Что такое парфенон в древней греции: Парфенон в Афинах — подробная информация с фото

Парфенон в Афинах — подробная информация с фото

Парфенон посвящен главной покровительнице города и всей Аттики богине-воительнице Афине. С момента его строительства прошло почти 2500 тысячи лет. Но и сегодня уникальный храм Афинского акрополя остается основной достопримечательностью. Это визитная карточка как греческой столицы так и всей страны, воплощение свободы, демократии, гармонии.

За прошедшие века Парфенон оказался разрушен, а его сокровища разграблены. Долгое время уцелевшие статуи хранились в лондонских музеях, но на рубеже второго тысячелетия возвращены на родину.

Сегодня продолжается кропотливая реконструкционная работа древнего святилища. Археологи и сегодня находят фрагменты отделки, ранее считавшиеся утерянными. Сегодня то немногое, что сохранилось можно увидеть в Акропольском Новом музее.

Парфенон находится под охраной ЮНЕСКО, которая своей эмблемой выбрала этот храм и занесла в список всемирного наследия. Это уникальный древний памятник постепенно возвращает свой первозданный, величественный вид гениальный образчик архитектуры античности.

История Парфенона

Парфенон был возведен в 5 веке до н. э. на развалинах более старинного. Он должен был прославить победу греков над персами. Архитектор Калликрат собирался воплотить в жизнь проект Иктина и в 447 году до н.э. начались работы. Храмовое здание возвели в 438 году до н. э. В этот же период, в день празднества Панафинеи, храм освятили. Украшение храма Парфенон шло вплоть до 431 года до н.э. Работами руководил Фидий, он же автор большинства скульптур.

Стараниями зодчих беломраморный храм Афине-Деве, как будто взлетел на вершину горы Афинского акрополя.

Он стал живым воплощением славы Афин и торжества демократии для политического деятеля того времени, Перикла. Правитель Перикл не пожалел средств на увековечивания славы богини, израсходовав 450 талантов (денежной единицы того времени). Это были огромные деньги, строительство одного военного корабля обходилось в 1 талант. По сути эскадра из 450 суден была платой за воздушный храм, парящий в облаках, словно на белоснежных волнах. Народ посчитал такие траты непомерными, но Перикл возразил, сказал, что их потомки будут гордиться этим храмом столетиями, и оказался прав.

Проходили века храм менял своих святых. Парфенон стал носить имя Святой Марии при византийском господстве, а изваяние Афины было вывезено в Константинополь

После захвата турками Афин в 1460-х годах, Парфенон перевращается в мечеть. Во время войны венецианцев с турками в 1687 году, в стенах Парфенона разорвалось ядро, причинив храму очень значительное повреждение.

Дальше Парфенон подвергся разграблению. В 19 веке Греция находилась под протекторатом Османской империи, этим и воспользовался английский дипломат Т. Элджин, получивший от султана дозволение на вывоз в туманный Альбион уникальную коллекцию скульптур.

История Парфенона © Sven Hansche / Shutterstock

Архитектура Парфенона

По древнегреческим зодческим канонам храм предполагает прямоугольную форму, окруженную колоннами. Мраморное монументальное строение не могло получиться легким, но архитекторы Калликрат и Иктин добились его изящества, применив при проектировке оптический эффект. Слегка в середине утолщили колонны, а угловые наклонили ближе к центру. В результате зрительно они стали смотреться абсолютно прямыми и легкими.

Так же зодчие применили правило золотой пропорции, суть которой в том, что каждая последующая часть целого соотносится с предыдущей, как та со всем целым.

Архитектурной особенностью Парфенона являются мраморные колоннады размещенные под определенным углом, этот эффект позволяет увидеть сразу с трех сторон фасад храма.

В Парфеноне продумано все до малейших подробностей, каждая скульптура или фриз имеет свой уникальный размер, форму и предназначение.

