Чертово городище в елабуге: Чертово городище в Елабуге – древний памятник археологии с удивительной историей

Содержание

Чертово городище в Елабуге — информация, история, фото, видео

Чертово городище в Елабуге — остатки древнего укрепленного поселения, расположенного на правобережье Камы, возле южной окраины города. Во второй половине I тысячелетия здесь жило одно из финно-угорских племен, затем памятник древней архитектуры был разрушен, и на протяжении столетий местные жители разбирали камни для хозяйственных нужд. В 60-е годы XVIII века в елабужском Чертовом городище побывал путешественник и ученый Николай Петрович Рычков. Он застал здесь руины каменной крепости и три башни.

Туристы могут попасть на территорию памятника в любое время. Чертово городище находится на высоком берегу реки, и отсюда открывается превосходная панорама широкой долины Камы. Река в этом месте имеет большую излучину, поэтому на много километров вокруг становятся видны поселки, деревья в пойме Камы, поля, заливные луга и причал на реке Тойме. С востока отлично видно Спасский собор, Набережную и исторический центр города.

Видео: Чертово городище в Елабуге

Содержание

  • История Чертова городища
  • Как выглядит археологический памятник в наши дни
  • Как добраться

История Чертова городища

Древнее поселение было основано одним из финно-угорских племен, проживавших на берегах Камы. В X веке его захватила Волжская Булгария. В 1236 году это средневековое государство пало под набегами татаро-монголов. Оно потеряло былую самостоятельность и превратилось в один из северных улусов могучей Золотой Орды. Земли на правобережье Камы обезлюдели и оказались брошенными.

В середине XVI века Русь завоевала Казанское ханство. Когда это произошло, пустующее городище заселили русские. Именно тогда в летописях появилось название «бесовское городище». Начиная с XVII века, Чертово городище в Елабуге в официальных грамотах именовали «Каменным городищем».

Сохранились сведения, что в 1614 году пришедший из Костромы отшельник Иона Зеленый основал здесь Троицкую мужскую обитель. Она просуществовала на остатках древнего поселения 160 лет. Параллельно на правобережье Камы выросла Подмонастырская слобода. В середине XVIII века большое прикамское село конкурировало с соседним Трехсвятским, но в 1780 году российская императрица Екатерина II выпустила указ о переименовании Трехсвятского в Елабугу. Новый город быстро разрастался и со временем поглотил Подмонастырскую слободу.

В 1834 году Чертово городище было описано профессором Казанского университета Федором Ивановичем Эрдманом. К тому времени от древней цитадели сохранилась только каменная башня, а остальные постройки были разобраны до основания. Спустя 10 лет старинная башня обрушилась, за исключением небольшого фрагмента с северной стороны.

В 1867 году елабужский торговец И. В. Шишкин, отец знаменитого художника И. И. Шишкина, выделил деньги для ремонта башни. Постройку возвели заново на старом основании и покрыли кровельным железом. Четыре прямоугольных окна, которые можно увидеть в наши дни в верхней части каменного сооружения, относятся ко времени шишкинской реконструкции. Первоначальная кладка сохранилась лишь с северной стороны. По мнению, археологов, древние строители использовали для скрепления камней известковый раствор с алебастром.

Как выглядит археологический памятник в наши дни

На востоке Чертова городища в Елабуге сохранились развалины квадратной цитадели с четырьмя башнями, которые занимают площадь 400 м². Как предполагают ученые, эти укрепления были возведены в X столетии по распоряжению князя Волжской Булгарии.

Самый большой интерес представляет цилиндрическая приземистая башня высотой 7,1 м, построенная из неотесанных камней. Она покрыта металлической кровлей. Стены разной толщины придают постройке конический объем. У основания они имеют толщину 2 м, а кверху сужаются до 0,7 м. Окна в башне ориентированы по сторонам света. В рамках реконструкции в городище построили деревянную изгородь и сторожевую башню.

Как добраться

Чертово городище в Елабуге расположено возле устья правого притока Камы – реки Тоймы. Высокий мыс входит в черту города, и сюда можно подъехать на маршрутке № 1. Выходить нужно возле каменной лестницы на улице Шишкина и по ней подниматься к самому городищу. Путешественники на автомобилях добираются к археологическому памятнику со стороны проспекта Нефтяников.

Смотрите также: Набережная Геленджика, Катар, Беларусь, Салвадор, Светлогорск, Каналы Бангкока, Парк Солнечный остров

Чертово городище в Елабуге. — Дворцы и Крепости — LiveJournal

Чертово городище в Елабуге.[Aug. 24th, 2013|10:18 pm]

Замки, крепости, шато, цитадели, дворцы


Помню, узнал когда-то из одной рисованной советской головоломки, что в Северном полушарии земли правый берег рек обычно бывает высокий, кряжистый, тогда как левый – низменный, долинный. Сиё является следствием вращения земли и ускоренного размытия правого берега загадочными силами Кориолиса. Всякий раз покоряя смотровые площадки, которые находятся на высоком берегу равнинных рек, я мысленно проверяю этот физический принцип, изыскивая направление тока воды. Елабужское «Чертово городище» находится на правобережье могучей Камы и полностью подтверждает описанную закономерность, прочно засевшую в памяти. Итак, в сегодняшней записке мы посетим Чертово городище и полюбуемся открывающимися сверху видами.

Но сначала короткая предыстория.

Городище представляет собой остатки укрепленного поселения на высоком мысе правого берега реки Тойма у места впадению ее в Каму, в черте современного города Елабуга. Первоначально городище было родовым убежищем одного из местных финно-угорских племён, обитавших в этом районе во 2-й половине 1-го тыс. н. э. В восточной части городища находятся остатки небольшой каменной крепости, возведённой в XI-XII веке булгарским феодалом, захватившим убежище. Просуществовав менее двух сотен лет, укрепление волжских булгар под Елабугой было покинуто. В 1236 году Волжская Булгария была разбита набежавшими с востока татаро-монгольскими полчищами и вошла в состав Золотой Орды в качестве ее северного улуса, прекратив свое существование, как самостоятельная государственная единица. Богатые, некогда, земли были разорены и обезлюдели.

После завоевания Казанского ханства Иваном Грозным, в середине XVI века пустующий городок заняли русские. С этого времени начинает отсчет четырехсотлетняя современная история городища. В русских летописях того времени урочище упоминается как «бесовское городище». В документах первой половины XVII века Елабужское городище носит название «Каменного городища, что на Елабуге». В 1614 году на фундаментах былой крепости костромской монах Иона Зеленый основал мужской Троицкий монастырь, который просуществовал до 1764 года. В то же время у склонов холма образовался посад, именовавшийся Подмонастыркой.

Подмонастырка проиграла историческую конкуренцию соседнему селу Трехсвятское, которое в 1780 году по указу Екатерины II получило статус уездного города Вятской губернии и стало называться Елабугой. Современная Елабуга разрослась до крупного 70-ти тысячного города и поглотила Подмонастырку.

Фотография из альбома Михаила Николаевича Кирсанова, 1953 год.

В 1769 году Чертово городище посетил путешественник, адъюнкт Императорской Академии наук, Николай Петрович Рычков. Вот как он описал увиденное.

