Данилов монастырь церковная лавка интернет магазин: Церковная лавка Данилова Монастыря: православный интернет-магазин

Иллюстрация Все товары для Богослужения и многое другое в

Войти

Войдите, чтобы оставить комментарий

Все товары для Богослужения и многое другое в «Церковной лавке Данилова монастыря»

jhgfhbtrh

На сегодняшний день «Церковная лавка Данилова Монастыря» предоставляет своим посетителям иконы и христианские товары собственного производства. В иконные и свечные лавки вы сможете отправлять требы и записки в Данилов монастырь. Это также можно выполнить прямо на сайте в любое время.

В церковной лавке есть достаточно ценные музейные и старинные иконы, а еще иконы, писанные служителями. Мы заказывали здесь 2-е иконы и забирали их самовывозом, поскольку в этом случае за доставку платить не понадобится. Но если вы проживаете в другом регионе, тогда товар будет доставлен почтой или курьером.

Товары для христиан

Главной продукцией церковной лавки являются иконы, которые предложены в каталоге. Вы можете выбирать необходимую икону по алфавиту, имени, цене и другим характеристикам. В списке продукции следует отметить следующие виды:

• иконы в рамках;

• киоты – это маленький застекленный ящичек для хранения иконы;

• складни – икона, в состав которой входят несколько частей;

• дорожные иконы для салонов машин;

• старинные иконы;

• писаные иконы;

• печатные иконы;

• ювелирные иконы.

В Церковной лавке возможно приобрести иконы, которые изготавливают вручную сами служители, а еще православную литературу и одежду. Все это и другое вы увидите в каталоге. Выбранные товары сразу переходят в корзину, где будет продолжаться оформление заказа. Если у вас появятся какие-нибудь вопросы, то их всегда возможно задать в онлайн-службу, и вам смогут помочь выбрать или заказать писаную икону. В том случае, если вас интересует всё что связано с иконами https://lavka.msdm.ru/catalog/ikony/ — это то, что Вы искали!

Заказ требы онлайн

На портале «Церковной лавки Данилова монастыря» есть возможность заказать требу о здравии или за упокой, а также подобрать место проведения Богослужения: Данилов монастырь или Скит преподобного Сергия Радонежского. Следует указать тип службы: поминовение, панихида или молебен. На сайте предложено расписание проведения Богослужений, в связи с этим вы можете подобрать нужную вам дату, а еще имя, для кого именно заказывается молебен.

В том случае, если у вас нет возможности посетить храм самостоятельно, то вы сможете находиться на службе при помощи онлайн-связи. На портале представлена ценная информация об истории монастыря, а еще адреса всех церковных лавок монастыря, которые работают в Москве. В результате стоит сказать, что заказывать ту или иную продукцию, требы и записки на сайте Церковной лавки значительно выгодно и удобно!

Показать полностью

0 Нравится

0 Лайков

169 Просмотров

5 Сентябрь 2020, 11:04

Объект авторского права. Использование без разрешения правообладателя запрещено.

jhgfhbtrh

jhgfhbtrh

Подписаться



На сегодняшний день «Церковная лавка Данилова Монастыря» предоставляет своим посетителям иконы и христианские товары собственного производства. В иконные и свечные лавки вы сможете отправлять требы и записки в Данилов монастырь. Это также можно выполнить прямо на сайте в любое время.

В церковной лавке есть достаточно ценные музейные и старинные иконы, а еще иконы, писанные служителями. Мы заказывали здесь 2-е иконы и забирали их самовывозом, поскольку в этом случае за доставку платить не понадобится. Но если вы проживаете в другом регионе, тогда товар будет доставлен почтой или курьером.


Товары для христиан

Главной продукцией церковной лавки являются иконы, которые предложены в каталоге. Вы можете выбирать необходимую икону по алфавиту, имени, цене и другим характеристикам. В списке продукции следует отметить следующие виды:

• иконы в рамках;
• киоты – это маленький застекленный ящичек для хранения иконы;
• складни – икона, в состав которой входят несколько частей;
• дорожные иконы для салонов машин;
• старинные иконы;
• писаные иконы;
• печатные иконы;
• ювелирные иконы.

В Церковной лавке возможно приобрести иконы, которые изготавливают вручную сами служители, а еще православную литературу и одежду. Все это и другое вы увидите в каталоге. Выбранные товары сразу переходят в корзину, где будет продолжаться оформление заказа. Если у вас появятся какие-нибудь вопросы, то их всегда возможно задать в онлайн-службу, и вам смогут помочь выбрать или заказать писаную икону. В том случае, если вас интересует всё что связано с иконами https://lavka.msdm.ru/catalog/ikony/ — это то, что Вы искали!


