Содержание
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 5
Опубликовано автором hystory
- ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс
- ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 1
- ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 2
ПОЯВЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ
Объясните значение слов:
- Ремесленник — человек, обладающий определёнными навыками (ремеслом), производящий изделия ручной работы (глиняные сосуды, орудия труда, ткани и т.д.) — конечные продукты труда.
- Гончарный круг — приспособление для формирования посуды и керамических изделий, позволяющее использовать инерцию вращения для создания формы изделий и повышения производительности труда.
- Плуг — орудие для вспашки почвы. Первоначально плуги тащили на себе сами люди, затем волы, а ещё позже — лошади и мулы. Основная задача плуга — перевернуть верхний слой земли. Вспахивание уменьшает количество сорняков, разрыхляет и делает почву более мягкой и податливой, облегчает дальнейший посев.
- Вождь племени — глава племени. Вожди избирались для организации защиты от врагов и возглавляли военные походы. Часть добычи вождь брал себе, а остальное раздавал соплеменникам. Статус вождя сначала не наследовался, но затем в определённых родственных группах возникала тенденция к его монополизации.
- Знатные люди (знать) — наследственный, привилегированный слой общества, общины, племени. Появление знатных людей напрямую связано с такими понятиями как собственность, власть, богатство. С появлением излишков продуктов, меновой торговли, совершенствованием орудий труда и распадом первобытно-общинных отношений, появились и люди, которые стали владеть чем-то больше других, имели большую силу или влияние в племени, за счет чего происходило дальнейшее накопление богатств. Эти люди стремились передать свою собственность и богатства по наследству, а также подчеркнуть свою исключительность.
- Рабы — люди, находящиеся в собственности у других людей. Захваченных во время военных действий пленников вожди и знатные люди делали своими рабами и эксплуатировали их труд.
- Город — крупное поселение, окружённое земляным валом или стеной. В городах жила знать, обслуживаемая ремесленниками и рабами.
- Святилище — священное место или алтарь, посвящённый божеству.
- Царь — один из титулов правителя большой территории или государства.
Проверьте себя
1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия.
Древние ремесленники занимались изготовлением глиняной посуды, орудий труда и боевого оружия, обработкой металлов и созданием украшений, ткачеством и шитьем одежды и т.д.
2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?
С изобретением технологий обработки металлов, развитием орудий труда и методов обработки земли с использованием тягловых животных необходимость в совместном труде всей общины на полях отпала. Теперь хозяйство могли вести самостоятельно представители одной семьи. Результаты труда теперь не распределялись среди всей общины, а оставались в распоряжении семьи и главы семьи.
3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах?
Во время военных походов вождь и знать получали свою долю добычи и рабов. За счет военных походов они увеличивали свое влияние и богатство.
4. Каким имуществом владели знатные семьи?
Знатные семьи владели плодородными землями, скотом, лучшими одеждами и предметами роскоши, а также рабами, чей труд они эксплуатировали.
5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населения, место совершения религиозных обрядов.
Со временем поселения людей увеличивались в размерах и превращались в города. Обычно городское поселение было окружено оборонительной системой укреплений — земляными валами, частоколом или стенами. В городах проживали знатные люди, которых обслуживали ремесленники и рабы. Города были центрами общественной жизни племени, отсюда уходили войны за добычей, сюда стекались все богатства, взятые во время военного похода, здесь находился и духовный центр — святилище, место совершения религиозных обрядов.
Подведём итоги и сделаем выводы
Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)
Изобретения новых орудий труда и открытия новых способов обработки пищи, материалов и металлов сыграли огромную роль в эволюции человека и развитии общества. Так, когда человек научился сохранять, а впоследствии и добывать огонь, качество его жизни и питания заметно улучшилось. Жилища теперь обогревались огнем, на огне же готовилась и пища. С изобретением лука и стрел человек получил возможность охотиться на небольших и быстрых зверей, а также охотиться издалека, находясь в укрытии. Это существенно увеличило количество добываемого мяса и шкур. Изобретение технологий прядения и ткачества позволили человеку сменить одежду из шкур на удобную одежду из ткани.
