Содержание
Окрестности Суздаля: секреты древних сёл
Кто же не любит Суздаль? Мы там бываем по несколько раз в году. И наше бессилие перед очарованием этого городка выражается еще и в том, что не имеем сил написать о нем – слишком масштабно предстоящее полотно. А вот окрестности Суздаля обычно остаются за рамками туристического внимания. И совершенно зря. Ловите маршрутик на полдня, а самым неторопливым – так и на день!
Выезжайте из Суздаля по улице Васильевской, мимо старинного монастыря и места крещения суздальцев, держите курс прямо к месту впадения Каменки в Нерль. Пути всего около 5 км, но знайте, что едете по дороге, которой почти тысяча лет. Она вела из Суздаля в Городец (Нижегородская область), через нынешний Ковров, старинный Стародуб, ивановскими лесами и прямо на берега Волги. Часть этого маршрута с достопримечательностями у нас описана в отчете о местах, связанных с именем Дмитрия Пожарского.
На месте впадения Каменки в Нерль стоит село Кидекша, которое впервые упоминается в 1152 году. Само название уходит в толщи веков и залежи мерянского языка. Сейчас историки придерживаются двух версий: в переводе с мерянского Кидекша – “каменная речка”, а по-русски – вроде как “покинутое место”. Историческую основу имеют обе версии.
Речка, на которой стоит Суздаль и Кидекша – Каменка, названная так за каменистое дно, что редкость для рек владимирского Ополья. А покинутой Кидекша стала, когда в середине XII века князь Юрий Долгорукий решил поставить тут свой укрепленный двор. Здесь было хорошо контролировать речные пути, да и от спесивых суздальских бояр подальше. Более того, место уже было освещено княжеским присутствием – по легенде, здесь в Х веке располагалось становище святых князей Бориса и Глеба, которые встретились по дороге в Киев, направляясь соответственно из Ростова и Мурома. Об этом упоминается в Степенной книге, и, верно, именно это послужило причиной посвящению местной церкви этим святым. Долгорукий поставил тут небольшую крепость и храм. То есть Кидекша вполне могла стать стольным градом вместо Москвы, которая старше Кидекши всего на пять лет. Но звезды не легли. И, наверное, это хорошо. В итоге князь покинул это место, а двор перешел к его сыну – Борису Юрьевичу, который тут жил и был погребен вместе с семьей.
Словом, это самое известное село в окрестностях Суздаля. Известность вполне заслуженная и музем-заповедником поддерживаемая. А потому вы непременно увидите на парковочном пятаке туристические автобусы. Вот вид на Кидекшу, который туристы не видят – снимок сделан с противоположного берега реки.
А едут туристы увидеть вот эту скромную белокаменную красоту – личный храм Юрия Долгорукого, охраняемый ЮНЕСКО. Это церковь святых Бориса и Глеба, чье первое упоминание в 1152 году и помогает датировать существование самой Кидекши. Для постройки белокаменной церкви князь пригласил галицких каменщиков, так как свои мастера не умели работать с камнем. Строили каменщики по-западному – из природного известкового камня, найденного где-то на территории современного Подмосковья. Камень прекрасно отёсан и положен почти насухо.
Вообще, именно с постройки храма Бориса и Глеба началось Владимиро-Суздальское белокаменное зодчество. Памятников тех веков всего пять – и все их стоит увидеть своими глазами (кроме Кидекши белокаменные храмы украшают пойму реки Нерль, Владимир, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский).
Строгая простота и даже суровость. Минимум украшений. Это вам не Покрова на Нерли с царем Давидом и женскими масками. И уж тем более не Дмитриевский храм во Владимире с его райскими кущами на стенах. И не церковь с улыбающимися котами и даже слоном в Юрьеве-Польском.
Жаль, своды этого храма в XVII веке обрушились и верх был починен иначе. Но внутри сохранились древние хоры, фрагменты фресок 1180-х годов, аркасолии – ниши для захоронения, на стенах – древние граффити. Археологами были обнаружены неизвестные ранее детали внутреннего убранства храма: основания позднего иконостаса, нижняя часть белокаменного престола с отпечатками четырёх ножек и омфалий. На этих снимках – аркасолия семьи сына князя Долгорукого. Княжеские останки из храма изъяты.
Кстати, омфалий – это «пуп». Так называли особое место в храме, его центр, пуповину. Омфалий в Кидекше – это камень розоватого цвета, лежащий в центре храма. Сейчас он включён в экспозицию и является уникальным, так как в древнерусской архитектуре известен только более ранний мозаичный экземпляр X века в киевской Десятинной церкви, а остальные – гораздо более поздние. Также в Борисоглебской церкви был обнаружен белокаменный саркофаг и фрески XII века.
В конце XVII века к храму добавились памятники, характерные для суздальского зодчества. Например, Святые ворота, которые вели к спуску на реку. Думается, тут могли быть и речные ворота крепости Долгорукого.
Позднее к архитектурному ансамблю Кидекши добавилась ныне действующая теплая церковь Святого Стефана (1780 год). Для села это важно, так как Борисоглебская церковь – музей. Забавно, но на территории комплекса пытаются сохранить даже старые деревья. Это явно разваливается, но его обрабатывают смолой и скрепляют манжетами и цепями.
Впрочем, если зимняя церковка в этом комплексе вполне обыкновенна, то вот шатровая колокольня XVIII века весьма выразительна. И, кроме того, она “падающая”, то есть заметно кренится. До ХХ века на ней висел колокол, подаренный Иваном Грозным в честь взятия Казани. Сейчас колокольня закрыта, а раньше на нее пускали туристов. Говорят, виды – потрясающие.
Если будете в Кидекше во время работы музея – непременно купите билет и осмотрите храм изнутри. А если будет возможность присоединиться к группе туристов с экскурсоводом – пользуйтесь шансом узнать больше об этом уникальном месте.
Еще в пяти километрах от Суздаля, но в сторону Владимира, расположено село Черниж. В отличие от Кидекши, оно совершенно не интересует музей-заповедник, и там не бывает автобусов с туристами. А между тем, там стоит уникальное сооружение – деревянный усадебный дом с тосканским портиком и четырьмя деревянными колоннами.
Согласно книге «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Выпуск 3. Суздальский и Юрьевский уезды» 1897 года, исторических сведений о селе Черниж Суздальского уезда Владимирской губернии невозможно было отыскать уже в конце XIX века.
Наиболее ранним из известных описаний села является статья о нем в экономическом приложении к планам Генерального межевания Суздальского уезда, составленная между 1764 и 1782 годами. В документе сказано, что в указанные годы Черниж находился в совместном владении помещиков «Анны Яковлевны Кречетниковой, Василья Ивановича Сытина, Ивана Федорова сына Владыкина, Татьяны Васильевны и Авдотьи Степановой дочери Молчановой, Ивана Борисова сына Шувалова». О расположении поселения сообщается: «село пообе стороны оврага Межнишного в котором пруд, ипридвух прудахже церковь каменная Николая Чюдотворца сприделом Сергия Радонежского Чюдотворца; два дома госпоцкие деревянные, приодном сад сплодовитами деревьями». В описываемое время в Черниже насчитывалось 84 крестьянских двора, в которых проживали 256 мужчин и 270 женщин.