Заказ требы онлайн

На портале «Церковной лавки Данилова монастыря» есть возможность заказать требу о здравии или за упокой, а также подобрать место проведения Богослужения: Данилов монастырь или Скит преподобного Сергия Радонежского. Следует указать тип службы: поминовение, панихида или молебен. На сайте предложено расписание проведения Богослужений, в связи с этим вы можете подобрать нужную вам дату, а еще имя, для кого именно заказывается молебен.

В том случае, если у вас нет возможности посетить храм самостоятельно, то вы сможете находиться на службе при помощи онлайн-связи. На портале представлена ценная информация об истории монастыря, а еще адреса всех церковных лавок монастыря, которые работают в Москве. В результате стоит сказать, что заказывать ту или иную продукцию, требы и записки на сайте Церковной лавки значительно выгодно и удобно!


0 Нравится

0 Лайков

169 Просмотров

5 Сентябрь 2020, 11:04

Объект авторского права. Использование без разрешения правообладателя запрещено.

Заказать требу или молитву онлайн святому в Даниловском монастыре

Заказать службу:

Молебен

Сорокоуст

Неусыпаемая Псалтирь

Поставить свечу

Панихида

Церковное поминовение

Свято-Данилов Ставропигиальный (ставр. — подчиненный патриарху) мужской монастырь был основан в 1282 году святым благоверным князем Даниилом (московским), одним из сыновей Александра Невского. Так обитель просуществовала до 1330 года, пока Иван Калита не переселил иноков в Кремль в новый монастырь. Возродили существующий вид уже при Иване Грозном. В 17 веке вокруг монастыря была построена кирпичная стена с семью башнями. Однако был разорен во время войны с Наполеоном в 1812 году. Позже был восстановлен и так и просуществовал до 1930 года, пока не был переделан безбожной властью в изолятор для детей репрессированных лиц. В приемнике дети болели и умирали, а их прямо там и хоронили. Сейчас же на этом месте воздвигнута часовня. В 1982 году, после стольких плачевных событий, монастырь наконец был возвращен Русской Православной Церкви.

Ныне обитель находится по адресу: Москва, Даниловский вал, 22 Богослужения проводятся по будням в 6:00 братский молебен, полунощница, часы; в 7:00 Литургия; в 17:00 вечернее богослужение. По праздничным и воскресным дням две Литургии в 6:45 и в 8:45. Заказать требы можно в церковных лавках, а также через интернет-сайт. При необходимости можно задать вопрос или поговорить со священником в приемной братского корпуса ежедневно с 9 до
17 или по выходным с 12 до 17 Великой святыней Данилова монастыря являются частицы мощей ее основателя святого Даниила. Еще в монастыре находятся частицы мощей преподобноисповедника Георгия (Лаврова), ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского, святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, святителя Спиридона Тримифунтского, а также иконы преподобного Серафима Саровского, Сергия Радонежского, великомученика Пантелеимона, святителя Луки (Войно-Ясенецкого), святителя Иоанна Суздальского и Матроны Московской. В монастыре есть три особо почитаемые иконы: Икона Божией Матери «Троеручица», икона преподобного Иоанна Кассиана Римлянина и самая древняя сохранившаяся в монастыре, Владимирская икона Божией Матери.

Добраться до монастыря очень легко. Пять минут пешком или одну станцию на трамвае от станции метро Тульская. В монастыре проводятся катехизические курсы для взрослых и действует воскресная школа для детей, так же можно побывать в церковной мастерской и на экскурсионной службе. У обители есть аж четыре подворья: в Подмосковье, Москве и Рязанской области. Еще на территории монастыря находится здание Отдела Внешних Церковных Связей (ОВЦС), проводятся Архиерейские соборы и церковные мероприятия. Свято-Данилов монастырь является одним из старейших монастырей Москвы. Сейчас монастырский комплекс насчитывает одиннадцать построек, среди которых имеется гостиница, поэтому паломникам очень удобно останавливаться здесь на ночлег.

Каждый заказ для нас очень важен и мы прикладываем максимальные усилия для того, чтобы выполнить ваши заказы в максимальном качестве!
Вы можете самостоятельно выбрать храм в котором вы собираетесь заказать требу! Мы со своей стороны приложим все усилия для того, чтобы ваша треба была выполнена. Если же по какой-либо причине, во время организации требы в выбранном вами храме возникнут сложности (долгий ответ храма, высокая занятость священнослужителей, не желание храма принимать заказы от онлайн-пользователей, невозможность связаться с храмом и др. ), мы переведём заказ в другой храм, который своевременно выполнит вашу требу без задержек. Напоминаем вам, что делая заказ на нашем сайте вы принимаете условия, нашего соглашения. Храни вас Бог!

Одежды – красота богослужения

Какими были церковные ткани 400 лет назад и чем они отличаются от современных? Что такое, например, погребенный бархат? Поиски ответа на эти вопросы привели меня на Крутицкий двор, в уютный старинный купеческий дом, где располагался выставочный зал мастерской Аксамитского церковного облачения. Григорий и Наталья Насибуловы, руководители мастерской, могут часами водить гостью по залам, рассказывая о каждом платье.