«Близ пригородка Елабуги на верьху крутой горы находятся остатки древняго города. С южнозападной стороны подле самой подошвы горы сея течет река Кама, а с восточной стороны протекает река Тойма, впадающая в Каму. Хотя не видно тут никаких других зданий кроме каменной стены, сделанной из белаго дикаго камня; но сие самое тем большаго заслуживает внимания: ибо оная стена так порядочно построена, что ни самая древность не могла еще изтребить удивительнаго искусства древних сего места обитателей. Она построена вдоль крутой и почти неприступной горы, и соответствует течению реки Тоймы. Длина еще и до ныне безвредно стоящей стены составляет тринадцать, а вышина оныя более двух сажен, и в разсуждении так малаго пространства находятся три круглыя и довольно пространныя башни, которыя выдались из стены на подобие полукружия. Из них на двух верхи не имеют никакого прикрытия, и видно что изломаны, или разрушились от продолжительной древности так, что они уже равны со стоящею стеною: но одна из них гораздо возвышенна и покрыта досками на подобие обыкновенной башни. В округе ея находится шесть небольших окошек; а в нутри палата величиною и окружностию с ней равна. Из чего, кажется, можно заключить, что в сем месте были градския врата, которых довольной вышины отверстие и до днесь видно, хота оно и закладено внутрь сей стены недавно жившими монахами, и деревянное прикрытие сей возвышенной башни без сумнения сделано руками сих новых обитателей»

Последующая хронология существования городища свидетельствовала о планомерном его разрушении.

В 1834 году профессор Казанского университета Ф. И. Эрдман на «Чертовом городище» застал только одну башню, остальные части сооружения были разобраны местными жителями до фундаментов.
В 1844 году последняя крепостная башня рухнула, остался стоять только ее северный участок с арочным дверным проемом и окном над ним.
В 1855 году молодой елабужский художник Иван Иванович Шишкин, ставший впоследствии знаменитым пейзажистом, сделал зарисовки руины и нарисовал план городища.

а – крепость была квадратная, в 10 сажен с севера на юг и 9 с востока на запад, с четырьмя по углам круглыми башнями, и с четырьмя же между ними полубашнями, в средине каждой стены выдающимися полуциркулем. На северо-восток между угловою башнею и следующею полубашнею, равно и на северо-западе у полуциркуля представляются груды камней и цемента-конечно от бывших здесь, в первом пункте;- стены, во втором -полубашни.
б, в – места двух бывших монастырских церквей показаны вне этой крепости в нескольких от нея саженях на запад.
г, д – почти в параллель с северо-восточной и северо-занадной башням, в одинаковом от них разстоянии, представляются фундаменты каких-то зданий, против первой-квадратной Формы, против второй-круглой.
е – еще один квадратный фундамент.
з, и, i – валы со рвами, ограждающие крепость с юго-западной стороны, из коих первые два идут по прямой линии параллельно один другому, а третий вал и ров в средине имеют острый угол.
к, л, – два фундамента, такого же материала, как и прочие здесь фундаменты: вероятно, здесь была караульная башня или что-то еще.
ж – всё почти пространство, ограждаемое первым валом и рвом, усеяно камнями и ничем не засевается, восточная часть его за крепостью изрыта: по признакам и преданию здесь был монастырский сад и огороды.
Пространство за первым валом, равно за вторым и третьим и далее на запад версты на три состоит в полях, засеянных рожью и огороженных пряслом. Затем версты на четыре до села Танайки-сосновый лес.

Судьбой полуразрушенного памятника всерьез озадачился отец художника, Елабужский купец И. В. Шишкин. По его инициативе, в 1867 году рухнувшая башня была восстановлена на старом фундаменте и покрыта железом. Благодарный потомки не забыли доброго дела, озадачились и поставили рядом памятную табличку.

В таком состоянии башня и находилась до последнего времени.

Фотография из альбома Михаила Николаевича Кирсанова, 1953 год.

Сегодня мы не будем касаться постсоветских политических перипетий. Однако нельзя не выделить резкий всплеск интереса к истории родного края, возникший в момент распада СССР. После обретения Татарстаном «государственного суверенитета» в 90-х годах прошлого столетия Академия Наук Республики Татарстан оперативно провела «масштабные археологические исследования», в кратчайшие сроки подкрепив неокрепшую государственность юной республики тысячелетней национальной историей с акцентом на ислам. С легкой руки талантливых региональных историков Елабужское городище превратилось в «остатки крепости-мечети, построенной не позднее XII столетия, у которой выступающий угол направлен точно в сторону Мекки на 205˚14″«, а сам город Елабуга, прибавил ко времени собственного существования сразу семь сотен лет, зафиксировав отсчет хронометража своей истории ровно на периоде Волжской Булгарии.

Новой датой основания города Елабуги был объявлен 1007 год. В рамках проведения тысячелетнего юбилей 2007-ого года из бюджета были истребованы средства на проведение торжественного праздника, на подобающее «миллениуму» благоустройство города и восстановление исторических, а теперь еще и религиозных святынь. Почему бы археологам не прокопать глубже еще на пару-тройку культурных слоев, закрепив датой основания крепости и города Ананьевскую культуру 8-6 в до н.э? Ведь следов последней здесь также в изобилии? Не задавайте глупых вопросов. Тысячелетние юбилеи города можно устраивать не чаще раз в десять лет.

В 2002 и 2006 году на территории городища проводились не менее масштабные, нежели в 90-х «реставрационно-земляные работы». До этого момента первая и вторая линии валов, а также центральная часть площадки городища были сохранены лишь фрагментарно. Теперь же валы стали видны невооруженным взглядом, по ним можно прогуляться.

Об уместности такого строительства на территории древнего городища судить не мне, а научному сообществу, профессиональным историкам и археологам. Скажу лишь, что я не склонен считать это фальсификацией и мифотворчеством АН РТ или неким политическим заказом руководства республики, а скорее «дополненной реальностью», которая, как бы это странно не звучало, помогает простым гражданам республики лучше ориентироваться в изменившейся со времен распада СССР политической ситуации и общественной жизни.

Делу популяризации новой региональной исторической доктрины Татарстана послужил памятник булгарскому эмиру Ибрагиму I бен Мухамаду, установленный в 2007 году на площади Тысячелетия, что на подходе к городищу. Памятник открывал первый президент республики М.Ш. Шаймиев, стоя в тесном окружении хазратов.

В рамках программы воссоздания городища на одном из валов была построена реконструкция элемента деревянной ограды крепости и проездной сторожевой башни.

А так же фундамента-основания каменной цитадели.

Уцелевшая башня Елабужского городища является памятник археологии и истории федерального значения и находится под охраной.

Делая отступление от повествования, попрошу прощения за разнотонность фотографий, они сняты в разное время суток: днем и на закате. У нас, понимаешь, зачастили закаты. Случаются каждый день. И постоянные посетители рубрики архитектурный марафон уже об этом прекрасно знают.

Чертово городище является настоящим местом паломничества, как для иногородних туристов, так и для местного элемента. К башне и краю утеса вытоптана широкая дорога.

Фотография из альбома Михаила Николаевича Кирсанова, 1953 год.

Прямо на камнях древней башни молодежь может не только пофотографироваться, но и запросто устроить пикник.

Для желающих перекусить обстоятельно у импровизированного входа в городище имеется ресторан.

Здесь я плавно завершаю историческую артподготовку и перехожу ко второй части Мерлезонского балета, а именно тем самым прекрасным видам, которые открываются с высоты Чертового городища.

С восточной от башни стороны прекрасно просматривается исторический центр Елабуги. Шишкинские пруды, улица Набережная и Спасский собор.

Центр Елабуги сохранил свою патриархальную малоэтажность. Основные архитектурные доминанты, как и сотню лет назад – церковные колокольни.

Фотография из альбома Михаила Николаевича Кирсанова, 1953 год.

Слева Спасский собор с величественной пятиярусной колокольней.

Правее расположена Никольская церковь.

И еще правее, на фоне тех самых шишкинских «сосновых боров» и «корабельных рощ», стоит Храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Что финно-угорцы, что булгары, что славяне – умели все таки выбирать места под строительство городских укреплений наши дорогие протороссияне! Кроме естественной защиты от неприятеля, высокий отвесный берег ежедневно одаривал их потрясающими видами могучей Камы.