Топографические карты 1850-х годов свидетельствуют, что в это время крестьянские дома в Черниже располагались тремя порядками к северу и двумя – к югу от занимающих центр села прудов. У здания Никольской церкви отмечены усадебные постройки – дом и два флигеля. Еще одно крупное каменное строение – видимо, конюшни и каретный сарай – отмечены на левой стороне Черницкого оврага. В один ряд вдоль безымянного оврага к югу от села стояли три ветряные мельницы.
Сегодня, кроме трех ветряков, все так и стоит, как на карте 1850 года. Мимо господского дома в Черниже не проехать. Он стоит на краю пруда, прямо рядом с храмом, обратив свой парадный вход и окна залов на церковь. Трогательное соседство. Сейчас дом и храм разделяет мемориал в честь павших воинов. Заметьте, что на фасадах нет никаких украшений. Видимо, они просто не подновлялись в поздние годы и не дошли до нас. В советские годы вряд ли стали бы восстанавливать помещичьи затеи, а потому подчеркивали утилитарное назначение усадьбы.
Вот на этом снимке с заднего двора видно, как близко друг к другу расположены церковь и помещичий дом.
Так кто же был владельцем этого дома?
А владельца было два.
Помните в списке помещиков села по переписи 1764 – 1782 годов Анну Яковлевну Кречетникову? Она – урожденная Сытина, и совладельцем числится кто-то из родственников. Возможно, доля в Черниже была ее приданым или наследтвом. Анна Яковлевна была замужем за владимирским дворянином, генерал-майором и астраханским губернатором Петром Никитичем Кречетниковым. Вот его портрет. Собственно, это единственный портрет человека, имеющего хоть какое-то отношение к усадьбе. Других найти не удалось.
Погрудный портрет П.Н. Кречетникова
генерал-майора и астраханского губернатора,
изображенного в военном мундире с орденами Святой Анны и Белого Орла.
У четы Кречетниковых были сын Иван и дочь Елизавета. Иван Петрович служил советником Рязанской уголовной палаты, был председателем Костромской уголовной палаты (1787-1796) и имел чин коллежского советника. Был дважды женат, имел четырех детей, младшая из которых – Екатерина Ивановна и была первой хозяйкой этого дома в Черниже.
Дом всем своим проектом просится быть в камне, но, видимо, не слишком высокие доходы одинокой помещицы заставили возводить дом с колоннами из дерева. А вот на храм она денег не пожалела. Известно, что в 1834 году на пожертвования Екатерины Ивановны к Никольской церкви была пристроена теплая трапезная с приделами в честь Преподобного Сергия Радонежского и иконы Божьей Матери Казанской. Была также построена каменная колокольня.
Точных дат жизни Екатерины Ивановны мы не знаем, однако известно, что умерла она девицей, то есть замуж так и не вышла и прямых наследников не оставила. В чем причина ее одиночества – неизвестно. Это могла быть и несчастная любовь, и болезнь. Потому что с маленькой усадебкой и домиком она уже не была бесприданницей и вполне могла составить счастье мелкого помещика.
Ее утешение, судя по всему, составляла религия, благо богатый монастырями Суздаль был в получасе неспешной езды от имения. Думается, что так и делала Екатерина Ивановна – велела заложить коляску с мягкими рессорами и по полевой дороге отправлялась молиться по обителям, чтобы к обеду быть дома.
Картина Василия Максимова “Все в прошлом”, 1889 год.
К слову, ее кузина (дочка тётушки Елизаветы Петровны) Мария Шепелева, в замужестве Сухово-Кобылина, была хозяйкой литературного салона на московской Тверской, в известном москвичам “доме Фамусова”. А благодаря родству с Баташевыми, ее муж был управляющим выксунскими металлургическими заводами.
В 1834 или чуть позже Черниж был приобретен суздальским дворянином, уездным предводителем дворянства Иваном Алексеевичем Рагозиным (1781 – 1858 годы). К сожалению, портрет помещика на просторах интернетов найти тоже не удалось. Что стало причиной продажи имения – неизвестно. Возможно, Екатерина Ивановна скончалась, а наследники решили домик продать.
Про Рагозина известно чуть больше. Карьера его была вполне обычна для отпрыском дворянских семей с достатком ниже среднего. Родился он, судя по всему, в селе Петрово Городище Суздальского же уезда Владимирской губернии. Сейчас это село находится в Гаврилово-Посадском районе Ивановской области всего в нескольких километрах от Суздаля.
Рагозины владели Петровым Городищем и несколькими окрестными деревнями много лет и являли собой пример служилого дворянства, которое не избегает государственной службы и повинностей, но более всего утешает себя тихой провинциальной жизнью и ценит хороший обед, пение соловья в саду и круглый локоток супруги 🙂
Иван Алексеевич, как любой помещичий отпрыск, получил первое образование у домашних гувернеров, но продолжил обучение в Инженерном кадетском корпусе. Он находился на военной службе и в 1803 году вышел в отставку артиллерии поручиком. Ясное дело, 22-летний поручик мог бы послужить и далее, но инженерная карьера, видимо, не прельщала или виделась невозможной. Известно, что с 1806 по 1807 год Рагозин служил во Владимирской милиции, а с началом войны с Наполеоном записался во Владимирское ополчение, в составе которого пробыл до 1814 года. Где именно сражался Иван Алексеевич, бился ли на Бородинском поле, дошел ли до Парижа – мы не знаем. Наверное, это предмет отдельного архивного изыскания.
Но уже в 1815 году 34-летний ветеран избирается депутатом дворянства от Суздальского уезда и служит им вплоть до 1821 года. Репутация хорошего хозяйственника и семьянина обычно должна была прилагаться к депутатству. И, судя по всему, Иван Алексеевич соответствовал. Также это говорит о том, что фамилия Рагозиных была уважаемой, а сами помещики не гнушались общественной нагрузки.
Иван Алексеевич упоминается 1828 годом, как заказчик и финансист строительства трапезной с теплыми приделами Зачатия Анны и Василия Великого и колокольни к Никольскому храму своей семейной вотчины Петрово Городище. Сам храм был построен, возможно, отцом Рагозина в 1789 году, когда Иван Алексеевич был еще восьмилетним ребенком. Возможно, он расстраивал храм в память о родителях.
После 1834 года Рагозин приобрел усадьбу в Черниже. Не исключено, что он несколько перестраивал дом, ведь семейному человеку надо больше места, нежели одинокой девице. Вероятно именно при Иване Алексеевиче появились антресоли в задних крыльях дома. Так как дом обшит тесом, заметить переделки сложно.
Кстати, согласитесь, чем-то похож чернижский дом на усадьбу с картины Поленова “Бабушкин сад” 1878 года? Может, и дом в Черниже имел такой декор?
Картина Поленова “Бабушкин сад”, 1878 год.
Теперь, когда хоть что-то известно о владельцах, можно продолжить осматривать дом.
Интересно, что парадный вход дома в советские годы перестал таковым быть. Портик не сохранил входа.
Помещичий дом, точнее его парадные высокие залы, стал Домом культуры. И получил дверь сбоку.
Мы объехали дом сзади и поставили авто на бывшем помещичьем дворе.
Со двора видно, что дом П-образный в плане. Такой же деревянный усадебный дом с двумя задними крыльями, но без портика стоит и в Нижегородской области – в имении Котлубицких в селе Костянка Шатковского района. Дом несколько обезображен каменным пристроем, странным крыльцом в бывший магазин и фельдшерский пункт, а также кирпичной трубой отопления. Сейчас она не имеет уже никакой связи с домом и стоит просто так.
