Домский собор: Рижский Cобор

Рижский Cобор

Первый камень в основание Домского собора был заложен на торжественной церемонии под руководством епископа Альберта 25 июля 1211 года. К сожалению, свидетельства о первоначальном периоде строительства Домского собора не сохранились до наших дней. Считается, что стремительное развитие строительства нынешнего Домского собора началось весной 1215 года, когда в историческом центре города сгорел первый Домский собор. Традиционно с этим годом связывают использование нового строительного материала, переход от натурального камня на кирпичи, когда в камни облекались только углы строения.

В 1226 году папский легат епископ Модены Вильгельм проводит консилиум в новом Домском соборе, считается, что в это время закончено строительство хоровой части и нефа с крестовыми сводами, который от незаконченного помещения прихода отделяет только стена.

Начальный период строительства характеризуют лаконичные формы романского стиля. Согласно исследованиям историков искусства, Рижский Домский собор первоначально задуман как церковь типа базилики, но позже планы изменились и собор был построен по типу зального храма.

В конце 14 столетия и в начале 15 века Домский собор был расширен путем возведения западных нефов и боковых капелл, был повышен уровень центральной области внутреннего помещения, вместе с этим Домский собор превратился в базилику. В это время была удлинена также башня, которую венчал восьмиугольный пирамидальный шпиль. Этот шпиль Домского собора виден на самом старом изображении Рижского Домского собора — на космографии Себастиана Мюнстера (1559 г.). Согласно мнению руководителя восстановительных работ Домского собора конца 19 столетия В.Нейманиса, в это время башня Домского собора была самой высокой во всем городе Риге.

В таком виде Рижский Домский собор простоял до 1547 года, когда в воскресенье перед Троицей в центре старого города возник пожар и сгорел готический шпиль башни Домского собора. Новая башня Домского собора с пирамидальным шпилем и двумя галереями была возведена в 1595 году. Установленный в то время петух на башне Домского собора сейчас выставлен в зале Домском соборе.

Во время осады Риги в 1710 году сильно пострадала крыша собора. При восстановлении перестраиваются крыши боковых нефов, у которых меняют наклон, закрывая круглые окна-розы, хоральная часть приобретает бароккальную крышу, а средний неф — восточный фронтон с отмеченной датой 1727 .

В 1772 году российская императрица Екатерина II запрещает в дальнейшем захоронения в церквях по всей Российской империи. Руководствуясь санитарными соображениями Рижская ратуша издает приказ замерить Рижской городское кладбище за пределами города, куда перевозят также захоронения из Домского собора, в результате чего повышают уровень пола в соборе.

В 1775 году Рижская городская ратуша на основании заключений инженеров того времени поручает снести шпиль башни и построить новое завершение в бароккальном стиле, которое можно лицезреть и по сей день.

В 1881 году были начаты и продолжались до 1914 года ремонтные и реставрационные работы в соборе и крестовом ходе, которые проводил сторительный отдел Рижского Домского собора Общества исследователей старины и истории, в результате всего этого церковь приняла свое нынешнее обличье.

В 20 веке во времена Советского Союза в Домском соборе проводились два масштабных ремонта:

В период с 1959 по 1962 год Домский собор перестраивают под нужды концертного зала, в это время демонтируют алтарь и устанавливают кресла с видом на орган.

В 1981- 1984 году нидерландская фирма органов «Flentrop Orgelbouw Zaandam» осуществляла реконструкцию органа. Одновременно в это время проводился ремонт интерьера и были реконструированы все инженерные коммуникации. Параллельно была обновлена медная обшивка шпиля башни, перила обоих галерей, изготовлен новый петух и реставрирован шар, установлена автоматическая противопожарная система башни, поставлено устройство для кондиционирования воздуха в зале и в башне построены помещения для их размещения.

Проза : Советская классическая проза : Домский собор : Виктор Астафьев : читать онлайн










































вы читаете книгу





Домский собор

Дом… Дом… Дом…

Домский собор, с петушком на шпиле. Высокий, каменный, он по-над Ригой звучит.

