Дворец алексея михайловича в коломенском гравюра: Коломенский дворец царя Алексея Михайловича: история, описание, экспозиция музея

Коломенский дворец царя Алексея Михайловича: история, описание, экспозиция музея

Усадьба Коломенское с теремным дворцом царя Алексея Михайловича является сегодня историко-архитектурным и природно-ландшафтным музейным заповедником.

Золотым веком царского села Коломенское стало правление Алексея Романова. По его указу на высоком берегу Москва-реки был построен дворцовый комплекс, прозванный восьмым чудом света.

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском – это образец деревянного зодчества XVII века. Он стоит в большом парке, где великолепно сохранились храмы и павильоны.

Сочетание ландшафтов и архитектуры превратили усадьбу в несуетный оазис в центре столицы, куда стекаются тысячи туристов, поразительным образом не создавая столпотворения.

Содержание

История дворца

В силу удачного стратегического местоположения Коломенское имеет бурную и многоликую историю. Кроме звучных великокняжеских и царских имен она связана с именами Лжедмитрия, Ивана Болотникова. А в XVII веке Коломенское стало центром известного Медного бунта.

Во времена царствований сюда наезжали пировать и охотиться Василий III, Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Александр I. Дворец много раз перестраивали, разбирали и вновь восстанавливали.

Царь Алексей Михайлович часто бывал в полюбившемся ему селе. Это было место торжественных приемов и соколиной охоты. И поныне на территории музея существует Соколиный двор, где живут ловчие птицы.

Алексей Михайлович постоянно обустраивал усадьбу, а 3 мая 1667 года собственноручно заложил новый дворец по принципу хоромного строения.

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Гравюра Фридриха Гильфердинга, 1780г.

Для строительства дворца были привезены русские мастера — плотники патриарха Никона, который отстраивал в то время Новоиерусалимский монастырь.

Возведение дворца завершило ансамбль всего Государева двора. Иноземцы того времени сравнивали городок-дворец с новенькой игрушкой, только что вынутой из ящика.

После переноса столицы в Санкт-Петербург Коломенское потеряло свое особое положение. Во время Отечественной войны 1812 года порядком обветшавший дворец был разрушен французскими войсками.

Через некоторое время для императора Александра I построили новый дворцовый комплекс. Однако и он простоял всего несколько десятилетий. При разборке строения на его месте по линиям фундамента высадили акации.

Вид царского дворца в селе Коломенском с северной стороны, 1830-1840г.

Несколько веков назад село Коломенское отстояло от Москвы в семи верстах. Москва давно расстроилась и Коломенский дворец оказался практически в центре столицы, в районе Замоскворечье.

Реставрационные работы здесь впервые были проведены в 1913-1916 годах. А в 1920 году организован музей. Архитектор и реставратор Петр Барановский на энтузиазме начал доставлять на территорию памятники деревянного зодчества и артефакты со всей России.  Основатель музея Барановский спас для потомков огромное количество раритетов.

Не удивительно что, имея в усадьбе архитектурную коллекцию деревянных памятников, специалисты много лет не оставляли мысль восстановить царскую резиденцию как чудо деревянного зодчества.

Воссоздание царского дворца

Сегодня Летний дворец в селе Коломенское – это воспроизведение оригинала XVII века. Авторы проекта деликатно называют его макетом в натуральную величину, не претендуя на абсолютную копию.

Он называется теремным: 27 теремов соединены между собой переходами. В 2010 году московское правительство воссоздало его на основе обмеров и чертежей 1767 года, сделанных по высочайшему указу Екатерины II.

Из построек дворца только каменный храм Казанской Божьей матери имеет прежнее местоположение. Вокруг выросли вековые деревья, поэтому лес уничтожать не стали и сместили новый комплекс на километр. А на месте исчезнувшего дворца стоит Челобитный камень, на котором оставляли   прошения и жалобы самодержцу Всея Руси.

Загородная резиденция была окружена каменной стеною с пятью воротами. Часть стены сохранилась. Сам дворец из дуба и сосны стоял на каменном фундаменте.

В наши дни все конструкции монолитные, из железобетона. Они покрыты  бревном и тесом.

Несмотря на то, что новый выстроенный Коломенский дворец со свежими росписями и прочими репликами не имеет многовековой исторической ценности, он важен как неотъемлемый образ историко-архитектурного заповедника.