А сбоку видно, что обшитый тесом дом имел передние парадные залы с высокими потолками, а дальше шли перерубы и в задней части дома были уже жилые комнатки в два этажа. Потолки в них ниже, их проще протопить. Эти окна смотрят на пруд.
Вид от дома. Пруд, кстати, не один. Это система прудов, целый каскад. Основой, судя по всему, послужили овраги.
От заднего двора на плотину бежит тропинка. За неимением парка, возможно, именно эти тропки были местом для променада владельца и его семьи. Мы тоже решили пройтись. Вид на дом с дамбы и пруда.
Кстати, соседку – Никольскую церковь, тоже видно. Здание эпохи барокко, возведенное в 1755 году. Как уже говорилось, расширением храма занималась девица Кречетникова. Во второй половине XIX века при церкви была построена часовня-усыпальница Рагозиных, что подтверждает версию о том, что Иван Алексеевич не был наследником родительского имения в Петровом Городище.
Слева, у алтарной части видно маленькую часовенку. Возможно, это та самая, над могилами Рагозиных, которые ложились в землю на этом почетном месте, с видом на пруд.
Сразу за барским домом стоят два одинаковых кирпичных двухэтажных флигеля, которые сейчас используются, как частные жилые дома.
Пространство между ними и домом помещика вымощено белым камнем. Его видно до сих пор.
Через сельскую улицу, на некотором удалении, но в зоне видимости стоят конюшни и каретники. Уже в руинах, к сожалению.
Вид на усадьбу от конюшен.
Помещичий дом и один из флигелей.
Жаль, что Чернижское имение находится в ужасном состоянии. Это памятник регионального значения, но у Владимирской области нет на него денег. Местные жители очень переживают за сохранность дома, мечтают об открытии тут музея и доламывают барские конюшни на кирпич. Местечко уютное – к посещению обязательно.
Кроме этих уникальных объектов, мы выбрали для осмотра пару многоэтажных храмов, достойных стоять не в селах, а в губернских городах. Вообще, церквей в Суздальском уезде – богатейшая россыпь. И все они в разном состоянии. Можно отобрать для осмотра буквально любые, благо дороги почти всюду – асфальт.
Итак, с трассы Владимир – Суздаль мы свернули на село Борисовское и отправились до Воскресенской слободки на берегу Нерли. Дорога крайне живописна: холмы, поля, речка и местами элитные коттеджные поселки, перемежающиеся вполне рядовыми деревенскими дачами владимирцев.
Раньше писалось, что “расстояние от Владимира 25 верст, а от Суздаля 13 верст”. В XVI веке село принадлежало князю Петру Михайловичу Щенятеву, по чьей фамилии населенный пункт до сих пор величают Щенячьей слободкой. Колокольню видно издалека. Из-за штукатурки она вообще кажется деревянной.
Церковь в слободке каменная, двухэтажная и построена в 1743 году в стиле нарышкинского барокко. Колокольня при ней каменная. Престолов в церкви четыре: в нижнем этаже главный престол в честь Воскресения Христова, придельные престолы – во имя святого Чудотворца. Николая и во имя святого великомученика Димитрия Солунского, а в верхнем этаже – во имя святого князя Владимира. Интересно, что приход храма составляла только слободка, которая была довольно населенной.
Штукатурка придает барочной колокольне какой-то готичности. Кстати, виден пролом в колокольне – его сделали, чтобы сбросить колокола.
Сохранившийся фрагмент мозаичного пола хранит дату – 1894 год – год реконструкции храма.
Лепнина в колокольне.
Вокруг храма – небольшое сельское кладбище. А вокруг погоста – дома и огороды. Жизнь и смерть – все рядом, как в жизни.
Судя по всему, кто-то взялся за восстановление храма – на алтаре и трапезной новая кровля с водостоками, а основной объем изнутри закрыт. Впрочем, интерьеры все равно были утрачены. И только под куполом, говорят, осталось деревянное распятие, которое просто не смогли достать. Мы этого не увидели.
Зачем оштукатурили – вообще непонятно. Напоминает обивку храма листами железа, как в Больших Кемарах Нижегородской области. Обили, чтобы закрыть выщербленный кирпич. Из-за почерневшего железа храм стоит будто горелый. Мне кажется, штукатурить нарышкинское барокко – из той же оперы. Но величия не отнять. Такой храм мог бы не то, что слободку – губернский город украсить.
Второй храм, который мы хотели увидеть, расположен ближе к Суздалю – в пяти километрах на выезде из города в сторону Гаврилова Посада, в селе Весь.
Интересно само название села. Весь – это финно-угорское племя, родственное мерянам, но жившее сильно севернее суздальской земли. Как их сюда могло занести – неясно, а уж сохранить до XXI века себя в названии села – тем более чудесно. В окрестностях Веси найдено несколько городищ и 107 курганов со следами ритуальных сожжений. Меряне и славяне жили тут по соседству примерно в одно и тоже время – с Х по XIII века. Различия племен обычно определяется по черепкам посуды: меря не знали гончарного круга и посуду лепили. Найдено много украшений – височные кольца, браслеты, шумящие подвески-уточки, мужская подвеска “топор Тора” и многое другое.
Стоит Весь на высоком берегу речки Ирмес, которая впадает в Нерль. Ирмес – это что-то вроде “речка текущая из болота”. Когда мы подъехали к храму, небо закрыла штормовая туча. Это место встретило нас вот так.
Храм здесь уникальный.
Во-первых, у него двойное название – церковь Троицы Живоначальной/Михаило-Архангельская церковь. А все потому, что храм двухэтажный: нижний – теплый и с престолом в честь Архистратига Михаила (построен в 1769 году), а верхний – холодный и с престолом в честь Святой Живоначальной Троицы (построен в 1817 году).
А во-вторых, из-за надстройки храм стал похож на башню. Точнее так – он превратился в башню. Совершенно уникальное сооружение с удивительными пропорциями, стоящее в местности, которая словно добавляет величия и красоты церкви. Это разрушающееся пятиглавие видно за много километров.
Основной объем традиционного бесстолпного суздальского типа надстроен на еще одну высоту и церковь стала с четырьмя ярусами, устремленной ввысь и парящей над окружающими ее полями. Очень напоминает тотьминские храмы-галеоны, узкие в основании, но очень высокие, словно стремящиеся оторваться от грешной земли и улететь за облака.
Остатки росписи на стенах храма.
Состояние храма плачевное. Но у алтарной части кто-то заботливо высадил сосны и елки.
Кстати, двухсветный алтарь не так часто можно увидеть.
А потом выглянуло солнышко. Буквально на три минуты перед тем, как на нас обрушился шквал холодного ветра, а над полями повисла завеса дождя. И открывшаяся картина над излучиной реки была особенно прекрасна.
Словом, обожая Суздаль и гуляя его улочками, не ленитесь хотя бы понемногу открывать для себя и его окрестности. Тем более, что судьба их не так завидна, как у города-музея, а история – не менее славная.
30 лучших достопримечательностей Суздаля — фото, описание, карта
Небольшой городок во Владимирской области до сегодняшних дней сохранил не только постройки прошлых эпох, но и необыкновенную атмосферу тихого старорусского города. Достопримечательности Суздаля можно рассматривать не один день. Здесь огромное количество храмов, а вокруг города когда-то располагалось кольцо из монастырей, многие из которых сохранились почти в первозданном виде.
