Что можно посмотреть в пушкинском музее: Пушкинский музей

что посмотреть в первую очередь

Пушкинский музей, экспонаты которого известны на весь мир, является одной из главных точек на культурной карте Москвы. В стенах Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина можно проследить основные этапы развития истории мирового искусства с древнейших времен до Нового времени. Экспозиция музея чрезвычайно широка: здесь представлены как слепки с античных статуй, так и полотна Ван Гога, Пикассо и Моне.

Содержание статьи

  • «Девочка на шаре». Пабло Пикассо
  • «Голубые танцовщицы». Эдгар Дега
  • Портрет актрисы Жанны Самари. Пьер-Огюст Ренуар
  • «Белые кувшинки». Клод Моне
  • «Бульвар Капуцинок в Париже». Клод Моне
  • «Красные рыбки». Анри Матисс
  • «Завтрак на траве». Клод Моне

Пушкинский музей включает в себя несколько филиалов. Гости столицы, как правило, начинают знакомство с ГМИИ им. А.С. Пушкина с осмотра постоянной экспозиции Главного здания, где представлено зарубежное искусство разных стран и эпох, с древнейших времен до начала XIX века. Затем устремляются в расположенную неподалеку Галерею искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, чтобы своими глазами увидеть общепризнанные шедевры импрессионистов, постимпрессионистов и представителей авангардных течений.

В статье мы рассказали, что посмотреть в Пушкинском музее, чтобы совершить путешествие вглубь времен и получить порцию вдохновения.

Что посмотреть в Главном здании Пушкинского музея?

Переступив порог Главного здания ГМИИ им. А.С. Пушкина, посетители попадают в торжественный Греческий дворик со слепками античных статуй. Белоснежная скульптура, поражающая своей мощью и гармонией, погружает зрителя в новый контекст. Осторожно блуждая взглядом по экспозиции, зритель внезапно обнаруживает, что оказался в эпицентре античной культуры.

  • Слепки с сохранившихся статуй и рельефов Парфенона
  • Портик Кариатид храма Эрехтейон
  • Портик храма Гефеста на Афинской горе
  • Макет Афинского Акрополя

Зал Искусства древнего Ближнего Востока охватывает семь с половиной тысяч лет истории человечества. Экспозиция посвящена научным и археологическим открытиям. Узнаваемость залу обеспечивают слепки ассирийских рельефов. У входа посетителей встречают Крылатые быки с человеческими головами. Вход в зал Древнего Египта охраняет могущественный Крылатый лев.

  • Крылатые быки из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине
  • Крылатый лев из дворца Ашшурнацирапала II
  • Стела со сводами законов Хаммурапи

Сложно представить более таинственную культуру, чем Древний Египет. Экспозиция, посвященная этой мистической цивилизации, переносит посетителей во времена фараонов. В экспозиции представлены древние саркофаги, статуи, рельефы, папирусы и украшения. Особый интерес представляют предметы погребального культа, а также древние мумии людей и животных. Особая атмосфера зала, которую усиливают детали интерьера, мгновенно настраивает посетителей на общение с экспонатами египетской коллекции.

Оказавшись в Итальянском дворике, зритель вступает в диалог с европейской культурой. В зале, который в свободной манере воспроизводит внутренний дворик флорентийского палаццо Барджелло, экспонируются слепки скульптурных работ немецких, французских и итальянских ваятелей. Центральное место занимают два конных монумента. Однако нет сомнений, что самым значимым экспонатом является статуя Давида Микеланджело.

  • Микеланджело Буонарроти. Давид
  • Донателло. Кондотьер Гаттамелата
  • Верроккьо Андреа. Кондотьер Коллеони
  • Верроккьо Андреа. Давид
  • Портал собора («Златые врата»)

Пушкинский музей славится и своим собрание живописи. В стенах Главного здания представлены работы выдающихся европейских художников Возрождения и Нового времени. Здесь можно познакомиться с полотнами Боттичелли, Тициана, Веронезе, Пуссена, Буше, Рубенса, Рембрандта и других знаменитых мастеров кисти.

Главные шедевры Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

«Девочка на шаре». Пабло Пикассо

Работы Пабло Пикассо чрезвычайно многогранны. В творчестве испанского художника можно выделить несколько этапов. Одним из них является «розовый» период, который считается переходом от «личного» творчества автора к новаторским экспериментам в искусстве. Героями полотен в это время становятся артисты цирка, с которыми художник знакомится неподалеку от Монмартра.

Одним из лучших творений «розового периода» является картина «Девочка на шаре». Пикассо изображает бродячую труппу акробатов. Они странствуют по миру, будучи изолированными от окружающих, но при этом сплоченными между собой. Так, несмотря на опустевший мир вокруг, узами крепкой дружбы объединены хрупкая девочка-эквилибристка, изящно балансирующая на шаре, с сидящим на кубе могучим атлетом. Несмотря на то, что герои противопоставлены друг другу, их фигуры олицетворяют баланс между движением и статикой, естественной грацией и нарочитой геометрией, гибкостью и силой, женским и мужским.

