Церковь николы на посаде: Храм Николы-на-Посаде

Храм Николы на Посаде, Коломна (фото, описание)

Время на прочтение: 4 минут(ы)

На Посадской улице, обозначенный строением за № 18, среди уютных двориков, утопающих в зелени, устроился храм Николы Посадского, иначе называемый Церковь Воскресения Христова, — один из старейших и красивейших храмов города Коломны.

Первое сравнение, которое приходит в голову при его великолепном виде — русская красавица в подвенечном платье. Белоснежная, изящная, белоглавая, с миниатюрной пятиглавой короной из куполов на пышной «причёске» из кокошников, убранная резными кружевами наличников, она поражает своим спокойным величием и красотой.

Необычность и уникальность церкви создаются за счет необычного исполнения кровли – она выполнена из небольших арочек (кокошников), которые возвышаются друг над другом. Такое решение единственное не только во всей Коломне, но и во всей России.

С 1960 года храм Николы на Посаде находится в статусе памятника государственного значения.

Содержание

  • История храма
  • Фотографии
  • Церковь Николы на карте
  • Как добраться
  • Адрес, телефон, часы работы

История храма

Первые упоминания о деревянной церкви на этом месте относятся ко времени Золотой Орды. Писцовые книги рассказывают, что в 1577 — 1578 годах на этом месте, в центре купеческого посада, находился храм, освящённый во имя чудотворного образа «Никола Мокрый» (Николай Чудотворец). За свою жизнь храм не раз достраивался, перестраивался, реставрировался, и первая из перестроек пришлась на 1716—1719 годы. Средствами прихожан на месте деревянной возводится поразительная по роскоши кирпичная церковь.

Особый вклад внесли местные купцы Иван Алексеев и Иван Бичевин. Хлеботорговцы Бичевины ещё до возведения каменной церкви делали большие пожертвования на содержание прихода, в частности, в 1661 году Иван Бичевин пожертвовал храму старинный напрестольный крест, который хранился там до начала XX века.

В 1716 году главный престол церкви получил освящение в честь Воскресения Словущего, примкнувшая к нему с востока трапезная в честь Иоанна Богослова, а придельный храм с северной стороны — в честь Святителя Николая. Несмотря на переосвящение, храм по-прежнему называют храмом Николы на Посаде.

Церковь была построена в модном тогда стиле московского узорочья и представляла собой комплекс из летней церкви с трапезной и зимнего придела. Придел был одноглавый, купол кровли церкви был практически в том виде, в котором можно видеть его сегодня: имел покров из ста пяти кокошников, устроенных в 5 рядов и пучковое пятиглавие со световым центральным барабаном и четырьмя глухими.

Остов церкви представлял собой обширный двусветный четверик на большой хозяйственной подклети. Просторные лестницы, ведущие к западной паперти и порталам, опирались на арки и были украшены нарядными шатрами.

Порталы и окна имели отделку из богатой каменной резьбы, сделанную по индивидуальному заказу, а кокошники и наличники раскрашены в 6 цветов. Центральная главка, покрытая золотом, смотрелась ещё великолепнее от окружения боковых главок в сверкающих поливных изразцах.

Особое внимание приковывали к себе ажурные, увенчанные коронами «процветшие» кресты, с которыми связана интересная народная легенда. Через недолгое время после постройки церкви в ней было венчание. Когда на молодых возложили венцы, вдруг поднялась сильная буря, ветер сорвал с брачующихся короны и водрузил их на церковные кресты. Люди стали искать причину, по которой Господь отказался принять венчание, и оказалось, что юноша и девушка были брат и сестра. Девушку в малолетстве похитили, и, когда дети выросли, они встретились и полюбили друг друга. Но Господь не позволил свершиться беззаконию, и вместо молодых обвенчал кресты.

Также отдельного внимания заслуживает алтарная перегородка, уникальная для XVII века.

