Церковь ивана великого: история и интересные факты, краткое описание и 15 фото

Церковь Иоанна Лествичника с колокольней Ивана Великого — Москва, Россия

Фото с photo-bazar.ru

Колокольня Ивана Великого входит в архитектурный ансамбль Московского Кремля вместе с церковью Святого Иоанна Лествичника, расположенной в основании, образуя собой единую церковь-колокольню. Храм относится к знаменитым памятникам древнерусского зодчества, наряду с Успенским собором. После надстройки в 1600 г., колокольня являлась самым высоким зданием России вплоть до начала XVIII века. Высота колокольни 81 м.

В 1329г. Иван Калита заложил здесь церковь Иоанна Лествичника «под колоколы» в честь рождения у него сына, Иоанна.

Иоанн Лествичник — религиозный византийский писатель VII в. Главным делом его жизни стал знаменитый труд «Лествица райская, Скрижали духовные» (оригинальное название др.греч. «Κλῖμαξ».), где был образно представлен путь человека к Богу,

по ступеням той духовной Лествицы, по которой человек шаг за шагом, подвигами и усердием, совершает свое трудное и долгое восхождение к небесам.

Сочинение Иоанна Лествичника состоит из 30 глав, представляющих собой «ступени» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству:

  • Ступени 1-4. Борьба с мирской суетой: беспристрастность, странничество
  • Ступени 5-7. Скорби на пути к истинному блаженству: покаяние, память о смерти
  • Ступени 8-17. Борьба с пороками: молчание, правдивость, отсутствие уныния и лености, борьба с чревоугодием, целомудрие
  • Ступени 18-26. Преодоление преград в аскетической жизни: отсутствие гордыни, кротость, простота и незлобие, смиренномудрие
  • Ступени 27-29. Душевный мир: молитва, бесстрастие
  • Ступень 30. Вершина пути — союз трёх главных добродетелей: вера, надежда и любовь.

Кремлевская колокольня, устроенная в самом сердце Москвы, стала архитектурно-символическим образом Лествицы, символизируя восхождение к небесам.

Здание было восьмигранным снаружи и крестообразным внутри, во втором ярусе были прорезаны арки для колоколов — как в сохранившихся церквах «под колоколы» Спас-Каменского и Болдина Дорогобужского монастырей. Церковь задумывалась как одна общая звонница для кремлевских соборов.

В 1505 году во время общей перестройки Кремля приглашенными итальянскими мастерами колокольня с церковью были разобраны, на этом месте итальянский архитектор по прозвищу Бон Фрязин, выстроил новую колокольню высотой в два яруса, также с церковью в основании столпа. Строительство было приурочено памяти об умершем в тот год Иване III и закончено в 1508 году.

Крылатая фраза «во всю Ивановскую» появилась именно благодаря колокольне Ивана Великого. В старину рядом с ним находилась Ивановская площадь, на которой озвучивались царские указы и приводились в исполнение приговоры. Высокая каменная колокольня казалась чудом, ничего подобного на Руси не было.

В 1532 году другой итальянский архитектор Петрок Малый, ученик и подмастерье знаменитого Аристотеля Фиораванти, пристроил к этой колокольне Успенскую звонницу с колоколами — среднюю часть современного ансамбля Ивана Великого. В Успенской звоннице тоже была устроена церковь.

В 1600 году Борис Годунов приказал надстроить на колокольне еще один ярус, и ее высота достигла 81 метра.

В 1620-х годах по инициативе патриарха Филарета была построена третья, крайняя часть кремлевской звонницы — так называемая Филаретова звонница, с зеленым черепичным шатром. Есть историческое предположение, что она была сооружена просто как красивая лестница для подъема на Успенскую звонницу, взамен прежней, стоявшей отдельно. В ее возведении участвовал знаменитый русский зодчий Бажен Огурцов — автор зеленых черепичных шатров над кремлевскими башнями и установления кремлевских курантов.

Главная кремлевская колокольня была самым высоким сооружением Москвы до возведения храма Христа Спасителя, в городе запрещалось строить здания выше Ивана Великого.