«Девочка на шаре»

Пабло Пикассо

«Голубые танцовщицы». Эдгар Дега

Одной из главных тем в творчестве Эдгара Дега является балет. При этом французского импрессиониста, в отличие от современников, привлекал не красочный праздник сценических выступлений, а закулисная жизнь балерин. Дега создавал зарисовки из жизни танцовщиц без излишней сентиментальности и надуманности, добиваясь впечатления подсмотренной жизни.

На картине «Голубые танцовщицы» художник изобразил четырех пластичных балерин во время репетиции или перед выходом на сцену. Благодаря выбранной композиции автор создает ощущение закольцованного танца, заставляя зрителя очерчивать глазами круг. Вполне может быть, что Дега запечатлел в движении одну и ту же балерину. Так или иначе, автору удалось погрузить зрителя в бесконечный круговорот не только танца, но и человеческой жизни.

«Голубые танцовщицы»

Эдгар Дега

Портрет актрисы Жанны Самари. Пьер-Огюст Ренуар

Пьер-Огюст Ренуар питал живой интерес к человеку. Один из самых видных деятелей импрессионизма отдавал предпочтение жанровым композициям и портретам, раскрывающим характеры людей. Особой поэтичностью в его творчестве, без сомнения, обладают женские образы.

Одной из любимых моделей художника была Жанна Самари. В 1870-е годы Ренуар пишет серию портретов молодой актрисы театра «Комеди Франсез». Картина, представленная в музее имени Пушкина в Москве, считается одним из наиболее ярких примеров импрессионистических работ художника. Экспонат очаровывает зрителей жизнерадостной игрой цветов – изумрудного, розового и каштанового, воздушностью, игривостью мазков и лучезарным образом модели. Художник сумел подчеркнуть лучшие черты молодой актрисы: мягкую грацию и необычайную свежесть.

Портрет актрисы Жанны Самари

Пьер-Огюст Ренуар

«Белые кувшинки». Клод Моне

Нормандская деревушка Живерни с населением чуть больше трехсот человек так и осталась бы неизвестной, если бы не приезд Клода Моне. Получив всеобщее признание, импрессионист начал приглядывать для себя обитель вдали от городской суеты. Выкупив участок с домом с розовой штукатуркой и серыми ставнями, он до конца жизни писал в нем картины, благодаря чему нормандская деревня обрела большую популярность среди поклонников живописи.

Оказавшись наедине с природой, Клод Моне стал внезапно одержим садоводством. Друзья привозили художнику саженцы и семена из разных уголков мира, а он заботливо высаживал растения в собственном саду. Кроме того, Моне осушил соседнее болото, создал на его месте сказочный пруд и устроил над ним японский мостик. Вдохновляясь собственным творением, импрессионист создал цикл «Кувшинки», в состав которого входят порядка 250 полотен. Картины из этой серии хранятся в ведущих музеях мира, будь то Музей д’Орсе в Париже, Метрополитен-музей в Нью-Йорке или Пушкинский музей в Москве. Поразительно, что большую часть полотен художник написал, когда страдал от катаракты глаза и потерял левый хрусталик.

«Белые кувшинки»

Клод Моне

«Бульвар Капуцинок в Париже». Клод Моне

Глядя на картину Клода Моне «Бульвар Капуцинок в Париже», можно услышать гул прохожих и шум автомобилей на знаменитой французской улице. Ощущение полного погружения возникает из-за приемов, которым следовал импрессионист. Над своей картиной он работал, словно над фотоснимком. Художник выхватил только часть бульвара. Кроме того, он обрезал фигуры мужчин, стоящих на балконе. Обрывая композицию и играя со светом и тенью, Моне удалось не только создать ощущение мгновенного взгляда, но и передать движение прохожих.

«Бульвар Капуцинок в Париже»

Клод Моне

«Красные виноградники в Арле». Винсент Ван Гог

Знаменитое полотно Винсента Ван Гога было написано в окрестностях аббатства Монмажур. Вдохновившись сбором винограда, Ван Гог создает картину, пылающую на закате. Дискообразное солнце расплавляет листву виноградников, которые, сгорая, превращаются в сине-фиолетовый пепел на ближнем плане. Фигуры арлезианок символизируют изнурительный ежедневный труд как библейское служение. Экспонат, представленный в Пушкинском музее, является одним из немногих полотен, проданных художником при жизни.

«Красные виноградники в Арле»

Винсент Ван Гог (репродукция Сычевой С).