Начало земледелия, скотоводства, гончарного дела и обработки металлов привели к кардинальным переменам в образе жизни человека и последовательному уходу от присваивающего хозяйства. Переход к производящему хозяйству стал в свою очередь толчком к дальнейшему развитию орудий труда и изменению устройства общества:
- Из членов родовой общины выделяются те, кто управляет общинниками – старейшины и вожди. Старейшины руководят совместными работами, контролируют обмен продуктами, следят за соблюдением установившихся порядков и традиций. Вожди организуют защиту от врагов и возглавляют военные походы.
- Появляется социальное неравенство. С появлением излишков пищи и развитием меновой торговли запасы накапливаются в руках глав семей, старейшин и вождей и передаются по наследству.
- Появляется эксплуатация чужого труда. Пленные и рабы трудятся вместо своих владельцев, богатых людей.
- Формируются соседские общины (племена), в которых на одной территории проживают несколько родов.
- Общины объединяются под властью верховного вождя и совета старейшин.
- Начинают формироваться этносы (народности).
В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опорные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные)
Неравенство людей стало следствием развития орудий производства, повышения эффективности обработки земли и появления излишков продукта. Неравенство зародилось вместе с изменением родоплеменных отношений, выделением более известных и почитаемых людей из числа других и наделением их большим влиянием и богатствами, чем у других. Это, конечно, хорошо, когда кого-то уважают больше других за определенные заслуги, усердный труд, умения и качества. Но когда это уважение становится причиной неравного перераспределения богатств и собственности — появляется социальное неравенство. Племя разделяется на знатных и незнатных, богатых и бедных. Эта разница со временем только увеличивается — богатые становятся более богатыми, а знатные приобретают еще больше влияния в обществе. Богатые и знатные получают еще большую долю добычи. Они делают пленников рабами и заставляют работать на себя, тем самым увеличивая собственное благосостояние.
Ответы
2017, 5 класс, Вигасин, Всеобщая история, ГДЗ, Годер, Древний мир, ИКС, Искандеров, историко-культурный стандарт, история, параграф 5, Свенцицкая, учебник
Храмы Абу-Симбел: история, описание храмов, фото
Адрес: Египет
Дата возведения: 1298-1213 до н. э.
Координаты: 22°20’12.7″N 31°37’32.9″E
Содержание:
История, описание
Малый храм «великой супруги царской»
Спасение памятников Абу-Симбела
Светозвуковое шоу в Абу-Симбеле
Храмы Абу-Симбел на карте
История, описание
На западном берегу Нила, в 280 км от г. Асуан находится деревушка Абу-Симбел, известная на весь мир двумя скальными храмами. Большой храм, открытый востоковедом И.Л. Буркхардтом в 1812 году, был построен в ознаменование победы Рамсеса II над хеттами.
Вид на храмы Абу-Симбел с высоты птичьего полёта
Святилище носит тронное имя фараона — «Усер-маат-Ра», что в переводе означает «Могущественный правдой Ра, избранник Ра». Над входом в храм высечено изображение бога Амона-Ра в виде человека с головой сокола. В правой руке он держит знак «усер» («мощь»), а в левой — перо богини Маат, олицетворяющее справедливость.
Фасад храма обрамляют четыре огромные статуи, одна из которых увековечивает самого фараона, с улыбкой смотрящего в пустыню, а три другие покровительствующих ему богов — Амона-Ра, Ра-Хорахти и Птахи. 20-метровые каменные изваяния полностью вырублены в толще скалы. У ног колоссов размещены многочисленные меньшие фигуры, изображающие членов семьи и детей Рамсеса II, которых у него было около 200. Внутри храм состоит из четырёх последовательно уменьшающихся залов.
Общий вид на храмы
Зал, предшествующий самому сакральному месту — святилищу — предваряет коридор с колоннами. Они выполнены в виде стоящих фигур Осириса, однако лицу бога приданы черты Рамсеса II. Первый зал был доступен для всех, второй — только для вельмож, а третий — для жрецов. В последний зал мог входить только сам фараон с придворными. Стены святилища богато украшены цветными барельефами, иллюстрирующими воинские подвиги фараона в победоносных сражениях с хеттами и ливийцами.
Храм Рамзеса II посвящён богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху
На рельефах изображены эпизоды пеших и колесничных боёв, а также ручной лев Рамсеса II, который ездил с повелителем на боевой колеснице и даже участвовал в битвах, нападая на врагов. В самой потаённой части храма установлены скульптуры тех же богов, что и на фасаде: обожествлённый египетский царь и «триада» — Птах, Амон-Ра, Ра-Хорахти.