В праздники по удару колокола Ивана Великого начинали звон колокола во всех московских церквях. Колокольный звон на Руси сопровождал все великие торжества, знаменовал печальные и радостные события, созывал православный народ на церковную службу, а тех, кто не мог придти в храм — побуждал к внутренней молитве. В середине XIX века мастер А.Завьялов отлил Большой Успенский колокол — самый большой из всех кремлевских колоколов, и ныне находящийся на звоннице.

В 1734-35 гг. московскими литейщиками Иваном и Михаилом Моториными для Успенской звонницы был отлит Царь-колокол, но так и не был установлен, т.к. треснул во время пожара.

В 1812 г. отступавшие из Москвы наполеоновские войска пытались взорвать колокольню. Она уцелела, но звонница и Филаретовская пристройка разрушились. В 1819 г. их восстановил архитектор Д. Жилярди по типу старых, но с некоторыми элементами архитектуры XIX в.

После революции церковь св. Иоанна Лествичника в кремлевской колокольне была закрыта, и ее помещение использовалось под различные хозяйственные и административные нужды. После смерти Сталина Кремль открыли для посещения, а в первом этаже звонницы стали проводить выставки. В настоящее время на первом этаже Успенской звонницы так же действует выставочный зал, на остальных ярусах располагаются научные отделы музея. Во время проведения церковных служб в соборах Кремля звонница используется по прямому назначению.

На колокольне Ивана Великого и звоннице установлен 21 колокол.

О происхождении архитектурной композиции столпа Ивана Великого


0

Архитектурная композиция столпа Ивана Великого, построенного в 1505 — 1508 гг. фрязином Боном,  многие столетия вызывает  удивление и восхищение. Вот уже сто шестьдесят лет прошло с начала изучения памятника, он неоднократно подвергался ремонтам и реставрациям, в ходе которых  о нем было получено  значительное количество информации,  существует большая литература о  постройке,  но один из главных вопросов – о происхождении архитектурной композиции памятника — ответа так и не получил.

Существенный вклад в разработку этой проблемы внесли С. С. Подъяпольский и
А.Л. Баталов, опубликовавшие работы,  в которых, с одной стороны, был намечен определенный и, на наш взгляд, до некоторой степени верный историко – географический  ареал поисков аналогий, а с другой – описан принцип механизма художественного («креативного»)  мышления итальянских зодчих, оказавшихся в России в конце ХV – начале ХVI  в.  и работавших по заказам великого князя и его придворных.

C.C. Подъяпольский предположил, что столп Ивана Великого имеет типологическую связь с генерацией венецианских колоколен ХII – ХV вв. (ступенчатый стилобат, двухъярусное членение основного объема, сходный по пропорциям верхний восьмерик с куполом), но есть и существенные отличия:  восьмигранная форма в плане, большая ширина его нижнего яруса, наличие не одного, а трех ярусов открытых арок, из которых один занял место традиционного глухого фонаря. Рассматривая внешний архитектурный образ Ивана Великого, нетрудно заметить, что его можно описать в нескольких категориях. Во-первых, это – высотность. Во-вторых, восьмиугольная форма плана, совершенно не характерная для древнерусских построек. (Сооружение, открытое в 1913 г. на Соборной площади, кроме своей геометрической формы и литургической функции, мало похоже на построенный Боном памятник, их масштабы и архитектура не сравнимы.) В-третьих, столп Ивана Великого имеет сильное, композиционно и функционально оправданное, сокращение диаметра ярусов: в первом находится церковь и ярус звона, второй имеет откровенно высотное предназначение (ярус звона находится наверху), третий, очевидно, служит переходом к  завершению здания и содержит ярус  звона мелких колоколов. В-четвертых,  памятник имеет определенный набор архитектурных элементов (цоколь, лопатки, окна, аркатурные пояса и карнизы) и завершение, первоначальная форма которого – купол или  шатер – до сих пор остается неизвестной.

