Царь пушка картины: Царь Пушка | Купить картину с видами Москвы, изготовленную на сусальном золоте в мастерской подарков

Содержание

Царь-пушка, оружие на картинах Верещагина и других, фильмы об оружии.

Публикации раздела Музеи

«Когда говорят пушки, музы молчат» — гласит известное крылатое выражение. Зато после окончания военных действий музы трудятся вовсю — и нередко воспевают именно оружие. К российскому Дню ракетных войск и артиллерии, который отмечается 19 ноября, вспоминаем самые интересные произведения русского искусства, посвященные орудиям, вместе с Софьей Багдасаровой.

Рисунки в летописях

Битва на Ворскле. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI век

Рукопись Лицевого летописного свода (реплика). Музей-заповедник «Александровская слобода». Фотография Софьи Багдасаровой

Тохтамыш у стен Москвы. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI век

Считается, что впервые русские применили артиллерию в 1382 году во время нашествия на Москву хана Тохтамыша. Тогда москвичи оборонялись из пушек, ранее вывезенных из Волжской Булгарии, — «иные тюфяки, а иные пушки великие пущаху». Город это, впрочем, не спасло — хан взял его обманом.

Эти первые русские пушки можно разглядеть в посвященной осаде миниатюре Лицевого летописного свода — манускрипта, созданного в 1560–70-х годах для Ивана Грозного. Десятитомная рукопись содержит почти 16 тысяч миниатюр. Рисовали их несколько разных художников. Разница в стиле отчетливо видна, если сравнить изображение Тохтамыша со сценой Битвы на Ворскле (в 1399 году ордынцы разбили там литовского князя Витовта и его русских союзников). Как мы видим, здесь также использовалась артиллерия — хотя пушки не сразу бросаются в глаза, будучи нарисованными в том же средневековом древнерусском стиле.

Чугунное литье

Царь-пушка, Москва. Фотография: Wikimedia Commons

Царь-пушка, Москва. Фотография: Wikimedia Commons

Царь-пушка, Москва. Фотография: Wikimedia Commons

Гигантская Царь-пушка, отлитая в 1586 году Андреем Чоховым, стала одним из символов России. Про это даже есть злая шутка, мол, не зря у «этой страны» такие символы — колокол, который никогда не звонил, и пушка, которая никогда не стреляла. Шутники не знают, что еще в 1980 году специалисты из Академии им. Дзержинского, исследовав канал орудия, сделали вывод, что из него точно стреляли, по крайней мере единожды.

Но это орудие — еще и выдающийся памятник искусства. Например, на его дуле можно увидеть портретный рельеф Федора I Иоанновича верхом. Это, если не считать летописей, одно из первых конных изображений русского монарха (раньше был Иван Грозный на иконе «Благословенно воинство Небесного Царя»). А вот лафет — произведение XIX века; его псевдорусское узорочье — плод воображения Александра Брюллова (брата знаменитого Карла). Александр вошел в историю как светский портретист-акварелист и академик архитектуры, поэтому разглядывать его работу в чугуне особенно любопытно.

Императорские портреты

Петр Дрождин. Портрет Петра Великого. 1795. ГРМ

Григорий Мусикийский. Портрет Петра I. 1723. ГЭ

Поль Деларош. Портрет Петра Великого. 1838. Гамбургский Кунстхалле

Молодой Российской империи орудия были нужны в таких огромных количествах, что сначала Петр I отбирал у монастырей колокола и переливал их на пушки — металла не хватало. За 1701 год собрали около 180 тонн бронзы и отлили из нее 268 орудий. Потом промышленность удалось поднять — построили оружейные заводы, отыскали уральские месторождения.

Огнестрельное оружие правило миром. Поэтому оно проникло и в портреты государей, которые раньше изображались в доспехах и с мечами. С пушкой под рукой, символом победы, Петра изображает его любимый миниатюрист Григорий Мусикийский. Кроме жерл орудий вокруг другие знаки императорских достижений — корабли, Петропавловский собор. Один из самых узнаваемых образов Петра — картина, написанная Полем Деларошем уже в николаевское время, тоже не могла обойтись без ствола орудия.

Век девятнадцатый, Железный

Жан-Франсуа Тома де Томон. Проект памятника из трофейных орудий (фрагмент). 1812–1813. Акварель. ГЭ

Алексей Оленин. Три проекта для памятника, сооружаемого из огнестрельных орудий, отбитых у неприятеля в 1812 году. Между 1812–1814 гг. Акварель. ГАРФ

Колонна Славы, Санкт-Петербург. Фотография: Wikimedia Commons

После Отечественной войны 1812 года на русских землях образовался переизбыток не только замерзших французов в опорках и бабьих тулупах, но и французских пушек. Одни были отбиты у них на поле боя, другие — найдены брошенными на пути их зимнего отступления. Сегодня внутри одного только Московского Кремля находятся 754 трофейных ствола (первоначально их было 875).

