Содержание
Meridian28.com — Щучин. Бывший военный аэродром
Репортажи/Объекты «Холодной войны»/Щучин. Бывший военный аэродром
Щучинский аэродром был построен в сентябре 1939 года, фактически сразу же после того, как территория Западной Беларуси вернулась в состав СССР. Грунтовый аэродром просуществовал совсем недолго — до июня 1941 года. Восстанавливать его начали уже после войны в 50-х годах, была уложена бетонная взлетно-посадочная полоса длиной 2500 метров. Позже он стал аэродромом первого класса — мог принимать различные типы воздушных судов. Самое важное — здесь базировалась стратегическая авиация, представлявшая серьезную ядерную угрозу потенциальному противнику во времена «холодной войны».
На аэродроме находилось несколько авиачастей. Сам город Щучин стал большим военным городком. Люди привыкли к постоянному реву турбин и взлетающим и садящимся самолетам. После перестройки, когда СССР стали улучшать и обновлять до такого состояния, что он перестал существовать, сильная и процветающая авиабаза пришла в упадок. Самолеты резали на части, а офицеров списывали на землю — они стали не нужны.
У независимой Беларуси не было денег на содержание огромной авиабазы — после распада СССР она была закрыта. В 2005 она была окончательно передана городским властям. Бетонные плиты ВВП были демонтированы ближайшим колхозом, а огромную территорию засеяли чем-то мирным и полезным. Городские власти решили заработать на бывшем аэродроме — сейчас в аренду сдаются боксы и ангары для самолетов.
Вот эти самые боксы. Раньше там базировался 979-ый истребительный полк.
Диспетчерский пункт.
Опять боксы. Их там очень много, хотя для всех самолетов не хватало. Расположение 979-ого истребительного полка.
Поближе.
Внутри бокса. Леша здесь для масштаба.
Здание дежурного звена.
Это контрольно-диспетчерский пункт — мозговой центр аэродрома.
Мозаика, прославляющая советских летчиков. Во времена активной деятельности аэродрома, к сожалению, здесь часто случались аварии, в которых гибли летчики. Были случаи, когда экипаж ценой своей жизни отводил неисправную машину от деревень, которых достаточно много в том районе.
Лестница в рубку.
Для улучшения обзора в башнях используется большая площадь остекления. Некоторое время назад здесь был пожар. Сохранился только один каркас.
Вид на взлетную полосу.
Выход на козырек.
Рядом с КДП располагалась небольшая метеостанция. Сейчас сохранилась опора для громоотвода и будка, в которой находились термометр и гигрометр.
На этом все. Никаких выводов мы делать не будем.
Рекомендуем прочитать
Сайт о авиционном прошлом Щучина
Текст и фото: Максим Тарналицкий
Бывший военный аэродром «Батайск» — Urban Exploration — LiveJournal
Военный аэродром в Ростовской области, расположенный на юго-восточной окраине одноимённого города, в 12 км от Ростова-на-Дону. С середины 1940-х годов на аэродроме базировалось военное лётное училище. В конце 1950-х годов данный аэродром стал использоваться как базовый аэродром Ейского ВВАУЛ для подготовки курсантов 1 и 2 курсов.
В начале 1960-х годов на аэродроме стали базироваться самолёты Л-29. В середине 1980-х годов на смену самолётам Л-29 поступили самолёты Л-39. В связи с расформированием Ейского училища в 1993 году аэродром вышел из состава ЕВВАУЛ, базировавшийся здесь 801-й учебный авиационный полк (801 УАП) был расформирован. В последующем на нём располагались различные авиационные части обеспечения полётов.
В настоящее время аэродром заброшен, используется местными жителями для автомобильных гонок по ВПП.
В 2008—2011 годах территория аэродрома рассматривалась как одна из трёх возможных площадок для переноса международного аэропорта Ростова-на-Дону (наряду с землями Мясниковского района к северу-востоку от Чалтыря и Грушевского сельского поселения Аксайского района). Первоначально областные власти считали батайскую площадку наиболее привлекательной, в связи с чем земли аэродрома были выкуплены администрацией Ростовской области у Министерства Обороны РФ. Однако, после сравнения достоинств и недостатков всех трёх вариантов размещения нового аэропорта окончательно предпочтение было отдано землям у станицы Грушевской. Властями области и муниципалитета допускается возможность использования в будущем аэродрома Батайск как грузового аэропорта и/или аэропорта деловой авиации.