— Как рождаются рисунки и орнаменты, украшающие ткани?

— Многие из них имеют исторические прототипы. Вот византийский мотив: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Он воссоздан по фреске, на которой священник был изображен в рясе с этим узором. Сначала мы сделали вышивку с птицами и грифонами на основе этого рисунка, а потом заказали ткань. Есть у нас и ткани, изготовленные по образцам старинных облачений, сохранившихся в церквях, от московского Свято-Данилова монастыря до небольших церквей в русской глубинке, например, в Костромской области. Недавно по репродукции из Исторического музея сделали ткань с очень сложным орнаментом. Большой популярностью у священников пользуется парча, созданная по рисункам известного художника начала 20 века, одного из ярких представителей русского модерна Сергея Вашкова. А он, в свою очередь, тоже ездил по городам России, собирая материалы. Это преемственность.

 

– Вы заказываете много тканей из Италии. Почему?

– Те виды церковных тканей, к которым мы привыкли, стали делать в России только в 18 веке. До этого был аксамит – ткань, сплошь вытканная золотыми петлями, алтабы… В церквях служили беднее в льняных облачениях. А бархат и парчу привозили из Италии, Турции, Ирана. Благодаря этому, например, на итальянской фабрике, с которой мы работаем, сохранились некоторые образцы тканей, отправляемых в Россию для облачений в XVII веке! И заказываем там, например, погребенный бархат со старинными орнаментами. В таком облачении служили во времена патриарха Никона и даже раньше! Правда, современные технологии все же внесли свои коррективы: сегодня в производство идет шенилл, который неспециалист с трудом отличит от бархата. У него немного другой ворс. В русском церковном искусстве параллелей с европейским искусством больше, чем можно было бы подумать, как и в архитектуре. Например, в Милане и Вероне мы видели замки с такими же винтиками, как и в Московском Кремле. Один к одному! Потому что работали одни и те же архитекторы. Кстати, М-образные штыри имели и практическое назначение: в центре штыря помещалась балка, на этих балках устраивалась крыша, которая защищала защитников города или замка от вражеских стрел.

— Когда-то итальянцы переняли искусство изготовления драгоценных тканей в Китае…

— Великий шелковый путь проходил через Милан из Китая. Благодаря этому итальянцы научились делать шелковые ткани. Для этого им пришлось совершить преступный поступок: похитить несколько гусениц тутового шелкопряда. А сейчас процесс обратный: китайцы скупили в Италии целые районы, где расположены текстильные фабрики. Сейчас там живут и работают выходцы из Поднебесной.

 

– Вы начали работать 25 лет назад. Наверное, в те годы вам приходилось начинать свой творческий поиск буквально с нуля?

— Да в те годы в церквах ничего не было. Некоторые облачения были сшиты из скатертей усердными прихожанами. Фелони, изготовленные предприятием «Софрино», открывшимся в 70-е годы из тканей завода им. Свердлова, были пределом мечтаний священников. Однако кое-где еще сохранились красивые старинные облачения. По образованию я художник по костюмам, закончила театрально-художественное училище. Митрополит Волоколамский Питирим благословил меня на пошив облачений, в храме которого я служил алтарем. Владыка дал мне «Справочник священнослужителя» — там были выкройки. По этим выкройкам я сшила первую фелонь… с ровным нижним краем: выкройка была неаккуратной. Потом разобрался что к чему. Он разорвал старые ветхие облачения, снял выкройки. В Пюхтицком монастыре игуменья Варвара благословила меня научиться шить и вышивать у сестер. Я вдохновился — и понеслось.

– Где вы заказывали ткани?

– Я нашел несколько фабрик: Дарницкий в Киеве, Рахмановский шелковый комбинат в Московской области… По их продукции я понял, что они могут делать церковные ткани. Начали вести переговоры, создавать первые образцы… Нашли в Даниловом монастыре два старинных облачения, сделали по ним эскиз… И тут выяснилось, что до революции Рахмановский комбинат был фабрикой купца Заглодина, которая специализировалась на ткани для облачений! Нашли даже каталог церковных тканей и изделий. У Заглодина делали и плащаницу, и хоругви – действовала так называемая «рассеянная мануфактура»: работы раздавались вышивальщицам по избам, а потом изделия собирались на предприятии. Мы воспроизводим некоторые из этого каталога даже сейчас. Например, рубашки для артоса – сегодня эта традиция не сохранилась, а до революции для артоса использовали совершенно особенный саван. Даже Оловянишников делал заказы у Заглодина. Некоторые их церковные ткани были награждены медалью на выставке в Париже! Сейчас мы работаем с несколькими заводами – отечественными и зарубежными. Кстати, мы также сотрудничаем с Ростовской эмалевой фабрикой. Например, у нас есть дубина с изображением Воскресения Христова. Кстати, эмалевые элементы для украшения облачений греки тоже покупают у этой русской фабрики.