Храм Рамсеса II построен таким образом, что дважды в год, в дни рождения и коронации фараона (22 февраля и 20 октября), на восходе солнца солнечные лучи освещают все три статуи святилища, кроме Птаха. Являясь подземным божеством, он должен оставаться в тени.
Храм Нефертари посвящён богине Хатхор
Малый храм «великой супруги царской»
Малый храм фараон приказал высечь «из тонкого и твёрдого белого камня для Нефертари Мери-эн-мут («Самой прекрасной в мире»). Святилище посвящёно богине женственности и красоты — Хатхор, но ей приданы черты лица Нефертари — супруги Рамсеса II. У фасада храма стоят шесть десятиметровых статуй, изображающих Рамсеса II и его жену, а у ног фараоновой четы помещены изваяния их детей. На одном из рельефов запечатлена коронация Нефертари: богини Хатхор и Исида возлагают на голову царицы убор священной звезды Сириус. На многих скульптурных композициях присутствует образ обожествлённого Рамсеса II с небольшим бараньим рогом, обрамляющим ухо, что считается признаком божественности. Стены расписаны храмовыми картинами подношения даров.
Фрагмент статуй храма Рамзеса II
Спасение памятников Абу-Симбела
В 1960-х годах строительство Асуанской плотины поставило храмы Абу-Симбела под угрозу затопления. Силами международной компании, возглавляемой ЮНЕСКО, храмы аккуратно распилили на 1036 блоков (весом от 5 до 30 тонн) и вновь смонтировали на более высоком месте, в 180 метрах от берега. Также сюда перевезли 1112 известняковых плит, вырезанных из скал, окружавших храмы.
Фрагмент статуй Храм Нефертари
Светозвуковое шоу в Абу-Симбеле
С 2000 года в скальном комплексе Абу-Симбел регулярно проводится представление «Звук и свет». Оно озвучивается на одном из восьми языков, в зависимости от того, какой язык предпочитает большая часть публики. Остальным зрителям выдают радионаушники, и каждый может выбрать один из языков, в том числе и русский.
Рейтинг достопримечательности
← Африка | Египет |
Храмы Абу-Симбел на карте
Смотреть ещё на Putidorogi-nn.
ru:
Достопримечательности Чехии: список, описание, фото
Европа
25-главая деревянная Покровская церковь: описание
Европа
Аббатство Паннонхальма: история, описание
Европа
Авраамиев Богоявленский монастырь: описание
Европа
Автодром имени Жиля Вильнёва: история, особенности
Северная Америка
Азимовская мечеть в Казани: история, описание
Европа
Аквапарк КВА-КВА парк в Москве: описание, фото
Европа
Акведук Пон-дю-Гар во Франции: история, описание
Европа
Акрополь Линдоса в Греции: история, описание, фото
Европа
Александрийский маяк: история, описание, фото
Африка
Показать еще
ЗАГРУЖАЮСЬ…
ЭЛЕМЕНТОВ БОЛЬШЕ НЕТ
Святилище Определение и значение — Merriam-Webster
1 из 2
святилище
ˈsaŋ(k)-chə-ˌwer-ē
1
: священное место: например,
а
: древний еврейский храм в Иерусалиме или его святая святых
б(1)
: самая священная часть религиозного здания (например, часть христианской церкви, в которой находится алтарь)
(2)
: помещение, в котором проводятся общие богослужения
(3)
: место (например, церковь или храм) для богослужений
2
а(1)
: место убежища и защиты
(2)
: убежище для диких животных, где хищники контролируются, а охота запрещена
б
: иммунитет от закона, закрепленный за убежищем
убежище
2 из 2
США
: относящийся к населенному пункту, который обеспечивает ограниченное сотрудничество с федеральными чиновниками в обеспечении соблюдения иммиграционных законов или политики.
юрисдикция убежища
политика убежища
… исполнительный указ … предназначенный для подавления так называемых «городов-убежищ», муниципалитетов, которые не соблюдают требования иммиграционной и таможенной службы … запросы на помощь в выявлении и депортации иммигрантов без документов. —Юан МакКирди
Знаете ли вы?
