Большой сфинкс это: Египетский Большой Сфинкс в долине Гиза, история и описание с фото

Большой Сфинкс в Гизе – описание, фото, интересные факты

Сфинкс – греческое слово, египетского происхождения. Греки называли так мифическое чудовище с женской головой, львиным телом и птичьими крыльями. Это было порождение стоглавого великана Пифона и его жены-полузмеи Ехидны; от них же произошли и другие знаменитые мифические чудовища: Цербер, Гидра и Химера. Жило это чудовище на скале близ Фив и задавало людям загадку; кто не мог ее разгадать, того Сфинкс убивал. Так губил Сфинкс людей, пока его загадку не разгадал Эдип; тогда Сфинкс бросился в море, поскольку судьба предопределила, что верного ответа он не переживет. (Между прочим, загадка была довольно проста: «Кто ходит утром на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех?» – «Человек! – ответил Эдип. – Во младенчестве он ползает на четвереньках, в зрелом возрасте ходит на двух ногах, а в старости опирается на клюку».)

В египетском понимании Сфинкс не был ни чудовищем, ни женщиной, как у греков, и не загадывал загадок; это была статуя правителя или бога, чью силу символизировало львиное тело. Называлась такая статуя шесеп-анх, т. е. «живой образ» (правителя). От искажения этих слов и возникло греческое «сфинкс».

Большой Сфинкс в Гизе

 

Хотя египетский Сфинкс загадок не задавал, сама огромная статуя под пирамидами в Гизе – воплощенная загадка. Многие пытались объяснить его таинственную и несколько презрительную улыбку. Ученые задавались вопросами: кого статуя изображает, когда она создана, как была вытесана?

После ста лет изучения, в процессе которого не обошлось без буровых машин и пороха, египтологи раскрыли настоящее имя Сфинкса. Окрестные арабы называли статую Абу’ль Ход – «Отец ужаса», филологи выяснили, что это народная этимология древнего «Хорун». За этим названием скрывалось несколько еще более древних, и в конце цепочки стояло древнеегипетское Харемахет (по-гречески Хармахис), что означало «Хор на небосклоне». Хором назывался обожествляемый правитель, а небосклоном – место, где после смерти этот правитель сливается с богом Солнца. Полное название означало: «Живой образ Хафра». Итак, Сфинкс изображал фараона Хафра (Хефрена) с телом царя пустыни, льва, и с символами царской власти, т. е. Хафра – бога и льва, стерегущего свою пирамиду.

Нет и не было в мире статуи, превышающей размерами Большого сфинкса. Он вытесан из единой глыбы, оставшейся в карьере, где добывался камень для строительства пирамиды Хуфу, а затем Хафра. В нем соединены замечательное творение техники с прекрасным художественным вымыслом; внешность Хафры, известная нам по другим скульптурным портретам, несмотря на стилизованность изображения, передана верно, с индивидуальными чертами (широкие скулы и большие отстающие уши). Как можно судить по надписи у ног статуи, она была создана еще при жизни Хафра; следовательно, этот Сфинкс не только самая большая, но и самая древняя монументальная статуя на свете. От ее передней лапы до хвоста – 57,3 метра, высота статуи – 20 метров, ширина лица – 4,1 метра, высота – 5 метров, от верхушки до мочки уха – 1,37 метра, длина носа – 1,71 метра. Большому Сфинксу более 4500 лет.

Сейчас он сильно поврежден. Лицо изуродовано, как будто по нему били долотом или стреляли ядрами. Царский урей, символ власти в виде приподнявшейся на лбу кобры, безвозвратно исчез; царский немес (праздничный платок, спускающийся с затылка на плечи) частично обломан; от «божественной» бороды, символа царского достоинства, остались лишь обломки, найденные у ног статуи. Несколько раз Сфинкса засыпал песок пустыни, так что торчала одна голова, да и та не всегда целиком. Насколько нам известно, первым повелел ее раскопать фараон Тутмос IV в конце XV века до н. э. По легенде, Сфинкс явился ему во сне, попросил об этом и в награду пообещал двойную корону Египта, что, как свидетельствует надпись на стене между его лап, впоследствии и исполнил. Затем его освободили из плена песков саисские правители в VII веке до н. э., после них – римский император Септимий Север в начале III века н. э. В новые времена Сфинкса первым откопал в 1818 году Кавилья, сделав это за счет тогдашнего повелителя Египта Мухаммеда Али, который заплатил ему 450 фунтов стерлингов – весьма крупную по тем временам сумму. В 1886 году его работу пришлось повторить знаменитому египтологу Масперо. Затем раскопки Сфинкса производились египетской Службой древностей в 1925 – 1926 годах; руководил работами французский архитектор Э. Барез, который частично отреставрировал статую и возвел ограду, защищающую ее от новых заносов. Сфинкс за это щедро его вознаградил: между передними лапами оказались остатки храма, о котором до тех пор никто из исследователей поля пирамид в Гизе и не подозревал.

Однако время и пустыня нанесли Сфинксу не такой значительный ущерб, как человеческая глупость. Раны на лице Сфинкса, напоминающие следы от ударов долотом, действительно нанесены долотом: в XIV веке так изуродовал его некий набожный мусульманский шейх, дабы выполнить завет пророка Мухаммеда, запрещающий изображать человеческое лицо. Раны, похожие на следы от ядер, тоже таковыми и являются. Это египетские солдаты – мамелюки – использовали голову Сфинкса как мишень для своих пушек.

 

Большой Сфинкс — кратко

История Египетского Большого Сфинкса

 

На западном берегу Африканской реки Нил, рядом с египетскими пирамидами возле города Эль-Гиза находится самая древняя из мировых скульптур — Большой Сфинкс.

Это монументальное изваяние считается загадочным и по нынешнее время, не разгаданное историками-египтологами. 

Название и предназначение

Мифическое существо с человеческой головой, телом льва, и звериными лапами носит название «Сфинкс». Это слово является греческим и в переводе звучит как «душитель». 

Имя связано с легендой, где говорится, что горгон убивал всех, кто не смог отгадать загадку: кто ходит на четырех ногах, потом на двух, а затем на трех? Правильный ответ дал царь древней мифологии Эдип – младенец передвигается на четвереньках, взрослым ходит на двух ногах, а в старости еще и опирается на палку.

После этого ответа мифическое существо погибает, кинувшись с горы в пропасть.

Этот миф является древнегреческим и не связан с египетским сфинксом, который сохранился до нашего времени. 

Происхождение словосочетания «Большой Сфинкс» до сих пор неизвестно. 

Статуя, изображающая лежащего льва с человеческим лицом, расположена в сторону восходящего солнца.  

Древние египтяне считали, что она охраняет покой похороненных фараонов в погребальных пирамидах. 

Размеры Большого Сфинкса 

Для изготовления грандиозно-величественной скульптуры древние каменотесы использовали монолитную известковую скалу. Ее установили возле трех пирамид — гробниц фараонов Древнего Египта Хеврена, Хеопса, Микерна

Длина Сфинкса приравнивается к длине трех купейных вагонов. Высота изваяния равна шестиэтажному дому. Длина одной передней лапы больше длины современного автобуса. Учеными подсчитано, что 50 авиалайнеров составляют вес древнего исполина. 

Время создания монумента

Египтологи предполагают — монументальная скульптура Сфинкса была возведена около 2500 лет до нашего летоисчисления.

По поводу «древности» будущий основатель Каирского музея археолог Огюст Мариет в середине XIX столетия выкопал стелу, содержащую надпись, что фараон Хеопс нашел и выкопал Сфинкса, засыпанного песком. На этом основании Мариент считает, что древний памятник воздвигнут в более раннее время, примерно 4500 лет до н.э.

Но этот артефакт был создан 2000 лет после смерти фараона и его выдвинутая версия имеет только косвенное доказательство.