приехав в микрорайон, первым, что сразу бросается в глаза — это памятник и мемориал памяти летчикам:
МИГ-21
По другой информации согласно сообщению РИА «Новости», премьер-министр РФ Владимир Путин пообещал проработать вопрос о передаче компании «Роствертол» принадлежащего министерству обороны аэродрома в городе Батайске. «Рядом, в Батайске, имеется аэродром министерства обороны и разрушенные заводы. Свыше десяти лет они не эксплуатируются… У нас просьба „Роствертола“ и „Вертолетов России“: передать с баланса на баланс эту территорию, а мы гарантируем образовать там не менее 3 тысяч высокотехнологических рабочих мест», — цитирует агентство одного из участников Форума народов юга России. Сообщается, что премьер-министру было вынесено предложение передать аэродром в собственность компании «Оборонпром», которая является «100-процентной государственной дочкой». «На самом деле вы правы, потому что очень много имущества числится за минобороны, но не используется. Правда, минобороны, как любое ведомство, хочет хоть что-то выручить за это имущество, чтобы решать стоящие перед ведомством задачи, в том числе обеспечивать жильем военнослужащих… Но, тем не менее, мы посмотрим обязательно», — заявил Владимир Путин. Зная скорость и решаемость всего в нашей стране, ожидать скорых решений не имеет смысла.
Придя непосредственно к месту, сразу встречается бомбоубежище когда-то принадлежащее нашему аэропорту, точнее один из входов в него:
Находится возле КДП. Имеет два симметричных входа-выхода. Размеры убежища 40×15 метров. Судя по остаткам «роскошного» интерьера, в былые времена строилось и оформлялось для высшего командования аэродрома. В некоторых комнатах остался деревянный, но уже порядком сгнивший пол. Состояние, конечно, оставляет желать лучшего, бомбоубежище пережило не один пожар. Внутри остались некоторые его признаки — вентиляционные шахты, элементы интерьера, различные комнаты и небольшие залы, остатки от гермо-дверей и форточек — в общем общие черты свойственные для типичного убежища:
почти все стены убежища в саже, а те которые не обгорели — находятся вот в таком удручающем состоянии:
остатки вентиляции:
пустые комнаты для укрывающихся:
Из-за частых пожаров внутри убежища, в нём накопилось огромное количество сажи, которая оседает на паутину, в итоге мы получаем вот такую страшно-красивую картину (сперва похоже на летучих мышей):
Переходим непосредственно к самому КДП и прилегающим к нему постройкам. Со временем состояние мест становится всё хуже и хуже, не только из-за времени, но и благодаря мародёрам и металлистам, которые посещают это место довольно-таки часто, но со временем уже и тащить стало нечего.
бывшие комнаты сан узла:
боковые помещения аэродрома близ КДП (пристройки сбоку):
второй этаж пристройки:
одинокие и пустые коридоры:
Остатки построек на территории аэродрома, которых также большое количество, но их предназначение выяснить так и не удалось:
Непосредственно сам КДП, его первый этаж, вернее остатки:
Идентичный второй этаж:
Когда-то с этого места должен был осуществляться контроль над полётами аэропорта. Сейчас же кроме птиц здесь никто не летает:
красивая и хмурая постройка командно-диспетчерского пункта (КДП):
Аэропорт предполагал две полосы для взлёта, основная и запасная, бетонное покрытие которых до сих пор в очень хорошем состоянии:
Территория аэродрома уже полностью заросла, пробираться от места к месту очень трудно, но есть так же красивые живописные места, например, вот такая протоптанная тропа в никуда:
Подходя к концу обзора, немного фотографий вида сверху и плана аэродрома после реконструкции:
таким его видели после реконструкции:
К сожалению, уже прошло много лет, а ничего с аэродромом так и не произошло. На нём всё также проводят гонки, гуляет и развлекается местная молодёжь, а все попытки реконструкции или постройки нового аэродрома заканчиваются на стадии планировки. Вот так и стоит он уже десятки лет, заброшенный и никому ненужный. А жаль, когда-то это был замечательный аэропорт, на котором в своё время даже садился\взлетал мой отец, поэтому в какой-то степени он стал родным и для меня.