Внутреннее пространство здания совершенно не связано с наружным обликом и также обладает определенным набором архитектурных и декоративных элементов (карнизы, тяги, розетки). Полагаем, что мы можем рассматривать интересующие нас итальянские аналогии в соответствии с изложенной выше рубрикацией.

Стремление к возведению высотных доминант в виде отдельно стоящих, то есть не включенных в архитектурную композицию церкви колоколен, прослеживается в итальянской архитектуре с Х в.  Помимо колоколен,  в XIV в., итальянских городах строятся   коммунальные башни, большая высота которых идеологически обусловлена – она должна быть выше башен семейств нобилей. Высота сооружения напрямую связывалась с амбициями и престижем ктиторов, независимо от того, были ли это частные лица или город. Такие башни достигают огромной высоты, самая высокая из них,  Torrazzo в  Кремоне, была сооружена еще в начале ХIV в. как колокольня собора. Важно отметить, что все  башни  объединяет одна особенность – ярусы звона на колокольнях и смотровые площадки находятся в верхней части. Восьмигранная форма плана  Ивана Великого совсем не является уникальной для средневековой итальянской архитектуры, как думали С. С. Подъяпольский и В. В. Кавельмахер. Традиция строительства высоких  восьмигранных отдельно стоящих или являющихся частью какого — либо церковного или коммунального здания колоколен не прерывалась в средневековой Италии с романского времени. Наиболее характерна эта архитектурная форма для Ломбардии и Пьемонта.

Отдельно стоящие многоярусные восьмигранные  колокольни, построенные до 1500 г., с переменной шириной ярусов, нам не известны. Однако, в Северной Италии мы легко можем найти эту форму в башнях над сердокрестием церквей, построенных в
ХII-ХVI вв. Наибольшее распространение ярусные башни получили в соборах цистерцианских аббатств, строившихся в ХIII – ХIV вв. и ставших главным источником распространения  готики в Италии. Для нашего исследования наибольший интерес представляют ломбардские постойки – соборы монастырей Кьяровалле  и павийская Чертоза. Аналогичные постройки часто изображаются североитальянскими художниками во второй половине ХV в.  Сооружения, подобные колокольне Ивана Великого, мы находим и в архитектурных трактатах второй половины  ХV – начала  XVI в.

Очевидно, что в архитектуре и живописи Северной Италии конца  ХV в. мы можем найти архитектурные формы и композиционные приемы, использованные и примененные в церкви Ивана Лествичника.  Проблема заключается в том, что мы не знаем архитектурного памятника, где бы эти приемы были соединены в одной постройке.

Тем не менее,  памятник, в котором описаны многие из  указанных   выше элементов, соединенных в одном сооружении, давно известен.  Это сочинение Антонио Аверлино (Филарете)  «Трактат об архитектуре». В шестой книги этого трактата говорится о сооружении, стоящем посреди замка. Это башня, внизу которой находятся службы, выше – капелла, « где, по крайней мере, по субботам, должна быть служба», еще выше, «между колоннами.. .. большой колокол». Наверху описан «заостренный» купол, на котором установлен шар. Описание формы здания достаточно неопределенно и запутано, но совершенно ясно, что это уступчатая башня, как минимум, с тремя уступами. Конфигурация планов ярусов  не совсем понятна, текст Филарете неясен, но, судя по рисункам в рукописи (хотя они не тождественны тексту и представляют собой параллельный информативный ряд), башня имела круглый и восьмиугольный ярус.

Очевидна близость описанного сооружения конструкциям и архитектурной композиции колокольни Ивана Великого. Исследователи уже предполагали возможность существования списка с рукописи Филарете в Москве в конце ХV в.,  возможно, привезенного другом Филарете, Аристотелем Фиораванти. Можно осторожно предположить, что оставшийся после смерти Фиораванти трактат мог послужить одним из источников создания  оригинальной композиционной  идеи кремлевской колокольни.

Одной из особенностей объемно – пространственной композиции церкви Иоанна Лествичника  является устройство внутренного пространства,  когда внутри нижнего, наиболее широкого, объема  устроена церковь, высота которой меньше высоты объема,   следующий (точнее, третий по порядку) внутренний объем своей нижней частью принадлежит нижнему наружному объему, а в  верхней части  — верхнему наружному объему.