«Красные рыбки». Анри Матисс

Работы Анри Матисса узнаваемы по завораживающей игре оттенков и оригинальным композиционным решениям. Художник предпочитал использовать для выражения эмоций не формы, а цвета. Ярким образцом такого приема является полотно «Красные рыбки» с достаточно простым сюжетом: внимание зрителей приковывает аквариум, расположенный на столике в оранжерее. Движение кружащихся в воде рыбок составляет основу всей композиции. Вслед за ними в динамику включаются и растения.

Матисс создал это полотно, вдохновившись путешествием в Марокко. Из поездки ему запомнилось, как марокканцы часами могли наблюдать за жизнью рыб в аквариумах. Этот процесс стал для мастера олицетворением медитативного состояния, которое он передал своим зрителям.

«Красные рыбки»

Анри Матисс

«Завтрак на траве». Клод Моне

Замысел «Завтрака на траве» возник у Клода Моне во время поездки в Фонтенбло. Художник собирался создавать грандиозное шестиметровое полотно для участия в Салоне 1866 года. Когда написание картины подходило к концу, мастер оказался недоволен своей работой и отказался представить ее публике. Он разрезал холст на три фрагмента, два из которых хранятся в Музее д’Орсе в Париже. Одновременно с широкоформатным полотном Моне создавал уменьшенный вариант картины, который является экспонатом Пушкинского музея.

На полотне «Завтрак на траве» художник изобразил своих друзей, собравшиеся на пикник. Однако главным героем картины здесь является солнечный свет. Мягкие лучи озаряют листья деревьев в верхней части полотна, играют на платьях дам и расстеленной на траве скатерти.

«Завтрак на траве»

Клод Моне

Читайте также:

15 лучших музеев Москвы: описание музеев с фото

Что посмотреть в Царицыно?

Где погулять в Москве: знакомство с московским модерном

Достопримечательности ВДНХ: где погулять?

Что посмотреть в Третьяковской галерее?

Что посмотреть в Москве зимой?

Картины Пушкинского музея.

7 шедевров, которые стоит увидеть


Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв. (является частью Пушкинского музея в Москве). Здесь хранится одна из лучших коллекций импрессионизма и постимпрессионизма в мире. С ней может поспорить разве что только музей д’Орсе в Париже и музей Метрополитен в Нью-Йорке.

За такое наследие мы благодарны двум дореволюционным коллекционерам – промышленнику Ивану Морозову и купцу Сергею Щукину. Именно они тратили сотни тысяч франков в год на покупку будущих шедевров.

Вот лишь 7 полотен, мимо которых нельзя пройти мимо.

Другим шрифтом и цветом выделена часть текста: это означает, что указанные особенности картин вы можете наблюдать только вживую.

1. Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г.

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1877 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Ивана Морозова.

Картина на самом деле являлась этюдом к другому, парадному портрету Жанны Самари. Он сейчас хранится в Эрмитаже.

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1878 г. Эрмитаж, г. Санкт-Петербург.

Однако большинство искусствоведов именно этот “незаконченный” портрет считает одним из главных шедевров Ренуара.

Эта картина — квинтэссенция женской чувственности и обаяния.

У картины есть небольшой секрет. Если вы смотрите на неё прямо, то платье актрисы зеленое. Если же вы посмотрите на неё сбоку, то платье становится синим.

 

Когда Ренуар показал портрет на выставке в 1873 году, многие современники его не поняли: “Её руки словно рыбья чешуя!” Но были и сторонники: “Этот портрет можно есть ложкой!”

Ренуар приукрасил внешность девушки. В жизни Жанна была не так хороша. Зато была смешлива и обладала обаятельнейшей улыбкой. В неё влюбился молодой человек из богатой семьи. Аристократы не пожелали принимать в семью представительницу легкомысленной профессии. На свадьбу никто из них не пришёл.

Жанна умрет в 32 года от брюшного тифа. Оставив мужу двух дочерей. А ещё этот портрет. Он висел в его квартире до самой его смерти.

О картине также читайте в статье “Жанна Самари Ренуара. 7 самых интересных фактов”.

2. Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888 г.

Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Ивана Морозова

Ван Гог написал эту картину в провинциальном городке Арле. Сюда он приехал из Парижа в поисках ярких красок. Поиски его увенчались успехом. Самые яркие и известные картины он создаёт именно здесь. И его знаменитые “Подсолнухи”, и “Ночное кафе”. В том числе “Красные виноградники”.

На самом деле виноградники не красные. Зелень лишь временно приобрела красный оттенок под лучами заходящего солнца. Ван Гог никак не мог пройти мимо такого оптического эффекта.

Картина написана в типичной для Ван Гога технике импасто.  Краска наложена очень густыми крупными мазками.

 

Картина еще известна тем, что она была приобретена за приличные деньги — 350 франков. До этого Ван Гогу удалось продать не более 20 своих работ за гораздо более скромные деньги.

