Босфор пролив кому принадлежит: сможет ли Турция закрыть для России пролив Босфор — РБК

сможет ли Турция закрыть для России пролив Босфор — РБК

Вероятный конфликт с Турцией ставит под вопрос использование российскими судами Босфора как важной транспортной артерии. Однако одностороннее перекрытие проливов маловероятно, поскольку нарушает международные соглашения

Российский десантный корабль «Александр Шабалин» в Босфоре, март 2015 года

(Фото: Global Look Press)

Через сутки после гибели российского бомбардировщика Су-24 у сирийско-турецкой границы президент России Владимир Путин анонсировал переброску на авиабазу Хмеймим в Сирии зенитно-ракетных комплексов С-400 — в качестве ответной меры на уничтожение военного самолета турецким истребителем F-16.

В последние месяцы крупная военная техника российской армии доставлялась в Сирию преимущественно морем. Самый короткий путь пролегает через Черное море и проливы Босфор и Дарданеллы. По этому маршруту на десантных кораблях из Крыма перебрасывались морские пехотинцы и техника. Кроме того, агентство Reuters в конце сентября сообщало о налаженной системе грузоперевозок между Новороссийском и Сирией через проливы.

Резкое ухудшение отношений с Анкарой ставит под вопрос поставки российского вооружения и переброску военнослужащих через проливы, оставляя открытыми маршруты через Гибралтар (он занимает от 13 дней в случае отправления из Санкт-Петербурга или 14 с половиной дней при отправлении из Мурманска вместо четырех дней), либо по воздуху.

Довоенный документ

Режим прохода кораблей через проливы регулируется Конвенцией Монтрё 1936 года, одним из старейших действующих международных договоров. Подписывали его в том числе представители Турции и СССР. Согласно ст. 2 этого документа торговые суда могут беспрепятственно проходить через Босфор и Дарданеллы «днем и ночью, вне зависимости от флага и груза».

В том случае, если Турция находится в состоянии войны, она обязана пропускать гражданские суда дружественных и нейтральных стран — но только ночью и только по намеченному Анкарой фарватеру. Наконец, если Турция не воюет, но «считает себя под угрозой военной опасности», она все же обязана пропускать все суда (в том числе и под флагом потенциального противника), в том числе днем, однако курс также должен быть указан Анкарой.

adv.rbc.ru

В отношении военных кораблей в мирное время Турция также обязана пропускать суда малого и среднего классов всех стран. Державы Причерноморья (к которым принадлежал СССР и принадлежит Россия) могут проводить через проливы военные корабли любого класса. Единственное ограничение: они будут следовать в одиночку или с минимальным эскортом (до двух миноносцев).

Если Турция находится в состоянии войны или «под угрозой военной опасности», вопрос о допущении военных кораблей в проливы остается на усмотрении Анкары. Однако если война не объявлена официально, Турция должна пропустить иностранные корабли, с условием, что те оказались отрезаны от своей базы ВМС, а также получить согласие наднациональных органов (на тот момент Лиги Наций, ее роль сегодня исполняет ООН) о намерении закрыть проливы.

С юридической точки зрения у Турции нет правовых оснований чинить препятствия проходу судов с российскими грузами, в том числе военными, подтвердил РБК управляющий партнер юридической фирмы «Юринфлот-СПб» Владимир Морковкин. Препятствовать проходу недружественных судов Турция может только в состоянии войны, уверен эксперт.

Внутреннее море

Уже после окончания Второй мировой войны Анкара поэтапно стремилась усилить свой контроль над проливами. Так, весной 1982 года Турция попыталась в одностороннем порядке распространить регламент порта Стамбул на всю зону проливов, тем самым получив право закрывать Босфор даже в мирное время.

Решение Анкары вызвало резкую критику соседних держав (в первую очередь СССР и Греции), и Турция пошла на попятную, заявив, что новые правила не будут касаться транзитных судов, проходящих проливы без остановки. Когда в декабре 1982 года ООН выработала Конвенцию по морскому праву, Турция отказалась к ней присоединиться, оставив тем самым Конвенцию Монтрё в силе.

