Содержание
Шмарновский подземный монастырь в Белгородской области
В 18 километрах южнее Старого Оскола и всего в полутора тысячах метров от села Шмарное расположен вход в удивительную меловую пещеру, ставшую довольно известной достопримечательностью за пределами Белгородской области. Внушительное пространство, прорубленное в цельной меловой породе, также именуют местом «силы», подземным монастырем.
Когда появились эти пещеры, кто их создал и для чего – неизвестно до сих пор. Неоднократно здесь проводились исследовательские изыскания и силами краеведов, и сотрудников музеев, и просто любителями старины и истории, однако кроме упоминаний подземных залов в документах XIX-XX веков, данных никаких найдено не было. В этих старинных записях говорится о пещере с очень неудобным входом, в которой обнаружены арочные своды, исписанные углем, коридоры и углубления, и даже подобие некой церкви. А вот летописи и предания монастырей повествуют о более раннем периоде – с конца XIII по середину XV века.
Первое подробное описание пещер с полным планом было составлено лишь в 1960 году силами сотрудников краеведческого музея. Тогда же стало известно, что последним в этом необычном месте жил крестьянин Владимир Костелев, который превратил подземное пространство в церковь и даже самостоятельно служил в ней. До сих пор сохранились некоторые иконы и изречения, которыми он украсил меловые своды.
А старинная легенда, связанная с этим местом, гласит, что некогда в этой пещере (в то время она находилась под рекой) жили только самые избранные монахи. Ежедневно уменьшая себе рацион, они постепенно доводили себя до крайней степени истощения и умирали. Это называлось «делать мощи»: после смерти тела старцев оставались нетленными, а сами они причислялись к святым. Выдумка это или сильно утрированная правда – неизвестно, однако пещера действительно старинная.
Сейчас подземный монастырь – это помещение, общей протяженностью в 94 метра, с тремя входами внутрь: два рядом и один с противоположной стороны меловой горы. Главный проход представляет собой большую трещину в породе. Видно, что когда-то он закрывался дверями, остались небольшие крепления. А вот третий вход был взорван: когда-то там потерялись местные ребятишки, и с целью безопасности его завалили.
После длинного центрального прохода начинается просторный зал, когда-то и бывший церковью: полукруглые арки, иконы и надписи позволяют так думать. Однако старинные письмена перемешались с современной «наскальной живописью»: редкий посетитель не оставит автограф в столь удивительном месте. Поэтому стены, пол, а кое-где и потолок изрядно исчерчены и поцарапаны.
Отправляясь на экскурсию в этот подземный монастырь, туристам обязательно надо взять с собой теплую одежду, так как температура внутри пещеры достигает всего +4 градусов. Фонарики, фотоаппараты со вспышкой и средства связи – само собой разумеющееся. Вот только со светом стоит быть осторожнее: яркие блики могут потревожить местных жителей – летучих мышей. Кричать тоже громко не стоит.
Добраться до пещеры-монастыря не слишком сложно: на многих картах село Шмарное не указано, зато Ивановка, расположенная рядом, имеется на всех указателях. От Белгорода двигаться надо на северо-восток по трассе P185. Или же от Старого Оскола на юг через шоссе Сорокинское. Автомобилистам следует учитывать, что последние три километра до объекта преодолимы лишь на машинах с высокой посадкой, так как путь представляет собой лишь некое подобие дороги. Финальные метры до пещеры – узкая меловая тропинка, уходящая вправо по склону вверх.
Вообще, место необычное, в первую очередь неизвестным происхождением и непонятным предназначением. Это всего сто лет назад здесь была церковь, а кто знает, что пещера представляла собой раньше? Но побывать в ней стоит однозначно: впечатления загадочного и непознанного надолго сохранятся в памяти.
Пещеры Придонья: Холковский пещерный монастырь: muph — LiveJournal
Начну с того, что нагуглил я как-то в этих ваших интернетах презабавнейшую брошюру авторства В. В. Степкина под названием «Пещеростроительство как вид христианского подвижничества в лесостепном Придонье». То, что в Воронежской, Белгородской и Ростовской областях имеются культовые пещеры я, в общем, знал. Костомарово и Дивногорье известны далеко за пределами моей, так сказать, малой Родины. Более того, однажды я даже побывал в малоизвестной заброшенной пещере с кельями монахов-отшельников в районе села Шмарное (Белгородская область). Но то, что подобных подземных сооружений в Придонье археологи насчитали не много ни мало, а целых 58 штук, вызвало у меня устойчивое желание взять и посетить их все. Оговорюсь, что некоторые из них отреставрированы и используются по назначению РПЦ, некоторые пребывают в заброшенном и полузасыпанном состоянии, а некоторые археологи ещё даже пока не обнаружили. То есть известно, что была когда-то в окрестностях такого-то села рукотворная пещера, но точное её расположение не установлено.