Напротив западного входа храма располагалась шатровая колокольня, у которой было собственное имя: «Сорокозвон». Колокольня была украшена затейливой резьбой и вставками из муравлёных изразцов. Четыре ряда слухов – изящных арок, опоясывающих свечу звонницы – придавали ей вид ажурности и невесомости.

Под высоким шатром были резонаторы звона. В 1763 году при колокольне была построена каменная богадельня.

В 1792 году храм пережил пожар, от которого сильно пострадал, и в церкви была проведена реконструкция, изменившая её далеко не в лучшую сторону. Нарядные кокошники кровли накрыл шатёр, упростились фасады и алтари, резные наличники варварски срубили. Были утрачены крыльца западной паперти и колокольни. Ажурные кресты заменились простой формой. Из-за всех потерь внешняя архитектура храма приблизилась к стилю барокко.

В 1794 году Никольский придел был вынужден ненадолго закрыться из-за ветхости.

В 1797 году церковь потеряла один престол. Но в 1802 году алтари в обоих приделах были освящены, и служба возобновилась.

В 1830-х годах при старании церковного старосты С.Д.Шерапова на иконах сделано 20 серебряных риз, в церкви настелен белокаменный пол, построена печь, сама церковь украсилась росписью.

В 1867 году храм возобновлен смотрителем духовного училища С.Г.Скворцовым: Никольский придел соединён с главным алтарём, восстановлен трапезный придел Иоанна Богослова.

После революции храм полностью пришёл в упадок. В 1930 г разрушена колокольня, которую, к сожалению, так и не удалось восстановить, остался только один ярус. Утрачены иконы и настенная роспись, храм переделан под жильё.

Наконец, в 1970 году под руководством В.В.Кавельмахера, начался долгий процесс реставрации, длившийся более 10-ти лет, который, хотя и восстановил прежний облик уникального храма, но всё же не в полной мере. Были восстановлены наличники и кокошники, восстановлены 3 древние апсиды, основания от которых сохранились в подклети. Оригинальный вид памятника запечатлел на своих картинах Народный художник России М.Г.Абакумов.

Храм был отреставрирован за счет государства и, в начале 1990-х годов, решением администрации города отдан Русской старообрядческой православной общине. Храм действующий, в нём проводятся службы, но старообрядцы категорически против посещения храма «посторонними».

Несмотря на все свои утраты, храм Николы Посадского притягивает взор и завораживает своей красотой, оставаясь драгоценной жемчужиной культурно-архитектурного наследия не только Коломны, но и всего Подмосковья.

Фотографии

Церковь Николы на карте

Как добраться

С Казанского вокзала электричками «Москвва-Голутвин», «Москва-Рязань», «Москва-Коломна» до станции «Голутвин», «Коломна», «177-й км» (время в пути – 2-2,5 часа)

Адрес, телефон, часы работы

  • Время работы храма: суббота—воскресенье с 7:00-11:00; 14:00-20:00
  • Адрес храма: Россия, Московская область, Коломенский район, г. Коломна, ул. Посадская, д. 18
  • Телефон: +7 (496) 612-70-39

Церковь Николы на Посаде — описание, фото, на карте

1 фото

Другие места • Памятники архитектуры • Храмы и культовые сооружения • Соборы и церкви

Маршрут

Поделиться

Церковь Николы на Посаде XVIII века – одна из самых старых и красивых в Коломне. Белоснежный храм украшают 105 кокошников, пять небольших куполов и богатая отделка кирпичной резьбой.

Старообрядческая церковь Никола на Посаде появилась в городе в 1577-78 годах и была деревянной. Каменный храм построили в 1719 году. Церковь возвели в честь святого Николы «Мокрого», который часто изображается на иконах с младенцем, спасённым им из реки Днепр. Внутрь нужно зайти для того, чтобы увидеть, как свет проникает внутрь только через один купол, так как остальные четыре – глухие. К сожалению, иконы и роспись на стенах безвозвратно пропали в советское время. В начале 1990-х годов храм был передан Русской православной старообрядческой церкви.