Пением органа наполнены своды собора. С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья…

И снова грозным валом бушующих страстей сносит все, снова рокот.

Звуки качаются, как ладанный дым. Они густы, осязаемы. Они всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.

Все замерло, остановилось.

Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы — все-все это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.

«Может, все что было до этого, — сон? Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром.

Зачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? Зачем? Почему?»

Дом. Дом. Дом…

Благовест. Музыка. Мрак исчез. Взошло солнце. Все преображается вокруг.

Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стеклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.

Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, партийными и беспартийными, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.

И никого нет в зале!

Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.

Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра…

И вдруг, как наваждение, как удар: а ведь в это время где-то целят в этот собор, в эту великую музыку… пушками, бомбами, ракетами…

Не может этого быть! Не должно быть!

А если есть. Если суждено умереть нам, сгореть, исчезнуть, то пусть сейчас, пусть в эту минуту, за все наши злые дела и пороки накажет нас судьба. Раз не удается нам жить свободно, сообща, то пусть хоть смерть наша будет свободной, и душа отойдет в иной мир облегченной и светлой.

Живем мы все вместе. Умираем по отдельности. Так было века. Так было до этой минуты.

Так давайте сейчас, давайте скорее, пока нет страха. Не превратите людей в животных перед тем, как их убить. Пусть рухнут своды собора, и вместо плача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный рев убийцы.

Домский собор! Домский собор! Музыка! Что ты сделала со мною? Ты еще дрожишь под сводами, еще омываешь душу, леденишь кровь, озаряешь светом все вокруг, стучишься в броневые груди и больные сердца, но уже выходит человек в черном и кланяется сверху. Маленький человек, тужащийся уверить, что это он сотворил чудо. Волшебник и песнопевец, ничтожество и Бог, которому подвластно все: и жизнь, и смерть.

Домский собор. Домский собор.

Здесь не рукоплещут. Здесь люди плачут от ошеломившей их нежности. Плачет каждый о своем. Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.

Домский собор. Домский собор.

Ты в моем содрогнувшемся сердце. Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. За все, за все благодарю!

Содержание:

 0 Затеси : Виктор Астафьев 1 Поход по метам (вместо предисловия) : Виктор Астафьев
 12 Ах ты, ноченька : Виктор Астафьев 24 Миленький ты мой : Виктор Астафьев
 36 Никто нас не слышит : Виктор Астафьев 45 Как лечили богиню : Виктор Астафьев
 46 вы читаете: Домский собор : Виктор Астафьев 47 Кладбище : Виктор Астафьев
 48 Звезды и елочки : Виктор Астафьев 60 Божий промысел : Виктор Астафьев
 72 Тура : Виктор Астафьев 84 Как моя теща блюла нравственность : Виктор Астафьев
 96 Смерть охотника : Виктор Астафьев 108 Хреновина : Виктор Астафьев
 120 Наклепки : Виктор Астафьев 132 С кусоцкём : Виктор Астафьев
 144 Эпидемия : Виктор Астафьев 156 И милосердия… : Виктор Астафьев
 168 Крик в тайге : Виктор Астафьев 180 Радость первого полета : Виктор Астафьев
 192 Блажь : Виктор Астафьев 204 Постскриптум : Виктор Астафьев
 216 Исторический пример : Виктор Астафьев 228 Самый памятный гонорар : Виктор Астафьев
 240 Короткий привал : Виктор Астафьев 252 Открытие костела : Виктор Астафьев
 264 Травинка : Виктор Астафьев 276 Сойки не стало : Виктор Астафьев
 288 Неведомый стрелок : Виктор Астафьев 300 Жизнь по-новому : Виктор Астафьев
 312 Скотоугонщица : Виктор Астафьев 324 Диво дивное : Виктор Астафьев
 336 Хаптура : Виктор Астафьев 348 Пошлость : Виктор Астафьев
 360 Цветной металл : Виктор Астафьев 368 продолжение 368
 369 Использовалась литература : Затеси    

Купол Брунеллески во Флорентийском соборе

Купол, который покрывает Флорентийский собор ( собор Санта-Мария-дель-Фьоре ), известен как купол Филиппо Брунеллески .

