восстанавливали не только внешнюю, но и внутреннюю часть. И сегодня все экспонаты являются действующими автомобилями. Некоторые из них можно встретить на городских парадах и других мероприятиях.

В музее хранятся автомобили, на которых ездили герои культовых фильмов «Бриллиантовая рука», «Берегись автомобиля», «Три плюс два» и др. Здесь же можно увидеть неизвестные разработки советских инженеров: вездеходы, спецтехнику, созданную для инвалидов и аппарат для полета над поверхностью земли. Поиск новых экспонатов не прекращается и по сей день.

Музей истории ГАЗ. Фото: @apollinariya_01

Back in the USSR

Помимо автомобилей в музее можно посмотреть на граммофоны 50-х годов, старинные бинокли, штангенциркуль и другие предметы, сохранившиеся с советских времен. Здесь же можно увидеть часть неразорвавшейся бомбы. Также сохранились фотографии, военная форма, медали и мебель времен Великой Отечественной Войны и памятники блокады Ленинграда. Именно на конвейерах ГАЗ делали «полуторки», возившие продукты по «Дороге жизни» во время блокады. Благодаря этой части экспозиции посетители смогут погрузиться в атмосферу того времени.

Программы

Посетить Музей истории ГАЗ можно самостоятельно или в составе группы. Сотрудники разработали несколько программ, рассчитанных на разный возраст и раскрывающие разные стороны работы завода. Так, в базовую программу «История и развитие Горьковского автозавода» входит осмотр всей экспозиции с рассказом об истории предприятия. Желающие посетить только нижний зал могут выбрать программу «Автомобили и их создатели». Для детей есть интерактивные экскурсии с разной тематикой: «Здравствуй, музей», «Как все начиналось» и другие.

Как добраться и правила посещения

Музей занимает первый и второй этажи учебного центра ГАЗ, расположившегося напротив завода на юго-западе Нижнего Новгорода. Добраться до сюда можно на метро. От станций «Комсомольская» и «Автозаводская» ходит общественный транспорт. Тем, кто отправляется в музей на авто, нужно ехать по проспекту Ленина по направлению в аэропорт.

Правила музея запрещают трогать технику руками. Зато все экспонаты разрешено фотографировать и снимать на видео без ограничений.

ЛУКОЙЛ — Нижегородская область

ЛУКОЙЛ работает в Нижегородской области с 2002 года. Сегодня Нижегородская область является одним из ключевых регионов деятельности Компании. В регионе расположены ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов России, и проектный институт ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднийпроект». Высококачественное топливо, производимое НПЗ Компании, реализуется через сеть АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт».

Компания активно развивает взаимодействие с региональными органами власти, оказывает поддержку государственным организациям, сельхозпроизводителям и коммерческим структурам региона, обеспечивая бесперебойные поставки высококачественных нефтепродуктов.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

ЛУКОЙЛ осуществляет мероприятия по охране окружающей среды на производственных объектах в соответствии с природоохранным законодательством, нормативно-правовыми актами, стандартом ISO 14001:2004 и локальными нормативными актами Компании.

  • В 2013 году совместно с Нижегородским региональным отделением «Всероссийского общества охраны окружающей среды» организована акция «Чистое топливо — чистый город»; В рамках акции независимый оценщик проверил топливо на АЗС ЛУКОЙЛ в Нижегородской области.

  • Одним из приоритетов Компании в области охраны окружающей среды является снижение выбросов загрязняющих веществ на АЗС и нефтебазах. В период с 2008 по 2010 год Компания реализовала совместный с Нижегородским государственным техническим университетом им. Алексеева НИОКР по созданию устройства (системы) улавливания и улавливания паров моторного топлива.

  • 2015 г. — сотрудники ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» совместно с ГКП «Благоустройство Кремля» высадили ряд элитных деревьев и кустарников, специально выведенных селекционером А.А. Аладдин. Кремль в Нижнем Новгороде украшали такие сорта сирени, как «День Победы», «Скромный голубой платок», а также сирень серии «Маршал», в том числе «Маршал Соколовский», «Маршал Конев» и др.. Совместный проект стал весомым вкладом в высаженную «Кремлевскую» коллекцию сортов сирени.