Поделиться

Маршрут

Были в этом месте?
Оцените Церковь Николы на Посаде:

12345

Рядом

Посмотреть все

2. 6 км

Кальянная Hookah STARS

2.6 км

Eshka Kafe

Адрес

ул. Посадская, 18,
140415,

,
Коломна

Координаты GPS для навигатора

55.1050382330129, 38.770580291748

Телефон

+7 496 6127039

Часы работы

Сейчас — закрыто

ПН-ВС

08:00-18:00

Рядом

  • Все рядом
  • Достопримечательности
  • Рестораны
  • Facebook
  • Twitter
  • ВКонтакте
  • Одноклассники
  • Telegram
  • WhatsApp
  • Viber
  • Скопировать ссылку
О компании
  • Новости
  • Вопросы и ответы
  • RestExpert в лицах
  • Наши партнеры
  • Контакты
Ресторатору
  • Добавление ресторана
  • Личный кабинет
  • Наши услуги
Разделы
  • Рестораны России
  • Интересные места России
  • Рестораны Германии
  • Интересные места Германии
  • Блюда и напитки

Потеря, но возможность

Перейти к содержимому

Опубликовано вРедакционные статьи

к
Редакция

Для руководителей Сербской православной церкви Св. Николы в Брукфилде оказалось, что холодное отношение архиепископии к покупке кампуса церкви Св. Варвары было скрытым благословением.

Несмотря на то, что это сослужило бы хорошую службу растущей сербской общине с точки зрения удобств, похоже, что они приобрели более подходящий, полностью изолированный участок земли на 43-й улице и авеню Джолиет в Лионе — недавно выведенный из эксплуатации особняк прихода Св. Хью. – для их будущего роста.

Должностные лица Сент-Николы еще год назад, казалось, были готовы вступить в Брукфилд на длительный срок. Они представили и получили одобрение деревни на план строительства новой церкви на их территории в южном Брукфилде, которая за последнее десятилетие разрослась до четырех соседних домов на одну семью. Вся земля была свободной и чистой.

Но окупаемость затрат на строительство такого здания — без каких-либо гарантий со стороны деревни относительно того, что они смогут сделать для преобразования существующих зданий для других целей, таких как школа — очевидно, заставила их переключиться.

Они думали, что нашли «будущее», как назвал его президент церковного совета в августе прошлого года, в виде прихода Святой Варвары, в котором были церковь, здание школы, зал для собраний, дом приходского священника и монастырь, который мог использоваться для размещения тех, кто ищет временное жилье, поскольку они иммигрировали сюда из Сербии.

Однако архиепископия не была готова продавать замок, ложу и ствол Святого Барба. Но так уж случилось, что поблизости у архиепископии было около 2,5 акров приходской недвижимости. После отказа от Сент-Никола в Брукфилде в ноябре прошлого года потребовалось всего четыре месяца, чтобы закрыть сделку по Сент-Хью.

Ближе к дому продажа Сент-Хью имеет несколько потенциальных местных преимуществ. Во-первых, значительная часть выручки от продажи пойдет приходу Св. Павла VI, организации, созданной в прошлом году в результате слияния Св. Хью с Св. Марией в Риверсайде и Матер Кристи в Норт-Риверсайде. Это настоящая удача для католического прихода из пригорода, и они будут счастливы включить его в свои различные служения.

Ремонт зданий в Св. Хью будет непростой задачей для чиновников Св. Николы, которые, очевидно, хотели бы открыть школу и осуществлять другие программы в приходских зданиях, включая спортзал и общественный зал. Старый дом священника также будет постоянно ремонтироваться.

Мы предполагаем (как сказал нам прошлым летом президент церковного совета), что покупка новой земли будет означать продажу собственности Брукфилда. Это дает Брукфилду реальную возможность вернуть эти участки земли в налоговые ведомости.

