Содержание
край дубрав и белых аистов. БелПресса
12:01, 02 октября 2014
7256
«Край дубрав и белых аистов» – такое неофициальное название Борисовский район получил не случайно. Здесь расположена многовековая дубрава, в которой водятся дикие кабаны и можно встретить даже сурка-байбака. А ещё Борисовский район – традиционное место гнездования аистов. Редкий турист не остановится полюбоваться этими грациозными птицами, ставшими местной достопримечательностью.
«Край дубрав и белых аистов» – такое неофициальное название Борисовский район получил не случайно. Здесь расположена многовековая дубрава, в которой водятся дикие кабаны и можно встретить даже сурка-байбака. А ещё Борисовский район – традиционное место гнездования аистов. Редкий турист не остановится полюбоваться этими грациозными птицами, ставшими местной достопримечательностью.
Как добраться
На маршрутке
Маршрутки ходят в Борисовку от городского стадиона (пересечение улицы Пушкина и Народного бульвара). Отправляются по мере наполнения пассажирами.
На машине
Из областного центра двигайтесь в сторону Томаровки. В Томаровке на круге поверните налево и далее следуйте прямо. Минуя Кустовое, Серетино, Стригуны, по трассе Белгород – Ахтырка попадаем в Борисовку. Время в пути – около 40 минут.
Семь мест, обязательных для посещения
Памятник самолёту-истребителю Су-27
Расположен по правую сторону трассы, на въезде в посёлок Борисовка. Он установлен в честь двух лётчиков пилотажной группы «Русские витязи», уроженцев Борисовского района Александра Сырового и Сергея Климова, а также в честь 100-летия Военно-воздушных сил России. Рядом находится памятник танку Т-34, установленный в честь советских воинов, погибших на подступах к посёлку Борисовка в марте 1943 года. Тогда в танковом сражении было разбито более 30 машин и погибло около 150 советских солдат.
Памятник СУ-27.
Фото с сайта www.esosedi.ru
Фабрика художественной керамики
ул. Республиканская, д. 60
Тел.: (47246) 5-00-71 и 5-02-22
http://novarussa.ru
Фабрика находится на въезде в Борисовку, слева, и выглядит как здание из красного кирпича с воротами песочного цвета. Это одно из старейших предприятий района, которое начало принимать туристов несколько лет назад. В ходе экскурсии на фабрике можно увидеть весь производственный цикл создания глиняных крынок, горшков, кружек, мисок. Сейчас на гончарном участке «Борисовской керамики» изделия формируются старинным способом: вручную на гончарном круге. Красную глину фабрика берёт с местного месторождения.
Борисовская керамика.
Фото Владимира Щекалова
Борисовский историко-краеведческий музей
ул. Первомайская, д. 15
Тел.: (47246) 5-09-59
http://kraeved3103.ucoz.ru
Знакомство с историей Борисовки следует начинать с посещения краеведческого музея, который в 2011 году был переведён в здание отреставрированной Успенской школы (памятник архитектуры XIX века). Ориентир – центральная площадь. Музей будет напротив. Рядом находится Вечный огонь. Музей, в фондах которого сейчас более 6 000 единиц хранения, располагает значительной коллекцией предметов археологии, найденных на территории края и относящихся к различным периодам древних эпох. Здесь можно увидеть памятники бондарихинской и катакомбной культур. В экспозиции широко представлены ремесленные промыслы слободы Борисовка.
Лес на Ворскле
Тел.: (47246) 5-03-15 и +7 (960) 623-01-71
www.zapovednik-belogorye.ru
Вниз от Михайловского храма идёт улица Рудого, двигаясь по которой, можно дойти до заповедника. Правда, придётся пройти чуть-чуть в горку. Участок государственного природного заповедника федерального значения «Белогорье» – «Лес на Ворскле» – расположен на окраине Борисовки, на правом берегу реки Ворскла. В течение многих лет на базе заповедника практикуются студенты Санкт-Петербургского госуниверситета. Центральная усадьба находится в Борисовке по адресу: пер. Монастырский, д. 3. При заповеднике работают музей природы и дендрарий. На его территории установлена ротонда, в которой размещается необычный памятник из чёрного базальта, имеющий форму ствола дуба. Заповедник занимает территорию более 1 000 гектаров, на которых представлено около 500 видов растений и около 45 видов млекопитающих.
Лес на Ворскле.