Парфенон: скульптуры и мифы

Оформлением Парфенона занимался Фидий, он не только руководил процессом, но и собственноручно высекал многочисленные скульптуры, фризы и композиции. Именно он сотворил главную святыню — тринадцати метровая статую богини Афины. При ее изготовление Фидий использовал больше тонны золота. Статуя предстает перед зрителями, одетой в длинный хитон. На ее груди расположилась голова Медузы — Горгоны из слоновой кости, в одной руке изображение Ники, богини победы, в другой руке — копье, со свернувшейся рядом змеей. В ногах у нее щит. Зодчий пожелал отдать дань почтения инициатору строительства храма, на щите богини изображен Перикл.

Сегодня невозможно насладиться зрелищем легендарной статуи богини, авторства Фидия. Сохранились лишь позднии копии, оригинал утрачен навсегда.

Здания украшают скульптуры, фронтон, карнизы, по периметру на высоте 12 метров внешних стен, их окаймляет знаменитый парфенонский дорический фриз. К сожалению детали фриза невооруженным взглядом практически не видны.

Фриз изначально был расписан сценами из единоборств. На восточной стороне сражались лапифы и кентавры, на северной боги и гиганты, южной греки с амазонками. Западный фриз — батальные сцены Троянской войны.

Восточный фронтон посвящен мифическому рождению богини Афины, западный изображает спор Посейдона и Афины за обладание Аттикой. Что более ценно для жителей Греции морская вода или масличное дерево — подарок Афины.

На десятиметровой высоте идет ионический фриз со сценами рождения Афины. Фигуры людей с дарами и жертвенными животными, музыканты играющие на инструментах, всадники на колесницах. На восточной стороне здания, где завершается процессия, жрец принимает от афинянки пеплос — сотканная специально для богини одежда.

Скульптуры Парфенона неразделимы с архитектурными особенностями храма, в этом ценность памятника древнего зодчества, который был не только символом славы богини Афины, но и выполнял, в те давние времена, роль музея, художественной галереи и даже сокровищницы. В нем хранилась деньги казначейства морского союза Афин.

Размеры Парфенона

Архитектурное решение Парфенона классическое для древнегреческих зодчих — периптер, что значит окруженный колоннами. По кругу здания расположено 50 колонн, 8 на торцевых частях и 17 по бокам. Высота у колонн 19,4 метра, диаметр 1,9 метра. Святилище Афины было общей длинной 30,9 м.

Основание строения трехступенчатое 1,5 метра в высоту. У храма есть еще две, почти метровые, которые находятся за внешними колоннами храма. Предполагалось, что на них будут сидеть, например, во время празднеств и процессий. Вместе с тем размеры Парфенона слишком велики. Например ступени (крепиды) имеют высоту 50 см. По таким ступеням довольно неудобно подниматься, они слишком высоки.

Портики предназначались для людей, которые по ним шли, так же они укрывали их от солнца и дождя. Все в Парфеноне предназначено для того, чтобы человек пользовался его архитектурными формами, однако масштаб строения в разы превышает необходимый для человека. Античные греки представляли себе богов в виде людей, отсюда и размеры храма богини Афины.

По задумке архитекторов Парфенон надо смотреть со средней точки, не отдаляясь и не приближаясь к храму. Зритель видит пейзаж современных и маленьких древних домов одновременно с монументальным строением, тогда на контрасте Храм богини предстает еще более впечатляющим.

Советы туристу

Если хотите насладиться красотами и видами архитектурного чуда без суеты, идите на экскурсию без гида, самостоятельно.

