Богослужение в новоспасском монастыре в москве расписание богослужений: Расписание богослужений

Расписание богослужений

Подробности
Категория: Расписание богослужений

 

НОВОСПАССКИЙ   СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ   МОНАСТЫРЬ

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

с26 декабря 2022 года по 1 января 2023 года

 

17:009-й час. Вечерня. Утреня со славословием. 1-й час.

ПН  26.12   Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения,

                      Мардария, Ореста и мц. Лукии.

08:00 – Часы. ЛИТУРГИЯ.

17:00 – 9-й час. Вечерня. СОБОРОВАНИЕ.

 ВТ  27.12   Мучеников Фирса, Филимона

                     и иже с ними пострадавших.

07:00 – Утреня. Часы. ЛИТУРГИЯ.

17:00 – 9-й час. Вечерня. Утреня со славословием. 1-й час.

 СР  28.12   Сщмч. Илариона, архиепископа Верейского.

08:00 — Часы. ЛИТУРГИЯ.

17:00 – 9-й час. Вечерня. Утреня со славословием. 1-й час.

 ЧТ  29.12   Пророка Аггея.

08:00 — Часы. ЛИТУРГИЯ.

17:00 – 9-й час. Вечерня. Утреня со славословием. 1-й час.

 ПТ  30.12   Пророка Даниила и трех отроков:

                         Анании, Азарии и Мисаила.

     08:00 — Часы. ЛИТУРГИЯ.

        17:00 – 9-й час. Вечерня. Утреня со славословием. 1-й час.

 СБ  31.12   Сщмч. Модеста Иерусалимского,

                   Сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского.                               

        08:00 — Часы. ЛИТУРГИЯ.

17:00 – ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ с литией. Молебен на Новолетие.

23:00 – Воскресная полунощница.

               Часы. ЛИТУРГИЯ в храме прп. Романа Сладкопевца.

    ВС  1.01   НЕДЕЛЯ 29я по ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ,

        СВЯТЫХ ОТЕЦ, Мч. Вонифатия, прп. Илии Муромца.

10:00 – Часы, ЛИТУРГИЯ в Покровском соборе.

17:009-й час. Вечерня. Утреня с Полиелеем. 1-й час.

 

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь — Православные иконы и молитвы

Ангела хранителя вам! Перед тем как читать статьи, просим перейти в наш православных телеграм https://t.me/molitvaikona и подписаться. Там вы найдете самые интересные вырезки из интервью батюшек, редкие молитвы, интересные факты о православии. Переходи быстрее и подпишись на нас!

Недалеко от станции метро «Пролетарская» расположен знаменитый и один из самых старинных православных святилищ — Новоспасский монастырь в Москве. Он был основан в далеком XIII столетии.

Краткая история

Сначала святилище располагался на том месте, где в данный моменты находится Даниловский монастырь. Но со временем собор перенесли в Кремль. После масштабного строительства на территории Кремля монастырь снова решили переместить. На этот раз по приказу Ивана Грозного аббатство разместили на Крутицком холме и сделали из него настоящую крепость (благодаря большим оборонительным сооружениям). Так оно стало защищать столицу на подходах от врагов наряду с Даниловым, Новодевичьим, Донским и Симоновым монастырями.

Стены укреплений и башен построил знаменитый русский мастер — Федор Конь. Основное нынешнее здание Спасо-Преображенного монастыря было возведено в 1650-х годах. В подвальном помещении этого храма погребены ряд знаменных личностей, среди которых — многие бояре рода Захарьиных-Романовых, епископы Порфирий и Петр Екатерининский. В начале ХIX столетия в посыпальне похоронена инокиня Досифея, известная как принцесса Августа Таракановая, дочь Екатерины Петровны.

В начале ХХ века с приходом к власти коммунистов монастырь был закрыт. Он был одним из первых православных учреждений, которое пострадало от рук советской власти. Кладбище при храме практически сразу было уничтожено. На его территории советская власть расположила исправительно-трудовой лагерь. В усыпальнице размещали особо опасных преступников. Храмы монастыря превратились в тюремные склады и бараки. Многие святыни бесследно исчезли. А с 1935 года комплекс поступил в распоряжение управления НКВД.

Монашеской братии Новоспасский мужской монастырь вернули только в конце 1990 года. Была проведена капитальная реставрация многих строений. В 2011 году монастырь отмечал 20-летия со дня второго обретения святыни.

Храмы и святыни обители Божией

На територии общины есть величественные храмы и соборы:

  • храм преподобного Сергия Радонежского, построенный в конце XVIII столетия;
  • храм иконы Богородицы «Знамение», построенный в конце XVIII столетия;
  • храм Покровы Пресвятой Богородицы, основанный в 1675 году;
  • собор преподобного Романа Сладкопевца (1902 года;
  • собор Спасо-Преображенный, возведенный в середине XVII столетия;
  • храм Николая середины XVII столетия (раньше Петра Авессаломова).

Так же на территории монастыря находятся и чудотворные святыни:

  • чтимая икона Смоленской Богородицы;
  • икона Богородицы «Всецарица»;
  • мощевики иконики Марфы;
  • мощи святых и великих людей;
  • икона Образа Спасителя XIX столетия;
  • другие иконы с частицами мощей.

Икона Всецарица в Новоспасском монастыре

Другое название этой святыни — Пантанасса. Оригинальная икона находится на Святой горе Афон (Греция). На этой горе расположен Ватопедский монастырь. Говорят, что святыня была написана в XVII столетии.

Монашеские предания гласят, что когда-то в этой иконе подошел мальчик, и лик Богородицы воссиял очень ярким светом. Юноша от этого упал на пол и в страхе выбежал из собора. Он сразу же признался монахам, что вел греховную жизнь, занимаясь черной магией и колдовством. Так великая Царица явилась маленькому юноше и отвратила его от нечестия, наставив его на праведный путь покаяния.