Предполагаемые строители древнеегипетского колосса

История не сохранила документов, подтверждающих автора строителя Большого Сфинкса. Ученые озвучили версию — скульптура была построена древнеегипетским фараоном из IV династии Хефреном. Недалеко от Сфинкса была археологами найдена статуэтка Хеврена. Черты фараоновского лица имеют общее сходство с ликом Сфинкса. 

Классическая версия гласит: Сфинкс изображен с лицом правителя Древнего Египта. Доказательством является атрибут, который мог носить только фараон: головной убор (немес), украшенный декоративным элементом (урей)

Повреждения всемирно исторической достопримечательности

В настоящее время Большой Сфинкс сильно поврежден.  

В 1798 году после завоевания Наполеоном Александрии, его армия направилась к Каиру. Возле египетских пирамид произошла битва между вооруженными силами Франции и Египта. 

В результате этого сражения пушечным ядром был отбит нос у Сфинкса шириною более 1,5 метров

 Эта версия является легендой, и отсутствие носовой части лица считается одной из загадок древней скульптуры. Доказательством является рисунок, сделанный датским исследователем Фридрихом Норденом в 1737 году, где Сфинкс изображен без носа. 

Кроме носа у Большого Сфинкса отсутствует церемониальная борода, которую имели право носить только фараоны. 

 Ученые предполагают, что она была изготовлена каменотесами в виде косичек отдельно от головы. При монтаже статуи древние строители не смогли по техническим причинам тех времен состыковать ее с головой на двадцатимерной высоте. 

Отдельные ее фрагменты были найдены среди строительного мусора и сейчас находятся в Британском и Каирском музеях.  

История реставрации Большого Сфинкса

В течение довольно длительного времени своего существования Сфинкс постепенно заносился песком. 

Первые реставрационные работы были проведены сыном фараона Аменхотепа II Тутмосом IV. Под его руководством египтянам удалось освободить от песка только передние лапы. Это происходило примерно в 1500 году до н.э

Между лапами установили гранитную стелу («стела сна»), где было написано на мероитском языке, что молодой Тутмос, во время охоты решил отдохнуть возле скульптуры Сфинкса. Во сне ему явился покровитель фараоновской власти Хармахис (бог Гор) и попросил откопать статую. За эту услугу Гор обещал сделать его фараоном. Через некоторое время обет был выполнен.

Историки считают, что этот текст был сделан, чтобы Тутмоса не считали виновным в убийстве брата для захвата власти. 

Вторая реставрация была проведена по приказу властелина Древнего Египта Рамсеса II в период 1279-1213 годов до нашего летоисчисления.  

Расчистить грудь удалось археологам в 1817 году

Через 108 лет статуя была полностью освобождена от природного песка. Инженеры в 1931 году восстановили голову Сфинкса

Египетская статуя сделана из горной породы: фундамент из твердого известняка, область головы – более твердый материал, а для груди мягкий ракушечник. Поэтому из-за высокой степени эрозии природного камня Сфинкс периодически реставрируют.

Последние восстановительные работы были проведены в 2014 году

Интересные факты

1.Японским археологам удалось найти под лапой Сфинкса туннель, который направлен к погребальной пирамиде фараона Хефрена, правивший в 2547-2521 годах до н.э. Дальнейшее исследование было запрещено по причине возможного повреждения монумента.

2.Большая часть египтологов считают, что египетскую фигуру следует называть «Андросфинксом», а не «Сфинксом», так как у него нет крыльев, характерных для этого мифического персонажа.  

3.Изначально Сфинкс был покрыт красной, синей и желтой красками. На лице сохранились остатки красного покрытия.

4. Американский профессор Чикагского университета Марк Ленер считает, что Сфинкс является сооружением для улавливания и переработки солнечной энергии.

5.Недалеко от египетского исполина археологи обнаружили каменные блоки и инструменты древних строителей. Эти артефакты доказывают, что строительство было приостановлено по неизвестным причинам. 

Добавить комментарий

Раскрытие тайн Сфинкса | История

Вырезанный из известняка Сфинкс является одной из самых больших статуй в мире.
Сандро Ваннини / Корбис

Когда Марк Ленер был подростком в конце 1960-х годов, его родители познакомили его с произведениями знаменитого ясновидящего Эдгара Кейси. Во время одного из своих трансов Кейси, умерший в 1945 году, увидел, что беженцы из затерянного города Атлантиды спрятали свои секреты в зале записей под Сфинксом и что этот зал будет обнаружен до конца 20 века.

В 1971 году Ленер, скучающий второкурсник Университета Северной Дакоты, не планировал искать потерянные цивилизации, но «искал что-то значимое». Он бросил школу, начал путешествовать автостопом и оказался в Вирджиния-Бич, где разыскал сына Кейси, Хью Линна, главу фонда холистической медицины и паранормальных исследований, основанного его отцом. Когда фонд спонсировал групповую экскурсию по плато Гизы — местонахождению Сфинкса и пирамид на западной окраине Каира, — Ленер последовал за ним. «Было жарко, пыльно и не очень величественно, — вспоминает он.

Тем не менее, он вернулся, закончив учебу в Американском университете Каира при поддержке фонда Кейси. Даже когда он стал скептически относиться к утерянному залу записей, странная история этого места оказала свое влияние. «Там были тысячи могил реальных людей, статуи реальных людей с настоящими именами, и ни один из них не фигурировал в историях Кейси», — говорит он.

Ленер женился на египтянке и провел последующие годы, оттачивая свои навыки черчения, чтобы выиграть работу по составлению карт археологических памятников по всему Египту. В 19В 77 году он присоединился к ученым Стэнфордского научно-исследовательского института, использующим современное оборудование дистанционного зондирования для анализа коренных пород под Сфинксом. Они обнаружили только трещины и трещины, ожидаемые от обычных известняковых образований. Работая в тесном сотрудничестве с молодым египетским археологом по имени Захи Хавасс, Ленер также исследовал и нанес на карту проход в крупе Сфинкса, придя к выводу, что охотники за сокровищами, вероятно, выкопали его после того, как статуя была построена.

Никакое человеческое творение не связано с большей тайной, чем огромный древний лев с человеческой головой, который, по-видимому, отдыхает на скалистом плато в нескольких шагах от великих пирамид. К счастью для Ленера, то, что Сфинкс — это загадка, было не просто метафорой. Мало что было известно наверняка о том, кто и когда его возвел, что он представлял и как именно он соотносился с памятниками фараонов поблизости. Так что Ленер обосновался, проработав пять лет в импровизированном офисе между колоссальными лапами Сфинкса, питаясь Nescafé и бутербродами с сыром, пока он исследовал каждый квадратный дюйм конструкции. Он помнит, как «лазал по всему Сфинксу, как лилипуты на Гулливере, и наносил на карту камень за камнем». В результате получилась уникальная детальная картина изношенной, залатанной поверхности статуи, которая с 1400 г. до н.э. подвергалась как минимум пяти крупным реставрационным работам. Это исследование принесло ему степень доктора египтологии в Йельском университете.

Признанный сегодня одним из ведущих мировых египтологов и авторитетов в области сфинксов, Ленер проводил полевые исследования в Гизе в течение большей части из 37 лет, прошедших с момента его первого визита. (Хавасс, его друг и частый соратник, является генеральным секретарем Высшего совета Египта по древностям и контролирует доступ к Сфинксу, пирамидам и другим государственным памятникам и артефактам.) на плато Гизы с его пирамидами, храмами, каменоломнями и тысячами гробниц, Ленер помог подтвердить то, что предполагали другие — что некоторые части комплекса Гизы, включая Сфинкса, составляют огромную священную машину, предназначенную для использования силы солнца для поддерживать земной и божественный порядок. И хотя он давно отказался от легендарной библиотеки Атлантиды, любопытно, в свете его ранних странствий, что он наконец обнаружил Затерянный город.