Когда он был спроектирован, это был самый большой купол в мире .

Это немедленно создало проблемы , так как его размер мешал традиционному методу строительства. Его конструкция представляет собой двойную оболочку , поддерживаемую прочными колоннами.

Содержание

  • 1 Архитектурные проблемы
  • 2 Когда был построен купол Флорентийского собора?
  • 3 Проект Брунеллески
  • 4 Потолок купола
  • 5 Как Брунеллески построил купол (видео)

Архитектурные проблемы

Представьте себе процветающий город Флоренцию в 1296 году. Гордясь своим городом, флорентийцы принялись строить славный собор, оставив в его конструкции достаточно места для огромного купола. Но была одна проблема: никто не знал, как возвести купол, который был бы почти 150 футов в ширину и это будет начинаться 180 футов над землей , на существующих стенах.

Надзирателей собора мучили и другие вопросы. Их планы строительства избегали аркбутанов и стрельчатых арок традиционного готического стиля, который тогда предпочитали конкурирующие северные города, такие как Милан, заклятый враг Флоренции. Тем не менее, это были единственные архитектурные решения, которые, как известно, работали в такой огромной структуре. Может ли без них удержаться купол весом в десятки тысяч тонн? Было ли в Тоскане достаточно древесины для строительных лесов и шаблонов, которые потребуются для формирования кладки купола? И можно ли вообще построить купол на восьмиугольном плане этажа, продиктованном существующими стенами — восемью клиньями в форме пирога — без обрушения внутрь по мере того, как каменная кладка изгибается к вершине? Никто не знал.

Когда был построен купол Флорентийского собора?

В 1418 году Опера дель Дуомо объявила публичный конкурс на строительство купола с солидным призом в 200 золотых флоринов — и шансом на вечную славу — для победителя. Ведущие архитекторы того времени стекались во Флоренцию, чтобы представить свои идеи.

После долгой неопределенности Опера дель Дуомо согласилась сделать Филиппо Брунеллески руководителем проекта купола и назначила Лоренцо Гиберти , коллега Брунеллески, ювелир, в качестве соруководителя. Двое мужчин были соперниками с 1401 года, когда они соперничали за еще один выдающийся заказ — новые бронзовые двери для флорентийского баптистерия. Гиберти победил. Теперь Брунеллески, чей проект купола был полностью принят, был вынужден работать бок о бок со своим досадно успешным соперником.

Строительство Купола началось 7 августа 1420 .

Здесь выбор из экскурсии по куполу Брунеллески и Флорентийскому собору от GetYourGuide:

Бесплатная отмена бронирования за 24 часа

Проект Брунеллески

Обычный способ построить арку или купол заключался в том, чтобы поддерживать их с помощью строительных лесов, называемых «центрированием». Однако открытое пространство в соборе было шириной 42 метра, и флорентийцы хотели высокий, парящий купол.
Всей древесины в Тоскане не хватило бы для центрирования.
В итоге Брунеллески построил купол без строительных лесов таким образом, чтобы он поддерживал сам себя по ходу работ.

Решения Брунеллески для купола были оригинальными, инновационными и дорогими.

Первая проблема, которую нужно было решить, была чисто технической: ни один из известных в то время подъемных механизмов не был способен поднимать и перемещать чрезвычайно тяжелые материалы , с которыми ему приходилось работать, включая балки из песчаника, так далеко от земли. Здесь Брунеллески превзошел самого себя.

Он изобрел трехскоростной подъемник со сложной системой зубчатых колес, шкивов, винтов и карданных валов, приводимый в движение одним ярмом волов, вращающим деревянный румпель, и castello, 65-футовый кран с рядом противовесов и ручных винтов для перемещения грузов в поперечном направлении после того, как они были подняты на нужную высоту.

