Содержание
Древние типы селений в России
Путешествуя по России, сталкиваешься с различными типами поселений, которые часто отражены и в названии населенного пункта: городок, погост, сельцо и т.д. Откуда пошли эти названия? Что они означали прежде? Часто понимание этого — ключ к истории места. Существуют ли эти типы селений до сих пор?
Содержание
- 1 Городок, городище, город
- 2 Погост
- 3 Село (сельцо)
- 4 Деревня
Городок, городище, город
Городок — один из древнейших типов селения. Как правило, городки были укреплены рвом, земляным валом и частоколом: слово «городок» и производные от него происходят от «огораживать», «городить». Вокруг городков в мелких поселках жило местное население, которое в случае опасности собиралось здесь, сюда же пригоняли скот и приносили имущество. Русские князья часто останавливались в городках. С XIV века городки постепенно утрачивают свое значение, их роль переходит к городам — укрепленным центрам княжеских владений. В прошлом синонимами слова «городок» было «городище» и «город». По типу Москва в древности была именно таким городком. В настоящее время под городищем городищем подразумевают археологические памятники — укрепленные селения, например, Рюриково Городище.
Погост
Погост как тип селения упоминается в летописях с X века. Слово «погост» происходит от слова «гость». В Древней Руси гостем называли приезжего издалека торгового человека, купца. Интересно, что на Смоленщине до недавнего времени сохранялось слово «гостинец» в значении большая дорога. С торговлей связано еще одно слово — торжище. В древности торжище (т.е. торговля) имело сезонный характер. Как правило, оно устраивалось на местах языческих капищ, в местах массовых сходок людей. С приходом христианства на Русь на погостах (т.е. где останавливались гости) стали ставить церкви, и вскоре погост приобрел значение церковного прихода. На погостах при храмах также устраивались кладбища (возможно, эта традиция идет еще с языческих времен).
Со временем погосты приобрели значение княжеских округов. Князья, отправляясь на полюдье, часто останавливались на погостах, здесь творили суд и управу. Однако со времени создания централизованного государства функция погостов меняется. В Новгороде и его северных владениях погосты оставались волостными и церковно-приходскими центрами. В трапезной церкви проводились сходки, распределялись налоги, устраивались братчины — мирские пиры вскладчину. В Центральной России погосты постепенно утратили свое значение как центров княжеской власти. Многие погосты исчезли бесследно, оставив после себя пустоши, другие же сохранились в виде кладбищ с церковью при нем или слились с близлежащими селениями.
- Подробнее: Что такое погост?
Село (сельцо)
Село, а также деревня были типичными типами поселения в XIV-XVI веках.
Село, или сельцо, связано со словом «селиться». Первоначально под ним понимали место поселения землевладельца. Оно, как правило, состояло из хозяина, его жены и детей, домочадцев, слуг и рабов. Они жили в избе, вокруг которой располагались службы (ледники, сараи, конюшни), а также «дворцы» (от слова «двор») слуг и холопов. Если рядом не было реки, то выкапывался пруд. Постепенно села становились центрами церковно-приходской жизни, в них ставилась церковь, поблизости строились дома церковного причта. Иногда служители церкви жили в особых деревнях-хуторах.
Деревня
В деревнях жило тяглое население, которое с XV века стали называть крестьянами. Поскольку первоначально деревни ставились на расчищенных от леса полянах, то они были небольшими, в 1-3 двора. Деревня в 4 двора была уже исключением. Старые деревни можно было назвать, скорее, починок, выставок или займище; они были связаны с беспорядочным использованием леса, что было возможно только при редком населении и большой площади лесов: истощенный участок оставляли и расчищали новый; скот пасся на свободе. Процесс появления крупных деревень шел в XVI-XVII веках, прерываемый различными войнами и следовавшими за ними эпидемиями и неурожаями. От многих старых деревень не осталась и следа. Землевладельцам теперь было выгоднее держать тягловое население подле себя, поселив их по соседству. Так сформировались крупные деревни.