– Вы недавно сделали копию знамени, которое было знаменем греческого освободительного движения. Как это случилось?

— Несколько лет назад я был на Афоне и встретился там с архимандритом Нектарием, который служит в горах Пелопоннеса. Я подарила ему вышитую закладку из нашей мастерской. Осмотрев его, священник стал просить меня сделать какую-то работу для его церкви. Трудно было понять, какой именно: он не говорил по-русски, а я не говорил по-гречески. Видно было только, что работа удалась. Я всячески отказывался, но священник был настойчив, и я сдался. Оказалось, что он просил нас скопировать знамя для своей церкви, которое является исторической и духовной реликвией греческого народа и хранится в монастыре Святой Лавры в Патрах. В начале 1821 года, когда греки восстали против турок, архиепископ Старых Патр Герман благословил восставших этим знаменем и присягнул им. Знамя стало их знаменем освобождения, по сути, первым знаменем греков после столетий национальное порабощение. Вера в него была так велика, что даже турецкий султан обещал большие деньги тем, кто «достанется этой проклятой тряпке». Мы подготовили эскиз, отец его утвердил. Работа продолжалась три года и, наконец, увенчалась успехом. В Греции нас встретили с честью, отец Нектарий был очень доволен. Он даже благословил нас читать Символ веры и Отче наш за Литургией, которую чтут только самые почетные гости. На основе этого хоругви мы сделали еще один, который подарили церкви Крутицкого подворья.

— Вы работаете в технике ручной или машинной вышивки?

— В основном машина. Но машинная вышивка вряд ли может отличаться от ручной вышивки. Обычно при машинной вышивке на компьютере выделяется определенный сегмент, например, рука, и он заполняется. Но вы можете нарисовать каждый стежок. Это очень кропотливая работа, по времени сравнимая с ручной вышивкой, но результат того стоит.

– В ассортименте тканей мастерской «Аксамит» можно увидеть многоцветные варианты: например, золотая парча с красным и синим цветами. На какой период богослужебного года они рассчитаны?

– До революции не было такого четкого разделения облачений по цветам, как мы привыкли сегодня. В ризнице храма Воскресения Словущего на Даниловском кладбище, которое не закрывалось в советские годы, я видел много старых облачений, привезенных туда из разных церквей, в том числе и из Храма Христа Спасителя. Были и многоцветные облачения, например, фелонь из погребенного багряного бархата на золотом фоне, которую использовали в обычные воскресные дни, а не только для поста. В одном из музеев Ярославля, на выставке, посвященной купцам Оловянишниковым, мы видели сине-серебряное облачение, на плече которого был изображен святой Николай. В наши дни, во дни святых, служат в желтом, а в синем – на Богородице. А там — пожалуйста! Наконец, в Греции, в Болгарии и сегодня служат в разноцветных облачениях. Так что можно предположить, что традиция строгого соблюдения соотношения цветов облачений с периодами богослужебного года сложилась не так давно.

– На самом деле существуют разные исторические версии о традиции служить на Пасху в красных облачениях. Чуть более ста лет назад, на Воскресение Христово, служили в белых облачениях…

— Переход на красные облачения некоторые связывают с облачениями, которые шили для храмов Российской империи к 300-летию Дом Романовых – юбилей праздновали в мае… На плечах этих светло-бордовых облачений были вышиты крест, пальмовая и дубовая ветви и надпись: «Это победа». Такое облачение я впервые увидел в Храме Великого Вознесения, когда служил там алтарником, в юности, и мне очень захотелось это повторить. «Романовские» облачения были и в Храме Христа Спасителя, и во многих других храмах по всей России — их заказывали специально к юбилейным торжествам, выделяли средства из казны. Мы не раз делали их замечания, священники их оценили.

– Сейчас жаркое лето. Какие облачения вы бы порекомендовали священникам?

– В жару обычно берут облачение без подкладки. В старину облачение могло весить до 20 кг, видимо, тогда люди были сильнее, а сейчас все более востребованными становятся легкие ткани. Не обязательно лен: хорош и шелк, и современный полиэстер, похожий на хлопок. Облачение может быть совсем без металлической нити, при этом оно очень объемное, отлично держит форму. У нас есть ткань из Италии, которая как будто покрыта кружевом — она очень нравится священникам. Преимущество итальянских тканей в том, что они в основном натуральные.

 

— Некоторые священники в интернете против стоячего плеча…

— Это спорный вопрос. Многие священники радуются, что благодаря высокой мантии русская фелонь хорошо проветривается. Знакомый священник, много лет служивший в Австралии, говорит, что в жару легче с высоким плечом. Мантия может быть сделана мягче, жестче. Для этого используются специальные нетканые материалы из хлопкового волокна. Облачения имеют три символических значения: царские одежды Спасителя, воинские доспехи и Гроб Господень. Весь этот символизм несет на себе высокая мантия фелони.

