Содержание
Деревянная игрушка XX века
В собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника деревянная игрушка представлена несколькими традиционными промысловыми центрами. Основная часть из них сосредоточена в Московской и Нижегородской областях.
Значимое место в музейной коллекции занимают произведения мастеров сергиево-посадского края. Земля, связанная с именем Преподобного Сергия Радонежского, является одним из наиболее крупных отечественных художественных центров традиционного производства игрушки. Истоки уникального искусства связаны с Троице-Сергиевой лаврой, крупнейшим духовным и культурным центром России, что во многом определило эстетические взгляды, принципы работы, высокий профессионализм посадских мастеров.
По статистическим данным на 1880 год в городе насчитывалось 322 игрушечные мастерские следующей специализации: 156 по производству лепных игрушек из папье-маше и мастики, 43 – деревянных резных игрушек, 28 – токарных и 95 – смешанных, то есть выпускавших игрушки из различных материалов – ткани, бумаги, дерева и металла.
Вначале деревянная игрушка выполнялась в технике объемной «маховой» резьбы приемами крупных срезов плоскостей с сохранением резких углов и граней. В резном промысле существовало две группы изделий: большеразмерные фигуры дам, кавалеров, коней в упряжках, которые отличались завершенностью объемов, умением мастеров несколькими точными порезками выявить характерность создаваемого образа, усилив его росписью в мажорной цветовой гамме; далее следовал недорогой «щепной» товар – выразительные, с лаконичной трактовкой деталей фигурки животных, птиц, солдатиков, монахов, горожан, военных и др. С 1860-х годов одной из самых популярных была столярно-токарная наборная игрушка «Троице-Сергиева лавра». В небольшой ящик укладывались объемные узнаваемые изображения соборов, церквей, колокольни, стен и башен, из которых, по прилагаемому к набору плану, собирался весь архитектурный ансамбль.
С середины XIX века наибольшее распространение получают недорогие игрушки из папье-маше и мастики с незатейливым движением, звуковым сопровождением – «писком». Они привлекали внимание покупателей занимательностью, повествовательной характеристикой образов и сюжетов, подчеркнутой декоративностью. Основой для их создания служили деревянные модели – «болвашки», характер резьбы которых приближался к монолитной круглой скульптуре с выделенными четкими, плавными рельефными деталями. Болвашки обклеивали несколькими слоями бумаги, просушивали, затем разрезали бумажную форму на две части и склеивали. Поверхность готовой заготовки грунтовали, окрашивали, расписывали яркими красками и лакировали. Богатый ассортимент игрушечного товара из папье-маше состоял: из фигур кормилиц, военных, неваляшек, животных, птиц, игрушек сюжетного характера по мотивам народных лубков. Особым спросом покупателей пользовались кони сказочного вида, насчитавшие более двадцати разновидностей.
К концу XIX в. наплыв на рынок дешевых заграничных товаров машинного производства привел к быстрому исчезновению отдельных видов игрушек, снижению их художественного уровня. Особый размах в этот период получила деятельность Московского губернского земства по поддержке угасавших промыслов.
По инициативе земства в городе были открыты «Учебная игрушечная мастерская» (1891–1913) и «Художественно-столярная и резная по дереву мастерская Московского губернского земства в Сергиевском Посаде» (1903–1917). В основе деятельности мастерских лежали идеи возрождения традиций национального искусства в русле стилевой направленности художественного процесса тех лет. Благодаря стараниям земства в городе и близлежащей округе зародились промыслы по созданию кукол с головками из папье-маше и фарфора в «этнографических» костюмах, токарных кукол-матрешек, выжигания и росписи по дереву, столярно-резного производства.
В 1904 г. земство выкупило часть богатого ассортимента образцов игрушек московской мастерской А.И. и М.А. Мамонтовых, которая работала при магазине «Детское воспитание». Местные мастера быстро освоили изготовление деревянных наборов кукольной посуды, старинных построек, форм для игры в песок, и, получившую впоследствии всемирную известность, токарную матрешку.
В Сергиевом Посаде кукла-матрешка получила свое второе массовое «рождение». Достаточно быстро появилось большое количество вариантов росписи куклы, которая воплощалась в образы крестьянок, бояр, былинных героев, исторических и литературных персонажей. Помимо земских мастерских в городе насчитывалось около 40 частных мастерских, в которых, наряду с другими изделиями, расписывали матрешки.