Сфинкс не собирался по частям, а был вырезан из цельной массы известняка, обнажившегося, когда рабочие рыли подковообразный карьер на плато Гиза. Приблизительно 66 футов в высоту и 240 футов в длину, это одна из самых больших и старых монолитных статуй в мире. Ни одна из фотографий или эскизов, которые я видел, не подготовила меня к масштабированию. Было унизительным ощущением стоять между лапами существа, каждая из которых в два раза выше меня и длиннее городского автобуса. У меня внезапно появилось сочувствие к тому, что должна чувствовать мышь, когда ее загнала в угол кошка.

Никто не знает его первоначального названия. Сфинкс — лев с головой человека в древнегреческой мифологии; этот термин, вероятно, вошел в употребление примерно через 2000 лет после того, как статуя была построена. В Гизе есть сотни гробниц с иероглифическими надписями возрастом около 4500 лет, но ни в одной из них не упоминается статуя. «Египтяне не писали историю, — говорит Джеймс Аллен, египтолог из Университета Брауна, — поэтому у нас нет веских доказательств того, чем его строители считали Сфинкса… Определенно, чем-то божественным, предположительно изображением царя, но дальше этого можно только догадываться. Точно так же символика статуи неясна, хотя надписи той эпохи относятся к Рути, двуглавому богу-льву, который сидел у входа в подземный мир и охранял горизонт, где восходило и садилось солнце.

Хотя лицо сохранилось лучше, чем большая часть статуи, оно было повреждено веками выветривания и вандализма. В 1402 году арабский историк сообщил, что фанатик-суфий изуродовал его, «чтобы исправить некоторые религиозные ошибки». Тем не менее, есть ключи к разгадке того, как выглядело лицо в расцвете сил. Во время археологических раскопок в начале 19 века были обнаружены кусочки его резной каменной бороды и эмблема королевской кобры на головном уборе. Остатки красного пигмента все еще видны на лице, что привело исследователей к выводу, что в какой-то момент все лицо Сфинкса было окрашено в красный цвет. Следы синей и желтой краски в других местах подсказывают Ленеру, что Сфинкс когда-то был украшен яркими цветами комиксов.

В течение тысячелетий песок засыпал колосса по плечи, создав огромную бестелесную голову на восточном краю Сахары. Затем, в 1817 году, генуэзский авантюрист, капитан Джованни Баттиста Кавилья, возглавил 160 человек в первой современной попытке раскопать Сфинкса. Они не могли сдержать песок, который сыпался в их ямы почти так же быстро, как они могли его выкопать. Египетский археолог Селим Хассан наконец освободил статую от песка в конце 1930-х годов. «Таким образом, Сфинкс появился на ландшафте из теней того, что казалось непроницаемым забвением», — Нью-Йорк Таймс объявила .

Вопрос о том, кто построил Сфинкса, давно волнует египтологов и археологов. Ленер, Хавасс и другие соглашаются, что это был фараон Хефрен, правивший Египтом во время Древнего Царства, которое началось около 2600 г. до н.э. и длилась около 500 лет, прежде чем сменилась гражданской войной и голодом. Из иероглифических текстов известно, что отец Хефрена, Хуфу, построил Великую пирамиду высотой 481 фут в четверти мили от того места, где позже будет построен Сфинкс. Хефрен, следуя жесткому поступку, построил свою собственную пирамиду, на десять футов короче пирамиды своего отца, также в четверти мили позади Сфинкса. Некоторые доказательства связи Хефрена со Сфинксом получены из исследований Ленера, но сама идея восходит к 1853 году.0003

Именно тогда французский археолог по имени Огюст Мариетт обнаружил статую Хефрена в натуральную величину, вырезанную с поразительным реализмом из черной вулканической породы, среди руин здания, которое он обнаружил рядом со Сфинксом и которое позже будет названо Храмом Долины. Более того, Мариетта нашла остатки каменной дамбы — мощеной дороги для процессий, — соединяющей храм долины с заупокойным храмом рядом с пирамидой Хефрена. Затем, в 1925 году, французский археолог и инженер Эмиль Барез исследовал песок прямо перед Сфинксом и обнаружил еще одно здание времен Старого Царства, теперь называемое Храмом Сфинкса, поразительно похожее по своему плану на руины, которые уже нашла Мариетта.

Несмотря на эти сведения о том, что единый генеральный план строительства связывал Сфинкса с пирамидой Хефрена и его храмами, некоторые эксперты продолжали строить предположения, что статую построили Хуфу или другие фараоны. Затем, в 1980 году, Ленер нанял молодого немецкого геолога Тома Айгнера, который предложил новый способ показать, что Сфинкс был неотъемлемой частью более крупного строительного комплекса Хефрена. Известняк — это результат сжимания грязи, кораллов и панцирей планктоноподобных существ в течение десятков миллионов лет. Глядя на образцы из храма Сфинкса и самого Сфинкса, Айгнер и Ленер провели инвентаризацию различных окаменелостей, составляющих известняк. Ископаемые отпечатки пальцев показали, что блоки, использованные для строительства стены храма, должны были быть взяты из рва, окружавшего Сфинкса. Судя по всему, рабочие, вероятно, используя веревки и деревянные сани, вытаскивали добытые блоки для строительства храма, когда из камня вырезали Сфинкса.

Вероятность того, что Хафра организовал строительство своей пирамиды, храмов и Сфинкса, возрастает. «Большинство ученых, как и я, считают, — писал Хавасс в своей книге 2006 года Гора фараонов , — что Сфинкс представляет собой Хефрена и является неотъемлемой частью его комплекса пирамид».

Но кто проделал непосильную работу по созданию Сфинкса? В 1990 году американская туристка ехала по пустыне в полумиле к югу от Сфинкса, когда ее сбросило с лошади после того, как она наткнулась на низкую стену из сырцового кирпича. Хавасс исследовал и обнаружил кладбище Старого Царства. Здесь было похоронено около 600 человек, а могилы надзирателей, идентифицированные по надписям с их именами и титулами, были окружены более скромными могилами простых рабочих.

Около кладбища девять лет спустя Ленер обнаружил свой Затерянный город. Он и Хавасс знали с середины 1980-х годов, что на этом месте есть здания. Но только когда они раскопали и нанесли на карту местность, они поняли, что это поселение больше десяти футбольных полей, датируемое правлением Хефрена. В его сердце было четыре группы из восьми длинных казарм из сырцового кирпича. Каждая структура имела элементы обычного дома — крыльцо с колоннами, спальные платформы и кухню — которые были увеличены, чтобы вместить около 50 человек, спящих бок о бок. В казармах, по словам Ленера, могло разместиться от 1600 до 2000 рабочих или даже больше, если бы спальные помещения располагались на двух уровнях. Рацион рабочих указывает на то, что они не были рабами. Команда Ленера нашла останки в основном самцов крупного рогатого скота в возрасте до 2 лет, другими словами, первоклассную говядину. Ленер считает, что простые египтяне могли чередоваться в рабочей бригаде и выходить из нее в силу какой-то государственной службы или феодальных обязательств перед своим начальством.

Этой осенью по просьбе создателей документального фильма «Нова» Ленер и Рик Браун, профессор скульптуры Массачусетского колледжа искусств, попытались узнать больше о конструкции Сфинкса, создав уменьшенную версию его отсутствующий нос из известнякового блока с использованием копий древних инструментов, найденных на плато Гизы и изображенных на гробницах. Сорок пять веков назад у египтян не было ни железных, ни бронзовых инструментов. В основном они использовали каменные молотки, а также медные долота для детальной готовой работы.

