Древний египет где находится: ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ | Энциклопедия Кругосвет

Древний Египет — Всемирная историческая энциклопедия

Большой сфинкс в Гизе

Jorge Láscar (CC BY)

Египет – одна из древнейших цивилизаций на Земле, располагавшиеся на самом севере Африки, омываемая Средиземноморским морем. Слово «Египет» происходит от греческого Aegyptos, и было греческим произношением древнеегипетскому слову ‘Hwt-Ka-Ptah’ и означало Храм Духа Птах, и было самым первым названием древнего египетского города Мемфис.

Мемфис был первой столицей Египта и крупнейшим религиозным и торговым центром. О его высоком статусе можно поблагодарить греков, которые в свое время назвали в его честь всю страну, но сами египтяне называли ее Кемет, что на коптском языке означало Черная Земля, так называли темную плодородную землю вдоль реки Нил, где образовались первые поселения. Позже страна обрела новое название Misr, что означало «страна»; оно все еще употребляется среди населения Египта и по сей день. Египет процветал многие тысячи лет (8000 до н.э. до 30г. до н.э.) и был независимым государством, чья культура, коренным образом повлияла на развитие человечества в различных областях, начиная от науки, и заканчивая техническим развитием и религией. Величественные памятники культуры, которыми до сих славятся Древний Египет отражает всю глубину и богатство египетской культуры, способные оказать колоссальное влияние на многие цивилизации, в том числе Грецию и Рим.

Главной причиной такой большой популярностью Египетской культуры стало величие и размах архитектурного опыта человека. Огромные памятники, гробницы, храмы, произведения искусства прославляли жизнь и были живым напоминанием того, на что способен человек и что может достичь в лучших его проявлениях. Однако, в массовой культуре Древний Египет нередко ассоциируется с загробным миром и погребальными ритуалами, там самым напоминая, что значит быть человеком, и о силе и цели воспоминаний.

Летопись Египетской истории начинается между 3400 и 3200гг н.э., когда негадской народностью было изобретено иероглифическое письмо. .

Для египтян, мирская жизнь была всего лишь одним аспектом этого бесконечного путешествия. Душа была бессмертна и является временным вместилищем для человеческого тела. После смерти, человек отправлялся на суд в Зал Правды, и в случае, если он был оправдан, смог уйти в бесконечный рай – Тростниковое Поле или Поле Иару(Иалу), которое было живым отражением человеческой жизни на Земле. Попав в рай, человек смог жить в мире и согласии с теми людьми, с кем жил на Земле, и даже с домашними питомцами, в той же деревне, у того же ручья, около тех же деревьях, возле которых он отправился в мир иной. Но для достижения такой высокой цели, в вечный рай попадали лишь те, кто вел праведный образ жизни, чтил и исполнял волю богов в самом идеальном месте — земле Египта.

Египет насчитывает многовековую историю, которая исходит задолго до того, когда была изобретена письменность, когда люди почитали богов и сооружали во их имя памятники и храмы. Основным промыслом для египтян был развод скота в том регионе Африке, которая известная как пустыня Сахара примерно в 8000г. до н.э. Доказательство этому служит древние артефакты, найденные в ходе археологических раскопок, указывая на сельскохозяйственную активность в то время. Эта земля была наиболее плодородна; охотники, кочевники и собиратели зачастую страдали от жажды, и единственным местом, где они могли найти источник живительной влаги, была Долина реки Нил. Первые поселения были образованы еще до 6000л. до н.э.

Глиняной горшок эпохи Некада II

Guillaume Blanchard (CC BY-SA)

Первые поселения и организованное земледелие в этом регионе началось примерно в 6000г. до н.э, и в это же время начинают процветать первые общины, известные как Бадарийская культура. Начинает развиваться различные виды промысла, в том числе фаянцевая, обнаруженная в Абидосе примерно в 5500г. до н.э. Бадарийцев сменили амратская, герзейская и семайнийская культуры (также известные как Накада I, Накада II и Накада III соответственно), каждая из которых внесли неоценимый вклад в развитие египетской цивилизации. Письменная история Египта начинается, когда примерно в 3400-3200гг происходит зарождение иероглифического письма, благодаря культуре Накада III. В 3500г. до н.э. в Иераконполисе стали практиковать мумификацию мертвых, а в Абидосе были найдены первые каменные гробницы. В 3100-2181г. до н.э. древний город Сакха (древние египтяне называли его Ксойс) считается одним из самых первых городских образований, запечатленным на знаменитом палермском Камне. Как и с другими мировыми культурами, небольшая сельскохозяйственная община стала централизована и переросла в крупный городской центр.

Ранняя история Египта

Во время раннего династического периода Египта (пр.3150-2613гг до н.э.) произошло объединение Нижнего и Верхнего царств под управлением фараона Верхнего Египта Менеса (также известный как Мени), а примерно в 3118 или в 3150г. до н.э. он смог подчинить Нижний Египет. Эти ранние исторические факты упоминаются в Aegyptica (История Египта), написанной древнеегипетским историком Манефоном, жившим в III в. до н.э. во время династии Птоломеев (323-20гг. до н.э.). Хотя его версия событий оспаривается более поздними историками, но все же, к нему приходят за помощью по вопросам династической преемственности и ранней истории Древнего Египта.

Палетка Нармера

Unknown Artist (Public Domain)

Труды Манефона являются единственным источником информации, где упоминается Менес, однако считается, что под «Менесом» Манефон имел в виду царя-правителя Нармера, кто мирным путем объединил Верхний и Нижний Египет как единое государство. Отождествление Менеса как Нармера не совсем точно, ровно так же и Менеса можно отнести к фараону Хор-Аха (3100-3050гг. до н.э.), кто стал его приемником. Причина почему Менеса относят к его предшественнику и приемнику состоит в том, что слово «Менес» является вовсе не именем собственным, а почетным титулом, которое в переводе означало «Выстоявший» и могло использоваться для обозначения более чем одного фараона. Теория о том, что Египет был объединен военным путем фараоном Нармером также оспаривается многими историками, а тот факт, что на знаменитой Палеттке Нармера изображена сцена торжественного триумфа фараона считается как пропаганда. Возможно сначала страна была объединена мирным путем, но ученые в это верят с трудом.