При богослужениях в Новоспасском монастыре в Москве возле данной иконы собирается огромное количество людей. Он чтят этот список, молятся ей, читают молебны и служат дни с водоосвящением.

Богородица подаем помощь всем, кто в ней нуждается.

Расписание богослужений

На сегодняшний день богослужения проводятся в трех храмах обители. Каждый день в них проводятся:

  • Полунощница в 7:00.
  • Литургия в 8:00.
  • Утренняя и вечерние службы.

В праздничные и воскресные дни литургия проводится в 9:00. В эти дни в собор приходит огромное количество прихожан и паломников.

Стоит отметить, что проход на территорию общины запрещен в коротких юбках, шортах, одежде с открытыми плечами. Женщина должна обязательно иметь головной убор.

Как доехать до святой православной обители

Один из самых удобных вариантов — доехать на метро. Выходите на станции Пролетарская и идете по 3-му Крутицкому переулку в направлении Новоспасского шоссе. Высокую колокольню собора можно увидеть издалека.

Точный адрес Новоспасского монастыря — Россия, город Москва, Крестьянская площадь, 10.

Здесь можно заказать молебен, молебен с акафистом, записку для литургии, провести соборование, сорокоуст, панихиду. Также на территории комплекса действует учебно-методический центр, воскресная школа, центр реабилитации, издание, библиотека, православный молодежный журнал.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о Новоспасской обители:

  • Православные монастыри, соборы и церкви
  • монастырь

праведный Алексий Московский (Мечев)

29 января/11 февраля (Собор Новомучеников),
9/22 июня, 20 августа/2 сентября (Святые Московские)
16/29 сентября (Перевод реликвии)

Московский старец, живущий в миру, о. Алексей Метчев родился 17 марта 1859 года в семье благочестивого регента Чудовского собора.

В детстве его отец Алексий Иванович Мечев, сын протоиерея Коломенского уезда, был спасен от замерзания в холодную зимнюю ночь святителем Митрополитом Московским и Коломенским Филаретом. Одного из юношей епархии, отобранных по музыкальным способностям, однажды поздно вечером привели на Троицкую улицу, напротив митрополичьего подворья. Пока дети обедали, владыка митрополит вдруг забеспокоился, торопливо оделся и вышел посмотреть на транспорт. В одной из саней он нашел спящего мальчика, которого по какой-то оплошности оставили там на морозе. Видя в этом происшествии промысел Божий, митрополит Филарет уделил особое внимание и помощь спасенному им ребенку; с этого момента он особенно заботился как о себе, так и о своей семье.

Обстоятельства о. Рождение Алексея было замечательным. Когда у его матери, Александры Дмитриевны, начались роды, она почувствовала сильную боль. Ее роды были довольно длительными и трудными, жизнь матери и ребенка была в опасности.

В великой скорби Алексей Иванович отправился помолиться в Алексеевский монастырь, где служил митрополит Филарет по случаю его престольного праздника. Войдя в алтарь, он тихонько постоял в стороне, но владыка увидел в его страдальческом выражении страдание любимого регента. Он спросил: «В чем дело? Ты такой подавленный сегодня». «Ваше высокопреосвященство, моя жена рожает и умирает». Святитель молитвенно перекрестился. «Помолимся вместе… Бог милостив; все будет хорошо», — сказал он. Потом подал ему просфору и сказал: «Мальчик родится. Назовем его Алексеем, в честь святого Алексия, человека Божия, которого сегодня празднуем».

Воодушевленный, Алексей Иванович остался на Литургию и вернулся домой полный надежды. У ворот он получил радостную весть о рождении сына.

В двухкомнатной квартире на Троицкой улице, в которой жила семья регента Чудовского хора, царила живая вера в Бога, проявлявшаяся в готовом хлебе-соли приеме радостного гостеприимства. Там они переживали радости и печали каждого, кого Бог приводил в их дом. Здесь всегда было многолюдно – всегда заходили друзья и родственники, зная, что здесь они найдут помощь и утешение.

Всю жизнь о. Алексей вспомнил самоотверженный поступок своей матери, принявшей к себе сестру и троих ее детей после смерти мужа сестры, — и это при том, что с тремя собственными детьми (сыновьями Алексеем и Тихоном и дочерью Варварой) квартира была уже переполнена. Детей заставили соорудить на чердаке скамейки для сна.

Из всех братьев и двоюродных братьев Лёня, как звали Алексея в семье, отличался нежным сердцем и тихим, миролюбивым характером. Он не любил спорить, хотел, чтобы всем было хорошо, любил делать людей счастливыми, утешать их и шутить с ними. Все это он делал благочестиво. В гостях у других, играя в детских комнатах, он вдруг становился серьезным, уходил один и прятался, закрываясь от шумных развлечений. В результате соратники стали называть его «блаженным Алешенькой».

Алексей Метчев учился сначала в Заиконоспасском училище, а затем в Московской духовной семинарии. Он был прилежным, внимательным и вдумчивым учеником, всегда готовым оказать любую услугу. Он окончил семинарию, не имея того, что так необходимо для того, кто учится: собственного места для учебы. Ему часто приходилось вставать по ночам только для того, чтобы подготовить уроки.

Вместе со многими однокурсниками Алексей Меччев мечтал поступить в университет и стать врачом. Однако его мать категорически противилась такому плану, ибо предпочитала, чтобы он был человеком молитвы. Она решительно заявила: «Ты такой маленький. Почему вы должны стать врачом? Лучше бы ты стал священником».

Алексею было тяжело отказаться от своей мечты: он считал, что работа врачом — самый продуктивный способ служить другим. Он со слезами на глазах прощался с друзьями, но не мог противиться воле матери, воле той, которую он так уважал и любил. Позже батюшка понял, что нашел свое истинное призвание, и был очень благодарен матери за то, что она смогла это сделать.