Здания такой конструкции в ренессансной Италии нам не известны. Однако существует  сооружение, имеющее именно такую структуру, а также ряд необычных деталей, не распространенных в реальной архитектуре. Это – изображение башенной постройки в книге рисунков, Le rovine di Roma (1508 – 1513), принадлежавшей ломбардскому архитектору и художнику  Бартоломео Суардо по прозвищу Брамантино (около 1465 г.  – около 1530 г.), а также планы ряда построек из той же книги (очень характерны толстые стены октагонов с размещенными в них лестницами разной формы). В совокупности, во всех этих рисунках мы видим конструкции и элементы, присутствующие и в Иване Великом. Думаем, что есть достаточно оснований предполагать, что при разработке проекта колокольни использовались материалы, аналогичные архитектурным рисункам Брамантино. Ясно, что и сама московская постройка в структурно – композиционном плане представляет собой отражение архитектурных идей, бродивших в головах архитекторов и строителей Ломбардии в последнем десятилетии ХV в. 

Необходимо отметить, что рисунки центрических зданий  в трактате Брамантино существенно отличались от известных рисунков Франческо ди Джорджо из Туринского кодекса,  созданных в 1475 – 1476 гг. В качестве некоторой параллели  планам Брамантино можно указать на рисунки – перспективы Николлетто да Модена (работал между 1485 и 1503 гг.) и  молодого Бальтазаре Перуцци (1481 – 1537). Многие частные архитектурно – конструктивные решения, использованные в этих рисунках и в Иван Великом, находят аналогии и в реальных  североитальянских постройках 1480 — 1520- х гг.

Серьезное отличие кремлевской постройки от ее итальянских аналогов состоит в    массивности и мощи конструкций нижнего восьмерика здания. Они представляются неоправданными и излишними Мы знаем только один тип построек, обладающий столь же массивными конструкциями,  разной шириной ярусов и многочисленными внутристенными лестницами разной формы. Это – большие башни Московского Кремля, возведенные в 1485 – 1490-х  гг.  Можно осторожно предположить, что, приступая к возведению Ивана Великого, мастер Бон воспользовался практическим  опытом  и конструктивной идеей строителей кремлевских башен. Указав на архитектурные аналоги, мы, тем не менее, не можем объяснить причину строительства столь мощного сооружения, особенно учитывая огромный опыт итальянских архитекторов в строительстве высотных сооружений в сейсмической зоне со значительно более легкими конструкциями. Возможно, великий князь захотел получить помимо колокольни еще и своеобразный «несгораемый шкаф», в котором он мог бы хранить свою казну (по образцу новгородских церквей с подклетами), не боясь разрушительных московских пожаров. В этом случае становится понятным и устройство в колокольне дополнительных помещений.

Рассматривая наружный декор колокольни Ивана Великого, следует заметить, что С.С. Подъяпольский высказал, на наш взгляд, совершенно правильную идею о прямой связи архитектурного декора московской звонницы и некоторых памятников Виченцы и Монтаньяны конца ХV в., построенных или приписываемых Лоренцо ди Болонья.

Архитектурные и конструктивные решения, использованные в колокольне Ивана  Великого, находят множество аналогий в средневековой и раннеренессансной архитектуре Северной Италии. Однако  все они известны «по  отдельности», московский же памятник, не имеющий там  прямых аналогий, прежде всего, отличается особым, «синтетическим» характером композиции, свойственной, скорее, не каноническому образу мышления  архитекторов Возрождения , но творческим поискам североитальянских, и прежде всего ломбардских, мастеров второй половины ХV в. , в работах которых ранний ренессанс переплетается с готикой.



Колокольня Ивана Великого, Москва, Россия

Замок Локет ( Hrad Loket , Burg Elbogen ) — замок в готическом стиле XII века на массивной скале в городе Локет. Когда-то известный как «Неприступный замок Богемии» из-за его толстых стен, он является одним из старейших и наиболее ценных исторических каменных замков в Чехии. Он находится в ведении Фонда замка Локет с 1993 года и сегодня сохранен как музей и национальный памятник.