Для географического обозначения, египтяне изображали страну по течению Нила: Верхний Египет обозначался как южный регион, а Нижний – северный регион, ближе ко Средиземноморскому морю. Сначала Нармер правил из города Иераконполис, а затем из Мемфиса и Абидоса. Во время правления фараонов в Раннединастическом периоде резко улучшилось торговля, для погребения своих правителей, египтяне стали воздвигать сложные мастаба-гробницы, а для фараонов более позднего периода стала использоваться техника мумификации.

Боги Египта

Начиная с додинастического периода в Египте (6000 — 3150 до н.э) поверье в богов определяло египетскую культуру. В ранних мифах говорилось о боге Атум, стоявшем в бескрайних водах хаоса еще до начала всех времен, произнося слова сотворения мира. Его сопровождали вечные магические силы хека, бог Хека в человеческом обличии и другие духовные силы, породившие мир. Хека первозданная сила, которая породила Вселенную и все предметы, и законы бытия, по которым они подчиняются. Также, важнейшей фигурой в египетской мифологии является Ма’ат – богиня гармонии, справедливости, истины и всеобщего баланса.

Все боги обязаны своему происхождению Ма’ат и хеке. Согласно всем законам порядка и равновесия, солнце восходит и заходит каждый день, луна проходит свой путь по небосклону, времена года сменяются друг за другом, и все это благодаря этим двум божествам. Ма’ат также персонифицирована как божество в образе страусиного пера, как символ порядка и справедливости, которой каждый египетский царь обещал все свои богатства и преданность. Царь всегда олицетворялся как бог Гор при жизни и как Осирис при смерти, основываясь на самом популярном мифе в египетской мифологии.

Бог Осирис

Ali Kalamchi (Copyright)

Осирис и его сестра-жена Исида правили миром и давали людям дары цивилизации; они познакомили людей с земледелием, строительством храмов, научили таинствам ремесла и письменности, а также жить с равновесием с природой. Брат Осириса – Сэт, завидовал его величию и убил его, но Исида воскресила его и родила ему сына Гора. Осирис стал слаб и низошел править загробным миром, в то время как Гор повзрослев, отомстил за своего Отца и убил Сэта. Этот миф показывает, как Порядок одержал верх над Хаосом и стал основополагающим мотивом для египетской религии, погребальных ритуалов и религиозных текстов, и всего искусства Египта. Не было бы такого периода в истории Египта, когда боги не сыграли бы важнейшую роль в истории Египта, что видно уже с самых ранних ее этапов.

Старое Царство

Во время периода, известного как Древнее Царство (2613-2181гг. до н.э.), в Египте стремительно развивалась архитектура почитания богов, воздвигаются самые известные архитектурные памятники, такие как пирамиды и Великий Сфинкс в Гизе. Фараон Джосер, который правил около 2670г. до н.э. построил первую ступенчатую пирамиду в пустыне Сахара в 2670г., спроектированная его личным архитектором и физиком Имхотепом (2667-2600гг. до н.э), кто также известен по написанию первых трудов по медицине, где он описывал способы лечения от более 200 болезней и называл реальные причины заболеваний, а не как воля богов, как было принято. В это время воздвигаются Великие Пирамиды (одно из Семи Чудес древности) во время правления фараонов IV Династии: Хуфу, также известного как Хеопс (2589-2566гг. до н.э.), Хафре (2558-2532гг. до н.э.) и Менкуаре (2532-2503гг. до н.э.).

Пирамиды в Гизе, Египет

Shellapic76 (CC BY)

Величественные пирамиды на плато в Гизе, какими мы привыкли их видеть, облицованные белым сверкающим известняком, являются воплощением могущества и богатства фараонов. Существуют множество теорий, как были построены такие массивные пирамиды, учитывая технологию того времени, но современные историки и ученые не могут сойтись в едином мнении, некоторые даже считают, что такие памятники просто невозможно было построить физически, другие, полагают, что у египтян была передовая технология, которая со временем была утеряна.

Нет абсолютно никаких доказательств, что усыпальницы в Гизе или любые другие памятники в Египте были построены благодаря рабскому труду, ровно также как нет доказательств в пользу исторического прочтения Книги Исхода. Большинство авторитетных историков на сегодняшний день отказываются верить в то, что пирамиды были построенные за счет рабского труда. Хотя стоит отметить, что в Египте были рабы разных национальностей, которые работали в каменоломнях, а общественные работы производились за счет государства. Для воздвижения усыпальниц в Гизе использовали как работу опытных, так и не неопытных рабочих. Им всем выдавали 3 разовое питание, жилье, инструменты, а также следили за здоровьем.

Первый Переходный Период. Гиксосы.

Этот период известен как Первый Переходный Период Египта (2181-2040гг. до н.э.), во время которого наблюдается упадок власти и, как следствие, раздробленность. Фараоны в крупных независимых округах отделились друг от друга, пока не образовалось 2 больших региона со своими административными центрами: Верхний Египет и Иераконполоис и Фивы в Нижнем Египте. Этими центрами управляли отдельные династии, которые правили этими регионами независимо, которые устраивали междоусобные войны за контроль над всем Египтом. Все это происходило до 2040г. до н.э., пока фараон Фив Ментухотеп II (2061-2010гг. до н.э.) захватил власть в Иераконполисе и объединил Египет.

Среднее Царство Египта принято считать «классической эпохой», когда возрождается культура и искусство, а Фивы становятся самым значимым и богатым городом.

Такая стабильность ввиду доминирования Фив позволила Египту вновь процветать; этот период в истории известен как Среднее Царство (2040-1872гг. до н.э). Его принято считать «классической эпохой», когда создаются величайшие произведения искусства, а Фивы стали самый важным и богатейшим городом Египта. Историки Оукс и Галин говорили, что «в Двенадцатой Династии фараонов были сильные правители, кто смог взять под контроль не только весь Египет, но и соседнюю Нубию неподалеку к югу, где были построены несколько крепостей для защиты торговый интересов Египта». В эпоху Среднего Царства, в стране появилась первая регулярная армия при фараоне Амендахат I (1991-1962гг. до н.э), а при Сенрусете I (1971-1926гг. до н.э) был сооружен Храм Карнак, а также многочисленные произведения искусства. 13-я Династия была слабее чем 12-ая и постоянно отвлекалась на внутренние проблемы в стране, что позволило неприятелю в лице гиксосов, которые взяли под контроль северную часть Египта у дельты Нила.