По окончании семинарии 14 октября 1880 года Алексей Метчев был назначен кантором Знаменской церкви Пречистенского Сорока на улице Знаменке. Там ему суждено было пройти тяжелые испытания.

Настоятель прихода был человеком сурового склада ума, всегда готовым придраться. Он потребовал от кантора, чтобы тот также выполнял обязанности сторожа. Он обращался с ним грубо и даже бил его, иногда угрожая кочергой. Когда к Алексею приезжал младший брат Тихон, он часто заставал его в слезах. Иногда дьякон заступался за беззащитного кантора, который все терпел молча, никогда не жалуясь и не прося о переводе в другую церковь. Позже он будет благодарить Господа за то, что Он позволил ему получить такое образование, и вспоминать о. Георгия, ректора, в качестве его инструктора.

Услышав о. смерти Георгия, о. На отпевание приехал Алексий, который к тому времени уже был священником. Те, кто знал, как относился к нему усопший, были поражены, увидев, что, когда он провожал тело в могилу, его глаза были полны слез любви и благодарности [к о. Джордж].

В 1884 году Алексей Метчев женился на Анне Петровне Молчановой, восемнадцатилетней дочери кантора. 18 ноября того же года Алексей был рукоположен во диакона.

Будучи священнослужителем, диакон Алексий имел страстное посвящение Господу, проявлял огромное смирение, кротость и отсутствие лукавства. Его брак был счастливым. Анна любила своего мужа и во всем была с ним единодушна. Однако она страдала от серьезного сердечного заболевания, и ее здоровье стало предметом его постоянной заботы. В своей жене, о. Алексей мог видеть и своего близкого друга, и своего ближайшего помощника на пути ко Христу. Он ценил дружескую критику жены и внимал ей, как прислушиваются к старшему, немедленно стремясь исправить отмеченные ею недостатки.

В семье родились дети: Александра (1888 г.), Анна (1890 г.), Алексей (1891 г.) – умер на первом курсе – Сергей (1892 г.) и Ольга (1896 г.).

19 марта 1893 года епископ Нестор, наместник Московского Новоспасского монастыря, рукоположил во священники диакона Алексия Меччева для службы в храме святителя Николая Чудотворца в Кленниках Стретенских Сорок. Хиротония состоялась в Заиконоспасском монастыре. Церковь Святителя Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке была невелика, и прихожане в ней были крайне малочисленны. Рядом были более крупные церкви, которые пользовались большей посещаемостью.

Став настоятелем Никольского храма, о. Алексей ввел ежедневные службы – в то время, когда в небольших московских церквях было принято проводить службы всего два-три раза в неделю.

Батюшка приходил один отпирать церковь около 5 утра. Он не стал дожидаться прихода других священнослужителей, а благоговейно поклонившись Чудотворной Федоровской иконе Божией Матери и другим иконам, приготовил все необходимое для Евхаристии и отслужил Проскомидию. В назначенное время он начинал утреню, на которой сам читал и пел. Затем последовала Литургия. «Восемь лет я ежедневно служил Литургию в пустом храме, — рассказывал потом батюшка. «Один протоиерей говорил мне: «Всякий раз, когда я буду проходить мимо твоего храма, все равно будут звонить колокола. Я бы зашел в церковь, а там пусто… Ничего у тебя не получится; бессмысленно вам звонить в колокола». Но это не смутило о. Алексея, и он продолжал служить. В то время у москвичей был обычай исповедоваться и причащаться лишь раз в году, во время Великого поста. Однако в церкви «Никола-Кленники» на улице Маросейке исповедоваться и причащаться можно было в любой день года. Со временем этот факт стал известен всей Москве. Зафиксирован случай, когда дежурный городской милиционер в очень ранний час заметил на берегу Москвы-реки странное поведение женщины. Расспросив женщину и узнав, что она доведена до отчаяния жизненными невзгодами и собирается утопиться, он уговорил ее отказаться от своего плана и вместо этого отправиться к о. Алексея на Маросейке. Люди в трауре, люди, обремененные жизненными скорбями, унылые и унылые, все тянулись в этот храм. Именно через них и распространилась весть о добром ректоре.

В то время жизнь духовенства многих мелких приходов была финансово трудной, и зачастую повседневные обстоятельства были не лучше. Крошечный деревянный домик, в котором о. Семья Алексея жила очень старая, в сильно ветхом состоянии. Двухэтажные дома по обеим сторонам загораживали его окна. В дождливую пору потоки воды, сбегавшие с Покровки на Маросейку, просачивались во двор церкви и в подвал дачи; в их жилых помещениях всегда было сыро и влажно.

Матушка Анна Петровна была очень больна. У нее развился сердечный отек с выраженным отеком и мучительной одышкой. Скончалась Анна Петровна 29 августа 1902 года, в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.

В то время купцы Алексей и Клавдия Беловы, хорошие друзья о. Алексей пригласил в гости праведного Иоанна Кронштадтского, оказавшегося в Москве. Имели дело с о. Иоанна относительно благотворительной деятельности, но и организовал визит так, чтобы о. Алексей мог с ним встретиться.

Когда о. Вошел Иоанн, о. Алексей спросил его: «Ты пришел разделить мою печаль?» «Я пришел разделить не вашу печаль, а вашу радость», — ответил о. Иоанна, «ибо вас посещает Господь. Выйди из своей кельи и выйди к людям. Только с этого момента вы начнете жить. Ты наслаждаешься своей печалью и думаешь, что нет на земле большей печали, чем твоя… Но будь с людьми, войди в чужую печаль, возьми ее на себя, и ты увидишь, что в сравнении с общей печалью, твое несчастье ничтожно; тогда твое бремя облегчится».

Благодать Божия, почившая так на кронштадтском пастыре, заново осветила жизненный путь о. Алексей. Он принял то, что ему сказали, как послушание. Несомненно, многолетняя истинно подвижническая жизнь подготовила его к получению благодати старчества.