Разбивая зубы во дворе студии Брауна под Бостоном, Браун с помощью студентов-художников обнаружил, что медные стамески затупились уже после нескольких ударов, после чего их пришлось заново затачивать в кузне, которую Браун построил из угольной печи. По оценкам Ленера и Брауна, один рабочий может вырезать кубический фут камня за неделю. При таких темпах, говорят они, 100 человек понадобилось бы три года, чтобы построить Сфинкса.

Вопрос о том, что именно Хефрен хотел, чтобы Сфинкс сделал для него или его королевства, является предметом споров, но у Ленера также есть теории на этот счет, частично основанные на его работе в Храме Сфинкса. Остатки стен храма видны сегодня перед Сфинксом. Они окружают двор, окруженный 24 колоннами. План храма расположен по оси восток-запад, четко обозначенной парой небольших ниш или святилищ, каждое размером со шкаф. Швейцарский археолог Герберт Рике, изучавший храм в конце 19 в.60-е годы пришли к выводу, что ось символизирует движение солнца; линия восток-запад указывает на то место, где солнце всходит и заходит два раза в год в дни равноденствия, на полпути между серединой лета и серединой зимы. Рике далее утверждал, что каждый столб представляет собой час дневного оборота солнца.

Ленер заметил кое-что, возможно, еще более примечательное. Если вы стоите в восточной нише во время захода солнца в дни мартовского или сентябрьского равноденствия, вы видите драматическое астрономическое событие: кажется, что солнце погружается в плечо Сфинкса, а за ним — в южную сторону пирамиды Хефрена на горизонт. «В один и тот же момент, — говорит Ленер, — тень Сфинкса и тень пирамиды, оба символа царя, сливаются в силуэты. Сам Сфинкс, по-видимому, символизировал фараона, приносящего подношения богу солнца во дворе храма». Хавасс соглашается, говоря, что Сфинкс представляет Хефрена как Гора, почитаемого египтянами царственного бога-сокола, «который своими двумя лапами делает подношения своему отцу Хуфу, воплощенному как бог солнца Ра, который восходит и заходит в этом храме.

Не менее интригующе то, что Ленер обнаружил, что, когда кто-то стоит рядом со Сфинксом во время летнего солнцестояния, кажется, что солнце садится на полпути между силуэтами пирамид Хефрена и Хуфу. Сцена напоминает иероглиф ахет , что может быть переведено как «горизонт», но также символизирует круговорот жизни и возрождения. «Даже если это совпадение, трудно представить, чтобы египтяне не видели эту идеограмму», — писал Ленер в Архиве восточных исследований . «Если это как-то преднамеренно, это считается примером архитектурного иллюзионизма в большом, может быть, самом грандиозном масштабе».

Если Ленер и Хавасс правы, архитекторы Хефрена организовали солнечные события, чтобы соединить пирамиду, Сфинкса и храм. В совокупности Ленер описывает комплекс как космический двигатель, предназначенный для использования силы солнца и других богов для воскрешения души фараона. Это преобразование не только гарантировало вечную жизнь умершему правителю, но и поддерживало универсальный естественный порядок, включая смену времен года, ежегодные разливы Нила и повседневную жизнь людей. В этом священном цикле смерти и возрождения Сфинкс, возможно, олицетворял многие вещи: как образ Хафры, мертвого царя, как бог солнца, воплощенный в живом правителе, и как хранитель подземного мира и гробниц Гизы.

Но, похоже, замысел Хефрена так и не был полностью реализован. Есть признаки того, что Сфинкс был недостроен. В 1978 году в углу карьера для статуи Хавасс и Ленер нашли три каменных блока, брошенных рабочими, которые тащили их для строительства Храма Сфинкса. Северный край рва, окружающего Сфинкса, содержит сегменты коренных пород, которые лишь частично добыты. Здесь же археологи нашли остатки обеда рабочего и набор инструментов — фрагменты пивного или водяного кувшина и каменные молотки. Судя по всему, рабочие ушли с работы.

Огромный комплекс храма и Сфинкса мог быть машиной воскрешения фараона, но, как любит говорить Ленер, «никто не повернул ключ и не включил его». К тому времени, когда Старое Королевство окончательно распалось около 2130 г. до н.э., пески пустыни начали восстанавливать Сфинкса. Его игнорировали в течение следующих семи столетий, пока он не заговорил с молодым членом королевской семьи.

Согласно легенде, выбитой на розовой гранитной плите между лап Сфинкса, египетский принц Тутмос отправился на охоту в пустыню, устал и лег в тени Сфинкса. Во сне к нему обратилась статуя, назвавшая себя Хоремахет — или Гор-на-Горизонте, самое раннее известное египетское название статуи. Он жаловался на свое изуродованное тело и наступающий песок. Затем Хоремахет предложил Тутмосу трон в обмен на помощь.

Неизвестно, действительно ли принцу приснился этот сон. Но когда он стал фараоном Тутмосом IV, он помог ввести культ поклонения Сфинксу в Новом царстве (1550-1070 гг. до н.э.). По всему Египту сфинксы появлялись повсюду в скульптурах, рельефах и картинах, часто изображаемых как мощный символ королевской власти и священной силы солнца.

Основываясь на анализе множества слоев каменных плит, уложенных подобно плитке на осыпающуюся поверхность Сфинкса, Ленер полагает, что самые старые плиты могут датироваться 3400 годами времени Тутмоса. Согласно легенде о Хоремахете, Тутмос вполне мог возглавить первую попытку восстановить Сфинкса.

Когда Ленер находится в Соединенных Штатах, обычно около шести месяцев в году, он работает в офисе в Бостоне, в штаб-квартире Ассоциации исследований Древнего Египта, некоммерческой организации, которой руководит Ленер, которая занимается раскопками Затерянного города и обучает молодых египтологов. Прошлой осенью на встрече с ним в его офисе он развернул на столе одну из своих бесчисленных карт Сфинкса. Указав на участок, где старый туннель врезался в статую, он сказал, что стихия нанесла ущерб Сфинксу в первые несколько столетий после его постройки. Пористая порода впитывает влагу, разрушая известняк. Для Ленера это поставило еще одну загадку: откуда столько влаги в, казалось бы, сухой, как кость, пустыне Гизы?

Сахара не всегда была пустыней песчаных дюн. Немецкие климатологи Рудольф Купер и Стефан Крепелин, анализируя радиоуглеродные даты археологических раскопок, недавно пришли к выводу, что преобладающий климат региона изменился около 8500 г. до н.э., когда муссонные дожди, покрывавшие тропики, сместились на север. Пески пустыни проросли холмистыми лугами, перемежающимися зелеными долинами, что побудило людей начать заселение этого региона в 7000 г. до н.э. Купер и Крепелин говорят, что эта зеленая Сахара исчезла между 3500 г. до н.э. и 1500 г. до н.э., когда пояс муссонов вернулся в тропики и снова появились пустыни. Этот диапазон дат на 500 лет позже, чем предполагали преобладающие теории.

Дальнейшие исследования под руководством Крепелина показали, что возвращение к пустынному климату было постепенным процессом, растянувшимся на столетия. Этот переходный период характеризовался циклами постоянно уменьшающихся дождей и продолжительных засушливых периодов. Поддержку этой теории можно найти в недавнем исследовании, проведенном Джудит Банбери, геологом из Кембриджского университета. Изучив образцы отложений в долине Нила, она пришла к выводу, что изменение климата в районе Гизы началось в начале Древнего царства, а пески пустыни появились в конце эпохи.