В конце концов Коломенский дворец исчезал и возрождался на протяжении столетий как былинная птица Феникс. И вполне закономерно в его легенде очередное возрождение уже в XXI веке.

Архитектура дворца царя Алексея Михайловича

Теремной комплекс сегодня отстроен с высокой достоверностью. Помимо чертежей воспроизвести старорусский стиль в соединении с элементами Западной Европы помогли модель дворца работы резчика Д. Смирнова, а также немецкая гравюра театрального декоратора Фридриха Гильфердинга.

В планировке появилось светское начало. Жилые помещения не отделялись от других палат. Из других архитектурных новшеств – асимметрия и отсутствие единого фасада. Каждая часть дворца выглядит как бы самостоятельной, вместе с тем составляя единое целое – содружество теремов.

Возведение такого сложного объекта в XVII веке было возможным только при наличии высокого уровня строительных технологий при работе с деревом.

Русское узорочье с обилием витых столбиков, резных наличников и причудливых кокошников воплотилось во внешнем убранстве многоярусного дворца государевой семьи. Использовалось много сусального золота, что поражало воображение иноземцев.

Знаменита на весь мир чешуйчатая кровля, украшенная двуглавыми орлами.  Она имеет изумрудный цвет с позолотой.

Сени, терема, светлицы, чердаки, гульбища (балконы), чуланы, мыльни, мастеровые подклети – все эти помещения были соединены переходами. Такие же переходы вели к церквям.

Весь архитектурный ансамбль за счет многоярусности создает впечатление сказочного города с иллюстраций детских книжек.

Стрелецкие избы, оружейная избушка, ледники, конюшни, житницы, приказные палаты, поварни и другие хозяйственные постройки придавали этому декоративному городу оживление.

Коломенский дворец в цифрах:

  • Общая площадь — 7,23 кв. метров
  • Теремов – 27
  • Ярусов — 5
  • Интерьеров основной экспозиции — 24
  • Всего помещений – 288
  • Окон во дворце — 3000
  • Площадь усадьбы – 390 га

Внутреннее убранство, экспозиции музея

Столовая палата

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском состоит из женской и мужской половин. Для посещения с экскурсией доступны Думная, Престольная и Столовая палаты, личные покои царя, царицы, царевен и царевичей.

Из западноевропейского стиля использован принцип анфилад, гобелены на стенах и слюдяные окна с разноцветными витражами.

Стены обиты статусным материалом того времени – красным сукном. Во многих интерьерах использована красная кожа с золотым тиснением.

Расписывали интерьеры мастера из знаменитых мастерских Оружейной палаты. Иконописцы, живописцы и резчики по дереву украсили хоромы, заполнив все дворцовое пространство.

В оформлении помещений использовалось так называемое травное письмо, требовавшее от мастеров виртуозного владения кистью без нанесения предварительного эскиза.

Экскурсанты увидят в помещениях большое количество изразцовых печей. Ни одна из них не повторяет другую.

Предметы в экспозиции музея красноречиво рассказывают о государственных традициях ушедшего времени и бытовой жизни царственных особ. Основная экспозиция музея в Коломенском делится на три части – Хоромы царя, Хоромы царевичей и Хоромы царицы. Каждая часть состоит из нескольких помещений разного назначения.

Хоромы царя

Трон царя в Престольной палате

Вначале вы попадаете в Передние сени. В этом месте ждали своей очереди дворцовые чины и слуги, здесь проходило оглашение указов. Отсюда открывается вид на Парадные залы. Функцию приемной выполняла Думная палата.

Особо важные церемонии проходили в самом просторном помещении – в Столовой палате. Здесь пировали во время торжеств и принимали иноземных гостей. Царь восседал отдельно от пирующих, на богатом троне. Посетителям представлены муляжи блюд царского застолья.

Роспись потолка Столовой палаты

Но главный трон находится в Престольной палате. У подножия престола расположились механические рыкающие львы – это был явный отсыл к трону царя Соломона. Во времена Алексея Михайловича львы были обшиты овчиною.

Личные покои составляют царский кабинет, молельня, спальня и мыльня. В кабинете все предназначено для работы: книжные шкафы, стол, кресло, шахматы.