В общем, начать, а точнее уже получается, что продолжить, я решил опять же с Белгородщины. В один погожий весенний денёк я, моя Елена прекрасная и некто Сергей, запаслись чаем с бутербродами и покатили в сторону города Валуйки.
01. Езды туда изрядно, вёрст 250 с гаком будет, поэтому совершили вынужденную остановку в городке Алексеевка.
В уездных городках типа этого трендово косить под «Лукойл» и другие крупные бренды.
(Место на карте мира)
02. Внезапный запал щщей. Тут я похож на косматого геолога из одной идиотской песенки.
03. Сбросив балласт и перекусив, отправляемся дальше. Удивляемся, что в Воронеже еще полно снега, а тут уже вовсю шпарит весеннее солнышко.
04. По пути в селе Щербаково замечаем симпатичную церквушку-новодел. На секундочку притормаживаю, чтобы задокументировать её. Церковь Вознесения Господня освящена 2 ноября 2008 года. Кстати сказать, по сравнению с Воронежской и Липецкой областями на Белгородщине почти нет разрушенных храмов и очень много приятных глазу новоделов.
(Место на карте мира)
05. По пути решаем осмотреть одну достопримечательность здешних мест. Сворачиваем правее и переезжаем мостик через речку Полатовку. Красота — на реке уже нет льда!
(Место на карте мира)
06. Останавливаемся. Справа от нас ничем непримечательные коровники.
(Место на карте мира)
07. А вот слева картина поинтереснее.
(Место на карте мира)
08. Это дом-музей генерала Николая Федоровича Ватутина. За свои способности продумывания военных операций до мельчайших деталей Ватутин получил у ряда немецких командиров, относившихся к его полководческому дару с большим уважением, прозвища «шахматист» и «гроссмейстер». Умер от ран, полученных в бою с УПА 29 февраля 1944 года во время выезда в войска. Дом-музей генерала Ватутина открыт на его родине в 1950 году в доме, где он родился. В 1985 году был открыт мемориальный дом-музей Н.Ф.Ватутина в доме, который построили солдаты для его матери и сестёр генерала.
(1607х800 px и место на карте мира)
09. В музей мы не пошли, так как время поджимало, поехали дальше вдоль меловых холмов.
10. Пейзажи здесь, конечно, открываются, прямо скажем, экзотические для средней полосы. Даже обвалы меловой породы на дороге наличествуют и речка с высоты слегка напоминает горную.
(Место на карте мира)
11. Кстати сказать, пещеры Подонья, как правило, располагаются в речных долинах или овражно–балочных системах вблизи постоянных водоемов и приурочены к выходам белого писчего мела.
(Место на карте мира)
12. Впрочем, Валуйки уже близко и я предлагаю вернуться к цели нашей поездки. С момента основания крепости Валуйки в конце XVI века как стратегического пункта обороны крайних южных рубежей Московского государства от набегов крымских татар здесь появилось православное духовенство, и были воздвигнуты первые храмы. Особое место в жизни валуйчан и жителей близлежащих территорий Украины занимал Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь, относившийся к числу древнейших монастырских учреждений Белгородской епархии. О времени и обстоятельствах основания святой обители сохранились только скудные сведения. Подробнее о нём вы можете почитать по ссылке внизу поста, а нас сейчас в первую очередь интересует пещерный скит, который монахи вырыли в меловых пещерах в километре от монастыря за рекой Оскол. После февральской и октябрьской революции на монастырь и братию начинаются гонения. В 1917 году, при Временном правительстве, в Вайлуйском монастыре проводятся обыски, арестовывают настоятеля. В 1918 году на основании мандата Валуйского исполкома монастырь передают властям все имеющиеся в наличии денежные средства. В 1924 по постановлению советской власти монастырь закрывают. C 1935 на территории монастыря разместили колонию для несовершеннолетних. В Свято-Николаевском соборе организуют литейный цех. Началом возражения монастыря можно считать 2001 год, когда Министерство юстиции РФ передало Белгородской и Старооскольской епархии РПЦ сохранившиеся постройки Валуйского монастыря. В 2005 году начато строительство храма Игнатия Богоносца и реставрация пещерного скита.
