Дача репина в репино: Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» — Музей Академии Художеств

история основания, известные гости усадьбы, фотографии.

Публикации раздела Музеи

Аудиоверсия: «День открытых дверей» в усадьбе Ильи Репина

Илья Репин был известен не только как живописец, но и как гостеприимный хозяин. О вечерах в его усадьбе до сих пор ходят легенды. Вспоминаем, как художник строил свои «Пенаты», кто бывал на репинских «средах» и чем хозяева угощали гостей.

«Пенаты» в Куоккале

Илья Репин в своей мастерской в «Пенатах». Куоккала (поселок Репино), Санкт-Петербург, 1900-е годы. Фотография: Мультимедиа Арт Музей, Москва

Илья Репин (второй слева) с гостями на веранде в «Пенатах». Куоккала (поселок Репино), Санкт-Петербург, 1909 год. Фотография: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург

Слева направо: писатель Максим Горький, критик Владимир Стасов, Илья Репин, жена художника — писательница Наталья Нордман-Северова в саду. Куоккала (поселок Репино), Санкт-Петербург, 1904 год. Фотография: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург

В 1899 году Илья Репин купил хутор в Куоккале (сейчас — поселок Репино). Маленький домик по проекту художника перестроили: возвели второй этаж с большой светлой мастерской, достроили несколько комнат. Живописец назвал усадьбу в честь римских богов домашнего очага — «Пенаты». Их изображениями украсили расписные деревянные ворота, созданные по рисунку Репина. Он сам сажал здесь деревья и копал каналы, чтобы на участке появилось несколько небольших озер.

Каждую среду в «Пенатах» проходил «день открытых дверей» — к Илье Репину и его жене приезжали гости. Традицию официальных приемов ввела вторая жена художника, Наталья Нордман, чтобы в остальное время живописец мог не отвлекаться от работы (прибытие в неурочный день могло вызвать вспышку нешуточного гнева хозяина). На репинских «средах» бывали Сергей Есенин и Максим Горький, композиторы Александр Глазунов и Анатолий Лядов, певец Федор Шаляпин и критик Владимир Стасов, а также многие художники. Сюда приезжали с друзьями и знакомыми, необязательно по приглашению.

«В «Пенатах» среда — торжественный, праздничный день. Вместе с И. Е. с утра мы приводили мастерскую в порядок. То, что И. Е. хотел показать, он ставил на мольберты, производил перевеску, кое-что прятал, убирал».

Вегетарианство, самообслуживание, сон на открытом воздухе

Илья Репин в зимней мастерской в «Пенатах». Куоккала (поселок Репино), Санкт-Петербург, 1909 год. Фотография: Мультимедиа Арт Музей, Москва

Илья Репин пишет в своей мастерской портрет певца Федора Шаляпина. Куоккала (поселок Репино), Санкт-Петербург, 1914 год. Фотография: Карл Булла / Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург

Писатель Максим Горький и актриса Мария Андреева позируют Илье Репину в усадьбе «Пенаты». Куоккала (поселок Репино), Санкт-Петербург, 1905 год. Фотография: Карл Булла / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Про Наталью Нордман Владимир Стасов говорил: «Она «парень» недурной, даже интересный». Нордман ввела в усадьбе экстравагантные по тем временам порядки. Гостям она раздавала самодельные брошюрки с надписью «Я никого не ем». Хозяйка усадьбы принципиально не носила шуб из натурального меха, не употребляла в пищу мясо и гостям предлагала только вегетарианские блюда. К ним супруги подавали вино: водку в «Пенатах» не пили. Многие потом вспоминали в мемуарах «еду из сена», овощные котлеты и бифштексы из клюквы. Говорили, что некоторые гости привозили с собой запасы продуктов и ужинали на станции или прямо в доме Репиных — закрывшись в какой-нибудь комнате.

Прислуга в доме Репиных не подавала на стол, не открывала гостям дверь и ужинала за одним столом с хозяевами (по крайней мере, в день приема). Повсюду висели плакаты: «Снимайте пальто и калоши сами!», «Открывайте дверь в столовую сами!», «Не ждите прислуги, ее нет!». Пальто приглашенным друзьям подавал сам Илья Репин.