В 1920-е годы, в результате коллективных творческих исканий художников и мастеров, окончательно сложился промысловый образец сергиево-посадской матрешки. В его основу легло художественно-образное решение первых матрешек мастерской «Детское воспитание». Однако сам образ русской крестьянки с петухом, корзинкой или платком в руках стал более обобщенным, открытым. Форма игрушки приобрела устойчивость, весомость в соотношении пропорций ширины к высоте как 1:2. Изысканная цветовая гамма, тонкий рисунок первых образцов матрешек сменились яркими контрастными цветами с черной контурной наводкой и узорами из условных растительных мотивов, выполненных живым мазком.
В 1929 г. на базе артелей и мастерских города была создана единая «Сергиевская кустарно-промышленная артель», которая через год, в связи с переименованием города, получила название «Загорской», а немного позднее к названию добавилось: «имени Рабочее — Крестьянской Красной Армии». В ассортименте преобладали образцы работ земских мастерских: матрешки, бирюльки, токарные наборы для игры в песок, игрушки из папье-маше, куклы, шкатулки, коробочки и др. В 1960 г. «Загорская кустарно-промышленная артель имени РККА» была преобразована в «Загорскую фабрику игрушек № 1» (с 2014 г. – ООО «Художественные изделия и игрушки»).
Некоторым особняком от фабричных образцов изделий в городе стояли работы мастеров цеха прикладных изделий Загорской художественно-производственной мастерской Художественного фонда РСФСР, созданной в годы Великой Отечественной войны. Ассортимент состоял из деревянных резных с росписью и выжиганием шкатулок, панно, матрешек, токарных игрушек. В музее хранятся работы 1950-2000-х гг.: А.И. Шишкина, П.П. Березина, М.И. Ушатова, Д.И. Новизенцева и др. Этим изделиям присуще тематическое разнообразие и ярко выраженный авторский стиль исполнения, что сближает их с работами «земского» периода промыслов. Новым видом изделия в 1970-е годы стала знаменитая большеразмерная матрешка-футляр «Богатырь» в образе русского воина со съемными деталями в виде старинных копья и щита, созданная по эскизу А.В. Власова токарем М.И. Ушатовым.
С сергиево-посадским игрушечным промыслом неразрывно связано производство игрушек в селе Богородское, расположенным недалеко от Сергиева Посада. По свидетельству историка промысла XIX века В.С. Пругавина богородские резчики в первой половине столетия выполняли игрушки только «самой грубой, несовершенной конструкции», которые не получали на месте «окончательной отделки, а шли под краску в Троицкий Посад где им придавали более совершенный вид и затем пускали в продажу». К середине XIX столетия центр по изготовлению деревянных резных игрушек постепенно переместился из Сергиева Посада в Богородское. В результате взаимного творческого обогащения мастеров, здесь сложились основные приёмы обработки материала, устойчивый круг тем и сюжетов, отражающих образные представления мастеров об окружающем мире. Богородский художественный стиль вобрал в себя традиции городской и крестьянской игрушки, фарфоровой пластики, книжной иллюстрации и народного лубка.
Классической формой построения богородской игрушки и скульптуры малых форм является треугольник, обусловленный самой формой трехгранной чурки (одной части полена, расколотого вдоль). Инструментами резчику служат богородский нож, набор полукруглых стамесок и топор, которым он начинает работу: делает ее «зарубку», создавая форму фигурки, постепенно уточняя стамесками и ножом детали. Моделирование и отделка формы – заключительный этап. Движения резчика должны были быть уверенными, ловкими, отработанными, что называется «с маху», сразу начисто, быстро, точно, без каких-либо подготовленных эскизов. Поверхность готовой скульптуры орнаментируют резцом, передавая, таким образом, шерсть медведя, гриву коня или оперенье птицы.
Подчеркивая особенности текстуры древесины, резчики часто оставляют игрушки неокрашенными – «в белье». Для усиления эмоциональной выразительности образов, их занимательности они делают отдельные детали фигур подвижными, укрепляют их на пружинки, используют нехитрые способы создания игрушек с движением в виде кнопок, раздвижных планок и баланса.
Острой наблюдательностью, виртуозностью исполнения отмечены игрушки-скульптуры, посвященные крестьянскому быту и важным событиям современности. Так, военные победы русской армии в ХIX в. принесли в богородскую пластику образы военных, наборы солдатиков, всадников.
Благодаря земству большое распространение на промысле получили заграничные образцы игрушек с движением, которые были удачно адаптированы местными резчиками: знаменитые «кузнецы», «куры на кругу», «медведи-дергуны», разводы» «пастух со своим стадом» и др.