Считается, что это было началом его признания. И если бы не роковой выстрел в грудь в 1889 году, Ван Гог уже очень скоро стал бы баснословно богат.

О самом первом шедевре мастера читайте в статье “Едоки картофеля”.

3. Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888 г.

Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина.

Сезанн был полным антиподом импрессиониста. Он стремился создать монументальное, существующее вне времён. В отличие от импрессионистов, которые стремились передать впечатление от сиюминутного.

Клод Моне писал свои картины считанные часы и даже минуты. Как, например, свою знаменитую картину “Впечатление. Восход солнца”.

Сезанн же работал над “Пьеро и Арлекино” 2 года! Ему позировали сын и друг сына. Никто бы другой не согласился на сотни изнурительных сеансов.

Обратите внимания, как тщательно прорисован костюм Пьеро. Он только издалека кажется белым. Вблизи же вы увидите, что складки написаны зеленой и синей красками.

 

Композиция картины тоже необычна. Пьеро тычет в спину Арлекина кулаком. Видимо, выслушав очередную колкость от высокомерного Арлекина, чувствительный, но трусливый Пьеро не решился показать кулак в ответ.

Позу Арлекина художник не раз менял. В результате его нога оказалась у самого края холста. Художник даже отогнул его, чтобы ступня уместилась. 

 

4. Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г.

Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина.

Гогена всегда тяготила чопорная Европа. Наполовину перуанец по материнской линии он до семи лет жил среди экзотической природы Южной Америки. Поэтому ничего удивительного, что однажды он сбежал из Парижа на Таити.

Картина “А, ты ревнуешь?” — одна из лучших его таитянских работ. Она яркая, экзотичная. Именно по таким работам Гоген более всего узнаваем.

На картине изображен подсмотренный художником момент жизни таитянских девушек. Они ведут неспешный разговор, приняв расслабленные позы.

Одна удивлена, почему другая ревнует. О теме разговора мы понимаем по фразе, написанной Гогеном внизу “А, ты ревнуешь?” Для нас эта сценка не будет понятна, если не знать обычаев таитян.

Таитяне были сторонниками свободной любви. Даже замужняя девушка могла провести ночь с другим мужчиной. Поэтому ревность считалась неуместной.

Отсюда удивление одной девушки по отношению к ревности другой. Да, она провела ночь с возлюбленным своей подруги. Что же здесь такого? Вот такие нравы.

В отличие от Ван Гога, Гоген не любил технику импасто. Писал однослойно. Поэтому сквозь краску легко разглядеть плетение холста.

О художнике читайте также в статье “Поль Гоген. Гений, не дождавшийся славы”.

5. Эдгар Дега “Голубые танцовщицы”. 1897 г.

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.Пушкина, Москва. Из коллекции Сергея Щукина

Считается, что Дега был живописцем танцовщиц. Но как он сам утверждал, он любил не танцовщиц, а движение и красивые платья. Именно это он и искал в балеринах.

Вам может показаться, что на картине танцует четыре танцовщицы. На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре!

Скорее всего, Дега изобразил одну девушку в разных ракурсах. В его архивах после смерти обнаружили как раз фотографии одной и той же девушки в разные моменты движения.

Мы видим, как она нагнулась поправить пуант. В следующее мгновение она поправляет лямки платья. А затем она держится за декорацию, чтобы осмотреть своё платье.

Голубого сияющего цвета Дега добился необычным способом. Картина написана пастелью. Это что-то вроде восковых мелков. Дега воздействовал на неё паром.

Под действием пара пастель размягчалась, и художник распределял её по холсту кистью. Это придало ей ещё большее сияние.

О других секретах картины читайте в статье “Голубые танцовщицы Дега: 5 невероятных фактов о картине”.

6. Клод Моне. Белые кувшинки. 1899 г.

Клод Моне. Белые кувшинки. 1899 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки, 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина

Ближе к 50 годам Клод Моне наконец получил заслуженное признание. Его картины стали покупать за приличные деньги. Не раздумывая, он купил себе дом в живописной провинции Живерни. Здесь он разбил великолепный сад с прудом.

При покупке дома пруда на участке не было. Мане создал его искусственно, изменив русло близлежащей речки.

Моне проживет в Живерни 43 года. В своём саду он напишет сотни картин. Из них 12 работ — с японским мостиком. Та, что хранится в Пушкинском музее, считается одной из лучших в этой серии.

Кстати, кувшинки в пруду появились незадолго до написания этой картины. До этого мостик простирался над чистой гладью воды, как на картине «Мост в саду Моне».

