Дубровицы церковь внутри: Главная страница | Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Главная страница | Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Пасхальное послание архиепископа Подольского и Люберецкого Аксия

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах с 1990 г. является действующим храмом.

Знаменский храм — уникальный памятник русской архитектуры давно вошедший в сокровищницу мирового искусства.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы — архитектурная доминанта древней усадьбы Дубровицы, раскинувшейся у слияния рек Пахры и Десны. Церковь расположена в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области. Знаменский храм – уникальный памятник русской архитектуры конца XVII– начала XVIII в., давно вошедший в сокровищницу мирового искусства. Столпообразное белокаменное здание, выполненное в стиле барокко, поднято на высокий цоколь и окружено открытой галереей, декорированной белокаменным кружевом из цветов, фруктов, кистей и проч. Изящная восьмигранная башня церкви увенчана золоченой металлической короной. Фасады храма богато украшены скульптурами святых и ангелов, цветочным и растительным орнаментом, стены четырехлепесткового яруса – бриллиантовым рустом.

Интерьер Знаменской церкви украшают горельефы, выполненные на библейские сюжеты. Сцены «Страстного цикла» сопровождаются латинскими стихами, помещенными в изящные картуши. Такие же надписи имеются и под ангелами с орудиями страстей Христовых. В храме можно увидеть скульптуры с изображением воскресения Христова, коронования Божией Матери и проч. В западном лепестке церкви сохранились двухъярусные деревянные золоченые хоры, на которых в 1704 г. во время освящения храма молился царь Петр I со своим сыном царевичем Алексеем.

Подробнее о храме

Таинства (крещение, венчание, елеосвящение) и обряды (отпевание) совершаются по предварительной договоренности со священником.

Телефон храма: 8 (4967) 65-16-44

Последняя новость

Пасхальный праздник в приходе Знаменского храма пос. Дубровицах

23 апреля в Малом зале КПЦ «Дубровицы» состоялся праздник, посвященный празднику Пасхи и Дню Победы, подготовленный прихожанами, учениками воскресной школы и молодежным клубом «Ихтис». Ребята показали музыкально-поэтическую композицию «Пусть всегда будет солнце!», а участники молодежной театральной студии Знаменского храма «Пилигримы» показали спектакль «Победа пришла на Пасху!» по дневниковым записям прихожанки Знаменского храма Э.Г. Филипович.

Важные ссылки

Расписание богослужений

25

апреля

вторник

Радоница. Пасхальное поминовение усопших

Задать вопрос священнику

Новости храма

Пасхальный праздник в приходе Знаменского храма пос. Дубровицах

Пасхальное посещение пожилых прихожан на дому членами молодежного клуба «Ихтис» Знаменского храма пос. Дубровицы

Подготовка к Пасхе в молодежном клубе «Ихтис» Знаменского храма пос. Дубровицы

Участие молодежного хора Знаменского храма пос. Дубровицы в литургии на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в приписном храме мч. Уара в д. Булатово

Уборка храмовой территории молодежью Знаменского храма в Дубровицах

Встреча с выпускником воскресной школы и студентом исторического факультета ПСТГУ в Знаменском храме в Дубровицах

Приходская газета «Знаменский Благовестник»

Telegram канал молодежного клуба Знаменского храма в Дубровицах.

Воскресная школа

Детская воскресная школа при Знаменском храме в Дубровицах существует с 2003 г.

В настоящее время в ней обучаются около 50-ти детей в возрасте от четырех до тринадцати лет. Занятия проводят прихожане, имеющие богословское и педагогическое образование. Родители также принимают активное участие в воспитательном процессе, благодаря чему, в школе создаётся семейная обстановка.

Страница школы в ВКонтакте

История храма | Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Горизонтальные вкладки

История строительства храма

История строительства храма

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Нам доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.

1690 г. — 1699 г.

СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА

1704 г.

ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА

Борис Алексеевич Голицын

Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, и уже в 1690 г.Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.

Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии. Он была возведен в 1662 г., а в 1690 г. перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, повсюду встречающегося в Подольском крае. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.