Работа помогает объяснить некоторые выводы Ленера. Его исследования в Затерянном городе показали, что это место сильно пострадало от эрозии: некоторые постройки опустились до уровня лодыжек в течение трех-четырех столетий после их постройки. «Итак, я понял, — говорит он, — Боже мой, эта пила, которая вырезала наш сайт, вероятно, также разрушила Сфинкса». По его мнению, закономерности эрозии на Сфинксе: периодические влажные периоды растворяли отложения соли в известняке, который перекристаллизовывался на поверхности, в результате чего более мягкий камень крошился, а более твердые слои образовывали большие хлопья, которые сдувались ветрами пустыни. Сфинкс, по словам Ленера, подвергался постоянной «чистке» в переходную эпоху изменения климата.

«Это теория в разработке», — говорит Ленер. «Если я прав, этот эпизод может представлять собой своего рода «переломный момент» между различными климатическими состояниями — от более влажных условий эпохи Хуфу и Хафра до гораздо более засушливых условий в последние века Древнего царства».

Подразумевается, что Сфинкс и пирамиды, эпические подвиги инженерии и архитектуры, были построены в конце особого периода более надежных дождей, когда фараоны могли мобилизовать рабочую силу в эпических масштабах. Но затем, на протяжении веков, ландшафт высыхал, и урожаи становились все более ненадежными. Центральная власть фараона постепенно ослабевала, позволяя провинциальным чиновникам самоутвердиться, что привело к эпохе гражданской войны.

Сегодня Сфинкс все еще разрушается. Три года назад египетские власти узнали, что сточные воды, сбрасываемые в близлежащий канал, вызывают повышение уровня местных вод. Влага втягивалась в тело Сфинкса, и большие хлопья известняка отслаивались от статуи.

Хавасс поручил рабочим просверлить пробные отверстия в скале вокруг Сфинкса. Они обнаружили, что уровень грунтовых вод находится всего в 15 футах под статуей. Рядом установлены насосы для отвода грунтовых вод. Все идет нормально. «Никогда никому не говорите, что мы спасли Сфинкса», — говорит он. «Сфинкс — самый старый пациент в мире. Все мы должны постоянно посвящать свою жизнь уходу за Сфинксом».

Эван Хэдингхэм — старший научный редактор серии PBS « Nova ». Его « Загадки Сфинкса » вышли в эфир 19 января.

Марк Ленер (держит технический чертеж) нанес на карту поверхность Сфинкса «камень за камнем».
Марк Бассел

Работая с египетским археологом Захи Хавассом (справа), Ленер также исследовал и нанес на карту проход в крупе Сфинкса, сделав вывод, что охотники за сокровищами, вероятно, выкопали его после того, как статуя была построена.
Марк Бассел

Следы цвета на лице статуи предполагают, что когда-то ее лицо было окрашено в красный цвет.
Марк Бассел

Вырезанный из известняка Сфинкс является одной из самых больших статуй в мире. Ленер говорит, что рабочие начали лепить его около 4500 лет назад и внезапно бросили, не успев закончить.
Сандро Ваннини / Корбис

Фрагменты, найденные возле статуи Сфинкса, указывают на наличие бороды.
Британский музей / Art Resource, Нью-Йорк

В разное время пески Сахары в значительной степени погребли памятник (ок. конец 19 в.й век). Окончательно рабочие освободили его в 1937 году, спасая от «непостижимого забвения».
Беттманн / Корбис

Доказательства того, что Сфинкс был построен фараоном Хефреном (который правил с 2520 по 2494 год до нашей эры), относятся к 1853 году, когда в руинах соседнего храма была обнаружена статуя правителя в натуральную величину.
Роджер Вуд / Корбис

Как справились миньоны Хефрена? Ленер и скульптор Рик Браун попытались вырезать уменьшенную версию носа Сфинкса, используя копии медных и каменных инструментов египтян (слева направо: скульптор Джонатан Бечард, Ленер и Браун). по их оценкам, на строительство Сфинкса уйдет 100 человек за три года.
Эван Хэдингем

Египтологи считают, что Сфинкс, пирамиды и другие части комплекса Гизы площадью две квадратных мили выровнены с солнцем в ключевые моменты, усиливая роль фараона в поддержании божественного порядка.
Иллюстрация Педро Веласко / 5W Infographics (источник: Марк Ленер)

Видение Ленера восстановленного Сфинкса после 15 века до н. э. включает в себя статую отца Тутмоса IV, Аменхотепа II, на выгравированной гранитной плите.
Гилберт Гейтс

Согласно легенде, разлагающийся Сфинкс заговорил во сне с принцем Тутмосом, убеждая его вернуть статуе ее славу.
Эван Хэдингем

Хотя он стоит на краю пустыни, главная угроза для Сфинкса — вода. В 2008 году рабочие провели бурение, чтобы оценить вызывающий тревогу подъем уровня грунтовых вод.
Сандро Ваннини / Корбис

На протяжении тысячелетий рабочие латали разрушающийся известняк Сфинкса.
Марк Бассел

Храм Долины (на переднем плане) и Храм Сфинкса могут быть реликвиями усилий фараона Хефрена по созданию культа Сфинкса.
Стоковая фотография Pro

Тайна у всех на виду, памятник на окраине Каира (население: 6,8 миллиона человек) привлекает бесчисленное количество любителей истории. По словам Хавасса, ему потребуется «уход», чтобы выжить.
Эван Хэдингем

Рекомендуемые видео

Великий Сфинкс Гизы

Великий Сфинкс Гизы — самая узнаваемая статуя, связанная с Древним Египтом, и одна из самых известных в мире. Скульптура лежащего льва с головой египетского царя была вырезана из известняка на плато Гизы, вероятно, во время правления царя Хафры (2558–2532 гг. до н. э.) в период Древнего царства Египта (ок. 2613-2181 гг. до н.э.), хотя некоторые ученые (в частности, Добрев в 2004 г. н.э.) утверждают, что он был создан Джедефре (2566-2558 гг. до н.э.), братом Хефрена, который пытался узурпировать трон после смерти царя Хуфу (2589 г. ).-2566 г. до н.э.), создатель Великой пирамиды.

Другие египтологи, а также ученые, профессора и историки из других областей утверждают, что Сфинкс намного старше даты 4-й династии, на которой постоянно настаивает господствующая египтология. Утверждения некоторых из этих авторов, таких как Захария Ситчин и Эрих фон Дэникен, давно дискредитированы учеными в этой области, а утверждения более поздних авторов по этому вопросу обычно игнорируются или объявляются неуместными или неверными.

Удалить рекламу

Реклама

Ученые по-прежнему расходятся во мнениях относительно того, кто высек Сфинкса и когда он был создан, но все согласны с тем, что это впечатляющее произведение искусства, которое на протяжении веков было самой большой скульптурой в мире. Сфинкс имеет длину 240 футов (73 м) и высоту 66 футов (20 м), ориентированный по прямой оси с запада на восток. Египтолог Мирослав Вернер комментирует значение написания скульптуры:

.

Большой Сфинкс Гизы — больше, чем просто символ древнего и современного Египта. Это само воплощение древности и тайны. На протяжении веков он будоражил воображение поэтов и ученых, авантюристов и путешественников. Хотя его неоднократно измеряли, описывали, исследовали с помощью самых современных научно-технических средств и обсуждали на специальных научных конференциях, остаются без ответа принципиальные вопросы: кто его построил, когда и зачем? (234)

В попытках ответить на эти вопросы было выдвинуто множество теорий, но немногие удовлетворяют всем трем или общепризнанны. Однако среди египтологов общепринято, что Сфинкс был построен во время правления Хефрена во времена 4-й династии Старого царства, когда каменщики, строившие комплекс его пирамид, наткнулись на большой кусок известняка и решили — или им было приказано — высечь его. Сфинкс из него. Почему это было сделано и какой цели изначально служил Сфинкс, постоянно обсуждаются.

Удалить рекламу

Реклама

YouTube
Следите за нами на Youtube!