После победы в воздухе витала идея сварить из них гигантскую триумфальную колонну. Этот проект поддерживали император Александр I, а потом и Николай I, да видно, не очень активно. Сохранились чертежи вариантов памятника, сделанные Алексеем Олениным, Андреем Воронихиным, Жаном Франсуа Тома де Томоном и другими известными художниками и архитекторами.

К идее вернулись в 1886 году: из 886 орудий, захваченных во время штурма Плевны, в Петербурге была воздвигнута колонна Славы. Правда, уже в честь другой войны — Русско-турецкой 1877–1878 годов. В 1930-е годы ее переплавили, но в 2005 году воссоздали заново. А Спасо-Преображенский собор Петербурга обнесен оградой в память о другой Русско-турецкой войне, проходившей в 1828–1829 годах. У решетки по проекту архитектора Стасова вместо столбов — 102 турецкие пушки, захваченные в Измаиле, Варне и других городах.

Читайте также:

  • Гусарство русского искусства: гусары в картинах, стихах и кино
  • Старые девы русской культуры
  • Любовь к жемчугу: перлы в русском искусстве

Бомбардировка монастыря

Нападение англичан на Соловецкий монастырь. Лубочная картинка. 1868

Неизвестный художник. Белое море. Атака Новитска фрегатом Миранда и корветом Бриск. Август 1854 г.

В середине XIX века навеки исчезла романтика парусных кораблей, вооруженных пушками (привычных нам по книжкам о пиратах). На морях стали царить пароходы. Их тоже вооружали. Во время Крымской войны именно пароходы обстреливали Соловецкий монастырь. Да-да, именно Соловецкий, и именно во время Крымской войны. Оказывается, у этой кампании был еще один — северный фронт. Англичане, которые протоптали дорожку к Архангельску еще при Иване Грозном, всегда помнили о нашем северном побережье (во время Гражданской войны они тоже атакуют с той стороны).

Соловецкий монастырь бомбардировали два английских парохода — «Миранда» и «Бриск». 6 и 7 июля 1854 года они выпустили около 1800 бомб и ядер, но лишь немного повредили второстепенные здания и никого не ранили. Монастырские стены XVI века оказались построенными на века. А вот береговая батарея, состоявшая из монахов и инвалидов, «Миранду» подбила. Оборону возглавлял храбрый архимандрит Александр (Павлович), в прошлом полковой священник. Наивная гравюра, запечатлевшая это событие, выполнена в лубочном стиле — люди здесь непропорциональны, а клубы дыма будто вырезаны из бумаги. Цветная французская литография с изображением атаки этих же кораблей на поселение Новицк намного реалистичней — но не так очаровательна.

Британская жестокость

Василий Верещагин. Подавление индийского восстания англичанами. 1884

Василий Верещагин. Пушка. Этюд для картины «Английская казнь в Индии». 1882—1883

Англичане вообще в ту пору вели себя как хозяева мира. Впрочем, они ими почти и были: недаром в Британской империи, куда входили и Австралия, и Канада, никогда не заходило солнце. Этому могуществу способствовали их передовые технологии, в особенности военные.

Василий Верещагин, который был влюблен в Азию и совершил по ней множество путешествий, не мог пренебречь и английскими пушками, правившими этим континентом. Тем более что британцы придумали способ смертной казни, который трудно было забыть, раз увидев. Его прозвали «дьявольский ветер»: осужденного привязывали к жерлу пушки, а потом из нее стреляли. Казненного даже не могли после этого похоронить как следует, что было особенно тяжело для религиозных индусов.

В 1884 году Верещагин написал картину, на которой изображен ряд пушек с привязанными индусами за мгновение до залпа. Картина эта ныне известна только по репродукции — в Европе она вызвала такой большой скандал и возмущение английским варварством, что кто-то ее купил (англичане) и уничтожил.

Искусство нового мира

Антон Лавинский. Броненосец «Потемкин». Плакат. 1925

Александр Родченко. Броненосец «Потемкин». Плакат. 1926

Владимир Стенберг, Георгий Стенберг. Броненосец «Потемкин». Плакат. 1929

В начале ХХ века морями правят уже не пароходы, а броненосцы. Спущенный на воду в 1900 году броненосец «Князь Потемкин-Таврический» имел 44 орудия, в том числе четыре 305-миллиметровых. Но в историю он вошел благодаря восстанию революционных матросов в 1905 году.

Фильм, снятый о нем Эйзенштейном в 1925 году, до сих пор считается одной из лучших лент за всю историю кино, несмотря на то, что он черно-белый и немой. Цветные афиши для этого продукта Госкино создавали знаменитые мастера конструктивизма — Родченко, Лавинский, братья Стенберги. И главную роль в композиции этих авангардных плакатов играли именно длинные орудия.