Вот такие древние типы селений дошли до настоящего времени. Теперь, путешествуя по России, приглядитесь внимательнее к названиям, оно многое сможет вам рассказать.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2022. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Допотопные древние поселения России, Украины
Подборка примеров древних пластов, стоянок, поселений на территории России, Руси, которые на мой взгляд были уничтожены катаклизмом.
( Свернуть )
Возраст всех объектов будет указываться официальный.
Костенки
Костёнковско-борщевский комплекс стоянок каменного века — палеолитические стоянки древнего человека, обнаруженные в районе села Костёнки в Хохольском районе Воронежской области. Памятники ориньякской культуры сосредоточены здесь на очень небольшой территории: 25 стоянок разного времени (в том числе 10 многослойных) занимают площадь 30 кв. км.
Ученые, конечно, утверждают, что это все культурные слои. Но забудьте про слои где есть более-менее однородные толщи глины. Это слои образовались в очень короткое время в геологическом масштабе. Признаки катастрофы подписаны на фото.
Сунгирь
Верхнепалеолитическая стоянка древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка находится на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово.
Предполагаемый возраст 25 тысяч лет. Сунгирь — одна из самых богатых и исследованных стоянок древнего человека: в ходе раскопок, которые велись почти 30 лет, было сделано около 70 тысяч археологических находок.
Толстые глиняные слои (которые ученые считают за культурные), отложившиеся за короткий период, похоронившие селение
Находка при раскопках
Облик живших здесь в то время
Быки — группа палеолитических стоянок на реке Сейм у села Быки Курчатовского района Курской области. Возраст 21000-14000 лет назад. Исследовались в 1978 году Г. В. Григорьевой и в 1994—1999 годах А. А. Чубуром. Обнаружены следы капитальных утеплённых и лёгких наземных жилищ, многочисленные каменные и костяные изделия, произведения первобытного искусства.
План поселения Быки (24 тыс. до н.э.). Во врезке сверху слева – план г. Аркаим в том же масштабе. Справа – статуэтка Макоши из Авдеева (22 тыс. до н.э.).
Кобяково городище
Расположено на балке Кобяковской, на правом берегу Дона, вблизи от Аксайского автомобильного моста через р. Дон.
Вид Кобякова городища с реки Дон
Подробнее
Еще подробности
Находки, сделанные при раскопках:
Амулеты из египетского фаянса. Тесные торговые связи?
Импортная краснолаковая посуда I-II в. н.э.
Официально: Материалы кобяковских поселений свидетельствуют о гибели этой культуры, скорее всего, в результате военного столкновения. А может быть, природной?
Майданецкое. Триполье
Майданецкое (уточненный ракурс). План поселения 4 тыс. до н.э. 1 – контуры жилищ, 2 – контуры предполаемых жилищ и хозяйственных ям. 3 – хозяйственные ямы? 4 – береговая низина.
Плотность застройки различна – от 7 до 11 жилищ на гектар, вероятное число комплексов – до 2000 в Майданецком и 2700 в Тальянках (это уровень числа усадеб позднесредневекового Новгорода). Основу застройки составляли двухэтажные жилищно-хозяйственные комплексы.
Реконструкция протогорода Майданецкое
Поселения-гиганты трипольцев в Буго-Днестровском междуречье, площадь которых поражает своими размерами: Тальянки — 450 гектаров, Майданецкое — 250 гектаров. Даже по средневековым временам – это площадь крупных городов. Благодаря геомагнитной съемке было обнаружено, что они насчитывали от 1500 до 2800 зданий, расположенных концентрическими кругами, которые заселяли от 6 до 25 тысяч жителей.
Трипольская культура — это поселения Небелевка, Гордашевка, Песчаная. Наиболее ранним памятником здесь является Тальное-1… Очевидно, несколько более поздним памятником являются Доброводы («протогород» тоже площадью до 300 га). Затем здесь, на расстоянии всего 11 км друг от друга возникают два поселения-гиганта: Тальянки и Майданецкое. Всего в 7 км от Майданецкого обнаружено два небольших поселка – Тальное-2 и Тальное-3, синхронные с ним. Аналогичный куст из трех поселений, синхронный Тальянкам, найден у с. Мошуров. Список можно продолжить менее масштабными селениями.
