Данилов монастырь церковная лавка интернет магазин: Церковная лавка Данилова Монастыря: православный интернет-магазин

Содержание

Иллюстрация Все товары для Богослужения и многое другое в

Войти

Войдите, чтобы оставить комментарий

Все товары для Богослужения и многое другое в «Церковной лавке Данилова монастыря»

jhgfhbtrh

На сегодняшний день «Церковная лавка Данилова Монастыря» предоставляет своим посетителям иконы и христианские товары собственного производства. В иконные и свечные лавки вы сможете отправлять требы и записки в Данилов монастырь. Это также можно выполнить прямо на сайте в любое время.

В церковной лавке есть достаточно ценные музейные и старинные иконы, а еще иконы, писанные служителями. Мы заказывали здесь 2-е иконы и забирали их самовывозом, поскольку в этом случае за доставку платить не понадобится. Но если вы проживаете в другом регионе, тогда товар будет доставлен почтой или курьером.

Товары для христиан

Главной продукцией церковной лавки являются иконы, которые предложены в каталоге. Вы можете выбирать необходимую икону по алфавиту, имени, цене и другим характеристикам. В списке продукции следует отметить следующие виды:

• иконы в рамках;

• киоты – это маленький застекленный ящичек для хранения иконы;

• складни – икона, в состав которой входят несколько частей;

• дорожные иконы для салонов машин;

• старинные иконы;

• писаные иконы;

• печатные иконы;

• ювелирные иконы.

В Церковной лавке возможно приобрести иконы, которые изготавливают вручную сами служители, а еще православную литературу и одежду. Все это и другое вы увидите в каталоге. Выбранные товары сразу переходят в корзину, где будет продолжаться оформление заказа. Если у вас появятся какие-нибудь вопросы, то их всегда возможно задать в онлайн-службу, и вам смогут помочь выбрать или заказать писаную икону. В том случае, если вас интересует всё что связано с иконами https://lavka.msdm.ru/catalog/ikony/ — это то, что Вы искали!

Заказ требы онлайн

На портале «Церковной лавки Данилова монастыря» есть возможность заказать требу о здравии или за упокой, а также подобрать место проведения Богослужения: Данилов монастырь или Скит преподобного Сергия Радонежского. Следует указать тип службы: поминовение, панихида или молебен. На сайте предложено расписание проведения Богослужений, в связи с этим вы можете подобрать нужную вам дату, а еще имя, для кого именно заказывается молебен.

В том случае, если у вас нет возможности посетить храм самостоятельно, то вы сможете находиться на службе при помощи онлайн-связи. На портале представлена ценная информация об истории монастыря, а еще адреса всех церковных лавок монастыря, которые работают в Москве. В результате стоит сказать, что заказывать ту или иную продукцию, требы и записки на сайте Церковной лавки значительно выгодно и удобно!

Показать полностью

0 Нравится

0 Лайков

184 Просмотра

5 Сентябрь 2020, 11:04

Объект авторского права. Использование без разрешения правообладателя запрещено.

jhgfhbtrh

jhgfhbtrh

Подписаться



На сегодняшний день «Церковная лавка Данилова Монастыря» предоставляет своим посетителям иконы и христианские товары собственного производства. В иконные и свечные лавки вы сможете отправлять требы и записки в Данилов монастырь. Это также можно выполнить прямо на сайте в любое время.

В церковной лавке есть достаточно ценные музейные и старинные иконы, а еще иконы, писанные служителями. Мы заказывали здесь 2-е иконы и забирали их самовывозом, поскольку в этом случае за доставку платить не понадобится. Но если вы проживаете в другом регионе, тогда товар будет доставлен почтой или курьером.


Товары для христиан

Главной продукцией церковной лавки являются иконы, которые предложены в каталоге. Вы можете выбирать необходимую икону по алфавиту, имени, цене и другим характеристикам. В списке продукции следует отметить следующие виды:

• иконы в рамках;
• киоты – это маленький застекленный ящичек для хранения иконы;
• складни – икона, в состав которой входят несколько частей;
• дорожные иконы для салонов машин;
• старинные иконы;
• писаные иконы;
• печатные иконы;
• ювелирные иконы.

В Церковной лавке возможно приобрести иконы, которые изготавливают вручную сами служители, а еще православную литературу и одежду. Все это и другое вы увидите в каталоге. Выбранные товары сразу переходят в корзину, где будет продолжаться оформление заказа. Если у вас появятся какие-нибудь вопросы, то их всегда возможно задать в онлайн-службу, и вам смогут помочь выбрать или заказать писаную икону. В том случае, если вас интересует всё что связано с иконами https://lavka.msdm.ru/catalog/ikony/ — это то, что Вы искали!


Заказ требы онлайн

На портале «Церковной лавки Данилова монастыря» есть возможность заказать требу о здравии или за упокой, а также подобрать место проведения Богослужения: Данилов монастырь или Скит преподобного Сергия Радонежского. Следует указать тип службы: поминовение, панихида или молебен. На сайте предложено расписание проведения Богослужений, в связи с этим вы можете подобрать нужную вам дату, а еще имя, для кого именно заказывается молебен.

В том случае, если у вас нет возможности посетить храм самостоятельно, то вы сможете находиться на службе при помощи онлайн-связи. На портале представлена ценная информация об истории монастыря, а еще адреса всех церковных лавок монастыря, которые работают в Москве. В результате стоит сказать, что заказывать ту или иную продукцию, требы и записки на сайте Церковной лавки значительно выгодно и удобно!