Не остается сомнений, что строительство храма было закончено к 1699 г., а может быть, даже и раньше. Однако до ее освящения прошло еще пять лет. Вероятно, это было вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви Петра I, что было невозможно до 1704 г., т. к. государь в это время почти не посещал Москву. Но, прежде всего, князь должен был получить разрешение на освящение столь необычного храма, построенного в стиле барокко и украшенного на европейский манер, у Патриарха Адриана. Возможно, что в процессе строительства в первоначальный план были внесены изменения, и еще нескоялько лет потребовалось мастерам для сооружения белокаменной галереи храма.

Митрополит Стефан

После смерти Патриарха Адриана местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). 11 (старый стиль) февраля 1704 г. местоблюститель освятил новую церковь в Дубровицах. На богослужении в этот день присутствовали сам царь Петра I и его сын царевич Алексей. Торжества по этому поводу продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей. После этого Петр I, видимо, Дубровицы уже не посещал.

Архитектура храма

Архитектура храма

В плане церковь представляет собой центрическое сооружение: равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом –около 42, 3 м. Вокруг храма, повторяя контур его плана, идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь здания и парапет покрыты целой сетью орнамента.

Барокко

Архитектурный стиль

Объект культурного наследия

Скуьлптуры апостолов

Весь храм обильно украшен круглой белокаменной скульптурой – вещь небывалая для того времени. Около западных дверей помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Статуя святителя Василия Великого расположена над западной дверью храма. Скульптуры изображают высоких старцев, одетых в мантии.

Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.

Сферический свод столпа Знаменской церкви закрыт восемью шипастыми дугами металлической золоченой короны. Подобное завершение храма в виде короны довольно оригинально. В другом подмосковном имении Б. А. Голицына, Больших Вяземах, князь тоже украсил церковь венцом. Однако он отличался от дубровицкой короны по форме и был выполнен из белого камня.

Интерьер храма

Интерьер Дубровицкого храма также имеет обильное скульптурное убранство. Рельефные композиции занимают значительную часть пространства. Сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко, очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены в определенной системе. Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.

Скульптурная композиция «Распятие»

Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». Справа от «Распятия» сделана надпись, на которую указывают два сидящих Ангела. Подобные тексты сопровождают и другие сцены и расположены в картушах, украшенных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами. Изначально надписи были сделаны на латинском языке, но при реставрации XIX в. их по требованию митрополита Московского Филарета (Дроздова) заменили церковнославянскими цитатами из Евангелия. При реставрационных работах, проводившихся в 2004 г., латинские тексты были восстановлены в своем первоначальном виде.

В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви. Легкие резные столбики поддерживают второй ярус хоров, имеющий вид мостика. Именно здесь во время освящения церкви в 1704 г. молился Петр I. Замечательна резьба иконостаса и двухъярусных хоров.

Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Несомненно, что образа, как и убранство храма, испытали влияние западноевропейской иконографии.

Двухярусные хорыИстория прихода

История прихода

За свою трехсотлетнюю историю Дубровицкая церковь пережила три крупных реставрации и только одна из них была доведена до конца. Она относится ко времени, когда Дубровицами владел граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов.

Реставрация храма 1848–1850 гг. была поручена академику Федору Федоровичу Рихтеру. На работах в Дубровицах было задействовано до 300 мастеров.

Освящение обновленного храма совершил 27 (старый стиль) августа 1850 г. митрополит Московский Филарет. На память о посещении Дубровицкой церкви святитель оставил в ней вызолоченные серебряные умывальник и блюдо, которые использовались при совершении богослужений.

В 1812 г. Дубровицы были заняты войсками армии Наполеона, однако никакого вреда церкви французы не нанесли. Не ко всем храмам было продемонстрировано такое отношение.

Советский период нашей истории оказался более жестоким по отношению к Дубровицким памятникам, чем время наполеоновского нашествия. В начале марта 1930 г., по сообщению газеты «Подольский рабочий», было получено разрешение на закрытие церкви в Дубровицах, а на 8 марта там намечалось снятие колоколов. Годом раньше постановлением Волостного исполнительного комитета все священно- и церковнослужители были выселены из своих домов на территории Дубровиц, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы». Так открывалась трагическая страница в истории этого величественного храма.

Михаил Андреевич Порецкий

Последним настоятелем Знаменской церкви был священник Михаил Андреевич Порецкий, сосланный в 1930 г. в г. Семипалатинск, откуда он не вернулся. В конце 1950-х гг. храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. В течение 40 лет институт вел реставрационные работы в церкви, которые, к сожалению, так и не были завершены.