С искренним гостеприимством, любовью и состраданием о. Алексей приветствовал всех пришедших в храм на Маросейке за помощью, людей, ослабленных и сломленных тяжелым обстоятельством, взаимной враждой, людей, запятнанных грехом, людей, забывших Бога. В их души вселились радость и мир Христов, надежда на милость Божию, надежда на возможность обновления души. Любовь, проявленная к каждому из них, вызывала в каждом ощущение того, что он есть человек, которого больше всего любят, жалеют и утешают.

В жилом помещении под храмом батюшка открыл начальную церковно-приходскую школу и приют для сирот и детей малообеспеченных родителей. Там же дети научатся полезным ремеслам. В течение 13 лет о. Алексей обучал детей Закону Божию в частной школе Э. В. Винклера.

Одна из его духовных чад, по имени Мария, пришла в его церковь молодой девушкой вскоре после смерти отца. Благословляя Марию на написание икон, о. Алексей дал толчок грядущему возрождению древнерусской традиционной иконописи, того, что на несколько столетий было забыто, вытеснено живописью.

Фр. Службы Алексей стал совершать не только по утрам, но и по вечерам (вечерню и утреню).

Фр. Алексей молился непрестанно. Своим примером батюшка показал, что в будничном шуме и суете жизни в городе можно быть вдали от всего земного, иметь непрестанную молитву и чистое сердце и уметь стоять перед Богом здесь, на земле. .

Число верующих, посещающих церковь, росло все больше, особенно после 1917, когда оставившие Церковь испытали множество бед и спешили в храмы в надежде получить помощь Божию. После закрытия Кремля часть прихожан и певчих Чудова монастыря получили благословение владыки Арсения (Жадановского) на посещение о. Алексеевская церковь. Появилось также значительное количество молодежи и студентов. Они видели, что вместо обещанных благ революция принесла новые беды; теперь они стремились овладеть законами духовной жизни.

В те годы на Маросейке стали служить посвященные и образованные молодые священники и дьяконы; среди них был о. Сын Алексея Сергей Меччев, рукоположенный в сан священника в Великий Четверг 1919 года. Они же помогали в чтении лекций, дискуссиях и организации богословских занятий. Тем не менее о. Бремя Алексея росло все больше. Слишком много людей искали его совета и нуждались в его благословении на различные вещи. Еще раньше батюшке пришлось принимать некоторых своих прихожан в квартире настоятеля, построенной перед Первой мировой войной известным издателем И. Д. Сытин. Теперь у входа в домик стояли нескончаемые очереди людей. Летом люди даже ночевали во дворе церкви.

Среди о. Настоящими друзьями Алексия были его современники, оптинские подвижники: старец иеросхимонах Анатолий (Потапов) и игумен Феодосий, настоятель скита. о. Анатолий направлял приезжавших к нему москвичей к о. Алексей. Старец Нектарий говорил людям: «Зачем вы едете к нам? У вас есть о. Алексей».

Святейший Патриарх Тихон, который всегда считался с мнением батюшки в вопросах хиротонии, предложил ему взять на себя задачу объединения духовенства Москвы. Собрания должны были проходить в храме Христа Спасителя, но по обстоятельствам времени они вскоре прекращались. Отношение духовенства к батюшке было разным. Многие признавали его авторитет, некоторые пастыри были его духовными детьми и последователями, но многие другие были среди его критиков.

В последние дни мая (н.ш.) 1923 г. о. Алексей поехал, как и в прошлые годы, отдохнуть в своей даче в Верее, захолустном городишке Московской области. Перед отъездом он отслужил последнюю литургию в храме на улице Маросейки, попрощался со своими духовными чадами, а уходя, простился с храмом. о. Преставился Алексей в пятницу 9/22 июня 1923 года. В последний вечер своей жизни он был радостен, был ласков со всеми и помнил всех, кто не был рядом, особенно внука Алешу. Смерть наступила в тот момент, когда он лег в постель.

Гроб с о. Тело Алексея было привезено верхом в храм Святителя Николая Чудотворца в Кленниках в 9 часов утра среды 14/27 июня. Петь панихиды и проститься с усопшими одна за другой приходили московские приходские общины и их пастыри. Чтобы дать всем пришедшим возможность помолиться, это продолжалось до утра следующего дня. Вечером были отслужены две панихиды: одна в храме, другая на улице. Литургию и отпевание совершил сонм духовенства во главе с архиепископом Федором (Поздеевским), настоятелем Данилова монастыря; в письме, написанном незадолго до смерти, о. Алексей просил, чтобы он служил. В то время владыка Федор находился в тюрьме, но 7/20 июня был освобожден и смог выполнить просьбу батюшки.

Всю дорогу к кладбищу пели пасхальные песнопения. Сопровождать о. Алексей в последний путь на Лазарево кладбище. Толпа восторженно встречала его, исполняя пророческие слова батюшки: «Когда я умру, всем будет радость».

Десять лет спустя Лазарево кладбище было закрыто, а 15/28 сентября мощи о. Алексея с женой перевезли на кладбище «Введенские горы», известное в народе как «Немецкое кладбище». о. Тело Алексея осталось практически нетленным; было повреждение одного голеностопного сустава, в результате чего стопа отделилась от голени.

По данным администрации кладбища, все последующие десятилетия о. Могила Алексея была самой посещаемой на кладбище. Благодаря устным, а затем и опубликованным отчетам о помощи, полученной от о. Алексий, многие узнали об о. Алексея и, прося его заступничества в своих бедах и трудностях в жизни, утешались им.

Регулярно к о. могила Алексея, так как ищущие его помощи посетители уносили с собой часть земли…

К первой годовщине со дня рождения о. После смерти Алексея членам общины «Маросейка» было предложено написать о своих встречах с батюшкой, и многие откликнулись. Воспоминания их были не все равноценны, но иные свидетельствовали о явлениях прозорливости, примерах чудес, чудес и молитвенной помощи старца.

