Содержание
Михаил Булгаков | «Мастер и Маргарита» | По следам героев романа
Вернуться к По следам героев романа
Адрес: г. Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1
Станция метро «Боровицкая»
«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев.
<…> Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг».
На вершине Ваганьковского холма, на углу Знаменки и Моховой, прямо напротив стен Московского Кремля возвышается настоящий дворец, названный именем своего первого хозяина — дом Пашкова. Этот дом описан в романе «Мастер и Маргарита» как место встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея. С крыши этого дома Воланд смотрел на Москву. Отсюда герои романа наблюдают пожар в «Грибоедове», устроенный Коровьевым и Бегемотом. Здесь же определилась судьба Мастера и Маргариты.
Елена Сергеевна Булгакова вспоминала, что Дом Пашкова и его окрестности — одно и самых любимых мест писателя в городе. Осенью 1921 года Булгаков планировал создание пьесы о Распутине и обращался за периодикой 1917 года в Румянцевский музей, находившийся в Доме Пашкова. Работая над материалами для произведений в конце 1920-х — начале 1930-х годов, Булгаков часто посещал Государственную библиотеку в Доме Пашкова в качестве читателя (в архиве писателя имеются читательские билеты на посещение библиотеки). В «Мастере и Маргарите» Воланд утверждает, что был приглашен в Госбиблиотеку для расшифровки рукописей чернокнижника Герберта Аврилакского. В одной из редакций романа (1932—1936 годов) Булгаков подробно описывал дом Пашкова: после сцены на крыше особняка Воланд и его свита, минуя читальные залы и гардероб, оказывались во внутреннем дворике. Также дом Пашкова упоминается в булгаковском очерке «Птицы в мансарде» — студенты и педагоги посещают Румянцевский музей для того, чтобы воспользоваться уборной, поскольку студенческие общежития непригодны для существования.
Дом Пашкова, построенный всего за два года (с 1784 по 1786 год), является не только блестящим образцом русского зодчества, но и значимым архитектурным памятником своей эпохи. В 1784 году богатейший помещик, сын астраханского генерал-губернатора Петр Егорович Пашков приобрел этот участок на Ваганьковском холме, где запланировал строительство усадьбы. Авторство этой постройки долго не было достоверно установлено, в свое время оно приписывалось архитектору М.Ф. Казакову и французу Леграну. В середине XX века были обнаружены документы, доказывающие, что Дом Пашкова был возведен по проекту великого российского зодчего В.И. Баженова.
Он открывает великолепную панораму Моховой улицы со стороны Боровицкой площади. Белоснежное здание, приподнятое на высокий цоколь, построено по классическому трехчастному принципу: центральный корпус с бельведером и портиком объединен одноэтажными галереями с боковыми флигелями. Целостность структуры подчеркнута единым сюжетом декора, которым в одинаковой степени насыщены все объемы композиции главного дома.
Перед Домом Пашкова был разбит прекрасный сад, удивлявший своей красотой современников, садовая ограда великолепно дополняла единый образ усадьбы. При Пашкове бельведер дворца был украшен статуей Марса, а на центральном портике красовался герб семьи. Еще по указу Павла I герб и скульптуру демонтировали, а утраченные при пожаре 1812 года деревянные бельведер и галереи были впоследствии восстановлены архитектором О.И. Бове. Парадная лестница, построенная по проекту М. Долганова, и декоративная ограда холма, которые существуют на сегодняшний день, относятся уже к 30-м годам XX века.
Наследники Пашкова в начале XIX века продали дом Московскому Университету, а с 1861 года здание принадлежало Румянцевскому музею. После революции в нем разместился отдел редких рукописей Публичной библиотеки СССР им. В.И. Ленина, открывшийся в 1921 году. Сегодня Дом Пашкова входит в комплекс зданий Российской государственной библиотеки. В настоящее время в нем расположены нотно-музыкальный отдел и отдел рукописей, которые открылись для посетителей в 2009 году после завершения 20-летней реконструкции усадьбы.
МоскваУлица Воздвиженка, 3/5с1 на карте Москвы, ближайшее метро Боровицкая — Яндекс.Карты
Почему Воланд простился с Москвой с Дома Пашкова?