Гиксосы – таинственный народ, выходцы из Сирии и Палестины, которые впервые появились в Египте примерно в 1800г. до н.э и основали там город Аварис. Имена гисосских правительей имели семитское происхождение, ученым не удалось определить их принадлежность к той или иной этнической группе. Гиксосы были очень могущественны и смогли подчинить Нижний Египет, фактически превратив государство Фив в своего вассала.

Карта Древнего Египта

Tina Ross (Copyright)

Следующим периодом в истории Египта последовал Второй Переходный Период (1782-1570гг. до н.э.). Египтяне ненавидели гиксосв (название гиксос означает «иностранные правители»), хотя они привнесли много изобретений, такие как композитный лук, разведение лошадей и колесницы, ротация сельскохозяйственных культур, бронзовое литье и гончарное дело. Хотя гиксосы контролировали все порты в Нижнем Египте, к 1700 г. к югу от Фив, в Нубии возникает королевство Куш (Мериотское Царство), которое контролирует южные границы. Египтяне много раз поднимали войны против гиксосов и подчинить нубийцев, но их попытки ни к чему не привели. Вскоре только фивскому фараону Яхмосу I (1570-1544гг до н.э) удалось изгнать врага и объединить Египет под контролем Фив.

Новое Царство и амарнский период

Началом это периода принято считать правление Яхмоса I из Нового Царства (1570-1069гг. до н.э), во время которого, Египет вновь процветает, подчиняет новые земли благодаря централизованному государству. Титул фараона как правителя Египта появился только в эпоху Нового Царства, до этого их называли «царями». Именно фараоны, правившие в этот период, смогли прославить Египет благодаря воздвижению множества архитектурных зданий: упокойный храм Рамзесса I — Рамессей, Абу-Симбель, храмы Карнак и Луксор, многочисленные гробницы в Долине Царей и Долине Цариц.

В промежутке между 1504-1492гг. до н.э фараон Тутмоз I (Тутмосис I) совершает удачные попытки расширить границы Египта до реки Ефрат на севере и до Сирии и Палестины на востоке. После его смерти Египтом правит царица Хатшепсу́т (1479-1458гг. до н.э). Она смогла расширить и наладить новые торговые отношения со многими странами, и самой богатой из них было Государство Пунтов.

Портрет царицы Хатшепут

Rob Koopman (CC BY-SA)

Ее приемник, Тутмос III (Тутмосис III) продолжил править Египтом. Во время своего правления, он пытался уничтожить все напоминания о своей предшествинице-фараоне, поскольку не хотел, чтобы правление страной женщиной стало общепринятым, ибо только мужчины были достойны править. Вскоре после его смерти в 1425г. до н.э., Египет вновь обретает свою былую славу и могущество: налаживается производство пива различных сортов, появляется множество мест для занятия спортом, а достижение в медицине способствовало к улучшению уровня жизни.

Купание было важным элементом ежедневного распорядка египтян, поскольку оно всячески поощрялось религией и богами. В это время строятся более крупные ванные не просто для гигиены, а, скорее всего, для развлечения. В ходе археологических раскопок был найден медицинский папирус Кахуна, написанный примерно в 1800г. до н.э., где излагается правила женской гигиены и контрацепции, и, по- видимому, часто использовавшимся лекарями в то время. Активно развивается хирургия и стоматология, а пиво стало назначаться в качестве лекарства, а также для снижения симптоматики более 200 болезней.

Гинекологический папирус Кахуна

Francis Llewellyn Griffith (Public Domain)

В 1353г. до н.э., фараон Аменхотеп IV вступил на трон и вскоре изменил свое имя на Эхнатон («живой дух Атона») чтобы духовно приблизится к единственному богу – Атону. Египтяне, как правило, верили во множество богов, чья духовная значимость влияла на их насущную жизнь. Самыми популярными богами были Амун, Осирис, Изида Хатор. Культ Амуна. В то время, культ бога Амуна был невероятно высок, поэтому жрецы нередко отождествляют его силу и могущество с самим фараоном. Эхнатон и его супруга Нефертити перевернули привычное религиозные устои и традиции и образовали новую религию, основанную единобожии.

Эхнатон был первым правителем, кто велел построить статуи и храмы в честь Нефертити, а не только во имя его самого или богов.

Его религиозные реформы ослабили власть жрецов Амуна и передали ее в свои руки. Он передвинул столицу из Фив в Амарну, теми самым отдалился от своих предшественников. Это события ознаменовало новый период в истории Египта как Амарнский Период (1353-1336гг. до н.э), во время которого Амарна значительно процветала как столица, а многобожие было под запретом.

Среди множества реформ, Эхнатон был первым правителем Египта, кто воздвиг множество храмов и статуй не только в честь самого себя и богов, но и в честь Нефертити, использовал казенные деньги для строительства публичных мест и парков, хотя раньше они использовались на нужды храмов. Власть духовенства и жрецов резко упала, в то время как власть централизованного государства росла, что и являлось главной целью Эхнатона, но в итоге он не смог в полной мере использовать свою власть во благо народа. Согласно Амарнскому Архиву, становится ясно, что он был слишком увлечен религиозными делами и не интересовался внешней политикой или нуждами египтян.

Вскоре после его смерти, его приемником стал его сын и наиболее узнаваемая фигура во всей истории Египта – Тутанхамон, который правил с 1336 по 1327гг. до н.э. При рождении его назвали Тутанхатон, символизируя свою приверженность к религиозным взглядам отца, но когда он воцарился на трон, он поменял свое имя на Тутанхамон, чтобы почтить бога Амуна. Он восстанавил древние храмы, избавился в стране от всего, что напоминало бы ему культ своего отца и переместил столицу обратно в Фивы. Его правление было довольно коротким; на момент смерти ему было всего 19 лет. Тутанхамон был самым известным фараоном, благодаря нетронутой гробнице, открытой в 1922г. , что стало настоящей сенсацией в то время.

Погребальная маска Тутанхамона

Richard IJzermans (CC BY-NC-SA)

Величайшим правителем Египта по праву можно считать Рамзеса II (также известному как Рамзес Великий, 1279-1213гг.до н.э). Он обладал исключительными способностями в управлении государства. Во время правления Рамзесса воздвигаются самые грандиозные архитектурные творения в Египте. Хотя, известную битву при Кадеше в 1274г. до н.э (битва Рамзеса против хеттского царя Муваталли II) многие историки считают ничьей, но для Рамзеса это была победа и праздновал он свой триумф как победитель, но и как думали все египтяне, как Бог.