Качественный новый виток в развитии промысла наступил в 1960-1970-е годы в связи с оживлением общественного интереса к историческому прошлому страны, народной культуре. Мастера целенаправленно обращаются к приемам традиционной богородской резьбы в ее жанровых разновидностях, опираясь в своих поисках на сюжеты и образы русской истории и фольклора. Эти традиции сохраняются и в настоящее время. О развитии промысла свидетельствует тематическое разнообразие ассортимента изделий. Процесс возвращения в жизнь крашеной резной игрушки и скульптуры был начат молодыми, творчески одаренными мастерами, работы которых хранятся в собрании музея: С.Н. Уласевич, О.И. Михайлова, С.А. Паутова и др.
В музейном собрании хранится коллекция деревянных игрушек Нижегородской области, производство которых было сосредоточено в Городецком, Семеновском и Вознесенском, Чекаловском районах. «Топорная» — рубленная топором игрушка с большим мастерством расписывалась мастерами из большого торгового села Василева Слобода Балахнинского уезда, расположенного на правом берегу Волги (в 1937 г. село было переименовано в г. Чекаловск). В начале ХХ столетия излюбленным персонажем народных художников был конь. Как правило, он украшался яркой, свободной кистевой росписью по красному, желтому, лиловому или черному фону. В музее хранятся произведения Е.С. Игнатьева, одного из ведущих мастеров промысла.
Прославленным городецким мастером 1930-х годов заслуженно считается И.А. Мазин. Его резные куклы-скульптуры с подчеркнуто декоративной росписью имеют выразительную, ясную пластическую форму, при которой объем решен обобщенно и намечен только сзади, передняя же сторона оставлена плоской. И. Мазин создал целую галерею знакомых ему, образно-ассоциативных персонажей. В их числе, как оставшиеся от «старого», дореволюционного времени няньки с детьми, деловитые, строгие купцы — староверы, так и пионеры в красных галстуках с транспарантами в руках, всадники-буденовцы, олицетворяющие новое, советское время. Любимыми героями его произведений являлись также забавные петухи с ярким оперением, гуси, собаки и кошки.
В музее хранится небольшая коллекция токарных расписных игрушек из села Полховский Майдан Вознесенского района Нижегородской области: «тарарушек» — грибков, каталок, птичек-свистулек, матрешек и много другого Нижегородской области. Промысел, сформировавшийся в первой половине XX века, продолжает занимать важное место в современном народном искусстве.
В росписи игрушек мастера используют разнообразные приемы, которые имеют устоявшиеся местные названия: «цветы с наводкой» — предварительное наведение рисунка черной тушью и последующая заливка плоскостей цветом; «цветы без наводки» или «травки» — роспись, при которой рисунок выписывается по фону без линейного контура; «пестрение» — кистевая роспись линейными мазками или точками. Росписи выполняются анилиновыми красителями малинового, желтого, синего цвета по предварительно нанесенному крахмальному грунту. Быстрый, легкий росчерк металлического пера черной тушью и уверенный, выразительный, свободный мазок кистью позволяют создавать разнообразные по формам и очертаниям, но единые по ритмическому строю гармоничные композиции. Их основу составляют фантазийные растительные узоры из цветов, листьев, ягод, яблок и пейзажи с деревенскими домиками.
Зав. отделом «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.» Горожанина Светлана Валентиновна.
история возникновения и технология изготовления
Главное
Традиционные богородские игрушки – это резные деревянные скульптуры из мягких пород дерева (липы, реже – ольхи или осины) — люди, животные или птицы, а часто — целые композиции из жизни русского крестьянина, образы из сказок, пословиц и басен. Промысел развивали крестьяне Троице-Сергиевой лавры, которой принадлежало село Богородское. По преданию, сам Сергий Радонежский вырезал из дерева куклы и дарил детям. Со временем слава местной резьбы по дереву позволила играть в богородскую игрушку даже царевичам.
История
Кто сделал первую богородскую игрушку, неизвестно, на этот счет существует целый ворох разных легенд. То ли девушка-мать, отчаявшись сделать своим детям надежную куклу из соломы или ткани, вырезала ее из липы, то ли глухонемой мещанин… Все истории схожи в том, что кукла из липы была продана купцу, который сделал большой заказ на игрушки, не справляясь с которым мастер набрал учеников из посадских детей.