Восьмиугольная форма купола определенно вдохновлена ​​куполом Баптистерия .
Вся конструкция купола спроектирована так, чтобы быть легкой и тонкой как по форме, так и по содержанию. Фактически от восьмиугольного барабана купола выступают восемь сегментов-парусов, расположенных на двух оболочках, разделенных промежутком. Брунеллески вплел регулярные ряды кирпичной кладки «елочкой», малоизвестной до его времени, в текстуру купола, придав всей конструкции дополнительную прочность.

За годы строительства Брунеллески все больше времени проводил на стройплощадке. Он руководил производством кирпича различных размеров и занимался поставками отборного камня и мрамора из каменоломен. Он руководил войском каменщиков и каменотесов, плотников, кузнецов, загонщиков свинца, бочковых мастеров, водоносов и других ремесленников.
Главным среди элементов, составляющих купол, является использование золотой пропорции, которая была в моде в то время. Созерцая этот шедевр, вы замечаете, что его создатели использовали баланс и гармония между каждой из его частей. Каждый архитектурный элемент способствует устойчивости купола, поскольку он стоит без несущих конструкций .

Еще одним из этих важнейших элементов является фонарь , на вершине которого находится бронзовый шар, построенный Верроккьо в 1472 году. Для позиционирования шара использовались машины, изобретенные Брунеллески. Молодой Леонардо да Винчи фигурировал среди учеников, которые помогали в этой сложной операции.

Купол — шедевр красоты и инженерной мысли , новаторская конструкция для своего времени, во многих отношениях остающаяся непревзойденной.
Будучи мастером иллюзий, Брунеллески был известен во Флоренции тем, что заставлял людей верить в несуществующие вещи. Строительство его купола вызвало многолетние споры о том, что же это был за «волшебный трюк, который обеспечил результат, лежавший на глазах у всех, т. е. как смог устоять восьмигранный купол!
Даже сегодня, несмотря на то, что были проведены обширные исследования и сделано много новых открытий, до сих пор ведутся споры о том, какое гениальное решение было найдено архитектором Филиппо Брунеллески.

25 марта 1436 года, в праздник Благовещения , Папа Евгений IV и собрание кардиналов и епископов освятили законченный собор под звон колоколов и аплодисменты гордых флорентийцев. Десять лет спустя другая прославленная группа заложила краеугольный камень фонаря, декоративной мраморной конструкции, которую Брунеллески спроектировал для завершения своего шедевра.

Вскоре после этого, 15 апреля 1446 года, Брунеллески умер, по-видимому, от внезапной болезни. Похоронен в 9 г.0003 склеп собора; Мемориальная доска поблизости прославляла его «божественный интеллект». Это были высокие почести. До времен Брунеллески очень немногим людям, в том числе святым, разрешалось погребение в склепе.

Часть купола осталась незавершенной на момент смерти Брунеллески: верхняя часть барабана .
Конкурс на строительство этой секции выиграл итальянский резчик по дереву, скульптор и архитектор Baccio d’Agnolo .
Началось строительство барабана, но по традиции Баччо решил в какой-то момент узнать мнение жителей Флоренции.
Микеланджело Буонарроти , который был в то время в городе, конечно же, был задан вопрос. Глядя на работу, он воскликнул: «Это похоже на клетку для сверчка! Обиженный Баччо д’Аньоло оставил барабан незаконченным, таким, каким мы видим его сегодня.

Купольный потолок

Роспись купола внутри началась в 1572 , когда великий князь Козимо I Медичи поручил Джорджо Вазари написать фрески на куполе. Вазари сопровождал Винченцо Боргини, который работал над иконографическими сюжетами и добавлял другие темы, взятые из Божественная комедия Данте
Купол украшен великолепным циклом фресок, изображающих Страшный суд .