Теги:

Батальная живописьПортретыИнтересные фактыПубликации раздела Музеи

История Царь-пушки — Только самое интересное — ЖЖ

Как известно Царь-пушка – средневековое артиллерийское орудиие и памятник русской артиллерии,отлитый из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе. Сегодня мы попытаемся узнать можно ли из неё стрелять или это всё-таки бутафория.

Автор пишет: В народе ходит много заблуждений про неё. Например: «В России была самая мощная и передовая в мире производственно-технологическая база изготовления чугуна, памятниками которой и являются эти уникальные артефакты (это про Царь-колокол и Царь-пушку, – авт.)… уже давно доказано, и есть документальные подтверждения того, что Царь-пушка реально стреляла» .

По колоколу и так понятно. Их делают исключительно из бронзы, причём не любой, а специального состава. Ну, а пушки, конечно, разные бывают. Для этого в тяжёлые времена наш замечательный народ использовал даже берёзовый кап. Брали плотную кряжистую берёзовую заготовку, делали в ней отверстие, оковывали железными полосами, прожигали маленькое отверстие в казённой части для запала и вот пушка готова. В 17…19 веках их, в основном, уже лили из чугуна. Но Царь-пушка всё-таки бронзовая.

О документальных доказательствах того, что пушка стреляла, замечание важное. Действительно, в народе крутится информация о том, что некие специалисты точно установили… обнаружили… и т.д. Слух этот запущен журналистами. О том кто, и что действительно установил, будет подробно рассказано ниже. Также рассмотрим вопрос о другом заблуждении, которое бродит в учёных умах. Многие из них считают, что Царь-пушка, это огромный дробовик. Очень удобное мнение, которое позволяет историкам объяснять многие загадки, связанные с ней. На самом деле, это не так, что и будет убедительно показано.
Бытует и ещё одно устойчивое заблуждение, заставляющее сомневаться в разумности человеческой природы. Утверждают, что Царь-пушка изготовлена, чтобы пугать иностранцев, в особенности послов крымских татар. Нелепость этого утверждения тоже станет очевидной, по мере прочтения статьи.
Какие можно привести аргументы:

Во-первых, бросаются в глаза чугунные ядра, которые в 19 веке и стали источником тех самых разговоров о декоративном назначении пушки. В 16 веке пользовались каменными ядрами, а они в 2,5 раза легче выставленных чугунных. Можно совершенно точно сказать, что стенки пушки не выдержали бы давления пороховых газов, при выстреле таким ядром. Конечно, это понимали, когда их отливали на заводе Берда.

Во-вторых, бутафорский лафет, отлитый там же. Стрелять с него нельзя. При выстреле штатным каменным 800 килограммовым ядром из 40 тонной Царь-пушки, даже с небольшой начальной скоростью 100 метров в секунду, произойдёт следующее:

расширяющиеся пороховые газы, создавая повышенное давление, будут как бы раздвигать пространство между ядром и дном пушки;ядро начнёт двигаться в одном направлении, а пушка – в противоположном, при этом скорость их движения будет обратно пропорциональна массе (во сколько раз легче тело, во столько раз быстрее полетит).

Масса пушки всего лишь в 50 раз больше массы ядра (в автомате Калашникова, например, это соотношение порядка 400), поэтому, когда ядро полетит вперёд со скоростью 100 метров в секунду, пушка покатится назад со скоростью около 2 метров в секунду. Эта махина остановится не сразу, всё-таки 40 тонн. Энергия отката будет приблизительно равна жёсткому удару КАМАЗа в препятствие на скорости 30 км/час. Царь-пушку сорвёт с лафета. Тем более, что она просто лежит на нём сверху, как бревно. Удержать всё это может только специальный скользящий лафет с гидравлическими демпферами (гасителями отката), и надёжным креплением орудия. Уверяю вас, это и сегодня довольно внушительное устройство, а тогда такого просто не было. И всё это не только моё мнение: «В настоящее время Царь-пушка находится на чугунном декоративном лафете, а рядом лежат декоративные чугунные ядра, которые отлили в 1834 г. в Петербурге на чугунолитейном заводе Берда. Понятно, что ни стрелять с этого чугунного лафета, ни использовать чугунные ядра физически невозможно – Царь-пушку вдребезги разнесёт!» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»). Поэтому, тот артиллерийский комплекс, который нам показывают в Кремле под названием Царь-пушка, это гигантская бутафория.

Сегодня упорно муссируются гипотезы о применении Царь-пушки в качестве дробовика. Мнение очень удобное для историков. Если это дробовик, то его таскать никуда не надо. Поставил к бойнице и всё, жди врага.

Сегодня упорно муссируются гипотезы о применении Царь-пушки в качестве дробовика. Мнение очень удобное для историков. Если это дробовик, то его таскать никуда не надо. Поставил к бойнице и всё, жди врага.