Это угловой участок в отличном месте в полностью жилом районе рядом с парком и школой. Застройщики жилой недвижимости будут пускать слюни на перспективу.

В застроенном пригороде Чикаго не так много таких шансов.

Обработка…

Успех! Вы в списке.

Упс! Произошла ошибка, и мы не смогли обработать вашу подписку. Пожалуйста, обновите страницу и попробуйте еще раз.

  • Печатная версия: 19 апреля 2023 г.
  • Sports Roundup: Чемберс забивает локаут с двумя ударами, когда Лайонс проигрывает DGN
  • Phillips добавляет третью эстафету, так как трасса LTHS для девочек ждет впереди
  • Зоммерфельд из LTHS включен в общегосударственную академическую группу IHSA
  • На грани победы волейбол RBHS уступает DGN

история и интересные факты.

Метрика церкви Николая на Трех Горах в Новом Ваганькове

Построена в 1762-85 гг. в урочище «Три Горы», за Трехгорной Заставой, в Новой Ваганьковской слободе на месте деревянной одноименная церковь (1695 г.). Сюда в 1678 г. были переселены царские псари и скоморохи, первоначально находившиеся в слободе Старое Ваганьково (близ Кремля). Существует несколько версий происхождения слова «ваганьково»: от «ваганить» — веселить, шутить; «Ваганец» — место сбора денежного налога; от «ваган» («важан») — жители Виажского района, переселившиеся в Москву. В 1860 году были построены новая трапезная и колокольня. Около 1892 приделы Николая Чудотворца и Дмитрия Ростовского вынесены из трапезной вперед по линии главного алтаря. В 1900-1902 гг. на средства Г.Ф. и Н.Ф. Серебрякова к старой церкви пристроена новая с главным престолом в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» (архитектор Г.А.Кайзер). Внутри расписана в 1908 году.

В 1922 году власти изъяли св. 12 пудов золотых и серебряных украшений и церковной утвари. Закрыт в 1929 году. Сильно перестроен. Купола храма и колокольня были разрушены до первого яруса, в трапезной выбит второй ряд окон.

До 1990 года в здании располагался Дом культуры, затем оно находилось в аварийном состоянии. В 1992 году вернулся в Русскую Православную Церковь. Начаты восстановительные работы. Службы возобновились в декабре 2000 г.

Впервые эта церковь упоминается в 1683 г. в Новой Ваганьковской слободе на Трех Горах, где, по московскому преданию, жили скоморохи, первоначально жившие в Старой Ваганьковской слободе, напротив Кремль за Неглинной, были расселены. В 1695 году восточнее, ближе к Москве-реке, была построена новая деревянная церковь. После возведения Камер-Коллежского вала храм оказался в черте Москвы, на Трехгорной заставе. Каменный трехпрестольный храм с трапезной и колокольней был возведен в 1762-1785 гг. Главный престол — икона Божией Матери «Живоносный источник», приделы в трапезной — святителям Николаю и Димитрию Ростовским. По старой московской традиции храм продолжал называться Никольским даже в официальных документах. Построен в стиле классицизма, завершался куполом-ротондой, боковые фасады имели классические портики.

В 1860 году были построены новая трапезная и колокольня. Около 1892 г. приделы трапезной были вынесены на восток, по линии алтаря главного храма. В 1900-1902 гг. был построен новый главный храм, средства на строительство которого пожертвовал Г.Ф. и Н.Ф. Серебряковы. Проект здания и его внутренняя отделка были созданы архитектором Г.А. Кайзер. Освящение главного престола в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» состоялось 1 декабря 19 года.02. Был устроен пышный пятиярусный иконостас, написаны иконы на золотом поле, на иконах изготовлена ​​новая утварь и новые облачения. В 1908 году храм был расписан изнутри.