  • Будьте готовы к длительной пешей прогулке, Храм Парфенон расположился на Акропольском холме на высоте 150 м. над уровнем моря. Идти к нему придется по отполированным веками и природой, скользким ступеням.
  • Приезжать лучше пораньше, тогда есть шанс не ходить в толпе туристов, билетные кассы открываются в 8 утра. Совет брать в поездку побольше воды, не покажется таким банальным, если провести на солнцепеке не один час. Правда на там есть маленький фонтанчик, где можно пополнить запасы живительной влаги.
  • К сожалению, на территории древнего памятника процветает воровство. Не отвлекайтесь от своих вещей, когда увлеченно фотографируете красоты Парфенона. Кстати, с крупными вещами туда не пускают, однако на входе есть камеры хранения.
  • В древнегреческом храме продолжают вестись реставрационные работы, все здание окружено строительными лесами. Из соображений безопасности внутрь строения туристам вход закрыт.

Фотографии Парфенон

Парфенон на карте

Парфенон — достопримечательности рядом

Акрополь

Керамейкос

Театр Диониса

Музей Бенаки

Национальный археологический музей в Афинах

Площадь Синтагма

Музей Акрополя

Руины города Дельфы

Олимпийский стадион

Храм Зевса Олимпийского

Могила Неизвестного солдата

Храм Посейдона

Национальный археологический музей

Круизный порт Пирей

Афинская агора

Арка Адриана

Мыс Сунион

Холм Филопаппа

Гора Парнас

Стадион Панатинаикос

Монастираки

Озеро Вулиагмени

Пляж Мегало Кавури

Входные билеты и туры

от
145€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

от
45€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

от
220€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

от
15€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

Популярные экскурсии

2 hours

5 hours

5 to 6 hours

9 hours

1 hour 30 minutes

3 hours

2 hours

3 hours

8 to 9 hours

3 days

6 hours

4 hours

4 hours 30 minutes

8 to 9 hours

4 hours

3 to 4 hours

Отели возле Парфенон

Популярные достопримечательности Греции

Монастырь ПревелиПещеры ЗакинфаПлощадь АристотеляАрхеологический музей СалоникБелая башня СалоникАрка и гробница ГалерияХрам Святой Софии в СалоникиМонастыри МетеорыКолосс РодосскийБухта НавайоМинойский дворецДворец Великих МагистровУлица Рыцарей в Старом городеМонастырь Мони ФилеримуЛиндосПорт МандракиВенецианская крепость ФортеццаСтарый город РетимноФонтан РимондиМонастырь АркадиПещера Мелидони или «Геронтоспилиос»Круизный порт КеркираКруизный порт МиконосКруизный порт Санторини

Популярные города Греции

АфиныРодосВолосКорфуСалоникиМиконосИраклионКосХаньяЗакинтосКоринфКаламатаХалкидаПилосКаламбакаМальяМистраРетимно

Последние публикации

Все

Новости

27. 03.2023

Кефалония стала лучшим греческим островом

Обзоры

Новости

Новости

Новости

Новости

Новости

Новости

18.11.2022

Афины вместе с Google создают интерактивный проект города

Смотреть все

Парфенон. Большая российская энциклопедия

Религиозные сооружения

Области знаний:
Искусство Древней Греции, Архитектура, Скульптура
Дата создания:
2-я половина 5 века до нашей эры
Историческое государство:
Древнегреческие полисы и колонии
Современное государство:
Греция
Культурно-исторический период:
Древняя Греция
Стиль, направление:
Древний мир

Парфено́н (Παρθενών, от греч. παρθένος – дева), древнегреческий храм на афинском Акрополе, памятник высокой классики. Посвящён богине Афине Парфенос (Афине Деве).