После смерти Джорджио Вазари в 1574 году Федерико Зуккаро , художник из Урбино, завершил фрески около 1575-79 годов.
Высоко на фреске в куполе, вокруг купола, парит храм с двадцатью четырьмя старцами Апокалипсиса ; под ним, на террасных регистрах, следуют хоры ангелов с инструментами Страстей; группы святых; олицетворения даров Святого Духа, добродетелей и блаженств; и, наконец, области ада с различными смертными грехами. Композиция фрески, таким образом, учитывает архитектоническую форму свода в его восьми частях, тесно связанных друг с другом.

Эти фрески очень хорошо видны по пути к куполу.

Как Брунеллески строил купол (видео)

Вот видео National Geographic Как любитель построил самый большой в мире купол , иллюстрирующий, как Филиппо Брунеллески построил купол Флорентийского собора:

Этот пост был первоначально опубликован 18 ноября 2013 г. и был обновлен и дополнен 19 сентября 2016 г. и 26 июня 2019 г. .

Фотографии:
Firenze by Olatz eta Leire (CC BY-SA 2.0)
Рисунок Леонардо да Винчи: лебедка, изобретенная Брунеллески (общественное достояние)
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (Базилика ди Санта-Фьоре) и Джотто Колокольня (колокольня) согласно документу 1.0 (CC BY-NC 2.0).

Об авторе

Florence Inferno

Florence Inferno — это блог о флорентийских тайнах, символах и местах, упомянутых в последнем романе Дэна Брауна 9.0005 Inferno и многое другое о городе. Мы также предлагаем пешеходную экскурсию по Инферно, которая следует по стопам Роберта и Сиенны, а также электронную книгу с аудиоверсией.

Похожие сообщения

Дуомо Флоренции (Кафедральный собор Флоренции)

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Дуомо
Комплекс
Билеты
Экскурсия по Флорентийскому собору
книга
Частный
Тур
Книга

Немного истории Дуомо Флорентийского собора

Флорентийский собор, также известный как собор Санта-Мария-дель-Фьоре, расположен на площади Дуомо, его строительство началось в конце 13 века по проекту Арнольфо ди Камбио, известный архитектор и скульптор, любивший готический стиль.

Собор имеет главный неф и два боковых нефа, а также заднюю апсиду. Когда ди Камбио скончался, строительство собора было отложено и возобновлено в 1334 году Джотто, спроектировавшим колокольню. Однако в 1337 году с его смертью строительство снова было прервано. Строительство этого великолепного проекта продолжилось, когда Андреа Пизано и Франческо Таленти завершили его строительство в 1359 году.. Колокольня Джоттос имеет высоту 85 м, и на ее вершину можно подняться по 414 ступеням, откуда открывается прекрасный вид на Флоренцию.

В середине 14 века флорентийские художники отказались от готики и включили в нее римский стиль. Готическая атмосфера собора была скрыта за красным мрамором Сиены, белым каррарским и зеленым Прато. Мастеру по металлу Лоренцо Гиберти и скульптору Филиппо Брунеллески выпала честь закончить Флорентийский собор

Брунеллески изваял статуи для купола и разработал инновационный проект, чтобы сделать флорентийский собор крупнейшим в свое время. Брунеллески начал строительство проекта к 1421 году, многоугольное основание уже было завершено, а купол был завершен 15 лет спустя. Красный купол собора был тогда самым большим в мире, диаметром 45 м и высотой 100 м и вскоре стал символом Флоренции.

Фасад собора был разрушен в конце 16 века, и Эмилио де Фабрис переделал его, внес некоторые изменения и добавил мрамор разных цветов.

Что такое Собор Дуомо Флоренции сегодня?

Кафедральный собор Флоренции, собор Санта-Мария-дель-Фьоре или Флорентийский собор (по-итальянски: Duomo di Firenze) является резиденцией епископа архиепископа города Флоренции. Это один из величайших шедевров готического искусства и первого итальянского Возрождения.