Имя

Статуя никогда не была известна древним египтянам как «сфинкс». Слово «сфинкс» является греческим и стало применяться к египетской скульптуре в Гизе, согласно Вернеру (и другим) через перевод египетского имени шесеп-анх («живой образ»), которым египтяне называли произведение. а также к другим изображениям королевских фигур. Хотя это может быть так, вполне вероятно также, что статуя просто напомнила греческим писателям их собственного мифического сфинкса, такого как знаменитый в истории об Эдипе, с телом зверя и головой женщины. Греческие посетители этого места, как утверждают такие ученые, как Вернер, ошибочно приняли nemes (полосатый головной убор короля) для женских волос до плеч.

Греческий погребальный сфинкс

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Во времена Нового царства Египта (1570–1069 гг. до н. Вокруг статуи вырос культ, связывающий ее с богом Гором. «Культ» в Древнем Египте следует понимать как секту религиозного движения в наши дни; не культ, как понимает этот термин современный читатель. Это был солнечный культ, который почитал Гора в его роли бога неба. Аменхотеп II (1425–1400 гг. до н. э.), возможно, покровительствовал этому культу. Он почтил Сфинкса храмом, восхваляющим Хуфу и Хафра, представителей Гора на земле, как утверждали многие египетские цари, но его выбор имени этих двоих убедительно свидетельствует о том, что он понял связь между этими правителями 4-й династии и статуей. Таким образом, надписи Аменхотепа II предполагают возможную дату и имена царей, связанных с его созданием.

Сын Аменхотепа II, принц Тутмос, заснул однажды ночью возле Сфинкса и увидел сон, в котором статуя говорила с ним, жалуясь на свое состояние и на то, как на нее давит песок. Сфинкс предложил Тутмосу сделку: если он согласится очистить статую от песка и отреставрировать ее, то станет следующим фараоном Египта. Молодой принц согласился на сделку, восстановил Сфинкса и приказал воздвигнуть перед ним знаменитую Стелу Снов, вырезанную из розового гранита, чтобы рассказать историю о том, как принц стал Тутмосом IV, фараоном Египта (1400-139 гг.).0 г. до н.э.). Культ Сфинкса вырос после правления Тутмоса IV, скорее всего, в ответ на Стелу Снов, которая побуждала людей смотреть на статую как на живое божество, способное влиять на будущее.

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Христиане-копты 4-го века н.э. назвали статую Бел-хит (Хранитель), и это имя используется до сих пор. Современные египтяне не называют статую «Сфинксом», если только не обсуждают ее с иностранными туристами. Произведение известно на египетском арабском языке как 9.0021 Абу аль-Хавл , «Отец террора», и был объявлен идолопоклоннической мерзостью некоторыми радикальными фракциями ислама. Фактически, в 2012 году CE священнослужители, связанные с талибами, призвали к разрушению Сфинкса и пирамид Гизы по этой причине.

Строительство

Плато Гизы в древности сильно отличалось от того, каким оно является в наши дни. Археологи и геологи, работающие в этом регионе, обнаружили свидетельства эрозии, окаменелых растительных и животных материалов и артефактов, что этот район около 8000 лет назад когда-то был довольно плодородным и пышным растительностью. Воды было много, а подземные водоносные горизонты неподвижны, о чем свидетельствуют трудности, с которыми Захи Хавасс и его команда столкнулись при исследовании шахты Осириса Великой пирамиды в 1999 г. н.э. из-за высокого уровня грунтовых вод. В регионе выпало много осадков c. 15 000 г. до н.э., и хотя со временем он стал меньше, этот район все еще был довольно плодородным во времена 4-й династии.

Удалить рекламу

Реклама

Столицей Египта во времена Древнего Царства был близлежащий город Мемфис; Гиза была выбрана в качестве некрополя для царей 4-й династии, великих строителей пирамид, потому что она использовалась правителями в раннединастический период Египта (ок. 3150–2613 до н. э.) и, возможно, даже в додинастический период (ок. 6000-3150 до н.э.). Царь Джосер (ок. 2670 г. до н.э.) уже построил свою знаменитую Ступенчатую пирамиду и комплекс в Саккаре, в то время как в Гизе были только гробницы мастаба. Король Сноферу (ок. 2613-2589 гг. до н.э.) усовершенствовал искусство строительства пирамид, работая над пирамидами Мейдум, Ломаной пирамидой и Красной пирамидой. К тому времени, когда царь Хуфу взошел на престол в 2589 г. до н. э., египтяне хорошо понимали, как работать с камнем и как создавать памятники большого масштаба. Скорее всего, Хуфу выбрал Гизу в качестве места для своей Великой пирамиды, чтобы продемонстрировать работу в наилучшем месте и вдали от творений предшественника.

Пирамиды, Гиза, Египет

Shellapic76 (CC BY)

Хефрен стал преемником Хуфу и основал свой собственный комплекс пирамид рядом с пирамидой своего отца. Ему приписывают Сфинкса, потому что лицо существа похоже на его лицо в скульптуре, а также из-за того, как Сфинкс, кажется, был вырезан. Теория гласит, что в процессе строительства пирамиды Хефрена рабочие обнаружили большую массу скалы, которую считали непригодной для комплекса пирамид, и вырезали из нее статую. Историки Боб Брайер и Хойт Хоббс комментируют это:

Пирамида Хефрена [была облицована] блестящей облицовкой из белого известняка, доставленной на лодках из каменоломен через Нил [и] уложенной поверх внутренних блоков известняка, вырезанных из окружающего участка Гизы. Вероятно, в ходе расчистки этих внутренних блоков карьерщики наткнулись на пласт более твердой породы, которого они избежали, оставив небольшой холм. Хафре вырезал обнажение в форме лежащего льва с собственным лицом — знаменитого Сфинкса. (16)

Сфинкс прямо соответствует комплексу пирамид Хефрена, и это также подтверждает утверждение, что он был его создателем. Однако расположение статуи и то, как она совпадает с комплексом Хефрена, побудили некоторых ученых (таких как Штадельманн из Немецкого археологического института в Каире) полагать, что Сфинкс уже существовал, когда Хефрен взошел на трон, а его комплекс был разрушен. специально разработан, чтобы соответствовать скульптуре. Известный английский египтолог Э. Уоллис Бадж (1857-1934 г. н.э.) утверждал, что Сфинкс был намного старше времен Хефрена и мог быть создан в раннединастический период или даже раньше. Добрев, как уже отмечалось, утверждала в 2004 году, что статуя была завершена братом Хафра Джедфре в честь его отца Хуфу и что лицо статуи гораздо больше напоминает лицо Хуфу, чем лицо Хафры. Добрев также соглашается со Штадельманном в том, что комплекс Хефрена был ориентирован на Сфинкса, а не на статую, вырезанную во время или вскоре после строительства.

Удалить рекламу

Реклама

Сфинкс и пирамида Хефрена

carinemahy (Авторское право)

Однако некоторые свидетельства убедительно свидетельствуют в пользу строительства во время правления Хефрена. Помимо лица существа, достоверно известно, что известняк, из которого состоит Сфинкс, тот же, что и для пирамиды Хефрена. Вид технического мастерства, свидетельствующий о создании Сфинкса, можно увидеть в статуях Хефрена и скульптурах богов того времени в Древнем царстве. Ориентация комплекса Хефрена убедительно свидетельствует о том, что он был построен с учетом пирамиды и комплекса Хуфу, а не статуи, и что Сфинкс был создан во время или вскоре после его пирамиды.