Исторически церкви были местом, где беглецы могли искать хотя бы временную защиту от закона. В англо-саксонской Англии церкви и кладбища обычно давали 40-дневный иммунитет, и ни шерифы, ни армия не входили, чтобы схватить преступника. Но постепенно право на убежище было подорвано. В 1486 году убежище для преступления государственной измены было запрещено, а убежище для большинства других преступлений было строго ограничено Генрихом VIII, а затем отменено. В 19В 80-е годы многие церкви США предоставляли убежище политическим беженцам из Центральной Америки, и правительство США в основном предпочитало не вмешиваться. Сегодня заповедники дикой природы обеспечивают защиту видов в пределах своих границ, а заповедники сельскохозяйственных животных теперь спасают домашний скот от жестокого обращения и голодной смерти.
Синонимы
Существительное
- святилище
- святыня
Посмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
Существительное
Дом был убежищем для сбежавших подростков.
Беженцы нашли убежище , когда пересекли границу.
Святилище содержит жертвенник жертвоприношения.
Последние примеры в Интернете
Это ходатайство было не первой попыткой Кореца переместить Билли в убежище .
— Los Angeles Times , 2 декабря 2022 г.
Они были доставлены в США в деревянных ящиках, специально предназначенных для них, и ехали восемь часов до 9 часов вечера.0091 приют и сразу же выгружают в теплый закрытый вольер с большим количеством еды, воды и игрушек, сообщает некоммерческая организация.
— Иван Перейра, ABC News , 1 декабря 2022 г.
После того, как шеф-повар Фостер приготовил массивную еду, она была доставлена оптом в приют и разделена на порции для спасательных щенков.
— Ингрид Васкес, Peoplemag , 23 ноября 2022 г.
Вот почему недавним утром группа из восьми носорогов — семи черных и одного белого — отправилась в путешествие примерно на 1000 миль из своего природного заповедника на северо-востоке Южной Африки в заповедник в национальном парке Зинаве на юге Мозамбика.
— Сударсан Рагхаван, Washington Post , 27 октября 2022 г.
Даже за пределами храма звук его голоса взволновал десятки преданных, охраняющих входы в святилище .
—Мария Тереза Эрнандес, хрон. , 18 сентября 2022 г.
А в 2016 году habeas corpus был использован для освобождения шимпанзе по имени Сесилия в Аргентине из зоопарка и перевода ее в 9Убежище 0091 в Бразилии, сообщает NhRP.
— Зои Соттил, CNN , 22 мая 2022 г.
Два офицера полиции по борьбе с терроризмом стояли на страже на тротуаре напротив красных дверей, ведущих в убежище абиссинской баптистской церкви на Западной 138-й улице, членом которой является окружной прокурор Манхэттена Элвин Брэгг.
— New York Times , 15 мая 2022 г.
Сотрудники синагоги также обнаружили следы ожогов от недавних пожаров, устроенных перед входом в 9-ю церковь. 0091 святилище .
— oregonlive , 7 мая 2022 г.
Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «святилище». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
Существительное
Средний английский Seintuarie, Sanctuarie , от Anglo-French, от позднего латинского Sanctuarium , от латинской Sanctus
Первое известное использование
SUN
14-й век, в смысле Defined 1
Adcive Adcue Adcipe
. 1985 г., в значении, определенном выше
Путешественник во времени
Первое известное использование убежище было
в 14 веке
Посмотреть другие слова из того же века
освятить
святилище
кольцо святилища
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись
Стиль
MLAЧикагоAPAMМерриам-Вебстер
«Святилище». Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/sanctuary. По состоянию на 7 января 2023 года.
существительное
святилище
ˈsaŋ(k)-chə-ˌwer-ē
1
: А. Святое или священное место
2
: Самая священная часть места поклонения
3
: Здание или комната для религиозного поклонения
4
: Строительство или комната для религиозного поклонения
40003
: Здание : место, дающее убежище или защиту
дикая природа заповедник
5
: защита, обеспечиваемая заповедником
Подробнее от Merriam-Webster на
Sanctuary
Nglish: Перевод Sanctuary для носителей испанского языка
Британская английская
Последнее обновление:
— Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
загадка
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Большая британская викторина по словарному запасу
- Названный в честь сэра Роберта Пиля, как называется британская полиция?
- Робби
Бобби - Пилхеды
Берти
Проверь свои знания и, возможно, узнаешь что-нибудь по ходу дела.
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?
ИГРАТЬ
Краткая история городов-убежищ – Тропики Меты
Как уже известно всем, у кого есть Twitter, Дональд Дж. Трамп не является другом иммигрантов. На этой неделе в потоке горячих распоряжений он захлопнул дверь перед беженцами, запретил въезд из семи мусульманских стран и пообещал построить «Великую стену», физически отделяющую нас от Мексики.