Храм Воскресения Христова
Тел.: (47246) 5-09-40
Это главная достопримечательность Хотмыжска. Церковь была построена по проекту архитектора Мельникова в 1839 году. В храме хранился, но, к сожалению, не сохранился до наших дней вызолоченный серебряный крест, подаренный царём Алексеем Михайловичем в честь победы над неприятелем под Хотмыжском. Крест был утерян либо похищен. При советской власти храм закрыли и использовали как складское помещение. Его восстановили только в 1995 году. Теперь он является памятником архитектуры и основной достопримечательностью Хотмыжска.
Храм Воскресения Христова.
с. Хотмыжск
Музей лука
с. Стригуны, ул. Комсомольская, д. 8а
Тел.: (47246) 5-61-24
В село Стригуны можно заглянуть ещё по ходу движения в Борисовку. Если ехать из Белгорода, Стригуны будут находиться по левую сторону трассы. Далее движемся по прямой до сельской площади. Ориентир – памятник Ленину. Рядом находится школа, на базе которой несколько лет назад открыт музей лука. Он является главной туристической достопримечательностью небольшого села Стригуны. На данный момент в музее находится 182 предмета, посвящённых местному традиционному промыслу. Экскурсии проводятся бесплатно.
О том, где можно поесть и остановиться при осмотре Борисовского района, читайте в соответствующих разделах «Бюро путешествий»
Подготовила Анна Кущенко
Борисовка поселок — энциклопедия Белгородской области
Борисовская керамика
Дом ремесел
Оглавление [Скрыть/Показать] Физико-географическая характеристика |
Физико-географическая характеристика
Борисовка — посёлок городского типа, административный центр Борисовского района Белгородской области России.
Расположен на реке Ворскла (приток Днепра), в 7 км к востоку от железнодорожной станции Новоборисовка (на линии Льгов — Харьков).
Посёлок входит в Перечень исторических городов России.
Cимволы
Почтовая индексация
Список улиц
Воспользуйтесь сервисом «Адресный поиск» на карте п. Борисовка.
История
Слобода Борисовка известна с 1695 года, входила в состав Хотмыжского уезда. В 1705 году она становится вотчиной графа Б. П. Шереметева. В период подготовки Полтавской битвы Хотмыжск наряду с Белгородом был тыловой базой русских войск.
Статус посёлка городского типа — с 1959 года.
Органы власти
Население
Население — 14,2 тыс. жителей (2009).
Экономика
Фабрика художественной керамики, мебельная фабрика, завод мостовых металлоконструкций, типография, консервный завод.
Как добраться
Автобусом с автовокзала «Белгород»
Расписание движения автобусов с автовокзала «Белгород»
Храмы
До 1917 г. в Борисовке находилось шесть церквей: четыре приходских и две монастырские.
К 1998 г. сохранился только храм Архангела Михаила. Деревянная церковь но документам известна с 1698 г. Неоднократно перестраивалась. В 1744 г. на месте старой деревянной церкви построен новый храм в честь Архангела Михаила. Он действовал до начала XIX в., когда в 1804 г. рядом с ним началось строительство каменной церкви. В 1894 г. к 106-пудовому колоколу, отлитому в 1848 г., добавлен новый 306-пудовый, отлитый на Валдае. В 1911 г. деревянный иконостас был заменен мраморным, на котором сохранилась надпись: «Сооружен в 1911 г. по благословению архиепископа Питирима, усердием прихожан в память Священного коронования их Императорских Величеств Государя императора Николая Александровича и Государыни императрицы Александры Федоровны, старанием протоиерея Дмитрия Добрынина. свят. И. Высочинского, ктитора Василия Николаенко, при помощнике его Назарии П. Степаненко. Освящен в 1911 г.» Иконостас уникальный, единственный по своему исполнению в Белгородской и Старооскольской епархии. В его архитектуре использованы русско-византийские приемы и формы. Выполнен из мрамора двух цветов — белого с голубыми прожилками и красно-коричневого. С большим мастерством иконостас украшен мелким кружевом искусной резьбы.
Социально-культурная сфера
В поселке существуют:
Историко — краеведческий музей
Музей керамической фабрики
Музей природы заповедника «Лес на Ворскле» (ныне участок заповедника «Белогорье»)
Достопримечательности
Археологический памятник V—III веков до н. э. — Борисовское городище.
В Борисовке находится дирекция заповедника «Лес на Ворскле» (с 1999 входит в состав заповедника «Белогорье»), который в течение долгих лет был базой летних практик для студентов биолого-почвенного факультета Санкт-Петербургского государственного университета. В заповеднике работали такие известные ученые, как энтомологи С. И. Малышев, А. С. Данилевский, геоботаник В. Н. Сукачёв. При заповеднике работает дендрарий.