  • 2015 г. — в рамках установочного совещания руководителей природоохранных служб организаций Группы «ЛУКОЙЛ»

  • в парке Вознесенско-Печорского монастыря высажена аллея деревьев и кустарников. Более 70 саженцев украсили набережную Гребного канала.

  • В 2015 году Компания награждена дипломом за победу в V ежегодном конкурсе «Сосновая ветка» в Нижегородской области, посвященном охране природы.

  • В 2015 году благодаря поддержке Компании студенческое конструкторское бюро «Формула Студент» получило возможность спроектировать и построить (с помощью студентов Алексеевского университета) тримаран «Серебряная стрела». Судно было таким особенным из-за его экологических свойств и нулевого выброса вредных веществ в воздух по сравнению с лодками с бензиновыми двигателями.

  • На протяжении ряда лет Компания поддерживает экологический проект «Анти-Свин», который включает в себя серию общественных акций по очистке города.

    СОЦИАЛЬНЫЕ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

    ЛУКОЙЛ на протяжении ряда лет поддерживает социальные и благотворительные проекты в Нижегородской области. Компания поддерживает культурные инициативы, творческие коллективы, популяризирует спорт, благоустройство городов, оказывает благотворительную помощь детским домам.

    Компания получила множество специальных наград за свою благотворительную деятельность: в 2008 году Компания стала победителем конкурса социальных PR-проектов «Синергия»; в 2009получила специальный приз «За творческий подход к благотворительной деятельности» в «Нижегородских благотворительных сезонах»; в 2010 году вошла в список «Российские компании высокой социальной эффективности» как лучшая в Нижегородской области в номинации «Развитие корпоративной благотворительности»; в 2011 году Компания стала победителем федеральной части этого конкурса.

    • В 2005 году Компания помогла открыть мемориальный комплекс на главной площади Кстово — площади Мира.

    • В 2006 году реализован совместный проект Компании и Администрации Кстовского муниципального района по обеспечению 19й квартал Кстово с газификации.

    • Конкурс социальных и культурных проектов проводится в Нижегородской области с 2007 года. На финансирование проектов, связанных с конкурсом, за эти годы было направлено 68 909 305 рублей.

    • В 2012 г. заменены старые окна в 22 детских садах г. Кстово, отремонтирован бульвар Переработчиков, установлен 3D-кинотеатр в местном Доме культуры нефтехимиков;

    • В 2013 году в г. Кстово в 7 общеобразовательных школах и школах-интернатах установлены новые заборы, построена площадка для катания на скейтах, отремонтирован сквер Мира, отремонтированы фасад и окна ЦРБ;

    • В 2014 году совместно с Правительством Нижегородской области построен спортивно-оздоровительный комплекс «Вожский берег» в г. Кстово;

    • 01 сентября 2014 г. открылась подготовительная школа Святого благоверного князя Александра Невского. Строительство подготовительной школы имени святого благоверного князя Александра Невского — один из крупнейших социальных проектов, реализуемых с участием Компании и при поддержке Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. За вклад ЛУКОЙЛа в проект возрождения системы православных общеобразовательных школ области В.Ю. Президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Алекперов награжден медалью Святого благоверного князя Георгия Всеволодовича 3-й степени, учрежденной Нижегородской и Арзамасской епархией Русской Православной Церкви.

    • На протяжении ряда лет в Нижегородской области проводится проект «Мы нашли свои таланты», который дает возможность одаренным детям, оставшимся без семьи, учиться у профессиональных художников. По окончании курса детские поделки выставляются в одном из выставочных залов Нижегородского государственного художественного музея.

    • С мая 2014 года Компания является Генеральным партнером велопробега Минина. В первом велопробеге, посвященном 300-летию Нижегородской губернии, с участием Губернатора Нижегородской области приняли участие более 1500 человек.

    • В 2014 году Компания поддержала культурно-просветительский и социальный историко-фотопроект «Волжский Дмитриевский маршрут». Цель проекта состояла в том, чтобы помочь зафиксировать изменения реки Волги на протяжении 120 лет. По результатам проекта организованы фотовыставки в крупнейших городах Поволжья, других городах России и за рубежом; вышла фотокнига.