В начале 1994 года Турция внесла на рассмотрение Международной морской организации при ООН проект Регламента судоходства в проливах. Несмотря на упреки в нарушении Конвенции Монтрё, высказанные при обсуждении документа, Турция с 1 июля 1994 года ввела его в действие в одностороннем порядке. По новому регламенту турецкие власти могли приостанавливать судоходство в проливах, ссылаясь на научные, ремонтные, буровые работы, проведение полицейских операций и другие условия. Суда длиной свыше 200 м могут пересекать Босфор только в светлое время суток и только в сопровождении турецкого лоцмана. Также местные власти могут проводить досмотр грузовых кораблей при подозрении в нарушении экологических или других регламентируемых национальным законодательством норм.

«Благодаря Конвенции Монтрё, а затем и теплым отношениям с Великобританией и США Турция постепенно установила свой суверенитет над проливами, — говорит РБК директор канадского Центра греческих исследований Андре Джеролиматос.  — Этот контроль напрямую зависит от статус-кво самой Конвенции Монтрё. Пока что американские интересы в регионе сходятся с турецкими, и США готовы и впредь поддерживать этот документ».

«В своих отношениях с Россией Турция всегда продвигала и будет продвигать в первую очередь собственные интересы, — писал еще в 2010 году эксперт Института востоковедения РАН Александр Васильев. — Ядро российско-турецких экономических связей составляют туризм и энергетика. <…> Немало нерешенных проблем существует между странами именно в области энергетики. Например, Анкара стремится минимизировать транзит нефти через проливы, ограничивая доступ для российских танкеров».

Вопрос грузооборота

По данным Минтранспорта Турции за 2013 год, по обоим направлениям через проливы прошло 74,3 тыс. судов, из них через Босфор — 38,2 тыс. судов общим тоннажем 451,2 млн т и 36,1 тыс. судов общим тоннажем 616,7 млн т — через Дарданеллы. Что касается России, то за девять месяцев 2015 года грузооборот портов Азово-Черноморского бассейна вырос на 5,2% по сравнению с тем же периодом 2014 года, до 165,8 млн т, свидетельствуют данные Ассоциации морских торговых портов России. В значительной степени это произошло за счет увеличения почти на 25% экспорта черных металлов, указано в материалах ассоциации. В основном через черноморские порты российские компании экспортируют зерно (19,2 млн т за девять месяцев 2015 года), черные металлы (10,8 млн т), уголь (6 млн т), минеральные удобрения (2,3 млн т). Какая доля от этих поставок приходится на проход через проливы, не указывается.

По данным «Транснефти», экспорт российской нефти через черноморские терминалы составил в минувшем году 24,6 млн т, нефтепродуктов — 37,2 млн т. Общий же объем транспортировки сырой нефти и нефтепродуктов через проливы в 2014 году оценивается в 124,4 млн т. Из порта Новороссийска поставляется российская нефть, а также нефть Казахстана, Азербайджана и Туркмении. Представитель Новороссийского морского торгового порта, на который приходится около двух третей грузооборота региона, отказался от комментариев.

Видео: РБК

В конце октября на экспертном совете «Транснефти» обсуждалось экономическое и стратегическое значение международных проливов для транспортировки нефти и нефтепродуктов, сообщала пресс-служба компании. Вице-президент «Транснефти» Михаил Маргелов отметил, что одними из самых загруженных в мире остаются черноморские проливы Босфор и Дарданеллы. При этом они имеют большое значение для экспорта из России и Каспийского региона, а существующая динамика и прогнозы указывают только на дальнейшее повышение их загруженности, добавил он.