Возведён в ходе нового строительства на Акрополе во 2-й половине 5 в. до н. э., начатого Периклом. Здание храма построено из пентелийского мрамора в 447–438 гг. до н. э., работа над скульптурным оформлением продолжалась до 432 г. до н. э. На основании античных источников (Страбон, Павсаний, Плутарх и др.) современные исследователи приписывают ключевую идею проекта скульптору Фидию, зодчему Иктину – детальное архитектурное решение, Калликрату – организацию строительных работ. Хотя Парфенон – периптер (30,88×69,51 м) дорического ордера, он также содержит черты ионического ордера. Так, внешняя колоннада храма имела 8×17 колонн (а не 6×13, как было принято для дорики; высота каждой 10,43 м), что делало целлу достаточно просторной, чтобы разместить в её восточной части («гекатомпедоне») хрисоэлефантинную статую Афины Парфенос работы Фидия (поставлена в 438 до н. э.; не сохранилась), окружённую с трёх сторон 2-ярусной дорической колоннадой. Также к ионическим элементам относятся фриз (зофор) на внешней стороне целлы, амфипростильные портики из 6 дорических колонн на её торцах вместо традиционных двух колонн в антах, 4 ионические колонны в собственно «парфеноне» (помещении в западной части целлы, где хранились государственная казна и сокровища святилища). В Парфеноне по сравнению с другими древнегреческими храмами использовано необычно много оптических поправок (например, отклонение оси внешних колонн в сторону целлы) и курватур (незначительных искривлений поверхностей), призванных компенсировать искажения при зрительном восприятии.

Парфенон, Афины. 447–438 до н.э. Архитекторы: Фидий, Иктин, Калликрат.
Фото: iStock / Getty Images Plus / Getty Images

Скульптурное оформление Парфенона, выполненное Фидием и группой скульпторов под его руководством, включало композиции на фронтонах (на восточном – миф о рождении Афины, на западном – спор Афины и Посейдона из-за господства над Аттикой), метопы дорического фриза над внешней колоннадой (на восточной стороне были изображены сцены гигантомахии, на западной – амазономахии, на южной – борьбы лапифов и кентавров, на северной – Троянской войны), фриз на внешней стороне целлы с изображением процессии праздника Великих Панафиней.

В 5 или 6 вв. н. э. Парфенон был превращён в церковь, в 1458 г. , после захвата Афин турками, – в мечеть, но оставался почти в первозданном состоянии вплоть до 1687 г., когда во время осады города венецианцами взорвался устроенный в Парфеноне пороховой склад и храм превратился в руины. К началу 19 в. сохранилась примерно половина его скульптурного убранства, половину от которого в 1801–1805 гг. с разрешения турецких властей британский посол в Османской империи Т. Брюс, граф Элгин, демонтировал и вывез в Лондон, где они были приобретены Британским музеем и выставлены там с 1816 г. (т. н. мраморы Элгина). Большинство других скульптурных элементов находится на месте или хранится в Новом музее Акрополя (при перемещении в музей их заменяют гипсовыми копиями). Отдельные фрагменты находятся в Лувре, Ватиканских музеях и др.

Фидий. Скульптуры восточного фронтона Парфенона, Афины. Предположительно статуи Гестии, Дионы и Афродиты. 438–432 до н. э. Британский музей, Лондон.
Фото: Corbis Historical / Getty Images

Тонкая продуманность архитектурного решения, его тесная связь с уникальным по качеству скульптурным оформлением позволяет считать Парфенон одним из высших достижений древнегреческого зодчества, ставшим образцом для архитектуры последующих эпох.

Парфенон включён в список Всемирного наследия в составе объекта афинский Акрополь.

Редакция искусства и архитектуры

Дата публикации:  23 мая 2022 г. в 00:08 (GMT+3)

Парфенон: определение, факты, Афины и Греция

Делосский союз

Парфенон был центром религиозной жизни могущественного греческого города-государства Афины, возглавлявшего Делосский союз. Созданная для предотвращения нападения Персидской империи или других врагов, Делосская лига представляла собой кооперативный союз греческих городов-государств, основанный в 478 г. до н.э. во время вторжений персидских войн.

Знаменитому греческому государственному деятелю Периклу приписывают проектирование и строительство Парфенона как храма для Афины — богини мудрости, искусства, литературы и войны — но, возможно, это была не первая попытка разместить божество.