0 Нравится

0 Лайков

184 Просмотра

5 Сентябрь 2020, 11:04

Объект авторского права. Использование без разрешения правообладателя запрещено.

Церковные лавки у станции метро Автозаводская (зелёная)



Выберите действие

mw








Церковные лавки нашлось 15 организаций у станции метро «Автозаводская» (зелёная)

Раскрыть карту / проложить маршрут

Назад

Фильтр

Проложить маршрут


Киоск религиозных. ..

Восточная, 6 киоск

Автозаводская



-


Магазин православной…

Восточная, 6 ст3

Автозаводская



-


Церковная лавка

Трофимова, 14

Автозаводская



-


Ново-Симоновская артель,…

Восточная, 2 к1

Автозаводская



-


Мир Иконы,…

Павелецкая набережная, 2 ст1 (1 этаж)

Автозаводская



-


Елизавета, сеть магазинов

Кожуховская 7-я, 9 (2 этаж)

Автозаводская



-


Светоч, православная лавка

Андропова проспект, 8 (1 этаж)

Автозаводская



-


Даниловская лавка,…

Даниловский Вал, 22г ст2

Автозаводская



-


Даниловские Мастерские,. ..

Даниловский Вал, 22 ст3

Автозаводская



-


Даниловская лавка,…

Даниловский Вал, 22г ст1

Автозаводская



-


Даниловская лавка,…

Даниловский Вал, 22 ст13

Автозаводская



-


Иконная лавка…

Даниловский Вал, 22 ст4 (1 этаж)

Автозаводская



-


Отдел распространения…

Даниловский Вал, 13а (1 этаж)

Автозаводская



-


Магазин церковных товаров

Даниловский Вал, 13а (цокольный этаж)

Автозаводская



-


Собор, интернет-магазин

Угрешская, 2 ст76

Автозаводская



-

  • На карте
  • Список

Оттуда — Сюда

Киоск религиозных товаров, Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове



540 метрах / 10 мин. пешком до метро Автозаводская


Восточная, 6 киоск


Описание Как добраться На карте

Магазин православной книги, Храм Рождества Пресвятой Богородицы



600 метрах / 11 мин. пешком до метро Автозаводская


Восточная, 6 ст3


Описание Как добраться На карте

Церковная лавка



850 метрах / 16 мин. пешком до метро Автозаводская


Трофимова, 14


Описание Как добраться На карте

Ново-Симоновская артель, производственная компания



1 100 метров / 22 мин. пешком до метро Автозаводская


Восточная, 2 к1
+7 (985) 922-19-93


Описание Как добраться На карте

Мир Иконы, выставка-ярмарка



1 200 метров / 23 мин. пешком до метро Автозаводская


Павелецкая набережная, 2 ст1 (1 этаж)
+7 (495) 259-55-05


Описание Как добраться На карте

Елизавета, сеть магазинов



1 300 метров / 25 мин. пешком до метро Автозаводская


Кожуховская 7-я, 9 (2 этаж)
8 (800) 333-06-15 (единый номер -…)


Описание Как добраться На карте

Светоч, православная лавка



1 300 метров / 26 мин. пешком до метро Автозаводская


Андропова проспект, 8 (1 этаж)


Описание Как добраться На карте

Даниловская лавка, магазин религиозных товаров и выпечки



1 700 метров / 34 мин. пешком до метро Автозаводская


Даниловский Вал, 22г ст2


Описание Как добраться На карте

Даниловские Мастерские, церковная лавка



1 700 метров / 34 мин. пешком до метро Автозаводская


Даниловский Вал, 22 ст3


Описание Как добраться На карте

Даниловская лавка, магазин религиозных товаров и выпечки



1 700 метров / 34 мин. пешком до метро Автозаводская


Даниловский Вал, 22г ст1


Описание Как добраться На карте

Даниловская лавка, магазин религиозных товаров и выпечки



1 700 метров / 34 мин. пешком до метро Автозаводская


Даниловский Вал, 22 ст13


Описание Как добраться На карте

Иконная лавка Даниловского монастыря



1 800 метров / 35 мин. пешком до метро Автозаводская


Даниловский Вал, 22 ст4 (1 этаж)


Описание Как добраться На карте

Отдел распространения изданий, Данилов ставропигиальный мужской монастырь



1 800 метров / 35 мин. пешком до метро Автозаводская


Даниловский Вал, 13а (1 этаж)
+7 (495) 958-57-89


Описание Как добраться На карте

Магазин церковных товаров



1 800 метров / 35 мин. пешком до метро Автозаводская


Даниловский Вал, 13а (цокольный этаж)


Описание Как добраться На карте

Собор, интернет-магазин



1 900 метров / 37 мин. пешком до метро Автозаводская


Угрешская, 2 ст76
+7 (916) 627-76-54


Описание Как добраться На карте

НАСЛЕДИЕ ВЛАДИМИРА – Chicago Tribune

Изображения святых и Иисуса Христа в натуральную величину лежат ничком на верстаке, как пациенты на операционном столе. С помощью скальпелей и кистей мастера залечивают раны небрежности, превратившие эти бесценные иконы в потрескавшиеся и увядающие символы неумирающей веры человечества в спасение через красоту и искусство.