Заливные луга в дельте Тоймы, у впадения ее в Каму. В таких местах сено самое сочное и вкусное. На нижеследующей фотографии еще не ушла большая весенняя вода.

А это то же место летом. Трава уже скошена, высушена и завернута в рулоны.

Причал на Тойме.

Два новых многоэтажных дома на улице Казанской на северо-востоке.

На востоке, далеко за Тоймой и Большим сосновым бором просматриваются многоэтажки города-полумиллионника Набережные Челны Отсюда до них около 20 километров.

Комсомольский район Набережных Челнов и поселок Сидоровка.

Если обратить свой взгляд в южном направлении, на левом берегу Камы можно увидеть трубы нефтехимических заводов другого крупного города – Нижнекамска.

Правый берег поднят от уреза воды на добрую сотню метров. В Чертовом городище еще во всю играет красками закат, а долину Камы уже застилает мгла.

По краю городища вкопаны полосатые черно-белые реперные маячки, ведется постоянное наблюдение за состоянием склона.

Вниз, к Тойме можно спуститься по лестнице, построенной елабужцами на «общественных работах».

По причине отвесности обрыва, лестницу сложно сфотографировать. Она в кадре справа, уходит серпантином вниз.

А Кама, тем временем, освободившись из чаши одного водохранилища тихо несет свои воды на запад, к следующему водохранилищу Волжско-Камского каскада.

природных достопримечательностей и богатство имен Татарстана. Что посмотреть в Татарстане кроме Казани

Последний населённый пункт в нашем маршруте. Это небольшой городок, куда туристов возят редко, и очень зря. Поселения на месте современной Арски появились в XIII веке, по легенде, его основал сам Хан Батый. Город был крупным центром, прикрывавшим тыл Казани — слово «АРСК» происходит от татарского «искусство» — тыл, сзади. Сейчас Арск и его район часто называют упорядоченным.

Что нужно сделать в арках

  1. Вид на один из самых красивых и старых вокзалов Татарстана: из красного кирпича, с замысловатыми башенками и выступами. Станция в 2019 году будет проводником века.
  2. Посещение нового Кырлая, родины татарского «Нашего Всего» — Тукау Габдулла. Его стихи (и на русском, и на татарском) учат наизусть в каждой татарстанской школе. Тукай подарил миру сказки о дивных татарских нечисти — Шурайле и Су Анасе. Кто это, вам расскажут в музее.
  3. В Новом Кырлае зайдите в гости к Татарскому Деду Морозу — Кусий Бабай. У него своя резиденция в Кырлае, как у коллеги в Великом Устюге. Зимой здесь проводят интерактивные экскурсии и просмотры.
  4. Загляните в Музей татарского стартера «Алифба» и узнайте, почему татары не пишут по-арабски.
  5. Примеряем настоящие Арса Ичиги — национальные сапоги из кожи с вышивкой.

че ой привезли

Парадокс, но дома Ичиг сапоги купить довольно сложно. Больше обуви ручной работы можно найти в Казани. Ичиги удивительно красив, но осторожно: цена кусается.

Татарстан — одна из красивейших независимых республик России. Для туристов в республике установлено более 200 мест, которые необходимо посетить. Удивительная девственная природа республики и популярный колорит местного населения.

Этнические татары чтят свои традиции и с удовольствием рассказывают о них приезжим гостям.

Особо стоит отметить, что Татарстан – это место, с которым связана жизнь многих известных людей России.

Мемориальный комплекс М.И. Цветаева в Елабуге

С именем Марины Ивановны связаны несколько мест города. Среди них дом, где она прожила свои последние дни, объединенный в мемориальный комплекс с музеем нижнего белья «Портомына», расположенным в здании бывшей прачечной, куда она ездила набирать Родниковую воду (известную современникам М. И. Цветаевой) и могила На Петропавловском Елабужском кладбище с памятником.

Адрес: ул. Малая Покровская, д. 20, стр.

Дом-музей И.И. Шишкин на родине в Лубугу

Именно в этом доме музея родился и провел свои юношеские годы известный русский художник И.И. Шишкин.

Из этого дома он направился на обучение в гимназию в город Казань, а затем, не окончив ее, в училище живописи, разведения и зодчества в Москву.

В начале 6 века 20 века в Елабуге был создан мемориальный музей его творчества, где можно увидеть экспозицию лучших картин художника.

Находясь в доме, гость чувствует неповторимую энергетику автора. В комнатах залов восстановлена ​​почти старинная обстановка того времени. Вы непременно должны увидеть мастерскую художника. Посетив этот музей, однозначно получил невыносимое эстетическое наслаждение.

Местонахождение: улица Хабережная — 12.

В 1991 году возле Дома-музея художника установлен памятник, изображающий И. И. Шишкин в полный рост. Памятник замыкает Тойминскую набережную, ведущую к Шишкиным прудам Лабуги.

Перед гостиницей, в которой останавливался В.С. во время гастролей Высоцкого, установлен гранитный памятник, отражающий внутренний мир человеческих легенд.

Памятник — гитара, входящая в раструб. Это работа местного скульптора Владимира Нестеренко, страстного поклонника творчества В.С. Высоцкий.

Оказалось, что это один из лучших памятников всего творческого наследия народного поэта, непревзойденного Гамлета ХХ века В.С. Высоцкий.

Местонахождение: Пересечение Комсомольской набережной и улицы Гидростроителей.

Главная достопримечательность не только столицы, но и всей Татарии. Именно на этой территории увековечены памятные места, демонстрирующие колорит двух народов (русских и татар) и их культурные традиции.

У татар есть народная мудрость, которая гласит: «Кто не знает истории предков, тот не чувствует вкуса жизни». Можно с уверенностью сказать, что эти слова сказаны именно о поселке.

Именно здесь в полной мере чувствуется дух татарского народа. В этом месте было одно из первых поселений кочевых татар.

Теперь вы можете увидеть достопримечательности, подробно рассказывающие о жизни народа со дня его зарождения до нашего времени.

Знаменитый российский артист трагической судьбы и безграничного таланта родом из Татарстана. Вероятно, это и послужило предпосылкой выбора места для открытия его Музея-галереи.

В картинной галерее собрано более 400-ти работ художника из выполненных им в разных стилях.

Удивительно, что даже после смерти Константина Васильева его работы излучают теплоту и жизнь. Ядром коллекции стали личные встречи родных, друзей и коллег художника.

Адрес: г. Казань, улица Баумана — 29.

В городе Чистополе открыт Дом-музей Великого Писателя. Он провел два года из своего «военного периода». В память о нем на всей площади дома, где он жил, организовали музей. Вещи в экспозиции подлинные, привезенные из другого места жительства Б.Л. Пастернак.

Стоит отметить, что его семья снимала в этом доме только одну комнату. Музей рассказывает о детстве и юности писателя. Отдельного внимания заслуживает зал. Где рассказывается о времени и этапах создания великого романа «Доктор Живаго».

Находясь в чистополе, необходимо посетить этот дом и почувствовать энергетику родительской семьи писателя.

Адрес: улица Ленина — 81.

В окрестностях Чистополя расположен Мемориальный музей татарского писателя Исхаки. В этом музее можно познакомиться не только с творчеством драматурга и публициста, но и с историей его родового села. Также можно получить представление о тексте и жизни татарского народа на рубеже XIX-XX веков.

Именно в этом доме в старину располагались лучшая кондитерская и продуктовый магазин. На протяжении долгого времени дом самого богатого человека города был местом, где продавались лучшие славяне. Внимание туристов привлекает архитектура дома. Теперь на его первом этаже можно купить сувениры с символикой города.

Местоположение: г. Чистополь, ул. К. Маркса — 31.