Клод Моне. Мост в саду Моне. 1895-1896 гг. Частная коллекция

Еще о двух шедеврах Моне из Пушкинского музея читайте в статьях:

 «Бульвар Капуцинок Моне: необычные факты о картине»

«Завтрак на траве» Клода Моне. Как зарождался импрессионизм»

7. Анри Матисс. Красные рыбки. 1912 г.

Анри Матисс. Красные рыбки. 1912 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина. Newpaintart.ru.

На картине мы видим очень небольшую часть оранжереи. На столике стоит банка с золотыми рыбками. Слева виднеется плетёное кресло. Зелень растений делает рыбок ещё более яркими.

Часто о картине Матисса говорят, что ее как будто написал ребёнок.

Да, натюрморт кажется незавершенным и наивным. Матисс сознательно «упрощал» свою живопись. Он отказался от смешения красок и мелких деталей, чтобы не заглушать влияние цвета на зрителя.

Рыбок мастер написал после посещения Марокко. Там он был поражён тем, как арабы часами смотрят на золотых рыбок.  Матисс и создал “Золотых рыбок” для неспешного созерцания и медитации.

Вы сами можете почувствовать, как картина “затягивает”. Перед ней хочется долго стоять, никуда не спеша. Матисс говорил “Я хочу, чтобы усталый, измученный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение”.

Матисс написал немало натюрмортов с рыбками. Но та, что хранится в Пушкинском, также считается одной из лучших.

Картины Анри Матисса в музее современного искусства в Нью-Йорке. Слева: “Золотые рыбки и скульптура” 1911 г. Справа: “Золотые рыбки и палитра”. 1914 г.

Об ещё одном шедевре мастера, хранящемся в Эрмитаже, читайте в статье «Танец» Матисса. Простое в сложном и сложное в простом».

После революции коллекции Щукина и Морозова были национализированы. Дом Щукина превратили в музей. Бывшему хозяину позволили жить в домике привратника. До отъезда из России в 1919 году он водил экскурсии по своему бывшему особняку.

Ивана Морозова тем временем назначили помощником хранителя его же коллекции. Он также покинул Россию в 1919 году и вскоре умер во Франции…

Если вы уже искушённый любитель живописи и планируете пойти в Пушкинский НЕ в первый раз, вам может понравиться статья  “7 картин Галереи искусства Европы и Америки”.

Картины, которые хранятся в главном здании музея, вы можете изучить в статье “7 шедевров старых мастеров в Пушкинском музее”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Англоязычная версия

Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина


Удивительная история коллекции

Кэти Лок

 

Для меня поход в хороший музей — это эквивалент детского приключения в Диснейленде. Хотя я открыла для себя Пушкинский музей изобразительных искусств в Москве только во время своей второй поездки в Россию, в моей книге он входит в десятку лучших музеев мира. Коллекция Пушкинского музея состоит из более чем 670 000 произведений, расположенных в трех зданиях, что делает его одним из крупнейших музеев мира и вторым по величине в России после Эрмитажа. В музее представлен широкий выбор произведений искусства, но он наиболее известен тем, что имеет одну из самых дорогих коллекций европейского искусства девятнадцатого и двадцатого веков в мире. В Европейском здании находится всемирно известная коллекция французских картин с девятнадцатого до начала двадцатого века, содержащая основные работы Моне, Ренуара, Дега, Гогена, Ван Гога, Сезанна, Матисса и Пикассо. Именно это здание я лично ценю как одно из самых дорогих мест на планете. В главном здании представлены шедевры Перуджино и Боттичелли, Кранаха и Рембрандта, Рубенса и Ван Дейка, Риберы и Мурильо, Пуссена и Ватто, Констебля и Давида. Одна из главных причин создания этой невероятной коллекции во многом связана с усилиями одной женщины, Ирины Антоновой, директора музея в течение последних 46 лет. Ирина прошла свой путь через российскую социальную элиту и политические трясины, чтобы заполучить многочисленные частные коллекции.

У входа в Европейский художественный корпус ГМИИ им. А.С. Пушкина по обеим сторонам лестницы расположены две картины Пьера Боннара («Ранняя весна в деревне» и «Осень»), а также серия скульптур Аристида Майоля.

 

Коллекция в Европейском корпусе

В Европейском корпусе Пушкинского музея представлены в основном частные коллекции трех выдающихся бизнесменов XIX века: Сергея Третьякова (1834-1892), Сергея Щукина (1854–1936) и Ивана Морозова (1871–1921). После революции 1917 года Ленин в декрете от 5 марта 1918 года заявил, что художественные коллекции вместе с имуществом, в котором они находились, подлежат «охране наравне с другими государственными хранилищами произведений искусства и старины». Новообразованное советское правительство теперь владело всей частной собственностью этих трех мужчин и их наследников.