    • В 2014 году ЛУКОЙЛ помог организовать проект «Под флагом России», в рамках которого юные волонтеры Нижегородского регионального отделения Русского географического общества спустились по Оке на воздушном судне «Луч-23». -мягкое судно по маршруту первого русского военного корабля «Орел» (Дединово — Нижний Новгород (825 км)). В рамках реализации проекта создана карта культурно-познавательного туристического маршрута. Карта доступна онлайн для широкой публики и туроператоров.

    • В 2014 году ЛУКОЙЛ поддержал социальный проект ГУ МВД Нижегородской области, ГИБДД, по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием детей и нарушений правил дорожного движения.

    • В 2015 году реализован проект «Школа юных журналистов» по ​​организации тренингов и созданию фильма, посвященного 70-летию Победы.

    • В 2015 году в Нижегородской области совместно с Фондом «Наше Будущее» реализован социальный проект «

    • «Больше, чем покупка» запущен. Продукция социального предпринимательства реализовывалась на 10 АЗС ЛУКОЙЛ.

    • В 2015 году открыта спортивная площадка в ФОК «Заречье», а также построены спортивные объекты в г. Богородске и Большемурашкинском районе.

      АНАЛИЗ: Хронически откладываемый проект Нижнего Новгородского ядерного завода по-прежнему не имеет принципиального начала – но планирование затягивается

      Отсутствие инвестиционного решения по Нижегородской станции

      Вот уже несколько лет российская ядерная корпорация – Госкорпорация «Росатом» – присматривается к Нижегородской области, территории на реке Волга в центральной европейской части России, в качестве места для строительства новой атомной электростанции (АЭС), несмотря на неподходящие геологические условия в этом районе, активное сопротивление местных жителей и постоянные задержки с самим проектом.

      Решение о размещении принято в пользу участка на границе с соседней Владимирской областью, вблизи притока Волги Оки и г. Мурома. Жители Мурома активно протестуют против проекта.

      Новое предприятие Росатома, которое разрабатывается уже семь лет, еще не сдвинулось с мертвой точки и даже не получило принципиального решения о будущем финансировании.

      В сообщении РИА «Новости» от 14 июня со ссылкой на двух источников — неназванного источника в отрасли и эксперта в атомной отрасли — говорится, что инвестиционное решение в отношении площадки еще не принято.

      Тем временем нижегородское предприятие Росатома, инжиниринговая компания НИАЭП, продолжает разработку дизайн-проекта, который надеется завершить в 2014 году. Как сообщает РИА Новости, глава НИАЭП Валерий Лимаренко заявил, что его компания ожидает принятия инвестиционного решения Судя по всему, выдача разрешения на строительство.

      «Мы поставили перед собой задачу работать до получения лицензии. Как только лицензия будет выдана, мы будем ожидать принятия инвестиционного решения», — сказал Лимаренко, сообщает РИА Новости.

      В сюжете, опубликованном РИА Новости днем ​​ранее (на русском языке), Лимаренко сказал: «Мы продолжаем проектные работы по Нижегородской АЭС [и] планируем завершить их через год».

      Затраты на провалы и поход по садовой дорожке для правительства области

      Асхат Каюмов, председатель правления Нижегородского экологического центра «Дронт», назвал постоянные задержки, с которыми сталкивается предприятие «Росатома» в регионе, «очень показательной ситуацией».

      «Росатом давно обещает Нижегородской области большие деньги на строительство АЭС. А теперь получается, что инвестиционного решения нет. То есть, по сути, губернатора области и правительство просто ввели в заблуждение», — сказал Каюмов в интервью «Беллоне».

      «Еще даже не известно, будут ли деньги на строительство или нет, а пока проектные работы, кстати, идут. И готовится, тем более, в одном из самых неблагоприятных мест Нижегородской области, в зоне повышенной карстовой опасности. Такое впечатление, что проектировщики просто хотят выделить изрядный бюджет, а в конце 2014 года нам могут сказать, что при планировании выяснилось, что строительство на этом участке невозможно из-за карстовой опасности», — сказал Каюмов.