Комсомольская правда
Дом. СемьяКнижная полкаО РАЗНОМ
Наталия АНДРЕАССЕН
10 марта 2017 13:15
В студии Радио «Комсомольская Правда» мы вспомнили некоторые страницы романа «Мастер и Маргарита» в честь 50-летия самой первой публикации
Если разные версии, почему Воланд со своей свитой прощаются с Москвой именно тут и именно в конкретное время… ФОТО кадр из сериала
«Чтобы знали. ..» — якобы эти последние слова Михаила Булгакова перед смертью 10 марта 1940 год относятся к «Мастеру и Маргарите». «Знали» — кто? И о чем? На что намекал писатель? Остаются только догадки. Ради них мы встретились на Радио «КП» с библиофилом, гидом общества пеших прогулок «Москваход» Александром Мишиным.
А ИВАН-ТО ПЕРЕВОСПИТАЛСЯ
— Александр, год-то нынче юбилейный: впервые в СССР роман был опубликован 50 лет назад, в журнале «Москва». И с тех пор многие мучаются вопросом: «Мастер и Маргарита» — роман ЗА Христа или ПРОТИВ?
— Михаил Афанасьевич родился в семье религиозной. Его отец был уважаемым в Киеве преподавателем духовных дисциплин. Но юность самого Булгакова была достаточно бурной. Ранняя женитьба, учеба на врача. Он уже не носит нательного креста. Однако первоначальная «прививка» православия была так сильна, что это в нем оставалось до конца жизни. И в дневниках Елены Сергеевны, его последней супруги, мы узнаем вдруг, что он крестит перед сном своего пасынка – ее сына от предыдущего брака. ..
Но для читателей он не оставляет никакой установки. Это скорее в какой-то мере роман-воспитание.
— Кто там воспитывается?
— Иван Бездомный. Единственный герой, который меняется. Все остальные нам даны «от и до» в том виде, в каком пришли на страницы. А Бездомный вдруг сумеет извлечь из всех событий что-то для себя новое, чему-то научиться. Становится профессором истории. Может быть, здесь можно увидеть ответ на этот вопрос: ЗА Христа или ПРОТИВ? А может, ЗА РАЗУМ? Потому что, на мой взгляд, христианство – это разумное сердце. Открытое и для бога, и для истории. В этом смысле мы должны прочитать в романе то, что там спрятано. Вот, например, Берлиоз и его летящая голова нам напоминают о событиях Великой Французской революции, когда основным инструментом «разговора» с оппонентами стала гильотина. И тут сопоставляешь: а ведь в момент написания романа проходят три московских процесса, это 1936-1938 годы!..
Попадая в сумасшедший дом, Бездомный вдруг обретает разум. Весь этот вывернутый мир парадоксальным образом возвращает Ивана в относительную норму.
Дом по адресу «302 БиС» на Садовой — самый известный, тут была «нехорошая квартира». Но «Мастера» Булгаков писал по другому адресу.Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
По пути к «нехорошей квартире» посетители отдают дань Мастеру, рисуя, например, Маргариту. Получилось в целом здорово: настенная народная любовь, за которую не гоняют метлой!Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
ПРИ ЧЕМ ТУТ ПРУССКИЙ КОРОЛЬ
— Откуда Воланд улетает из Москвы?
— Скорее всего, с крыши дома Пашкова. И это прощание связано с конкретным эпизодом. 1818 год. В Петербурге — свадьба сына императора Павла Петровича, Николая I, с прусской принцессой. На свадьбу приехал отец невесты и ее брат – прусский король Фридрих Вильгельм III, который после свадьбы захотел увидеть Москву. А город еще не восстановился после пожара 1812 года. Надо сказать, многие в Европе тогда считали, что тот пожар – это жертва, которую принесла Россия на алтарь освобождения от антихриста. Этот «наполеоновский подтекст» тоже надо увидеть в романе.
И вот прусский король и его свита захотели увидеть Москву с какой-то выгодной высокой точки. Они поднялись на крышу дома Пашкова. Увидели, что город лежит в руинах после пжара 1812 года. И преклонили колени перед ним.
— Может, и у Булгакова Воланд смотрит на город и что-то переосмысливает?..
— Пускай каждый для себя решит…
— Есть еще одна трактовка финальной сцены. Мол, неспроста Воланд со свитой прощается с Москвой в субботу. Ведь в воскресенье будет воскрешение Христа. И черные силы оставляют Москву для сил света…
Так выглядит часть кухни в «нехорошей квартире» на Большой Садовой, 10. Воссоздано с максимальным приближением к реальности.Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
МАСТЕР КАК ДИАГНОЗ ВРЕМЕНИ
— Образ Мастера – почему в какой-то момент на нем появляется шапочка с буквой «М» и что это означает?