Эдгар Дега, «Голубые танцовщицы» (1898), 65″ x 65″, бумага, пастель, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Сергей Третьяков был младшим братом Павла Третьякова, великого коллекционера русского искусства и основателя Третьяковской галереи. Сергей Третьяков сосредоточился на европейском искусстве. Он покупал современное французское искусство, собрав при жизни самую большую и лучшую коллекцию в России. Его любимыми художниками были члены группы Барбизон, в которую входили Коро, Курбе и Милле. После своей смерти в 1892 году Павел подарил обе свои коллекции городу Москве. Это был первый полностью публичный музей в России, и он назывался Городской галереей. Совместная коллекция включала 1287 картин, 518 рисунков и девять скульптур. «Русификация» музея была результатом ленинского 19-го века.18 указ. Все нерусское искусство было вывезено, чтобы подавить все прозападное. Затем Городская галерея была переименована в Третьяковскую галерею, а коллекция Сергея была помещена на хранение на пять лет, а затем перемещена в новый Государственный музей современного западного искусства.

Жан-Батист-Камиль Коро, (слева) «Замок Пьерфон» (1860), 47″х 38″, бумага наклеенная на дерево, масло; (справа) «Вечер» (1870 г.), 46″ х 37″, холст, масло, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Сергей Щукин был крупным меценатом импрессионистов и постимпрессионистов. Именно Щукин побудил Матисса изменить свой стиль в начале 19 века.00с. Щукин заказал Матиссу две картины с изображением танцовщиц для фойе его дома в Москве: «Танец» и «Музыка». Затем он ждал четыре года, пока Матисс изо всех сил пытался разработать новый стиль, на основе которого он писал свои теперь уже известные картины. Щукин получил картины в 1910 году, а затем в 1918 году бежал из Москвы, чтобы спасти свою жизнь, поскольку Ленин украл все его имущество. В то время картины в его доме были сложены до потолка от пола. Щукин потерял тридцать семь Матиссов, шестнадцать Гогенов, восемь Сезанна, пятьдесят Пикассо, шестнадцать Дюранов и четырех Ван Гогов. В его коллекцию картин Пикассо вошли избранные работы, в том числе большинство его самых ранних кубистических работ, таких как Три женщины и основные пейзажи, а также некоторые ключевые произведения его синего и розового периодов. Ирина Антонова как-то заметила о Щукине: «Он начал собирать непопулярное искусство, которое пренебрегало Лувром и другими музеями. Это был его личный вкус. Возможно, он услышал предчувствия, которые изменят мир. Такой коллекционер мог появиться только в стране. который ждал революции. Он собирал искусство, предвосхитившее глобальные катаклизмы».

Пабло Пикассо, (слева) «Юный акробат на шаре» 1905), холст, масло и (справа) «Портрет поэта Сабарта (Кружка)» (1901), холст, масло, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Сфера интересов Ивана Морозова охватила все французское искусство за тридцатилетний период с 1886 по 1916 год. Знаменитый дилер Воллар назвал его «русским, который не торгуется». «Едва он сойдет с поезда, — писал Феликс Фенеон, художественный руководитель галереи Bernheim-Jeune, — как вы найдете его у арт-дилера глубоко усаженным в кресло, сделанное особенно низко, так что ему трудно вставай, а перед ним шествуют полотна, как кадры из фильма». Морозов купил несколько работ Моне. Он купил одну из 9 работ Моне.0048 Стога сена картин Форе; затем в той же поездке Воллар выкопал из своей кладовой такого же размера свернутый холст в довольно плохом состоянии. Воллар продал его ему за четверть запрашиваемой цены. Морозов понял, что эти две картины связаны и действительно изначально были написаны как часть серии. Морозов приобрел свои первые картины Гогена и Сезанна в 1907 году. Он был так глубоко тронут картинами Ван Гога, что приобрел дач , Пейзаж в Овере после дождя и Ночное кафе . В начале ХХ века нет никаких сомнений в том, что собрание Сезанна Морозова, состоящее из восемнадцати шедевров, было лучшим в мире. Известный русский художник Валентин Серов также советовал Ивану Морозову, какие картины купить. Серов велел Морозову отказаться от чудесного пейзажа Мане, Rue Mosnier with Flags . Серов рекомендовал знаменитые красных виноградников Ван Гога в Арле 9.0049 и Круг заключенных. Художник Дени познакомил Морозова с Аристидом Майолем, у которого коллекционер заказал четыре фигуры для зала Психеи в своем доме. Серов писал Морозову из Парижа: «Вчера я видел две статуи Майоля, сделанные для вас. Они очень хороши, но тот, что с фруктами, великолепен. Это настоящая скульптура, оригинальная и законченная».