«Прислуги по этикету «Пенатов» не было. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками, и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку, и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Так как народу было много, то не обходилось без курьезов: захочет Чуковский соленых рыжиков, вцепится в «карусель», тянет рыжики к себе, а в это время футуристы мрачно стараются приблизить к себе целую кадушечку кислой капусты, вкусно пересыпанной клюквой и брусникой».

Интересный факт: Илья Репин круглый год спал буквально на улице и заставлял домочадцев следовать своему примеру. Так он спасался, по совету одного молодого врача, «от удушливого и смертельно опасного яда спальни». Художник ночевал на веранде, под навесом; в морозы он грелся в спальном мешке на пуху. Жена и дети спали в так называемой холодной — комнате, в которой открывались настежь все окна. Дочь Вера спустя годы вспоминала, что утром к ним вбегал Репин с изморозью на усах и стряхивал снег с постелей родственников.

В своих мемуарах Иван Бунин рассказывал, как Илья Репин пригласил его позировать для портрета: «Я с радостью поспешил к нему: ведь какая это была честь — быть написанным Репиным! И вот приезжаю, дивное утро, солнце и жестокий мороз, двор дачи Репина, помешавшегося в ту пору на вегетарианстве и на чистом воздухе, в глубоких снегах, а в доме — все окна настежь».

Репин радушно встретил Ивана Бунина и провел в мастерскую, где, вспоминает писатель, тоже был мороз, «как на дворе». Бунин, сославшись на срочные дела, почти сразу же ушел на вокзал: «…а там кинулся к буфету, к водке, жадно закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга на другой день послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче же с первым поездом».

Читайте также:

  • Тайны известных картин
  • Дачное настроение
  • Природа России на полотнах русских художников

«Репинские травки» для футуристов

Илья Репин. Автопортрет. 1894. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Владимир Маяковский. Репин и Чуковский. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Василий Поленов. Портрет Ильи Репина. 1882. Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево», Московская область

Футуристы стали частыми гостями на репинских «средах» после того, как Илья Репин познакомился с Владимиром Маяковским. Живописец пришел в восторг от его стихов, и даже вызывающее поведение молодого поэта не помешало зарождавшейся симпатии. «Уж вы на меня не сердитесь, но, честное слово, какой же вы, к чертям, футурист!» — говорил ему Репин. Он пригласил Маяковского в «Пенаты», чтобы написать его портрет. Однако картины не получилось: накануне визита Маяковский сбрил свою «львиную гриву», которой восхищался Илья Репин. Художник лишь сделал небольшой набросок. Зато Маяковский рисовал его неоднократно — и одного, и с другом Корнеем Чуковским. О визитах в «Пенаты» поэт писал: «Ем репинские травки. Для футуриста ростом в сажень — это не дело». Позже на даче в Куоккале бывали поэты Алексей Крученых, Велимир Хлебников и художник Николай Кульбин.

Даже по средам, которые считались у Репина днями заслуженного отдыха, он использовал любую возможность, чтобы сделать быстрые наброски — карандашом или кистью. Чаще всего зарисовывал в альбом приехавших гостей.

«Однажды, сидя на террасе за чайным столом и с любопытством вглядываясь в многозначительное лицо молодого поэта [Велимира Хлебникова], Репин сказал ему:
— Надо бы написать ваш портрет.
Хлебников веско ответил:
— Меня уже рисовал Давид Бурлюк.
И опять погрузился в молчание. А потом задумчиво прибавил:
— В виде треугольника.
И опять замолчал.
— Но вышло, кажется, не очень похоже».

После революции местность Куоккале отошла Финляндии. Живописец стал невольным эмигрантом и жил по нансеновскому паспорту — документу для беженцев без гражданства. Письма с предложениями вернуться Репину писал сам Климент Ворошилов, с этой же целью к художнику неоднократно приезжали делегаты из СССР. В дневниках Репина сохранилась запись: «Приезжал Корней [Чуковский]. Между прочим, не советовал возвращаться».

Сегодня в «Пенатах» расположен Музей-усадьба имени Ильи Репина. Здесь хранятся личные вещи, картины и рисунки художника, а также работы его сына, Юрия Репина, и других живописцев. В музее можно посмотреть старую кинохронику о жизни Ильи Репина в усадьбе и узнать рецепты вегетарианских блюд Натальи Нордман. На обеденном столе хранится одна из карточек для гостей от 10 августа 1911 года. На ней можно прочесть шутливые правила поведения и меню: картофельный салат, репа в вине, запеченный рис, щи и орехи с грушами.