То, что отлил Андрей Чохов в 1586 году, то есть, сам бронзовый ствол, действительно могло бы стрелять. Только выглядело бы это совсем не так, как думают многие. Дело в том, что по своей конструкции Царь-пушка это не пушка, а классическая бомбарда . Пушкой называется орудие с длиной ствола от 40 калибров и выше. У Царь-пушки длина канала ствола всего 4 калибра. А для бомбарды это как раз нормально. Они часто имели внушительный размер, и применялись для осады, как стенобитное орудие. Чтобы разрушить крепостную стену, нужен очень тяжёлый снаряд. Для этого и гигантские калибры.

Ни о каком лафете речь тогда не шла. Ствол просто прикапывали в грунт. Плоский торец упирали в глубоко забитые сваи (Рис. 2). Рядом копали ещё 2 окопчика для артиллерийского расчёта, поскольку такие орудия частенько разрывало. Заряжание иногда занимало сутки. Отсюда скорострельность подобных орудий – от 1 до 6 выстрелов в день. Но всё это стоило того, ибо позволяло сокрушать неприступные стены, обходиться без многомесячных осад и сокращать боевые потери при штурме.

Только в этом может быть смысл отливки 40 тонного ствола калибром 900 мм. Царь-пушка это бомбарда – стенобитное орудие, предназначенное для осады вражеских крепостей, а вовсе не дробовик, как некоторые склонны считать.

Вот и мнение специалиста по данному вопросу: «…В качестве же дробовика Царь-пушка была крайне неэффективна. По стоимости затрат вместо неё можно было изготовить 20 малых дробовиков, на заряжание которых нужно не сутки, а всего 1-2 минуты. Замечу, что в официальной описи «При Московском арсенале состоящей артиллерии» на 1730 г. числилось 40 медных и 15 чугунных дробовиков. Обратим внимание на их калибры: 1500 фунтов – 1 (это и есть Царь-пушка), а затем следуют калибры: 25 фунтов – 2, 22 фунта – 1, 21 фунт – 3 и т.д. Наибольшее число дробовиков, 11, приходится на 2-фунтовый калибр. Риторический вопрос: каким местом думали наши военные, записавшие Царь-пушку в дробовики?..» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).

Царь-пушка никогда не применялась по назначению

Как было сказано в начале статьи, ходят слухи о неких «документальных подтверждениях» того, что Царь-пушка стреляла. Вообще-то, имеет большое значение не только факт выстрела, но ещё и чем она стреляла, и при каких обстоятельствах. Ядра, которыми заряжали пушку, могли быть разного веса, и навеска пороха могла быть разная. От этого зависит давление в канале ствола и мощность выстрела. Всего этого сейчас не определить. Кроме того, если из орудия были произведены пробные испытательные выстрелы, то это одно, а если оно применялась в бою – совсем другое. Приведу по этому поводу цитату:

«Документы об испытаниях Царь-пушки или применении её в боевых условиях не сохранились, что дало основание позднейшим историкам для длительных споров о её назначении… Меньшая часть специалистов вообще исключает возможность боевого применения пушки, а изготовлена она, чтобы пугать иностранцев, в особенности послов крымских татар… Интересная деталь, в 1980 г. исследовавшие канал орудия специалисты из Академии им. Дзержинского сделали вывод, что из Царь-пушки стреляли, по крайней мере, 1 раз…» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).

Кстати, отчёт этих самых специалистов по непонятным причинам не был опубликован. А раз отчёт никому не показывают, то его нельзя считать доказательством. Фраза «стреляли, по крайней мере, 1 раз» видимо кем-то из них была обронена в беседе или интервью, а то мы бы вообще ничего об этом не узнали. Если бы пушка использовалась по назначению, то неизбежно в стволе имелись бы не только частицы пороха, которые по слухам и были обнаружены, но и механические повреждения в виде продольных царапин. В бою из Царь-пушки стреляли бы не ватой, а каменными ядрами весом примерно 800 кг.

Должен быть и некоторый износ поверхности канала ствола. Иначе и быть не может, потому что бронза достаточно мягкий материал. Выражение «по крайней мере», как раз и свидетельствует о том, что кроме частиц пороха ничего существенного там обнаружить не удалось. Если это так, то пушка не применялась по назначению. А частицы пороха могли остаться от испытательных выстрелов. Точку в этом вопросе ставит тот факт, что Царь-пушка ни разу не покидала пределов Москвы:

«После того, как Царь-пушку отлили и отделали на Пушечном дворе, её перетащили к Спасскому мосту и уложили на землю рядом с пушкой «Павлин». Чтобы передвинуть орудие, к восьми скобам на его стволе привязывали верёвки, в эти верёвки впрягали одновременно 200 лошадей, и те катили пушку, лежащую на огромных брёвнах-катках. Первоначально орудия «Царь» и «Павлин» лежали на земле у моста, ведущего к Спасской башне, а Кашпирова пушка – у Земского приказа, располагавшегося там, где сейчас Исторический музей. В 1626 г. их подняли с земли и установили на бревенчатых срубах, плотно набитых землёй. Эти помосты назывались роскаты…» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).