Рамзес, одержав победу при Кадеше, приказал воздвигнуть большой Храм Абу-Симбель на севере Египта, состоявший из двух частей, в большом храме изображены сцены битвы при Кадеше, а также малый храм, следуя примеру Эхнатона, построенный в честь жены Рамзесса 2 Нефяертари Меренмут. Во время правления Рамзеса 2 в 1258г. до н.э был подписан первый мирный договор с хеттским царством – Кадешский договор. Но Египет продолжал доминировать в том регионе, что свидетельствуют множество исторических памятников, воздвигнутых во время его правления.

Четвертый сын Рамзеса II Хаэмуасет (1281-1225гг. до н.э), также известен как «первый египтолог» за свои достижении в сохранении и написании летописей о старых памятниках, храмах и в честь кого они были воздвигнуты. Именно благодаря Хаэмуасету до нас дошли сведения о величии Рамзеса II и о многих других исторически важных местах в Египте. Он также оставил записи и о своих личных достижениях, об искомом строителе памятника или храма, а также имени своего отца.

Панорама на Абу-Симбель

Dennis Jarvis (CC BY-SA)

Рамзес стал известен будущим поколениям как «Великий Предок» и правил так долго, что пережил своих жен и детей. Со временем, всего вельможи знали только одного фараона – Рамзеса II. У него очень долгая и продолжительная жизнь в 96 лет, более в два раза превышающая среднюю продолжительность обычного египтянина. После его смерти, многие боялись что придет конца света, поскольку они не знал другого фараона, ни другого Египта.

Упадок Египта. Завоевания Александра Македонского

После нескольких приемников Рамзеса 2 Египтом управлял Рамзес III (1186-1155гг. до н.э.), который продолжает его дело. Но в это время, живописный регион Египта стал привлекать множество заморских народов, которые начали совершать набеги вдоль побережья Египта. Это были народы, подобно гиксосам неизвестного происхождения, которые приплыли из Эгейского моря. В промежутке между 1276-1178гг. до н.э. они стали реальной угрозой для Египта. Будучи фараоном, Рамзес II одержал ряд морских побед в том регионе, как и его приемник Мернептах (1213-1203гг. до н.э). После его смерти, они стали грабить египетские земли еще более чаще чем прежде, разорив Кадеш, который был под контролем Египта и опустошая прибрежные города. В 1180-1178гг до н.э., Рамзес III вел войну против них и окончательно победил их при битве за Ксойс в 1178г. до н.э.

После Рамзеса III, его приемники пытались активно участвовать в государственной поддержке территорий Египта, но столкнулись с сопротивлением его жителей в завоеванных территориях, особенно выражали недоверие жрецы. В те годы, когда Тутанхамон восстановил старую религию бога Амуна, особенно после периода процветания во время правления Рамзеса II, у жрецов и духовенства было в распоряжении колоссальное количество богатств и наделов земли (по некоторым данным, жрецы владели около трети всей площади Египта), тем самым став угрозой для суверенитета и централизованного строя страны. К этому времени, страной управлял Рамзес XI (1107-1077гг. до н.э), последний из 20-ой Династии, но египетское государство настолько ослабело, а уровень бюрократии и коррупции среди духовенства достигнул просто невероятных масштабов, централизованный строй раскололся. Начался так называемый Третий Переходный Период (1069-525гг. до н.э).

Карта Третьего Переходного Периода

Jeff Dahl (CC BY-SA)

Вскоре на египетский трон восходит царь Пианхи из Кишитского царства (752-722гг. до н.э) и Египет снова обретает централизованный строй, а его культа процветает, но это продолжалось недолго. В 671 г. до н.э ассирийцы под предводительством короля Асархадона начинают вторжение в Египет и в конечном итоге уже при участии его приемника Ашшурбанапа́ла, захватывают его в 666г. до н.э. Но ассирийцы были недальновидны и не имели никаких планов по укреплению этой территории, поэтому оставили ее в руках местных правителей, бросили Египет в руинах на произвол судьбы. Вскоре, стены Египта вновь отстроили и укрепили оборонительными сооружениями, однако, Египет ждал очередного вторжения в лице персов и его царя Камбиса II при битве за Пелизиум в 525г. до н.э. Зная религиозность египтян и как они почитали кошек (они верили, что кошки являются живым воплощением великой богини Бастет), поэтому Камбис II велел своим воинам нарисовать изображение кошек на свои щиты и собрать священных животных и пустить их перед своим войском при битве за Пелузиум. Египтяне сдались практически без боя и персы захватили Египет; он удерживал страну до прихода Александра Македонского в 332г. до н.э.

Александра Македонского тепло встретили как освободителя, который завоевал Египет без боя. Он основал город Александрия и дальше продвигался на Финикию и на оставшуюся Персию. После смерти Александра в 323г. до н.э., его генерал, Птолемей I Сотер вернулся в Александрию и основал династию Птолемеев (323-30гг. до н.э). В 31г. до н.э. последняя представительница династии, Клеопатра VII вместе со своим супругом Марком Антонием, понесла поражения от римлян в битве при Актиуме под предводительством Октавиана Цезаря и в 30г. до н.э она совершает самоубийство. Египет становится провинцией Римской Империи (30г. до н.э – 476г. н.э), а затем и Византийской Империи (527-646гг.), и в конечном итоге в 646г. окончательно переходит под власть арабов в лице Калифа Умара.

Изображение археологических раскопок

Mohawk Games (Copyright)

Вскоре в XVIII и XIX веках слава Египта была переосмыслена и оставила неоспоримый след сегодняшнее понимание древней истории и бытия мира. Историк Уилл Дуран писал о Египте:

Египту удалось достичь грандиозных успехов на самой заре истории и оказать значительное влияние на любую нацию на протяжении всего человечества. Как говорил профессор Фор, Египет благодаря единству, всевозможному разнообразию шедевров искусства, невероятной долгой историей и непоколебимому упорству, представляет собой величайшую цивилизацию когда-либо существовавшей на Земле.

Культура и история Египта всегда восхищала людей по всему миру, например, работы ранних археологов XIX века, Жан-Франсуа́ Шампольо́на, кто обнаружил Розеттский Камень в 1822г или известное открытие Гробницы Тутанхамона британским ученым Говардом Картером в 1922г. Столь сильная вера египтян в жизнь как бесконечное путешествие, созданная и сопровождаемая божественными силами магии, что в последствии вдохновляли более поздние культуры и религиозные верования. Многое из иконографии и религии Египта было заимствовано в Христианстве и многие узнаваемые символы в обеих религиях имеют одинаковый смысл. Древний Египет оставил значительный вклад в мировую историю и заложив основу для последующих культур; множество храмов, пирамид, памятников вдохновляли многих путешественников, писателей, живописцев, скульпторов на создание шедевров мирового искусства, в том числе художественных исторических фильмов и сериалов.