Алексей Романов был тружеником, его день начинался в 4 утра. Именно ему принадлежит изречение «Делу время, потехе час». Многочасовая работа в кабинете требовала наличия не столько роскошной, сколько удобной мебели.

В экспозиции кабинета по сию пору хранится личная печать царя. Здесь же во время экскурсии можно на сенсорном столе ознакомиться с историей  династии Романовых.

В царской опочивальне стоят подлинная кровать и шкаф Алексея Михайловича. Царь любил эфирные масла, они тоже были неотъемлемой частью интерьера наряду с зеркалами и туалетными принадлежностями.

Доступ в опочивальню был строго воспрещен. Сюда мог входить только постельничий – особо доверенное лицо самодержца.

Хоромы царевичей в Коломенском дворце

Учительная палата

Важной частью данной реконструкции является Учительная палата. Здесь обучались царские наследники – Федор и Петр Алексеевичи. В палате вы увидите подлинные книги и Букварь.

Детские доспехи и сабельки выставлены в витрине как свидетельство обучения царевичей ратному делу.

В небольших личных комнатах старинная мебель, а также письма и книги, дающее представление о хорошем образовании и кругозоре.

Отметим, что русский царь Алексей Михайлович был восприимчив к западному стилю, влияние на это оказала его вторая жена Наталья Нарышкина. Данный стиль явно отражен в убранстве комнаты юного Петра. Это тоже постепенно формировало его мировоззрение.

Отдельные переходы вели в мыльню. А из каждого покоя царевичей небольшая дверь направляла на половину царицы.

Хоромы царицы

Царица с детьми много времени проводила в Коломенском. Несмотря на царственное положение, женщинам семьи издревле полагалось вести довольно затворнический образ жизни. Рукоделие и молитвы были их основным времяпрепровождением.

Однако супруга Алексея Михайловича, в которой тот души не чаял, — Наталья Кирилловна Нарышкина, в теплое время года ездила в открытой карете, что прежде было немыслимым. И смотреть на женскую половину во многом можно как на часть личного пространства государыни и дань вековым традициям.

Здесь в Престольной палате она вела свой прием аристократии и духовенства. Вы увидите ее более скромный, чем у царя, трон. В экспозиции также выставлена посуда того времени.

Но прежде в Передних сенях государыни вы задержитесь у портретной галереи из женских парсун царствующей династии.

Рукоделием Наталья Кирилловна занималась в специально предназначенной для этого светлице с большими окнами. Здесь посетителям покажут пяльцы для вышивания и женский наряд знати XVII века. Образец шитья жемчугом находится под иконой Успения Богородицы.

Утренние и вечерние молитвы совершались в собственной моленной комнате – Крестовой палате. И если царь молился в полном уединении, то с царицей до определенного возраста молились и дети. Поэтому ее моленная больше по размерам.

Интерактивная панорама дворца

Дворец царя Алексея Михайловича РомановаМузей в Москве

Дворец царя Алексея Михайловича | Государственный выставочный зал-музей Наследие

Древнее подмосковное село Коломенское выделялось среди других вотчин российских государей – здесь размещались великокняжеские и царские загородные резиденции. Самая знаменитая из них – деревянный дворец царя Алексея Михайловича (1645-1676гг).

Сын Михаила Фёдоровича (первого царя из династии Романовых) Алексей Михайлович, вступив на престол, неоднократно перестраивал и расширял подмосковную отцовскую резиденцию, что было связано с ростом его семьи. Он часто посещал Коломенское, проводил здесь официальные церемонии и занимался соколиной охотой в его окрестностях.

В 1660 годах царь Алексей Михайлович задумал масштабные изменения Коломенской резиденции. Торжественная церемония закладки фундамента нового дворца, начавшаяся молебном, состоялась 2-3 мая 1667 года. Строился дворец из дерева по чертежам, работу вела артель плотников под руководством стрелецкого головы Ивана Михайлова и плотничьего старосты Семёна Петрова. С зимы 1667 года по весну 1668 г столярные мастера выполняли резные работы; в 1668 г во дворце обивали двери и готовили краски для росписи стен. Во время летнего сезона 1669г выполнялись основные иконописные и живописные работы. Весной и летом 1670 г во дворце работали кузнецы, резного железного дела мастера и замочники.