В любом городе есть место, где молодожены оставляют символические ключи или замки от своего сердца. Есть такое место в тихом Альметьевске.

По этой традиции молодоженов проводят в начале каскада прудов, расположенных в центре города. История этого завораживающего взгляда места начинается с того момента, когда инициативная группа, состоящая из сотрудников нефтяной компании, решила благоустроить городскую заболоченную территорию.

Первые пруды благоустроены в 2003 году. Параллельно с работами на прудах формировалась зона отдыха горожан.

Сегодня можно увидеть большой каскад прудов вдоль берегов, на которых расположены мостики, велосипедные дорожки, скамейки и так далее.

Главная мечеть Татарстана и города Казани считается одной из самых больших. Она построена по спецпроекту «Возрождение мечети» . Он может вместить более полутора тысяч человек. Перед ним размещено около десяти тысяч человек.

Местонахождение: проспект Шейнкмана.

На площади перед Казанским кремлем памятник татарскому поэту, прославившему свой народ, Мусе Джалилю.

Поэт находился на родине спустя много лет после смерти. Есть всего несколько тетрадей с его талантливыми стихами. Памятник установлен в год празднования его 60-летия, пришедшегося на 1966.

Бугульминский театр ведет свою историю с конца XVIII века. Первые три десятилетия он был самодеятельным театром или кружком.

В годы войны ими руководила Н. А. Ольшевская (Мать А. В. Баталова). Именно здесь Алексей Владимирович начал свою творческую деятельность, будучи еще подростком. Впоследствии театру было присвоено имя А.В. Баталова.

Уютный небольшой зал и талантливая труппа, состоящая из молодых артистов, вызывает желание посмотреть здесь все спектакли.

Адрес: улица Ленина — 28.

Именно здесь, в городе Новости, в период Гражданской войны служил помощником в комендантуре чешский писатель Ярослав Гашек.

Сегодня здесь можно ознакомиться с его литературным наследием: Собрание сочинений на разных языках, множество сборников рассказов и их переизданий, архивные документы писателя.

Музей занимает все здание бывшей комендатуры, включает в себя три зала и. Мемориальная комната с предметами, возможно, принадлежащими писателю и его современникам.

Местонахождение: улица Советская — 67.

Памятник установлен на платформе Багульм. Композиция развернута так, что одной стороной указывает на Прагу, а другой — на Москву. Упоминания о солдате Швейна можно найти в одноименных произведениях Ю. Гашека.

Любимое место прогулок местных жителей. В парке очень хорошая детская инфраструктура. Овощи, относящиеся к зоне отдыха, правильно расположить в тени. Также есть красивый фонтан с разнообразными познавательными фигурками.

Адрес: улица Габдуллы Тукау — 31.

Татарстан – один из самых «сбалансированных» регионов России в плане достопримечательностей. Здесь есть разнообразные музеи, памятники архитектуры и природы, реликвии, подчеркивающие национальный колорит местных народностей, и раритеты международного масштаба. В исторических периодах выбор не меньше, чем в темах.

В республике большое внимание уделяется сохранению традиций. Привлечение туристов – важное направление в политике Татарстана. Если к этому добавить развитую инфраструктуру и современный сервис, станет понятно – путешествовать по району приятно и интересно. Не зацикливайтесь только на крупных городах. На окраинах и в небольших населенных пунктах тоже есть что предложить гостям.

Самые интересные и красивые места Татарстана

Список фотографий с названиями и описаниями популярных достопримечательностей региона!

1. Казанский Кремль

Построен в X-XVI вв. Общая площадь территории составляет 15 га. Комплекс состоит из памятников истории, архитектуры и культуры. Башни и стены претерпели изменения по сравнению с первоначальной конструкцией: даже во время реставрации вносились правки. Среди основных достопримечательностей выделяются: церковь Белого дворца, президентский дворец, мечеть Кул-Шариф, комплекс пушечного двора и другие. Сейчас это резиденция президента республики.

2. Свияжск

Историческое поселение основано в 1551 году. Расположено на острове. Правда имеет статус поселка. Есть всевозможные достопримечательности, в том числе четыре монастыря и памятник жертвам политических репрессий. Успенский собор находится под охраной ЮНЕСКО. Эти места имеют хорошие туристические перспективы. Местных ценностей редкостей хватит на полноценный музей.

3. Заповедник «Булгарод Городище»

Год основания 1969. Собранные здесь постройки относятся к X-XIII векам. Одни относятся к Золотой Орде, другие к Волжской Булгарии. Часть построек имеет религиозное назначение, часть – хозяйственное. Соборная мечеть — болгарское украшение. Рядом два мавзолея, а чуть дальше — небольшой минарет. В центре городища исследователи обнаружили ханскую баню. В интерьере можно увидеть почерк и стиль того времени.

4. Посёлок Черт в Елабуге

Ориентировочное время постройки — X век. Первоначально он служил укрепляющей рукой для местного племени. В 1867 году постройку серьезно реконструировали. К своему началу он был почти полностью разрушен местным или временным периодом. Оставшаяся относительно башня была восстановлена ​​на старом фундаменте и обложена железом. При этом в верхней половине появились окна.

5. Национальный музей Республики Татарстан

Открыт в 1894 году. Основной фонд превышает полмиллиона экспонатов. Археология, Нумизматика, Редкая книга, Негативы, Драгоценности, Оружие, Естествознание — места много. Особенно ценны собранные коллекции, связанные с местным колоритом: например, болгарская коллекция Лихачева. Помимо постоянной экспозиции, проводятся временные выставки.

6. Старо-Татарская Слобода

Расположен в центральной части Казани. Ее сердце — площадь Юнус. Архитектурный ансамбль по большей части состоит из жилых домов города. Комплекс дополняет общественные здания, мечети, гостиницы и даже церковь. На территории Слободы работает базарная площадь, есть действующие промышленные предприятия. У одних построек сменилось назначение, у других остались все предметы без изменений.

7. Мечеть Аль-Марджани

Построена в середине XVIII века в стиле барокко. Ее устройство стало началом принятия монархами России как многоконфессионального государства. Назван в честь имама, прослужившего в нем почти сорок лет. Сдавливающий камень Мухаммад-Гали Беки – главная реликвия. На территории мечети проходят всевозможные мероприятия мусульманской общины, связанные с традициями и обрядами.

8. Храм всех религий

Расположен в деревне Старое Аракчино. Строительство растянулось с 1992 по 2013 год. Это место не является религиозным в полном смысле этого слова. Скорее, это памятник различным мировым конфессиям. Здесь не проводятся обряды и службы, здание не освящено и не признано ни одной религией. Это не мешает ему быть популярной достопримечательностью и по идее, и по архитектуре.

9. Раифский Богородицкий мужской монастырь

В летописях впервые упоминается в 1613 году. Пустынники были основаны недалеко от Казани. Сначала обитель была полностью деревянной, после большого пожара происходила перестройка, и каменные детали стали появляться при каждом новом ремонте или реконструкции. После революции монастырь был закрыт. Возрождение произошло в 1991 году. На территории есть несколько храмов, а также приют для мальчиков.

10. Волжско-Камский заповедник

Основан в 1960 году. Общая площадь превышает десять тысяч гектаров. Цель его создания – сохранение уникальных экологических систем Среднего Поволжья. Исследователи занимаются проектом по сохранению природной среды, восстановлению природных комплексов, просветительской работе и прочему. На территории есть музей природы и дендрарий. По всему периметру разбиты специальные площадки для наблюдения.

11. Памятник природы «Длинная поляна»

Год создания — 2000. Площадь территории — почти четыреста гектаров. Усадьба Лупы — центральная часть этого природного и исторического памятника. Она окружает всевозможные сады и парковые зоны. Здесь вы сможете познакомиться с бытом и традициями татарского народа. В рамках обзорной экскурсии есть вариант Национального обеда. Аромат природы встречается с обычаями и древностями в одном месте.