Мастера, обученные старинным навыкам иконописи, бережно сбривают облупившиеся пятна краски с деревянных дощечек, служивших холстами для создателей икон. Твердые руки, глядя через увеличительные стекла, мастера покрывают шрамы слоями ярких новых цветов.

Реклама

Такая же кропотливая работа ведется и за пределами пыльной студии. Монахи в черных рясах и рабочие в рабочих комбинезонах таскают кирпичи и смешивают раствор для реконструкции московского Данилова монастыря стоимостью 45 миллионов долларов.

Конфискованные у Русской Православной Церкви воинствующими коммунистами после русской революции 1917 года монастырские залы и церкви были выпотрошены, а иконы закрашены, а участок площадью 14 акров был преобразован в фабрику по производству зонтов, затем в завод по производству холодильников и, наконец, на полпути дом для несовершеннолетних правонарушителей.

Объявление

Расположенный менее чем в двух милях от Кремля на правом берегу Москвы-реки, 700-летний Данилов монастырь был возвращен Русской Православной Церкви в 1983 году.

Крайний срок завершения реставрации — июнь 1988 года, тысячелетие со дня обращения Руси в христианство в 988 году. Это был год, когда Владимир, великий князь киевский и всея Руси, а до того язычник, принял христианское крещение и привел свой народ в объятия его новая вера.

Когда ремонт будет завершен, помещения внутри зубчатых стен монастыря станут домом для Патриарха Московского и всея Руси. Его общежития, столовые, гостиница, административные здания и четверка церквей станут административным и духовным центром Русской Православной Церкви.

Данилов монастырь станет Ватиканом Русской Православной Церкви.

(Патриарх Пимен, глава Православной церкви в Советском Союзе, в настоящее время имеет штаб-квартиру в Сергиевском монастыре в Загорске, примерно в 60 милях к северу от Москвы). атеизма, Кремль встречает приближающееся тысячелетие русского христианства с рвением и открытостью, которые указывают на сложные отношения между церковью и государством в СССР.

Несмотря на преднамеренные, неустанные, а порой и кровавые попытки советских властей искоренить религию, западные религиозные активисты и дипломатические наблюдатели говорят, что религиозная вера, похоже, держится.

Даже среди тех, кто утверждает, что оказывает непоколебимую поддержку правительству и его программам, крещение младенцев, например, не является редкостью, хотя иногда это может быть сделано больше по культурным, чем строго религиозным причинам.

Недавние статьи в официальной советской прессе, призывающие пропагандистов не ослаблять бдительности в отношении религии, намекают на опасения Кремля, что религиозная практика распространяется по всей стране.

Advertisement

Если такой рост действительно имеет место, то его можно объяснить потребностью многих людей в этой стране с населением 280 миллионов человек искать выход из разочарования, которое они испытывают в отношении научных исследований своего правительства. социализм, его требования оказались пустыми, его обещания бесклассового земного рая остались невыполненными.

«В ряде мест происходит возрождение остатков религии, — пишет профессор философии Евгений Байков в ноябрьском номере «Советского журнала науки и религии». «Все мы знаем, что в 1920-х и 30-х годов произошло массовое неприятие религий. Люди были настолько охвачены энтузиазмом построения новой жизни, что забыли о Боге. В те времена верующие стыдились говорить о своей вере. Но в наши дни не только старики, но и некоторые молодые люди с гордостью говорят о том, что они верующие. Вероятно, мы должны искать новые формы атеистической работы.»

Однако любое серьезное религиозное пробуждение встретит жесткие ограничения со стороны государства. Каждая форма религиозной деятельности всегда находится под пристальным вниманием советских властей, и тем, кто не подчиняется государственному контролю, неизменно грозит штраф или тюрьма. Государственный департамент США утверждает, что 400 религиозных активистов в настоящее время отбывают наказание в советских тюрьмах и трудовых лагерях или находятся во внутренней ссылке.

Точную статистику о количестве верующих в Советском Союзе получить невозможно, но различные международные религиозные организации дают следующие оценки тех, кто с разной степенью приверженности принадлежит к различным до сих пор существующим там конфессиям:

— — Русские православные, 60 млн.

— Мусульмане, 45 миллионов.

Объявление

— Католики, до 7 миллионов.

— Баптисты, до 3 млн. человек.

— Евреи, около 2 миллионов.

— лютеране, 770 000 человек.

— Пятидесятники, 400 000.

— буддисты, 400 000 человек.

Реклама

— Кальвинисты, 100 000.

— Адвентисты, 30 500 человек.

— Меннониты, 30 000 человек.

— Методисты, 3350.

— Есть также ряд других, крошечных сект, включая кришнаитов.

Религиозные лидеры в СССР — будь то священники, имамы, служители или раввины — ходят по лезвию бритвы между двумя господами. Заявляя, что их первоочередная забота – это служение духовным нуждам своей паствы под руководством своих религиозных наставников, все они знают, что их положение и статус полностью зависят от постоянной терпимости правительства.

Реклама

Представителем крупнейшей конфессии в СССР, Русской Православной Церкви, является митрополит Филарет, который помимо того, что является духовным лидером Минска и Белоруссии, также является главой церкви по внешним связям. Его титул указывает на то, что как епископ он стоит рядом с патриархом.