У себя дома применять стенобитное орудие по назначению как-то самоубийственно. В кого собирались стрелять 800 килограммовым ядром от стен Кремля? По живой силе противника 1 раз в день стрелять бессмысленно. Танков тогда не было. Наверное, ожидали появления Годзиллы. Разумеется, эти огромные стенобитные орудия были выставлены на всеобщее обозрение не с боевыми целями, а как элемент престижа державы. И, конечно, это не было их основным предназначением. При Петре I Царь-пушку установили на территории самого Кремля. Там она находится и по сей день. Почему она ни разу не использовалась в боевых действиях, хотя как стенобитное орудие вполне боеспособна? Может быть, причиной тому является её чересчур огромный вес? Реально ли было перемещать такое орудие на большие расстояния?

Транспортировка

Современные историки крайне редко задают себе вопрос: «для чего?». А вопрос – крайне полезный. Вот и давайте спросим, для чего было отливать осадное орудие весом 40 тонн, если бы его нельзя было доставить к вражескому городу? Для того, чтобы напугать послов? Вряд ли. Могли бы для этого изготовить дешёвый макет, и показывать его издалека. Зачем столько труда и бронзы тратить на блеф? Нет, Царь-пушку отлили, чтобы использовать её практически. Значит, могли и переместить. Как они могли это сделать?

40 тонн – это действительно очень тяжело. Такой вес не способен перевести грузовик КАМАЗ. Он рассчитан только на 10 тонн груза. При попытке погрузить на него пушку, сначала разрушится подвеска, затем погнётся рама. Для этого нужен тягач в 4 раза более прочный и мощный. А всё, что можно было изготовить из дерева, с целью удобной транспортировки пушки на колёсах, имело бы воистину циклопические размеры. Ось такого колёсного устройства была бы толщиной не менее 80 см. Дальше нет смысла представлять, всё равно никаких свидетельств о чём-то подобном нет. Везде написано, что Царь-пушку тащили, а не везли.

Посмотрите рисунок, на котором грузят тяжёлое орудие. К сожалению, здесь мы видим только сталкивание бомбарды с настила, а не сам процесс перемещения. Но на заднем плане видна транспортная платформа. У неё загнутая к верху носовая часть (защита от утыкания в неровности). Платформу явно использовали для скольжения. То есть, груз тащили, а не катили. И это правильно. Катки можно использовать только на ровной и твёрдой поверхности. Где такую найдёшь? Вполне понятно и то, что загнутая носовая часть окована металлом, ведь груз очень тяжёлый. Вес большинства стенобитных орудий не превышал 20 тонн.

Допустим, что основную часть пути они преодолевали по воде. Перемещение этих бомбард волоком на небольшие расстояния в несколько километров с помощью множества лошадей, тоже выполнимая задача, хотя и очень нелёгкая. Но можно ли сделать то же самое с 40 тонным орудием? Обычно такие исследования заканчиваются выражениями типа «исторический казус». Как будто решили недотёпы всех удивить, отлили что-то рекордно гигантское, а как тащить не подумали. Вот, дескать, как это по-русски – Царь-колокол, который не звонит и Царь-пушка, которая не стреляет.

Но мы не будем продолжать в этом духе. Давайте прощаться с мыслями о том, что наши правители были глупее сегодняшних историков. Довольно валить всё на неопытность мастеров и самодурство царей. Царь, сумевший занять этот высокий пост, заказавший 40 тонное орудие, оплативший его изготовление, был явно не дурак, и должен был очень хорошо обдумать свой поступок. Такие затратные вопросы с кондачка не решаются. Он совершенно точно понимал, как собирается доставить этот «подарок» к стенам неприятельских городов.

Громадное орудие Малик-э-Майдан

Кстати, отговорка типа «сначала сделали, а потом подумали, как перетащить» довольно часто встречается в исторических исследованиях. Это стало привычным. Не так давно канал Культура рассказывал зрителям о китайской традиционной архитектуре. Показали вырубленную в скале плиту весом 86 000 тонн. Объяснение в общих чертах такое: «Китайский император, якобы, имел отклонения в психике на почве гигантского самолюбия и заказал себе немыслимых размеров гробницу. Он сам, архитекторы, тысячи каменотёсов, якобы, были психически неполноценными и в части логики. Десятилетиями все они осуществляли мегапроект. Вырубили, наконец, плиту и тут только поняли, что даже с места сдвинуть её не смогут. Ну и бросили это дело…» Похоже на наш случай.

