Содержание
🎭Большой театр: история и фото.
В 1757 году по указу императрицы Елизаветы Петровны образовалась труппа при Московском университете. А в 1759 итальянский антрепренер Локателли открыл первый профессиональный театр в Москве.
Он просуществовал лишь 3 года: московская публика не была готова принять сценическое искусство. Следом труппу создал Н.С. Титов, но и она работала недолго.
Историю театра принято начинать с марта 1776 года, когда губернский прокурор князь Петр Урусов получил от императрицы Екатерины II монополию на театральные представления, концерты, воксалы и маскарады.
Сначала своего здания у труппы не было, и представления давали в доме Воронцова на Знаменке. Вскоре князь начал строить здание для театра на Петровке. Его назвали Петровским. Но театр Урусова сгорел еще до открытия. Тогда князь передал дела своему компаньону — английскому предпринимателю Майклу Медоксу. Построенное им здание простояло 25 лет, но 8 октября 1805 года сгорело. Разорившись, Майкл Медокс отдал театр казне, а сам получил пожизненную пенсию.
В 1806 появился Московский Императорский театр. Для представлений арендовали разные здания, в том числе флигель дома Пашкова на Моховой.
В 1821 году начали строить здание по проекту Осипа Бове. Большой театр открылся 6 января 1825 года аллегорическим представлением «Торжество муз».
Путеводитель по архитектурным стилям
По сюжету Гений России объединился с музами и на развалинах сгоревшего Петровского театра создал новый. Но, по иронии судьбы, 11 марта 1853 года это здание сгорело. Погибли костюмы, декорации, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты. Остались только каменные стены и колоннада фронтона.
На восстановление под руководством А.К. Кавоса ушло 3 года. Архитектор увеличил высоту здания, изменил пропорции и декор, а на фронтоне появился гипсовый двуглавый орел — государственный герб Российской Империи. Тогда же вместо погибшей при пожаре скульптуры Аполлона с тройкой лошадей над входом поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта. Зал отделали елью и специальными тканями, устроили систему вентиляции. Все это создало уникальную акустику.
Большой театр открылся вновь 20 августа 1856 года. Теперь оперой и балетом дело не ограничивалось — в здании устраивали также балы и маскарады.
После 1917 года театр был на грани закрытия. Ленин настаивал на сокращении финансирования Большого, а спектакли там чередовались с политическими мероприятиями.
Постепенно отношение властей к театру изменилось, и с 1930-х сценическая жизнь закипела вновь. При этом в официальном советском фольклоре была байка, как Ильич театры спасал.
…Подползла проклятая зима 1919 года. Повсюду толки в Москве о топливном кризисе, о сыпняках… Среди всеобщей унылой тишины представитель Малого Совнаркома т. Галкин делает доклад относительно … вопроса об отоплении государственных театров… Он не скупится на жесткие, суровые слова, характеризуя московские центры сценического искусства как ненужные сейчас для рабоче-крестьянской республики….
Владимир Ильич ставит вопрос па голосование. И только лишь как бы мимоходом, в форме маленького нотабене, бросает перед голосованием две-три фразы.
— Мне только кажется,— говорит он, сверкнув своими смеющимися глазами,— что т. Галкин имеет несколько наивное представление о роли и назначении театра. Театр нужен не столько для пропаганды, сколько для отдыха работников от повседневной работы. И наследство от буржуазного искусства нам еще рано сдавать в архив… Итак, кто за предложение т. Галкина, прошу поднять руки.
Само собой разумеется, что после сказанных «мимоходом» слов Ильича т. Галкину не удалось собрать большинства. Театры были спасены.
Генеральный план реконструкции Москвы предусматривал снос всех зданий между Большим театром и Кузнецким мостом. На этой территории хотели устроить подсобные помещения, но в 1941 году из-за войны труппу Большого театра эвакуировали в Куйбышев.
Театральное здание не удалось уберечь: несмотря на маскировку в дом попала 500-килограмовая бомба. Но уже в 1943 году его отреставрировали. Тогда же возобновились спектакли.
Со временем историческое здание Большого театра ветшало. Чтобы не прерывать работу труппы, построили новую сцену. А 1 июля 2005 года основная сцена закрылась на трехлетнюю реконструкцию.
Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам
Работы затянулись. Их сопровождали судебные разбирательства о необоснованном расходе средств. Известно, что за время реконструкции ее стоимость выросла в 16 раз.
Большой театр открылся после реставрации 28 октября 2011 года. Внешний вид здания почти не изменился. Только советский герб заменили на российский, и блюстители цензуры прикрыли фиговым листом «срамное место» Аполлона. Хотя изображение квадриги Большого театра на сторублевых купюрах осталось без изменения.
Зато внутри театр оснастили по последнему слову техники. Также восстановили интерьеры и акустические возможности зрительного зала, утраченные в советское время. Теперь Большой театр по уровню акустики поднялся с 55 на 1 место в мире.
А знаменитой фразой «как космические корабли бороздят просторы Большого театра» мы обязаны фильму «Операция Ы, или новые приключения Шурика».
Большой театр на фотографиях разных лет:
А что вы можете рассказать об истории и реконструкции Большого театра?
Большой театр
Большой театр – великая достопримечательность Москвы. Государственный академический Большой театр, находящийся на Театральной площади в центре Москвы, является не только крупнейшим театром России. Этот храм культуры стоит в одном ряду с такими мировыми «титанами», как итальянская «Ла Скала» и английский «Ковент Гарден».
В Большом театре впечатляет все: и его величественное здание, и бессмертный репертуар, и невероятная атмосфера, и, конечно же, драматическая история.
Сложная история
У Большого театра два дня рождения. Днем, в который эта грандиозная достопримечательность Москвы была открыта, считается 30 декабря 1780 года. Первое здание театра построили по инициативе князя Петра Урусова, которого Екатерина II наделила полномочиями проводить зрелищные мероприятия различного рода. Поскольку вход в театр находился на улице Петровка, его стали называть Петровским. Но просуществовал он недолго – в 1805 году здание выгорело дотла.
Через 11 лет московским губернатором Дмитрием Голицыным было принято решение возродить театр. Проект нового строения поручили профессору Андрею Михайлову, но он оказался слишком дорогим. После корректировок, произведенных архитектором Осипом Бове, который не только снизил стоимость строительства, но внес множество улучшений в планировку, работы по возведению начались.
Второй день рождения Большого театра – 6 января 1825 года. Стараниями зодчих Михайлова и Бове было построено монументальное здание с восьмью колоннами и колесницей Аполлона под портиком, ставшее центром городской площади. Величина храма искусства, гармония его форм и роскошное внутреннее убранство поразили современников. Театр перестали называть просто Петровским, к этому слову добавился эпитет Большой, ведь он превзошел по своим размерам даже Каменный театр в Петербурге.
В 1853 году Большой театр снова загорелся. Пожар, который не могли потушить три дня, сильно повредил здание. Его реконструкцию возглавил Альберт Кавос – главный архитектор всех имперских театров. Поскольку приближалась коронация Александра II, на восстановления храма искусства не жалели средств. Он был открыт всего лишь через три года после пожара и стал называться Императорским. Кавосу удалось сделать не только великолепную сцену и шикарный зрительный зал, но и уникальную акустику в помещении.
После Октябрьской революции над Большим театром, который стал именоваться Государственным, а затем Академическим, нависла угроза закрытия. Только в 1922 году удалось получить законное основание для сохранения театра: его официально признали памятником культуры.
Во времена Второй мировой войны эта достопримечательность Москвы снова пострадала – в здание попала бомба. Но уже в 1943 году после восстановительных работ состоялось открытие сезона. С тех пор в Большом театре время от времени проводили реставрационные работы, но самая грандиозная реконструкция осуществлялась с 2005 по 2011 год. В ней участвовали лучшие мировые специалисты, задачей которых было не только усовершенствование сцены и зрительного зала, но и сохранение легендарных черт Большого театра.
Архитектурная ценность и роскошь интерьеров
Здание Большого театра является образцом русской классической архитектуры. Оно представляет собой прямоугольное строение с двухскатной крышей и восьмиколонным портиком, выдвигающимся в сторону Театральной площади. Высота колонн портика – 15 метров.
Внутри здания располагаются сцена, пятиярусный зрительный зал, вмещающий почти 1800 людей, а также целый ряд других помещений: фойе, гримерные, буфет и так далее. Кроме того, есть подземный концертный зал, находящийся под площадью.