Промысел, сложившийся к концу XVIII века, представлял собой типичное крестьянское производство. Поначалу «моду» диктовал Сергиев Посад: богородцы делали игрушки «в белье» (неокрашенное дерево) на заказ и по моделям Сергиевских игрушечников, а в посаде их расписывали и продавали. Именно отсюда возникла единая систему образов и сюжетов, а с середины XIX века промысел полностью переместился из Сергиева Посада в Богородское. Здесь возникло «игрушечное царство», где сотни людей занимались деревянной резьбой: сильным резчикам-мужикам помогали все их семьи. Изделия изготовлялись с осени и до весны — в перерывы между сельскохозяйственными работами возникли шедевры народного искусства.
К концу XIX века продукция богородских кустарей стала проигрывать дешевым заграничным товарам машинного производства, однако их поддержку обеспечили Московское губернское земство (1890—1900). Возникло целое движение, возрождающее в угасающем народном искусстве национальную основу, в котором участвуют меценат С. Т. Морозов, художник и музейщик Н.Д. Бартрам. В 1913 году в Богородском организовали артель, открыли учебно-показательную мастерскую и земскую школу.
В советский период, особенно в 1920-1940-х годах, этот промысел зачастую использовался в пропагандистских целях, утрачивая свою историческую идентичность. В 1960-е годы производство игрушки ставится на поток — вместо творчества на первый план выходит выполнение количественных нормативов.
Постсоветский период стал кризисным для промысла — спрос упал, производство богородской игрушки оказось нерентабельным. Сегодня количество богородских резчиков по дереву свелось к минимуму, но Богородская фабрика художественной резьбы продолжает работать.
Состояние
Символом промысла и сегодня считается композиция «Кузнецы», где медведь и мужик бьют молотами по наковальне (композиция изображена на гербе Богородского). А главное отличие богородских игрушек от всех прочих – подвижные детали, приводимые в действие легким движением пружины.
Сюжеты современной богородской деревянной игрушки – смешные (но реалистичные) гусары и дамы, всадники и плясуны, барыни и няньки, дровосеки и музыканты, крестьяне и баре. Многофигурные скульптурные композиции рассказывают о трудовых крестьянских буднях, праздниках, гуляниях, а животные выглядят очеловеченными. Особенно интересны игрушки с движением (дергачи).
Богородская игрушка выставляется в крупнейших залах (таких как Центральный манеж или ЦДХ) и музеях (например, в Государственном Русском музее).
Впечатления
Фабрика художественной резьбы в селе Богородское доступна для посещения, равно как и Музей Богородского Промысла. В селе действует Богородский филиал Высшей школы Народных Искусств, где обучаются будущие мастера.
Богородская фабрика проводит фестивали, мастер-классы, стремясь привлечь в Богородское новых туристов. Можно заказать игрушку или экскурсию, остановиться в гостинице или пообедать в ресторане.
Но из-за большого количества плагиата и подделок этот народный промысел на грани уничтожения. Купить богородскую игрушку можно лишь в месте производства, но она очень ждет истинных ценителей народного искусства.
{{objectCandidate.short_description}}
| |
Привязан к брендам:
|
Автор описания: {{objectCandidate.author}}
Сайт: {{objectCandidate.site}}
Координаты:
|
|
|
|
Объекты
{{object. name}}
Комментарии для сайта Cackle
АРТЕМИЙ ФАХРУТДИНОВ: Русская народная игрушка
История народной игрушки начинается в глубокой древности. Оно связано с трудом народа, с народным творчеством, с фольклором. Игрушка — один из древнейших видов искусства, на протяжении веков она менялась вместе со всей народной культурой, вбирая в себя ее национальные особенности и самобытность.
Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а с начала 19 века — папье-маше. У мастера также игрушки и солома, мох, еловые шишки, лен. Ведь глиняные и деревянные игрушки делаются во многих местах России. Можно указать наиболее важные моменты: деревянную игрушку больше делать в Москве и Нижегородской губернии, глиняную — в Вятке, Туле, Каргополе.
Многие женские поделки существуют и по сей день. Крупнейшим центром деревянной игрушки издавна был Сергиев Посад с прилегающими селами. В игрушках Сергиева Посада преобладают жанровые картинки, фигурки дам и гусар, монахов. Очень интересными по форме и расцветке были «дамы-дуры» (так называли себя мастерицы), ростом 30-40 см, их вырезали из так называемого «трехгранника». С одной стороны для получения «закрутки», а две другие грани, сходящиеся под углом, были обработаны мастером как горельеф.