Автор: Диана Тесленко

Теги:

ХудожникиПубликации раздела Музеи

Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» — Репино Сronwell Park Отель

Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» — Репино Сronwell Park Отель — Официальный сайт

EN
RU

Репино Cronwell Park Отель (Репино, СПб)

  • Пансионат Балтиец (Репино, СПб)
  • Пансионат Буревестник (Репино, СПб)
  • Cronwell Inn Стремянная (СПб)
  • Cronwell Park Ника (Омск)
  • Cronwell Ника Центр (Омск)
  • Rahoni Cronwell Park Hotel Adults Only (Греция)
  • Cronwell Platamon Resort (Греция)
  • Cronwell Resort Sermilia (Греция)
  • Сарыкум by Cronwell Hotel&SPA (р-ка Дагестан)
  • Cronwell Inn Турсунт (г. Урай, ХМАО)
  • Cronwell Hotels&Resorts
  • Holiday Inn Архыз (Карачаево-Черкессия)
  • Cronwell Resort Репино (Репино, Санкт-Петербург)

8 800 5555 494

Заказать звонок

Акции

Акции

система онлайн-бронирования

    org/BreadcrumbList»>

  • Главная
  • Достопримечательности

загрузка карты…

На расстоянии короткой пешей прогулки от Репино Cronwell Park Отеля 4* расположен музей-усадьба известного художника И.Е. Репина «Пенаты».

Причудливый двухэтажный дом со множеством больших окон, веранд, световыми проемами из стекла на потолке построен по планам самого художника.

В здании проводятся экскурсии и все желающие могут ознакомиться с прекрасно сохранившимися предметами быта художника. Можно увидеть прихожую, кабинет художника и гостиную рядом со светлой верандой, явившейся первой мастерской Репина. Весь второй этаж занимают две мастерские Репина с большими окнами и верхним светом.

В парке усадьбы восстановлены пруды, артезианский колодец и беседки. На холме, в глубине парка находится могила художника, похороненного здесь, согласно его желанию.

Музей открыт для гостей со среды по воскресенье.

 Самостоятельно посетить Музей-усадьбу И.Е. Репина «Пенаты» можно по предварительной заявке через сайт музея или по телефону: +7 (999) 034-45-53 (с 11:00 до 17:00).

Часы работы: Среда — воскресенье с 10:30 до 17:00 – летом

с 10:30 до 16:00 – зимой (с 15 сентября по 15 мая). Понедельник – вторник выходные дни

Подробнее о графике работы музея можно узнать на официальном сайте http://www.museum.ru/M267


Достопримечательности
  • Храм-часовня Преображения Господня

  • Музей ретро-автомобилей

  • Храм иконы Казанской Божией Матери

    Храм Казанской иконы Божией Матери г. Зеленогорск. Русская Православная Церковь, Санкт-Петербургская митрополия, Санкт-Петербургская епархия, Курортный округ.

  • Зеленогорский парк культуры и отдыха

    Часы работы: с 7:00 до 23:00 ежедневно

    Парк Культуры и отдыха Курортного района

  • Репинский сквер

    Репинский сквер расположен в поселке Репино Ленинградской области между Приморским шоссе, 1-й Новой улицей и улицей Репина. Площадь сквера составляет около 2 гектаров.



Назад к списку

На этом сайте мы используем cookie-файлы. Вы можете почитать о cookie-файлах или изменить настройки
браузера. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших
cookie-файлов.

Достопримечательности

Санкт-Петербург 

Санкт-Петербург часто называют Северной столицей России, Северной Пальмирой или Северной Венецией. Город расположен на 42 островах, окруженных 90 реками, притоками Невы и другими водотоками. В Санкт-Петербурге насчитывается более 300 мостов, которые являются неотъемлемой частью городского ландшафта.

Санкт-Петербург – явление мировой культуры. Его архитектурные комплексы, созданные известными голландскими, итальянскими, французскими и русскими архитекторами, набережные реки Невы с многочисленными каналами, дворцы и парки оставляют незабываемое впечатление у каждого, кто сюда приезжает. Гостям города представлены безграничные возможности для знакомства с историческим и культурным наследием России, столь великолепно представленным в этом величественном городе.