12. Голубые озера

Заповедник на окраине г.Казани и прилегающих территориях. Площадь составляет 1910 га. В нем и есть возвышенные озера. Всего водоемов три, между собой они не соединены: большой синий, проточный, малый синий. В голых озерах подземные воды, сухопутных притоков нет. Обычные деревья уездов — береза, осина, сосна. Всего видов растений порядка ста, животных и того меньше, но встречаются редко.

13. Дом-музей Ивана Шишкина (Елабуга)

О творчестве и жизни выдающегося художника. Он из этих мест, а сам дом принадлежал его семье — бедному купцу. Основная экспозиция представлена ​​на обоих этажах музея. Воссоздана атмосфера тех лет. В двух залах собраны некоторые оригли творчества Шишкина, как живописные, так и графические. Его кабинет выглядит аутентично, в жилой комнате много личных вещей мастера.

14. Елабужский краеведческий

Имеет просторные залы с различной тематикой экспозиций. Большое внимание уделяется истории города и особенностям этих мест. Перезапущены ситуации и украшения домов разных временных интервалов. Интерактивные материалы и новые технологии помогают окунуться в атмосферу. Даже макет елабуги выстроен с масштабом и мелкими деталями. Комплекс включает в себя живой уголок и сувенирный магазин.

15. Музей луковиц на болгарском языке

Открыт в 2012 году. Рассказывает об истории земледелия и выпечки хлеба в Татарстане. Экспозиции повторяют убранство основных зданий для этих видов работ: мельницы, пекарни, усадьбы, кузницы и другие. На стендах представлены оригинальные предметы, некоторые из которых были найдены при раскопках. Посетители могут примерить на себя образы рабочих. Одна из частей выставки – традиции и обряды праздника Сабантуй.

16. Гора Чатыр-Тау

Расположена на территории одноименного заповедника. Высота — более 321 метра. Хотя многие считают хребтом Чатыр-Тау, это не так. Выходит первый план. Гора образовалась из-за эрозии, поэтому она является остатком. Животный мир небогат, но есть представители видов с небольшим ореолом распространения. Широкие склоны и другие особенности рельефа привлекают парапланеристов.

17. Озеро Кара-Куль

Расположен на правом берегу реки Яракская церковь. Вода без пруда. Подземные блюда. Его средняя глубина составляет 8 метров, самая глубокая точка — 18 метров от поверхности воды. Рыбы много, без редких пород. Хотя название переводится с татарского, как «черный», вода в нем не характерна. В прошлом на берегу был дремучий лес, и его отражение делало гладь темной и мрачной.

18. Пещера Юрьевская

Впервые исследована в 1953. Длина около тысячи метров. Половина пещеры доступна для осмотра. Войдите только один. Раньше поблизости добывали гипс. Пещера не всегда имела такие выходные характеристики и, вероятно, они еще будут меняться. Для открытия новых залов пришлось даже проводить полноценные раскопки. Другие природные объекты этого уровня закрыты для посещения иностранными туристами.

19. Музей под открытым небом «Татар Авыла»

На специально отведенной территории собраны дома и постройки, характеризующие местные особенности. Это касается национального вопроса, традиций, характерных для этого переделываемого региона. Туристы могут посетить мастер-классы, покормить и погладить животных в небольшом контактном зоопарке, подробно осмотреть всю экспозицию как с экскурсоводом, так и без него. Здесь также проводятся праздники и именные мероприятия.

20. Мемориальный комплекс Габдуллы Тукау

Открыт в селе Новый Кырлай 1976 году, до этого действовал на общественных началах при школе. Рассказ о жизни и творчестве выдающегося татарского поэта. Сама усадьба двухэтажная. Внутри шесть залов, где выставлены экспонаты: подлинные вещи, документы, публикации и т. д. Здесь речь идет не только о Туке, но и о его родине, земляках, особенностях времени.

21. Никольский собор в г. Чистополе

Построен в 1838 году. Пятистраничный собор — типичный представитель классического стиля. В период СССР то закрывался, то вскрывался, сменил назначение, успев побыть даже складом. В 1990 году он был возвращен церкви. Реконструкция началась. При работе были учтены мелкие детали и ранние описания монастыря. Благодаря такому подходу удалось сделать практически без изменений и вернуть собору первоначальный вид.

22. Казанский Богородицкий монастырь

Основан в 1579 году. Изначально как женский, сейчас переквалифицировался в мужской. После революции начался период упадка: территория дробилась на части и отдавалась совсем другой надобности. Здания и строения возвращались в собственность РПЦ не сразу, а поэтапно. Только в 2005 году монахи смогли провести сюда Чели. Главная реликвия – икона «Казанская икона Божией Матери», с которой связано множество легенд.

23. Белое Городище

Расположен на территории одноименного поселка. Это часть заповедника. На этом месте когда-то был успешный торговый город. Вот и завершены раскопки. По всей территории установлены информационные таблички с историческими справками и пояснениями для посетителей. Чуть дальше находится музей, где собраны артефакты, найденные исследователями.

24. Петропавловский собор в Казани

Основан в первой половине XVIII века в стиле русского барокко. Обитель посетили все правители страны, начиная с Екатерины и заканчивая Николаем II. Колокольня построена рядом с отдельным зданием. Рядом находится дом приема. Собор пережил целую череду пожаров, реставраций и реконструкций. Последняя датирована 1989 годом. Реликвий Много: это и иконы, и частицы силы святых.

25. Кремлевская набережная

Окончание строительства — 2015 год. Находится в Казани. Это очень пешеходно. Используется не только для прогулок местных жителей и туристов, но и для проведения мероприятий. Так набережная стала смотровой площадкой во время соревнований и крупных акций. Рядом рестораны, кафе, магазины и тд. Подъезды и подходы к этой зоне очень удобны.

26. Дворец аграриев

Расположен в историческом центре Казани. Строительство завершено в 2010 году. Идеально вписанная в архитектуру Дворцовая площадь, хотя споры из-за его внешнего вида не утихают. Имеет купола, колонны, резные окна. Полное соответствие стилю Basar. Ночью подсвечивается разноцветными огнями. В настоящее время во дворце находятся ведомства, министерства и люди.

27. Улица Баумана

Расположен в историческом центре Казани. Полностью пешеходный. Общая длина 1885 метров. Нынешний вид начал принимать в начале 1990-х годов. Улица – место для прогулок, торговли, массовых мероприятий. Здесь построены кафе и рестораны, магазины с сувенирами и более статусные бутики. Отсюда рука и ко многим другим достопримечательностям города.

28. Парк Победы в Казани

Основан в 70-х годах прошлого века. Общая площадь около 50 га. В самом начале были только заболоченные земли. Они были засажены деревьями и кустарниками, и количество саженцев 1418 выбрано не случайно: столько дней и ночей шла война. Мемориал построен в 1995. В комплекс входят: вечный огонь, стела, памятные плиты, памятники и многочисленные аллеи. Парк подходит для парадов.

29. Нижнекамская Соборная мечеть

Построена в 1996 году. Расположена в Нижнекамске. Мечеть имеет четыре минарета. Помимо молитв и проведения соответствующих обрядов, здание используется и в других целях. Второй важной функцией является просветление. Поэтому рядом открыт общественный центр, есть своя библиотека, работает гостиница. Контуры мечети не совсем типичны: это сделано для гармонии с окружающими жилыми домами современной застройки.