Содержание
- 1 Суздальский кремль
- 2 Богородице-Рождественский собор
- 3 Никольская церковь
- 4 Успенская церковь
- 5 Дом Миши Бальзаминова
- 6 Музей восковых фигур
- 7 Церковь Николая Чудотворца
- 8 Музей «Щурово Городище»
- 9 Cпасо-Евфимиев монастырь
- 10 Посадский дом
- 11 Ризоположенский монастырь
- 12 Васильевский монастырь
- 13 Александровский монастырь
- 14 Покровский монастырь
- 15 Пожарная каланча
- 16 Петропавловская церковь
- 17 Ильинская церковь
- 18 Музей деревянного зодчества
- 19 Церковь Бориса и Глеба в Кидекше
- 20 Торговые ряды
- 21 Казанская И Воскресенская соборные церкви
- 22 Цареконстантиновская и Скорбященская церкви
- 23 Река Каменка
- 24 Входо-Иерусалимская и Пятницкая церкви
- 25 Кресто-Никольская церковь
- 26 Лазаревская и Антипиевская церкви
- 27 Церковь Косьмы и Дамиана на Яруновой горе
- 28 Смоленская и Симеоновская церкви
- 29 Козьмодемьянская и Крестовоздвиженская церкви
- 30 Памятник Тарковскому
- 31 Достопримечательности Суздаля на карте
Суздальский кремль
История города начинается с этого места. Суздальский кремль был возведен еще в X–XII веках, и практически все его постройки сохранились до наших дней, кроме оборонительных стен и башен. Кремль выполнял защитную функцию – он спасал город от неприятеля с трех сторон: востока, запада и юга.
На севере протекала река Каменка, которая тоже преграждала путь неприятелю. Со всех сторон кремль опоясывали рвы и земляные валы, длиною больше километра. На них поставили стены со смотровыми и защитными башнями и ворота. Их развалины сохранились до сих пор.
На территории кремля располагался княжеский двор и размещалась дружина. Это был центр политической, духовной и культурной жизни города. Все основные достопримечательности кремля связаны с религией.
Здесь сохранилось несколько древнейших соборов и церквей, а также хозяйственные и жилые постройки – Архиерейские палаты. Посетить комплекс можно с 10 утра и до 6 часов вечера ежедневно, кроме вторника. А в последнюю пятницу месяца устраивают санитарный день.
Богородице-Рождественский собор
Собор Рождества Богородицы построили в XIII веке при князе Юрии Всеволодовиче на месте Успенского собора, который считается первой православной церковью в городе.
Он много раз перестраивался еще при Юрии Долгоруком и Всеволоде Большое Гнездо. Новый храм построили всего за три года. Осветили 21 сентября – в день Рождества Пресвятой Богородицы, этому и решили посвятить собор. Это старейшее из сохранившихся кремлевских строений.
Величественное здание выложено тонким кирпичом и облицовано плитами из известняка. По фасаду проходит орнаментальная резьба, а внутренне убранство украшают фрески византийских иконописцев и разноцветный плиточный пол. Собор пережил много потрясений, но всякий раз восстанавливался.
В 20-х годах прошлого столетия служба здесь прекратилась, храм получил статус музея вместе со всем комплексом кремля. В 90-х годах его вернули верующим. Собор входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Никольская церковь
Деревянная Никольская церковь примыкает к собору Рождества Богородицы. Она была сооружена в Глотове – небольшом селе в Юрьев-Польском районе приблизительно в 1766 году. Построена церковь без единого гвоздя и представляет собой уникальный памятник древнерусского деревянного зодчества.
По форме напоминает простой деревенский дом, состоящий из двух срубов, окруженных крытой галереей. Крышу венчает традиционная деревянная луковка. Церковь была утепленной, здесь проходили зимние службы.
Однако в советские годы она стояла заброшенной и постепенно разрушалась. В 60-х годах прошлого века сотрудник суздальского музея, историк А. Варганов перенес здание на территорию Суздальского кремля.
Для этого здание полностью разобрали и собрали заново на месте старой церкви Всех святых, которая сгорела во время пожара XVIII века. Никольская церковь стала первым экспонатом музея деревянного зодчества.
Успенская церковь
Нарядная, ярко-красная с белыми пилястрами и наличниками Успенская церковь – единственное строение, сохранившееся от бывшего княжьего двора. Она располагается сразу же за бывшим крепостным валом, на берегу реки.
В XV веке здесь стоял двор Ивана III. Успенская церковь, бывшая в то время еще деревянной, значится в документах как дворовая церковь княжеской усадьбы.
Позже, приблизительно в 1650 году, на ее месте построили каменный храм. Когда-то у церкви была колокольня и теплый придел Сергия Радонежского и его ученика Никона. Храм был огражден невысоким забором с каменными столбами и воротами.
В 20-х годах прошлого века колокольню и придел разрушили, так как администрации тюрьмы для политзаключенных, располагавшейся в Спасо-Евфимиевском монастыре понадобился кирпич. В результате часть Успенской церкви демонтировали.
Дом Миши Бальзаминова
Старинный дом по улице Старой еще 1925 году выкупил у шорника Федор Фирсов. Здесь жила его семья и было налажено нехитрое, но прибыльное дело: Федор пек и тут же продавал калачи.
Дело шло хорошо, и семья его не испытывала нужды. В 1964 году Фиросвы согласились предоставить свой дом и двор для съемок фильма «Женитьба Бальзаминова». С тех пор этот дом неизменно ассоциируется у всех с образом Миши Бальзаминова.
Почти все интерьерные сцены снимали в павильонах «Мосфильма», но двор и все постройки очень легко узнать. Рядом с домом съемочная группа построила голубятню, одолжив птиц для съемок у местных мальчишек. Со временем дом сильно осел, из-за чего его первый этаж стал полуподвальным.
По новому покрашен забор и переделаны наличники, но здание все равно можно узнать, тем более, что на фасаде теперь висит табличка, которая напоминает о том, что здесь снималась знаменитая комедия.
Музей восковых фигур
На самом деле музей восковых фигур представляет собой первую московскую экспозицию подобных скульптур. На той выставке было представлено всего 9 фигур, изображающих членов правительства советского государства. Сегодня в трех залах музея можно проследить историю нашей страны в лицах с IX по XX века.
В первом зале главная фигура – это креститель Руси, князь Владимир. Следующий зал посвящен русским царям и императорам — Ивану Грозному, Петру I, Екатерине II, а также нашим великим полководцам.
Далее представлены русские писатели и поэты, просветители золотого века отечественной литературы – Пушкин, Туренев, Достоевский, Толстой и т. д.
Новое время представлено фигурами Сталина, Черчилля и Рузвельта времен Ялтинского соглашения, а также знаменитой троицей из комедий Гайдая – Трус, Балбес и Бывалый.
Церковь Николая Чудотворца
Один из самых почитаемых святых на Руси – святой Николай всегда считался покровителем путешественников, поэтому и церковь, посвященную ему, построили рядом со старинными Никольскими воротами недалеко от крепостного вала в юго-восточной части детинца в 1720–1739 годах на месте сгоревшей в 1719 году церкви.
Архитектором был неизвестный суздальский мастер. В последней четверти XVII века к ней пристроили зимнюю Христорождественскую церковь.