Храм был закрыт в январе 1930 года. Долгое время в здании находился детский клуб имени Павлика Морозова. Купола храма и колокольня были разбиты до первого яруса. В трапезной сделали второй этаж и прокололи второй ряд окон. В 1990, детский клуб им. Павлика Морозова выехал из здания, оставив внутри разбитую статую пионера; крыша частично обрушилась. В середине 1991 года Никольский храм был возвращен общине верующих. Капитальная реконструкция длилась почти десять лет. В результате храму был возвращен тот вид, который он имел после последней дореволюционной реконструкции в начале 1900-х годов. Богослужения возобновились в 2001 году. Святыни храма: частица мощей святителя Николая Чудотворца, чтимая икона Спаса Нерукотворного XVI века, привезенная из храма апостола Андрея Первозванного, где Мария Миронова передала его после смерти сына, художника Андрея Миронова.

Михаил Вострышев. Московский православный. Все церкви и часовни

Эта многострадальная церковь как-то удивительно расположена между тремя переулками: Нововоганковским и двумя Трехгорными. Церковь Николая Чудотворца на Трех Горах за свою многовековую историю не раз меняла название и несколько раз перестраивалась. В летописи 1628 г. упоминается ее прародительница — Никольская церковь в Псарях. Такое название он получил из-за переноса сюда Королевского питомника в середине 17 века. Эта приходская церковная община не раз переезжала по городу, и, что удивительно, всегда возила с собой церковь, наверное, поэтому некоторое время ее называли «церковью Николая Чудотворца на курьей ножке».

Церковь Николая Чудотворца на Трех Горах

В 1695 году конюшня располагалась в урочище Три Горы, за заставой Трехгорной. Первоначально это был деревянный храм, затем в 1762-1775 годах он был перестроен в камне в селе Новое Ваганьково с тремя престолами. Главный — в честь иконы Богородицы «Живоносный источник», два предельных — в честь святой. Со временем его пределы постепенно расширялись, а в 1860 году были перестроены высокая колокольня и трапезная, площадь владений увеличилась более чем вдвое.

Церковь Николая Чудотворца на Трех Горах – памятник архитектуры XIX века, объект культурного наследия. С этим сооружением связан очень любопытный факт. Оказывается, в 20-е годы ХХ века А.В. служил здесь регентом. Александров, ставший автором гимна Советского Союза.

Прихожанами церкви были простые люди, крестьяне и рабочие, но были и достаточно состоятельные люди, в том числе Прохоровые, фабриканты, владевшие Трехгорной мануфактурой.

Все пристройки не создавали стройного архитектурного ансамбля, поэтому было принято решение полностью перестроить сам храм по проекту известного русского архитектора Г.А. Кайзера на деньги богатых купцов Копейкиных-Серебряковых, живших в приходе церкви. 1 декабря 1902 года обновленный храм был освящен. Однако все строительные и отделочные работы были окончательно завершены только к 1908 году.

Никольская церковь

Те же рабочие Трехгорной мануфактуры спасли церковь от губительного разрушения. В самые бурные и опасные 1905 и 1917 годы они организовали охрану собора, находившегося в самом эпицентре всех революционных событий, происходивших на Пресне. Благодаря этому храм не был разграблен и разрушен.

Однако в начале 1920-х храм спасти не удалось; сначала его разорили, а потом и вовсе закрыли. В 1929 году его перестроили, купол и колокольню разрушили. Новая власть разместила здесь клуб, а чуть позже дом пионеров. Переулок, имевший название Никольского, также стал носить имя героя-пионера.

Долгожданная оттепель

И вот, в наше время, после распада СССР, Правительство Москвы подписало распоряжение о возврате здания с прилегающей к нему территорией во владение Русской Православной Церкви.

Церковь Николая Чудотворца на Трех Горах была немедленно подвергнута капитальной реставрации и восстановлена ​​в первозданном виде. Сегодня он работает, даже открыт библейский колледж, воскресная школа, клуб реконструкции средневековых народных культур.

Посетить этот храм можно по адресу: г. Москва, Нововаганьковский переулок, дом 9, корп. 1. Нынешний настоятель – протоиерей Дмитрий Рощин, назначенный 11 февраля 2016 года.