Еще одним свидетельством того, что Сфинкс был создан после пирамид, является надпись на левой лапе статуи, датируемая 166 годом н. э. Надпись напоминает о проекте реставрации римлянами стен, окружавших статую в то время. Надпись была впервые обнаружена в 1817 году Кавилья (1770-1845 гг. н.э.) во время его раскопок в Гизе и была переведена и опубликована английским эрудитом и временным соперником Шампольона Томасом Янгом (1773-1829 гг. н.э.) в Ежеквартальном обзоре, том 191818 г. н.э. Хотя эта надпись не подтверждает какую-либо конкретную дату постройки, она предполагает, что в период римского Египта статуя считалась моложе пирамид, поскольку в ней говорится, что создатели монумента «приказали тебе стоять рядом с пирамидами». и как целью Сфинкса было присматривать за похороненным поблизости «любимым принцем» (Leitch, 200). Однако надпись можно интерпретировать как означающую, что Сфинкс наблюдает за нынешним монархом Египта в 166 г. н.э. — римским императором, а более ранняя строка — просто поэтический способ сказать, что Сфинкс находился рядом с пирамидами в то время. Надпись может быть прочитана в любом случае и, кроме того, отсутствуют некоторые строки ближе к концу. Тем не менее, те, кто принимает ортодоксальную датировку статуи 4-й династией, указывают на надпись как на более позднее доказательство своих утверждений.

Комплекс пирамид Гизы в Древнем Египте, ок. 2600–2500 гг. до н. э.

Симеон Нетчев (CC BY-NC-SA)

Споры и несогласие

Тем не менее, Сфинкс не поддается такому простому и удобному размещению во времени. Человеческие существа, вопреки всем протестам, не выносят тайны. Тайны интригуют только тогда, когда они заканчиваются ясной разгадкой; Сфинкс не предлагает такого четкого вывода.

Удалить рекламу

Реклама

В 1858 году н.э. археолог Огюст Мариетт (1821-1881 гг. н.э.) обнаружил надписи, ныне известные как Инвентарная стела, возле пирамиды Хуфу. На этой стеле перечислены 22 статуи храма Исиды в Гизе и очень четко указано, что Хуфу воздвиг памятник возле Сфинкса; следовательно, статуя должна была существовать до правления Хуфу и, следовательно, раньше Хафры. Если бы инвентарная стела датировалась 4-й династией, это действительно было бы убедительным доказательством того, что Сфинкс существовал до правления Хуфу и Хефрена; но это не так. Инвентарная стела была положительно датирована 26-й династией Третьего промежуточного периода Египта (ок. 1069 г.).-525 г. до н.э.). В то время египтяне регулярно обращались к именам прежних царей, особенно к строителям пирамид, чтобы вспомнить славу прошлого. Кажется очевидным, что тот, кто вырезал инвентарную стелу, целенаправленно пытался поднять статус Храма Исиды, заставляя его казаться старше, чем он был на самом деле, датируя его временем великого Хуфу. На самом деле руины храма Исиды в Гизе относятся к Среднему царству (2040–1782 гг. до н. э.) спустя много времени после правления Хуфу.

Более весомый аргумент в пользу более раннего строительства памятника заключается в том, что, хотя археологи нашли надписи и свидетельства, относящиеся к строительству пирамид в Гизе в 4-й династии, как рабочие размещались, что они ели, как им платили , там никогда не упоминается о Сфинксе. Этот факт особенно важен, если учесть, насколько тщательно египтяне документировали строительные проекты. Даже если кто-то заявит, как это делают некоторые, что такие свидетельства просто еще не были обнаружены, все равно кажется странным, что такое большое и явно значительное сооружение нигде и нигде не было упомянуто в то время, когда оно предположительно было построено.

Лицо Сфинкса

Джон Канненберг (CC BY-NC-ND)

Еще один аргумент против того, что Сфинкс строит Хефрен, заключается в том, что лицо не его. Добрев утверждала в 2004 году CE, что лицо принадлежало не Хефрену, но геолог доктор Роберт М. Шох уже утверждал, что не только лицо не принадлежало Хефрену, но и сам Сфинкс был намного старше правления Хефрена. Шох и египтолог Джон Энтони Уэст наняли судебно-медицинского эксперта Фрэнка Доминго с более чем двадцатилетним опытом работы в Департаменте полиции Нью-Йорка, который делал зарисовки подозреваемых и создавал реконструкции лиц, чтобы изучить Сфинкса и статую Хефрена и определить, имеют ли они одно и то же лицо. Вывод Доминго после исчерпывающего изучения обеих работ заключался в том, что они представляют двух разных людей. Далее Шох утверждает, что нынешнее лицо не мужское, а женское.

Статуя Хефрена

Tjflex2 (CC BY-NC-ND)

Шох и Уэст утверждают, что Сфинкс на несколько столетий старше, чем утверждает господствующая египтология. Шох, геолог из Бостонского университета, заметил, что следы эрозии на Сфинксе свидетельствуют об обильных осадках в течение очень длительного периода. Такого рода погодные условия не были очевидны во времена 4-й династии Египта, поэтому статуя явно старше того периода. В ответ на вызов господствующей египтологии показать свидетельства существования культуры, предшествовавшей традиционно принятому времени египетской цивилизации, той, которая могла создать такие памятники, как Сфинкс, Шох и Вест, указать на древнее место Гёбекли-Тепе в современной Турции. который датируется 10 000 лет назад и не приписывается ни одной известной цивилизации. Скульптура, найденная в Гёбекли-Тепе, такая же сложная, как и Сфинкс, а иногда и более сложная.

Таким образом,

Шох и Уэст утверждают, что лицо не принадлежит Хефрену, датировка скульптуры совершенно неверна, и все утверждения, сделанные на основе такой датировки, необходимо пересмотреть. Им противостоят египтологи, такие как Марк Ленер, которые указывают на сходство между лицом Сфинкса и скульптурой Хефрена и на то, что узоры эрозии на статуе не имеют ничего общего с ее возрастом; если бы такая эрозия имела место на плато Гизы, она не ограничивалась бы одним памятником. Этот конкретный спор о Сфинксе продолжается.

Писатели Роберт и Оливия Темпл утверждают, что лицо Сфинкса не только не принадлежит Хефрену, но даже не является оригинальным лицом статуи. Голова Сфинкса заметно непропорциональна остальному телу; он значительно меньше. Храмы утверждают, что это связано с тем, что Сфинкс был вырезан не во времена 4-й династии при Хафре, а столетиями ранее, и изначально был не львом, а богом-шакалом Анубисом. Согласно этой теории, великой статуей был Анубис, который традиционно охранял некрополь, и такая статуя, безусловно, соответствовала бы месту, которое Сфинкс занимает в Гизе.

В 4-м веке, как утверждают Храмы, статуя была переделана, чтобы изобразить льва с головой царя, потому что в то время лев был популярной фигурой в зоолатрии (поклонении животным). Тип антропоморфизма, который представляет Сфинкс, был четко установлен 4-й династией, но неясно, как далеко в египетской цивилизации он наблюдался и как он развивался. Египтолог Розали Дэвид отмечает, что «нет дошедших до нас литературных источников, проливающих свет ни на додинастическую практику зоолатрии, ни на антропоморфизм, имевшую место примерно в 3000–2800 годах до н. э. Мы можем только догадываться о причинах такого развития событий» (53). Давид далее комментирует изображения богов в целом и Сфинкса в частности, написав:

Формы и одежда богов всегда изображались довольно однообразно, что не давало никаких указаний на историческую дату фигуры; индивидуальность или особая функция бога была представлена ​​его характерным головным убором или головой животного. Обратный пример смешения животных и человеческих черт встречается в более поздние периоды в виде сфинкса, у которого человеческая голова помещается на тело животного. Всякий раз, когда черты животного и человека соединялись в одном теле, любые детали, которые могли показаться нелепыми или гротескными, например, место соединения головы и тела, маскировались: в этом случае область шеи скрывалась полами головного убора. . (53)

Храмы не согласны с этой оценкой, поскольку они утверждают, что голова Сфинкса была вырезана заново и, таким образом, уменьшена по сравнению с большей головой Анубиса. В этом случае полочки головного убора использовались не для того, чтобы скрыть область шеи, а просто для того, чтобы использовать камень оригинальной головы, а также, конечно, чтобы соответствовать изображению египетского царя того периода. Роберт Темпл также утверждает, что это лицо не Хефрена, а лица Аменемхета II (ок. 19 г.).29-1895 г. до н.э.), основанный на стиле полос на головном уборе Сфинкса, которые, по его словам, являются отличительными чертами 12-й династии Среднего царства. Среди причин, по которым основные ученые отвергают эти утверждения, заключается в том, что они в значительной степени спекулятивны. Нет никаких доказательств того, что у Сфинкса когда-то была другая голова, и разницу в пропорциях между головой и телом Сфинкса можно легко объяснить количеством камня, с которым приходилось работать каменоломням, и их процессом: тело Сначала была вырезана голова Сфинкса, а потом — голова. Голову сделали меньше либо потому, что не хватило камня, либо для большей устойчивости.