      Фото: Источник: ГТРК «Россия-Владимир»

      Риск карстовых обрушений, проще говоря, провалов или углублений на поверхности земли, которые образуются при эрозии и растворении подземными водами растворимых горных пород, является одной из фундаментальных проблем с местом, выбранным Росатомом. Карстообразование действительно может усилиться с началом строительства – рытья котлованов под будущие корпуса реакторов, а также других работ на площадке – и из-за статических и динамических нагрузок на грунт, если АЭС фактически будет построен. Возникающие в результате этого риски – это возможные сбои в работе будущей АЭС или даже, возможно, аварии, вызванные провалами, неравномерностью распределения атмосферных осадков, просадкой грунта или наклоном зданий, в которых размещаются реакторные установки, в том числе и самих реакторных зданий.

      Нижегородская АЭС: предыстория

      Идея строительства атомной электростанции в Нижегородской области активно обсуждается с 2006 года.

      Площадка для будущей станции изначально была выбрана в Уренском районе, на севере области. Затем Росатом изменил свой выбор на деревню Монаково Навашинского района, расположенную в 26 км от Мурома (город с населением 12 тысяч человек), в 105 км от областного центра Нижнего Новгорода и в 126 км от Владимира, центра Владимирской области.

      Первоначально это был проект АЭС-2006 (АЭС-2006) – одна из последних разработок Росатома на базе реактора ВВЭР-1200, еще не проверенная в практической эксплуатации; в настоящее время он используется в нескольких строящихся проектах как в России, так и за рубежом. Нижегородская АЭС должна была иметь два блока ВВЭР-1200 с возможностью добавления еще двух в будущем.

      4 сентября 2009 г. Росатом провел общественные слушания в г. Навашино по презентации проекта жителям. Мероприятие сопровождалось скандальным задержанием группы экологов, прибывших для участия в слушаниях (в их числе был и автор этого доклада). На более поздних слушаниях в Муроме, организованных 28 сентября городской администрацией, большинство участников высказались против нового завода.

      Опрос, проведенный в декабре 2007 года в Нижегородской области крупной российской частной независимой исследовательской компанией РОМИР, показал, что более 50 процентов респондентов выступают против строительства. Во Владимирской области также мало поддержки новому сайту. Жители Мурома регулярно проводят акции протеста, заявляя о своем несогласии с проектом.

      И хотя эти протесты игнорируются, обещанное строительство так и не началось.

      «С 2006 года мы постоянно слышим, что регион нуждается в АЭС и что она будет построена в ближайшее время. Но это «ближайшее будущее» ускользает от нас все дальше и дальше. К счастью, конечно. График строительства Нижегородской АЭС постоянно отодвигается, и я даже не обольщаюсь, что это как-то связано с протестами (правда, в Муроме протесты были что-то другое, я вам скажу, вполне на уровне 1990-е годы)», — сказала Татьяна Левашова, координатор Нижегородского антиядерного движения (на русском языке), имея в виду крайне социально и политически сейсмический период в недавней российской истории, когда страна, расцветающая демократия пришла на смену удушающему советскому государству, шла масштабная реформа.

      «Но такова объективная реальность: атомная энергетика экономически невыгодна, и даже с помощью государства отрасль не может развиваться так, как хотелось бы самим отраслевикам», — сказала Левашова.

      Нижегородская АЭС и другие финансовые провалы Росатома

      В самом начале своей кампании по согласованию проекта Нижегородской АЭС Росатом утверждал, что первый блок станции может быть запущен в 2016 году, а второй — в 2018 году. , согласно подробному графику проекта, размещенному на сайте Нижегородского антиядерного движения, подтвердил, например, глава Росатома Сергей Кириенко на пресс-конференции в Москве 26 сентября 2007 г. Он сообщил, что подготовительные работы начнутся на площадке в 2009а начало закладки фундамента, согласно этой хронике, должно было состояться в 2011 году.

      В хронологии также фигурирует заявление губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева от 10 октября 2007 года, что он не исключает, что первый блок станции может быть запущен уже в 2014 году. не вздрогнуло ли после заявления Шанцева.