Сестрорецк

Основанный Петром I в 1714 году в пригороде Санкт-Петербурга, Сестрорецк признан оздоровительным бальнеологическим и климатическим курортом. В городе и его окрестностях также есть много памятников, признанных ЮНЕСКО. Очарованный северным побережьем Финского залива и его красотой, Петр I приказал немедленно приступить к строительству дворцовой резиденции в дополнение к Петергофскому дворцу. Окончательно резиденция была закончена в 1724 году, но всего через год император скончался, а спустя 60 лет постройку разобрали. Единственная уцелевшая достопримечательность, оставшаяся с петровских времен, — великолепная дубовая роща.

В 19 веке Сестрорецк был известен прежде всего своим знаменитым оружейным заводом, старейшим в России. Но в 1896 году Петр Авенариус принял решение основать здесь курорт. За два года были построены санаторий, фешенебельная гостиница с самым большим крытым бассейном в России и концертный зал на 1700 мест с электрическим освещением. Для соединения этого особого пристанища со столицей была построена специальная железная дорога.

В 1907 году Сестрорецкий курорт был удостоен Гран-при на всемирной выставке здравоохранения в СПА, Бельгия. Вместе с этим в Петербурге захлестнула мода на посещение северных дач.

Сто лет назад Сестрорецк был центром общественной жизни и активности. Корней Чуковский, Александр Блок, Леонид Собинов, Максим Горький, адвокат Анатолий Кони и Михаил Фокин снимали дачи в этом районе. Позже, в 1920 году, резидентом стал и Михаил Зощенко. В концертном зале выступил известный музыкант Федор Шаляпин. Даже после революции 1917 года курорт пережил период бурного упадка и постепенно возродился. В 1920-е годы это был детский дом, в 1940 – госпиталь, а после Великой Отечественной войны Сестрорецк стал признанной национальной здравницей Советского Союза. Здравница, построенная в 1970-х годах, не уступала другим ведущим мировым санаторно-курортным лечебницам. Не хватало только утонченного аристократического духа, предполагающего уединение, индивидуальные развлекательные программы и естественный комфорт в самом смысле этого слова.

 
Помимо живописного северного побережья Финского залива Сестрорецк может предложить и примечательные достопримечательности для желающих отправиться на экскурсию. Во-первых, старая дубовая роща в городе, еще сохранившаяся с петровских времен.

Также недалеко от города находится искусственное озеро Разлив и близлежащий одноименный поселок, где летом 1917 года перед революцией скрывались Ленин и Зиновьев. Кроме того, на Сестрорецком кладбище похоронен известный писатель-сатирик Михаил Зощенко.

Парк Дубки, г. Сестрорецк

На сегодняшний день единственной сохранившейся достопримечательностью петровского периода является великолепная дубовая роща в парке «Дубки». Благодаря дубовой роще, самой северной в России, парк сегодня является популярным местом для отдыха, занятий спортом и развлечений жителей и гостей. На территории парка расположено несколько спортивных сооружений, игровых площадок и клуб верховой езды. Зимой здесь можно встретить местных жителей, катающихся на коньках и даже беговых лыжах. На окраине парка также находится великолепный песчаный пляж «Дубки», откуда открывается прекрасный вид на Финский залив.

Пляж Сестрорецк

В Сестрорецке расположен один из самых известных и популярных пляжей Финского залива. Прекрасный песчаный пляж, протянувшийся более чем на 2 км, славится своим неглубоким песчаным дном. Вне летнего времени курорт также является популярным местом для любителей экстремальных видов спорта, которых здесь часто можно встретить на парасейлинге или виндсерфинге.

Церковь Святых Апостолов Петра и Павла, Сестрорецк

В своем первоначальном воплощении Церковь Святых Апостолов Петра и Павла была первой деревянной церковью в Сесторецке, построенной из материалов, оставшихся после разрушения Первый жилой дворец Петра Великого. Ведь именно здесь в 1721 году в озере, окружающем церковь, гениальный крестьянский мастер Ефим Никонов впервые показал императору «тайный корабль», который мог путешествовать под водой. Там родился первый прототип подводной лодки, и посетители могут увидеть копию в церкви. Многие посетители просто наслаждаются спокойствием окружающего озера, которым лучше всего наслаждаться долгими летними «белыми ночами».