Более раннее сооружение, известное как Старый Парфенон или Пре-Парфенон, когда-то существовало на месте нынешнего Парфенона. Многие историки считают, что Старый Парфенон строился в 480 г. до н.э. когда Персидская империя напала на Афины и разрушила Акрополь, хотя некоторые эксперты оспаривают эту теорию.

Когда был построен Парфенон?

В 447 г. до н.э., примерно через 33 года после персидского вторжения, Перикл начал строительство Парфенона, чтобы заменить более ранний храм. Массивное сооружение было освящено в 438 г. до н.э.

Скульптурно-декоративные работы в Парфеноне продолжались до 432 г. до н.э. Подсчитано, что для строительства храма было использовано 13 400 камней общей стоимостью около 470 серебряных талантов (примерно 7 миллионов долларов США на сегодняшний день).

ПОДРОБНЕЕ: Как древние греки спроектировали Парфенон, чтобы произвести впечатление и продлиться

DEA/A. Dagli Orti/De Agostini/Getty Images

Вид и план Парфенона.

Дорические колонны

Photo 12/Universal Images Group/Getty Images

Афинский скульптор Фидий.

Перикл поручил известным греческим архитекторам Иктину и Калликрату, а также скульптору Фидию спроектировать Парфенон, который стал крупнейшим храмом в дорическом стиле своего времени.

Здание имеет прямоугольную форму и построено на фундаменте площадью 23 000 квадратных футов, часть которого была известняковым фундаментом Старого Парфенона.

Низкие ступени окружали здание с каждой стороны, а портик из дорических колонн, стоящих на платформе, образует окантовку вокруг него. Есть 46 внешних столбцов и 19внутренние колонны.

Колонны слегка сужаются, чтобы придать храму симметричный вид. Угловые колонны больше в диаметре, чем другие колонны. Невероятно, но в Парфеноне нет ни прямых линий, ни прямых углов, что является настоящим подвигом греческой архитектуры.

Воины-амазонки 

Многие детали Парфенона изображают сцены из греческой мифологии. Внешние стены Парфенона украшают девяносто две резные метопы (квадратные блоки, помещенные между трехканальными блоками триглифов). Метопы на западной стороне изображают амазономахию, мифическую битву между воинами-амазонками и древними греками, и, как считается, были созданы скульптором Каламисом.

Метопы на восточной стороне изображают Гигантомахию, мифические битвы между богами и великанами. Большинство метопов на южной стороне изображают Кентавромахию, битву мифических кентавров с лапифами, а метопы на северной стороне изображают Троянскую войну.

Фриз Парфенона

Широкая декорированная горизонтальная полоса, называемая фризом, проходит по всей длине стен внутреннего помещения Парфенона (целлы). Фриз выполнен в технике барельефа, то есть скульптурные фигуры немного приподняты над фоном.

Историки считают, что на фризе изображено либо панафинейское шествие к Акрополю, либо жертвоприношение Пандоры Афине.

На каждом конце Парфенона есть два скульптурных фронтона треугольной формы, известные как фронтоны. Восточный фронтон изображал рождение Афины из головы ее отца Зевса. Западный фронтон изображал конфликт между Афиной и Посейдоном за претензии на Аттику, древний регион Греции, в который входил город Афины.

Афина Парфенос

Universal History Archive/Universal Images Group/Getty Images

Художественное исполнение статуи богини Афины, которая когда-то существовала в Парфеноне.

В храме Парфенона находилась необыкновенная статуя Афины, известная как Афина Парфенос, созданная Фидием. Статуи больше не существует, но считается, что ее высота составляла около 12 метров (39 футов).

Он был вырезан из дерева и покрыт слоновой костью и золотом. Историки знают, как выглядела статуя, благодаря сохранившимся римским репродукциям.

Статуя Афины изображала полностью вооруженную женщину со щитом из козьей шкуры, известным как эгида. В правой руке она держала шестифутовую статую греческой богини Ники, а в левой — щит, на котором были изображены различные батальные сцены. На ее шлеме стояли два грифона и сфинкс, а за щитом — большая змея.