      Спустя четыре года, 8 декабря 2011 года, продолжает хроника, Росатом принял решение о разработке проекта ВВЭР-ТОИ для выбранной площадки Нижегородской АЭС.

      Вместо того, чтобы строить два блока ВВЭР-1200, которые ранее предназначались для проекта, Росатом теперь изменил свой выбор реактора на еще более экспериментальную модель, которая будет построена в районе, известном риском карстового обрушения.

      Рассматриваемая модель является проектом, который разработчик, нижегородский НИАЭП, называет на своем сайте «доработкой» проекта АЭС-2006, направленной на создание «типового проекта ВВЭР, оптимизированного по технико-экономическим параметрам». и осуществляется в современной информационной среде».

      Этот резкий поворот должен означать, по сути, резкое изменение нижегородского проекта и должен быть проектной работой, которая заставляет НИАЭП работать над новой станцией, несмотря на то, что инвестиционное решение по проекту все еще находится на рассмотрении. Когда эта работа будет завершена, она должна будет сопровождаться процедурой лицензирования, отчетом об оценке воздействия на окружающую среду, новыми общественными слушаниями и другими необходимыми и затратными этапами.

      Но это – в сочетании с историей неоднократных год за годом задержек и колебаний с принятием окончательного инвестиционного решения – резонно выглядит так, как если бы Нижегородская АЭС была делегирована на «перепроектирование» и фактически была допущена к падению. исключен из списка проектов, намеченных к реализации, задолго до того, как аналогичная серия событий забила последний гвоздь в гроб проекта Балтийской АЭС в Калининградской области, самом западном эксклаве России, зажатом между Балтийским морем и странами ЕС Литвой и Польшей.

      Ориентированный преимущественно на экспорт проект Балтийской АЭС, разрабатываемый примерно с 2007 года, проектирование и строительство которого курирует тот же НИАЭП, сел на мель после многолетних безрезультатных переговоров в Европе по поиску соинвестора, кредитов европейских банков, или даже клиенты, желающие покупать будущую энергию завода. В конце мая прошлого года появились сообщения о том, что Росатом рассматривает возможность экзотического выбора корабельного реактора и более старой конструкции ВВЭР взамен уже выбранных ВВЭР-1200 для площадки, строительство которой велось уже несколько лет. Когда в начале июня прошлого года был обнародован просочившийся внутренний приказ НИАЭП, указывающий на то, что проект находится на консервации, и противоречащая версия точно такого же приказа, размещенная через несколько часов на веб-сайте Росатома, мало веры в то, что АЭС когда-нибудь увидит свет.

      Тем не менее, как следует из калининградской и нижегородской саги, Росатом, похоже, не имеет привычки сокращать свои потери. Согласно хронике истории нижегородского проекта, опубликованной на сайте Нижегородского антиядерного движения, представители Росатома продолжают обещать построить станцию ​​— сроки запуска теперь перенесены на 2023 год (для первого блока) и 2025 год (для второго). один). Об этом 30 января 2013 года заявил старший вице-президент НИЭАП по экономике и финансам Владимир Кац, говорится в хронике.

      «За последние шесть лет подписаны тонны документов, подготовлены проекты, на головы нижегородцев посыпались ведра пропаганды, и они даже уже какое-то время возились на участке под Монаково, но строительство так и не началось. И, надеюсь, никогда не будет, а если и будет, то никуда не денется», — сказала Левашова из Нижегородского антиядерного движения.

      «Невольно вспоминается четвертый блок Белоярской АЭС, который вот уже почти тридцать лет «в процессе достройки». Думаю, и Нижегородскую АЭС ждет та же участь — если строительство вообще начнется, конечно», — сказала Левашова.

      Трата денег налогоплательщиков на невыполненные обещания

      Росатом, государственная корпорация, продолжает тратить значительные суммы из федеральных фондов на свои новые проекты АЭС – практически без каких-либо ощутимых результатов. Для российского энергетического сектора эти вечно незавершенные атомные энергетические проекты представляют собой серьезную проблему. Если, например, ТЭЦ или газовую электростанцию ​​обычно строят в обещанные сроки, то атомное строительство в России показывает другую картину: несоблюдение принятого графика сроков запуска может составить десятки лет. на проект, в то время как некоторые проекты, такие как площадки в Калининградской и Нижегородской областях, кажутся так и не реализованными.