Наша группа Вконтакте: http://vk.com/urbanrostov
исторических военных аэродромов | Историческая Англия
Этот раздел посвящен изучению и сохранению современных военных аэродромов. В нем вы найдете советы по их сохранению и тому, как вы можете внести свой вклад в растущий объем знаний об аэродромах Первого и Второго мира.
Упавон, Уилтшир, Столовая офицеров Королевского летного корпуса времен Первой мировой войны © Historic England DP 004898
Начало и Первая мировая война
Одним из величайших изменений в военном деле 20-го века стал рост военной авиации. К началу Первой мировой войны военных аэродромов было всего несколько. Большинство из них были сосредоточены вокруг равнины Солсбери, а всемирно значимые здания, построенные с момента зарождения военной авиации, сохранились в Ларкхилле, Нетеравоне и Упавоне. Вы можете узнать больше о том, что мы уже знаем, на наших страницах о Первой мировой войне.
К концу войны Королевский летный корпус и Королевская военно-воздушная служба были объединены в Королевские военно-воздушные силы. Новая служба занимала 301 аэродром, включая дирижабль и истребительные базы, а также учебные базы. После войны все аэродромы, кроме тридцати, были закрыты, и количество аэродромов существенно не увеличивалось до начала 1930-х годов.
Королевские ВВС Колтисхолл, Норфолк, аэродром середины 1930-х годов, наложенный на замкнутый сельскохозяйственный ландшафт © Historic England 24369/010 Дэмиэн Грейди
Межвоенный период
В течение 1920-х и 1930-х годов под руководством начальника штаба авиации Тренчарда были созданы новые постоянные аэродромы для размещения сдерживающих бомбардировщиков и оборонительных истребителей. Эти новые аэродромы были построены в соответствии с высокими принципами проектирования со стандартизированными техническими и бытовыми помещениями.
Современные общественные общества были обеспокоены вторжением этих крупных застроек в сельскую местность, и одним из последствий этого стало строительство больших жилых зданий в неогрузинском стиле. У многих также есть обсаженные деревьями дороги и широко расставленные здания для защиты от бомбардировок, что придает им вид кампуса.
Королевские ВВС Колтисхолл, Норфолк, офицерская столовая, в 1930-е годы большое беспокойство вызывал рост новых аэродромов. Королевская комиссия изящных искусств консультировала по вопросам проектирования многих зданий аэродрома © Historic England AA 054416 Steve Cole
Вторая мировая война
К 1939 году было построено около 100 постоянных аэродромов.
После начала войны стало ясно, что потребуется намного больше аэродромов. Также было признано, что довоенные стандарты были слишком дорогими с точки зрения материалов и рабочей силы. Новые аэродромы военного времени были построены по временным стандартам, и не предполагалось, что они простоят после окончания войны. Как правило, их взлетно-посадочные полосы были расположены в форме буквы А, и они были снабжены ангарами со стальным каркасом, зданиями со стенами толщиной в один кирпич и хижинами Ниссена из гофрированного железа.
В отличие от компактных довоенных аэродромов, здания военных баз были рассредоточены, чтобы свести к минимуму последствия бомбардировок. Они представляют собой класс военных аэродромов, которые плохо защищены и имеют много проблем с сохранением.
Чтобы сообщить об их будущей защите, мы провели аудит временных аэродромов военного времени, и вы можете скачать итоговый отчет:
Девять тысяч миль бетона: обзор временных аэродромов времен Второй мировой войны в Англии
Наша команда архивов также сотрудничала с Американским музеем авиации, чтобы сделать доступными исторические аэрофотоснимки большинства станций ВВС США, и вы можете просмотреть их на их веб-сайте
.
Королевские ВВС Харрингтон, Нортгемптоншир, временный аэродром военного времени © Historic England 21798/06
Холодная война
В конце войны многие временные аэродромы были закрыты, а земля возвращена в сельскохозяйственное использование. К 1950 году, с ростом напряженности в период холодной войны, оставшиеся аэродромы были переоборудованы для нового поколения реактивных истребителей и бомбардировщиков, включая подразделения ВВС США. Эти аэродромы характеризовались более длинными взлетно-посадочными полосами и бетонными площадками для рассредоточения, большими ангарами и специализированными зданиями для обслуживания все более сложных самолетов. В 1970-х и 1980-х годах ряд ключевых аэродромов был защищен усиленными укрытиями для самолетов и командными пунктами для защиты от ядерных, биологических и химических атак.