На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года старец с миром протоиерей Алексий Метчев был причислен к списку общецерковно почитаемых святых Русской Православной Церкви.

В настоящее время мощи праведного святителя Алексия Меччева находятся в Москве, в храме святителя Николая в Клениках. По милости Божией в нашем храме находится частица его святых мощей.

ФРАНЦ. СОВЕТ АЛЕКСЕЯ МЕЧЕВА ДЕВУШКЕ

Иногда Устав призывает не совершать полные поклоны в некоторые праздники, напр. перед Пятидесятницей. А как насчет других праздников?

Вот что я бы сказал по этому поводу: Иногда чувствуешь себя недостойным смотреть на икону, на лик Господа. Как же тогда не совершить полный простирание? Я, например, не могу не поклониться до земли, когда поют «Поклонимся Отцу и Сыну и Святому Духу…» (Всенощное накануне воскресенья). Не воздержаться — не грех, а поклониться — грех?

В ответ на вопросы из книг на исповеди — Некий человек сказал мне, что прочитал в книге о каком-то грехе, что он не понял, что это такое, а потом начал делать все, чтобы как-то узнать, что это такое. Он покупал и читал разные книги, и в конце концов не только постиг грех, но и стал приверженцем греха. Поэтому я не одобряю задавать такие вопросы. Вы не знаете, и вам не нужно знать.

Против зависти – Не стоит раздражаться, не стоит…. Желайте всем счастья, и сами будете счастливы.

Жития всех святых, память 12 мая


Новомучеников и исповедников Бутовских

В четвертую субботу Пасхи Русская Православная Церковь отмечает Собор новомучеников и исповедников, пострадавших в Бутово. Этот переходящий праздник внесен в Минею Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 3 сентября 2003 года. братские могилы жертв советских репрессий в 1930-х и начале 1950-х годов.

В настоящее время известно о расстреле около тысячи человек на Бутовской свалке за исповедание православной веры. К лету 2003 года 255 из них были канонизированы Русской Православной Церковью.

Нет другого места в России, где бы были собраны мощи стольких святых.

Бутовская свалка расположена на землях бывшей усадьбы Дрожино, известной с XVI века. Последним владельцем усадьбы был И. И. Зимин, старший брат С. И. Зимина, владельца Московской частной оперы.


Святитель Епифаний, епископ Кипрский

Святой Епифаний, епископ Кипрский, «последняя реликвия древнего благочестия», как называет его святой Иероним, жил в IV веке в Финикии. Его сестрой была римская императрица Гонория. Он был еврейского происхождения и в юности получил прекрасное образование. Он обратился в христианство после того, как увидел, как некий монах по имени Лукиан отдал свою одежду бедняку. Пораженный состраданием монаха, Епифаний попросил наставления в христианстве.

Крестился и стал учеником святителя Илариона Великого (память 21 октября). Поступив в монастырь, он преуспел в монашеской жизни под руководством опытного старца Илариона и занялся переписыванием греческих книг.

За подвиги и добродетели святой Епифаний удостоился дара чудотворения. Во избежание людской славы он оставил монастырь и ушел в Спанидрионскую пустыню. Там его поймали грабители и три месяца держали в плену. Говоря о покаянии, святитель привел одного из разбойников к вере в истинного Бога. Когда святого подвижника отпустили, с ним пошел и разбойник. Святой Епифаний взял его в свой монастырь и крестил с именем Иоанн. С этого времени он стал верным учеником святителя Епифания и тщательно документировал жизнь и чудеса своего наставника.

Слухи о праведной жизни святого Епифания распространились далеко за пределы монастыря. Святитель вторично ушел в пустыню со своим учеником Иоанном. Даже в пустыне к нему стали приходить ученики, и он основал для них новый монастырь.

Через некоторое время святой Епифаний совершил паломничество в Иерусалим для поклонения его святыням, а затем вернулся в Спасо-Иванский монастырь. Жители Ликии послали к святому Епифанию монаха Полибия с просьбой заменить их умершего архипастыря. Узнав об этом намерении, прозорливый подвижник тайно отправился в Пафисийскую пустынь к великому подвижнику святому Илариону (память 21 октября), под руководством которого в юности научился подвижничеству.

Два месяца святые провели в молитве, а затем Иларион послал святого Епифания на Саламин. Там собрались архиереи, чтобы выбрать нового архипастыря взамен недавно умершего. Старшему из них, епископу Папию, Господь открыл, что епископом должен быть избран святой Епифаний. Когда Епифаний прибыл, святой Папий ввел его в храм, где, повинуясь воле участников Собора, Епифаний согласился быть их епископом. Святитель Епифаний был рукоположен во епископа Саламинского в 367 г.

Святитель Епифаний прославился великой ревностью к Вере, любовью и милосердием к бедным, простотой характера. Он много страдал от клеветы и вражды некоторых из его духовенства. За чистоту жизни святителю Епифанию было позволено видеть сошествие Святого Духа на Дары за Божественной литургией. Однажды, когда святой совершал Таинство, он не видел этого видения. Затем он заподозрил, что это вызвано духовным состоянием одного из священнослужителей, и тихо сказал ему: «Отойди, сын мой, ибо ты недостоин сегодня участвовать в совершении Таинства».

В этот момент сочинения его ученика Иоанна обрываются, потому что он заболел и умер. Дальнейшее повествование о жизни святителя Епифания продолжил другой его ученик, Полибий (впоследствии епископ города Ринокирии).

По интригам императрицы Евдокии и патриарха Александрийского Феофила, под конец жизни святитель Епифаний был вызван в Константинополь для участия в Соборе Дуба, созванном для суда над великим святителем Иоанном Златоустом (сентябрь 14 и 13 ноября). Поняв, что им манипулируют враги Златоуста, святитель Епифаний покинул Константинополь, не желая участвовать в незаконном соборе.