30. Национальный парк «Нижняя Кама»

Основан в 1991 году. Площадь превышает 265 квадратных километров. Расположен в долине Камы. Цель создания – сохранение и восстановление уникальных местных климатических зон. Растительный и животный мир разнообразны, это объясняется тем, что парк находится на пересечении трех климатических зон. Место популярно у любителей экологического туризма. Разработано несколько интересных постоянных маршрутов.

Логистика Камской агломерации нуждается в реконструкции — Реальное время

09:00, 25.09.2020

Ожидается, что мощность транспортного каркаса Закамья вырастет в три раза, чтобы соответствовать требованиям времени

Успех экономического развития любой территории определяется в том числе и эффективностью ее логистической составляющей. Автомобильный, железнодорожный, водный и воздушный транспорт обеспечивают поддержку существующих контактов и помогают находить новые, расширять географию закупок и продаж готовой продукции. Еще в 2012 году президент Татарстана подчеркивал, что для удовлетворения потребностей растущего камского промышленного кластера необходимо развитие транспортной инфраструктуры. Позднее было уточнено: грузоподъемность транспортного каркаса Закамья должна вырасти в три раза, чтобы соответствовать требованиям времени. О том, как формировалась и менялась логистика Камской агломерации и что планируется сделать для ее укрепления в обозримом будущем — в материале «Реального времени».

Структура Камской агломерации

Современная Камская агломерация определяется границами Камского инновационного территориально-производственного кластера Иннокам. Он имеет полицентрическую структуру, образованную пятью городами-опорами: Набережные Челны, Нижнекамск, Заинск, Менделеевск, Елабуга и посёлок городского типа Камские Поляны. В него входят Елабужский, Менделеевский, Тукаевский, Заинский и Нижнекамский муниципальные районы. Общая численность населения составляет около миллиона человек.

Полицентрическую структуру Иннокам формируют пять городов-ядер: Набережные Челны, Нижнекамск, Заинск, Менделеевск и Елабуга. Фото: rt.rbc.ru

Как отмечается в «Концепции создания территориально обособленного инновационно-производственного центра «Иннокам», утвержденной постановлением правительства РФ в июне 2016 г., агломерацию отличает развитый промышленный комплекс, представлена ​​нефтегазопереработкой, нефтехимией и энергетикой, автомобилестроением и развитым агропромышленным комплексом.

Именно в Камской агломерации проживает более четверти населения республики, а расположенные там предприятия производят продукцию, которая составляет 26% ВРП республики, 43% промышленной и 17% сельскохозяйственной продукции. По состоянию на 2016 год на регионы, входящие в «Иннокам», приходится более 40% инвестиций в Республике Татарстан, предприятия Группы ТАИФ производят 47% российских полимеров и 69% всех синтетических каучуков в стране, отъезжает каждый второй российский грузовик. Транспортеры КАМАЗ. Кроме того, в Нижнекамске производится 55% всех грузовых шин страны.

Одним из ключевых недостатков стремительно развивающейся территории в том же «Концепте…» является неразвитость транспортной инфраструктуры.

Транспортный каркас Закамья — наследие Советского Союза

Но по-настоящему бурное развитие региона началось во второй половине прошлого века, когда на берегах Камы начались масштабные стройки , превратив тихий преимущественно сельскохозяйственный район в огромные промышленные центры. В Набережных Челнах построен автомобильный завод КАМАЗ. Там, где раньше шумели деревья Биклянского лесхоза, на берегу Камы возник новый город Нижнекамск, а ректификационные колонны крупнейшего в Европе комплекса по переработке попутного нефтяного газа, а затем и нефти в новые виды пластических масс, синтетический каучук и другое углеводородное сырье для последующей переработки выросли. Быстрый рост промышленного комплекса сопровождался не менее активным развитием системы логистики.

Строительство автомобильной дороги №1 от выезда на Набережные Челны до Нижнекамска. Лето 1976 года. Фото: ЧелныВКурсе

Свидетели и участники строительства Нижнекамского химического завода и города Нижнекамска вспоминают, что в самом начале не было ничего: только лес, чистое поле и энтузиазм первостроителей. Жилья не было — только вагончики и временные убежища, хлеба не было — его приходилось возить из Набережных Челнов, не хватало питьевой воды — доставляли танками из приречного поселка Красный Ключ.

«Мы хотели построить гигантский нефтепромышленный комплекс по переработке попутных нефтяных газов, — сказал в интервью первый секретарь республиканского комитета Татарской АССР Фикрят Табеев. специалистов, огромные объемы строительных материалов и оборудования, а в перспективе необходимо обеспечить регулярные поставки сырья и отгрузку готовой продукции Одновременно началось строительство путей сообщения, автомобильных и железных дорог, причальных стенок для речного транспорта с расчисткой территории под будущую строительную площадку. Сначала были проложены дороги для колесного транспорта – грунтовая, затем дамба.Немногим позже начались работы по оборудованию путей для движения поездов.Сооружены причальные стенки для речного транспорта.

Современная транспортная система всего Закамья во многом является наследием советских времен. Поддерживаемый в рабочем состоянии, но, к сожалению, десятилетиями почти запущенный, он отстает от потребностей значительно развитого мощного нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса Нижнекамска, автомобильного кластера Набережных Челнов, химического комплекса Менделеевска, десятков жителей Алабуги. ОЭЗ, Заинские производственники и агропромышленный комплекс всего региона. Это не только не отвечает требованиям времени, но и тормозит развитие промышленности республики.

Водным, наземным и воздушным транспортом

Казалось бы, сегодня в Закамье представлены все виды транспорта: авиационный, автомобильный и железнодорожный, одна из главных водных артерий России — река Кама. Именно по реке проходит естественная ось Камской агломерации.

Основной автомобильной артерией Закамья является федеральная трасса М-7. Фото: mert.tatarstan.ru

Транспортные коридоры с мостовыми переходами придают устойчивость каркасу. Но есть проблема — мостовых переходов явно не хватает для обеспечения логистических потребностей активно развивающегося промышленного комплекса. Об этом неоднократно заявлялось с 1990-е.

Также не хватает пропускной способности существующих дорог. Главной дорожной артерией Закамья является федеральная трасса М7, тянущаяся от Казани, проходящая между ОЭЗ «Алабуг» и Елабугой, заходящая в Нижнекамск через плотину ГЭС (единственный мостовой переход, соединяющий два берега Камы в пределах агломерации), огибающая Набережные Челны и слияние с дорогой №1 в сторону Уфы. Именно по этой дороге и ряду региональных и муниципальных дорог, проходящих по направлениям Набережные Челны-Заинск-Альметьевск, Набережные Челны-Нижнекамск и Елабуга-Менделеевск-Ижевск осуществляется доставка и отправка грузов. По оценкам экспертов, нормативная пропускная способность каждой из веток дорожно-транспортной системы Закамья превышена не менее чем в 1,3 раза, а чаще в два и более раза.

В настоящее время плотина Нижнекамской ГЭС является единственным мостовым переходом, соединяющим два берега Камы в пределах Закамья. Фото: drive2.ru

Расположенная на территории Камской агломерации железнодорожная сеть Куйбышевской железной дороги работает как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. Линия проходит через Нижнекамск, Набережные Челны, Нижнекамскую ГЭС и выходит на Менделеевск, обеспечивая связь в Поволжской экономической зоне, а также направления на Москву, Казань, Ульяновск, Ижевск, Бугульму, Адлер, Пермь, Волгоград, Саратов, Краснодар. Возможности увеличения автомобильного движения сегодня практически исчерпаны. Пропускная способность пути не позволяет увеличить объем отправляемых грузов.

Авиаперевозки осуществляются из международного аэропорта Бегишево, который расположен в Тукаевском районе, всего в 19 км от Нижнекамска. Также требовалось серьезное обновление.