Выставка С подъезд «Сестрорецкий рубеж», г. Сестрорецк

Музейный комплекс «Сестрорецкий рубеж» — мемориал под открытым небом, посвященный обороне города в годы Великой Отечественной войны (ВОВ, 1941 г. – 1945). Главный экспонат – огромное артиллерийское вооружение, входившее в состав Карельского укрепленного района – советского оборонительного укрепрайона шириной 60 км, защищавшего западные районы СССР.

Кронштадт, остров Котлин

Также основанный Петром Великим, Кронштадт (от немецкого Krone — «корона» и Stadt — «город») — знаменитый военно-морской город, расположенный на острове Котлин в 30 км от Санкт-Петербурга, недалеко от истока Финского залива. Захваченный у шведов в 1703 г., в настоящее время он служит главным морским портом Санкт-Петербурга, а в 1921 г. стал местом Кронштадтского восстания. Кронштадт — очаровательный портовый город, с линиями каналов, впадающих и выходящих из самой яркой достопримечательности острова, Морского собора Святого Николая с золотым куполом. Среди других общественных зданий — Военно-морской госпиталь, Британский госпиталь моряков (основан в 1867 г.), Гражданский госпиталь, Адмиралтейство (основан в 1785 г.), арсенал, верфи и литейные заводы, Школа морской инженерии и английская церковь. Порт скован льдом 140–160 дней в году, с начала декабря по апрель, и до сих пор принимает большое количество моряков.

Морской Никольский собор, Кронштадт

Морской собор, расположенный в центре Кронштадта, является одной из самых известных достопримечательностей пригорода Санкт-Петербурга. Он был построен в 1903–1913 годах и считается кульминацией русской неовизантийской архитектуры. Следовательно, собор часто сравнивают с собором Святой Софии в Константинополе, но с несколько измененными пропорциями, а его эффектный золотой купол возвышается над горизонтом Кронштадта издалека. Освященный как главный храм Российского флота и посвященный всем павшим морякам, собор был закрыт советской властью в 1929 и впоследствии преобразованный в кинотеатр. Ныне служит музеем ВМФ (с 1980 г.). В ХХ веке собор подвергся капитальному ремонту и был повторно освящен 30 мая 2013 года Патриархом Кириллом к ​​столетнему юбилею собора.

Музей-усадьба И.Е. Репин, Репино

В соседнем Репино, в 8 км от Сестрорецка, находится «Пенати», бывшая резиденция известного художника Ильи Репина. Красивая русская усадьба, оригинальный дом был реконструирован после Второй мировой войны и теперь содержит музейные экспонаты, оригинальные предметы быта, картины, ухоженные сады и могилу самого Репина.

Музей старинных автомобилей, г. Зеленогорск

Музей старинных автомобилей, открытый 26 июля 2008 года, насчитывает более 150 специальных экспонатов. Коллекция специальных автомобилей, расположенная в Зеленогорском парке культуры и отдыха, включает в себя автомобили, которые когда-то принадлежали видным политикам, актерам и спортсменам. Это единственный музей в Европе со специальной выставкой для «автомобилей с крыльями».

Портреты Репина Александра Керенского

ФОТО: Первый портрет Репина Александра Керенского, 1917 год. Из коллекции
Государственного центрального музея современной истории России в Москве

Знаменитый русский художник-реалист Илья Ефимович Репин (1844-1930), самый известный русский художник художник XIX века, когда его положение в мире искусства было сравнимо с положением Льва Толстого в литературе. Он сыграл большую роль во введении русского искусства в русло европейской культуры.

Репин был первым русским художником, добившимся европейской известности именно на русские темы. Его картины сделали его лидером нового направления критического реализма в русском искусстве. Современники хвалили его картины за проявление чувства личной ответственности за тяжелую жизнь простого народа и судьбу России. В 1880-х годах он создал многие из своих самых известных работ и вступил в Общество передвижников.

Среди его обширных работ два малоизвестных портрета Александра Керенского, оба написаны летом 1917 года. В августе 1917 года именно Керенский принял решение о переводе императорской семьи из Царского Села в «более безопасное» место — город Тобольск в Западной Сибири. После Октябрьской революции 1917 года Временное правительство было свергнуто большевиками, что вынудило Керенского бежать из России. Остаток своей жизни он провел в изгнании, в Париже и Нью-Йорке, и работал в Гуверовском институте.