То, что Царь-пушка – это не просто всплеск энтузиазма московских литейщиков, доказывает и существование ещё более громадного орудия Малик-э-Майдан . Оно было отлито в Ахман-дагаре в Индии в 1548 году, и имеет массу целых 57 тонн. Там историки тоже поют песни о 10 слонах и 400 буйволах, тащивших эту пушку. Это такое же по назначению осадное орудие, как Царь-пушка, только тяжелее на 17 тонн. Что это, второй исторический казус в это же историческое время? И сколько ещё таких орудий надо обнаружить, чтобы понять, что их в то время отливали, доставляли к осаждённым городам и практически использовали? Если мы сегодня не понимаем, как это происходило, значит, таковы наши познания.

То, что Царь-пушка – это не просто всплеск энтузиазма московских литейщиков, доказывает и существование ещё более громадного орудия Малик-э-Майдан. Оно было отлито в Ахман-дагаре в Индии в 1548 году, и имеет массу целых 57 тонн. Там историки тоже поют песни о 10 слонах и 400 буйволах, тащивших эту пушку. Это такое же по назначению осадное орудие, как Царь-пушка, только тяжелее на 17 тонн. Что это, второй исторический казус в это же историческое время? И сколько ещё таких орудий надо обнаружить, чтобы понять, что их в то время отливали, доставляли к осаждённым городам и практически использовали? Если мы сегодня не понимаем, как это происходило, значит, таковы наши познания.

Здесь мы снова сталкиваемся с остаточно-низким уровнем нашей сегодняшней технической культуры. Это связано с искажённым научным мировоззрением. С современных позиций мы не видим решения, которое было в то время очевидным. Остаётся сделать вывод, что ещё в 16 веке на Руси и в Индии знали что-то такое, что позволяло перемещать подобные грузы.

Упадок артиллерийских технологий в средние века

На примере бомбард можно увидеть очевидную деградацию артиллерийского искусства на протяжении столетий средневековья. Первые образцы изготавливались из двухслойного железа. Внутренний слой был сварен из продольных полос, а снаружи его укрепляли толстые поперечные кольца. Через некоторое время стали изготавливать литые орудия из бронзы. Это однозначно снизило их надёжность, и соответственно, увеличило вес. Любой инженер вам подтвердит, что кованое железо на порядок прочнее литой бронзы. Тем более, если оно собрано, как описано выше – двухслойным пакетом с направлением волокон соответствующим действующим нагрузкам. Вероятно, причина в стремлении удешевить процесс изготовления.

Конструкция первых бомбард тоже удивительно прогрессивна. Например, сегодня вы не найдёте современных образцов стрелкового оружия, которые заряжались бы со стороны дульного отверстия. Это очень примитивно. Уже полтора столетия в ходу заряжание с казённой части. В таком способе масса преимуществ – и скорострельность выше, и обслуживание орудия удобнее. Недостаток один – более сложная конструкция с запиранием казённой части ствола на момент выстрела.

Как интересно, что первые же в истории орудия (бомбарды), сразу имели прогрессивный способ заряжания с казённой части. Казённик часто крепился к стволу с помощью резьбы, то есть, ввинчивался. Такая конструкция некоторое время сохранялась и в литых орудиях. Посмотрите на Рис. 6. Здесь сравнивается турецкая бомбарда и Царь-пушка. По геометрическим параметрам они очень похожи, но Царь-пушка, отлитая на сотню лет позже, уже выполнена неразъёмной. Значит в 15…16 веках перешли на более примитивное дульное заряжание.

Вывод здесь может быть только один – первые бомбарды выполнялись с остаточным знанием прогрессивных конструктивных решений артиллерийского оружия, а возможно, копировались с каких-то старых и более совершенных образцов. Однако технологическая база уже была довольно отсталой для этих конструктивных решений, и могла воспроизвести только то, что мы наблюдаем в средневековых орудиях. При таком уровне изготовления преимущества казённого заряжания уже практически не проявляются, но их упрямо продолжали делать казнозарядными, потому что не знали ещё, как можно по-другому. Со временем техническая культура продолжала деградировать, соответственно и орудия стали выполняться неразъёмными, по более упрощённой и примитивной схеме заряжания с дульной части.