Памятники архитектуры
Жилой дом купца Пономаренко
Здание, являющееся памятником истории и культуры местного значения, построенное во второй половине 19 века как жилой дом купца Пономаренко, в 20-е годы 20 века здесь была комсомольская ячейка.
Храм Архистратига Михаила (первая половина XIX века)
Борисовский историко-краеведческий музей
Борисовский историко-краеведческий музей был открыт в 1966 г. Экспозиция музея располагается в пяти залах: «Наш край в древности», «Ремёсла Борисовского края», «Знаменитые земляки», «Живопись Борисовских художников», «Военный зал», в которых находятся коллекции предметов археологии, найденных на территории края и относящихся к различным периодам древних эпох – памятники бондарихинской и катакомбной культур; ремесленные промыслы слободы Борисовка увековечены имена девяти Героев Советского Союза и двух полных Кавалеров ордена «Славы», трех Героев Социалистического Труда. (п. Борисовка, пер. Дегтярева, 8
Телефон : 8 (47 246) 5-09-59)
Памятник самолёту-истребителю СУ-27
Памятник самолёту-истребителю СУ-27 установлен в честь двух лётчиков пилотажной группы «Русские витязи» Александра Сырового и Сергея Климова, уроженцев Борисовского района, а также в честь 100-летия военно-воздушных сил России. Открыт 4 августа 2012 года ко Дню освобождения Борисовского района от немецко-фашистских захватчиков.
Памятник «Танк Т-34»
«Танк Т-34» установлен в честь советских воинов, погибших на подступах к посёлку Борисовка в марте 1943 года.
7 августа 2009 года, когда отмечалась 66-я годовщина со Дня освобождения Борисовского района от немецко-фашистских захватчиков, в районном центре открыт памятник танку Т-34, сыгравшему решающую роль в победе над гитлеровской армией. Памятник посвящён событиям, которые произошли в посёлке весной 1943 года. Тогда в танковом сражении было разбито более 30 машин и погибло около 150 советских солдат. Подробности тех событий удалось узнать из архивных документов и со слов очевидцев. Выяснилось, что в то время, когда немецкие войска находились на территории посёлка, практически в каждом дворе по улице Фрунзе стоял немецкий танк «Тигр». И когда наши танки со стороны Стригунов пошли в сторону Харькова, через поле «Тигры» прямой наводкой расстреляли все советские танки. В память о том дне и было решено установить памятник. Почти полгода велись переговоры с Оренбургом, где в бывшем ракетно-артиллерийском училище находилась уцелевшая машина.
Центральная площадь, парк культуры и отдыха п. Борисовка
ООО «Борисовская керамика»
Борисовская керамика является одним из самых крупных в России производителей майоликовой толстостенной керамики из красной глины и несомненным лидером по производству горшков для жаркого и запекания. В настоящее время ассортимент продукции составляет более двухсот образцов посуды и элементов декора, которые без сомнения станут исключительным украшением и незаменимым предметом обихода. Борисовская керамика уют в каждом доме. На предприятии трудится более двухсот человек, здесь работают потомственные мастера народного промысла, которые благодаря семейным традициям смогли сквозь годы пронести секреты мастерства. Приехав на фабрику, Вы можете своими глазами увидеть, как бесформенная глиняная масса превращается в красивое и полезное изделие. Опытный экскурсовод проведет Вас по предприятию и покажет, как всё происходит. (309340, Белгородская обл., п. Борисовка,
ул. Республиканская, 60 )
Борисовский Дом ремёсел – основной центр сохранения и развития старинных промыслов и ремёсел Борисовского района.
В Доме ремесел имеется выставочный зал, в котором представлены работы мастеров народных промыслов Борисовского района и Белгородской области; сувенирная лавка, где можно приобрести разнообразные сувениры на любой вкус покупателя.
С посетителями проводиться игровая программа, основанная на старинных русских народных играх, «Старину не забываем, в игры русские играем», в которой зрители становятся участниками, переносясь в мир детства. Победитель игры получает приз, изготовленный умелыми руками мастера.
Мастер-классы, проводимы мастерами с посетителями, предоставляют уникальную возможность принять участие в изготовлении несложных сувениров из глины, расписать их красками, сплести изделия из лозы, соломки, изготовить традиционные куклы – скрутки.