Замдиректора департамента международного сотрудничества Минэнерго Александр Абрамов, выступая на экспертном совете, отметил, что министерство совместно с «Транснефтью» прорабатывают вопросы обходных маршрутов черноморских проливов: не​смотря на то что некоторые проекты по экономическим и политическим причинам осуществлены не были, активная работа продолжается. Советник президента «Транснефти» Игорь Демин отказался комментировать РБК возможность ограничения поставок нефти и нефтепродуктов через черноморские проливы.

Российские грузы защищены не только конвенцией, но и тем, что лишь незначительная часть перевозчиков ходит под российским флагом. «Опасений пока что нет, подавляющее большинство грузов проходит через Босфор не под российским флагом, а под флагами «удобных» для регистрации судов стран: Багамских островов, Кипра и других», — говорит сотрудник одной из крупных металлургических компаний, экспортирующих продукцию через Новороссийск. По данным ООН (*.pdf), на 1 января 2014 года 21% совокупного дедвейта (т.е. массы переменных грузов судна) мирового флота приходился на корабли под флагами Панамы, 12% — под флагами Либерии, 9% — Маршалловых островов, 8% — Гонконга и 6% — Сингапура.

«Сейчас еще нет причин опасаться, и маршруты транспортировок не меняются», — сказал на условиях анонимности сотрудник крупной химической компании, которая возит минеральные удобрения через Черное море.

Турция построит дублер Босфора. Это может поменять правила мирового судоходства

Планы президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана построить альтернативную Босфору водную артерию встретили резкую критику внутри страны. Противники проекта опасаются не только экологических, но и внешнеполитических последствий, так как вопрос судоходства в турецких водах контролирует международная конвенция Монтрё. Долгие годы этот документ позволял выдерживать Турции военный нейтралитет, но теперь власти все чаще говорят об отказе от этого документа. Рассказываем, что известно об одном из самых грандиозных инфраструктурных проектов Турции и о том, почему он важен для международных отношений.

На минувшей неделе власти Турции объявили о скором начале строительства канала «Стамбул» — новой водной артерии протяженностью 51 км, которая станет дублером Босфорского пролива. Согласно планам правительства, канал, который соединит Мраморное и Черное моря, пройдет в 100 км к западу от Стамбула и фактически превратит европейскую часть города в остров.

Читайте также

Дефицит туалетной бумаги и продуктов питания. Чем миру грозит контейнерный кризис

Благодаря новому каналу турецкие власти надеются разгрузить Босфор — один из самых загруженных в мире морских путей, через который каждый год проходит 53 тыс. судов. Также появление новой артерии должно защитить стамбульскую архитектуру и памятники от инцидентов наподобие того, что недавно случился в Суэцком канале. В отличие от созданного природой Босфора, ветка которого достаточно извилиста и сложна для транзита, канал «Стамбул» будет состоять из двух почти прямых участков, что облегчит и ускорит проход судов.

«Канал «Стамбул» станет международным морским путем, который улучшит логистические возможности и инфраструктуру Турции», — заявил на прошлой неделе министр инфраструктуры и транспорта Адиль Караисмаилоглу.

Изначально строительство артерии планировали начать еще в 2018-м, чтобы завершить работы в 2023 году, к 100-летнему юбилею Турецкой Республики. Очевидно, что теперь сроки сдвигаются, но начать строительство должны уже «в скором времени». Впервые Эрдоган анонсировал этот проект еще перед выборами в 2011 году. Позже он обещал, что по обеим сторонам канала появятся два новых города, а на на севере и на юге артерии — прибыльные порты класса люкс для яхт.

Предполагается, что канал сможет пропускать около 160 судов в день, включая танкеры дедвейтом до 300 тыс. тонн. Его строительство обойдется примерно в $10 млрд. 

У проекта есть свои противники

Против строительства канала, в частности, выступает мэр Стамбула Экрем Имамоглу и некоторые другие представители турецкой оппозиции.  Ранее мэр даже призывал решить вопрос о судьбе проекта на референдуме.