Заключение

Вот и выстроилась логичная картинка. В 16 веке Московское княжество вело многочисленные боевые действия, как на востоке (взятие Казани), на юге (Астрахань), так и на западе (войны с Польшей, Литвой и Швецией). Пушку отлили в 1586 году. Казань к этому времени уже взяли. С западными странами было установлено шаткое перемирие, более похожее на передышку. Могла ли Царь-пушка быть востребована в этих условиях? Да, безусловно. От наличия стенобитной артиллерии зависел успех военной кампании. Города-крепости западных соседей надо было как-то брать. Иван Грозный умер в 1584 году, за 2 года до отливки пушки. Но именно он определил потребность государства в подобных орудиях, и процесс их изготовления был запущен. Вот как развивались события:

«С 1550 г. по 1565 г. на московском Пушечном дворе работами руководил Кишпир Ганусов (Ганус), по национальности, видимо, немец. В летописях встречаются упоминания об одиннадцати орудиях, им отлитых, но до нас не дошло ни одно. Самое большое медное орудие, отлитое Ганусовым в 1555 г., было названо Кашпирова пушка. Вес её составлял 19,65 т. В том же 1555 году московский мастер Степан Петров отлил пушку «Павлин» весом 16,7 т… Любопытно, что обе огромные пушки Иван Грозный повелел доставить к осажденному русскими Полоцку. 13 февраля 1563 г. царь приказал воеводе князю Михаилу Петровичу Репнину «пушки болшие Кашпирову да Степанову да Павлин да Орел да Медведь и весь наряд стенной и верхней поставити близко городских ворот» и стрелять «без опочивания, день и нощь». От этой стрельбы дрожала земля – «ядра у болших пушек по двадцети пуд, а у иных пушек немногим того полегче». На следующий день ворота были разрушены, и сделано несколько проломов в стене. 15 февраля Полоцк сдался на милость победителям. В 1568 г. молодой ученик Кашпира Андрей Чохов (до 1917 г. его писали Чехов) отлил своё первое орудие… Самым знаменитым орудием Андрея Чохова стала Царь-пушка (1586 г.)» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).

При Иване Грозном было отлажено производство подобных орудий и освоено их применение, включая транспортировку. Однако, волевая государственная хватка пропала после его смерти и вступления на престол преемника. Фёдор 1 Иоаннович был человеком совсем другого склада. В народе его называли безгрешным и блаженным. Вероятно, стараниями последователей Ивана Грозного заказ на изготовление Царь-пушки всё же был сформирован. Однако, величие творения Андрея Чохова всё же превышало запросы нового царя. Поэтому Царь-пушка осталась невостребованной, хотя боевые действия с применением осадной артиллерии велись уже спустя 4 года (русско-шведская война 1590-1595 года).

Вывод

Царь-пушка – настоящая. Антураж вокруг неё – бутафория. Сформированное общественное мнение о ней – ложно. Царь-пушка должна удивлять нас, гораздо больше, чем древние мегалиты. Ведь они удивительны тем, что огромные камни весом в несколько тонн доставлены… подняты… поставлены… и т.д. В 16 веке ничего принципиально нового, отличного от неолита в транспортировке и погрузке (согласно официальной точке зрения) не применялось, а 40-тонное орудие транспортировали. Кроме того, камни ставили один раз и на века, а не менее тяжёлую пушку предполагалось многократно перемещать на огромные расстояния.
Она тем более удивительна, что была изготовлена сравнительно недавно, ещё в 16 веке. Ведь про время мегалитов учёные вольны фантазировать, как им вздумается – сотни тысяч рабов, столетия строительства и т.д., но про 16 век много чего известно. Тут с фантазиями не разгуляешься.
В кремле выставлено на обозрение настоящее чудо, замаскированное под нелепость, но мы его не замечаем, потому что зомбированы пропагандой, ложными гипотезами и мнением авторитетов.

С одной стороны, это образец гигантской бутафории 19 века, с другой – одно из крупнейших действующих средневековых орудий. Вместе с тем, она замечательный свидетель упадка артиллерийских технологий средневековья.

Король, Пушка

Cannon King,
Живопись/иллюстрация/рисунок

 

 

 

электронная почта:

  cannonking@hotmail. co.uk

www:

 

www.freewebs.com/cannonking
или
http://www.saatchi-gallery.co.uk/yourgallery/artist/details.php?id=593

 

 

 

Живопись/иллюстрация/рисунок

 

выписка:

 

Я маляр и дровосек из Ливерпуля. Недавно я познакомился с работами Крейга Аткинсона, и впоследствии благодаря этому начал больше рисовать. несколько месяцев назад я выпустил «журнал» или брошюру, как я люблю ее называть, полную гравюр на дереве и линогравюр. я создал еще один, основанный на моих недавних рисунках людей, под названием «Кажется, я коммунист». это 16 страниц, и я могу сделать копию для любого всего за 35 пенсов.

в других областях рисую серию дельта-блюзовых музыкантов. Некоторое время назад я написал о Роберте Джонсоне и только что закончил рисовать Сына Хауса — дельта-гитариста. я нарисовал Лидбелли — более известного блюзового певца в моей недавней брошюре.

на мою технику рисования повлияли такие люди, как; Жан-Мишель Баския и движение кобр. но в то же время мне нравятся такие вещи, как движение De Stijl и Georges Vantongerloo. я вырос на винсенте ван и лоури. моя мотивация и общая страсть рисовать, печатать и рисовать исходят от Билли Чайлдиша и The stickists. Я считаю, что он один из величайших художников/музыкантов нашего времени.