      Приведенный Левашовой пример, четвертый энергоблок Белоярской АЭС (около Екатеринбурга на Урале), это реактор-размножитель на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем БН-800, который строился 26 лет, с 1987 года. В 2007 году Росатом пообещал что этот блок, как и первый блок Нововоронежской АЭС-2 на базе АЭС-2006, второй очереди Нововоронежской станции (Воронежская область в Центральной Европейской России), будет готов в 2012 году. Ни одно из этих обещаний не было выполнено , а запуск новых реакторов ожидается не ранее 2014 г.

      Точно так же сейчас кажется очевидным, что первый блок Ленинградской АЭС-2, второй очереди Ленинградской АЭС вблизи второго по величине города России Санкт-Петербурга, вряд ли будет введен в эксплуатацию в 2013 году, а второй блок не будет достроен к намеченному сроку 2014 г. (оба блока ВВЭР-1200).

      Кроме того, в 2015 г. маловероятен пуск третьего блока Ленинградской АЭС, а также первых блоков Северской и Тверской АЭС – объекты, планируемые к строительству в Северске Томской области Юго-Западной Сибири и Подмосковной Тверской области соответственно . Строительство этих двух, обе на основе ВВЭР-1200 (проект Северска, как ожидается, заменит старую Сибирскую АЭС, закрытую в 2008 году), даже не началось.

      Очевидно, что первый и второй блоки Нижегородской АЭС не будут введены в эксплуатацию в 2016 и 2018 годах, как ранее заявляла Росатом.

      Все это, обещанное завершить в срок, было включено в различные утвержденные государством планы, программы и политику, и значительные суммы были выделены на финансирование нового планирования и строительства.

      Вывод из истории с Нижегородской АЭС очень простой. Российская атомная энергетика остается одним из крупнейших получателей федерального финансирования в стране, но, по крайней мере, в том, что касается графиков запуска новых мощностей, корпорация систематически не выполняет своих обещаний.

      Что касается дальнейшего развития ситуации, то возможны два сценария. Либо Росатом продолжает пользоваться постоянным потоком политической и финансовой поддержки, которую российское правительство продолжает оказывать в обмен на пустые обещания, либо российское правительство пробуждается к более прагматичному подходу и направляет государственное финансирование на реализацию менее затратных и ненадежных и более экологически безопасные энергетические проекты.

      Тем более, что в большинстве российских регионов действительно есть неядерные варианты энергетики, в том числе и в Нижнем Новгороде.

      ТЭЦ — более солидная перспектива

      Уже к 2016 году в Кстовском районе Нижегородской области может быть построена современная и эффективная парогазовая ТЭЦ мощностью 900 МВт. Сюжет РИА Новости от 11 апреля ) сообщил, что первый энергоблок мощностью 450 МВт планируется запустить в 2016 году, а второй — в 2018 году. оценивается в 28,68 млрд рублей (около 872 млн долларов).

      Таким образом, один мегаватт установленной мощности составляет около 32 миллионов рублей (973 000 долларов США). Это примерно в три раза дешевле, чем один мегаватт установленной мощности двухблочной АЭС ВВЭР-1200, стоимость которой оценивается более чем в 110 миллионов рублей (3,34 миллиона долларов). Эта стоимость следует из капитальной стоимости, указанной для станции такого типа — 270 миллиардов рублей (8,21 миллиарда долларов США) — министром промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан, где такая станция также рассматривается (на русском языке).

      Ситуацию в Нижегородской области хорошо иллюстрирует один из выводов, сделанных в обширном отчете «Беллоны» за 2011 г. «Экономика российской атомной энергетики»: «[…] электроэнергия, производимая атомными электростанциями, уже сейчас стоит дороже для российского потребителя, чем электроэнергия, вырабатываемая электростанциями, работающими на газе […]. […] Государство […] по существу предоставляет отрасли безвозмездный капитал, несет ответственность за те ядерные риски, которые не покрываются страховыми взносами, и в значительной степени участвует в прямом субсидировании ядерного топливного цикла.