Подробнее
Обратите внимание – у поселения такого масштаба нет оборонительных сооружений: валов, стен. Значит, не было внешней угрозы. И очень часто поселения такого масштаба становились городами. А их открыли уже десятки. Не успели? Что-то прервало их жизнь?
Информации, а тем более фотоматериала на эту тему крайне мало. Понятно, ведь это отодвигает нашу историю скифов, русов далеко вглубь времен. Это не нужно знать обывателям и школьникам. Еще предложу версию, что многие эти археологические культуры не такие древние. А делает их древними катаклизм, который погрузил все под толстые слои глины, песка. Как видно на срезе в Костенках – встречается даже вулканический пепел. Когда до ближайшего вулкана – тысячи километров.
С полным списком археологических культур России можно ознакомиться здесь
При реконструкции облика жителей некоторых этих культур, получались вот такие лица:
Линия антропогенеза Русской равнины – мужчины.
Линия антропогенеза Русской равнины – женщины.
Источник
Вполне обычные, современные лица без наличия «дикости» на лице. Так может быть, эти культуры – пласт одного времени? Только погребены были под разные толщи глина и грунта и здесь ученые дают им разный возраст. Судя по списку археологических культур России заселяли они не только европейскую часть современной России, но и всю Сибирь и Дальний Восток. Провинции Тартарии.
Древняя Русь | |||||||||
| Ранняя история России, как и многих других стран, представляет собой историю миграционных К 989 году правнук Олега Через несколько десятков лет Ярослава Древняя Русь | Монголы и возникновение Москвы |
Copyright (c) 1996-2006 InterKnowledge |
История России: народы и культуры
Как русские попали в Россию?
- Первые известные люди, ступившие на территорию России, назывались киммерийцами . Они правили между 1000 и 700 г. до н.э., а за ними последовали скифы в 700 г. до н.э.
- Скифские кочевники основали военное государство и победили персов, но, тем не менее, были завоеваны сарматами в 3 г. до н.э.
- Во время сарматского правления греческие поселенцы колонизировали побережье Черного моря.
- Сарматы и греки поддерживали дружественные торговые отношения, пока в 200 г. н.э. не вмешались немецкие готы
- Готы , в свою очередь, потерпели поражение от гуннов в 370 г. н.э., что проложило путь булгарскому и славянскому заселению во время периода европейского переселения народов.
- В VII веке к власти в Южной Руси пришла новая сила: К хазар . Они отказались от кочевого образа жизни, построили города и установили торговые связи. Всем, проживающим в хазарском государстве, разрешалось без ограничений исповедовать любую религию, в которую они верили.
- Наконец, появились восточных славян — основатели современного Российского государства. К 900 году их экономика, общество и культура процветали. Однако только в 16 веке восточные славяне пересекли Урал и начали селиться в Сибири.
Если вы посмотрите на карту, то заметите, что Россия расположена и в Европе, и в Азии. Эта страна всегда представляла собой мост между Западом и Востоком, и не только географически, но и экономически, политически, культурно и духовно. Можно сказать, что его историческая миссия всегда заключалась в том, чтобы соединить две великие цивилизации, Восток и Запад. Так было и столетия назад, когда на территории, занятой ныне Российским государством, настоящих русских не было.
В настоящее время мы смутно знаем историческое развитие юга России до появления русских и Киевского государства. Важно оценить этот фон, чтобы понять историю России.
Киммерийцы
Наиболее известная неолитическая культура на юге России развивалась в долинах Днепра, Буга и Днестра уже в четвертом тысячелетии до нашей эры. Оно было представлено земледельцами и воинственными кочевниками, которым в большинстве случаев удавалось довольно мирно сосуществовать, но иногда и воевали друг с другом.