Немногоцветная обычная роспись создавала своеобразный художественный образ. По сюжету и стилю с «дамами» и «гусарами» связаны скульптурные миниатюрки — «китайские монеты». Это крохотные, расписные деревянные фигурки, размером 4-5 см, разнообразные и интересные по своей тематике.
Еще одна деревянная Центром игрушечной игрушки, сложившимся позднее, в начале 18 века, была станица Богородская, ставшая крупным промыслом деревянной игрушки Богородская резьба и сейчас занимает значительное место в декоративно-прикладном искусстве БОГОРОДСКИЕ мастера, передавшие из поколения в поколение традиции своего искусства, создали игрушки своеобразные, неповторимые.
Прекрасно используя художественную выразительность фактуры и цвета дерева, мастера умело сочетают в игре гладкую отделку поверхности и резку с неглубокими бороздками, которыми они наносят различные изделия. Для богородских игрушек характерен сюжет, групповые композиции, жанровые сцены, мастера часто использовали сказочные и исторические сюжеты. Многие игрушки выполнены в движении, что увеличивает их выразительность.
Искусство народной игрушки Крупным центром производства деревянных и детских игрушек была Нижегородская и губерния, во многих ее районах — Городецком, Семеновском, Федосеевском — резные и расписные игрушки. Основной сюжет Городецкой игрушки — конь в упряжке. Лаконичность этих игрушек создала некую стилизованность формы. Расцветка этих игрушек близка к расцветке детской мебели, сундуков, туесков, создавших славу Городецкому росписи.
Расширяя игрушки сочными красками, сказочными сюжетами, волшебник не боялся смешивать самые необычные и яркие цвета. Наибольшее распространение с незапамятных времен имели глиняные игрушки. В глиняных игрушках разных направлений много общего: единство сюжета, близость форм и орнаментации. И все же каждая рыбка привнесла в игрушку что-то свое.
Глиняные игрушки Особый интерес представляет дымковская игрушка по имени пригород Дымково близ города Кирова. Ассортимент дымковских игрушек чрезвычайно разнообразен: хозяйки, няни, наездники, гусары, фантастические птицы и звери, многосюжетные композиции. Упрощенно, лаконично дымковская пластиковая игрушка соответствует характеру декоративной росписи, поражает своей красочностью, оригинальностью.
Глиняные игрушки Воронежской, Тульской и Архангельской областей по внешнему виду отличаются друг от друга, но все они отличаются необычайной ясностью и простотой формы, красотой и фантазией.
На лучших образцах народной игрушки учатся современные художники, учатся искать мудрость в простоте и учатся мастерству владения материалом.
Топ-20 русских сувениров, которые стоит привезти домой
Бьюсь об заклад, вы слышали о матрешках, но видя, как все привозят куклы из России, вы задаетесь вопросом, а что еще можно купить в качестве сувениров? Вы хотите быть креативным, но вы также хотите что-то традиционное . .. Вот еще 19 идей! Надеюсь, эта статья поможет вам найти идеальный подарок из России.
Ribttes.com |
Во-первых, несколько слов о матрешках 9 0036 . Они без сомнения являются самым популярным русским сувениром. Каждая кукла обычно имеет 3-5 маленьких кукол, вложенных в самую большую «внешнюю оболочку», число которых достигает 50. Традиционные куклы изображают русских женщин в традиционных костюмах, но вы также можете найти современные матрешки с лицами героев мультфильмов, политиков, и знаменитости.
2. Павловопосадские платки.
Эти шали родом из Павлово Посада, небольшого подмосковного городка. Шали теперь признаны частью русской традиционной одежды. Отличается красивым цветочным узором. Только сухая чистка.
5 3. Хохлома Если у вас есть видели деревянную посуду, расписанную красными и золотыми цветами на черном фоне, то есть хохлому. Хохломы — идеальные подарки, потому что они традиционные, легкие и их легко упаковать. Единственным недостатком является то, что эти кухонные принадлежности не выдерживают воды.
4. Палех
5. GZHEL
6. Валенки
7. Советская эпоха 9 0036
8. Русские сладости
9. Русская водка
10. Ростовские эмали
11. Зимняя шапка
12. Яйца Фаберже
13. Оренбургские платки
14. Жостовские подносы 9 0005 Жостовские подносы — металлические подносы, расписанные вручную узорами из полевых цветов. Затем поднос покрывается 3 слоями лака. Этот традиционный промысел зародился в небольшом селе Жостово в Подмосковье.
15. Кружево вологодское
16. Самовар 17. Подстаканник
18. Поделки из бересты
19. Богородск Деревянная игрушка
20. Мед |