Расписание богослужений

Утреня Литургия – начало в 8.00 (по средам, пятницам и субботам). В большие праздники и по воскресеньям — начало в 9.00. Накануне в 17.00 — Всенощная. В 18:00 по средам акафист святителю Николаю Чудотворцу. В 8.00 по воскресеньям — молебен и освящение воды.

Память святителя Николая совершается по настоящее время: 11 сентября — Рождество святителя, 22 мая — день перенесения его честных мощей, 19 декабря — праздник чествования святителя Николая.

В храме также есть свои святыни. с мощами святителя Николая (для богослужения его выносят из алтаря только на воскресных литургиях), а также святителя Николая с мощами и ковчега с мощами святителя Димитрия Ростовского.

История церкви Святителя Николая на Трех Горах начинается с деревянной церкви Святителя Николая в Псарях, упоминаемой в летописях с 1628 года. Название ее связано с Государевым Псарнем, в ведении которого находились охотничьи и царские зверинца, который в 1637 г. был перенесен с западной стены Кремля на Трехгорье.

Метрика храма Святителя Николая на Трех Горах в Новом Ваганьково

О происхождении названия «Ваганьково» мнения расходятся. По преданию, царские псари-малороссы использовали для приготовления пищи ваганы — большие корыта, выдолбленные в дереве, за что сами прозвали кибитками , а место их жительства — Ваганьково. Поселок на Пресне в XVII веке назывался Новым Ваганьковым, а слобода за Кутафьей башней так и осталась Старым Ваганьковым.

Правда, есть и другая версия происхождения топонима. Эта часть Москвы находилась на пересечении двух больших дорог — Знаменки, ведущей в Новгород, и Арбата, уходящей в западные земли. В XV в. здесь возникла деревня, в которой был устроен государев потешный двор. К нему стекались бродячие художники и музыканты, которых тогда называли вагантами, а также бродячие поэты-барды средневековой Европы.

Имеются сведения, что в 1695 году церковь начала перестраиваться живущим рядом думным дьяком Гавриилом Феодоровичем Деревниным, который и построил знаменитую каменную церковь Ильи Обыкновенного на Остоженке.

В первой половине XVIII в. Три горы становятся дачей состоятельных москвичей. Со временем богатые «дачники» превращаются в постоянных жителей Нового Ваганьково и приписываются к Свято-Николаевскому приходу.

Именно в это время было получено разрешение на строительство каменного храма на месте деревянного: по одним источникам оно датируется маем 1763 г., по другим — 1762 г. Во всяком случае, новый церковь была маленькая. Но в последующие годы его неоднократно расширяли, добавляя приделы — сначала Дмитриевского, митрополита Ростовского, а затем, в 1785 году, во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник».

В 1799 году возле Никольской церкви на берегу Москвы-реки купец Василий Прохоров и красильщик Федор Резанов основали ситценабивную фабрику, ставшую впоследствии знаменитой Трехгорной мануфактурой.
Василий Иванович Прохоров (1755-1815), купец 3-й гильдии, основатель династии московских промышленников, родился в семье крестьянина, приписанного к Троице-Сергиевой Лавре. До 1771 года работал конторщиком пивоваренного завода. Однако он оставил это занятие, «несовместимое с христианским благочестием», и занялся хлопковым делом. Со временем В.И. Прохоров стал единственным владельцем мануфактуры, выкупив долю Федора Резанова.

Почти сто лет, до 1896 года, Прохоровы были покровителями и попечителями Никольского храма. Их деятельность оставила заметный след в церковной жизни Москвы. Промышленники также занимались благотворительностью, создавали больницы и приюты для сирот и бездомных.

Проект реконструкции храма, архитектор Г.А. Кайзер, 1900

После эпидемии холеры 1848 года в благодарность за избавление от нее было принято решение о восстановлении Никольского храма. К концу 1860 года возле храма появились большая трапезная и высокая колокольня, площадь ее увеличилась в два с половиной раза. Строительство велось на деньги прихожан.