Митрополит, экспансивный человек с экспансивным характером, обаятельный и убедительный лоббист церковных дел. Его связи с общественностью и религиозные обязанности привели его в Чикаго в апреле прошлого года, где, по его воспоминаниям, большинство жителей города встретили его «тепло и дружелюбно».

Украинская община Чикаго — эмигранты и их дети из когда-то независимой страны, у которых были более тесные религиозные связи с Папой Римским, чем с Патриархом в Москве, и которые до сих пор протестуют против присоединения их земель к Советам. — устраивали демонстрации против него.

«Они были далеки от экуменических настроений», — говорит Филарет, сидя в своем новом кабинете на территории Данилова монастыря.

«Подчеркну, что советское государство — не атеистическое государство, — продолжает он. «Это правительство, состоящее из партийных и беспартийных. Члены партии придерживаются атеизма, но миллионы людей открыто исповедуют религию, и открыто видно их религиозное сознание, и (исповедание) их убеждений охраняется 1977 Советская конституция».

В СССР действует около 7000 русских православных церквей или церковных подворий, в которых работает около 10000 священников, говорит Филарет. Священники проходят восьмилетнее обучение: четыре года в семинарии в Загорске, Ленинграде или Одессе, а затем еще четыре года в академии в Загорске или Ленинграде.

Реклама

«Трудно доказать, что церковь растет, что число верующих растет», — говорит Филарет. «Но хотя я не могу сказать, что произошел резкий рост, я могу сказать, что церковь жива и что ее рост — это национальное явление.

«Часто говорят, что Русская Православная Церковь — это церковь бабушек, — добавляет он, — но я считаю, что это церковь всех людей».

Планируются мероприятия, посвященные тысячелетию Юбилей русского христианства включает серию международных семинаров на такие темы, как крещение Древней Руси и современное церковное богословие. Богослужения намечены на 6-17 июня 1988 г., приглашения будут разосланы представителям всех конфессий в СССР и за рубежом.

Среди религиозных деятелей Москвы уже ходят слухи, что на торжествах будет присутствовать Папа Римский Иоанн Павел II, но Филарет, отвечая на вопрос, числится ли Папа в официальном списке гостей, отвечает: «Вопрос не обсуждается».

По мнению Филарета, санкционированное государством празднование 1000-летия христианства в России «откроет новую эру в жизни Православной Церкви». сотни рабочих, многие из них с классическими лицами старой России, с длинными темными волосами, зачесанными назад, подчеркивающими бледный северный цвет лица. Налицо длинные бороды, многие из них седеют и с неровными концами. Некоторые носят черные халаты. Некоторые в рабочей одежде цвета хаки. Некоторые, похожие на американских хиппи, попавших в список Fortune 500, одеты в деловые костюмы.

Advertisement

Тридцать монахов уже работают в монастыре, и ожидается, что их ряды удвоятся до того, как монастырь будет полностью открыт.

Внутри великих стен рабочие трудятся под романтической панорамой характерных луковичных куполов и медных крыш с золотыми крестами. Тренируются два чисто мужских хора, звук их репетиций смешивается с ревом фронтальных погрузчиков во дворе.

Диакон Кирилл, монастырская 29-летний историк и библиотекарь, говорит, что первоначальный Данилов монастырь был основан Даниилом, первым московским князем, в 1282 году. Незадолго до своей смерти в 1303 году князь Даниил отрекся от мирской жизни и стал монахом. Канонизирован как святой в 1652 году, его прах покоится в стене Покровской церкви, одной из четырех на территории комплекса.

Самой большой из четырех церквей является великий собор, известный своим мраморным полом, позолоченной ротондой и потрясающими иконами, вмещающий 5000 верующих; самая маленькая – часовня, которая, по церковному преданию, была построена над источником. Четвертый – Свято-Отцовский собор, первый, который вновь откроется в рамках действующей программы реставрации. Мирный и неприхотливый, он кажется подходящим местом для самоанализа.

За пределами монастыря идет подготовка к тысячелетию 1988 года.

В Софрино, деревне примерно в 30 милях от Загорска, к северо-востоку от Москвы, есть фабрика, где 1500 рабочих производят религиозные артефакты для Русской Православной Церкви. Производя такие изделия, как 6000 крестильных крестов в час и 1,5 миллиона религиозных свечей в день, фабрика приносит доход примерно в 80 миллионов долларов в год — ощутимые признаки того, насколько религия процветает в Советском Союзе.

Реклама

В соответствии с проводимой новым кремлевским руководством политикой гласности

— «открытость» или «гласность», как это обычно переводится, — небольшой группе западных журналистов недавно разрешили посетить фабрику.

Помимо крестов и свечей, фабрика производит такие изделия, как трафаретные иконы, погребальные платки, митры церковные и венчальные венцы. Это продукция, которую вряд ли можно ассоциировать с коммунистическим режимом, но завод, тем не менее, работает в соответствии со строгими партийными принципами, и установленные ежемесячные производственные планы являются частью всеобъемлющего пятилетнего плана Советского Союза.

Большая часть работы фабрики сейчас приурочена к празднованию предстоящего тысячелетия. Памятные кресты и календари, подвески и медали, миниатюрные иконы князя Владимира — эти и подобные изделия сейчас в работе. Миллениум, по сути, породил общенациональную сувенирную индустрию, мало чем отличающуюся от той, которая была вызвана в США повторным открытием столетия Статуи Свободы 4 июля прошлого года. отражают все более теплые отношения между властями и Русской православной церковью.