Но его гнев распространился на мексиканских поденщиков и мусульман, ищущих убежища, чтобы нацелиться на предателей внутри. В исполнительной иронии Трамп поджег «убежище юрисдикции» за «умышленное» нарушение федерального закона и причинение «неизмеримого вреда американскому народу и самой структуре нашей республики». Таким вредителям республиканской ткани он угрожает удержать все федеральные средства, за исключением тех, которые «предусмотрены законом».[1]
Крепкое вещество. Но прежде чем мы все будем коллективно ругать громкие угрозы из Белого дома или дерзкие голоса Билла Де Блазио и Рама Эмануэля в ответ, мы должны сделать паузу. Ведь в этом нет ничего нового. Правительство штата и федеральное правительство всегда были в ссоре, практически с первых дней Республики. Этот последний залп — еще одна глава в саге об американском федерализме и структурных способах определения и защиты прав и, что наиболее важно, их оспаривания.
Конкретное название «города-убежища» происходит от протестов 1980-х годов против федеральной иммиграционной политики, которая отказывала в убежище беженцам из Сальвадора и Гватемалы. Сан-Франциско лидировал, приняв в 1985 году городское постановление, в котором прямо запрещалось городской полиции или гражданским магистратам оказывать помощь федеральным иммиграционным офицерам. Другие города последовали их примеру. То же самое делали и организации, не имеющие государственной лицензии, такие как церкви. Можно вспомнить свирепость отца Луиса Оливареса, пастора Ла-Пласито в Лос-Анджелесе, который назвал свою церковь «убежищем» для бедных, бездомных и лиц без документов. Совсем недавно города-убежища выступили против агрессивной федеральной депортации при Джордже Буше-младшем и Бараке Обаме. Сегодня более 300 юрисдикций (городов и округов) по всей стране отказывают в сотрудничестве федеральным иммиграционным службам.
Указ Трампа требует соблюдения от правительств штатов. Здесь нет намека на пряник, хотя есть несколько странных выражений о том, что политика Трампа заключается в «расширении возможностей» местной полиции (слово «расширение возможностей» у меня ассоциируется со снежинками и левыми). Большая палка — это отказ в федеральном финансировании, но более сюрреалистичным является то, как это делается. Приказ позволяет министру внутренней безопасности назначать (по своему усмотрению) город или округ в качестве «юрисдикции убежища», а генеральный прокурор имеет право отказывать таким убежищам в любых федеральных деньгах. Крупные призы должны быть очевидны — Нью-Йорк, Сан-Франциско, Чикаго, Лос-Анджелес; голубые города, полные людей, которых Трамп боится и ненавидит.
Города-убежища на самом деле имеют долгую историю в Америке, которая всегда была связана — в хорошем смысле — с проблемой американского федерализма. Город-убежище был домом для первого значительного класса беженцев в Америке — беглых рабов. Петиции к первым заседаниям Конгресса в 1790-х годах восхваляли города-убежища и даже требовали федеральной защиты для беженцев. Рабовладельцы без конца жаловались на это, обращаясь как к правительству штата, так и к федеральному правительству с просьбой ужесточить законы. Проблема, заявляли рабовладельцы, заключалась в том, что существующий федеральный закон (Закон о беглых рабах 179 г.3) было недостаточно, чтобы гарантировать рабовладельцам их права, прямо защищенные статьей IV, разделом 2 Конституции. Главным среди требований рабовладельцев было принуждение государственных служащих (правоохранительных органов, магистратов и судей) к обеспечению соблюдения федерального Закона о беглых рабах.
Это не было возмутительным заявлением. Анемичное федеральное правительство 1790-х годов нуждалось в помощи штата для обеспечения соблюдения своих законов. Уставы Конгресса предполагали сотрудничество с государством, как и Закон о беглых рабах 179 г.3. Но к 1810-м и 20-м годам такое сотрудничество стало все больше походить на принуждение, особенно для южан, которые придавали большое значение неприкосновенности прав штатов. Попытка пересмотреть Закон о беглых рабах в 1818 году привела к неудаче, отчасти потому, что предложенный законопроект требовал от государственных чиновников обеспечения соблюдения федерального закона. Это нарушало современное понимание двойного суверенитета — идею о том, что федеральное правительство и правительство штата являются суверенными в своей сфере и что эти сферы полностью разделены. Конгресс мог направлять федеральных сотрудников правоохранительных органов и судей, но не мог направлять государственных служащих, и наоборот.