Неясно, служил ли Парфенон исключительно домом для Афины или еще и сокровищницей. Несомненно, это зрелище вызывало благоговейный трепет у всех, кто смотрел на него. Древние зрители не были допущены внутрь сооружения, но наблюдали за его великолепием снаружи.

Парфенон переходит из рук в руки

В шестом веке нашей эры византийцы-христиане завоевали Грецию. Они запретили языческое поклонение древнегреческим богам и превратили Парфенон в христианскую церковь. Они заблокировали вход с восточной стороны и, по обычаю христианства, заставили молящихся входить в церковь с западной стороны.

Массивная статуя Афины исчезла до прибытия византийцев. На ее место поставили кафедру и мраморную архиерейскую кафедру.

Парфенон оставался христианской церковью до 1458 года нашей эры, когда мусульманская Османская империя захватила Афины. Турки-османы превратили Парфенон в мечеть, но сохранили нетронутыми многие христианские картины и артефакты.

В 1687 году, столкнувшись с нападением Христианской Священной лиги (союз европейских держав против Османской империи), османы превратили Парфенон в склад боеприпасов и убежище, но это было далеко не безопасно. Здание было обстреляно пушечными ядрами, а его склады с боеприпасами взорвались, в результате чего сотни человек погибли и были нанесены серьезные повреждения конструкции.

После веков правления турок греки боролись за независимость в 1820-х годах. Акрополь стал зоной боевых действий, и турецкая армия удалила сотни мраморных блоков из руин Парфенона. Они также использовали железные зажимы со свинцовым покрытием, которые скрепляли блоки, чтобы сделать пули.

Elgin Marbles

После нападения Священной лиги и многочисленных военных кампаний к 1800-м годам Парфенон лежал в руинах и находился во власти мародеров и стихии.

В начале 19-го века Томас Брюс, 7-й граф Элгин, снял мраморные фризы и несколько других скульптур и отправил их в Лондон, Англия, где они до сих пор выставлены на всеобщее обозрение в Британском музее.

Неясно, было ли у Элгина разрешение на вывоз скульптур, и правительство Греции потребовало их возвращения.

Время, выветривание и очистка привели к тому, что мрамор Элгина и другие скульптуры Парфенона стали белыми, но когда-то они и другие части сооружения были окрашены в яркие цвета.

Знаете ли вы? Полномасштабная копия Парфенона была построена в парке Сентенниал в Нэшвилле в 1897 году для выставки «Столетие Теннесси».

ПОСМОТРЕТЬ БОЛЬШЕ: Поразительные фотографии классической греческой архитектуры

Возвышающийся на 500 футов над уровнем моря Акрополь в Афинах демонстрирует одни из лучших образцов греческой архитектуры. Парфенон, построенный в середине V века до н. центральная часть Акрополя и часто считается шедевром дорического ордера архитектуры. Его название относится к Афине Парфенос, или «Афине-Деве». Построенный между 421-406 гг. до н.э. на Акрополе в Афинах, этот храм Афины выполнен в ионическом архитектурном стиле. Он наиболее известен тщательно вылепленными колоннами («кариатидами»), поддерживающими его крыльцо. Этот ионический храм, построенный в 424 г. до н. э., возвышается над Афинами на Акрополе. Ника означает «победа» на греческом языке. Храм Зевса Олимпийского в Афинах является примером коринфского ордера архитектуры. Начавшись во 2 веке до нашей эры, на его завершение ушло почти 700 лет. Считавшиеся древними греками центром мира, Дельфы были домом для пророческого оракула Аполлона. Здесь видно святилище Афины. Амфитеатр в Эпидавре в Греции был построен в 4 веке до н.э. и известен своей удивительной акустикой. Расположенный в одном из самых важных городов древнегреческой империи, амфитеатр в Эфесе, Турция, демонстрирует широкое влияние древнегреческой архитектуры. Итальянский город Сегеста был тесно связан с Афинами во время 5 век до н.э. Его амфитеатр демонстрирует поразительное греческое влияние. Древний город Пестум был основан греческими колонистами около 6 века до н.э. Вдалеке виден храм Нептуна. Храм Нептуна (ок. 460 г. до н. э.) лучше всего сохранился из трех дорических храмов в Пестуме, Италия.