И, наконец, водный транспорт. Кама дает возможность обеспечить сообщение с Азовским, Черным, Каспийским, Балтийским и Белым морями. Именно по воде в Нижнекамск было доставлено крупногабаритное оборудование сначала для ГРЦ ТАИФ-НК, а в 2020 году — для строящегося этиленового комплекса ЭП-600. Дорога, построенная Группой ТАИФ, неофициально именуемая «Последняя миля», ведет от причальной стенки к Нижнекамской промплощадке. По нему от уреза воды до площадки везли колонны весом в сотни тонн каждая. Но и эта отрасль транспортной системы нуждается в серьезной модернизации и расширении.

Транспортная логистика в Закамье не соответствует требованиям времени

Поддержание работоспособности, а тем более строительство новых дорог — дорогое удовольствие. В советское время средства на обновление транспортной системы выделяло государство. В 1990-х и начале 2000-х годов, после распада СССР и в период становления новой экономики современной России, развитие логистических связей на региональном уровне на некоторое время выпало из поля зрения федеральных властей. А на местном уровне не всегда удавалось обеспечить достаточное финансирование не только строительства новых дорог, но и ремонта существующих трасс. Ценник — многие миллиарды рублей.

В 1990-х и начале 2000-х средств не хватало не только на строительство, но даже на поддержание существующей системы логистики. Фото: ntr-24.ru

Со временем стало ясно, что транспортная логистика Закамья безнадежно отстает от требований времени и нужд возрождающейся, а затем развивающейся отрасли. С каждым годом дороги «украшались» все более глубокими трещинами и ямами, а перевозка грузов, особенно таких деликатных, как сырье для нефтехимического производства, превращалась в смертельный аттракцион. Районы искали пути решения проблемы самостоятельно. Об объединении усилий для решения проблемы, по сути общей для муниципалитетов и бизнеса, тогда и речи не шло. Но эта мысль постепенно созрела. Как и понимание того, что «лоскутный» подход не поможет снять остроту вопроса — нужно комплексное решение.

В 2009 году принят проект развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры г. Нижнекамска. По поручению Главного инвестиционно-строительного управления РТ и ООО «Агентство строительства и капитального ремонта-НК» головная территориальная проектно-изыскательская научно-производственная компания «Татинвестгражданпроект» взялась за изучение, выявление проблемных зон в отношении экономической и социальной процессов и последующей проработки решения. Отмечая выгодное географическое положение Нижнекамска и производственных мощностей на прилегающих территориях, проект высветил целый комплекс проблем буквально во всех сферах транспортной логистики.

Например, железнодорожное сообщение (второе по значимости в обеспечении грузоперевозок и, в частности, на ключевой (для крупных промышленных предприятий Нижнекамска Нижнекамскнефтехим, ТАИФ-НК и Татнефть) линии Агрыз-Круглое Поле-Акбаш) было затруднено из-за недостаточным развитием путей и слабым техническим оснащением главных станций. Беговые пути на подъездах к станции Круглое Поле, имеющей всего два сортировочных и пять приемо-отправочных путей, перегружены, а проезд возрастающего автомобильного потока затруднен длинными однопутными погонными путями. Проект предполагает капитальный ремонт с реконструкцией и расширением приемо-отправочных путей, строительство дополнительных объектов на станциях Круглое Поле и Биклян. Подчеркнута необходимость прокладки новых железнодорожных линий в направлении Чистополь-Нижнекамск и соединения Камско-Полянской, Заинской и Нижнекамской веток на протяжении 32 км. Проект также включает строительство многоуровневых развязок на пересечении автомобильных и железных дорог.

Железнодорожное сообщение в Закамье затруднено из-за отсутствия развития пути. Фото: gudok.ru

Одной из основных проблем организации дорожного движения, озвученной в 2009 году, было то, что значительная часть транзитных грузопотоков проходила через сам Нижнекамск, что наносило ущерб экологии города, создавало трудности для автомобилистов, снижало скорость движения грузов поездов и привело к разрушению дорожного покрытия. Разработчики документа увидели решение проблемы в строительстве новых дорог в обход города.

Для развития водного транспорта, который в период навигации позволяет перевозить грузы вдвое дешевле, чем по железной дороге, и в 20 раз дешевле, чем автомобильным, в проекте предложена реконструкция причалов и здания речного порта.

В документе также заявлена ​​необходимость реконструкции здания аэровокзала и взлетно-посадочной полосы международного аэропорта Бегишево.

Ремонт по-прежнему в приоритете

Вопрос приведения в порядок транспортного каркаса Закамья с каждым годом становился все острее. Понимание важности промышленного потенциала развития Камской агломерации вывело диалог на федеральный уровень. Так, в 2012 году в Нижнекамске под председательством Президента Татарстана Рустама Минниханова и с участием руководства ОАО «РЖД» состоялось совещание о перспективах развития железнодорожной инфраструктуры Камского инновационного территориально-промышленного кластера. Спустя год вновь был поднят вопрос о реализации проекта по увеличению пропускной способности железнодорожной инфраструктуры Камского кластера. Кроме того, на площадке «Нижнекамскнефтехима» были обсуждены возможные схемы взаимодействия участников проекта — республики, муниципалитетов и предприятий районов кластера.

В 2012 и 2013 годах при участии Рустама Минниханова и руководства ОАО «РЖД» обсуждался вопрос развития железнодорожной инфраструктуры Закамья. Фото: tatarstan.ru

Свой вклад в решение транспортной проблемы вносит и крупный бизнес. В 2007 году АО «ТАИФ-НК» с одобрения акционеров и руководства АО «ТАИФ» инвестировало 420 млн рублей в запуск производства дорожных битумов. Проектная мощность предприятия 120 000 т/год должна была полностью покрыть потребности республики в высококачественном материале для дорожного строительства. В конце 2015 года введен в эксплуатацию завод по производству полимерно-битумных вяжущих проектной мощностью 140 000 тонн/год.

В 2013 году в ПАО «Нижнекамскнефтехим» введено в эксплуатацию депо по ремонту грузовых вагонов — первое и на данный момент единственное в республике. Это позволило сократить сроки ремонта и объем затрат на приведение в порядок железнодорожных цистерн не только Группы ТАИФ, но и других предприятий Татарстана.

Между тем, на реализацию дорожных программ из областного бюджета на Закамье стали выделять больше средств. Только в Нижнекамске в 2014 году реализовано 350 млн рублей. Еще 140 млн рублей ТАИФ-НК выделил на реконструкцию и благоустройство 18-километрового участка дороги от Котловки до ГСК ТАИФ-НК.

В 2014 году бюджет на ремонт дорог в Нижнекамске впервые превысил 350 млн рублей. Фото: ПАО «Нижнекамскнефтехим»

В 2015 году на III Международном химическом форуме в Москве руководство «Нижнекамскнефтехима» поставило важнейший вопрос объединения усилий нефтехимических производств даже не Закамья или Татарстана, а всего Поволжского кластера России для решения проблема качественного и бесперебойного снабжения производственных объектов сырьем. Озвучена идея строительства продуктопровода Ямал-Поволжье, полностью отвечающего требованиям Стратегии развития нефтегазохимии России на период до 2030 года. Наличие продуктопровода позволит существенно разгрузить железные и автомобильные дороги. и повысить эффективность производственных мощностей. Однако предложение пока не получило внятного отклика от других участников отрасли.

В рамках того же форума руководство «Нижнекамскнефтехима» отметило, что каждый проект, реализуемый Группой ТАИФ и другими крупными участниками экономики Татарстана, в конечном итоге приводит не только к увеличению объемов и расширению продуктовой линейки, но и увеличению налоговых отчислений но и является мощным стимулом для инфраструктурных изменений, без которых увеличение объемов производства и расширение продуктовой линейки теряют смысл: это только полдела построить предприятия и установить мощное оборудование. Необходимо обеспечить производство сырьем, а также создать условия для отгрузки товарной продукции потребителям, что практически невозможно при существующих транспортных проблемах. Таким образом, только реализация проекта строительства этиленового комплекса ПАО «Нижнекамскнефтехим» обещает удвоить объем выпускаемой ТАНЕКО продукции. «ТАНЕКО» строит планы по увеличению мощностей, и количество резидентов ОЭЗ «Алабуга» растет.