Всё это проводится в рамках экскурсии «Борисовка – слобода иконописцев, мастеров, ремесленников». (309340 Белгородская обл., Борисовский район,
п. Борисовка, ул. Советская, 98)
Известные личности
Дегтярёв Степан Аникеевич, композитор духовной и светской музыки. Родился в Борисовке, в 1766 году и происходил из крепостных. С 7 лет был взят в графский театр. Пел в хоре, а потом учился у Сарти. Выдвинулся как оперный певец, а затем стал концертмейстером и капельмейстером. Получив по духовному завещанию вольную, он, не имея средств нанять подводу, чтобы вывести свои вещи, сжёг все ноты и рисунки. Из его произведений остались только копии тех, которые находятся в библиотеках главных церковных хоров России. Его большая оратория «На освобождение Москвы,» написанная им в 1812 году имела большой успех в московском Дворянском собрании. С.А. Дегтярёв написал около 60 концертов и несколько ораторий. Несмотря на то, что имя его пользовалось известностью не только в России, но и за границей, материальные неудачи всю жизнь преследовали его и он вынужден был, чтобы не умереть с голоду, занять место регента у одного помещика Курской губернии, где он и умер от чахотки в 1813 году. Степан Аникеевич Дегтярёв вошёл в историю русской культуры, как выдающийся композитор, талантливый дирижёр, музыкальный редактор и инструменталист, музыкальный руководитель лучшего в России частного театра. В память о заслугах композитора именем его названы улицы в Белгороде, Борисовке.
Хвостенко Александр Вениаминович (Хвостенко — Хвостов) — заслуженный художник УССР. Родился в Борисовке 17 апреля 1895 года. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества,затем учился в Киеве в мастерской Александры Экстер. Начиная с 1920 года работает над театральными декорациями. В то же время создаёт агитационные плакаты, художественную рекламу и оформляет стенды объявлений. В 1926 году сотрудничает в Харькове с композитором С.С. Прокофьевым. В дальнейшем работал над сценическим оформлении опер Ш. Гуно, Ж. Бизе, Дж. Россини, Р. Вагнега, Н. Лысенко и др. В годы Великой Отечественной войны участвовал в создании агитокон, рисовал плакаты. В первые месяцы войны был главным консультантом по маскировке объектов Харьковского военного округа. С 1946 по 1952 годы — главный художник Киевского театра оперы и балета. В 1949 году за оформление оперного спектакля «Иван Сусанин» М.И. Глинки, награждён Сталинской премией второй степени. В последние годы жизни иллюстрировал книги, создал ряд живописных полотен. Умер 12 декабря 1968 года.
Хвостенко Василий Вениаминович — график и живописец — монументалист, возродивший технику восковой живописи, родился 15 августа 1896 года в Борисовке. Художественное образование получил в Московском училище живописи. В 1927 году,в Париже на Всемирной выставке декоративного искусства получил «Большую» премию. Много работал в станковой живописи. Им написаны картины «Красногвардейцы,» «Ленин среди красногвардейцев» и др. В последние годы также работал в области скульптуры. Умер художник в Москве, в 1960 году.
Общественные мероприятия
В селе Хотмыжск Борисовского района раз в 2 года проводится международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень».
Легенды
Интересные факты
Источники:
Википедия
назад
МУЗЕЙ КЕРАМИКИ ТРИАНЫ (CENTRO CERAMICA TRIANA) | AF6 ARQUITECTOS
AF6 ARQUITECTOS as Architects
Музей керамики в Триане — самая последняя глава в долгой истории Fábrica de Cerámica Santa Ana (Фабрика керамики в Санта-Ана), которая посвятила себя дизайну, производству, выставкам, и продажа керамики в течение длительного времени. Новый центр предлагает пространство для интерпретации в самом сердце исторического квартала Трианы.
Мастерская работала до конца 20-го века, что позволило сохранить многие элементы, в том числе: семь печей для обжига, колодец, пигментные мельницы, мастерские и кладовые. Археологические исследования обнаружили остатки еще 8 печей, самая старая из которых использовалась до конца 16 века.
Проект развивает старый гончарный комплекс, выставочный центр керамики, центр интерпретации различных туристических маршрутов в квартале Триана, а также различные зоны коммерческой и производственной деятельности гончарной фабрики Санта-Ана.