Репин, который был антимонархистом, горячо приветствовал Февральскую революцию 1917 года, свергнувшую самодержавную монархию и провозгласившую республику, чему он был очень рад.

Общеизвестно, что Керенский любил быть в центре внимания, и Репин, работая над его портретами, попал под обаяние нового правителя России, он был, по словам одного искусствоведа, «просто одержим Керенским, восхищался его человеческие и политические качества».

После 19 июля17 подавления большевистского восстания Керенский почувствовал вкус власти. Он переехал в Зимний дворец в Петербурге, поселился в личных покоях императора Александра III, ездил в бывшем Императорском поезде, ездил по Петрограду в одном из автомобилей Николая II, работал за письменным столом Николая II в Готическая библиотека Николая II в Зимнем дворце. Именно здесь Репин набросал свой первый образ Керенского в своем альбоме акварелью и пастелью.

ФОТО: Второй портрет Александра Керенского работы Репина, 1917 год
Частная коллекция

В период с июля по октябрь 1917 года Репин неоднократно посещал кабинеты Временного правительства в Петрограде, чтобы завершить свои наброски. Он хвастался советским художникам, бывавшим у него в этом доме в Пенатах (ныне Репино в Финляндии), что «портрет Керенского написан с наброска с натуры в библиотеке Николая II».

Репинский портрет Керенского, на котором он изображен позирующим в библиотеке Николая II в Зимнем дворце, имел явный политический подтекст; сидя в кресле низложенного императора, новый правитель России тем самым подтвердил свой высокий статус. По этому поводу Репин отмечал, что Керенский «имел славу почти императора, а на деле был ничтожеством».

Репин закончил работу над своими портретами в 1918 году, вскоре после свержения Керенского в результате Октябрьской революции. Первый (114 × 84 см) и второй (116 × 85 см) портреты Керенского написаны маслом на линолеуме.

Портреты Репина отнюдь не лестны, особенно по сравнению с другими его работами, особенно с портретами императора Николая II, которых он писал не менее шести раз, в том числе с его знаменитой картиной, изображающей свадьбу Николая II с великой княгиней Александрой Федоровной. в Большой церкви Зимнего дворца в 189 г.4.

Оба портрета Керенского отличаются свободной и непринужденной манерой стиля, по мнению критиков, граничащей с импрессионизмом или даже экспрессионизмом. Репин рисовал Керенского дряблым, желчным, серым, опустошенным человеком, неврастеником. Будучи мастером раскрытия психологического состояния изображаемого, самого его бытия, специфики поз, жестов и мимики, Репин подводит зрителя к мысли, что Керенский на самом деле был таковым.

ФОТО: Керенский сидит в Готической библиотеке Николая II в Зимнем дворце, 1917 год

На первом портрете Керенский изображен сидящим по колено в кресле, с которого он выглядит так, будто готов вскочить. Керенский чуть наклонил голову в лукавой полуулыбке и смотрит на зрителя пронзительным, острым взглядом. При этом одновременно веет умиротворением и усталостью, как бы недосыпая, а между тем он расслаблен — это еще не вяжется с его реальной жизнью, жизнью главы правительства революционной России, принявшего на себя все тяготы управления молодой республикой и не может справиться с этим бременем.

Второй портрет представляется более сложным композиционно и художественно завершенным. Свет падает теперь не на лицо, а на его нервные, сухие руки, на одной из которых надета черная перчатка, что тонко акцентирует внимание на загадочной личности Керенского. Примечательно, что политически оппоненты Керенского отмечали «зеленоватый оттенок» его внешности, намекая на возможную алкогольную, морфинистую или кокаиновую зависимость.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года Репин сожалел о своей поддержке новых порядков. После того как Ленин и большевики развернули красный террор, Репин резко изменил направленность своей работы с антимонархической на антисоветскую.

После установления Советской власти и провозглашения независимости Финляндии в конце 1917 года Репин остался без гражданства. Его поместье в Пенатах и ​​его личное состояние были национализированы, а самые известные его работы остались в Советском Союзе, где их стали использовать в пропагандистских целях, часто интерпретируя как идеальные образцы социалистического реализма.