С октября 1989 г. по октябрь 1990 г. верующие вели борьбу за возвращение Дубровицкого храма Русской Православной Церкви. 14 октября 1990 г. в Знаменской церкви было совершено первое богослужение. Его возглавил архиепископ Можайский Григорий.

С того времени силами прихода в храме и на его территории ведутся масштабные сложные реставрационные работы. Для этого было составлено несколько проектов реставрации храма начиная с гульбища и фундамента и кончая иконостасом и хорами. 

В течение 2000 годов были отреставрированы все четыре большие белокаменные паперти храма и начата реставрация резного декора белокаменного гульбища. Эти работы еще не завершены. Также специализированной реставрационной организацией было проведено укрепление фундамента храма с заполнением специальным раствором возможных трещин и пустот на всех уровнях фундамента храма и гульбища.

В интерьере храма проведена косметическая реставрация скульптурных горельефов. С 2003 по 2018 года велась реставрация резного позолоченного иконостаса храма. Полностью были отреставрированы сохранившиеся иконы конца XVII века и воссозданы утраченные. Начата реставрация резных позолоченных хоров.

Иконостас 2003 г.Иконостас 2005 г.Иконостас 2019 г.

В 1910 г. архитектор Сергей Маковский сказал о Дубровицком храме: «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!» Эти слова, пройдя через времена гонений и разрухи, возрождения и реставраций, не утратили своей актуальности. И сегодня каждого, кто приезжает в Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы завораживает так же, как и столетия назад!

Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

В селе Дубровицы, на западной окраине подмосковного Подольска, при слиянии рек Десны и Пахры, находится церковь, построенная в конце 17 века, окружен парком, что очень нетипично для русской архитектуры. Знаменская церковь в стиле барокко построена в 1690 году в память возведения Бориса Голицына в боярские саны.

Архитектура Знаменской церкви в Дубровицах в некотором роде предвосхитила преобразования в России, которые вскоре после ее строительства были начаты царем Петром Великим. Храм в стиле барокко строился на протяжении четырнадцати лет, с 169 г.0 по 1704 г., в теплое время года — и зимой в специальных помещениях работали резчики по камню, создавая для него скульптуры и горельефы. Камень для храма доставляли по реке Пархе из сяньских каменоломен.

Инициатором и попечителем строительства храма был воспитатель будущего российского императора Петра I — Борис Алексеевич Голицын. В своей жизни он познал и возвышение, и посрамление — и, по примеру многих благочестивых людей старой, допетровской Руси, решил воздвигнуть храм во славу Господа Бога. Этот храм должен был быть необычным, единственным в своем роде. Для этих целей Борис Голицын заказал из Европы итальянских и немецких архитекторов, а также пригласил лучших русских мастеров.

В целом строительство Знаменской церкви было завершено к 1700 году, но предстояло еще многое сделать по внутреннему убранству. Интересно, что Патриарх Московский и всея Руси Адриан отказался освятить храм из-за своего архитектурного решения, нетипичного для русской православной традиции. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах освящена в начале 1704 года рязанским митрополитом Стефаном; на чине освящения вместе со многими другими гостями царь Петр I и его сын Алексей совершили молитву. Ко дню освящения все отделочные работы внутри храма были полностью завершены.

Знамения церковь построена на месте молитвы. Раньше вместо него стоял деревянный Ильинский храм, который перед началом строительных работ был разобран и перевезен в село Лемешево. Новый каменный храм Знамения Пресвятой Богородицы, увенчанный короной с крестом, поднялся на высоту 42,3 метра.

В плане церковь представляет собой восьмиконечный крест с закругленными лопастями. Он был построен, как уже было сказано, из местного белого камня — легко поддающегося обработке, но отличавшегося в то же время относительно невысокой прочностью. По этой причине статуи и богатый декор храма за три столетия частично разрушились. Однако большая часть убранства церкви все же сохранилась.

При входе в Знаменскую церковь паломников встречают статуи святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова с книгами в руках. Фигура третьего святого, Василия Великого, расположена над входом, на крыше западного притвора. Края восьмиугольника храма разделены изваяниями двенадцати апостолов Господа Иисуса Христа: восемь — по углам и четыре (святых евангелиста) — под окнами храма, в углубленных углах цоколя. Храм увенчан куполом с четырехлепестковыми люкарнами и резной позолоченной короной. Как и многим образцам европейской архитектуры, храму в Дубровицах присуща общая устремленность ввысь.