Плывя на корабле домой, святитель почувствовал приближение смерти и дал ученикам последние наставления: соблюдать заповеди Божии и хранить ум от нечистых помыслов. Через два дня он умер. Жители Саламина встретили тело своего архипастыря колесницами и 12 мая 403 года похоронили его в новой церкви, которую он сам построил.

Седьмой Вселенский Собор назвал святителя Епифания Отцом и Учителем Церкви. В писаниях святителя Епифания ПАНАРИУМ и АНХОРАТ есть опровержения арианства и других ересей. В других его работах можно найти ценные церковные традиции и указания для греческого перевода Библии.

В своем рвении к сохранению чистоты Православной Веры святой Епифаний иногда бывал опрометчив и бестактен. Несмотря на любые необдуманные ошибки, которые он мог совершить, мы должны восхищаться святителем Епифанием за его самоотверженность в защите Православия от лжеучений. В конце концов, одна из главных обязанностей епископа — защищать свою паству от тех, кто может сбить ее с пути.

Мы также чтим святого Епифания за его глубокую духовность и его милостыню. Никто не превзошел его в нежности и милосердии к бедным, и он раздавал огромные суммы денег нуждающимся.


Святой Герман, Патриарх Константинопольский

Святитель Герман, Патриарх Константинопольский, родился в Константинополе в VII веке. Его отец, видный сенатор, был убит по приказу императора Константина Погоната (668-685). Молодой Герман был кастрирован и отправлен в монастырь, где изучал Священное Писание.

За святость своей жизни Герман был поставлен епископом в городе Кизике. Святитель Герман встал на защиту православной веры от еретиков-иконоборцев. Позже он стал Патриархом Константинопольским. Святитель Герман продолжал выступать против иконоборцев и их представителя, императора-еретика Льва III Исавра (717-741), но борьба была неравной. Он был вынужден положить свой омофор на престол в алтаре и оставить архипастырский престол. Тогда разгневанный император, накануне обвинивший патриарха в ереси, послал воинов, которые избили святого и выгнали его из патриаршей резиденции. Святитель Герман был патриархом четырнадцать лет и пять месяцев.

Он ушел в монастырь, где провел оставшиеся дни своей жизни. Святой патриарх Герман скончался в 740 году в возрасте девяноста пяти лет и был погребен в монастыре Хора в Константинополе. После этого его мощи были перенесены во Францию.

На Седьмом Вселенском Соборе (787 г.) имя патриарха Германа было включено в диптихи святых. Он написал «Размышление о церковных делах или комментарий к литургии»; также разъяснение трудных мест Священного Писания и еще труд о наградах праведников после смерти.

Его важный труд о различных ересях, возникших с апостольских времен, и о церковных соборах, имевших место во время правления императора Льва Иконоборца, содержит богатую историческую информацию. Есть также три грамоты Патриарха о почитании икон, которые были прочитаны на Седьмом Вселенском Соборе.

Другие его сочинения: хвалебные песнопения святым, речи о праздниках Введения во храм, Благовещения и Успения Пресвятой Богородицы, о восстановлении храма в честь Положения прп. Зона Пресвятой Богородицы.


Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, прославлен 12 мая 1913 года.

Память о Патриархе Ермогене как святом мученике передавалась из поколения в поколение на протяжении трех столетий, и люди все чаще относились к нему как к заступнику и проситель за Русскую землю пред Престолом Вседержителя.

В страшные годы народных лишений народ обратился к памяти героического Патриарха. К его гробнице приходили русские люди со своими личными невзгодами, болезнями и немощами, благоговейно прося помощи у святого Ермогена, и Всемилостивый Господь вознаградил их веру.

Через 300 лет после кончины священномученика Ермогена в Москву стали стекаться верующие со всех концов России. Паломники спешили поклониться мощам святого Патриарха в Успенском соборе Кремля, где почти непрерывно служились панихиды.

Накануне прославления был крестный ход с иконой святого Ермогена, а за ней могильный покров, на котором святой был изображен во весь рост в мантии и с посохом в руках. Рядом с иконой Патриарха они несли икону святителя Дионисия Радонежского, его сподвижника в духовных и патриотических подвигах за освобождение Русской земли от польско-литовских узурпаторов.

На колокольне Ивана Великого висело огромное знамя: «Радуйся, священномученику Ермогену, великому Заступнику земли Российской». В руках верующих полыхало сто тысяч свечей. По окончании крестного хода начали петь Пасхальный канон и канон святому Ермогину у раки, где почили мощи Патриарха.

Всенощное бдение прошло под открытым небом на всех площадях Кремля. В эту ночь по молитвам святителя Ермогена произошло несколько исцелений. Например, некий больной пришел в Успенский собор на костылях и исцелился, подойдя к раке с мощами святителя. Исцелился еще один больной, который страдал от страшной калечащей болезни. Его на носилках принесли к раке священномученика Ермогена, где он полностью исцелился. Эти и другие подобные исцеления, засвидетельствованные множеством верующих, были замечательными доказательствами святости нового русского чудотворца.

В воскресенье 12 мая в Успенском соборе была совершена Божественная литургия. На праздновании торжественного прославления нового святого председательствовал Блаженнейший Григорий, Патриарх Антиохийский. По окончании Литургии во всех храмах Москвы были отслужены молебны святителю Ермогену и совершен крестный ход в Московский Кремль, в котором приняли участие более двадцати иерархов. Они сопровождали процессию пением: «Святитель отче Ермоген, моли Бога о нас». С этого дня началось литургическое почитание святого Ермогена. Так исполнилось желание верного русского народа. По их молитвам Русская Православная Церковь получила небесного покровителя.

Священный Синод Русской Церкви установил память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, на 17 февраля, в день его преставления (его жизнь и труды подпадают под этот день), и 12 мая, в день своего прославления.