Осмотрев дворец, царь распорядился добавить живописных изображений, которые и были выполнены в 1670-1671 гг. государь внимательно следил за ходом работ, в течение всего строительства часто приезжал в Коломенское и останавливался там на день.

Осенью 1673г дворец был завершён, а немного раньше, зимой 1672\73г, его освятил патриарх Питирим. На церемонии иеромонах Симеон Полоцкий произнёс «Приветство» царю Алексею Михайловичу.

Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим представлениям семейного уклада того времени. Клети соединялись сенями и переходами. Дворцовый комплекс делился на две половины: мужскую, включавшую терема царя и царевичей, столовую палату и парадные сени, и женскую, состоявшую из теремов царицы и царевен. Всего во дворце было 26 теремов разной высоты – от 2 до 4 этажей. Основными жилыми помещениями были комнаты второго этажа.

Всего во дворце насчитывалось 270 покоев; освещали из 3000 окошек. При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовали резные наличники и обшивку тёсом, имитирующую камень. В решении фасадов и интерьеров активно применяли принципы симметрии.

В результате масштабных работ получился сложный комплекс, потрясавший воображение как современников, так и людей «просвещённого» XVII века. Дворец отличался большой декоративностью, его фасады были украшены затейливыми наличниками, многоцветными резными деталями и фигурными композициями, придававшим зданию нарядный вид.

В 1672 -1675 гг царь Алексей Михайлович с семейством регулярно выезжал в Коломенское, активно используя дворец для дипломатических церемоний. Новый государь Фёдор Алексеевич (1676-1682) осуществил перестройку дворца. 8 мая 1681 года плотник Семён Дементьев , крестьянин боярина П.В.Шереметьева, вместо обветшавшей повалушки начал строительство огромной Столовой палаты. Окончательный вид здания был запечатлён затем на различных гравюрах и картинах.

Коломенский дворец полюбился всем последующим правителям России. В 1682-1696гг его посещали царь Иван и царевна Софья Алексеевна, но значительно чаще других здесь бывали царь Пётр и царица Наталья Кирилловна. При Петре I под дворец был подведён новый фундамент.

На протяжении XVIII века дворец ветшал и разрушался, несмотря на все попытки его сохранить. В 1767 году по указу императрицы Екатерины II началась разборка дворца, продолжавшаяся примерно до 1770 года. В процессе демонтажа были составлены подробные планы, которые вместе с описями XVIII века и изобразительными материалами дают достаточно полное представление об этом замечательном памятнике архитектуры.

Ныне дворец воссоздан в Коломенском на новом месте по старинным чертежам и изображениям. Деревянный дворец царя Алексея Михайловича «переселился» на юго-восточные границы Московского государственного объединённого музея-заповедника, по соседству с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенной в селе Дьяково в 60-х годах XVII века.

Деревянный дворец царя Алексея Михайловича

Царская усадьба Коломенское проходит по правому берегу Москвы-реки от станций метро Коломенская до Каширской и является одной из самых популярных достопримечательностей Москвы за пределами центра города. Исторически усадьба Коломенское была местом села, основанного беженцами из Коломны, спасавшимися от монголо-татарского нашествия. При царе Алексее Михайловиче Коломенское стало царской резиденцией, а в 1660-х годах здесь был построен деревянный дворец. Это был грандиозный дворец с богатым экзотическим убранством, неизменно вызывавший восхищение у видевших его иностранцев. Современники царя называли его «восьмым чудом света».

Хотя он был построен только для летней резиденции, он стал любимой резиденцией как царя Алексея, так и его преемников. В 1709 году во дворце родилась будущая императрица Елизавета Петровна, здесь провел часть своей юности царь Петр Великий. Дворец просуществовал до времен Екатерины Великой, которая приказала снести дворец. Деревянный дворец, который вы видите сегодня в Коломенском, — это копия, построенная совсем недавно по первоначальным архитектурным планам.

Фото предоставлено

Во время своего правления царь Алексей Михайлович приказал снести все прежние деревянные постройки в Коломенском и заменить их новым большим деревянным дворцом, прославившимся своими причудливыми, сказочными крышами. Он являл собой образец несимметричной красоты русского деревянного строительства и поражал всех, кто его видел. Дворец содержал причудливое сочетание около 250 комнат, лабиринт коридоров и подъездов, украшенных резьбой и различными элементами вроде шатровых и других необычных по форме крыш, флюгеров и позолоченных фигур двуглавых орлов.