(Место на карте мира)
13. И что же? — спросит меня пытливый читатель. Где, собственно, скит и почему в заголовке значится Холковский монастырь, а речь в посте идёт о Валуйском? Отвечаю. Вход в скит находится внутри церкви Игнатия Богоносца, а в Холковский Свято-Троицкий пещерный монастырь мы отправились уже после Валуек. Потому что несмотря на ухоженность храмового комплекса (дорожки, лавочки, фонари, парковка, туалет и т.д.) внутри никого не оказалось. Церковь на замке, никаких табличек с телефоном тоже не нашлось и мне буквально хотелось рвать и метать. Что характерно это было воскресенье, где-то в обед. Помимо нас приехало еще три машины и одна из них тоже в Воронежскими номерами. Всем пришлось довольствоваться осмотром деревянной церкви и скучными видами на Валуйки.
14. Освящение храма состоялось в 2007 году. Собственно, это всё что известно про этот новодел.
15. А Валуйки унылы, ага.
(Место на карте мира)
16. Восстановленный Собор Успения Пресвятой Богородицы (1906 г.) Рядом вестимо бараки зоны для малолетней шпаны.
(Место на карте мира)
17. В общем, не солоно хлебавши, отправляемся на север Белгородской области, к селу Холки. Изначально я не планировал туда ехать (всё таки еще лишних 150 вёрст), но и возвращаться домой без впечатлений от осмотра подземелий было как-то не с руки. Жаль, что я не подготовился к поездке в Холки дома, в итоге одну значимую деталь осмотреть не получилось. О её существовании я узнал только при подготовке этого отчета. Но об этом позже. А сейчас надвигающиеся сумерки и ворота Холковского (реже Холкинского) Свято-Троицкого монастыря.
18. Въехали в эти самые ворота (парадные для туристов оказались с другой стороны холма) и припарковались. Неподалёку работали двое послушников. Я спросил у них можем ли мы посетить подземелье и рассказал, что за плечами у нас уже 350 км и что в Валуйках получилась такая неприятная накладка. Один из парней молча сходил за ключами и повёл нас к надвратному храму преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Вход в пещерный монастырь находится внутри неё. Замок на двери долго не хотел поддаваться, я уже занервничал, что и здесь всё обламается, но у Серёги всё же получилось открыть его.
19. И вот мы, наконец, внутри. Холков-Царев-Николаевский, или Троицкий мужской монастырь был основан в 1620 году иноком Геласием, который и стал первым настоятелем монастыря. Происхождение Холковских пещер до сих пор остается загадкой. Неизвестно, рыли ли монахи в первой части XVII века или они уже существовали до их прихода сюда. С полной уверенностью можно сказать, что вырыты они были специально для жилья. Холков подземный монастырь и пещеры находились на первом выступе одного из холмов меловой возвышенности, которая в старину называлась Жестовыми горами.
20. Одно из первых подробных описаний Холковских пещер содержится в «Памятной книжке Курской губернии на 1888 год». Сведения о пещерах и подземной церкви мы находим также в «Календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 год». Общая площадь пещер составляла 255 кв. м, церкви — 60 кв. м, келий — 172 кв. м, длина коридора — около 126 метров.