— Многие говорят, что «М» — «Мастер» (а мы не знаем его имени) — это альтер-эго Булгакова. Я думаю, что все несколько сложнее. Потому что Мастер в каком-то смысле уже Булгаков. Мастер – творец этой книги, которая оказывается здешнему миру не нужна. Для Булгакова, которого систематически не публиковали, фигура Мастера – это диагноз времени. Цензура. Причем цензура в Советском Союзе была ужасной. Если в дореволюционной России ты мог пойти к цензору и поговорить: что вас не устраивает? Согласовать, поспорить. Некрасов давал взятки цензорам, проигрывая в карты. А в Советском Союзе цензор имел номер. Это было нечто безличное и страшное. Для авторов было непонятно: куда ходить, кому и на кого жаловаться. Потому что если спущено тайное телефонное указание, значит, ты не работаешь.
Это снимок в доме по Большой Садовой, 10. Слева — это не просто кафельная стена печки, как может показаться, а потайная комната, дверь в которую я и открываю. Правее — маленькая скульптура Булгакова, к которой приносят записочки-пожелания.Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
— Что может значить фраза Булгакова перед смертью «чтобы знали»?
— Он мог иметь в виду вполне бытовые вещи. Был составлен список людей, которые ему мешали жить. В архиве у Елены Сергеевны был список критиков, журналистов, которые травили. Но вообще раньше даже сборники издавали — «последние слова великих людей. Часто они приписывались. Пускай читатели трактуют их по-своему. Как ту же шапочку. В конце концов она может лысину закрывать.
Ворон из свиты Воланда работы скульптора Рукавишникова пока не нашел места в Москве.Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ
КАК ДЕНЬГИ НА САМОМ ДЕЛЕ ПРЕВРАТИЛИСЬ В ПШИК
— Возьмем знаменитый сеанс черной магии в варьете. Было такое на самом деле?
— Когда Булгаков приехал в Москву, он жил на Садовом кольце, а неподалеку — там, где сейчас находится здание Тетра Сатиры, — было здание цирка братьев Никитиных. (И нынешний Театр Сатиры – это увеличенный, расстроенный в стороны театра Никитиных.) Это было одно из самых популярных мест в Москве.
И приезжал сюда такой грек Костано Касфикис. У него был трюк – «Фабрика денег». В небольшой аппарат с двумя параллельно вращающимися валиками вкладывались чистые листы бумаги такого же размера, как денежные купюры. Касфикис поворачивал ручку, и из-под валиков вылетали настоящие деньги — влажные, как будто на самом деле только что отпечатанные. Понятно, что несколько настоящий денежных купюр просто заранее специально вкладывались в аппарат.
И однажды этот опыт закончился трагикомически. Два московских нэпмана, всерьез поверив в чудо, захотели купить у Касфикиса его «Фабрику денег». Тот, не моргнув глазом, тут же отпечатал червонец и подарил им. Нэпманы предъявили эту купюру эксперту госбанка. И, убедившись, что деньги настоящие, уплатили обманщику огромную сумму за аппарат.
Касфикис растворился в неизвестном направлении. Потому что его гастроли в Москве были окуплены на несколько лет вперед. А аппарат очень скоро перестал печатать червонцы…
А голову заметили?! Берлиоз, господа. Точнее, что от него осталось. А теперь можете задуматсья о том, что бы это все значило. (Снимок тоже сделан на Большой Садовой, 10.)Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
КСТАТИ
ШУТКА ПИСАТЕЛЯ: «ПРИВЕТ ОТ Г. П. УХОВА»
— Принято считать, что у Булгакова и Сталина были удивительные, невидимые миру взаимоотношения. В 1930 году вождь позвонил Булгакову. Много раз посещал его спектакль «Дни Турбиных»…
— Будучи очень умным человеком, Булгаков понимал, что происходит игра в кошки-мышки. Или система кнута и пряника. Писателям дали возможность построить кооперативный дом — там и у Булгакова появляется квартира, последнее его жилье, в Нащокинском переулке. Это был пряник. А кнут — в том, что вот сегодня мы тебя разрешаем, а завтра отодвигаем.