1 / 11: Рене Маттес/Хемис/Корбис

Реставрация Парфенона

В 1970-х годах правительство Греции серьезно занялось восстановлением быстро разрушающихся Акрополя и Парфенона, которые стали одним из национальных сокровищ страны. Они назначили археологический комитет под названием «Проект восстановления Акрополя».

Во главе с греческим архитектором Манолисом Корресом комитет тщательно нанес на карту каждую реликвию в руинах и использовал компьютерные технологии, чтобы определить их первоначальное местонахождение.

Реставраторы планируют дополнить оригинальные артефакты Парфенона современными материалами, устойчивыми к атмосферным воздействиям и коррозии и поддерживающими целостность конструкции. При необходимости будет использоваться новый мрамор из карьера, где был добыт оригинальный мрамор.

Тем не менее, Парфенон не будет восстановлен до своей первоначальной славы. Вместо этого он останется частично разрушенным, и в нем будут представлены элементы дизайна и артефакты, отражающие его богатую и разнообразную историю.

Музей Акрополя

В Парфеноне и во всем Акрополе продолжаются ремонтные работы; однако туристы все же могут посетить это историческое место. Области, подвергающиеся перестройке, могут быть закрыты.

Некоторые важные артефакты и оставшиеся скульптуры Парфенона были перемещены в ближайший Музей Акрополя. Чтобы увидеть многие оригинальные мраморные скульптуры Парфенона и другие артефакты Акрополя, посетителям предлагается совершить экскурсию по музею.

Источники

Тайны Парфенона. ПБС НОВА.
Великолепный Парфенон. ПБС НОВА.
Парфенон. Древняя Греция.org.
Парфенон. Оксфордские библиографии.
Парфенон. Рид Колледж.
Парфенон: религия, искусство и политика. Государственный университет Нью-Йорка.

Парфенон, Афины – Smarthistory

Узнайте о великом храме Афины, покровительницы Афин, и о непростой истории этого здания.

 

Иктинос и Калликрат (скульптурная программа под руководством Фидия), Парфенон, Афины, 447–432 гг. до н. э. Докладчики: д-р Бет Харрис и д-р Стивен Цукер.

Ирис , с западного фронтона Парфенона, ок. 438–432 гг. до н. э., мрамор, высота 135 см, Афины, Греция © Попечители Британского музея

Афины и демократия

«власть народа», или демократия, возникла в городе Афины. После поражения персидского вторжения в 480–479 гг. до н. э. материковая Греция и особенно Афины вступили в золотой век. В драме и философии, литературе, искусстве и архитектуре Афины не имели себе равных. Империя города простиралась от западного Средиземноморья до Черного моря, создавая огромные богатства. Это оплатило один из крупнейших проектов общественных зданий, когда-либо виденных в Греции, включая Парфенон.

Храм, известный как Парфенон, был построен на Афинском Акрополе между 447 и 438 г. до н.э. Это было частью обширной строительной программы, разработанной афинским государственным деятелем Периклом. Внутри храма стояла колоссальная статуя, изображающая Афину, богиню-покровительницу города. Статуя, которой больше нет, была сделана из золота и слоновой кости и была работой знаменитого скульптора Фидия.