Поль Сезанн, (слева) «Персики и груши» (1895), 61 x 90 дюймов, холст, масло; (в центре) «Пьеро и Арлекин» (1888-189 гг.)0), 102″ x 81″, холст, масло; (справа) «Мост через пруд» (1898 г.), 64х79 дюймов, холст, масло, ГМИИ им. А. С. Пушкина

коллекция нового Государственного музея современного западного искусства. Часть его коллекции была передана Эрмитажу, а часть лучших произведений искусства была тайно продана западным покупателям, осуществленным в Берлине. К счастью для коллекции, приход Гитлера к власти означал, что Россия больше не могла доверять Германии, и все продажи были остановлены. В 19В 30-е годы Сталин постановил, что эти картины не имеют просветительской ценности, а с началом Великой Отечественной войны все картины были эвакуированы в Сибирь. Большие холсты были свернуты и оставались в таком состоянии долгие годы; это включает в себя Матисса Dance и Music . Во время войны фашисты сильно разбомбили все музеи России. Если бы эти картины не были отправлены в Сибирь, они все, вероятно, были бы уничтожены. После Великой Отечественной войны картины вернулись в Москву, где были поделены между ГМИИ, Эрмитажем и несколькими провинциальными музеями. Некоторые картины были полностью уничтожены. Пушкинскому музею достались самые лучшие картины, за исключением Щукинского собрания кубистических работ Пикассо, которые без слез были переданы в Эрмитаж. Обогатившийся сверх всякой меры, Эрмитаж не смог выставить ни одной из полученных картин. Долгое время они хранились в «Кладовой А», где их могли увидеть лишь немногие художники, способные дергать за ниточки. Выставлять новое западное искусство при жизни Сталина было фактически актом самоубийства. Очень прямолинейный Александр Герасимов, первый президент только что созданной Академии, сказал: «Если кто посмеет выставить Пикассо, я его повешу!» Только после смерти Сталина в середине 1950-х, что мало-помалу это искусство стало доступным для публики. К сожалению, к тому времени многие картины были объявлены «антинациональными» и уничтожены.

Винсент Ван Гог, «Тюремный двор» (1890 г.), 80″ × 64″, холст, масло, ГМИИ им. А.С. Пушкина началось в 1898 году с того, что сегодня является главным зданием. Первоначально музей назывался Музеем изобразительных искусств Александра III в честь царя Александра III. Музей был филиалом Московского университета и задумывался как учебный музей. Был создан комитет, состоящий из профессоров университета, для планирования создания Музея. Комитет продолжал существовать до 19 февраля.17. Отправной точкой для коллекции Музея стал «Кабинет» (Музей) изящных искусств и древностей Московского университета, в который вошли греческие вазы, нумизматическая коллекция, ряд слепков с произведений классической скульптуры и небольшая специализированная библиотека. Профессор Цветаев расширил коллекцию, включив в нее огромную коллекцию гипсовых слепков, которые до сих пор доступны для рисования студентами-художниками. Главное здание музея было предназначено для ознакомления студентов и посетителей с основными этапами истории искусства от древних цивилизаций до шестнадцатого века. В музее созданы разделы, являющиеся копиями как архитектурных элементов, так и скульптуры, изображающей эти древние цивилизации. Эта концепция сделала Пушкинский музей первым в своем роде учреждением. Создатели этого музея задумывали его как храм муз, который давал бы представление о классических периодах мирового искусства. Фасад здания украшен ионической колоннадой, основанной на пропорциях знаменитого храма Эрехтейон на Афинском Акрополе. В музее немецкий скульптор К. Армбрустер воспроизвел части знаменитого древнегреческого храма – Парфенона. Есть комнаты за комнатами с высококачественными слепками и точными копиями оригинальных греческих и римских скульптур. Одной из жемчужин собрания музея является уникальная коллекция подлинных произведений древнеегипетского искусства и культурных артефактов (всего более 6000).

Винсент Лоуренс ван дер Винне, «Ванитас» (1625-1702), холст, масло, ГМИИ им. А.С. Пушкина На церемонии открытия присутствовала вдовствующая императрица Мария Федоровна. В 1932 году музей был переименован в Государственный музей современного западного искусства, а в 1934 году к его полному названию было добавлено имя великого русского поэта Александра Пушкина — Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. К этому времени музей также приобрел более 1000 клинописных табличек и около 3000 других древнеегипетских предметов из бывшего Музея и научно-исследовательского института классического Востока. В главном здании создана галерея картин с восьмого по двадцатый век. В эту коллекцию входят произведения европейских старых мастеров, византийские иконы и старинные мозаики, произведения западноевропейских и американских живописцев и скульпторов девятнадцатого и двадцатого веков. Принцип этих выставок — продемонстрировать характер национальных живописных школ и смену эпох в мире искусства.