Красивое, богато украшенное здание состоит из основного корпуса и колокольни, которые соединяются трапезной. Это здание — одна из визитных карточек города. Его можно узнать и в одном из эпизодов фильма «Женитьба Бальзаминова».
С 2007 года при церкви работает иконописная мастерская, ею руководит настоятель храма Андрей Давыдов. Здесь проводятся мастер-классы, на которых можно познакомиться с основами фресковой живописи и энкаустики. Здесь же выставлены работы отца Андрея.
Музей «Щурово Городище»
Уникальный музей поможет любому желающему почувствовать себя жителем Руси прошлого. Здесь собраны не только архитектурные строения, характерные для того времени, когда во Владимиро-Суздальском княжестве правил Юрий Долгорукий или Всеволод Большое Гнездо.
Основу составили декорации, которые использовались для съемок фильма Павла Лунгина «Царь». На территории музея расположены деревянные избы и землянки, в которых жили древние славяне, кузницы, загон для скота, походная кухня княжеской дружины, оружейная мастерская.
Здесь учат седлать коня и управлять им, стрелять из лука и сражаться на мечах, подобно русским витязям, а женщин — печь каравай в настоящей печи. Дети смогут покормить кроликов и козлят, пообщаться с другими домашними животными, узнают, в какие игры играли их сверстники в то время. Здесь устраивают реконструкции исторических событий, в том числе знаменитых сражений. Музей работает только по выходным, на экскурсии лучше записываться заранее.
Cпасо-Евфимиев монастырь
Этот монастырь на берегу реки был основан еще в 1352 году. Свое имя он получил после того, как его первый игумен Евфимий был причислен к лику святых.
Во время польско-литовского вторжения, в смутном XVII веке монастырь был разграблен, его деревянные строения сгорели. После этого вокруг возвели мощные стены с оборонительными и дозорными башнями. К концу этого столетия он превратился в один из крупнейших российских монастырей.
Уже при Екатерине в 1766 году сюда отправляли политических преступников и душевнобольных заключенных. После революции здесь располагался изолятор для политических преступников, потом фильтрационный лагерь и исправительно-трудовая колония для несовершеннолетних. Статус музея обитель получила только в 1968 году и сегодня является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Посадский дом
Это один из первых образцов гражданского строительства. До начала XVI века все частные дома строились в основном из дерева. Кирпич стоил дороже и для многих подобные строения были не по карману. Именно к этому периоду и относится посадский дом.
Имя зодчего осталось неизвестно, но сохранились сведения о первых владельцах дома. Сначала его хозяином был Коська Добрынка, портной, а после он перешел к семье Бибановых, у которых была собственная харчевня и калачная.
В XIX веке дом выкупил купец Болдин. В 1970 году здание передали Владимирско-Суздальскому музею, в нем восстановили интерьеры жилых домов XVI-XVII столетий. Гости могут видеть, как жили рядовые горожане, где хранили припасы и одежду, принимали гостей, спали.
В доме несколько помещений – хозяйственные: холодные сени и чулан, где хранились продукты, и жилые – горницы, которые располагались на первом и втором этажах.
Ризоположенский монастырь
По мнению ученых, монастырь был основан еще в 1207 году и является одним из самых старейших не только в Суздале, но и вообще в России. К сожалению, первые строения были деревянными и не пережили многочисленные пожары и нападения.
Каменные здания начали возводить с XVI века, и они прекрасно сохранились. Самое величественное из них — это Ризоположенский собор. Рядом с ним 72-метровая башня Преподобенской колокольни, которую возвели в 1812 году в честь победы в Отечественной войне.
Приблизительно к тому же времени относится и Сретенская церковь трапезной. Когда-то на территории Ризоположенского монастыря располагалась женская Троицкая обитель. Троицкий монастырь был уничтожен в 30-х годах прошлого века. От него остались только Святые ворота. В советские годы монастырь был закрыт, здесь размещалась эелктростанция. В 90-х годах его вернули верующим.
Васильевский монастырь
На окраине города, на пути в Кидекшу по указанию Владимира Красное Солнышко в XIII веке основали этот монастырь. Он выполнял не только духовную функцию, но и служил дополнительным оборонительным сооружением.
По легенде, именно в деревянной церкви Васильевского монастыря приняли православие суздальцы. Сам монастырь носил имя небесного покровителя князя Владимира, который в крещении носил имя Владимира. Эта церковь не сохранилась, как и остальные деревянные строения.
В XVII веке на их месте поставили белокаменные стены и храмы. До наших дней дошли Сретенская церковь, Васильевский собор и Святые ворота. В 1916 году этот монастырь стал женским, однако в 1923 году его закрыли.
В советские годы в нем располагались склады. В 90-х годах монастырь начала действовать вновь, только теперь он стал мужским. Сегодня при монастыре есть небольшая гостиница, в которой обычно останавливаются паломники, но и обычные туристы могут посетить монастырь.
Александровский монастырь
Еще в 1240 году этот женский монастырь основал Александр Невский, но от тех строений ничего не сохранилось – в годы польско-литовской экспансии 1608–1610 годов все сгорело. В конце XVII века на средства Натальи Нарышкиной – матери Петра I восстановили церковь Вознесения, позже построили и остальные здания, колокольню и невысокие монастырские стены с башнями.
Святые врата напоминают те, что стоят в Ризоположенском монастыре, их возводили приблизительно в одно время и по одному принципу. По указу Екатерины в 1764 году монастырь был упразднен, с тех пор церковь Вознесения стала обычным приходом для горожан.
В советское время она была закрыта. В 2006 году в монастыре вновь появились послушники. Сейчас здесь небольшая мужская обитель, в которой живут 5 монахов. В отличие от других монастырей и храмов, здесь не так часто бывают туристы, поэтому всегда тихо и спокойно.
Покровский монастырь
Этот женский монастырь, основанный в XIV веке, — одно из самых мистических и таинственных мест. Он был свидетелем драматических событий, и многие столетия использовался в качестве ссылки и тюрьмы для женщин самого высшего круга.
Сюда отправляли на неугодных и попросту надоевших княгинь и цариц. Для таких монахинь были построены не только специальные кельи, но и склепы для будущего погребения. На территории монастыря сохранились главный Покровский собор и величественная колокольня, трапезная, Святые врата и многочисленные хозяйственные постройки.
До наших дней дошла и приказная изба с карцером, в котором содержались попавшие в немилость женщины. После революции обитель была закрыта. Здесь устроили гостиницу с рестораном, концертным залом и баром. Вернули монастырь церкви в 1992 году. Сейчас все его помещения, кроме комнат, в которых живут монахини, открыты для посещения туристами.
Пожарная каланча
В 1864 году в городе создали пожарную дружину. Располагалась она в здании бывшей конюшни и имела в арсенале один лишь ручной насос. В 1890 году наконец построили в городе пожарную каланчу, с которой просматривался весь город.
С тех пор пожарный отряд располагался здесь, в здании на первом этаже. Со временем оно сильно обветшало и находилось практически в аварийном состоянии. Только в начале XX века усилиями пожарной службы города удалось найти средства на реставрацию здания.
Было решено восстановить здание в том виде, в котором оно было построено. Для этого воспользовались чертежами, хранившимися в архивах Суздальского музея. В конце 2005 года пожарные въехали в новое здание, которое отвечает всем современным требованиям и в то же время гармонично вписывается в общий исторический облик города, являясь его украшением.