Египет в Эрмитаже


Древний Египет считается колыбелью культуры всего человечества. Среди многочисленных историзмов и ориентализмов только увлечение Египтом заслужило название «Египтомания». Его наследие можно посмотреть и в Эрмитаже.



На Университетской набережной находятся Сфинксы из Древнего Египта с ликом фараона Аменхотепа III, которым около 3500 лет. Они были найдены при раскопках в Египте и с приключениями оказались в Санкт-Петербурге. Сфинксы стали излюбленным сюжетом живописцев и одним из символов Санкт-Петербурга.


Египетское наследие можно увидеть и в Эрмитаже.


Египетский зал



Эрмитаж был дворцовым музеем, и политика формирования собрания определялась в первую очередь вкусами его владельцев, которые ни Египтом, ни Древним Востоком в целом не интересовались. Экспонаты загадочной страны поступили в коллекцию, когда в 1825 году прибывший в Санкт-Петербург миланский коллекционер Франческо Кастильоне предложил приобрести его собрание.


Египетский музеум, первый в мире из таких специализированных учреждений, был создан в Кунсткамере. После открытия в 1852 году здания Нового Эрмитажа в нем был создан небольшой Египетский кабинет. В 1862 году Египетский музеум был закрыт, а его собрание передано в Эрмитаж, где впервые был создан полноценный Зал ассирийских и египетских древностей.



Незадолго до войны в 1940 году главный архитектор Государственного Эрмитажа Александр Сивков предложил создать в музее Египетский зал. Ценности одной из самых загадочных цивилизаций мира, которые собрал один из хранителей музея — Владимир Георгиевич Бок, легли в основу постоянной экспозиции и стали доступны для всеобщего обозрения. Некоторые реликвии еще до этого разыскал и привез в Россию путешественник и государственный деятель А. С. Норов.


На месте главного буфета Зимнего дворца появилось отдельное тематическое пространство, посвященное древнему государству, недалеко от Иорданской лестницы. Начать знакомство можно с холла № 100 на первом этаже здания Нового Эрмитажа. Сегодня памятники культуры и искусства Египта занимают 3 зала 1-го этажа в конце анфилады правого крыла. Постоянная выставка Древнего Египта позволяет посетителям проследить развитие древней цивилизации с конца 4-го тысячелетия до нашей эры до 1-го тысячелетия н. э.



Египтомания в 2022 году



28 октября 2022 года в Николаевском зале и Аванзале Зимнего дворца открылась временная выставка «Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Жаном-Франсуа Шампальоном». В двух парадных залах представлено более 700 памятников египетского стиля: скульптура, живопись, мебель, камнерезное и ювелирное искусство и даже костюмы. Многие из экспонатов предстали и впервые, и вместе, поскольку участие в выставке приняли многие музеи города: Всероссийский музей А. С. Пушкина, Кунсткамера, Государственный музей городской скульптуры, ГМЗ «Павловск», ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Царское село» и другие.


Французский востоковед Жан-Франсуа Шампольон (1790 — 4 марта 1832) считается основателем египтологии. Благодаря проведенной им расшифровке текста Розеттского камня 14 сентября 1822 года стало возможным чтение египетских иероглифов. После долгих исследований ученому удалось отождествить все знаки в некоторых именах в иероглифической надписи на Розеттском камне. 14 сентября 1822 года Шампольону удалось распознать имя Рамсес и Тутмос. Он написал свое знаменитое письмо с изложением результатов постоянному секретарю Французской академии Бон-Жозефу Дасье, которое знаменует собой начало египтологии.


На выставке представлены:

  • первые издания монографии Шампольона «Египет при фараонах»;
  • «Письмо господину Дасье» с подлинными литографиями 1822 года.


На экспозиции также экспонируются публикации предшественников Шампольона по дешифровке, издания словаря и грамматики египетского языка. Подлинные древнеегипетские памятники демонстрируют одну из древнейших в мире систем письма, имевшую три разновидности: иероглифическую, иератическую и демотическую.




В Аванзале находятся комплексы экспонатов на античную и библейскую темы.



Тема трагической судьбы последней царицы эллинистического Египта Клеопатры пронизывает все пространство. Ее жизнь, пир, смерть в картинах и скульптурах…


Целый раздел выставки посвящен Египетскому походу Наполеона Бонопарта (1798 – 1801). Компания по завоеванию Египта длилась всего три года и с военной точки зрения была неудачной, но она оказала большое влияние на геополитические и художественные процессы. Так был опубликован монументальный труд «Описание Египта», где воспроизведены настенные рисунки гробницы Пахери, памятники древних Фив и архитектура.


Египтомания повлияла на ампир, главный стиль наполеоновской империи. Для выставки музей-усадьба «Кусково» предоставила знаменитый Египетский сервиз, который Наполеон подарил Александру I в знак союзничества после заключения мирного Тильзитского мира.



Часть выставки посвящена теме русской египтомании и влиянию египетского искусства на формирование облика Санкт-Петербурга на примере гравюр, рисунков, жизни театра, старинных и современных снимков.


Сфинксы






Мотивы Египта в мебели





Мотивы Египта в ДПИ







Мотивы Египта в театре









До 9 апреля 2023 года

Фото: Ирина Иванова

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Египет и Нил

В течение примерно пяти тысячелетий древние египтяне развивали самобытную материальную культуру, в значительной степени сформированную их местной географией, природными ресурсами и связью с рекой Нил. В 5 веке до нашей эры греческий историк Геродот отмечал, что «любой здравомыслящий человек» мог видеть, что Нижний Египет был «даром реки» (Геродот, 2.5). Хотя его комментарии были ограничены областями на севере и в дельте, они действительно верны для всей долины реки Нил. Каждый аспект жизни в Египте зависел от реки — Нил давал пищу и ресурсы, землю для сельского хозяйства, средство передвижения и имел решающее значение для транспортировки материалов для строительных проектов и других крупномасштабных мероприятий. Это была жизненно важная линия, которая буквально несла жизнь в пустыню.