в моей работе становятся очевидными определенные темы. когда я становлюсь одержим определенными формами или предметами, они будут появляться в моей работе в течение длительного времени. Моя работа над сигаретами некоторое время была большой частью моего искусства, но недавно я перешел к ней. моя сигаретная работа «культура Мальборо» была попыткой подытожить эпоху «курение было крутым».
Я тоже давно не делал гравюр на дереве, так что, возможно, скоро вернусь.

В жизни я верю в следующее;

Бакелит лучше, чем пластик, кисти не всегда нужны, ДСП — забавный материал, они должны переоценить британское правительство. Жорж Вантонгерлоо, вероятно, величайший из когда-либо живших скульпторов, но вы не знаете, кто он такой. Пикассо был лучше, когда был сумасшедшим, слова нужно писать так, как они произносятся, мы никогда не превзойдем 1950-е годы, копировальные аппараты — одно из величайших изобретений, о которых забывают, и если бы мы слушали Николу Теслу, электричество было бы бесплатным…

Каждый раз я подытоживаю смысл своей работы по-разному, возможно, я жду лучшего описания.

Я считаю, что моя работа является визуальным описанием моей сатирической горечи по отношению к сегодняшнему дню.
(это очень хорошо)

пушечный король — 05.12.06

 

новости:

 

В настоящее время я выпускаю свой первый журнал под названием; «Кажется, я коммунист» состоит из 16 страниц и стоит 35 пенсов.

 

выставки:

 

05. 10 – ВЫСТАВКА УТРЕННЯ, ЮЖНЫЙ ПОРТ

07/06 – КГВ КОЛЛЕКТИВ, ЮЖНЫЙ ПОРТ

06.08 – ПОСЛАТЬ ЭТО, ГАЛЕРЕЯ АТКИНСОН, ЮЖНЫЙ ПОРТ

06.09 – WWW.DIGITALSHOW.CO.UK, ЛИВЕРПУЛЬСКАЯ БИЕННАЛЕ

галерея

авторские права на все изображения принадлежат художнику, если не указано иное

«Сигареты на завтрак»

«Чашка кофе»

«Обнаженная»

«Пожалуйста, держите трубку»

«ТАРГИТЫ»

«Этот мужчина — эта девушка»

 

Реклама

Предыдущая статья08 Launch Pictures

Следующая статьяКирби, Майк

Патрик Кэннон — Картины на продажу

Искать

Ваша корзина пуста0211 (

8

)

МестоположениеВеликобритания

1 — 12 из 59 работ

Раздел магазина

Минус

Все работы

2 Недавно добавленные картины

6

6 02 Серия Didcot Powerstation

Пейзажи

Серия London

Опции

Minus

В продаже (0)

Готово к установке (30)

В наличии (10)

Эксклюзивно для Artfinder (27)

Сбросить все фильтры

Уоппинг-хай-стрит, Данди-Корт и Сент-Томас-Уорф, Патрик Кэннон
Картина маслом

800 фунтов стерлингов

Паб «Капитан Кидд» на Темзе в Уоппинге, Патрик Кэннон
Картина маслом

2009 Лондон 750 фунтов стерлингов 750 фунтов стерлингов капитан Kidd Pub, Phoenix Wharf и King Henrys Wharves in Wapping by Patrick Cannon

Картина маслом

1000 фунтов стерлингов

Camel Estuary Padstow Cornwall by Patrick Cannon
Картина маслом

600 фунтов стерлингов

Электростанция Дидкот «Осенний закат» Патрика Кэннона
Картина маслом

800 фунтов стерлингов

Граффити «Поцелуй» 5 91 Картина Патрика Кэннона 9022 9022

350 фунтов стерлингов

Пирс Уоппинг до восхода солнца в Кэнэри-Уорф Патрика Кэннона
Картина маслом

800 фунтов стерлингов   Продано

Склады Уоппинг-Хай-Стрит Патрика Кэннона
Картина маслом

1000 фунтов стерлингов   Продано

Уоппинг и Лондон-сити из Кэнэри-Уорф Патрика Кэннона
Картина маслом

95

900 8   Продано

Лондон Вестминстер в осколке, город и Кэнэри-Уорф Патрика Кэннона
Картина маслом

800 фунтов стерлингов   Продано

Сент-Майклс-Маунт-Пензанс Корнуолл Патрика Кэннона
Картина маслом

800 фунтов стерлингов   Продано

Паб Town of Ramsgate — Wapping, автор Патрик Кэннон
Картина маслом

8 0 500 9003 £500 900 старый

Тема *

Ваше сообщение *

Вложения

Адрес электронной почты

Пароль

Забыли пароль?

Еще не зарегистрированы? Создайте учетную запись

Искусство для всех, напрямую от художников.