Велико народное значение святителя Ермогена, неутомимого борца за чистоту Православия и единство Русской земли. Его церковная и гражданская деятельность на протяжении нескольких столетий служит выдающимся примером его горячей веры и любви к русскому народу.

Церковная деятельность архипастыря характеризуется внимательным и строгим отношением к церковным службам. При нем были изданы ЕВАНГЕЛИЕ, МИНЕЯ на сентябрь (1607 г.), октябрь (1609 г.), ноябрь (1610 г.) и первые двенадцать дней декабря. В 1610 году было напечатано «Великое первоправило». Святитель Ермоген не только благословил эту книгу, но и тщательно следил за правильностью текста. По благословению святителя Ермогена служба святому апостолу Андрею Первозванному (память 30 ноября) также была переведена с греческого на русский язык, и его праздник стал совершаться в Успенском соборе.

Под руководством архипастыря изготовлены новые станки для печатания богослужебных книг, построена новая типография. Он был поврежден во время пожара 1611 года, когда поляки сожгли Москву. Заботясь о порядке богослужений, святитель Ермоген составил «Послание ко всему народу, особенно священникам и диаконам, об улучшении церковного пения». «Письмо» наказывает священнослужителей за совершение церковных служб не по Уставу, за лишние разговоры, а мирян за непочтительное отношение к богослужениям.

Широко известна литературная деятельность первоиерарха Русской Церкви. Им написаны «Повествование о Казанской иконе Божией Матери и службе сей иконе» (1594 г.), «Письмо патриарху Иову, содержащее повествование о казанских мучениках» (1591 г.), сборник статей, в которых рассматриваются вопросы о богослужении (1598 г.); есть патриотические документы и воззвания, обращенные к русскому народу (1606-1613), и другие произведения.

Современники отзываются о патриархе Гермогене как о человеке незаурядного ума и эрудиции, «мастере великого разума и мысли», «весьма замечательном», «весьма мудром и утонченном в учености», «всегда занимающемся божественной литературой». , и все книги о Ветхом Законе и Новой Благодати, и о следовании до конца различных церковных правил и принципов закона». Святитель Ермоген много времени проводил в монастырских библиотеках, особенно в библиотеке Московского Чудова монастыря, где переписывал с древних рукописей драгоценные исторические сведения.

В семнадцатом веке Летопись Святейшего Патриарха Гермогена называли «Воскресной летописью». В собрании творений святителя и его архипастырских документах много цитат из Священного Писания и примеров из истории, свидетельствующих о его глубоком знании Слова Божия и знакомстве с церковной литературой своего времени.

Патриарх Гермоген включил свои исследования в проповедь и учение. Современники святителя считают архипастыря «человеком благочестивым», «чистотой жизни», «истинным пастырем стада Христова», «искренним сторонником христианской веры».

Эти качества святителя Ермогена особенно проявились в Смутное время, когда русская земля была охвачена внутренним хаосом и усугублялась польско-литовскими интригами. В этот темный период Первоиерарх Русской Церкви самоотверженно защищал Русское царство, словом и делом защищая православную веру от латинства, а также национальное единство от внутренних и внешних врагов. За спасение родной земли святой Ермоген стяжал мученический венец, став небесным ходатаем за Россию перед Престолом Святой Троицы.


Преподобный Дионисий, архимандрит Сергиева Лавры

Святой Дионисий Радонежский, в миру Давид Зобниновский, родился около 1570 года в городе Ржеве. Послушник, а затем настоятель Старицкого Успенского монастыря, в Смутное время был первым помощником святителя Ермогена, Патриарха Московского.

С 1611 года святитель Дионисий был архимандритом Троице-Сергиевой Лавры. Под его руководством рядом с монастырем были открыты дом и богадельня для раненых и оставшихся без крова во время польско-литовского нашествия. Во время голода он велел братии Лавры есть овсяные хлеба и воду, оставив пшеничный и ржаной хлеб больным. В 1611-1612 годах он вместе с приказчиком Троице-Сергиева монастыря иеромоном Авраамом Палицыным (+ 1625) писал грамоты, прося жителей Нижнего Новгорода и других городов прислать воинов и деньги для освобождения Москвы от поляков. Писал он также князю Димитрию Пожарскому и всем военным людям, убеждая их ускорить поход на Москву.

Его монашеское обучение помогло святому Дионисию сохранить неугасшим свой внутренний свет в страшные годы этого злого времени. Святитель достиг высокой степени духовного совершенства непрестанной молитвой, давшей ему дар чудотворения. Он тщательно скрывал свою духовную жизнь от других людей, которые могли бы пострадать от поверхностного знания о ней.

«Не спрашивай монаха о том, что касается его монашеской жизни, — сказал святой Дионисий, — ибо для нас, монахов, великое несчастье открывать такие тайны мирянам. Написано, что то, что делается тайно, не должно быть известно даже твоей левой рукой. Мы должны скрывать себя, чтобы то, что мы делаем, оставалось неизвестным, чтобы диавол не ввел нас во всякое нерадение и праздность».

Мы можем измерить его духовное развитие и достигнутое им богопознание только теми вещами, которые проявились, когда обстоятельства вынуждали святого Дионисия принимать деятельное участие в жизни окружающего его мира.

Одним из таких обстоятельств была его причастность к ревизии сервисных книжек. В 1616 году святитель Дионисий говорил о работе над исправлением Потребной книги, сравнивая ее с древними славянскими рукописями и различными греческими изданиями.

В ходе своей работы исследователи обнаружили расхождения в других книгах, издававшихся в период между патриархами (1612-1619). Люди не поняли, что делают редакторы, и на Соборе 1618 года святителя Дионисия и других обвинили в ереси. Спасо-Преображенского) монастыря, где его хотели убить голодной смертью. Вмешательство Патриарха Московского Филарета и Патриарха Иерусалимского Феофана (1619 г.-1633) добился своего освобождения в 1619 году, и с него сняли обвинения.