Киммерийцы принадлежали к таркийскому подразделению индоевропейской языковой семьи и правили на юге России в период между 1000 г. до н.э. и 700 г. до н.э. Им удалось создать уникальную культуру и религию. Правящий класс несколько раз менялся, не нарушая фундаментальной культурной преемственности.
Скифские кочевники
В 700 г. до н.э. за киммерийцами в Южную Русь последовали скифы , говорившие на иранском диалекте и сумевшие установить контроль над огромной территорией, простирающейся от Дуная на западе до Средней Азии на востоке. Их господство на территории, занимаемой ныне частью нашего государства, продолжалось до конца третьего века до н.э. Существует масса информации о скифах; огромное спасибо «отцу истории» Геродоту, оставившему описание их культуры и быта. Скифы были типичными кочевниками: они жили в палаткообразных повозках, запряженных волами, использовали лошадей вместо денег и защищались луками, стрелами и короткими мечами. Их военная тактика заключалась в том, чтобы неожиданно атаковать врага, а затем быстро сбежать, достигнув того, к чему они стремились в первую очередь. Эта тактика, основанная на мобильности, позволяла им успешно сражаться с могучими персами, которым несколько раз не удавалось победить коварных кочевников. Скифы создали сильное военное государство, но не следует забывать, что среди всего скифского населения была и группа людей, известных как «скифы-пахари». Их основным занятием было земледелие, но они много сделали для развития культуры и религии местности.
Сарматы и греки
В 3 г. до н.э. скифские территории были завоеваны другим ираноязычным населением, сарматами . В целом они мало чем отличались от скифов и потому быстро вписались в культуру и хозяйство местности. Сарматское правление на юге России продолжалось с конца III века до н.э. до 3 века н.э.
Именно в скифо-сарматский период греки начали основывать свои колонии на побережье Черного моря на юге России. Особенно богатыми и влиятельными среди этих колоний были Херсонес, Севастополь, Танаис, Пантикапей и Ольвия, которые посетил упомянутый выше Геродот. Эти колонии начинались как рыболовецкие предприятия, но позже превратились в процветающие торговые центры. Но еще важнее то, что они сделали высокоразвитую греческую культуру доступной для жителей юга России и тем самым позволили им приобщиться к самому пульсу эллинского мира. Иранцы ничего не сделали для уничтожения греческих колоний, предпочитая вместо этого поддерживать с ними торговлю и другие контакты. В основе их отношений лежали смешанные браки и ассимиляция, а не войны. Тесное сотрудничество греков, с одной стороны, и скифов и сарматов, с другой, привело к возникновению уникальной культуры, сочетавшей в себе как европейские, так и азиатские компоненты. Как мы видим, территория России сыграла роль в строительстве моста между восточной и западной цивилизациями, предшествующему рождению Христа.
Готы
Власть сарматов на юге России была прервана германским племенем готов, которые установили контроль над территорией примерно в 200 году н. к ирано-греческой культуре. В 370 году им бросили вызов тюркоязычные выходцы из Средней Азии, известные как гунны. Гунны во главе с Аттилой не были связаны с великими миграциями, которые происходили в Европе в это время. Аттила повел своих воинов во Францию, где они потерпели окончательное поражение. Но гунны положили конец господству готов над южной Русью и позволили заселить ее к 9 в.0078 булгар (пришедших с Востока) и славян (пришедших из Европы). Великое переселение людей было подобно буре в океане, подобно весеннему наводнению; она коренным образом изменила политическое и этническое лицо Европы. Будущая Россия не стала исключением.
Хазары
В VII веке нашей эры на юге России, а точнее на низовьях Волги, набирала силу новая сила: Хазарское государство. Воздействие хазар раскололо булгар на две группы. Представители первой группы переселились на Балканы, где ассимилировались с славянами и дали территории ее нынешнее название «Булгария». Представители второго создали государство в месте слияния Волги и Камы, которое впоследствии стало называться Волжской Булгарией.