После переноса столицы в Санкт-Петербург дворец пришел в упадок, поэтому Екатерина Великая отказалась сделать его своей московской резиденцией. Судя по всему, Екатерина действительно пыталась отремонтировать дворец и велела составить смету ремонта, прежде чем передумала. В 1768 году по ее указу деревянный дворец был снесен и заменен гораздо более скромным каменно-кирпичным строением. Екатерининский дворец также был снесен в 1872 году, и от него осталось лишь несколько ворот и внешних построек.

Фото предоставлено

К счастью, сохранились подробные планы оригинального деревянного дворца, на основе которых Правительство Москвы в 2010 году построило полноразмерную копию. каменная церковь 16 века, известная как Белая колонна, чтобы сохранить исторический фундамент. Новое строение, однако, не полностью деревянное — оно было построено из бетона, а затем покрыто деревянными бревнами.

Помимо точной копии деревянного дворца царя Алексея Михайловича, в Коломенском также есть много старых деревянных зданий и различных артефактов, которые были перевезены в Коломенское из разных концов СССР для сохранения. Аналогичная работа по «консервации путем перевозки» проводилась в Республике Карелия, где в 1950-е годы на остров из разных уголков Карелии для консервации были перевезены десятки исторических деревянных построек.

Эскиз деревянного дворца царя Алексея Михайловича XVIII века. Фото кредит

Photo credit

Photo credit

Photo credit

Photo credit

Photo credit

Photo credit

Photo credit

Photo credit

Фото, кредит

Фото, кредит

Фото, кредит

Фото, кредит

Фото

Фото

Источники: Википедия / Angel Fire / Русская Википедия / Rusmania

музеев России: Выставка «Дворец царя Алексея Михайловича в акварелях XIX века» в Коломенском

29 августа 2014 года в музее-заповеднике «Коломенское» (г. Москва) открылась выставка «Дворец царя Алексея Михайловича в акварелях XIX века». XIX век».

Коломенское — главная царская резиденция первых Романовых. Строительство летней резиденции началось в 1667 году, 113 художников в течение почти 20 лет украшали дворец внутри и снаружи. Современники называли его «восьмым чудом света», его воспевал поэт Симеон Полоцкий, дворцом восхищались иностранные гости. Дворец за время своего существования запечатлен в серии рисунков Фридриха Берггольца — голштинского дворянина, дипломата, писателя, художника. Незадолго до его вскрытия дворец начертил и выполнил с гравюры рисунок Фридриха Гильфердинга — приехавшего из Вены театрального дизайнера, живописца и рисовальщика.

Возведенный в 1667-1672 годах дворцовый ансамбль просуществовал сто лет и был разобран по приказу императрицы Екатерины II, но она же позаботилась о сохранении памяти о дворце: по ее указу была изготовлена ​​«подлинная» модель дворца , который продемонстрировал и внутреннее убранство. С этой модели (пропавшей во время пребывания в Москве армии Наполеона) были выполнены многочисленные рисунки и наброски. Большинство из них хранится в Государственном Историческом музее. По ним были выполнены гравюры для книги П. С. Валуева «Исторические сведения о селе Коломенском…», изданной в 1809 г.. Идея восстановления дворца царя Алексея Михайловича на протяжении веков вдохновляла художников, графиков, архитекторов и миниатюристов.

В царствование императора Николая I (1825-1854) общество уделяло больше внимания русским древностям, признавая их эстетическое, иконографическое и мемориальное значение. После визита императора в Коломну в 1835 г. Двор заинтересовался любимой резиденцией царя Алексея Михайловича и обсудил возможность реставрации дворцового ансамбля. Помощники архитектора Московской судебной конторы П. А. Герасимов, Н. А. Попов, Т. Таман, В. Г. Дрегалов выполнили обмеры уцелевших памятников Коломны и серию акварельных рисунков дворца царя Алексея Михайловича.

Вероятно, эта работа связана с созданием представленного на выставке цикла акварелей (архитектурные рисунки с акварельной обработкой) с изображением четырех фасадов Коломенского дворца.