По словам Имамоглу, которые приводит газета Hurriyet, появление канала может привести к нехватке в Стамбуле питьевой воды, так как наполнит солью озеро Теркос и другие пресные источники. По его словам, все это грозит засухой, экологическими изменениями, а также усилением землетрясений. Ссылаясь на доклады государственных экологических агентств DSI и ISKI, мэр назвал 15 причин, по которым проект следует немедленно отменить.

При этом министр окружающей среды и градостроительства Турции Мурат Курум 27 марта заявил, что его ведомство дало разрешение на строительство канала после изучения всех запросов и возражений.

«В этом контексте мы быстро предпримем шаги, чтобы канал служил на благо нашему городу», — написал он на своей странице в Twitter.

Новый канал ставит вопрос о конвенции Монтрё

Еще в декабре 2019 года, обсуждая новую транспортную артерию, Эрдоган выразил мнение, что морское сообщение через новый стамбульский канал не будет подпадать под действие конвенции Монтрё, которая регулирует проход кораблей через турецкие проливы.  

Читайте также

Кто хозяин на Черном море

«Стамбульский канал не имеет отношения к конвенции Монтрё. Мы проектируем новый канал как альтернативу для морского сообщения через Босфор. Только за последние два года на Босфоре произошла 41 авария с судами. Да и нельзя забывать катастрофы прошлого», — отметил президент.

Принятая в 1936 году конвенция в швейцарском городе Монтрё восстановила суверенитет Турции над Босфором и Дарданеллами, обеспечив торговым судам бесплатный и свободный проход через эти проливы.

Что касается военных кораблей, то для них действует разный режим. Так, черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса, но с уведомлением турецких властей. Для кораблей нечерноморских держав введены ограничения по классу и тоннажу. Они могут находиться в акватории Черного моря не больше трех недель — 21 день, а их общий тоннаж не может превышать 30 тыс. тонн. В крайнем случае, может доходить до 45 тыс. тонн. Именно благодаря этому соглашению через Босфор в Черное море, к примеру, не может зайти тяжелый американский авианосец.

Некоторые турецкие политические силы смотрят на конвенцию Монтрё как на обременительное соглашение, вынужденно заключенное после распада Османской империи. Страна не получает никакой выгоды за проход через свои территориальные воды, а также вынуждена заниматься контролем иностранных военных кораблей. Закрывать проход через Босфор и Дарданеллы Турция имеет право, только если сталкивается с военной угрозой.

Вопрос стал предметом внутриполитических дискуссий

Пока руководство страны не предпринимает никаких шагов по выходу из конвенции, но дает понять, что не все положения этого договора в полной мере отвечают интересам Турции и международным реалиям.

Читайте также

Альтернативный подход Эрдогана. Что происходит с турецкой экономикой

На фоне новостей о скором начале строительства канала «Стамбул» более 100 отставных турецких адмиралов написали открытое письмо, в котором призвали турецкие власти сохранить действие конвенции.  Бывшие военные напомнили, что договор является основным документом безопасности стран Черноморского региона, который сохранил нейтралитет Турции в годы Второй мировой войны и до сих пор предотвращает ее участие в каких-либо конфликтах. 

Кроме того, адмиралы призвали сохранить действующую конституцию Турции на фоне инициативы Эрдогана принять новый основной закон. 

До этого 126 турецких послов в отставке опубликовали похожее заявление, в котором также предупредили, что канал «Стамбул» может поставить под угрозу конвенцию Монтрё и отрицательно повлиять на интересы Турции.

Турецкое руководство возмутилось этими выпадами, в первую очередь письмом адмиралов. У президента Эрдогана сложились непростые отношения с военными на фоне попытки государственного переворота в 2016 году. Ранее военные уже смещали турецких лидеров в 1960, 1971, 1980 и 1997 годах за якобы отступления от светских ценностей республики.

«Недопустимо, чтобы 104 адмирала собирались и в один миг распространили подобный документ. Этот акт нельзя считать проявлением свободы слова», — подчеркнул президент на пресс-конференции в Анкаре. Кроме того, он назвал ошибкой попытку связать конвенцию Монтрё и проект по строительству канала «Стамбул». 