Королевские ВВС Аппер-Хейфорд, Оксфордшир, во время холодной войны аэродром был существенно перестроен © Historic England 18517/25
Сегодня
Окончание холодной войны привело к уменьшению потребности в аэродромах, и в 1990-е годы многие из них были закрыты; процесс, который продолжается по мере рационализации оборонного имущества.
Бывшие аэродромы могут представлять собой потенциально привлекательные крупные заброшенные поля для реконструкции. Многие из них олицетворяют собой сильные памятные ценности как памятники летному экипажу, который улетел из них, чтобы никогда не вернуться. Перед перепланировкой важно понять историю и унаследованный характер этих мест.
Хорошо продуманные особенности аэродромов могут послужить источником вдохновения для создания новых уникальных мест. Мы провели национальные исследования аэродромов Первой и Второй мировых войн, а также аэродромов времен холодной войны, и ключевые объекты были защищены. В RAF Coltishall мы сделали уникальную фотосъемку станции перед закрытием.
Обновленный буклет «Историческая Англия» содержит рекомендации по управлению историческими военными аэродромами и связанными с ними зданиями, чтобы сохранить и приумножить их особый характер и интерес. В нем объясняется, как эксплуатационные потребности и потенциал развития этих мест могут быть согласованы с сохранением их особого исторического, архитектурного или археологического значения. Он также предназначен для предоставления шаблона для подготовки руководящих принципов для отдельных участков.
Если у вас есть информация об авиационных сайтах времен Первой мировой войны, поделитесь ею с проектом «Наследие тыла». Американский музей авиации также стремится собрать воспоминания об американских базах военного времени, самолетах и персонале на своем интерактивном веб-сайте.
RAF Coltishall, Norfolk, самолет Jaguar на линии полета перед ангарами 1930-х годов © Historic England AA054413 Steve Cole
Aachen : Merzbrück Airfield |
Adelsheim : Highway Strip |
Ahlhorn : Air Base |
Ahlhorn : Highway Strip |
Альпен : Шоссе |
Альтенштадт : Аэродром |
Амберг : Army Airfield AAF |
Ansbach : Army Airfield / Heliport |
Ansbach : Hindenburg Kaserne Army Heliport |
Aschaffenburg : AHP |
Aschaffenburg : Army Airfield AAF |
Ашаффенбург : Армейская вертолетная площадка Грейвса AHP |
Аугсбург : Зенитная база Казерн, Госпиталь Армейская вертолетная площадка AHP |
Augsburg : Flak Strip |
Augsburg : Fryar |
Augsburg : Haunstetten Airfield |
Augsburg : Reese Barracks |
Augsburg : Sheridan Heliport |
Бабенхаузен : Армейский аэродром |
Бад-Айблинг : AHP |
Бад-Херсфельд Армейский аэродром : 9 Армейский аэродром 0077 |
Bad Kissingen : Army Airfield AAF |
Bad Kissingen : Daley Bks Army Heliport AHP |
Bad Kissingen : Hawk Site Helipad |
Bad Kreuznach : Army Airfield AAF |
Бад-Кройцнах : Госпиталь Военная вертолетная площадка AHP |
Бад-Нойенар : Шоссе |
Бад-Тёльц 0076: аэродрома Армии Бейкер AAF |
Baden-Baden : AOS аэродром |
Bakum : Army |
BAMBERG : Armaf Airfil |
Баумхолдер : HD Smith Army Heliport AHP |
Baumholder : Госпиталь Army Heliport AHP |
Bischofswiesen : Helipad |
Bitburg : Air Base |
Böblingen : Panzer Army Heliport AHP |
Böblingen : Stuttgart-Böblingen Airport, Maintenance Объект |
Боксберг : Радиорелейная площадка Вертолетная площадка |
Беринген : Шоссе Стрип |