Раньше рядом с храмом находилась трехъярусная колокольня, построенная в середине 18 века, также в стиле барокко. На звоннице висело девять колоколов разных размеров и «голосов»; самый большой из них весил две тонны. Под колокольней стояла теплая церковь во имя мучеников Адриана и Наталии. Однако до наших дней колокольня не сохранилась: ее взорвали в 30-х годах ХХ века.

Интерьер церкви украшен множеством горельефов, изречений на латыни и искусно выполненных хоров. Центром внутреннего пространства храма является деревянный резной иконостас в стиле барокко. Напротив него, над входом, стоит ложа, в которой во время службы молился Борис Голицын.

Храм Знамения Пресвятой Богородицы был закрыт в 1930-е годы, во время атеистических гонений на веру. Храм вновь открыт в 1990 году. Среди реликвий Знаменской церкви в Дубровицах – чтимая икона мученика Уара с частицей мощей, раки с частицами мощей преподобного Серафима Саровского, блаженной Матроны Московской, равноапостольной императрицы Елены и других, древних и новых святых.

Вы можете написать письмо Богу или поставить свечку в храме.

Святые Пространства: Знаменская церковь (Дубровицы)

  • 29 марта 2019 г. 13:45
  • Опубликовано Gallery Byzantium

Фото MOCKBA08. Через Викисклад.

В тридцати минутах езды от Москвы находится небольшой подмосковный город Дубровицы и Храм Знамения Божией Матери. Церковь находится в небольшом поместье боярина Морозова, чья дочь вышла замуж за князя Голицына в 1600-х годах. Поместье состоит из «дворец, несколько хозяйственных построек, церковь и парк».

В 1690 году князь Голицын поручил построить в усадьбе церковь в стиле барокко. Он должен был быть воздвигнут как завещание царю Петру Великому с золотой короной на центральной башне (а не с традиционными куполами, которые обычно встречаются в православных церквях). В 1698 году красивая церковь была завершена. К сожалению, имена архитекторов затерялись в истории, хотя считается, что они итальянцы, поэтому приписать изысканную работу некому. Однако, по некоторым слухам, князь Голицын нанял архитекторов с условием, что их имена никогда не будут названы.

Еще более досадным было то, что Петр Великий так и не благословил храм, построенный в его честь, хотя и присутствовал на освящении. По его мнению, Знаменская церковь выглядела «слишком католической» с ее витиеватыми элементами европейского барокко. С его мнением согласились многие видные русские православные деятели; церковь была обильно украшена изображениями и фигурами святых и ангелов и отказалась от «[…] традиционных черт православного зодчества, таких как яркие, многогранные купола, и [использовала] латиницу, а не кириллицу в своих надписях».

За свою историю Храм Знамения Божией Матери несколько раз открывался и закрывался. Он также был сильно поврежден, но, к счастью, восстановлен в 1960-х годах.


Экскурсия в Храм Знамени

На видео ниже открывается потрясающий вид на Знаменскую церковь и ее окрестности. ( Нажмите здесь для прямого просмотра на YouTube).


Серия блогов Sacred Spaces

Хотите узнать больше о самых уникальных и увлекательных священных местах в мире? Перейдите по ссылкам ниже на другие статьи из нашей серии блогов Sacred Spaces!

Базилика Сан-Марко (Венеция) | Исаакиевский собор (Санкт-Петербург) | Киево-Печерский монастырь (Киев) | Никольский Морской собор (Санкт-Петербург) | Дуомо (Флоренция) | Собор Святой Софии (Стамбул) | Собор Святой Софии (Новгород) | Храм Спаса-на-Крови (Санкт-Петербург) | Церковь Вознесения Господня (Коломенское) | Собор Василия Блаженного (Москва) |Церкви Кижского погоста | Монастырь Панагия Элона | Смольный собор (Санкт-Петербург) | Агиос Стефанос (остров Сирос) | Церковь Покрова на Нерли | Скальные церкви Матеры | Монастырь Святого Иоанна Богослова (Патмос) | Даремский собор


Источники
Основное изображение с http://russiatrek.