Вокруг Булгакова были стукачи. И он догадывался — кто это. У него есть очерк, который был подписан: Г. П. Ухов. Получается, что автор – Г. П. Ухов — прочтите вслух. (ГПУ — Государственное политическое управление при НКВД РСФСР, выполняла «функции по наблюдению за социалистической законностью». — Ред.) Ядовитый юмор Булгакова работал. Он знал, с кем он живет вокруг. И его опасались за острый язык.
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
И.О. шеф-редактора сайта — Канский Виктор Федорович
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781
127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
легенд Дома Пашкова | Mascaron.org v.0.1
Дом Пашкова и горлышко бутылки!
«На закате, высоко над городом, на каменной террасе одного из красивейших домов Москвы, дома, построенного около ста пятидесяти лет назад, были двое: Воланд и Азазелло. Их нельзя было увидеть с улицы внизу, потому что они были скрыты от нежелательных глаз балюстрадой с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но они могли видеть город почти до самого его края».
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»,
Пожалуй, одним из красивейших образцов классической архитектуры Москвы можно по праву признать Дом Пашкова, известную многим и как Ленинку (Библиотека им. Российская государственная библиотека.
В 1972 году к визиту Никсона (он был президентом США) было приказано облагородить Москву в пути Никсона. А вход в Кремль, как и сейчас, был через «Боровицкие» ворота с «Большого каменного моста». Что мог увидеть Никсон в этот роковой момент? Прямо на пути от Большого Каменного моста — между «Боровицкой» башней и Домом Пашкова квартал более старых, вероятно, послепожарных,19века (вероятно, и 18 века) располагались небольшие постройки и особняки. Они были частично перестроены в первой половине 20 века и, к сожалению, имели весьма неприглядный вид. Как говорят, именно к приезду Никсона было решено просто снести часть квартала и построить на его месте зеленую лужайку. Ибо удача, открывшаяся с этим торжественным видом на Дом Пашкова, конечно, не могла не привлечь внимание зарубежных гостей, усиливая впечатление величия города вместе с видом на Кремль. Так что какое-то время за Москвой сохранялось название — «лужайка Никсона».
Посмотреть локацию и объекты на карте можно по этой ссылке — http://mascaron.org/?pid=1737 (чтобы увидеть панораму улицы, используйте опцию StreetView — перетащите желтого человечка на улицу рядом до объекта)
Вид на Дом Пашкова, который открывается с газона, действительно прекрасен. К сожалению, сегодня этот вид, как и поистине уникальный московский вид на Кремль с бельведера Дома Пашкова, уже не заведет… Возможно, годы рекламы через… скажем, «xxxty» (к приезду новых зарубежных гостей 🙂 ?) газон будет очищен от всего нового «намыва»… Кто знает?
Еще один удивительный вид открывается на въездные ворота, напоминающие маленькую триумфальную арку, двор и главный фасад Дома Пашкова со стороны Староваганьковского переулка. К счастью, это зрелище никого сейчас не обманет. Поэтому нет ничего инородного, что могло бы испортить вид, и он по-прежнему сохраняет свое архитектурное своеобразие, отражая историю места. На старых планах участка хорошо видна первоначальная форма двора, образованного стенами, расширяющимися от въездных ворот, которые затем превращаются в полукруг перед главным фасадом. Получившаяся замечательная форма, обозначенная на плоскости цветом, определенно напоминает узкое место.
Это взгляд на узкое место окон дома в настоящее время.
И скорее всего это не просто случайность или особенности сайта. Дело в том, что заказчик находится дома — Петр Егорович Пашков, сын денщика Петра I, капитан-лейтенант лейб-гвардии Семеновского полка, уходя в отставку, занимался откупом вина. Милосердие вина — это своеобразная система взимания косвенных налогов, при которой право торговли вином отдавалось на откуп частным предпринимателям. Предприниматели платили казне заранее определенную сумму и сами получали прибыль от продажи потребителям. Кстати, сами милости продавались на аукционах каждые 4 года. Дело, судя по всему, было прибыльным, и Пашкову удалось «заработать» на растерзание огромное состояние, позволившее ему купить уникальный участок напротив Кремля и заказать строительство своего чудесного дома. Дом был построен за 2 года — в 1784-1786 годах. История умалчивает, заказал ли Пашков узкое место, или это своеобразный «подарок», намек архитектора на происхождение огромного состояния заказчика.