Высокопоставленные церковники завоевали благосклонность Кремля, активно поддерживая цели советской внешней политики и одобряя советские предложения по ядерному разоружению.

Объявление

«Священнослужители и миряне Русской Православной Церкви воодушевлены тем, что руководство Советского Союза последовательно стремится к созданию условий для обеспечения основного права каждого человека: права на жизнь», — написал патриарх Пимен советскому лидеру Михаилу Горбачеву в письме, опубликованном советскими СМИ 28 октября прошлого года9. 0003

«Мы разделяем Ваше заявление о том, что прекращение наращивания ядерного и других видов оружия массового поражения, их полное уничтожение с лица Земли и недопущение милитаризации космического пространства являются наиболее надежной гарантией этого», — сказал патриарх. «Мы глубоко сожалеем, что не все великие державы осознают свою особую ответственность за будущее человечества. Именно это трагическое обстоятельство и сказалось на недавней встрече в столице Исландии между Вами и президентом США Рональдом Рейганом»9.0003

При таких настроениях неудивительно, что 76-летний патриарх получил многочисленные награды от советского правительства, в том числе два ордена Красного Знамени «за миротворческую и патриотическую деятельность» и Орден Дружбы Народов.

В недавнем номере престижного советского художественного журнала «Литературная газета» говорилось, что возвращение Данилова монастыря Православной церкви «свидетельствует о нормальных отношениях между государством и церковью» 9. 0003

Затем газета подвергла критике «фальсификации западных пропагандистов»

, утверждая, что Православная церковь поглощается государственным аппаратом. Но духовенство Русской православной церкви — не единственные религиозные деятели в Советском Союзе, которые активно помогают продвигать политическую повестку своей страны.

Реклама

Во время недавнего визита в Советскую Среднюю Азию исламские религиозные лидеры в Узбекистане и Таджикистане рассказали американскому корреспонденту, что в их проповедях регулярно обсуждаются такие вопросы, как опасности для мира во всем мире, исходящие от «Звездных войн» президента Рейгана. программы и проблемы, возникающие в связи с американской помощью антисоветским исламским партизанам в Афганистане.

Эти тесные отношения между церковью и государством в Советском Союзе восходят к тому времени, когда князь Владимир отправил своих послов в соседние страны, чтобы помочь ему решить, какую из различных конкурирующих религий он и его языческий народ должны принять. Как рассказывает историк Сюзанна Мэсси в своей книге «Страна Жар-птицы: красота старой России», Владимир рассматривал каждую веру с точки зрения своей культуры и темперамента.

На принца произвели впечатление обещания ислама о небесном рае для правоверных на Земле, но он отверг жесткое требование религии о трезвости. «Выпивка — это радость россиян», — сказал он, как сообщается, отражая мнение, которое все еще преобладает, несмотря на нынешнюю трезвость Кремля. «Мы не можем существовать без этого удовольствия».

Иудаизм, говорят летописцы, был выбран не из-за безродности его народа во времена диаспоры, когда древние евреи были рассеяны среди язычников после вавилонского плена.

Колокола | The New Yorker

Отец Роман (слева) звонит в один из Даниловских колоколов в Лоуэлл-Хаусе. местопребывание Священного Синода. Но впервые он позвонил в оригинальные монастырские колокола в 2003 году в гарвардском Лоуэлл-Хаусе, где они висели с первых лет сталинского террора, когда колокольный звон был запрещен по всей Советской России. Я познакомился с отцом Романом в июне этого года, когда он вернулся в Гарвард, чтобы отметить возвращение колоколов на родину. Он был представлен мне довольно неожиданно одним из мастеров Лоуэлл Хаус. «Это отец Роман», — объявила она, и, повернувшись, я увидел высокую фигуру лет тридцати пяти, ростом значительно выше шести футов, с огромными руками и ниспадающей каштановой бородой, в длинном черном одеянии и скуфья , черная остроконечная шапка русского православного монаха. — А , этот , — продолжала она, указывая на мольберт, — портрет отца Романа. На большой фотографии был изображен сероглазый мужчина на колокольне с развевающейся на ветру бородой на фоне свинцового неба, пересеченного веревками русских церковных колоколов. Когда я спросил отца Романа, могу ли я встретиться с ним позже в тот же день, он достал из складок своей одежды тонкий черный телефон «Нокиа», в котором, как я узнал, звучала запись русских церковных колоколов.

Восемнадцать даниловских колоколов весом от двадцати двух фунтов до тринадцати тонн звонили одними из последних в Советском Союзе. Отлитые между 1682 и 1907 годами, они являются одним из немногих сохранившихся неповрежденных наборов дореволюционных русских колоколов. Некоторые из них звонили на погребении Николая Гоголя. В 30-е годы Данилов монастырь был превращен в «колонию» для детей диссидентов. Большинство монахов были расстреляны в 1937 году во время Великой чистки, но колокола ускользнули из страны. В 1930 октября американский филантроп купил весь комплект по цене металлолома — около восемнадцати тысяч долларов — и подарил его Гарварду. Колокола висели в Лоуэлл-Хаусе, где они звонили по воскресеньям, а также после домашних футбольных побед и побед над Йельским университетом, независимо от места проведения, более семидесяти лет.