– Недавно вы посетили ризницу Миланского собора.

— Это было чудо! Буквально случайно мы встретили в Милане наших друзей, знакомым которых оказался пономарь собора (бывший полицейский, ныне католический монах). Это он провел нас в ризницу, и показал нам то, что туристы обычно не видят. Нас, конечно, поразило, как все четко и продуманно, как бережно хранятся облачения. Например, мы увидели, что хранить их лучше горизонтально. Облачения XVII в. находятся в специальных полукруглых ящиках типа «карусель», расставленных бумагой и тканью — полезный пример обращения с облачениями. Например, они сохранили облачение, в котором Папа Пий 9короновал Наполеона. Они все это хранят, берегут. У нас тоже когда-то было такое щепетильное отношение. Меня, например, в свое время поразило дореволюционное облачение из храма Христа Спасителя, на котором была этикетка: шкаф такой-то, полка такая-то.

— Итальянцы в старом облачении служат?

– Не часто. Папа велел служить в самых скромных облачениях, из простых тканей, без украшений — мол, так ближе к народу. Мы тоже иногда видим эту тенденцию, но там она стала обязательной. А ведь облачения и утварь — красота богослужения!

Беседовала Алина Сергейчук

The Bells | The New Yorker

Отец Роман (слева) звонит в один из Даниловских колоколов в Лоуэлл-Хаусе. местопребывание Священного Синода. Но впервые он позвонил в оригинальные монастырские колокола в 2003 году в гарвардском Лоуэлл-Хаусе, где они висели с первых лет сталинского террора, когда колокольный звон был запрещен по всей Советской России. Я познакомился с отцом Романом в июне этого года, когда он вернулся в Гарвард, чтобы отметить возвращение колоколов на родину. Он был представлен мне довольно неожиданно одним из мастеров Лоуэлл Хаус. «Это отец Роман», — объявила она, и, повернувшись, я увидел высокую фигуру лет тридцати пяти, ростом значительно выше шести футов, с огромными руками и ниспадающей каштановой бородой, в длинном черном одеянии и скуфья , черная остроконечная шапка русского православного монаха. — А , этот , — продолжала она, указывая на мольберт, — портрет отца Романа. На большой фотографии был изображен сероглазый мужчина на колокольне с развевающейся на ветру бородой на фоне свинцового неба, пересеченного веревками русских церковных колоколов. Когда я спросил отца Романа, могу ли я встретиться с ним позже в тот же день, он достал из складок своей одежды тонкий черный телефон «Нокиа», в котором, как я узнал, звучала запись русских церковных колоколов.

Восемнадцать даниловских колоколов весом от двадцати двух фунтов до тринадцати тонн звонили одними из последних в Советском Союзе. Отлитые между 1682 и 1907 годами, они являются одним из немногих сохранившихся неповрежденных наборов дореволюционных русских колоколов. Некоторые из них звонили на погребении Николая Гоголя. В 30-е годы Данилов монастырь был превращен в «колонию» для детей диссидентов. Большинство монахов были расстреляны в 1937 году во время Великой чистки, но колокола ускользнули из страны. В 1930 октября американский филантроп купил весь комплект по цене металлолома — около восемнадцати тысяч долларов — и подарил его Гарварду. Колокола висели в Лоуэлл-Хаусе, где они звонили по воскресеньям, а также после домашних футбольных побед и побед над Йельским университетом, независимо от места проведения, более семидесяти лет.

В 1983 году Данилов стал первым монастырем, официально возвращенным Русской Православной Церкви. Колокольня была отреставрирована и оснащена пятнадцатью колоколами, спасенными из разных несуществующих церквей. Но эти колокола были несоответствующими друг другу, а некоторые были сильно повреждены. В 1988 года Рональд Рейган выразил готовность вернуть колокола во время посещения Данилова монастыря, где по сей день висит фотография Рональда и Нэнси Рейган. Но многое должно было измениться как в России, так и в Гарварде, прежде чем возвращение могло состояться.

Десять лет назад, когда я учился в Лоуэлле, я ничего не знал о происхождении колоколов или о надеждах и судьбах, которые они олицетворяли. У меня было смутное ощущение, что они старые, и более яркое ощущение, что в них звонят каждое воскресенье в час дня — час, когда я особенно любил, чтобы меня не беспокоили громкие лязгающие звуки. Колокола были прерогативой студенческой группы под названием Клаппермейстеры, которые проявляли большой интерес к традициям дома. Пятнадцать минут подряд они отрабатывали какие-то немелодичные вариации на мелодии вроде «Мерцай, мерцай, звездочка».