, как говорят, был основан в 870 году маркграфами Воэнбурга, которым до 12 века принадлежали все районы Эльбогена. Первое письменное упоминание о Локете как о городе датируется 1234 годом. Согласно археологическим исследованиям, основание каменного замка относится к третьей четверти 12 века. Старый романский замок состоял из двух башен, церкви и здания, стоящего на месте нынешнего дома маркграфа. Прежде всего, замок служил защитой торговому пути, ведущему из Праги через Хеб в Плауэн и Эрфурт. , но после повторного присоединения к Чешскому государству он стал функционировать как пограничная крепость. К этому времени он стал новым административным центром области.

На рубеже 13-го века вокруг стен замка было построено поселение, которое позже превратилось в королевский город. С 1250-х годов замок постепенно расширялся, и бывшее романское здание превратилось в готическую крепость, которую часто посещали члены королевской семьи.

При правлении Пршемысла Отакара II была построена новая крепостная стена с полуцилиндрическими башнями. Гуситские войны не обошли стороной и Локет, когда он оказался в руках сторонника католической церкви бургграфа Путы из Ильбурка. Гуситские войска дважды пытались захватить замок, но оба крестовых похода закончились безуспешно. Комплексная реставрация замка при Вацлаве IV имела решающее значение для его нынешнего вида. Из первоначальных романских построек сохранились в основном чрезвычайно редкая ротонда, фундаменты замковой башни и северного дворца. Дом Маргавы также возник во время правления Вацлава IV.

Дальнейшая реконструкция произошла во второй половине 15 века, когда замок был превращен в представительную родовую резиденцию под управлением Дома Сликов, которая просуществовала более 100 лет.

В 1725 году замок был сожжен, и от замка остались только цокольный этаж и подземелья. В начале 19 века был перестроен Маркграфский дом и создан музей фарфора.

Фрагменты замка

Сегодня замок разделен на девять различных частей, содержащих множество средневековых артефактов, представляющих исторический интерес. Помимо Дома маркграфа, где представлена ​​выставка фарфора и остатки романской ротонды, самой маленькой в ​​своем роде в Чешской Республике, в замке также есть тюремные камеры и камера пыток, свадебная и церемониальная зал, Исторический гербовый и Археологический зал, где экспонируется макет так называемого «заколдованного бургграфа» метеорита Эльбоген, романская призматическая башня, дом бургграфа XV века и дом капитана, а также дом бургграфа XVI века. дворец с двумя флигелями и укреплениями, включающими твердыни.

Дом маркграфа

Построенный в романском стиле, в 1907 году он был окончательно преобразован в нынешний вид и стал городским музеем. После недавней реконструкции музей местного фарфора вновь открыт для публики на на первом этаже. Позднее выставки устраивались и в других помещениях замка. Несколько надгробий выстроены в ряд у входа в здание. на Робичском предместье, с хвалебной поэмой, датируемой примерно 1700 годом, а остальные происходят с бывшего Локетского кладбища у костела св. Иоанна.

Археологический зал

Во время археологических исследований весной 1993 года было найдено множество фрагментов, а также другие материалы, относящиеся ко времени многих периодов реконструкции замка Локет. Затем была обнаружена кладка оригинального романского вала до 1230 года, когда был построен замок. Толщина стен 2,2 на 2,5 метра. В верхней части раскопа, под главным окном, также были обнаружены стены дворца времен перестройки замка во времена правления короля Вацлава и остатки ренессансной кухни 1528–1536 годов.

Ротонда

Ротонда, первоначально спрятанная в корпусе винтовой лестницы в северной части замка, указывает на ее славянское происхождение. Вероятно, он возник в конце 12 века, потому что полная концепция строительства романского замка в противном случае была бы исключением из концепции Пршемысловских замков 12 века. Следует добавить, что даже историки не согласны с тем, был ли замок произведением архитектуры Штауфа или Пржемысловичей.