Этот флорентийский собор является одним из крупнейших христианских храмов: его длина составляет 160 м, ширина — 43 м, а поперечный неф — 90 м. Внутренняя высота купола 100 м. Это также символ богатства и могущества столицы Тосканы в 13 и 14 веках. Его название происходит от лилии, символа Флоренции и древнего названия города Фьоренца.

Сегодня Флорентийский собор по своим размерам могут превзойти только базилика Святого Петра в Ватикане, собор Святого Павла в Лондоне, собор Севильи и Миланский собор. Однако в свое время этот собор был самым большим в Европе, вмещая 30 000 человек.

Курьезы Флорентийского собора

Знаете ли вы, что в музее Сан-Маркос находится доминиканская обитель? Клуатр расположен на первом этаже, где посетителей встречает фреска Благовещения.

Филиппо Брунеллески умер 5 апреля 1446 года. На похоронах он был одет в белое и помещен в гроб, окруженный свечами, с его глазами на купол, который он построил кирпич за кирпичиком. Он был похоронен в крипте собора с памятной доской в ​​его честь. Большая честь, так как в то время зодчие считались скромными ремесленниками и в склепе их не хоронили.

Знаете ли вы, что старый собор Флоренции назывался Санта-Репарата и власти того времени решили построить над ним новый храм? С годами церковь Санта-Репарата стала маленькой для жителей города, на ней была построена одна из самых больших церквей в мире. Настоящая жемчужина готики с кирпичным куполом работы гениального Брунеллески.

Почему стоит посетить собор Флоренции Дуомо?

Комплекс Флорентийского собора расположен на площади Дуомо и включает в себя огромный купол Брунеллески и возвышающуюся колокольню Джотто, которые рядом с Баттистеро определяют силуэт города. Строительство собора Флоренции началось в 1296 году, более чем через два столетия после соборов Пизы и Лукки. Строительство этого величественного здания длилось 72 года и было завершено в 1368 году по проекту архитектора Арнольфо ди Камбио, который так и не дождался завершения своей работы.

Как посетить Кафедральный собор Флоренции?

Вход в Дуомо Флоренции (собор Санта-Мария-дель-Фьоре) бесплатный. Чтобы глубже изучить чудеса, сохранившиеся в этом величественном соборе, мы предлагаем вам заказать экскурсию. Вы можете присоединиться к группе, заказав экскурсию по Дуомо Флоренции, которая также включает вход в колокольню Джотто.

Вы можете выбрать различные комбинации пропуска очереди, чтобы посетить комплекс Дуомо во Флоренции. Для посетителей, заинтересованных в входе, вы можете купить следующие билеты: Музей Оперы дель Дуомо + Баптистерий Сан-Джованни + Аудиогид по Флоренции, Колокольня Джотто + Аудиогид по Флоренции, Купол Брунеллески + Аудиогид по Флоренции, Террасы Дуомо + Аудиогид по Флоренции. С помощью этого аудиогида вы сможете открыть для себя столицу Тосканы, музей под открытым небом.

Если вы хотите, чтобы вас сопровождали, то вы можете выбрать одну из четырех различных экскурсий: Колокольня Джотто + Пьяцца Дуомо, Экскурсия по собору Санта-Мария-дель-Фьоре, Экскурсия «Инферно — по следам Дэна Брауна», Комплекс Дуомо + Купол Брунеллески. Наконец, вы можете воспользоваться двумя частными экскурсиями, а именно: Частный тур по Флоренции за один день и «Ад Дэна Брауна — пешеходная экскурсия с частным гидом».

Другие достопримечательности в этом районе

Исторический центр Флоренции относительно небольшой, и его легко обойти пешком. В окрестностях базилики Санта-Мария-дель-Фьоре есть несколько достопримечательностей, которые можно посетить и которые свидетельствуют о культурной и художественной жизни города.

Среди этих достопримечательностей у нас есть площадь Синьории (Piazza della Signoria), которая является центром гражданской власти города, здесь находится Старый дворец (Palazzo Vecchio).