Хотя хазары были еще одним тюркоязычным народом, их историческая роль оказалась несколько иной, чем у гуннов. Вскоре они отказались от кочевого образа жизни и создали государство, которое включало в себя обширные территории на юге России и со временем стало региональной сверхдержавой. Хазары строили города, принимали довольно прогрессивные законы и быстро росли в богатстве и влиянии. Отчасти это было связано с выгодным положением Хазарского государства, лежавшего на стыке двух континентов и поэтому имевшего тесные связи с арабским и византийским мирами (Византийская империя и Арабский халифат были в это время сильнейшими и культурно развитыми государствами). ). Еще одной особенностью хазарского государства было то, что людям было предоставлено право исповедовать любую религию, которую они хотели. Это было главной причиной, по которой христиане, мусульмане, иудеи и язычники жили удивительно терпимо друг к другу. Но позже высший класс принял только иудаизм и провел некоторые политические реформы. Каган, который раньше был фактическим правителем страны, стал такой же символической фигурой, как сегодня королева Англии или император Японии. Каган держал всю власть на ладони, и к нему стали относиться как к Богу.
Когда возникло Русское государство, оно уже имело долгую историю разногласий и войн с хазарами. Хазары так и не оправились от похода князя Святослава в середине X века. Население полностью исчезло с мировой арены в XI веке, оставив после себя лишь воспоминания о былой славе. Но, несмотря на войны, Хазарское государство сыграло значимую роль в русской истории, ибо его общий космополитизм, веротерпимость и торговые связи оказали большое влияние на многие стороны жизни Киевской Руси.
Восточные славяне
Культуры северного побережья Черного моря и южнорусских степей, от доисторического периода до времен хазар, составляют существенную часть предыстории Киевской Руси. Однако верно то, что люди Киевского государства, которые стали известны как русские, были не скифами, греками или хазарами, а восточными славянами.
Но кто же были эти восточные славяне, будущие основатели Российского государства? Когда и откуда они появились? До сих пор эти вопросы остаются великой загадкой. Они всегда вызывали бесконечные споры между лингвистами, антропологами, археологами, историками и многими другими учеными. Большая часть сведений о славянах взята из историко-географических работ византийских, готских и арабских авторов, которые все имеют тенденцию быть крайне противоречивыми.
Славянские языки
Славянские языки образуют подразделение индоевропейской языковой семьи, в которую входит большинство языков, на которых сегодня говорят в Европе (например, английский), и некоторые языки, используемые в Азии. Примерно в 4-м тысячелетии до н.э. он начал распадаться на разные языки. Но никто из специалистов не может точно сказать, когда и где впервые возникли славянские языки. Одни из них утверждают, что это произошло во 2-м тысячелетии до н.э., другие вполне уверены, что это было в 5-м веке до н.э.
В разных славянских языках много похожих слов для обозначения деревьев, лесов, рек, озер и болот. Это приводит к предположению, что общие предки всех славян жили в болотистой местности с мягким климатом, где было много лесов, рек и озер. Такая территория была найдена на территории современной Польши, где-то в районе реки Визалии.
Древнеславянские культуры
По данным последних научных исследований, первые несомненно славянские археологические культуры относятся к VI веку н.э. Именно в это время древние писатели впервые упоминают славян в своих историко-географических трудах. Византийский автор Прокопий описывал их как «исключительно храбрых, волевых и находчивых воинов, готовых бросить вызов лучшим войскам мира». Другой византийский историк, Мавриций Стратег, оставил нам замечательное описание славян, в котором утверждалось, что они были очень стойкими на поле боя.
Славян очень боялись в Византийской империи, как норманнов в Европе некоторое время спустя в истории. Это могущественное государство всегда справлялось с менее развитыми цивилизациями, обитавшими вблизи его границ. Но могущественные кочевники из Средней Азии, известные как гунны, появились в Европе в V веке и вызвали так называемое великое переселение людей. Каждый этнос, проживавший в Европе в это время, начал переселяться и славяне не были исключением. Они начали совершать набеги на Византийскую империю, нанося серьезный ущерб ее экономике и пугая ее жителей. Храбрых славян было так трудно победить, что правительство Империи решило дать им гражданские права в 6 веке, и они начали селиться в границах государства. Также в 6 веке на русские равнины устремились потоки славянских племен. К VIII веку славяне уже владели огромными территориями, простиравшимися от Оддера на юге почти до Волги на востоке и от Балкан на юге до Балтийского моря на севере. К этому времени славяне делились на 3 большие группы: западные славяне (будущие чехи и поляки), южные славяне (будущие сербы) и восточные славяне (будущие украинцы, белорусы или белорусы и русские).