Кафедральный собор

Кафедральный собор в стиле барокко был возведен на месте первоначальной готической церкви, сгоревшей в 1725 году. Новая церковь была построена в 1734 году по проекту Вольфганга Браубока. Алтарные росписи приписываются Петру Брандлу, а оба ценных боковых алтаря, вероятно, были работой локетского скульптора Яна Вильда. При реконструкции церкви был восстановлен старый погост за пресвитерием. Здесь установлен памятник владыке Вацлаву Попелю из Лобковиц, заточенному в Локете и погребенному в церковном склепе.

Иван III | Биография, факты, прозвище, определение и достижения

Иван III

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
22 января 1440 г.
Москва
Россия
Умер:
27 октября 1505 г. (65 лет)
Москва
Россия
Дом/Династия:
Династия Рюриковичей
Известные члены семьи:
отец Василий II
сын Василий III

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Иван III , он же Иван Великий или русский Иван Великий , прозвище Иван Васильевич , (род. 22 января 1440, Москва — умер 27 октября 1505, Москва), великий князь Московский (1462–1505), которые покорили большую часть великорусских земель путем завоевания или добровольной верности князей, снова отвоевали части Украины у Польши и Литвы и отказались от прежнего подчинения татарам монгольского происхождения. Он также заложил административные основы централизованного Российского государства.

Молодость и царствование

Иван родился в разгар гражданской войны, бушевавшей между сторонниками его отца, великого князя Московского Василия II, и сторонниками его мятежных дядей. Его ранняя жизнь была драматичной и бурной: когда его отец был арестован и ослеплен своим двоюродным братом в 1446 году, Ивана сначала спрятали в монастыре, а затем контрабандой вывезли в безопасное место, но позже в том же году предательски передали похитителям отца; вскоре после освобождения отца, в том же году, Иван был торжественно обручен — по чисто политическим соображениям — с дочерью великого князя тверского, на которой женился в 1452 г. В последние годы царствования отца он приобрел опыт в искусстве войны и правительства. В возрасте 12 лет он был номинально назначен командующим военной экспедицией, направленной для борьбы с остатками внутренних врагов его отца на крайнем севере; а в 18 лет возглавил успешный поход против татар на юг. Василий II умер 27 марта 1462 года, и ему наследовал Иван на посту великого князя Московского.

Еще из Британники

Россия: Иван III

Мало что известно о деятельности Ивана в начале его правления. Помимо серии спорадических и в основном успешных походов против его восточных соседей, казанских татар, очевидно, не было ничего, кроме рутинного управления, чтобы занять его. Но его личная жизнь вскоре коренным образом изменилась. В 1467 году его невеста детства умерла (возможно, отравлена), оставив ему только одного сына. Ввиду примитивного состояния московской медицины и явного нежелания братьев Ивана видеть, что царская линия продолжалась дольше, чем это было необходимо, вероятность того, что сын умер раньше отца и, таким образом, лишил его наследника, казалась слишком реальной, и другая жена пришлось искать. Любопытно, что инициатива, похоже, исходила извне; в 1469 г.Кардинал Виссарион написал из Рима, предлагая Ивану руку его подопечной и ученицы Зои Палеолог, племянницы последнего императора Византии. Прошло три года, прежде чем Зоя, которая, въехав в Москву, сменила имя на Софию (а может быть, и веру на православие), вышла замуж за Ивана в Кремле.

Среднее княжение

При воцарении Ивана многие великорусские земли еще не были под властью Московии; Украина и верховья Оки входили в состав польско-литовского союза, а сам Иван, по крайней мере номинально, был данником золотоордынского хана. Он поставил перед собой задачу отвоевать у Польши-Литвы украинские владения своих предков. Но прежде надо было присоединить или покорить самостоятельные великорусские земли и отказаться от порабощения татарам.