Карта Древнего Египта (www.shutterstock.com 211163719)

Современное название реки Нил происходит от греческого Nelios , но египтяне называли ее Iteru или «Река». Нил — самая длинная река в мире, ее длина составляет около 6 825 км. Речная система Нила имеет три основных рукава: Белый Нил, Голубой Нил и река Атбара. Белый Нил, исток реки, вытекает из озер Виктория и Альберт. Голубой Нил вызывает наводнения или ежегодные наводнения и обеспечивает большую часть речной воды и ила. Река Атбара оказывает меньшее влияние, так как течет лишь изредка.

На юге Нил имеет серию из шести основных порогов, которые начинаются на месте Асуана. Катаракта представляет собой неглубокий участок бурных вод, образующийся там, где текущие воды сталкиваются с устойчивыми слоями горных пород. В случае с Нильскими катарактами большие обнажения гранита делают течение реки непредсказуемым и намного более трудным для пересечения на лодке. Система катаракты создала естественную границу в Асуане, отделив Египет от его южного соседа, Нубии.

Древний Египет располагался в Северо-Восточной Африке и имел четыре четкие географические зоны: Дельта, Западная пустыня, Восточная пустыня и долина Нила. Каждая из этих зон имела свою природную среду и свою роль в египетском государстве. Города могли процветать только в дельте Нила, долине Нила или пустынных оазисах, где люди имели доступ к воде, земле и основным ресурсам. Древние египтяне, которые всегда были внимательными наблюдателями за природой, часто ассоциировали долину Нила с жизнью и изобилием, а соседние пустыни со смертью и хаосом.

Кемет или «черная земля» обозначает богатую плодородную землю долины Нила, а Дешрет , или «красная земля», относится к жаркой сухой пустыне. Контраст между красной землей и черной землей был не просто видимым или географическим, он влиял на повседневную жизнь египтян. Сухой климат пустыни, например, сделал его идеальным местом для кладбищ. Там ежегодный разлив Нила не тревожил могилы людей, а сухой климат способствовал сохранению гробниц и их содержимого. Хорошая сохранность и тот факт, что большинство людей не живут в пустыне, являются основными причинами того, что большая часть того, что изучают археологи и антропологи, исходит из погребального контекста.

Вид на долину реки Нил на переднем плане и скалы пустыни на заднем плане. (www.shutterstock.com 1082850872)

Ландшафты Верхнего и Нижнего Египта также различаются. Египетское слово Tawy, означает «Две земли» — это относится к двум основным регионам древнего Египта, Верхнему и Нижнему Египту. Нижний Египет находится на севере и включает дельту Нила, а Верхний Египет включает районы на юге. Эти два обозначения могут показаться противоречащими их физическому расположению, но они отражают течение реки Нил с юга на север.

Обширная пойма дельты Нила и очень узкая полоса плодородных земель в долине Нила привели к разным образам жизни. Например, в дельте Нила египтяне строили свои города и кладбища на черепахах; естественные возвышенности ландшафта, превратившиеся во время затопления в острова. Кроме того, расположение дельты вдоль Средиземного моря и у входа в Левант сделало ее важным районом для торговли и международных контактов. Дельта была очень мультикультурным регионом на протяжении всей истории Египта.

Древнеегипетский Сема-Тави — олицетворяет вечное объединение Верхнего и Нижнего Египта (www.shutterstock.com 1778750570).

Египтяне считали царя объединителем «двух земель». Одной из основных задач царя было сохранение единства Верхнего и Нижнего Египта; египтяне выражали это визуально, используя то, что мы называем мотивом sema-tawy . Здесь вы можете увидеть двух богов Нила, символически объединяющих земли Верхнего и Нижнего Египта, каждый из которых изображен в виде своего характерного растения: папируса для Нижнего Египта и лотоса для Верхнего Египта.

Египтяне построили свой календарь на основе годового цикла Нила. Он включал в себя три основных сезона: Ахет , период разлива Нила, Перет , вегетационный период, и Шему , сезон сбора урожая. Египтяне сделали нилометры для измерения и отслеживания высоты ежегодного наводнения — они использовали записанные показания этих нилометров так же, как более современные фермеры использовали бы альманахи. Один особенно хорошо сохранившийся экземпляр находится на острове Элефантина в Асуане.

Тесная связь египтян с рекой Нил привела их к отождествлению ряда египетских богов с аспектами реки, ее ежегодным разливом, а также плодородием и изобилием, связанными с ними. Хапи, например, является воплощением жизненной силы, которую дает Нил; он также символизирует ежегодный разлив Нила. Его круглый живот и складки кожи олицетворяют изобилие. Осирис, которого чаще всего узнают в его роли, связанной с загробной жизнью, в основе своей является богом регенерации и возрождения. Художники часто изображали его с черной кожей, связывая с плодородием реки Нил и ее живительным илом. Более широкий мир природы был еще одним источником вдохновения для египетской религии.

Элефантинский километр (Изображение автора)

Нил также был важным шоссе, это был самый простой способ путешествовать и играл важную роль в горнодобывающих экспедициях, торговле, архитектурных проектах и ​​обычных путешествиях. Египтяне были искусными строителями лодок; изображения лодок — одни из самых ранних рисунков, которые появляются на египетских додинастических сосудах, датируемых ок. 3500–3300 гг. до н. э. Доступ к реке уменьшил время и количество людей, необходимых для перевозки крупных предметов, таких как камни, обелиски и архитектурные элементы. Лодки также были распространены в погребальной религии — как часть самих похорон и загробной жизни.

Хотя я смог затронуть здесь лишь несколько ключевых элементов, природная среда Египта и река Нил повлияли на все аспекты жизни в Древнем Египте. Пойма реки, вода и ил послужили основой для цивилизации и послужили источником вдохновения для людей, населявших северо-восточную Африку в этот поворотный период истории.

Лиза Саладино Хейни — постдокторант, помощник куратора Египта на Ниле в Музее естественной истории Карнеги. Сотрудникам музеев рекомендуется писать в блогах о своем уникальном опыте и знаниях, полученных во время работы в музее.

Похожие материалы

Древний Египет и его керамика

Откуда, черт возьми, это взялось?