Где жили восточные славяне?
Поскольку восточные славяне являются основателями Российского государства, они заслуживают самого пристального внимания. Согласно нашему основному письменному источнику, Киевской Повести XII века, восточные славяне окончательно разделились на 12 племен, располагавшихся на широких просторах русских равнин, от Причерноморья и Карпат, через Украину и дальше, на север до Новгородской земли и на восток до Волги. Их соседями были тюрки и иранцы на юге России, финны и балты на севере. Эти люди уже жили на территориях, где намеревались расселиться восточные славяне. Но аборигены и пришельцы сравнительно редко воевали. Гораздо чаще происходили смешанные браки и ассимиляция. Славяне приходили в ту или иную местность и основывали село. Вскоре они столкнулись, например, с финнами. Но численность местного населения была так мала, что воинственные славяне не видели смысла воевать и предпочитали дружить. Эту особенность можно рассматривать как значимый фактор русской истории. Когда в конце XVI века русские пересекли Уральские горы и оказались в Сибири, населенной первобытными племенами местных народов, они обращались с ними на удивление хорошо. Вообще говоря, русским удалось присоединиться к огромным территориям Сибири отчасти потому, что они почти никогда не воевали с аборигенами, что давало им право жить так, как они хотели, и исповедовать любую форму религии.
Восточнославянское общество
К IX веку н.э. восточнославянская экономика, общество и культура уже испытали значительное развитие. Сельское хозяйство было развито хорошо и широко. Другие важные занятия включали рыболовство, охоту, животноводство, ткачество и гончарное дело, а также другие ремесла и искусства, такие как столярное дело. Восточные славяне вели разнообразную и обширную торговлю и владели значительным количеством городов. Некоторые из них, такие как Новгород, Смоленск и Киев, город, принадлежащий племени полянов, развивали свою индивидуальную историю, которая интересна и важна.
Очень мало известно о политической организации восточных славян. Во главе каждого племени стоял князь, который руководил походами и выполнял дипломатические, а иногда и религиозные функции. К IX веку значительную роль в истории стала играть княжеская гвардия. Их называли дружиной (слово «дружина» происходит от русского слова «друог», означающего «друг»), а позже они образовали аристократию. Гвардейцы не только сопровождали князя во время походов, но и старались как могли помочь своему предводителю, давая советы по внешней и внутренней политике. У совета старейшин были те же задачи, что и у дружины, но их решения иногда могли отменить решения князя.
Помимо князя и совета старейшин, существовал еще один важный элемент политической организации восточных славян. Это было собрание свободных мужчин из племени, известного как вече. Описанные выше три элемента политической организации являются характеристиками социально развитой цивилизации, к которой относятся и восточные славяне.
Восточнославянские верования
Славяне разработали интересную и самобытную религию, которая сочетала в себе характерные черты европейского и иранского язычества. По славянским верованиям наш мир делится на небо, где живут боги; земля, населенная людьми, животными и планами, и подземный мир, где обитают души умерших предков. Подобные представления были характерны и для многих других мифологических систем, существовавших в это время в Европе и Азии.
Верховным богом был бог войны, известный как Перун. Он отвечал за молнии и гром, которых древние люди очень боялись. Князь и его воины приносили Перуну богатые жертвы перед каждым походом. Некоторые восточнославянские племена поклонялись Сварогу, который считался богом небесного огня и огня вообще. Ученые утверждают, что Перун и Сварог были всего лишь двумя разными именами одного и того же бога, и в некоторых областях это действительно было правдой.