В русской истории и культуре церковные колокола занимают загадочно важное место. Известно, что их звон, как сказал мне отец Роман, приводит скупых или жестокосердых людей к покаянию и отговаривает потенциальных убийц и самоубийц. В «Преступлении и наказании» Раскольников впадает в лихорадку, вызванную чувством вины, услышав звон воскресных церковных колоколов; он выдает себя, возвращаясь на место преступления и навязчиво звоня в дверь жертвы убийства. В «Войне и мире» колокола Кремля звонят во время вторжения Наполеона, тревожа Великую Армию. Колокола, считающиеся в русском фольклоре одушевленными существами, обладают огромной властью над человечеством — властью, которая была мертва или бездействовала большую часть двадцатого века. Возвращение даниловских колоколов олицетворяет собой надежду на то, что эта сила, наконец, может быть восстановлена.

В русской православной вере колокола широко считаются «звуковыми иконами», символизирующими зов трубы на горе Синай и звук трубы для воскрешения мертвых перед Страшным судом. Подобно тому, как написанные иконы предназначены не для миметического изображения духовного объекта, а для магических окон в мир духовного, русский колокольчик не является музыкальным инструментом, а, по выражению отца Романа, «иконой гласа Божия». ” Русский колокол, говорил он, должен звучать богато, глубоко, звонко и ясно, ибо как иначе может быть голос Божий? Это должно быть громко, потому что Бог всемогущ. Прежде всего, русские колокола никогда не должны быть настроены ни на мажорный, ни на минорный аккорд. «Голос колокола понимается именно так», — сказал он. «Не нота, не аккорд, а голос . В то время как западноевропейские колокола настраиваются на токарном станке для воспроизведения знакомых мажорных и минорных аккордов, русский колокол ценится за свой индивидуальный, ненастроенный голос, создаваемый наложением многочисленных парциальных частот, имеющих лишь приблизительное отношение к традиционной высоте тона — особенность, которая дала в выступлениях Лоуэлла Клаппермейстера денатурированный эффект музыки, играемой по телефону с кнопочным телефоном. Там, где западноевропейские колокола играют мелодии, русский колокольный звон состоит из ритмичных наслоенных звонов.

В тот день, когда я встретил отца Романа, я поднялся по ста двадцати восьми ступеням на вершину колокольни Лоуэлла. На звоннице находились отец Роман, пятеро его даниловских коллег и Константин Мишуровский, один из кремлевских звонарей. Оконные проемы в звоннице были закрыты сеткой. Снаружи на фоне пасмурного неба сверкал далекий горизонт Бостона. На полу валялись крошечные перья и другие следы соколиной жизни, а также несколько выброшенных флуоресцентно-оранжевых поролоновых затычек для ушей, какие носили некоторые звонари — к презрению других звонарей. Мишуровский сказал мне, что затычки для ушей мешают звонарям добиться необходимого деликатного прикосновения. Когда я спросил его о потере слуха, он вздохнул и сказал: «Люди всегда задают мне этот вопрос. И всем им отвечаю одно и то же: Э-э-э ?

В Лоуэлл-Хаусе самый большой колокол был известен как колокол Матери-Земли. Русские называют его просто Большой («большой») или Благовестник («благовестник»), потому что самый большой колокол всегда используется для звона благовеста — глубоких, регулярных звонов, возвещающих о начале службы. Три самых больших колокола украшены надписями на старославянском языке, изображениями святых или императорскими медальонами; на старейшем колоколе коллекции — предположительно отлитом известным мастером Федором Маториным в 1682 году — тоже изображены херувимы и нечто, напоминающее лицо Бахуса с открытым ртом, окруженное виноградом. В отличие от западных церковных колоколов, которые движутся, когда в них звонят, русские колокола остаются неподвижными и звонят с помощью веревок, прикрепленных к хлопушкам. Чтобы позвонить в колокол Мать-Земля размером с вестибюль на колокольне Лоуэлла (каждая колокольня устроена по-своему), один или два человека стояли внутри колокола на возвышении, раскачивая на веревке трехсотфунтовую хлопушку. В остальные колокола звонили с нижней площадки: басовые колокола управлялись ножными педалями; теноры и альты — перекрещенной паутиной веревок. «Трели» — самые маленькие колокольчики, некоторые не больше цилиндра — были прикреплены к веревкам, похожим на поводья, которые держали в правой руке, и звенели при взмахах запястья, производя жуткий птичий звон.

Тенистые, покрытые зеленью, колокольчики даже в покое, казалось, слегка шевелились, словно под водой. Было легко понять, почему с такими колоколами можно обращаться как с живыми существами. Русским колокольчикам даются такие названия, как «Лебедь» (за лебединый крик), «Медведь» (за грохот или громоздкость) или «Овца» (за дребезжащий или неровный тон). Они звенят «языками», висят на «ушах», имеют плечи, талии, короны и юбки. Они считаются способными к страданию и даже к некоторому металлическому упрямству. Когда Петр Великий приказал сделать из Троице-Сергиевых колоколов пушки, каждый колокол сопротивлялся ему по-своему: один исчез и только потом был обнаружен на дне пруда; двоих оказалось невозможно снять с крюков, и они внезапно рухнули на землю. Четвертый колокол долго бил, но не разбился и укоризненно звенел три дня после этого.