ТРИАНА
В Севилье сам факт пересечения реки и попадания в Триану подобен пересечению воображаемой границы, где размывается логика зарождения исторического города. Триана — это квартал, который показывает себя в маленьком, тесном, почти домашнем масштабе. Это сложный городской район, в котором смешаны дворы соседей, ремесленные мастерские, народные дома и другие типы жилья, возникшие в результате жилой застройки середины 20 века. В Триане плавно сосуществуют долгие и повседневные традиционные ремесла и художественные занятия, такие как гончарное дело, фламенко и т. д., которые прочно ассоциируются с этим районом и четко отражаются в шумных улицах. Триана — это место, где можно насладиться простой повседневной жизнью. Керамическое производство было одним из основных ремесел, на котором основывалось развитие Трианы с момента ее возникновения, таким образом, существовала сильная идентичность между районом и гончарным производством.
Мы находимся в районе с огромной привлекательностью для современной архитектуры. В Триане мы не найдем новых больших общественных зданий, вдали от нее мы найдем места для переделок или инфильтраций посредством небольших модификаций, позволяющих открыть новые возможности в разнообразной и неоднородной городской конфигурации.
НАСЛЕДСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ.
Снаружи комплекс демонстрирует разнородный образ, рассказывающий нам историю, неотъемлемо связанную с культурой Трианы (гончарное производство, торговля и жилье). Он состоит из двух соединенных между собой участков, на которых расположены три разных здания, пристроенных друг к другу с разными фасадами на улицу.
Первый обеспечивает доступ в Центр Ceramica Triana и облицован уникальной рекламной плиткой Ceramica Santa Ana. Он представляет собой угол, выходящий на площадь Альтозано, от которой начинается мост Триана. Второй, более низкий по высоте, с индустриальным и более строгим видом и, наконец, третий, ранее представлявший собой трехэтажное здание с отдельным входом с улицы.
Старая фабрика производила продукцию до конца 20 века. Этот факт позволил, что многие его элементы завершены и расположены на своем первоначальном месте: семь печей для обжига, колодец, мельницы для пигментов, мастерские и склады. Во время археологических работ были обнаружены остатки еще 8 печей, из которых самые старые использовались до конца XVI века. Две из этих печей были интегрированы в проект. Старую фабрику снаружи не видно; он скрыт за зданиями, которые составляют его городской образ.
СТРАТЕГИИ.
Гончарный центр — результат исторического процесса, в котором колонизация внутреннего пространства основывается не на форме, а на разрешении возникших потребностей: производить, расширять, размещать, хранить, модернизировать. Проект предлагается как дополнительный процесс, рассматриваемый с современной точки зрения, создающий дополнительную ценность в этом сложном сосуществовании.
Керамический центр «Триана» проникает в сложную ткань квартала, создавая богатый городской внутренний ландшафт. Новые пространства адаптируют свою высоту и форму к существующим зданиям. Цель проекта не в том, чтобы быть визуальным ориентиром для изменения архитектурного облика Трианы. Фасада нет. Комплекс предназначен для того, чтобы быть подарком, который нужно открыть, как только попадешь в него.
ПЕРВЫЙ ЭТАЖ. ПУТЬ НАД ЗАВОДОМ. ЛАБИРИНТ.
На первом этаже здания организована непрерывная прогулка среди гончарных печей. Вход со стороны улицы Сан-Хорхе. На первом этаже расположены магазин, новая мастерская и старая гончарная фабрика, где будут проходить новые выставки.
Описание процесса производства керамики осуществляется с использованием различных керамических элементов, вставленных в исходный контекст. Он предлагает путешествие по лабиринту среди печей и старых фабричных помещений, которое знакомит посетителя с тем, как производилось традиционное керамическое производство в Триане. Для этого применяется археологический метод, не стирающий временные и пространственные следы (дым, беспорядок, случайность, кирпичи, дерево, пепел), составляющие часть этого Наследия.
2-Й ЭТАЖ: ВЫСТАВОЧНЫЕ ЗАЛЫ. ГЕРМЯННЫЙ ПЕЙЗАЖ
Новая выставочная зона появляется на первом этаже через подвесное пространство, окруженное керамическими изделиями. Это отдельное здание с логикой, противоположной тому, что находится на первом этаже.
Проект внизу должен быть лабиринтом, связанным с полом. С другой стороны, конструкция наверху физически отделена от первого этажа независимой структурой, формирующей аккуратный прямоугольный маршрут, который опирается на боковые стены.
Полученная форма адаптируется к геометрии каждой группы печей, которые гипотетически могут снова начать работать. Во время экскурсии по выставке пространство то расширяется, то сужается. Выставочные галереи расположены на более широких площадях; из узких мест открывается вид на старую фабрику. Затем есть места для постоянной экспозиции керамики разных времен: средневековья, ренессанса, барокко, девятнадцатого и двадцатого веков.