Петропавловская церковь
В 1694 году митрополит Илларион благословил строительства храма в честь святых великомучеников Петра и Павла. Строилась церковь благодаря усердию послушниц Покровского монастыря. По слухам, идея ее возведения принадлежит Евдокии Лопухиной – первой жене Петра I, которая была сослана в Покровский монастырь и прожила в нем 20 лет.
Один из приделов храма был освящен в честь Алексия, человека Божиего, в память об убиенном царевича. В XIX веке в церкви был организован престол святителя Митрофания на средства горожанки Екатерины Петровой.
Величественная пятиглавая церковь имела размеры собора. Когда-то с к ней примыкала колокольня, которая полностью была полностью разрушена. В 1712 году летнюю церковь дополнили зимней Никольской. Это первая теплая церковь в городе.
Позже строительство парных церквей стало для Суздаля и других городов традиционным. Это небольшой храм с очень простым и лаконичным оформлением.
Ильинская церковь
Напротив кремля, на излучине Каменки, на заповедных Ильинских лугах в 1744 году возвели каменную церковь в честь Ильи-пророка. Когда-то тут располагалась архиерейская слобода и стояла деревянная церковь. Новый храм было решено возвести на возвышении – Ивановой горке.
Строили его в традиционном для XVIII века стиле – бесстолпное четырехугольное строение венчает одна глава на барабане, водруженном на восьмерик. Кроме основного здания к ней были пристроены трапезная и колокольня, а позже достроена зимняя церковь в честь Иоанна Богослова.
Но в годы советской власти Ивановская церковь, трапезная и колокольня были разрушены. Храм очень пострадал за это время, и реставрация, проект которой был разработан еще в 70-е годы, затянулась на долгие годы. Только в 2010 году были воссозданы колокольня и трапезная, практически вернув Ильинской церкви ее изначальный вид.
Музей деревянного зодчества
Удивительный музей под открытым небом познакомит с уникальными образцами старинной деревянной архитектуры и поможет представить, как жили наши предки в XVII–XVIII веках. Все экспонаты собирали в деревнях и селах Суздальского района, разобрали по бревнышку и восстановили уже на месте.
Здесь можно увидеть купеческий дом, хозяйственные постройки, мельницы, дом зажиточного крестьянина. В каждую избу можно зайти. Сотрудники музея полностью воссоздали быт крестьянина или купеческой семьи того времени: вся мебель, посуда, предметы домашнего обихода тщательно отобраны и передают атмосферу той эпохи.
Здесь стоят и две деревянные церкви — Воскресенская и Преображенская. Как и все строения вокруг, они выполнены без единого гвоздя, но прекрасно сохранились до наших дней. Каждое лето тут проходит веселый праздник – День огурца.
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше
В 5 км от города, там, где Каменка впадает в Нерль, находится небольшое село Кидекша. Сейчас в нем несколько сотен жителей, а когда-то тут была резиденция Юрия Долгорукого. По его велению в 1152 году был поставлен храм в честь Бориса и Глеба.
По легенде, именно здесь встретились братья Борис и Глеб перед тем, как отправиться в Киев. Это одноглавая четырехстолпная церковь со сдержанным декором и простыми линиями производит суровое величественное впечатление даже на современного зрителя.
Внутри до сих пор сохранились фрагменты фрески, на которой изображены братья среди цветов и деревьев райского сада. В церкви был погребен сын Юрия Долгорукого Борис, его жена и дочь. Во время татаро-монгольского нашествия и в Смутное время храм сильно пострадал, но затем был восстановлен.
В церкви постоянно проводятся исследовательские и археологические работы. С 1992 года она входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Торговые ряды
В начале XIX века в центре построили Гостиный двор, взяв за образец аналогичные торговые ряды в Петербурге. Здесь располагалось 100 лавок, которые позже превратились в обыкновенные магазины. Это было одно из самых оживленных мест в городе.
И сейчас Гостиный двор, являющийся образцом гражданского строительства и стиля ампир, остаются центром торговой и туристической жизни города. К сожалению, полностью в своем первоначальном виде здание не сохранилось, но остались главные ворота со старинным гербом, и туристов здесь по-прежнему много: в галереях расставлены прилавки с традиционными сувенирами, медовухой и покровскими пряниками.
Рядом работает ресторан и развлекательный центр. К том у же недалеко от торговых рядов располагаются остальные достопримечательности – храмы Входя Господня в Иерусалим и Вознесения, церкви — Казанская и Константина и Елены и другие объекты.
Казанская И Воскресенская соборные церкви
Воскресенская церковь стоит рядом с Гостиным двором на Торговой площади. Поэтому к ее названию часто добавляли «на Торгу». Деревянный храм, что стоял здесь раньше, сгорел в 1719 году, и через год на этом месте возвели каменную церковь.
Это летняя «холодная» церковь, и богослужения в ней проводились только в теплое время года. Для того чтобы прихожане могли посещать службы зимой, позже, в 1739 году, построили рядом Казанскую церковь.
Традиция ставить рядом парные зимние и летние церкви была очень распространена в эту эпоху.
Ансамбль очень гармонично вписывается в общую картину центра и вместе с Гостиным двором и куполами церквей создает неповторимую атмосферу этого города. Здесь очень легко представить себе, как жил город 100 лет назад. Именно поэтому на этом месте часто снимают исторические фильмы.
Цареконстантиновская и Скорбященская церкви
Цареконстантиновскую церковь горожане часто зовут просто Царевой. Из летописей известно, что на ее месте когда-то стояла деревянная церковь, освященная в честь царя Константина. Со временем она обветшала, ее разобрали и поставили каменную в 1707 году.
На высоком кубе с четырехскатной крышей установлены пять удлиненных барабанов с такими же длинными шпилями и вытянутыми крестами. Украшают белоснежный храм декоративный карниз с выполненными в виде подков арками, кокошники и резные наличники на окнах. Это последняя суздальская пятиглавая церковь.
В 1750 году к ней пристроили теплую Скорбященскую церковь. Она состоит из невысоких клетей с двускатной крышей. Рядом с ней высится нарядная колокольня, украшенная декоративными карнизами с резьбой и майоликовыми балясинами.
В 1923 году храмы закрыли и устроили в них гараж, а позже общественный туалет. В 1976 году их вернули церкви, и в 1977 году настоятелем храма архимандритом Валентином Русанцовым и его общиной был полностью восстановлен.
Река Каменка
Каменка — это река во Владимирской области, которая является правым приток Нерли. Когда-то она была полноводной и судоходной. По Каменке корабли шли в Нерль и дальше через Оку и Волку к Каспийскому морю.
Река являлась частью знаменитого торгового пути, по которому в заморские страны суздальские купцы везли мед, древесину, лен, меха и воск, а назад привозили шелка, пряности, золото и драгоценные камни и другие экзотические сокровища.
Когда-то вода в реке была настолько чистой и прозрачной, что видны были все камни на ее дне, отсюда и возникло название «Каменка». Основные достопримечательности города тоже расположены по ее берегам. Когда- то река играла и важную оборонительную роль.
Сейчас она значительно обмелела и не является судоходной. Но ее живописные берега по-прежнему привлекают суздальцев и туристов. Здесь расположено много гостиниц и гостевых домов, из окон которых открывается вид на ее красивые берега и купола церквей.