Звонок начался. Оглушительный лязг, казалось, производился чем-то средним между металлом и живым существом, и чувствовалось физическое нападение невероятно большой и могущественной силы. В какой-то момент я полез в сумку за бутылкой воды; он так сильно вибрировал, что я принял его за свой мобильный телефон. От двух до четырех звонарей одновременно воздействовали на канаты и педали, в то время как остальные стояли в стороне, давая советы о том, кто где должен стоять.

Когда Мишуровский звонил в колокольчики, его обычное скептическое выражение лица сменялось выражением улыбки блаженства, он раскачивался и размахивал руками. («Надеюсь, вы заметили, как я двигаюсь, когда звоню, — сказал он мне потом довольно строго. — Как будто летаю на самолете».) По словам Мишуровского, на звук колоколов влияют погодные условия, и их лучше преимущество во время небольшого дождя, так что нам повезло, что холодная морось начала брызнуть на колокольню через экраны. Через несколько минут я поднялся по небольшой лестнице на верхнюю платформу, чтобы найти укрытие под колоколом Матери-Земли. Ярь-медянка стерлась в двух точках колокола, куда ударяла колотушка, оставив после себя блестящую полированную бронзу. Внутри колокола выцарапано граффити с русскими именами, написанными с дореволюционной орфографией.

Мишуровский и отец Роман поднялись на перрон. Роман поймал мой взгляд и заботливо указал на свои уши: в них вот-вот прозвенит колокольчик. На фоне ритмичного звона других колоколов двое мужчин начали медленно раскачивать колотушку взад-вперед. С каждым разом дуга расширялась, пока, наконец, язычок не коснулся кромки колокола, производя протяжный, непредвиденный гул, от которого вибрировало все мое тело. Они продолжали раскачивать массивный маятник в том же ритме, но меняя движение, так что колотушка иногда ударяла по обеим сторонам колокола, а иногда только по одной. Когда звон кончился и колокола смолкли, гул продолжал оживлять воздух. Мишуровский жестом пригласил меня прикоснуться к большому колокольчику. Ощущение напоминало удар током.

Одно из первых упоминаний о колоколах на Руси встречается в Новгородской летописи, где зафиксировано изъятие полоцким князем колоколов новгородского Софийского собора в 1066 г. В конце XIV в. металлургические заводы начали ковать и колокола, и пушки, положив начало непростому партнерству между двумя великими создателями шума: во время войны первые находились в постоянной опасности быть переплавленными во вторых. Но колокола также были почетными объектами государства. Иван Грозный каждое утро в четыре часа поднимался на колокольню, чтобы лично звонить на утреню. Опоздавшие монахи были заключены в тюрьму на восемь дней.

Самый известный памятник русской колокольной истории связан с наследниками Ивана. В живых у Ивана было трое сыновей: Иван Иванович, старший и любимый, которого Иван Иванович случайно убил во время домашней ссоры; умственно отсталый Федор, который так любил колокола, что был известен как Федор Звонарь; и младенец-эпилептик Дмитрий. Хотя официально Ивану наследовал Федор, фактическим правителем был зять Федора, Борис Годунов, честолюбивый боярин, присматривавший за троном. Для защиты своих интересов Годунов сослал Дмитрия в город Углич, где через несколько лет мальчика нашли зарезанным. Когда угличский колокол протрубил погребальный звон, вспыхнул бунт: наверняка мальчика убили агенты Годунова. (По официальному сообщению, раны были нанесены самому себе во время эпилептического припадка.) Годунов так взбесился, что приказал оторвать колокольчику уши и язык. Немой и изуродованный колокол был затем буквально сослан в Тобольск, в Сибирь, где губернатор зарегистрировал его как «первую неодушевленную ссылку Углича».

Вопреки приказу вечно молчать бронзовому гостю, тобольчане снабдили его хлопушкой и установили на местной колокольне. Так как колокольчик защищал царевича Дмитрия и наверняка любил детей, возникла легенда, что, если колотушку помыть и набрать воду в специальную емкость, она становилась эликсиром от детских болезней. Этот и другие рассказы о колокольчиках, стоящих за маленького человека, возможно, вдохновили Александра Герцена, великого дореволюционного интеллигента-народника, на то, чтобы назвать свой влиятельный подпольный журнал Колокол: «Колокол».