Скульптуры Парфенона

Само здание было украшено мраморными скульптурами, изображающими сцены из афинского культа и мифологии. Есть три категории архитектурной скульптуры. Фриз (вырезанный в низком рельефе) проходил высоко по всем четырем сторонам здания внутри колоннад. Метопы (вырезанные горельефом) располагались на том же уровне, что и фриз над архитравом, венчающим колонны снаружи храма. Скульптуры фронтона (вырезанные по кругу) заполняли треугольные фронтоны на каждом конце.

Хотя здание претерпело ряд изменений, оно оставалось практически нетронутым до семнадцатого века. Ранние христиане превратили храм в церковь, добавив апсиду в восточной части. Вероятно, именно в это время скульптуры, изображающие рождение Афины, были удалены из центра восточного фронтона, а многие метопы были испорчены. Парфенон служил церковью, пока Афины не были завоеваны турками-османами в пятнадцатом веке, когда он стал мечетью. В 1687 году, во время осады Акрополя венецианцами, оборонявшиеся турки использовали Парфенон как склад пороха, который воспламенился от венецианской бомбардировки. Взрыв вырвал сердце здания, разрушив крышу, части стен и колоннаду.

Венецианцам удалось захватить Акрополь, но они удерживали его менее года. Дальнейший ущерб был нанесен при попытке снять скульптуры с западного фронтона, когда подъемный механизм сломался, и скульптуры упали и разбились. Многие из скульптур, которые были уничтожены в 1687 году, теперь известны только по рисункам, сделанным в 1674 году художником, которого, вероятно, называют Жаком Керри.

Мраморный метоп из Парфенона, ок. 447–438 гг. до н. э., рост 172 см, Акрополь, Афины © Попечители Британского музея

Мраморный метоп из Парфенона

Скульптурное украшение Парфенона включало девяносто два метопа со сценами мифической битвы. Те, что на южном фланге храма, включали серию, в которой человеческие лапифы сражаются насмерть с кентаврами. Кентавры были наполовину людьми, наполовину лошадьми, поэтому в их природе были и гражданские, и дикие стороны. Лапифы, соседнее греческое племя, совершили ошибку, дав кентаврам вино на брачном пиру своего царя Пирифоя. Кентавры пытались изнасиловать женщин, а их лидер Эвритион пытался похитить невесту. Последовала генеральная битва, в которой лапифы наконец победили.

Здесь молодой лапиф держит кентавра сзади одной рукой, а другой готовится нанести удар. Композиция идеально сбалансирована, главные герои тянутся в противоположных направлениях вокруг центрального пространства, заполненного каскадными складками плаща лапифа.

Всадники с западного фриза Парфенона, ок. 438–432 гг. до н. э., высота 100 см, Акрополь, Афины © Попечители Британского музея

Фрагмент фриза

Этот блок располагался у угла западного фриза Парфенона, где он поворачивал на север. Всадники двигались с некоторой скоростью, но теперь сдерживают поводья, чтобы не показаться съезжающими с края фриза. Всадник впереди оборачивается, чтобы оглянуться на своего спутника, и поднимает руку (теперь отсутствующую) к голове. Этот жест, повторяющийся в другом месте фриза, возможно, является сигналом. Хотя здесь можно увидеть всадников, на большей части западного фриза изображены всадники, готовящиеся к собственно кавалькаде, изображенные на длинных северной и южной сторонах храма.

Фигуры трех богинь с восточного фронтона Парфенона, ок. 438–432 гг. до н. э., длина 233 см, Акрополь, Афины © Попечители Британского музея

Скульптура фронтона

На восточном фронтоне Парфенона изображено рождение богини Афины из головы ее отца Зевса. Скульптуры, изображавшие реальную сцену, утеряны. Зевс, вероятно, был изображен сидящим, а Афина, взрослая и вооруженная, удалялась от него.

Сохранились лишь некоторые фигуры, расположенные по обе стороны от потерянной центральной группы. В их число входят эти три богини, сидевшие справа от центра. Слева направо их поза меняется, чтобы приспособиться к наклону фронтона, который изначально их обрамлял.