Интерьеры этого храма искусства поражают своей роскошью и красотой. Во время реставрации мастера старались восстановить исторический облик помещений. Основные цвета внутреннего убранства – это красный и золотой. На декорирование всего театра ушло около четырех килограмм золота. Полы здания покрыты мозаикой и плиткой, а потолки украшает лепнина и роспись. Люстра в зрительном зале, диаметр которой превышает 6 метров, весит две тонны и состоит из тысяч хрустальных подвесок.
Большой театр – достопримечательность Москвы, которая впечатляет не то только богатством внутреннего и внешнего убранства, но и уровнем технического совершенства. Обновленные подмостки состоят из семи двухуровневых динамичных площадок, благодаря которым сцена может становиться ступенчатой или наклонной. Оснащение пространства около сцены позволяет использовать во время представлений звуковые и визуальные спецэффекты. А оркестровая яма способна вместить больше сотни музыкантов.
Культурно-историческое значение
Красота и запутанная история Большого театра меркнут по сравнению с его культурной ценностью. На протяжении всего своего существования он был местом рождения лучших оперных и балетных произведений. Здесь работали наиболее выдающиеся композиторы, актеры и дирижеры разных времен. Симфонический оркестр Большого театра считается одним из самых виртуозных в мире.
С этим храмом искусства связаны такие имена, как Петр Чайковский, Антон Рубинштейн, Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Майя Плисецкая, Галина Уланова и многие другие. А самые громкие представления, происходившие в его стенах – это «Евгений Онегин», «Лебединое Озеро», «Спящая красавица», «Борис Годунов», «Жизнь за царя» и так далее.
Большой театр – это не только достопримечательность Москвы, но и символ богатой духовной культуры всей России. Обладающий невероятно величественной атмосферой, он привлекает к себе множество посетителей и дает им возможность окунуться в красоту мира оперы и балета.
Фотогалерея Москвы
|
Большой Театр | Encyclopedia.
com
буря
просмотров обновлено
Московский Большой театр стал своего рода национальным театром и витриной русской оперы и балета в советский период. Первоначальный Большой театр открылся в 1825 году, хотя историки прослеживают родословную театра через ряд частных театров, действовавших в Москве еще в 1776 году. Большой театр стоит на месте последнего из
театров, сгоревших в 1805 году. , оперная и балетная труппы этих старых частных московских театров были объединены в следующем году в Московские императорские театры. Через год после переезда драматической труппы в новый дом (Малый театр) в 1824 году оперная и балетная труппы поселились в только что построенном Большом театре. Этот театр сгорел в 1853 году. Нынешний театр открылся через три года, сохранив старое название.
Московский Большой театр до советской эпохи функционировал как бедный родственник лучше финансируемой национальной сцены Санкт-Петербургского Мариинского театра. Итальянская и русская оперные труппы сосуществовали в перестроенном доме в девятнадцатом веке, хотя русская опера занимала явно второе место, и в театре было мало примечательных премьер русских опер. Балетный репертуар также состоял в основном из перепостановок произведений из репертуара Санкт-Петербургского балета. Мариус Петипа 1869 г. Дон Кихот представляет собой редкое исключение. Когда спектакль Петра Чайковского « Лебединое озеро » дебютировал в Большом театре в 1877 году, его сочли провальным (и переделывали в Петербурге в 1894 и 1895 годах). Состояние оперы немного возросло, когда Сергей Рахманинов стал ее главным дирижером с 1904 по 1906 год. Рахманинов дебютировал в театре с двумя своими собственными операми, в которых тогда участвовали такие выдающиеся певцы, как Федор Шаляпин, Леонид Собинов и Антонина Нежданова.
Большой театр стал витриной советских оперных и балетных талантов в сталинскую эпоху. Танцовщиков и хореографов из Санкт-Петербурга перевели в Москву, как и репертуар. Очень драматический спортивный стиль развился в балете в период после Второй мировой войны, когда балетная школа начала выпускать доморощенных звезд. Такие танцоры, как Майя Плисецкая и Владимир Васильев, добились всемирной известности, путешествуя по миру на новых транспортных средствах в годы послесталинской оттепели, хотя балетмейстеры и репертуар труппы продолжали привозиться из Ленинграда. Опера следовала той же стратегии, в основном пересматривая произведения, премьера которых была успешно показана в другом месте. Ни одна из опер Дмитрия Шостаковича или Сергея Прокофьева, например, не имела премьеры в Большом. Вместо этого опера специализировалась на монументальных постановках русского репертуара девятнадцатого века, хотя такие певцы, как Галина Вишневская, Ирина Архипова, Елена Образцова и Владимир Атлантов, сделали в них международную карьеру.