Юриаен ван Стрик, «Ванитас: Натюрморт с веером из перьев» (ок. 1670 г.), 38,5″ x 33″, холст, масло, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Есть работы в ГМИИ им. чья легитимность собственности сомнительна из-за трофеев войны и революции. Во время Второй мировой войны Германия бомбила музей, полностью разрушив потолок во всей конструкции главного здания. После Второй мировой войны в целях «культурной реституции» Россия опустошила Дрезденскую галерею и присвоила работы из других немецких музеев. Хотя большинство этих произведений в конечном итоге было возвращено, главное здание Пушкинского музея по-прежнему является хранилищем большей части сказочного золота, награбленного в Трое немецким археологом Генрихом Шлиманом, а затем вывезенного Советской Армией из Пергамского музея. в Берлине.

Виллем Кальф, «Натюрморт с чашей из жемчужной раковины» (1662 г.), холст, масло, ГМИИ им. Альберт Костеневич , Сокровища французского искусства в Эрмитаже, Harry N. Abrams, Inc., Издательство
Сайты Музеев Пушкина: www.newpaintart.ru и www.arts-museum.ru

Сокровища французского искусства в Эрмитаже Альберта Костеневича, опубликовано издательством Henry N. Abrams, Inc.

Об авторе
Кэти Лок — отмеченная наградами художница, профессор и автор публикаций, специализирующаяся на русском искусстве XIX и XX веков. Она является редактором Musings-on-art.org.

Работа Кэти Локк – www.cathylocke. com

Все о Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Пушкинский музей – главное собрание зарубежного искусства в Москве и один из самых известных художественных музеев мира. Коллекции насчитывают более 700 000 экспонатов, в том числе картины, скульптуры и современные произведения вплоть до 20 века.

Увлекательные факты

  • Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» выставлялась в ГМИИ им. Пушкина один раз – в 1974 году.
    последний раз, когда картина покидала свой постоянный дом в Париже.
  • Собственный рекорд музея по количеству посетителей – 650 000 человек в 1981 году – был установлен в год, когда музей демонстрировал свою
    Выставка «Париж-Москва 1900-1930».
  • Первоначальное название музея — Музей императора Александра III. Такие императорские имена вышли из моды после
    Революции, и он был переименован в Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Хотя он и назван в честь поэта Пушкина,
    не следует путать с Пушкинским музеем в Москве — о жизни и творчестве поэта.
  • В годы Великой Отечественной войны бесценные коллекции музея были эвакуированы в Новосибирск и Соликамск –
    вдали от опасности нападения в период с 1941 по 1944 год. Это оказалось мудрой предосторожностью – здание музея
    попал во время немецкой бомбардировки, которая разрушила специальные стеклянные потолки, установленные для обеспечения естественного освещения,
    и был открыт для элементов в течение трех лет.

История

История музея восходит к 189 г.8, с идеей создания места для учебы студентов
копии статуй древней античности. Основателем был Иван Цветаев – историк, профессор Московского
Университет. Строительство финансировалось по открытой подписке – самое крупное пожертвование сделал дипломат.
Юрий Нечаев-Мальцов. На церемонии открытия в 1912 году присутствовал Его Величество Николай II, русский царь.

Оригинальными экспонатами были гипсовые копии древних скульптур, а также копии древних
мозаики. Идея включения картин появилась только после русской революции 1917 – когда много частных
коллекции в России были взяты в государственную собственность.

Сегодня коллекции музея представляют
огромное количество оригинальных произведений классической античности и коллекций живописи старых мастеров. В музее также
осуществляет научную работу, проводит культурно-массовые мероприятия.

Что посмотреть

  • Искусство Древнего Египта – каменные и деревянные саркофаги, рельефные скульптуры, драгоценные металлы и камни, папирус
    искусство, вазы, статуи и амулеты.
  • Скульптура – в том числе около 600 произведений с 16 по 21 век. В них представлены оригинальные произведения Родена,
    Бурдель, Гудон и другие крупные деятели.
  • Сокровища царя Приама – уникальный клад предметов, связанных с царем Приамом, обнаруженный
    всемирно известный археолог Шлиман во время раскопок на месте античного города Трои.
  • Здесь хранятся семь картин Винсента Ван Гога . Среди них одна из самых известных его картин — .
    Красный
    Виноградники под Арлем
    .
  • Работы Пабло Пикассо, включая всем известную Девушка на шаре .
  • Произведения французских импрессионистов и постимпрессионистов: Моне, Мане, Ренуара, Дега, Сезанна, Гогена, и многих других
    другие.
  • Итальянское и голландское искусство (картины Боттичелли, Караваджо, Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, Питера Брейгеля
    Младший
    и др.)
  • И многие другие шедевры искусства.
  • Картины Ван Гога

Экскурсия в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Заказать экскурсию на английском языке можно на нашем сайте.

Музей Пушкина

Продолжительность 3 часа

Цена по запросу

Просмотрите детали

Отправьте нам запрос, чтобы узнать всю интересующую вас информацию.