И огромное народное пристрастие к русским церковным колоколам, и их систематическое уничтожение радикальным режимом имеют исторический прецедент во Франции. Во время Французской революции колокола были переплавлены в монеты и пушки, церкви были превращены в «Храмы Разума», а колокольный звон был запрещен, что внезапно выявило глубокое культурное значение колокола. Французский историк Ален Корбен в своем исследовании «Деревенские колокола» цитирует отчет администратора на Сомме: «Нет никаких сомнений в том, что больше всего во время Революции ударило по людям то, что они лишились колоколов». Общественный резонанс был таков, что французские власти в конечном итоге не смогли обеспечить соблюдение закона о запрете звонков. В конечном итоге колокольни были восстановлены и расширены в золотой век кампанологии, который длился до конца девятнадцатого века.

В России все случилось иначе. Советы отнеслись к уничтожению колоколов, как и ко многим вещам, со смертельной серьезностью. Сталинский «Великий перелом» конца 1920-х годов был направлен на полное преобразование всех аспектов жизни. Была введена поэтапная рабочая неделя, отменившая понятие воскресенья. Московский храм Рождества Христова стал приютом для цирковых львов, Храм Христа Спасителя стал крупнейшим в мире открытым бассейном, а сельские храмы превратились в плотницкие или слесарные коллективы. Колокольный звон был запрещен законом, а уничтожение тысяч тонн освященной бронзы, висевшей на колокольнях по всему Советскому Союзу, регламентировалось ВЦИК. «Они падали с грохотом и глухим стуком, прорывая в землю ямки футов на пять», — писал об угличских колоколах писатель Борис Пильняк. «Весь город был наполнен стонами этих древних колоколов». Фотографии того периода показывают, как пролетарии размахивают молотками в море разбитой бронзы; подростки сидят в опрокинутых колокольчиках, сигареты свисают изо рта. Разбитые колокола были переплавлены в промышленный материал, реализуя излюбленную трансформационную метафору государства: переплавку металла. Один крестьянин из Орлова позже вспоминал, что в год, когда в деревне разобрали колокольню, «новый трактор, сверкая на солнце шпорами, проехал по всей деревенской улице, показывая нам, мальчикам, странное превращение колокола в машину. ”

В то время как французским колоколам в конце концов было позволено изжить свою актуальность, поскольку индустриализация и урбанизация растворили сельскую единицу, Советы упразднили колокола в то время, когда они все еще были любимым элементом культурного ландшафта. В русской поэзии ХХ века колокол выступает как центр вневременной, округленной вселенной. «Небо как колокол, луна — язык», — писал популярный поэт Сергей Есенин; а когда Осип Мандельштам хотел описать бессмысленность, он писал: «Кто-то сорвал колокола / с размытой башни». Если колокола в революционной Франции были голосом деревни, то колокола в революционной России по-прежнему были голосом Бога.

История колоколов в Гарварде начинается с Чарльза Р. Крейна, который посвятил семейное состояние, заработанное на сантехнике и арматуре, карьере в международной благотворительности и политической активности. Его бенефициары варьировались от сирийских революционеров до македонских славянофилов и чешского художника Альфонса Мухи (который впоследствии использовал дочь Крейна Жозефину в качестве модели для Славии на банкноте в сто крон). Роман, основанный на его приключениях, изображает Крэйна как эксцентричного плутократа, который, согласно статье в Times , в 1909 году использовал «не только свое колоссальное американское состояние, но и свои блестящие деловые способности Америки для организации революции во всем мире на чисто деловых принципах». Крейн пересек Албанию верхом и Ирак на машине и совершил около двадцати пяти поездок в Россию; в 1917 году он ехал на том же петроградском пароходе, что и Лев Троцкий. Впервые о даниловских колоколах он узнал в конце 1920-х годов от своего друга, византолога Томаса Уитмора, наиболее известного сегодня своей реставрацией мозаики стамбульского собора Святой Софии, датируемой эпохой Юстиниана.

Луис Кампос, бывший клаппермейстер, который сейчас преподает историю в Университете Дрю, заканчивает книгу для издательства Гарвардского университета о покупке и возврате колоколов, рассказывая об авантюрах Крейна и Уиттемора. По словам Кампоса, Крейн в юности осуждал религиозные традиции. Его самая первая положительная реакция на любой религиозный объект, по-видимому, возникла, когда он увидел тибетские молитвенные барабаны: молодой бизнесмен был очень впечатлен идеей, как выразился Кампос, «машины, которая могла бы молиться за вас». В более позднем возрасте Крейн стал преданным покровителем русского православного искусства. В его доме висели иконы и изображения соборов, и в конце концов он профинансировал целый православный церковный хор в Нью-Йорке. Когда Виттемор услышал о демонтаже Даниловской звонницы, он связался с Крейном, который дал ему карт-бланш на покупку колоколов. Крейн подарил колокола Гарварду в 1930, во время строительства Лоуэлл Хаус. Запроектированная башня с часами была спешно переделана под колокольню, способную вместить до тридцати пяти тонн русских колоколов.

Вскоре после того, как колокола прибыли в Кембридж, в Лоуэлл Хаус появился молодой русский по имени Константин Сараджев.