Улитки в пустыне

Древний Египет | История, правительство, культура, карта и факты

Сфинкс и Великая пирамида Хуфу

Смотреть все медиа

Дата:
3000 г. до н.э. — 332
Основные события:
Битва при Кадеше
Ключевые люди:
Моисей
Эхнатон
Плотин
Рамзес II
Тутмос III
Похожие темы:
Египетское искусство
древнеегипетская религия
иероглифическое письмо
Библиотека Александрии
египтология
Похожие места:
Египет
Византийская империя
древний Рим
Ханаан
Александрийский маяк

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Каким еще словом называли царей Египта?

Египетских царей обычно называют фараонами, следуя использованию Библии. Термин фараон происходит от египетского per ʿaa («большое поместье») и к назначению королевского дворца учреждением. Этот термин все чаще использовался примерно с 1400 г. до н.э. как способ обозначения живого царя.

Какие два типа письменности существовали в Древнем Египте?

Двумя основными типами письменности в Древнем Египте были иероглифы, которые использовались для памятников и выставок, и курсивная форма, известная как иератическая, изобретенная примерно в то же время в позднем додинастическом Египте (около 3000 г. до н.э.).

Какой фараон, вероятно, построил первую настоящую пирамиду?

Снефру был первым царем Древнего Египта из 4-й династии (ок. 2575–ок. 2465 до н. э.). Вероятно, он построил ступенчатую пирамиду Майдума, а затем модифицировал ее, чтобы сформировать первую настоящую пирамиду.

Кто первым из царей объединил Верхний и Нижний Египет?

Менес был легендарным первым царем объединенного Египта. Согласно традиции, он объединил Верхний и Нижний Египет в единую централизованную монархию и основал первую династию Древнего Египта. Менесу также приписывают ирригационные работы и основание столицы Мемфиса.

Кто открыл гробницу Тутанхамона?

Гробница Тутанхамона была обнаружена Говардом Картером в 1922 году.

Путешествие вниз по Нилу, чтобы открыть для себя важные древние египетские культурные памятники, такие как пирамиды Гизы

Посмотреть все видео к этой статье Африка, датируемая IV тысячелетием до нашей эры. Его многочисленные достижения, сохранившиеся в его искусстве и памятниках, сохраняют очарование, которое продолжает расти по мере того, как археологические находки раскрывают его секреты. Эта статья посвящена Египту от его предыстории до его объединения при Менесе (Нармере) в 3-м тысячелетии до н. Для последующей истории через современный период, см. Египет.

Введение в древнюю египетскую цивилизацию

Жизнь в Древнем Египте

Древний Египет можно представить как оазис в пустыне на северо-востоке Африки, зависящий от ежегодного разлива реки Нил для поддержки своего сельскохозяйственного населения. Главное богатство страны происходило из плодородной поймы долины Нила, где река протекает между полосами известняковых холмов, и дельты Нила, в которой она разветвляется на несколько рукавов к северу от современного Каира. Между поймой и холмами находится переменная полоса низкой пустыни, которая поддерживала определенное количество дичи. Нил был единственной транспортной артерией Египта.

Первый порог в Асуане, где русло реки превращается в пороги полосой гранита, был единственной четко определенной границей страны в пределах населенного пункта. К югу лежала гораздо менее гостеприимная область Нубии, в которой река текла по невысоким холмам из песчаника, которые в большинстве регионов оставляли лишь очень узкую полосу обрабатываемой земли. Нубия была важна для периодической экспансии Египта на юг и для доступа к продуктам с дальнего юга. К западу от Нила находилась засушливая Сахара, разбитая цепью оазисов на расстоянии от 125 до 185 миль (от 200 до 300 км) от реки и лишенная всех других ресурсов, за исключением нескольких полезных ископаемых. Восточная пустыня, между Нилом и Красным морем, была более важной, так как она поддерживала небольшое кочевое население и пустынную дичь, содержала многочисленные месторождения полезных ископаемых, в том числе золота, и была путем к Красному морю.

На северо-востоке находился Суэцкий перешеек. Он предлагал основной путь для контакта с Синаем, откуда поступала бирюза и, возможно, медь, и с Юго-Западной Азией, важнейшей областью культурного взаимодействия Египта, откуда были получены стимулы для технического развития и сорта сельскохозяйственных культур. Иммигранты и, в конечном счете, захватчики пересекли перешеек в Египет, привлеченные стабильностью и процветанием страны. С конца 2-го тысячелетия до н. э. вдоль восточного побережья Средиземного моря совершались многочисленные нападения с суши и моря.

Викторина «Британника»

Популярная викторина: 18 вещей, которые нужно знать о Древнем Египте

Сначала через Средиземное море осуществлялись относительно небольшие культурные контакты, но с самого начала Египет поддерживал торговые отношения с ливанским портом Библос (современный Джабайль). Египту требовалось немного импорта для поддержания базового уровня жизни, но хорошая древесина была необходима и недоступна внутри страны, поэтому ее обычно получали из Ливана. Минералы, такие как обсидиан и лазурит, были импортированы из Анатолии и Афганистана.

Сельское хозяйство сосредоточено на выращивании зерновых культур, главным образом полбы ( Triticum dicoccum ) и ячменя ( Hordeum vulgare ). Плодородие земли и общая предсказуемость затопления обеспечивали очень высокую урожайность с одного однолетнего урожая. Эта производительность позволяла хранить большие излишки на случай неурожая, а также составляла главную основу египетского богатства, которое до создания крупных империй в 1-м тысячелетии до н. э. было величайшим из всех государств древнего Ближнего Востока.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Орошение в бассейне было достигнуто простыми средствами, и выращивание нескольких культур стало возможным только в гораздо более поздние времена, за исключением, возможно, прибрежной зоны Аль-Файюм. По мере того, как река откладывала аллювиальный ил, поднимая уровень поймы, а земли были освобождены от болот, площади, пригодные для возделывания в долине и дельте Нила, увеличивались, в то время как скотоводство медленно сокращалось. Помимо зерновых культур большое значение имели фрукты и овощи, причем последние орошались круглый год на небольших участках. Рыба также была жизненно важна для диеты. Папирус, который в изобилии рос на болотах, собирали в диком виде и в более поздние времена культивировали. Возможно, его использовали в качестве пищевой культуры, и, конечно же, из него делали веревки, циновки и сандалии. Прежде всего, он предоставил характерный египетский письменный материал, который вместе с зерновыми был главным экспортным товаром страны в поздний период египетской, а затем греко-римской эпохи.