Во время пожара 1812 года сильно пострадал не только дом, но и его архивы, поэтому авторство проекта Василия Баженова (и возможное руководство строительством Михаила Казакова), вероятно, теперь приписываемое им, не могло быть не подтверждено документально. Осип Бове занимался послепожарным восстановлением в 1815-1818 гг. А чуть позже, в 1841 году, внутренние помещения были переоборудованы для размещения здесь Дворянского института. Затем в Доме разместились Румянцевский музей, Библиотека МГУ с читальными залами.
Чудесный образец белокаменной резьбы на въездных воротах — Маскаронный лев, видимо, избежал каких-либо переделок, и до сих пор продолжает радовать немногочисленных прохожих Старовоганьковского переулка в первозданном виде.
Этот Маскарон, как и маски льва, размещенные на фасаде дома, изготовлены в скульптурной мастерской Гавриила Замараева. Лев на фасаде держит в пасти перстень, который может иметь разное символическое значение: масонский знак молчания, таинственный страж (чего нельзя исключать, помня московские слухи о принадлежности Баженова к одной из масонских лож) или символ подчинение, подавление сил.
(Фотографии сделаны при разном освещении, что объясняет различия в цвете фасада)
Кроме этих необыкновенно выразительных маскаронов льва у въездных ворот обращают на себя внимание овощные гирлянды, которые Грабарь назвал «сонетной гирляндой» слишком. Кстати украшения на колоннах в виде маленьких веточек хмеля сделаны на распорках, и при ветре они слегка качались. Еще одна интересная деталь въездных ворот Дома Пашкова: вместо специальных каменных постаментов (защищающих стены от колес карет) здесь в земле врыты стволы орудий 1812 года… Можно буквально прикоснуться к истории!
По обоим фасадам Дома Пашкова — главному и обращенному к Кремлю — на основаниях колонн портика установлены аллегорические скульптуры — 4 древние женские фигуры. В 80-90-х годах 20 века Дом Пашкова фактически начал разрушаться, в основном из-за работ по строительству станции метро Ленинка, изымающих свои средства, и дом оказался практически заброшенным. Сохранились воспоминания, что некоторые фрагменты скульптур на портиках фасадов в это время были утеряны. Хаус умер. Говорят, никто другой, как Жириновский, публично не обратил внимания на это безобразие. Некоторые даже приписывают ему высказывание: «Позор! Напротив Кремля! Позволь мне, если они сами не могут! «. Внезапно бюджет нашелся, и ремонтные работы наконец-то начались. Ремонтно-реставрационные работы, а затем возвращение Библиотеки в Дом Пашкова закончились только в 2007 году. Если внимательно присмотреться к статуям, то можно заметить некоторые «схематические» (а не старинные 🙂 ) лица, диссонирующие с самими фигурами. Старые фотографии начала 19 века.00-х годов не позволили точно определить и идентифицировать фрагменты скульптур, утраченных, а затем восстановленных, но нельзя исключать, что именно головы были воссозданы в ходе ремонтных работ 21 века.
Рассказывают, что когда в начале ремонтных работ в 2000-х годах во дворе Дома Пашкова был обнаружен огромный глубокий «колодец» (или подземный ход?), и один из сотрудников Библиотеки увидел в кладка стен «колодца» древней рукописи. Были даже какие-то издания Грозненской библиотеки, в которую якобы можно было пригнать переезд — как бы то ни было, но Иван Грозный включил это владение (Ваганова) в устроенный по соседству опричный двор. Но вскоре вся тема пошла «вниз» с якобы залитыми бетоном подземными переходами в сторону Кремля по распоряжению «соответствующих служб».