Престиж оперы и балета Большого резко упал в первое постсоветское десятилетие. Эпоха гласности показала, что постановки, исполнители и руководство театра отставали от театрального мейнстрима Европы и Северной Америки, поскольку когда-то щедрые государственные субсидии сокращались. По мере того, как театр приближался к художественному и финансовому банкротству, Большой уступил свое место в качестве национального учреждения более ориентированному на Запад Мариинскому театру в Санкт-Петербурге.
См. также: балет; дягилев сергей павлович; Нижинский, Вацлав Фомич; опера; павлова анна матвеевна; рахманинов, сергей васильевич; театр
Покровский Борис и Григорович Юрий. (1979). Большой, т.р. Дэрил Хислоп. Нью-Йорк: завтра.
Рославлева Наталья. (1966). Эпоха русского балета. Лондон: Да Капо.
Свифт, Мэри Грейс. (1968). Искусство танца в СССР Нотр-Дам, IN: University of Notre Dame Press.
Тим Шолль
Энциклопедия истории России
Еще с encyclopedia.com
Антонен Арто , Арто, Антонен
РОЖДЕНИЕ: 1896, Марсель, Франция.
УМЕР: 1948, Париж, Франция
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: француз
ЖАНР: Теория драмы, пьесы
ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:
Фонтан Блу… Братья Шуберты , Братья Шуберты
Братья Шуберты были театральными менеджерами и продюсерами крупнейшей театральной империи 20 века. Это были Ли Шуберт… Бродвей, Бродвей — улица в Нью-Йорке, протянувшаяся вдоль района Манхэттен. Несколько театров были построены вдоль Бродвея на рубеже… Московский Художественный театр, Отметивший свое столетие в 1998, Московский Художественный театр (МХТ) представляет собой оплот театрального искусства ХХ века. ВСУ застраховал… Всеволод Мейерхольд , Мейерхольд, Всеволод
МЕЙЕРХОЛЬД, ВСЕВОЛОД
МЕЙЕРХОЛЬД, ВСЕВОЛОД (1874–1940), русский театральный режиссер и режиссер.
Один из самых новаторских и ин… Питер Брук, Питер Брук (род. 1925) был всемирно известным театральным режиссером, ставил новаторские постановки по произведениям известных драматургов.
Питер Брук родился…
Об этой статье
Updated About encyclopedia.com content Print Article
You Might Also Like
Stanislavsky (real name, Alexeiev), Konstantin (Sergeievich)
Löhr, Marie (1890–1975)
Jeans, Ursula (1906–1973)
Jeans, Ursula (1906–1973)
Fiske, Minnie Maddern (1865–1932)
Artaud, Antonin (1896–1948)
Fiske, Minnie Maddern (1865–1932)
Stoll-Moss Theatres Ltd.
NEARBY TERMS
Bolshoi Opera
bolshie
Bolshevist
Bolshevism and Menshevism
Bolshakov, Nikolai
Bolsena
Bolsec, Jérôme Hermès
Bolsa Mexicana de Valores, S.A. de C.V.
Bols Distilleries NV
Болотовский Илья
Болотов Андрей Тимофеевич
Bolotnikov, Ivan Isayevich
Bolotin, Norman (Phillip)
Bolos of Mendes
boloney
Bolognesi, Francisco (1816–1880)
Bologne, Jean
Bologna, University of
Bologna, Joseph 1934( ?)- (Джо Болонья)
Болонья, Габриэль (Гейб Болонья, Габриэль Никколо Болонья)
болохори
боло
Болман, Ли Г.
Болм, Адольф Рудольфович
Болливуд
Театр Болшой
Театр Болшоя
Болсон
Bolson Tortoise
Bolster Bar
Bolster, Richard (H.)
Bolster, William) Jefrie
, William).