Северные штаты все чаще стали давать инструкции о том, как обращаться с беженцами из рабства. Такие штаты, как Пенсильвания, Нью-Джерси и Нью-Йорк, приняли законы, пытавшиеся сбалансировать правовую защиту беглых рабов с конституционными требованиями рабовладельцев. Рабовладельцы протестовали, утверждая, что дополнительное бремя судебного процесса на практике привело к задержке или отказу в их конституционном праве на свою собственность.
И Верховный суд согласился. В Prigg v. Pennsylvania (1842) Суд закрепил принцип двойного суверенитета в конституционном праве. Беглые рабы (как сегодняшние иммигранты и беженцы) считались предметом федеральных, а не государственных интересов. Это означало, что штаты не могли принимать законы, будь то законы, защищающие законные права беглых рабов или помогающие их переселению. Но в соответствии с тем же конституционным принципом Суд подтвердил, что Конгресс не может принуждать государственных служащих к обеспечению соблюдения федерального закона.
Пригг против Пенсильвании стал пирровой победой рабовладельцев. Государства, возможно, были не в состоянии защитить беженцев от рабства, но они могли и отказались от сотрудничества с государством. Это означало, что городским констеблям и шерифам графств было приказано не арестовывать подозреваемых беглых рабов, что тюрьмы штатов были закрыты для федеральных маршалов, у которых находились беглецы, и что судьи штатов отказывались выдавать ордера или сертификаты на удаление. В казенную часть вошли свободные чернокожие и их белые союзники-аболиционисты, которые организовали общества защиты и стали все более наглыми в своем противостоянии федеральным правоохранительным органам. Города-святилища стали похожи на крепости.
В ответ Конгресс в 1850 году принял новый Закон о беглых рабах, значительно расширивший полномочия федеральных маршалов, судей и уполномоченных, специально назначенных для работы с беглыми рабами. Закон был грубо прорабским и был принят как часть законодательного пакета, призванного сгладить разногласия между Севером и Югом. Однако на практике это привело к поляризации страны. Северяне наткнулись на закон. Горожане сдавали свои дома и повозки для защиты беженцев. Общества бдительности выявляли ловцов рабов, лишая их возможности действовать тайно. Когда федеральный маршал арестовал беглых рабов, сотни (даже тысячи) протестующих пришли к зданиям судов, где их держали. Целые районы Милуоки, Чикаго, Нью-Йорка и Бостона стали запретными зонами для ловцов рабов. Попытки федеральных властей обеспечить соблюдение закона натолкнулись на простую проблему численности — у них не было достаточно сил, чтобы противостоять массовому народному сопротивлению. Рабовладельцы просто сказали: «Я же говорил». Они всегда считали, что федеральный закон бессилен без государственной поддержки. Они были правы, и южные штаты ссылались на северную защиту беженцев от рабства в своих декларациях о причинах отделения зимой 1860–1861 годов.
Обманчиво легко применить эту часть истории по аналогии с нашими современными городами-убежищами, чтобы указать на связь между ловцами рабов прошлого и антииммигрантскими приспешниками Трампа сегодня. В конце концов, оба охотились на слабых и уязвимых, оба ставили закон и порядок выше личной свободы, и оба высмеивали гуманитарные проблемы. Есть и другие сходства. Рабовладельцы и северные болваны называли своих противников кровоточащими. Они характеризовали беглых рабов как опасных преступников. И вообще реагировали истерично, преувеличивая угрозы и иным образом игнорируя причину.
Но также крайне несправедливо сравнивать кого-либо из сегодняшних политиков с рабовладельцами. Подобными оскорбительными сравнениями можно только заканчивать разговоры, а не вступать в них. Настоящий урок для сегодняшних целей заключается в конституционных процессах, встроенных в федерализм. Использование государственных ресурсов для подрыва федеральной власти (и наоборот) — извечная черта нашей конституционной системы. Южане, сопротивлявшиеся делу Браун против Совета по образованию (1954 г.), мобилизовали государственные учреждения, чтобы противостоять стремлению федерального правительства обеспечить равный доступ к учебным заведениям. Активисты Prolife зарабатывали на жизнь, распоряжаясь государственными ресурсами, чтобы помешать исполнению Роу против Уэйда (1973). Совсем недавно противники однополых браков попытались подорвать дело Obergefell v. Hodges (2015), вызвав гнев Роя Мура и Ким Дэвис.