Большой Сфинкс Гизы

Хорхе Лескар (CC BY)

Геолог Колин Ридер опровергает этот аргумент, отмечая, что древние египтяне были мастерами в каменной кладке и не могли просчитаться при вырезании Сфинкса, а также не стали бы уменьшать голову непропорционально телу ради устойчивости. Он отмечает, что есть множество других памятников, идеально пропорциональных друг другу, которые выдержали испытание временем. Читатель утверждает, подобно Храмам, что у Сфинкса изначально была другая голова, но утверждает, что это была львица, а не Анубис. Он частично поддерживает свое утверждение с помощью статуи сфинкса в Каирском музее, которую он интерпретирует как ранее принадлежавшую львице, у которой были отрублены уши и заново вырезано лицо. Основное утверждение читателя, как и мнение других, заключается в том, что нет удовлетворительного объяснения выветриванию Сфинкса или пропорции головы, кроме того, что он датируется 4-й династией и когда-то был другим памятником.

Традиционная египтология отказывается серьезно рассматривать какие-либо из этих утверждений — часто по очень веским причинам — и отвергает их как «псевдонауку». Тем не менее, претензии продолжают выдвигаться, и доказательства, представленные различными авторами, не всегда опровергаются, а только игнорируются или высмеиваются. Историк и египтолог Антуан Жигал выступает в защиту этих «маргинальных» утверждений и далее утверждает, что Сфинкс не только на несколько столетий старше принятой даты, но и когда-то их было два. Гигаль цитирует Стелу Снов Тутмоса IV, на которой ясно видны два сфинкса, и Стелу Инвентаря, которая, по-видимому, указывает на второго сфинкса, уничтоженного штормом.

Этот второй сфинкс должен был быть расположен через реку Нил от сфинкса в Гизе. Два сфинкса, безусловно, соответствовали бы египетскому искусству и архитектуре, поскольку древние египтяне очень ценили баланс и соблюдали эту концепцию во всех аспектах своей цивилизации, часто удваивая муниципальные здания и памятники (например, обычай всегда воздвигать два обелиска). Гигал также утверждает, что под этими сфинксами были туннели, которые могли их соединять. На самом деле туннели были расположены под Большим Сфинксом, хотя было установлено, что они никуда не ведут.

Традиционная египтология основывает свои выводы на прецедентах и ​​свидетельствах; те, кто не придерживается общепринятых взглядов, основывают свои взгляды на тех же принципах, но им не хватает подготовки, которая позволяет египтологам интерпретировать артефакты в рамках культурного контекста. Альтернативные взгляды регулярно отвергаются, если кажется, что они не следуют разумным принципам в своих утверждениях или нарушают устоявшийся нарратив без достаточных доказательств. Однако в случае со Сфинксом некоторые из тех, кто заявляет об альтернативной истории статуи, часто соблюдают должную осмотрительность, и все же их претензии были отклонены.

Тайны и мифы о сфинксе

Великий Сфинкс Гизы настолько известен сегодня, что можно было бы предположить, что он был так же известен и в древности, но это не так. В египетских надписях о статуе мало упоминаний. Ни в одном из материалов, обнаруженных в Гизе или где-либо еще в Египте, не упоминается строительство статуи; на него ссылаются так, как если бы он существовал всегда, когда он вообще упоминается. Геродот умалчивает о Сфинксе, как и другие ранние греческие писатели. Плиний Старший (23-79 г.CE) упоминает статую в своей работе по естественной истории и утверждает, что она почиталась как бог, а также служила гробницей; ни один другой древний писатель не подтверждает и не опровергает его утверждение.

Великий Сфинкс и Великая Пирамида Гизы (Впечатление художника)

Игры могавков (Авторское право)

Как уже отмечалось, происхождение Великого Сфинкса практически неизвестно, и, как также отмечалось, людям не нравятся тайны. Неудивительно, что господствующая египтология отказывается рассматривать альтернативные теории происхождения и строительства памятника, потому что это разрушило бы хронологию египетской истории, которая создавалась и строилась с середины XIX в.й век н.э. Наполеону регулярно приписывают замечание о том, что «история — это басня, с которой соглашается большинство», и это так же верно в отношении Сфинкса, как и в отношении любого другого артефакта или события из прошлого. История состоит из историй, рассказанных писателями, пытающимися интерпретировать и осмыслить либо события, свидетелями которых они стали, либо артефакты, которые предполагают определенное повествование. Как только определенная нить истории цивилизации будет принята, как только тайна этой цивилизации будет, так сказать, «раскрыта», претензии, которые угрожают достоверности этой истории, будут, естественно, отвергнуты.

Происхождение Великого Сфинкса практически неизвестно; Вернер прав, когда говорит, что это «самое воплощение древности и самой тайны».

Эту же парадигму можно наблюдать в мифах о Великом Сфинксе, поддерживаемых так называемыми писателями «Нью Эйдж». Эти авторы утверждают, что статуя обладает сверхъестественными способностями, что под ней есть туннели, которые соединяются с подземной сетью (как уже отмечалось, под Сфинксом есть туннели, но они никуда не ведут) и многие другие «маргинальные» теории, часто с участием инопланетян. которые регулярно отвергаются ведущими учеными. Несмотря на то, что нет никаких доказательств или, в лучшем случае, слабых доказательств в поддержку этих утверждений, люди продолжают поддерживать нарратив «Нью Эйдж», потому что он поддерживает и поощряет их убеждения о мире и вселенной в целом. Как только человеку становится комфортно с определенной системой убеждений — будь то ортодоксальность области исследования или что-то еще — вряд ли он заменит это убеждение другим. Эта парадигма распространяется и на теории разрушения носа Сфинкса.

Писатели регулярно повторяют абсолютную ложь о том, что войскам Наполеона отстрелили нос во время похода на Египет в 1798-1801 гг. На рисунке Сфинкса, сделанном французским художником Фредериком Луисом Норденом в 1737 году н.э., нос Сфинкса уже разрушен, и рисовальщик Доминик Вивант Денон (1747-1825 гг. н.э.), сопровождавший Наполеона в его кампании, показывает то же самое. Нос мог быть поврежден во время арабского вторжения в 7 веке н.э., как утверждали некоторые, или мусульманским священнослужителем 14 века н.э., который пришел в ярость, обнаружив, что египетские крестьяне все еще почитают статую как божество. Хотя эти возможности регулярно упоминаются, история о том, как войска Наполеона использовали Сфинкса в качестве мишени, продолжает появляться в книгах, документальных фильмах и статьях некритически, потому что она стала частью повествования об истории Сфинкса: сила вторжения, неспособная оценить величие древнего памятника, разрушает его. На самом деле Наполеон восхищался древними произведениями Египта и привел с собой ученых, художников и инженеров для изучения и записи памятников, а не для их уничтожения.