Входо-Иерусалимская и Пятницкая церкви
Еще один традиционный парный ансамбль церквей. Входо-Иерусалимский летний храм расположен центре, рядом с кремлем и торговой площадью. На месте древней, совсем обветшавшей деревянной церкви в 1707 году построили каменное здание в классическом стиле.
Гладкие стены с окнами, расположенными на одной высоте и украшенными искусной резьбой, венчали храм пять глав, водруженных на высокие тонкие барабаны. Однако к концу XVIII века пятиглавые церкви почти не строились, поэтому, когда делали ремонт, убрали четыре главы. Их восстановили в ходе реставрации в 90-х годах.
В 1772 году к церкви пристроили зимнюю Пятницкую. Сначала она называлась Никольской, но поскольку построена была вместо деревянной Пятницкой, новое название так и не прижилось. Храм представляет собой большой четверик с поставленным на него восьмериком с большим куполом. Его венчает необычной формы главка в виде луковки. Когда-то при церкви была колокольня, а весь ансамбль окружала невысокая белокаменная ограда, которые не дошли до наших дней.
Кресто-Никольская церковь
Фото: Marat Kamalevsky wikipedia.su
В 1654–1655 годах свирепствовала чума. По традиции горожане совершали молебны об избавлении от этой беды, а позже на этом месте поставили крест, а позже заложили деревянную церковь Святого Креста с приделом, посвященным самому популярному на Руси святому – Николаю Чудотворцу.
В 1770 году на ее месте построили каменный храм. Церковь располагается к северу от Гостиного двора и выходит на улицы Ленина и Старую. Здание имеет особое двухцветное оформление, и, если смотреть на него с разных улиц, то трудно представить, что это одно и то же здание.
Со стороны улицы Ленина видна основная часть, выкрашенная в желтый цвет с белыми фронтонами и карнизами, а со Старой улицы видны пристроенные в XIX веке светлая колокольня и беленая трапезная. Они заслоняют куб основного объема и производят впечатления постороннего здания.
Лазаревская и Антипиевская церкви
Лазаревская церковь — одна из старейших каменных построек. Она была построена в 1667 году на месте старинной одноименной деревянной церкви. В ее оформлении впервые были использованы декоративные приемы, которые затем стали традиционными для суздальских церквей.
Впечатляет храм и своим внутренним убранством. Богослужения в ней проводились только в теплое время года, и в 1745 году был построен парный зимний храм – Антипиевская церковь. У нее более лаконичное оформление, но выделяется она в первую очередь своей колокольней с вогнутой шатровой крышей.
Колокольню возвели раньше основного здания. Это одно из самых высоких и красивых строений в городе, причем внешнее ее оформление в ходе реставрации 1959 года было восстановлено в соответствии с характерными для XVII века декоративными деталями.
Церковь Косьмы и Дамиана на Яруновой горе
В XII веке здесь, на берегу реки Каменки, располагался мужской монастырь Косьмы и Дамиана. К XVII веку от него осталась только одна деревянная церковь. В 1725 году ее заменили каменным храмом в честь Косьмы и Дамиана, или Козьмодемьянская церковь.
Возвели ее на Яруновой горке — месте, на котором в языческие времена было капище Яруна. Ставили церковь на возвышенности, чтобы ее было хорошо видно издалека. И сегодня с улицы Ленина открывается на нее отличный вид.
Церковь имеет асимметричное строение, которое часто использовали в эту эпоху. Простой куб основного здания венчает всего одна главка на высоком барабане. С одной стороны к ней примыкает колокольня, а с другой — невысокий придел тоже с одной главой.
Когда-то храм был окружен невысокой оградой, а к реке вела каменная лестница, однако в наше время ограда и лестница не сохранились.
Смоленская и Симеоновская церкви
За стенами Спасо-Евфимиевского монастыря жили ремесленники – каменщики, кузнецы, ткачи и портные, здесь образовалась слобода, получившая название Скучилиха то ли из-за «скученного» поселения большого количества людей, то ли из-за постоянно толпящихся обозов торговцев из Ярославля, Владимира, Москвы и Костромы.
Рядом с угловой монастырской башней жители слободы поставили деревянную церковь в честь Смоленской иконы Божьей Матери. В 1709 году на ее месте построили каменную. Пятиглавая легкая, нарядная церковь стояла на дороге, ведущей из Ярославля, и как бы являлась воротами в город с этой стороны.
Это был летний, неотапливаемый храм. По традиции его позже дополнили теплым приделом – церковью Симеона Столпника. Сначала она тоже была деревянной, а потом, в 1749 году заменили на каменную.
Это небольшой храм, выполненный очень сдержанно, без особых декоративных элементов. В конце века ансамбль церквей дополнили колокольней, соединив их между собой галереей.
Козьмодемьянская и Крестовоздвиженская церкви
Традиционный для средневековой Руси ансамбль представляет собой парные зимнюю и летнюю церкви, расположенные на берегу Каменки, в стороне от центральной и наиболее оживленной части города. В теплой Крестовоздвиженской церкви проводились зимние службы. Она построена в 1696 году и представляет собой две клети, одну из которых венчает главка, посаженная на высокий украшенный барабан.
Летняя Козьмодемьянская церковь была пристроена позже. Это однокупольное строение с красивым узорным барабаном. Обе церкви выполнены в довольно сдержанном стиле, без большого количества декоративных элементов. В обеих церквях давно не ведутся службы и много лет не проводилась реставрация, что впрочем придает им особое очарование.
Памятник Тарковскому
Стоит ли объяснять, кто такой Андрей Тарковский? Фильм этого режиссера «Андрей Рублёв» знаком каждому. 29 июля 2017 года состоялось торжественное открытие памятника, идея создания которого принадлежит Николаю Бурляеву и Марии Тихоновой. 4,5-метровая композиция установлена рядом со Спасо-Евфимиевым монастырем.
Скульптор безвозмездно работал над ней три года и в итоге, теперь этот «символ объединения» является украшением города и важным напоминанием о том, «каким может быть и должен быть русский кинематограф».
Достопримечательности Суздаля на карте
Достопримечательности Суздаля в СуздалеСуздаль
Суздаль — Что нужно знать перед поездкой
Чтобы добавить больше объектов, удалите некоторые старые. Просмотреть список желаний
Лучшие мероприятия в Москве
Исследуйте Москву и не только
Вдохновение для путешествий
Основы
красивые здания, в первую очередь белокаменные памятники, внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Пешеходные экскурсии обычно начинаются в Суздальском кремле, где находится собор Рождества Христова с голубыми и золотыми куполами. Другие обязательные места включают Спасо-Евфимиев монастырь и Покровский собор. Не пропустите посещение Музея деревянного зодчества и крестьянского быта, в котором хранятся редкие образцы деревянных церквей 18 века, а также интерактивные выставки, посвященные русской крестьянской культуре и традициям.
Суздаль — один из немногих городов Золотого кольца России, который можно посетить во время долгой однодневной поездки из Москвы. Туры часто включают посещение близлежащего Владимира. В качестве альтернативы можно выбрать ночную или многодневную экскурсию из Москвы с остановками по пути в других городах Золотого кольца.
Показать все
Что нужно знать перед поездкой
- Суздаль известен своими традиционными ремеслами. обратите особое внимание на вышитые и деревянные изделия.
- Большинство достопримечательностей Суздаля находятся на открытом воздухе, так что одевайтесь соответственно и приготовьтесь много гулять.