В 1983 году Данилов стал первым монастырем, официально возвращенным Русской Православной Церкви. Колокольня была отреставрирована и оснащена пятнадцатью колоколами, спасенными из разных несуществующих церквей. Но эти колокола были несоответствующими друг другу, а некоторые были сильно повреждены. В 1988 года Рональд Рейган выразил готовность вернуть колокола во время посещения Данилова монастыря, где по сей день висит фотография Рональда и Нэнси Рейган. Но многое должно было измениться как в России, так и в Гарварде, прежде чем возвращение могло состояться.

Десять лет назад, когда я учился в Лоуэлле, я ничего не знал о происхождении колоколов или о надеждах и судьбах, которые они олицетворяли. У меня было смутное ощущение, что они старые, и более яркое ощущение, что в них звонят каждое воскресенье в час дня — час, когда я особенно любил, чтобы меня не беспокоили громкие лязгающие звуки. Колокола были прерогативой студенческой группы под названием Клаппермейстеры, которые проявляли большой интерес к традициям дома. Пятнадцать минут подряд они отрабатывали какие-то немелодичные вариации на мелодии вроде «Мерцай, мерцай, звездочка».

В русской истории и культуре церковные колокола занимают загадочно важное место. Известно, что их звон, как сказал мне отец Роман, приводит скупых или жестокосердых людей к покаянию и отговаривает потенциальных убийц и самоубийц. В «Преступлении и наказании» Раскольников впадает в лихорадку, вызванную чувством вины, услышав звон воскресных церковных колоколов; он выдает себя, возвращаясь на место преступления и навязчиво звоня в дверь жертвы убийства. В «Войне и мире» колокола Кремля звонят во время вторжения Наполеона, тревожа Великую Армию. Колокола, считающиеся в русском фольклоре одушевленными существами, обладают огромной властью над человечеством — властью, которая была мертва или бездействовала большую часть двадцатого века. Возвращение даниловских колоколов олицетворяет собой надежду на то, что эта сила, наконец, может быть восстановлена.

В русской православной вере колокола широко считаются «звуковыми иконами», символизирующими зов трубы на горе Синай и звук трубы для воскрешения мертвых перед Страшным Судом. Подобно тому, как написанные иконы предназначены не для миметического изображения духовного объекта, а для магических окон в мир духовного, русский колокольчик не является музыкальным инструментом, а, по выражению отца Романа, «иконой гласа Божия». ” Русский колокол, говорил он, должен звучать богато, глубоко, звонко и ясно, ибо как иначе может быть голос Божий? Это должно быть громко, потому что Бог всемогущ. Прежде всего, русские колокола никогда не должны быть настроены ни на мажорный, ни на минорный аккорд. «Голос колокола понимается именно так», — сказал он. «Не нота, не аккорд, а голос . В то время как западноевропейские колокола настраиваются на токарном станке для воспроизведения знакомых мажорных и минорных аккордов, русский колокол ценится за свой индивидуальный, ненастроенный голос, создаваемый наложением многочисленных парциальных частот, имеющих лишь приблизительное отношение к традиционной высоте тона — особенность, которая дала в выступлениях Лоуэлла Клаппермейстера денатурированный эффект музыки, играемой по телефону с кнопочным телефоном. Там, где западноевропейские колокола играют мелодии, русский колокольный звон состоит из ритмичных наслоенных звонов.

В тот день, когда я встретил отца Романа, я поднялся по ста двадцати восьми ступеням на вершину колокольни Лоуэлла. На звоннице находились отец Роман, пятеро его даниловских коллег и Константин Мишуровский, один из кремлевских звонарей. Оконные проемы в звоннице были закрыты сеткой. Снаружи на фоне пасмурного неба сверкал далекий горизонт Бостона. На полу валялись крошечные перья и другие следы соколиной жизни, а также несколько выброшенных флуоресцентно-оранжевых поролоновых затычек для ушей, какие носили некоторые звонари — к презрению других звонарей. Мишуровский сказал мне, что затычки для ушей мешают звонарям добиться необходимого деликатного прикосновения. Когда я спросил его о потере слуха, он вздохнул и сказал: «Люди всегда задают мне этот вопрос. И всем им отвечаю одно и то же: Э-э-э ?

В Лоуэлл-Хаусе самый большой колокол был известен как колокол Матери-Земли. Русские называют его просто Большой («большой») или Благовестник («благовестник»), потому что самый большой колокол всегда используется для игры благовеста — глубоких, регулярных звонов, возвещающих о начале службы. Три самых больших колокола украшены надписями на старославянском языке, изображениями святых или императорскими медальонами; на старейшем колоколе коллекции — предположительно отлитом известным мастером Федором Маториным в 1682 году — тоже изображены херувимы и нечто, напоминающее лицо Бахуса с открытым ртом, окруженное виноградом. В отличие от западных церковных колоколов, которые движутся, когда в них звонят, русские колокола остаются неподвижными и звонят с помощью веревок, прикрепленных к хлопушкам. Чтобы позвонить в колокол Мать-Земля размером с вестибюль на колокольне Лоуэлла (каждая колокольня устроена по-своему), один или два человека стояли внутри колокола на возвышении, раскачивая на веревке трехсотфунтовую хлопушку. В остальные колокола звонили с нижней площадки: басовые колокола управлялись ножными педалями; теноры и альты — перекрещенной паутиной веревок. «Трели» — самые маленькие колокольчики, некоторые не больше цилиндра — были прикреплены к веревкам, похожим на поводья, которые держали в правой руке, и звенели при взмахах запястья, производя жуткий птичий звон.