Во второй половине XIX в. Неустанным пастырским трудом настоятелей протоиерея Руфа Ржаницына и сменившего его иерея Евгения Успенского Никольский приход стал самым многочисленным в Москве. Ежедневно в храме совершались вечерние и утренние службы, а по воскресеньям и праздникам служились три литургии. Приход вел активную шефскую и общественную деятельность. В 1861 году при храме был создан Попечительский совет, который собирал сведения о бедных прихожанах и оказывал им помощь. Отец Руф также основал первую женскую двухлетнюю церковно-приходскую школу в Москве к началу ХХ века. почти 90 учеников занимались им.

Проект северного фасада, архитектор Г. А. Кайзер, 1900 г.

Постоянный рост числа прихожан потребовал очередной капитальной перестройки храма. Она началась в 1900 году по проекту известного архитектора Георгия Александровича Кайзера (1860-1931), лично утвержденному императором Николаем II.

Средства на работы выделила семья Копейкиных-Серебряковых, владельцев крупной розничной фирмы. Восстановленный храм был повторно освящен 1 декабря 19 г.02, но реконструкция была полностью завершена только в 1908 г. Проект храма Г.А.Кайзера также лег в основу реставрационных работ в 1991-2000 гг.

События 1905 года, центром которых была Пресня, а также Октябрьская революция 1917 года чудесным образом не отразились на жизни Никольского прихода. Численность его оставалась стабильной, а порядок вокруг храма поддерживали сами работники Трехгорки — прихожане храма.

История прихода храма Святителя Николая на Трех Горах началась в первые годы XVII века. У западной стены Кремля, на правом берегу реки Неглинки, тогда располагалась слобода служащих царского кинологического приказа — учреждения, отвечавшего за охоту при дворе и за содержание царских зверинцев. Еще в XVI веке псари, выходцы из Малороссии, ввели в практику приготовления пищи специальные приспособления — ваганы, представлявшие собой большие корыта, выдолбленные из дерева. Со временем самих «псаревиков» стали называть «ваганами», а их поселение — Ваганьково. А в наше время небольшой район Москвы за комплексом зданий Российской государственной библиотеки носит название Старое Ваганьково.

У псарей был свой храм, посвященный святому Николаю Мирликийскому. Бурные события первой половины XVII века отразились не только на политике и экономике Московского царства, но и на вкусах и пристрастиях двора. Ослабление интереса высших чинов государства к охоте и зверинцам сильно пошатнуло положение псарного приказа, и около 1637 г. было решено переселить Ваганов подальше от Кремля, в урочище Три Горы за Пресней. Туда же переехал и церковный приход. Образовавшееся поселение получило название Новое Ваганьково, а в нем была построена деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. В 1695, это здание было полностью перестроено думным дьяком Гавриилом Деревниным, жившим по соседству.

В конце 17 века Три Горы были малонаселенным местом с очень бедным населением, но в первой половине 18 века ситуация резко изменилась, так как урочище превратилось в дачный поселок зажиточных москвичей. Некоторые дворяне впоследствии стали постоянными жителями района и были приписаны к Свято-Николаевскому приходу.

Разрешение на постройку первого каменного храма на месте деревянного было получено в мае 1763 года. Он был небольшим, и в последующие годы его расширили за счет приделов — сначала придела святителя Димитрия, митрополита Ростовского, и затем, в 1785 г., придел во имя иконы Божией Матери Живоносный Источник.

«Золотой век» Свято-Николаевского прихода в Новом Ваганькове начался в первые годы XIX века. Затем рядом с храмом на берегу Москвы-реки купцы Прохоров и Резанов основали ситценабивную фабрику, которая впоследствии стала знаменитой Трехгорной мануфактурой Прохорова. Появление в округе усадьбы фабричных рабочих коренным образом изменило состав ее обитателей. Почти сто лет, до 1896 года, Прохоровы были церковными старостами. Их деятельность оставила заметный след не только в экономической, но и в церковной жизни Москвы.