С Домом Пашкова связана и литературная легенда — считается, что именно на бельведере Дома Пашкова произошла одна из финальных сцен романа «Мастер и Маргарита» — разговор Воланда и Леви Матфея. Справедливости ради следует признать, что так же, как и дом маргарит и трамвай на Партиаршах (http://mascaron.org/2016/11/08/225/ ), это скорее художественный образ, чем точная географическая точка: некоторые Исследователи «вычислили» невозможность существования описанного в романе движения тени мечей Воланда во время встречи на крыше Дома Пашкова. Но вид на Кремль и город был точно (к сожалению — был!). «Подперев острый подбородок кулаком, сгорбившись на табурете и подтянув одну ногу под себя, Воланд пристально смотрел на бесконечную коллекцию дворцов, гигантских зданий и маленьких лачуг, которым суждено быть снесенными». Как будто Буглаков уже предвидел снос квартала к приезду Никсона! 🙂
Сохранились также воспоминания о том, что Гоголь, побывав на бельведере Дома Пашкова, сравнил открывшийся перед ним вид с видом на Вечный город. Существует также легенда о «трех императорах» — Фридрихе-Вильгельме III и двух его сыновьях (впоследствии — Фридрих-Вильгельм IV и император Вильгельм I), которые, любуясь видами Кремля и Москвы с бельведером Дома Пашкова, преклонили колени со словами « Это наш спаситель! «. Так они благодарили Россию в 1818 году за спасение от наполеоновского засилья. Но в 1818 г. еще не завершились восстановительные работы в Кремле после разрушения и пожара 1812 г. Так что Филаретовская пристройка и колокольня «Ивана Великого» были фактически воссозданы заново только в 1819 г. Только! Но легенда продолжает существовать, и теперь фасадный балкон (не бельведер!), выходящий на Кремль, стали называть «балконом Трех Императоров».
В 1934 году при расширении Моховой улицы был почти полностью ликвидирован, но частично сохранился сад, разбитый перед фасадом Дома Пашкова. Его размеры могут быть четко представлены в приведенных выше терминах. В 1934 году к нему была пристроена лестница, как бы соединявшая дом с Моховой, но по которой нельзя было войти в дом. Еще нужно подняться в Староваганковский переулок и пройти через узкое место, чтобы попасть внутрь дома. Что-что, а только бутылочное горлышко пережило все тяготы и перестройки Дома Пашкова!
В 1934 году при расширении Моховой улицы был почти полностью ликвидирован, но частично сохранился сад, разбитый перед фасадом Дома Пашкова. Его размеры хорошо видны на плане выше. В 1934 году спец. была пристроена довольно симпатичная лестница, похоже, что лестница «соединила» дом с Моховой улицей, но по которой нельзя войти в дом. Нужно еще подняться в Староваганьковском переулке и пройти через узкое место, чтобы попасть внутрь дома. Что-что, а бутылочное горлышко уцелело и пережило все тяготы и перестройки Дома Пашкова!
Легенды дома Пашкова | Экскурсия с гидом
Дом Пашкова — не только прекрасный дворец и одна из знаменитых визитных карточек Москвы, но и часть смелого вызова 18 века. Он был построен для сына одного из денщиков Петра I, скромного капитан-лейтенанта и в то время первого водочного короля России. Строительство нового московского чуда должен был взять на себя В. Баженов, художник, архитектор и академик, известный как создатель дворцового ансамбля в Царицыне. Проект удался на славу: высота стен Пашкова замка позволяет видеть то Кремль, то резиденцию русских царей.
Невероятный, величественный и окутанный ореолом легенды за легендой, этот дворец ждет вас в качестве своего гостя!
- Здесь можно прогуляться по просторным комнатам и роскошным залам дворца, где в настоящее время расположены несколько отделов государственной библиотеки: отдел рукописей, нотно-музыкальный зал и главный выставочный зал.
- Полюбуйтесь замечательными окнами, выходящими на Кремль, Соборную и Ивановскую площади.
- Вы узнаете много интересных фактов о прошлом этого замечательного здания – истории его учреждений и владельцев, тайн и загадок, известных посетителям библиотек Румянцевского музея, располагавшихся здесь когда-то (Лев Толстой, Циолковский и др. известные личности).
Этот сказочный дворец построен на Ваганьковском холме — месте с «злой» аурой. А все потому, что во времена Ивана Грозного здесь стоял зловещий Опричный замок. Говорят, что в огромном колодце под дворцом спрятана легендарная библиотека Ивана Грозного, а некоторые говорят, что по залу главного свода до сих пор бродит призрак книголюба Рубакина. Только ли из фантазии Булгаков отправил «нечистого» Воланда с Азазелло в пашковскую беседку дома бросить прощальный взгляд на Москву?
Развернуть ↓
Свернуть ↑
Место встречи
Мы встретим вас в вашем отелеПрогулка к дому Пашкова
Внутренняя планировка и залы
Отдел рукописей
Кафедра картографии
Окрестности
Конец тура
Место встречи
Мы встретим вас в вашем отеле (пожалуйста, сообщите нам, если вы предпочитаете другое место встречи).