- Большинство объектов доступны для инвалидных колясок и детских колясок.
Показать все
Как добраться
Суздаль расположен примерно в 135 милях (220 км) к востоку от Москвы или почти в 3,5 часах езды. Чтобы добраться туда на общественном транспорте, быстрее всего сесть на поезд до Владимира. Поезда отправляются с Курского вокзала в Москве, время в пути около 2,5 часов. Во Владимире автовокзал находится прямо у железнодорожного вокзала, а автобусы отправляются в Суздаль каждые 30 минут, время в пути — 50 минут.
Показать все
Идеи для путешествий
Экскурсии по советской истории в Москве
Viator
•
Декабрь 2017
Лучшие исторические достопримечательности Москвы можно найти по всей столице России . Вот несколько достопримечательностей Москвы, которые нельзя пропустить.
Viator
•
Январь 2018 г.
Как провести 3 дня в Москве
Три дня в столице России дадут вам время, чтобы увидеть самые важные достопримечательности Москвы и исследовать другие регионы в рамках однодневной поездки. Вот как.
Карен Гардинер
•
Октябрь 2019
Как провести 1 день в Москве
Карен Гардинер
•
Май 2019 Поездки Day0
Sergiev из Москвы Poad
9000 3
Живописный город Сергиев Посад вырос из один из величайших монастырей России, Троицкая Лавра. Это отличная однодневная поездка из Москвы, которую также можно совместить с посещением других городов Золотого кольца в рамках многодневного тура. Вот ваши варианты.
Viator
•
Декабрь 2017
Туры из Москвы по Золотому кольцу
Viator
•
Декабрь 2017
Как провести 20 дней в Москве 90 Garen 3 90 Garen закусочная
•
май 2019 г.
Когда добираться
Самое оживленное время для посещения Суздаля — это один из его многочисленных ежегодных фестивалей, хотя будьте готовы к толпам. Популярные мероприятия включают фестиваль «Древний Суздаль» (июль), Праздник огурца (июль), День Суздаля (12 августа) и Евфросиниевскую ярмарку (октябрь).
Показать все
Русские традиции в Суздале
Суздаль – идеальное место для знакомства с русскими культурными традициями. Прокатитесь по городу на конной тройке (санях) или карете, посетите один из оживленных рынков или фестивалей или даже проведите ночь в русской избе (бревенчатая изба). На улицах Ленина и Кремлевской много традиционных ресторанов, многие из которых предлагают блюда русской кухни, такие как пельмени пельмени, борщ (свекольник), голубцы и блины. Не забудьте попробовать местный медовуха — лучше всего его попробовать в медоварне на Промышленной улице, где есть специальная дегустационная зона.
Показать все
Часто задаваемые вопросы
Приведенные ниже ответы основаны на ответах, ранее данных туроператором на вопросы клиентов.
Q:
Какие достопримечательности находятся ближе всего к Суздалю?
А:
Достопримечательностей рядом с Суздалем:
- Троице-Сергиева Лавра (Свято-Троицкая Сергиева Лавра)
- Центральный музей ВВС (Музей Военно-воздушных сил)
- Измайловский кремль
Что еще нужно знать о достопримечательностях Москвы?
A:
Помимо посещения Суздаля, ознакомьтесь со следующими идеями поездок, чтобы получить максимум от вашего визита:
- Однодневные поездки в Сергиев Посад из Москвы
- Экскурсии по советской истории в Москве
- Основные исторические достопримечательности Москвы
Другие экскурсии по Москве
- Искусство и культура
- Аудиогиды
- Экскурсии, экскурсии и круизы
Чем заняться рядом с Москвой
9 2 Чем заняться в Харькове
Еще достопримечательности Подмосковья
- Троице-Сергиева Лавра (Свято-Троицкая Сергиева Лавра)
- 3 9 Музей военно-воздушных сил)
- Измайловский кремль
- Мемориальный музей космонавтики
- Россия Моя история — Исторический парк
- Музей советских игровых автоматов
- Sky Town
- Винзавод Центр современного искусства (Винзавод)
- Останкинская телебашня
- Бункер-42 Музей холодной войны
- Еврейский музей и центр толерантности
- Музей истории ГУЛАГа
- Сандуновские бани (Сандуновские бани)2 Театр 9002 Бани 9002 Бани3
- Революция Площадь (Площадь Революции)
Популярные достопримечательности
- Колизей
- Эйфелева башня
- Плотина Гувера
- Лувр
- Статуя Свободы
- Саграда Фамилия
- Бурдж-Халифа
- Дорога на Хану (Hana Highway)
- Акрополь
- Римский Форум (Foro Romano)
- Побережье На Пали
- Галереи Уффици (Gallerie degli Uffizi)
- Большой Барьерный Риф
St. Базилика (Basilica di San Marco)
Суздаль, Россия: Очарование или Абсурд?
Heart My Backpack использует партнерские ссылки, а это означает, что если вы совершите покупку по моим ссылкам, я могу получить партнерскую комиссию.
/ блог / Суздаль, Россия: прелесть или абсурд?
by Silvia 21 Комментарии
27
акции
К тому времени, как мы добрались до Москвы, мы с Дэном ни разу не выезжали за пределы города со времени нашего пребывания на Байкале. Сейчас я люблю города, особенно русские, но под Москвой я начала мечтать о спокойной прогулке на свежем воздухе.
К счастью, всего в нескольких часах езды от Москвы находится Суздаль, о котором Википедия говорит: «Сочетание потрясающей средневековой архитектуры с пасторальным окружением придает Суздалю живописное очарование, а летом здесь можно увидеть художников и мольбертов».
Отлично!
Суздаль на самом деле настолько совершенен, что я почувствовал за ним налет дизайна — советского дизайна, если быть точным.
Оказывается, Советский Союз решил не строить никаких современных зданий в Суздале, чтобы сохранить его туристическую привлекательность, запретив строительство выше двух этажей — кроме соборов, конечно. Так что сегодня в Суздале нет высоких многоквартирных домов, характерных для других бывших советских городов, а вместо этого полно красивых церквей и деревянных домов!
В Суздале действительно много красивых зданий.
Что-то в этом чувствовалось немного… О, что это за слово? Начинается с D и рифмуется с blisney?
Суздаль является домом для многих церквей, но в связи с советским стремлением основать экономику Суздаля на туризме небольшой город также был заполнен церквями и деревянными домами из других регионов России.
Я думаю, это было хорошо для Суздаля, но как грустно должно было быть для городов, которые потеряли свои самые красивые строения из-за этой туристической достопримечательности?
Гуляя по Суздалю, я не мог не задаться вопросом, откуда на самом деле взялись некоторые из его красивых достопримечательностей и как выглядели эти города после их собственного советского преобразования.
Хотя было приятно ненадолго выбраться из города, а Суздаль, безусловно, прекрасен, город показался мне странным. Летом там явно много туристов, поэтому было интересно увидеть его в пустом несезонном состоянии. Суздаль был достаточно странным (и красивым!) для того, чтобы мне очень понравилось его посещение, но я подозреваю, что если бы я поехал туда летом, я бы не полюбил его так сильно.
Опять же, может быть, было бы забавно увидеть Суздаль во всей его красе — переполненный туристами, любующимися скотом, живописно бегущим по улицам, пока художники рисуют очаровательную сцену.