«Проект строительства канала «Стамбул» призван усилить права Турции над суверенитетом пролива Босфор. И те, кто выступает против этого проекта, являются истинными врагами нашей республики и [основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля] Ататюрка», — добавил президент Турции.

Позже по меньшей мере десять подписавших письмо адмиралов были задержаны в рамках инициированной столичной генпрокуратурой проверки. Их обвиняют в сговоре в с целью подрыва конституционного порядка и безопасности государства. В розыске также находятся еще четверо человек.

Дмитрий Беляев 

Теги:

ТурцияЭрдоган, Реджеп Тайип

Турция закрывает проливы Босфор и Дарданеллы для военных кораблей

Турция закрывает проливы Босфор и Дарданеллы для военных кораблей — Новости USNI

«,»sameAs»:[]}]}

Главная » Иностранные силы » Турция закрывает проливы Босфор и Дарданеллы для военных кораблей



Автор: Хизер Монхилио

Ракетный эсминец USS Дональд Кук (DDG-75) проходит через пролив Босфор по пути в Черное море 28 августа 2015 г. Фото 9 ВМС США0003

Турция закрыла проливы Босфор и Дарданеллы для военных кораблей любой страны, независимо от того, граничат они с Черным морем или нет, после вторжения России в Украину.

Закрытие пролива по-прежнему позволит военным кораблям проходить, если они возвращаются на базу в Черном море, согласно сообщению Naval News . Это будет включать российские корабли в составе Черноморского флота страны.

Однако решение об ограничении военных кораблей, полномочия, предоставленные Турции Конвенцией Монтрё от 1936, вероятно, ограничит способность России перебрасывать корабли других своих флотов в Черное море.

Как сообщает Naval News , министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил журналистам, что хотя Турция не считается воюющей стороной в этом конфликте, она имеет возможность ограничить проход военных кораблей из воюющих государств.

«Если военный корабль возвращается на свою базу в Черном море, проход не закрывается. Мы придерживаемся правил Монтрё. Все правительства, как прибрежные, так и не прибрежные, были предупреждены о том, чтобы не отправлять военные корабли через проливы», — сказал Чавушоглу, согласно Военно-морские новости .

Действия Турции, вероятно, означают, что два российских крейсера класса «Слава», которые в настоящее время находятся в Средиземном море, не могут войти в Черное море. На прошлой неделе два корабля работали в Эгейском море и вокруг него: RTS Marshal Ustinov (055) к югу от Италии и RFS Varyag (011) у побережья Сирии, недалеко от российской военно-морской базы Тартус, сообщает USNI News. Маршал Устинов с Северного флота России и Варяг  с его Тихоокеанского флота.

Ни одна страна не пыталась отправить военные корабли через проливы Босфор или Дарданеллы с тех пор, как Турция выпустила предупреждение, сообщает Naval News .

Отказ Турции в проходе для военных кораблей произошел на следующий день после того, как Чавушоглу сказал CNN Turk , что российское вторжение в Украину считается войной.

Объявив ей войну, Турция смогла воспользоваться нормами Конвенции Монтре, которые позволяют ей ограничивать проход через проливы, хотя министр иностранных дел не привел, какая статья позволяла ей закрывать доступ военным кораблям.

Конвенция Монтро предоставляет Турции широкие полномочия по контролю над проливами и включает определенные ограничения – такие как ограничения по тоннажу, уведомление о проходе и временные ограничения – для нечерноморских государств.

Действия турецких официальных лиц являются «мощными, разумными и смелыми», заявил USNI News по электронной почте бывший главнокомандующий объединенными силами НАТО адмирал Джеймс Ставридис.

Россия по-прежнему сможет поддерживать свои черноморские корабли за счет пополнения запасов на берегу через Крым, сказал Ставридис. Однако это предотвратит приход морских подкреплений в Черное море.