Святитель Дионисий был известен строгим соблюдением монастырского устава, участием в монастырских работах и ​​восстановлении монастыря после осады Лавры. Житие и канон святителю составлены экономом Троице-Сергиева монастыря Симоном Азариным и дополнены священником Иоанном Наседкой, сподвижником святителя Дионисия при исправлении богослужебных книг.

Святитель Дионисий скончался 12 мая 1633 года и был погребен в Троице-Сергиевой Лавре.


Святой Сабин, архиепископ Кипра

Святой Савин, епископ Кипрский, родился в финикийском городе Ликии. Услышав о прославленном подвижнике, святом Епифании Кипрском, Савин пошел к нему и принял монашеский постриг. Пять лет он подвизался со святителем Епифанием в пустыне. Впоследствии он писал о жизни и подвигах святителя Епифания.

Когда святой Епифаний был возведен на Кипрскую кафедру, он рукоположил святого Сабина в сан священника. После смерти его епископа и духовника преемником его стал святой Савин. Мудрый архипастырь ревностно защищал Церковь от еретиков. Он умер в середине пятого века.


Святой Полибий, епископ Кипрский

Святой Полибий был учеником святого Епифания Кипрского. Он сопровождал его во всех путешествиях и писал о жизни и чудесах своего учителя.

Святой Полибий сопровождал святого Епифания, когда тот возвращался из Константинополя, не желая участвовать в соборе, осуждающем святого Иоанна Златоуста. Умирая, святой Епифаний сказал святому Полибию: «Иди в Египет, и по смерти моей позабочусь о тебе». Святой Полибий со смирением подчинился повелению своего учителя и, не дожидаясь погребения тела, отправился в Египет, где был поставлен епископом города Ринокирии.

За добродетельную подвижническую жизнь святой Полибий удостоился дара чудотворения. Однажды по его молитве Господь послал дождь во время засухи и обеспечил обильный урожай на полях. Преставился святитель Полибий в V веке в преклонном возрасте.


Мученик Иоанн Влахийский, Румыния

Святой новомученик Иоанн Влахийский родился в 1644 году в Олтении. Он получил хорошее воспитание от родителей, воспитавших его в страхе Божием, любви к родине и в вере своих предков. В то время Царой Романской (прежнее название Влахии) правили князья, называемые воеводами, которые подчинялись султану. Воевода Влахии, Михнеа Вода, восстала против турок, потому что он был не в состоянии платить непомерную дань, которую они требовали. Он вошел на турецкую территорию, сжег, убил или заключил в тюрьму многих турок. Султан Мехмед IV послал против него войско турок и татар, и он был вынужден отступить. В отместку турки и татары разорили Влахию, убив многих христиан или бросив их в тюрьму. Святой Иоанн, происходивший из знатной и богатой семьи, был одним из заключенных.

Переправившись через Дунай, капитан турецкой армии заметил, какой он красивый, и купил его для своих злых целей. Когда он попытался соблазнить его, Джон сопротивлялся, поэтому его привязали к дереву, пока агарянин не смог найти возможность исполнить свои желания. Джон боялся, что его могут изнасиловать, поэтому, когда у него появилась возможность, он убил турка. Когда другие воины узнали о случившемся, они связали юношу и отвезли в Константинополь, где передали его вдове. Она привела его к визирю, который допросил его, и Иоанн признался в содеянном. Визирь отдал его вдове, чтобы она делала с ним все, что она пожелает. Сначала она сделала его одним из своих рабов. Затем, видя, какой он красивый, она предложила пощадить его жизнь, если он женится на ней и станет мусульманином. Святитель Иоанн перекрестился и помолился, чтобы Христос всегда сохранял его непоколебимым в православной вере. Женщина продолжала свои усилия в течение двух с половиной лет. В конце концов он сказал ей, что скорее умрет за Христа, чем станет мусульманином и женится на ней. Затем женщина передала его префекту, который посадил его в тюрьму. Турки несколько дней подвергали его страшным мучениям. Между тем подлая женщина не оставляла попыток ни польстить Иоанну, ни соблазнить его, ни убедить отречься от Христа. Молодой человек оставался твердым как в вере, так и в добродетели. Укрепленный Господом Иисусом Христом, он отвернулся от женщины и ее религии.

Видя, что их усилия тщетны, турки попросили визиря приговорить мученика к смерти. Это было сделано, и поэтому префекту было приказано привести приговор в исполнение. Палачи привели его к Пармак Капи («Ворота Столпа») возле крытого базара и повесили там 12 мая 1662 года. Ему еще не исполнилось восемнадцати лет. Его святые мощи были либо брошены в воды Босфора, либо погребены христианами в неизвестном месте. Таким образом, новомученик Иоанн получил от Бога нетленный венец.

Святитель Иоанн был впервые прославлен Элладской Православной Церковью, причисленной к Новомученикам Турецкого Ига. Начиная с 1801 года его почитание также начало распространяться на территории современной Румынии. В 1950 году Священный Синод Румынии постановил, что святой Иоанн должен почитаться в стране его рождения. Святитель Иоанн Влахийский был прославлен Румынской Православной Церковью в октябре 1950 года, и его имя было внесено в их церковный календарь. День его памяти отмечается 12 мая, в день его мученической кончины.


Мученик Панкратий

Святой мученик Панкратий был родом из Фригии, но после смерти родителей жил в Риме у своего дяди Дионисия. Они слышали проповедь епископа Корнилия и позже крестились.

Четырнадцатилетний юноша принял мученическую смерть в Риме во время гонения при Диоклетиане (284-305). Он был похоронен на Виа Аурелия, и над его могилой была построена церковь. Аврелианские ворота сегодня известны как ворота Святого Панкрацио.

Святитель Григорий Двоеслов (память 12 марта) поклонился святому Панкратию, обезглавленному близ места своего монастыря, и велел изготовить серебряную раку в голову мученика.