Тенистые, покрытые зеленью, колокольчики даже в покое, казалось, слегка шевелились, словно под водой. Было легко понять, почему с такими колоколами можно обращаться как с живыми существами. Русским колокольчикам даются такие названия, как «Лебедь» (за лебединый крик), «Медведь» (за грохот или громоздкость) или «Овца» (за дребезжащий или неровный тон). Они звенят «языками», висят на «ушах», имеют плечи, талии, короны и юбки. Они считаются способными к страданию и даже к некоторому металлическому упрямству. Когда Петр Великий приказал сделать из Троице-Сергиевых колоколов пушки, каждый колокол сопротивлялся ему по-своему: один исчез и только потом был обнаружен на дне пруда; двоих оказалось невозможно снять с крюков, и они внезапно рухнули на землю. Четвертый колокол долго бил, но не разбился и укоризненно звенел три дня после этого.

Звонок начался. Оглушительный лязг, казалось, производился чем-то средним между металлом и живым существом, и чувствовалось физическое нападение невероятно большой и могущественной силы. В какой-то момент я полез в сумку за бутылкой воды; он так сильно вибрировал, что я принял его за свой мобильный телефон. От двух до четырех звонарей одновременно воздействовали на канаты и педали, в то время как остальные стояли в стороне, давая советы о том, кто где должен стоять.

Когда Мишуровский звонил в колокольчики, его обычное скептическое выражение лица сменялось выражением улыбки блаженства, он раскачивался и размахивал руками. («Надеюсь, вы заметили, как я двигаюсь, когда звоню, — сказал он мне потом довольно строго. — Как будто летаю на самолете».) По словам Мишуровского, на звук колоколов влияют погодные условия, и их лучше преимущество во время небольшого дождя, так что нам повезло, что холодная морось начала брызнуть на колокольню через экраны. Через несколько минут я поднялся по небольшой лестнице на верхнюю платформу, чтобы найти укрытие под колоколом Матери-Земли. Ярь-медянка стерлась в двух точках колокола, куда ударяла колотушка, оставив после себя блестящую полированную бронзу. Внутри колокола выцарапано граффити с русскими именами, написанными с дореволюционной орфографией.

Мишуровский и отец Роман поднялись на перрон. Роман поймал мой взгляд и заботливо указал на свои уши: в них вот-вот прозвенит колокольчик. На фоне ритмичного звона других колоколов двое мужчин начали медленно раскачивать колотушку взад-вперед. С каждым разом дуга расширялась, пока, наконец, язычок не коснулся кромки раструба, производя протяжный, непредвиденный гул, от которого вибрировало все мое тело. Они продолжали раскачивать массивный маятник в том же ритме, но меняя движение, так что колотушка иногда ударяла по обеим сторонам колокола, а иногда только по одной. Когда звон кончился и колокола смолкли, гул продолжал оживлять воздух. Мишуровский жестом пригласил меня прикоснуться к большому колокольчику. Ощущение напоминало удар током.

Одно из первых упоминаний о колоколах на Руси встречается в Новгородской летописи, где зафиксировано изъятие полоцким князем колоколов новгородского Софийского собора в 1066 г. В конце XIV в. металлургические заводы начали ковать и колокола, и пушки, положив начало непростому партнерству между двумя великими создателями шума: во время войны первые находились в постоянной опасности быть переплавленными во вторых. Но колокола также были почетными объектами государства. Иван Грозный каждое утро в четыре часа поднимался на колокольню, чтобы лично звонить на утреню. Опоздавшие монахи были заключены в тюрьму на восемь дней.

Самый известный памятник русской колокольной истории связан с наследниками Ивана. В живых у Ивана было трое сыновей: Иван Иванович, старший и любимый, которого Иван случайно убил во время домашней ссоры; умственно отсталый Федор, который так любил колокола, что был известен как Федор Звонарь; и младенец-эпилептик Дмитрий. Хотя официально Ивану наследовал Федор, фактическим правителем был зять Федора, Борис Годунов, честолюбивый боярин, присматривавший за троном. Для защиты своих интересов Годунов сослал Дмитрия в город Углич, где через несколько лет мальчика нашли зарезанным. Когда угличский колокол протрубил погребальный звон, вспыхнул бунт: наверняка мальчика убили агенты Годунова. (По официальному сообщению, раны были нанесены самому себе во время эпилептического припадка.) Годунов так взбесился, что приказал оторвать колокольчику уши и язык. Немой и изуродованный колокол был затем буквально сослан в Тобольск, в Сибирь, где губернатор зарегистрировал его как «первую неодушевленную ссылку Углича».

Вопреки приказу вечно молчать бронзовому гостю, тобольчане снабдили его хлопушкой и установили на местной колокольне. Так как колокольчик защищал царевича Дмитрия и наверняка любил детей, возникла легенда, что, если колотушку помыть и набрать воду в специальную емкость, она становилась эликсиром от детских болезней. Этот и другие рассказы о колокольчиках, стоящих за маленького человека, возможно, вдохновили Александра Герцена, великого дореволюционного интеллигента-народника, на то, чтобы назвать свой влиятельный подпольный журнал Колокол: «Колокол».