«Настало также время для НАТО, у которого, конечно же, сохранится доступ, направить больше своих кораблей в Черное море для поддержки Турции, Болгарии и Румынии, членов НАТО, чьи флоты регулярно работают там», — сказал Ставридис. .

Россия уже использовала некоторые из своих десантных кораблей, чтобы помочь вторжению в Украину, высадив войска за пределами Мариуполя в пятницу. Затем эти войска встретились с дополнительными российскими войсками и направились к украинскому городу Мариуполь, как ранее сообщал USNI News.

По состоянию на воскресенье войска находились примерно в 30 км к юго-востоку от центра Мариуполя. Пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби заявил в понедельник, что новой информации о российских морских операциях не поступало.

В Черном море все еще есть корабли, сказал Кирби, и русским доступен морской бой.

Военно-морские силы также начали собираться в Черном море, к югу от Одессы, но они не предприняли никаких действий в направлении портового города, сообщили USNI News в воскресенье.

Представитель Пентагона заявил в понедельник, что никакого дополнительного движения кораблей в сторону Одессы в Черном море не было.

Кирби перенаправлял любые вопросы о черноморских проливах в Турцию.

Ключевые слова статьи: пролив Босфор, пролив Дарданеллы, Конвенция Монтрё, Турция

Категории: Иностранные силы, Новости и аналитика, Россия

 

Турция не планирует пересматривать Конвенцию Монтре о правах на Босфор

  • Новости
  • Турция
  • Дипломатия
АНКАРА

Большой десантный корабль ВМФ России «Королев» плывет по Босфору на пути к Средиземному морю в Стамбуле, Турция, 22 октября 2015 г. REUTERS/Murad Sezer

Турция не участвует ни в каких планах по пересмотру Конвенции Монтрё, регулирующей международный доступ к проливам Босфор и Дарданеллы, заявила 8 декабря официальный представитель МИД Танжу Билгич, опровергая сообщения о том, что конвенция может быть продлена на фоне продолжающейся напряженности между Анкарой и Москвой. .

«В настоящее время у нас нет подготовки к этому. Но все может подлежать оценке в связи с развитием событий», — сказал Билгич, имея в виду часть статьи, которая позволяет пересматривать соглашение каждые 20 лет.
 
Вопрос встал на повестку дня после того, как 6 декабря появился кадр, на котором военнослужащий российского десантного корабля «Цезарь Куников», по-видимому, наводит зенитную ракетную установку на крупнейший город Турции Стамбул. Министерство иностранных дел 7 декабря на часовое совещание по поводу инцидента.

В соответствии с Конвенцией Монтре 1936 года Турция контролирует проливы Босфор и Дарданеллы и регулирует проход военных кораблей между Черным и Средиземным морями.

Конвенция гласит, что главным принципом Босфора в мирное время является свобода прохода. Конвенция ограничивает продолжительность пребывания и размеры военных судов, принадлежащих небуквальным странам в Черном море.

В настоящее время Москва зависит от неограниченного доступа к проливам, предоставленного ей Конвенцией Монтрё. Через проливы она доставляет грузы в Сирию со своей военно-морской базы Новороссийск в Черном море в российские порты в Тартусе и Латакии.

Турция может блокировать проход российских военных кораблей через проливы, ссылаясь на статьи 20 или 21 Конвенции Монтрё, только в том случае, если она находится в состоянии войны с Россией или считает, что ей угрожает неминуемая опасность войны.

Отношения между Анкарой и Москвой находятся на пике напряженности с момента окончания холодной войны после того, как российский военный самолет был сбит на границе Турции с Сирией из-за нарушения воздушного пространства Турции.

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ

  1. Двое арестованы по делу о жестоком обращении с детьми

МИР

Стрелок из Парижа, убивший троих, признался в расизме

69-летний белый французский боевик, открывший огонь по курдскому культурному центру в Париже и убивший трех человек, заявил следователям, что он расист, сообщил 24 декабря источник, близкий к делу.