Во время Отечественной войны 1812 года Три Горы меньше пострадали от пожаров и грабежей, чем другие районы города, так как французские войска заняли его несколько раньше. Дипломатические способности основателя династии В.И. Прохоров и его старший сын, которые не покидали город.

После эпидемии холеры, прокатившейся по Москве в 1848 году, «в благодарность Господу Богу за избавление» от нее Никольский храм был полностью перестроен, увеличив свою площадь в два с половиной раза. Строительство велось исключительно на деньги, собранные прихожанами.

Особо стоит упомянуть настоятелей храма, служивших в нем на протяжении всей второй половины 19 века. Хотя протоиерей Руф Ржаницын и его преемник священник Евгений Успенский не оставили после себя богословских трудов и их имена не отражены в энциклопедиях и справочниках, они были выдающимися деятелями в области духовного окормления народа. Чтобы оценить их работу, достаточно отметить, что в период их настоятельства Никольский приход был самым большим в Москве. Ежедневно совершались вечерние и утренние службы, а по воскресеньям и праздникам в храме часто служили три литургии.

Приход вел активную меценатскую и общественную деятельность. Так, в 1861 году при храме был учреждён Попечительский совет о приходской бедноте, который собирал сведения о бедных прихожанах и оказывал им «адресную помощь», которая в противном случае попала бы в руки могущественной корпорации профессиональных нищих. Кроме того, отец Руф основал первую в Москве женскую двухгодичную церковно-приходскую школу, призванную дать девочкам новые знания и навыки в условиях стремительно усложняющейся жизни большого города. В начале 1900-х годов в этой школе обучалось почти 90 учеников.

Постоянный рост числа прихожан потребовал очередной капитальной перестройки храма. Она началась в 1900 году на основе проекта, подготовленного известным архитектором Г. Кайзером и утвержденного самим императором Николаем II. Средства на работу выделила семья Копейкиных-Серебряковых, владельцев крупной розничной фирмы. Генеральная реконструкция была полностью завершена в 1908 году (отметим, что проект кайзера был воспроизведен при реставрации храма в 1991-2000).

События 1905 года, эпицентром которых стал Пресненский край, не оказали серьезного влияния на жизнь и деятельность Свято-Николаевского прихода. Численность ее прихожан оставалась стабильной, а рабочие Трехгорной мануфактуры сами поддерживали порядок на территории храма. Эта ситуация повторилась и в мятежном 1917 году. В Трехгорье было относительно спокойно даже во время уличных боев в городе. Вероятно, тот факт, что приход на 90 % состоял из рабочих крупного предприятия, также объясняет относительную благополучие церковного духовенства во время репрессий 1918, унесшая жизни более 3000 священнослужителей только в Центральной России.

Несмотря на мощное развитие государственного атеизма, вопрос о закрытии храма не возникал до второй половины 1920-х годов. Как и все московские храмы и монастыри, весной 1922 года он пережил кампанию изъятия церковных ценностей, потеряв более 12 пудов золотых и серебряных вещей. Но духовная жизнь не остановилась. Стоит отметить, что в 1920-е годы одним из регентов храма был Александр Васильевич Александров, впоследствии автор гимна СССР и основатель Ансамбля песни и пляски Советской Армии. Именно в русской духовной музыке находятся истоки мощного, впечатляющего звучания произведений этого выдающегося музыканта.

Храм Святителя Николая на Трех Горах был закрыт в 1930 году, несмотря на многочисленные просьбы верующих. Судьба ее священнослужителей точно не установлена, но не исключено, что большинство из них погибли в годы различных репрессий. Здание было перестроено и использовалось как дом культуры имени Павлика Морозова.

Решение о возврате здания храма принято Моссоветом в 1990 году.