Крупный рогатый скот, возможно, был одомашнен в северо-восточной Африке. Египтяне держали многих в качестве тягловых животных и для получения различных продуктов, проявляя некоторый интерес к породам и особям, который и по сей день встречается в Судане и Восточной Африке. Осел, который был основным транспортным животным (верблюд не был распространен до римских времен), вероятно, был приручен в этом регионе. Аборигенная египетская порода овец вымерла во 2-м тысячелетии до нашей эры и была заменена азиатской породой. Овцы были в первую очередь источником мяса; их шерсть использовалась редко. Коз было больше, чем овец. Свиней также разводили и ели. Уток и гусей держали в пищу, и многие из огромного количества диких и перелетных птиц, найденных в Египте, были отловлены и пойманы в ловушку. Элита охотилась на пустынную дичь, в основном на различные виды антилоп и горных козлов; охота на львов и диких быков была королевской привилегией. Среди домашних животных были собаки, которых также использовали для охоты, кошки и обезьяны. Кроме того, египтяне проявляли большой интерес и знали о большинстве видов млекопитающих, птиц, рептилий и рыб в их среде обитания.

Большинство египтян, вероятно, произошли от поселенцев, переселившихся в долину Нила в доисторические времена, когда рост населения происходил за счет естественного плодородия. В разные периоды здесь были иммигранты из Нубии, Ливии и особенно Ближнего Востока. Они имели историческое значение и, возможно, способствовали росту населения, но их количество неизвестно. Большинство людей жили в деревнях и городах в долине и дельте Нила. Жилища, как правило, строились из сырцового кирпича и давно исчезли из-под поднимающегося уровня грунтовых вод или из-под современных городских построек, тем самым стирая свидетельства поселений. В древности, как и сейчас, наиболее предпочтительным местом для поселений было небольшое возвышение у берега реки, где транспорт и вода были легко доступны, а затопление маловероятно. До 1-го тысячелетия до нашей эры Египет не был урбанизирован в такой степени, как Месопотамия. Вместо этого несколько центров, особенно Мемфис и Фивы, привлекали население и особенно элиту, в то время как остальные люди были относительно равномерно распределены по земле. По оценкам, численность населения увеличилась с 1 до 1,5 миллионов в 3-м тысячелетии до нашей эры и, возможно, вдвое больше в конце 2-го тысячелетия и 1-м тысячелетии до нашей эры. (Гораздо более высокие уровни населения были достигнуты в греко-римские времена.)

Почти все люди занимались сельским хозяйством и, вероятно, были привязаны к земле. Теоретически вся земля принадлежала королю, хотя на практике живущих на ней нельзя было легко переселить, а некоторые категории земель можно было покупать и продавать. Земля была закреплена за высокопоставленными чиновниками, чтобы обеспечить им доход, и большинство участков требовали уплаты значительных взносов государству, которое было сильно заинтересовано в том, чтобы земля оставалась в сельскохозяйственном использовании. Заброшенные земли были возвращены в государственную собственность и переданы под возделывание. Люди, которые жили на земле и обрабатывали ее, не могли покинуть ее и были обязаны ее обрабатывать, но они не были рабами; большинство платило часть своей продукции крупным чиновникам. Появились свободные граждане, которые работали на земле от своего имени; термины, применяемые к ним, первоначально имели тенденцию относиться к бедным людям, но эти земледельцы, вероятно, не были бедными. Рабство никогда не было обычным явлением, оно ограничивалось пленниками и иностранцами или людьми, которые из-за бедности или долгов были вынуждены продавать себя на службу. Рабы иногда даже женились на членах семей своих владельцев, так что в долгосрочной перспективе те, кто принадлежал к домашнему хозяйству, имели тенденцию ассимилироваться в свободное общество. В Новом царстве (примерно с 1539 г.до 1075 г. до н.э.) большое количество пленных рабов было приобретено крупными государственными учреждениями или включено в состав армии. Карательное обращение с иностранными рабами или местными беглецами от их обязательств включало принудительные работы, изгнание (например, в оазисы западной пустыни) или обязательное участие в опасных горнодобывающих экспедициях. Даже ненаказуемая работа, такая как разработка карьеров в пустыне, была опасной. Официальный отчет одной экспедиции показывает уровень смертности более 10 процентов.

Точно так же, как египтяне оптимизировали сельскохозяйственное производство с помощью простых средств, их ремесла и методы, многие из которых пришли из Азии, были доведены до невероятного уровня совершенства. Самое поразительное техническое достижение египтян, массивное каменное строительство, также использовало потенциал централизованного государства для мобилизации огромной рабочей силы, которая стала доступной благодаря эффективным методам ведения сельского хозяйства. Некоторые из задействованных технических и организационных навыков были замечательными. Строительство великих пирамид 4-й династии ( с. 2575– в. 2465 г. до н.э.) еще предстоит полностью объяснить, и это будет серьезной проблемой по сей день. Эта затрата навыков контрастирует с редкими свидетельствами преимущественно неолитического образа жизни сельского населения того времени, в то время как использование кремневых орудий сохранялось даже в городской среде, по крайней мере, до конца 2-го тысячелетия до нашей эры. Соответственно, металла было мало, большая его часть использовалась для престижа, а не для повседневных целей.

В городских и элитных контекстах египетским идеалом была нуклеарная семья, но на земле и даже внутри центральной правящей группы есть свидетельства существования расширенных семей. Египтяне были моногамны, и выбор партнеров для брака, для которого не известны никакие формальные церемонии или юридические санкции, не следовал установленному образцу. Близкородственные браки не практиковались в династический период, за исключением случайных браков брата и сестры в королевской семье, и эта практика могла быть открыта только для королей или наследников престола. Теоретически развестись было легко, но дорого. Правовой статус женщин лишь немногим уступает статусу мужчин. Они могли владеть и распоряжаться имуществом по собственному праву, а также инициировать развод и другие судебные разбирательства. Они почти никогда не занимали административные должности, но все чаще участвовали в религиозных культах в качестве жриц или «певчих». Замужние женщины носили титул «хозяйки дома», точное значение которого неизвестно. Ниже по социальной лестнице они, вероятно, работали не только в доме, но и на земле.

Неравномерное распределение богатства, труда и техники было связано лишь с частично городским характером общества, особенно в 3-м тысячелетии до н.э. Ресурсы страны не направлялись в многочисленные провинциальные города, а вместо этого концентрировались с большим эффектом вокруг столицы — которая сама представляла собой рассредоточенную вереницу поселений, а не города — и сосредоточивались на центральной фигуре общества, короле.