Боллингстедт0076 : Highway Strip |
Bonn : Airfield / Army Heliport AHP |
Bonn : Hardthöhe Heliport |
Börfink : Helipad |
Bottingen : Army Heliport AHP |
Брайтсоль : Вертолетная площадка армии США |
Брекендорф : Шоссе |
Бремерхафен : Армейский аэродром AAF |
Bremgarten : Air Base |
Brenker Mark : Highway Strip |
Brüggen : Air Base |
Büchel : Air Base |
Bückeburg : Airbase |
Бюдинген : Армейский аэродром AAF |
Булдерн : Шоссе |
Вертолетный порт AH : Армия0077 |
Celle : Wietzenbruch Air Base / Airfield |
Crailsheim : Army Airfield AAF |
Crailsheim : McKee Barracks Army Heliport AHP |
Dahn : Army Вертолетная площадка AHP |
Дармштадт : Армейский аэродром AAF |
Дармштадт : Cambrai Fritsch Kaserne Армейская вертолетная площадка |
Darmstadt : Kelley Barracks Army Heliport |
Detmold : Airfield |
Dexheim : Anderson Barracks Army Heliport AHP |
Diepholz : Airfield |
Düren : Kaserne Вертолетная площадка Гюрцених |
Эггебек : Авиабаза |
Айнзидлерхоф | 3 0075 Erding : Air Base |
Erlangen : Army Airfield AAF |
Eschborn : Airfield |
Faßberg : Air Base |
Feldstetten : Gerätehauptdepot Helipad |
Feucht : Армейский аэродром AAF |
Fischbach : Армейский вертолет AHP |
Frankfurt/M : Аэродром Bonames0077 |
Frankfurt/M : Casino Army Heliport AHP |
Frankfurt/M : Drake Bks AHP |
Frankfurt/M : Hospital AHP |
Frankfurt/M : Rebstock Аэропорт |
Франкфурт/М : Авиабаза Рейн/Майн, аэропорт |
Фрайбург-им-Брайсгау : Аэропорт |
900 AAF : 7 Friedberg Army0077 |
Friedberg : Thunder Pad, Savage Pad Army Heliport AHP |
Friedrichshafen : Löwental Airfield |
Fritzlar : Airfield |
Fulda : AHP |
Fulda : Армейский аэродром AAF |
Fürstenfeldbruck : Авиабаза |
Фюрт : Армейский аэродром AAF |
Fürth : Dambach Housing Area Helipad |
Fürth : Industrieflughafen Airport |
Fürth : Johnson Barracks Army Helipad |
Fürth : Pinder AHP |
Gablingen : Армейский аэродром, армейская вертолетная площадка |
Гаммертинген : Авиабаза (планируется) |
Гарлштедт : Клэй-Казерн Армейская вертолетная площадка |
Garmisch : Army Heliport |
Geilenkirchen : Air Base |
Gelnhausen : Army Airfield AAF |
Germersheim : Reserve Storage Activity Army Airfield / Heliport |
Гибельштадт : Авиабаза, армейский аэродром AAF |
Гиссен : AAF/AHP |
Гиссен : Реки AHP |
Glücksburg : Kaserne Meierwik Helipad |
Göppingen : Army Air Field AAF |
Grafenwöhr : Army Air Field |
Grafenwöhr : Main Pad AHP |
Grafenwöhr : Med Evac AHP |
Greding : WTD-81 Helipad |
Greven : Highway Strip |
Gütersloh : Mansergh Barracks Helipad |
Hahn : Air Base |
Hamburg : Fuhlsbüttel Airport |
Hanau : Army Air Field AAF |
Ханау : Армейская вертолетная площадка Гроссаухайм-Казерн |
Ханау : Армейская вертолетная площадка Хутье AHP |
0075 Hanau : Pioneer Army Heliport AHP |
Heide : Wulf-Isebrand-Kaserne Helipad |
Heidelberg : Army Air Field AAF |
Heidelberg : Hospital Army Heliport AHP |
Heidelberg : Радиорелейная станция Königstuhl Место посадки вертолета |
Heilbronn : Армейский аэродром AAF |
Heliportbronn Army Barracks : Wharton0077 |
Helgoland : Helipad |
Hemer : Fort Prince of Wales |
Herzogenaurach : Herzo Base Army Heliport (West) |
Hildesheim : Airfield |
Hohenfels : Albertshof AHP |
Hohenfels : Военный аэродром |
Hohenfels : Больница AHP |
Hohenstadt : Radio Relay Site Helipad |
Hohn : Air Base |
Holdorf : Highway Strip |
Hoppstädten-Weiersbach : Army Airfield |
Хопстен. |