Это примеры, специально созданные для иллюстрации политической нейтральности «прав штатов» как доктрины. Его современная ассоциация с «массовым сопротивлением» десегрегации запятнала его в глазах либералов. Но города-убежища созданы из той же конституционной ткани — той самой, которая давала аболиционистам прикрытие, необходимое им для сопротивления Закону о беглых рабах. Сопротивление городов-убежищ федеральному закону об иммиграции зависит от поддержки местного населения, правовой и политической помощи со стороны государства и конституционного режима, который уважает неприкосновенность двух суверенов, живущих в одном и том же пространстве. И города могут сделать очень немногое, чтобы противостоять федеральному закону об иммиграции, например, проинструктировать свою полицию не сотрудничать с офицерами ICE, молчаливо игнорировать иммиграционный статус людей, с которыми они сталкиваются, и даже активно распространять среди незарегистрированного населения информацию об их законных правах. .
В каждой точке сопротивление связано определенными правовыми нормами. Информирование незарегистрированных людей об их законных правах не совсем означает, что они могут нанести «неизмеримый вред… самой структуре Республики». Молчаливое игнорирование иммиграционного статуса людей, попавших в поле зрения системы правосудия, должно работать в рамках закона Конгресса и преобладающей его интерпретации Верховным судом. Именно это и сделали северные штаты в 1850-х годах, сопротивляясь Закону о беглых рабах. И это было дополнительно обусловлено северными судьями, большинство из которых упорно соблюдали закон, независимо от их личных взглядов на рабство. То же самое произойдет, когда федеральных судей попросят наказать города-убежища за сомнительную законность исполнительного распоряжения, которое противоречит установленному конституционному закону.
Политика и право заменяют насилие, и мы иногда забываем, что это их основная, повседневная цель. Именно это делает американский федерализм таким разочаровывающим и блестящим предприятием. Наличие нескольких площадок для защиты или отстаивания прав приводит к агрессивным тенденциям. Политические левые и правые оплакивают изнурительный правовой порядок как неприятный, вместо этого желая, чтобы их собственное видение справедливости можно было легче навязать обществу. Справедливо. Но независимо от того, ратуете ли вы страстно за права беженцев или нерожденных, есть люди, которые выступают против вас, и у них тоже есть свои права. Американский федерализм всегда был консервативным средством снижения как склонности к тирании, позволяя людям обращаться более чем к одному источнику власти для защиты своих прав, так и возможности насилия. В конце концов, если нет законного пути, почему бы просто не взорвать все вокруг?
Конечно, американский федерализм часто служил средством гегемонии и подавления несогласных. Примеров предостаточно. Южные штаты насильственно навязали сегрегацию Джима Кроу в южных штатах в 1890-х годах в явном нарушении Четырнадцатой поправки, однако федеральное правительство возражало. Федеральное правительство интернировало американских граждан японского происхождения во время Второй мировой войны без малейшего возгласа со стороны штатов. Но критерием успеха в установлении свободы в любой конституционной системе не может быть требование совершенства. Вместо этого мы должны искать реальные структурные способы, с помощью которых закон и политика могут работать для защиты конституционных прав, в то время как политики продвигают свою политику.
Мы видим тот же принцип в действии прямо сейчас. Исполнительный указ Трампа, угрожающий городам-убежищам, дал голос значительному числу американцев, которые считают, что строгое соблюдение иммиграционного законодательства жизненно важно для национальной безопасности. Отлично. Для тех, кто не согласен, есть множество возможностей для мышечного конституционального сопротивления. И это не наносит «неизмеримый вред… самой ткани нашей республики». Это ткань нашей американской республики.
Х. Роберт Бейкер — адъюнкт-профессор истории в Университете штата Джорджия и автор книги «Спасение Джошуа Гловера: беглый раб, конституция и начало гражданской войны» (издательство Университета Огайо, 2007 г.) и книги «Пригг против Пенсильвании: рабство, Верховный суд и амбивалентная конституция (University Press of Kansas, 2012). Его текущее исследование исследует влияние исторического сознания на конституционное мышление, а также характер конституционных изменений с течением времени.