И огромное народное пристрастие к русским церковным колоколам, и их систематическое уничтожение радикальным режимом имеют исторический прецедент во Франции. Во время Французской революции колокола были переплавлены в монеты и пушки, церкви были превращены в «Храмы Разума», а колокольный звон был запрещен, что внезапно выявило глубокое культурное значение колокола. Французский историк Ален Корбен в своем исследовании «Деревенские колокола» цитирует отчет администратора на Сомме: «Нет никаких сомнений в том, что больше всего во время Революции ударило по людям то, что они лишились колоколов». Общественный резонанс был таков, что французские власти в конечном итоге не смогли обеспечить соблюдение закона о запрете звонков. В конечном итоге колокольни были восстановлены и расширены в золотой век кампанологии, который длился до конца девятнадцатого века.

В России все случилось иначе. Советы отнеслись к уничтожению колоколов, как и ко многим вещам, со смертельной серьезностью. Сталинский «Великий перелом» конца 1920-х годов был направлен на полное преобразование всех аспектов жизни. Была введена поэтапная рабочая неделя, отменившая понятие воскресенья. Московский храм Рождества Христова стал приютом для цирковых львов, Храм Христа Спасителя стал крупнейшим в мире открытым бассейном, а сельские храмы превратились в плотницкие или слесарные коллективы. Колокольный звон был запрещен законом, а уничтожение тысяч тонн освященной бронзы, висевшей на колокольнях по всему Советскому Союзу, регламентировалось ВЦИК. «Они падали с грохотом и глухим стуком, прорывая в землю ямки футов на пять», — писал об угличских колоколах писатель Борис Пильняк. «Весь город был наполнен стонами этих древних колоколов». Фотографии того периода показывают, как пролетарии размахивают молотками в море разбитой бронзы; подростки сидят в опрокинутых колокольчиках, сигареты свисают изо рта. Разбитые колокола были переплавлены в промышленный материал, реализуя излюбленную трансформационную метафору государства: переплавку металла. Один крестьянин из Орлова позже вспоминал, что в год, когда в деревне разобрали колокольню, «новый трактор, сверкая на солнце шпорами, проехал по всей деревенской улице, показывая нам, мальчикам, странное превращение колокола в машину. ”

В то время как французским колоколам в конце концов было позволено изжить свою актуальность, поскольку индустриализация и урбанизация растворили сельскую единицу, Советы упразднили колокола в то время, когда они все еще были любимым элементом культурного ландшафта. В русской поэзии ХХ века колокол выступает как центр вневременной, округленной вселенной. «Небо как колокол, луна — язык», — писал популярный поэт Сергей Есенин; а когда Осип Мандельштам хотел описать бессмысленность, он писал: «Кто-то сорвал колокола / с размытой башни». Если колокола в революционной Франции были голосом деревни, то колокола в революционной России по-прежнему были голосом Бога.

История колоколов в Гарварде начинается с Чарльза Р. Крейна, который посвятил семейное состояние, заработанное на сантехнике и арматуре, карьере в международной благотворительности и политической активности. Его бенефициары варьировались от сирийских революционеров до македонских славянофилов и чешского художника Альфонса Мухи (который впоследствии использовал дочь Крейна Жозефину в качестве модели для Славии на банкноте в сто крон). Роман, основанный на его приключениях, изображает Крэйна как эксцентричного плутократа, который, согласно статье в Times в 1909 году использовал «не только свое колоссальное американское состояние, но и свои блестящие деловые способности Америки для организации революции во всем мире на чисто деловых принципах». Крейн пересек Албанию верхом и Ирак на машине и совершил около двадцати пяти поездок в Россию; в 1917 году он ехал на том же петроградском пароходе, что и Лев Троцкий. Впервые о даниловских колоколах он узнал в конце 1920-х годов от своего друга, византолога Томаса Уитмора, наиболее известного сегодня своей реставрацией мозаики стамбульского собора Святой Софии, датируемой эпохой Юстиниана.

Луис Кампос, бывший клаппермейстер, который сейчас преподает историю в Университете Дрю, заканчивает книгу для издательства Гарвардского университета о покупке и возврате колоколов, рассказывая об авантюрах Крейна и Уиттемора. По словам Кампоса, Крейн в юности осуждал религиозные традиции. Его самая первая положительная реакция на любой религиозный объект, по-видимому, возникла, когда он увидел тибетские молитвенные барабаны: молодой бизнесмен был очень впечатлен идеей, как выразился Кампос, «машины, которая могла бы молиться за вас». В более позднем возрасте Крейн стал преданным покровителем русского православного искусства. В его доме висели иконы и изображения соборов, и в конце концов он профинансировал целый православный церковный хор в Нью-Йорке. Когда Виттемор услышал о демонтаже Даниловской звонницы, он связался с Крейном, который дал ему карт-бланш на покупку колоколов. Крейн подарил колокола Гарварду в 1930, во время строительства Лоуэлл Хаус. Запроектированная башня с часами была спешно переделана под колокольню, способную вместить до тридцати пяти тонн русских колоколов.

Вскоре после того, как колокола прибыли в Кембридж, в Лоуэлл Хаус появился молодой русский по имени Константин Сараджев.