После серии походов (1467–69) казанская Орда на его восточном фланге временно бессильна, Иван попытался подчинить себе Новгород и его огромную северную империю. Он неоднократно вторгался в Новгород, формально принуждал его принять его суверенитет (1478 г.), лишил его последних остатков политической свободы, секуляризировал большие участки его церковных земель, аннексировал его колонии и заменил многих его граждан надежными элементами из своего собственного домены. К 1489 году Новгород больше не мог сопротивляться Ивану. Из оставшихся русских земель, еще технически независимых в 1462 г., Ярославль и Ростов были присоединены по договору (1463 и 1474 соответственно). Тверь не оказала особого сопротивления и смиренно уступила Москве в 1485 году. Только Рязань и Псков сохранили свою независимость ценой жалкого подчинения своему виртуальному сюзерену.

Освобождение от подчинения хану Золотой Орды Ахмеду пришло в 1480 году. Чтобы уравновесить дружбу Ахмеда с Польшей и Литвой, Иван заключил бесценный союз с крымским ханом Менгли-Гиреем. После победоносного похода Ивана в 1480 г. Ахмед вывел свои войска из владений Ивана, и хотя сыновья Ахмеда продолжали беспокоить Москву и Крым до своего окончательного поражения в 1502 г., Иван с 1480 г. уже не считал себя вассалом хана и вступил в поле европейской дипломатии как независимого суверена. Тактом и дипломатией ему удалось сохранить дружбу с Менгли и избежать серьезных неприятностей в Казани до конца своего царствования.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас

В 1480 году Ивану также пришлось столкнуться с опасностью восстания двух его братьев Андрея и Бориса, которые были возмущены его своевольным присвоением имений их покойного старшего брата. Они дезертировали со своими армиями к западным границам, но в конце концов вернулись и признали территориальные приобретения и первенство Ивана.

Позднее царствование

В 1490 году от подагры умер старший сын Ивана от первой жены. Его неумело лечил врач-еврей, привезенный в Россию братом Софьи, и Иван заподозрил нечестную игру. Теперь ему предстояло решить вопрос, кто будет его наследником — сын старшего сына Дмитрий (род. 1483) или старший сын от Софьи Василий (род. 1479).). Семь лет он колебался. Затем, в 1497 году, он назначил Дмитрия наследником. София, стремясь закрепить за своим сыном трон, планировала восстание против мужа, но заговор был раскрыт. Иван опозорил Софью и Василия и венчал Дмитрия великим князем (1498 г. ).

Однако в 1500 году Василий вновь восстал и перешел на сторону литовцев. Иван был вынужден пойти на компромисс. На том этапе войны с Литвой он не мог рисковать полным отчуждением сына и жены. И вот, в 1502 году он дал титул Василию и заточил Дмитрия и его мать Елену.

Домашняя политика Ивана заключалась в централизации управления путем лишения удельных князей земли и власти. Что касается бояр, то они были лишены большей части своей власти и быстро казнены или заключены в тюрьму, если подозревались в измене. В царствование Ивана было положено начало системе поместий , по которой слуги великого князя получали вотчины на основе пожизненного владения и при условии верной службы.

Последние годы Ивана были годами разочарований. Война против Литвы не закончилась так убедительно и удовлетворительно, как он ожидал, — большая часть Украины все еще находилась в руках странно жизнерадостного врага; его церковные планы секуляризации церковных земель были сорваны на Соборе 1503 г. , и Казанское ханство, столь тщательно нейтрализованное при Иване, начало избавляться от московской опеки. Иван умер осенью 1505 г.

Наследие

С точки зрения политического успеха, великий князь XV века Иван III был величайшим из потомков Рюрика, известного основателя России. Ни один правитель Московии до Петра I Великого, два века спустя, не сделал больше для закрепления и развития достижений своих предшественников, для укрепления власти монарха или для закладки основ централизованного государства. Посредством хитрой дипломатии и проницательно рассчитанной агрессии Иван не только сделал Московию великой державой, с которой считались правители и дипломаты Европы, но и привел в движение отвоевание Украины у Польши и Литвы.

Несмотря на свои великие достижения, Иван умер неоплаканным и, казалось бы, нелюбимым. На редкость мало известно о нем как о человеке. Он был высоким и худым, с небольшой сутулостью. Говорят, что женщины падали в обморок в его присутствии, настолько они пугались его устрашающего взгляда.