2016 год – юбилейный год празднования полувекового юбилея Нижнекамска. Объем средств на ремонт и строительство дорог в районе увеличился почти вдвое. На ремонт Нижнекамских и сельских дорог из республиканского бюджета выделено 580 миллионов рублей, из местного бюджета — 38 миллионов рублей.

В 2016 году «Нижнекамскнефтехим» выделил 120 млн рублей на ремонт трех участков дорог, соединяющих город и промзону Нижнекамска. Фото: ПАО «Нижнекамскнефтехим»

Кроме этих сумм ПАО «Нижнекамскнефтехим», подтверждая свою градообразующую роль, с одобрения акционеров и менеджмента Группы ТАИФ выделило в 2016 году 160 млн рублей на благоустройство набережной и ремонт городских внутриквартальных дорог, и еще 123 млн рублей на ремонт трех участков магистральных дорог, соединяющих город и промзону Нижнекамска и обслуживающих, помимо «Нижнекамскнефтехима», другие крупные промышленные предприятия.

Новая концепция развития Закамья

В том же 2016 году в Москве на Гайдаровском форуме одной из самых обсуждаемых тем стала программа развития Камской агломерации Иннокам, оцениваемая в 750 млрд рублей. В частности, речь шла о комплексном развитии транспортной инфраструктуры края. Она нашла поддержку ряда федеральных министерств: Минэнерго, Минфина, Минтранса (а в июне 2016 года концепция была одобрена правительством России).

В 2016 году на Гайдаровском форуме в Москве одной из ярких тем для обсуждения стала программа развития Камской агломерации Иннокам. Фото: Александр Ерашов (prav.tatar.ru)

«Иннокам» имеет хорошее географическое положение с точки зрения доступа к рынку и человеческого капитала. Но ограничениями в развитии являются слабая инфраструктура и непривлекательные условия жизни — шесть из семи моногородов Татарстана расположены в Камской агломерации. Загруженность автомобильных и железных дорог превысила 200%, и если оставить все как есть, то придется искать решения по поставкам ресурсов (имеется в виду сырье)», — Павел Кадочников, один из авторов концепции. — сказал в то время проректор Всероссийской академии внешней торговли.Реализация запланированных производственных и социальных проектов, по самым скромным подсчетам, обещает увеличить грузопотоки втрое. Существующая транспортная система не справится с такой нагрузкой.

«Эти проблемы не решаются в рамках стратегии республики. Более того, они не решаются в рамках отдельных агломераций. Для этого нужен федеральный документ, который позволил бы сосредоточить все возможности по трансформации инфраструктуры», — добавил Кадочников.

Ремонт федеральной трассы М7 «Волга». Фото rosavtodor.ru

Четыре основных инфраструктурных проекта, Жизненно важными для агломерации и там, где необходимо участие государства, являются новая трасса федеральной трассы М7 (на тот момент уже шла ее реконструкция) и расширение возможностей железнодорожных путей Камского узла. мост через реку Каму в районе села Соколка с отделением от трассы М7 в районе Мамадыша и в обход Нижнекамска и Набережных Челнов, что позволит разгрузить единственный сегодня и более чем в два раза перегруженный переход через плотину Нижнекамской ГЭС и запустить основные транзитные потоки , в обход городских улиц.Также необходимо построить продуктопровод Ямал-Поволжье для транспортировки ШФЛУ, которые в настоящее время доставляются железнодорожным и автомобильным транспортом.

В августе 2018 года Правительство РФ подписало распоряжение об утверждении изменений в схему территориального планирования федерального транспорта и федеральных автомобильных дорог. В частности, документ согласуется и по пунктам, непосредственно связанным с Закамьем. Скоростная (120 км/ч) четырехполосная дорога будет ответвляться от основной трассы в Мамадышском районе и, проходя через Мамадышский, Нижнекамский, Тукаевский и Заинский районы, миновать новый мост у поселка Соколка, который тоже будет построен, снова присоединится к федеральной трассе через 90 км, в обход Нижнекамска и Набережных Челнов.

Согласно новой концепции планируется построить новую скоростную магистраль протяженностью около 90 км с мостом в Закамье. Фото: avtospravochnaya.com

Эта магистраль значительно облегчит логистику грузов, что особенно важно, учитывая темпы развития предприятий кластера и ОЭЗ «Алабуга». Кроме того, это значительно снизит нагрузку на существующую транспортную инфраструктуру, в том числе на плотину Нижнекамской ГЭС, которая до сих пор является единственной автомобильной переправой через Каму в кластере, транспортная нагрузка на которую уже давно в несколько раз превышает расчетно-допустимую. один. Кроме того, в ближайшие годы его закроют на ремонт.

Осенью 2018 года по проекту начались проектно-изыскательские работы. Ленар Сафин, тогдашний министр транспорта и дорог РТ, выразил надежду, что в 2019 году удастся завершить проектирование (конкурс был объявлен в апреле 2019 года), а в 2020 году — определиться с финансированием и начать строительство . Чуть позже планы были скорректированы, а срок завершения проектных работ был перенесен на конец августа 2021 года. При этом срок завершения самого строительства остался прежним: Росавтодор планирует запустить движение по трассе до 2024 года.

В 2019 году Нижнекамский район реализовал рекордные 1,7 млрд рублей на ремонт и строительство дорог. Фото: Олег Спиридонов

В 2019 году в Нижнекамске был побит очередной рекорд: на строительство и ремонт дорог из республиканского и местного бюджетов было потрачено рекордные 1,7 млрд рублей. В частности, завершен очередной капитальный ремонт Соболековского шоссе. С учетом того, что одной из основных статей доходов консолидированного бюджета Татарстана является налог на прибыль, и доли ТАИФа в общей сумме этого налога в Республике Татарстан на конец 2019 годасоставила 8%, можно смело сказать, что Группа ТАИФ также вносит свой вклад в строительство трассы.

Всего по республике приведено в порядок 133 км федеральных дорог. Основная часть – трасса М7, та самая, что является главной дорожной артерией Иннокама.

Как отметил Председатель Совета директоров «Нижнекамскнефтехима», генеральный директор АО «ТАИФ» Руслан Шигабутдинов, подводя итоги работы в 2019 году: без учета налогов только «Нижнекамскнефтехим» вложил в развитие Нижнекамска более полумиллиарда рублей, в том числе при строительстве и ремонте дорог, и только за последние 5 лет. ТАИФ оказывал поддержку Нижнекамску на протяжении всего своего существования. Группа компаний не делает различий между заботами и проблемами нефтехимической столицы, Закамья и республики в целом и своими собственными.

Генеральный директор ОАО «ТАИФ» поднял вопрос о необходимости поддержки развития транспортно-логистической системы Татарстана в ходе визита в республику вице-премьера России. Фото: Ринат Назметдинов

В марте 2020 года в ходе визита в Татарстан заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Юрия Борисова генеральный директор АО «ТАИФ» вновь поднял вопрос о необходимости поддержки на федеральном уровне развития в Татарстана и Закамья, в частности, транспортной системы — автомобильного, железнодорожного, трубопроводного, всего, что определяет успешность заготовительно-сбытовой деятельности, логистики, иммиграционных и коммуникационных потоков, крайне важных для развития промышленности республики, как а также важнейших для экономики и обороноспособности страны в целом отраслей.