21. Подземный монастырь в Холках просуществовал ровно 144 года. В 1764 году повелением Екатерины II он был упразднен. Секуляризация церковной и монастырской земли, начатая во второй половине XVII века при Екатерине, привела к тому, что из существовавших в то время в Российской империи 1220 монастырей к 1764 году было упразднено 479, в том числе и Холков-Царев-Николаевский. Спустя более полувека после упразднения, когда вновь начали открываться новые и возобновляться старые монастыри, была предпринята попытка возродить и Холковский подземный монастырь, но по разным причинам она закончилась неудачей. В последующие годы служба для прихожан проводилась в верхней Преображенской церкви, а нижнюю церковь в пещере постепенно забросили. В начале ХХ века был завален и сам вход в пещеры. Со временем стало забываться и точное место входа в подземный монастырь. Тем, кто пытался откопать пещеру заново, приходилось рыть наудачу. Кстати, недалеко от главной пещеры с подземной церковью находится еще одна — более позднего периода, которую местные жители издавна именуют «пещерой старца Никиты». Она была вырыта жителем села Холки Никитой Бычковым с 1890 по 1920 годы. Ровно 30 лет создавал он свое подземное сооружение. Похоронив в возрасте 54 лет жену, он тяжело переживал утрату. Когда горе постепенно начало забываться, Никита все чаще стал задумываться о загробной жизни, начал критически оценивать прожитые годы. Эти раздумья привели его к осознанию греховности души. Чтобы искупить грех, Никита избрал аскетический образ жизни. На высоком склоне в пределах бывшего монастыря он вырыл себе землянку и в 250 метрах от нее начал рыть вход в подошве высокого холма, чем, естественно, вызвал удивление у односельчан. После того, как его родной сын Герасим выпроводил отца из дому, тот окончательно поселился в землянке, в которой провел 30 лет, живя на подаяния односельчан. Все эти годы отшельник рыл пещеру. Его цель была соединиться с главной пещерой. Основными орудиями труда Никиты бала лопата, кирка и ведро. Отколотые куски и крошки мела он выносил в старицу — высохшее русло речки, находившееся в нескольких метрах от входа в подземелье. Осуществив свой замысел Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его на 98 метре каторжной работы. До соединения с подземным монастырем оставалось около 40 метров. Именно этот факт о монастыре, к моему большому сожалению, я узнал слишком поздно. Вход в эту пещеру находится, как выяснилось, совсем недалеко и её можно было бы тоже осмотреть. Кстати, со слов нашего провожатого, пещера Никиты, в отличие от монастырской, сыреет и разрушается.
22. Незадолго до революции священником церкви в Холках был Вячеслав Александрович Васильчиков.От церкви вниз шел крутой обрыв, на склоне которого проглядывало изображение вырезанного в меловой породе креста. Отца Вячеслава заинтересовал этот крест, и поехав как-то в Курскую епархию, он узнал, что на этом месте было кладбище схимников, и где-то здесь же должен быть подземный монастырь. Тогда он попробовал подрезать меловой склон лопатой и по отзвукам понял, что под ним пустота. После чего отец Вячеслав решил организовать в этом месте раскопки. Раскопки вели местные крестьяне, в основном молодежь и старики, которые еще кое-что помнили из прежних времен, но были и наемные работники из Чернянки, бывшие матросы. Спускаться на веревках с горы было трудно и опасно, но они были хорошие верхолазы. Наконец, их взору предстал квадратной формы аналой, покрытый проржавевшим железом. Эта была монастырская молельня. На двух столбах рядом были написаны образа, а на меловых стенах и потолке постепенно открывались буквы древней славянской вязи.
23. В пещерах всегда, и зимой, и летом, одна и та же температура: + 8-10 градусов, не больше, нормальная влажность, нет сырости, нет запахов, так уж устроили ходы и выходы из подземелья «полуграмотные» монахи. Спали на ложах, выточенных в меловой породе, не раздеваясь, в сапогах. Икона, лампадка, четки, сено, немного воды — вот и все, что было в их кельях. Полная аскеза. Жизнь монахов проходила почти в полной темноте — коридоры и кельи освещались лишь коптилками. И всё же иноки время от времени выходили на свет божий для выполнения хозяйственных работ. Иное дело — быть затворником. Его келья закрыта со всех сторон и отделена от коридора лишь узкой щелью для передачи пищи и воды. Затвор — высший церковный подвиг, и того, кто решается на него, фактически замуровывают заживо. Человек живёт в холодных стенах, без какого-либо общения, и остаётся наедине до самой смерти. Постелью ему служит гроб, который он заранее берёт с собой в келью. Естественно, сфотографировать его келью проблематично (через узкое окошко в породе), поэтому прикладываю фото одной из, так сказать, рядовых келий.
24. Между кельями маленькое, высотой в человеческий рост помещение для совместной молитвы. По всей видимости, здесь жил настоятель, ее особенность состоит в том, что, когда человек оставался в ней один и начинал громко молиться, то его молитва была слышна во всех уголках подземных пещер одинаково, что являлось знаком для всеобщего сбора и молитвы. Наш провожатый сказал, что резонирует здесь только мужские голоса, а женский в других кельях не слышен. Проверить, к сожалению, не удалось.
25. Помимо коридоров и келий внутри пещер расположена и церковь. Её площадь почти 60 кв. м., высота — около четырех. В помещении три отделения, разграниченные шестью меловыми колоннами. В центре — меловое возвышение в виде престола.
26. Алтарная часть крупнее. Из-за повышенной влажности деревянный иконостас под землей гниёт, поэтому его изготовили из керамики под Москвой.
27. Вокруг церкви так же прорыт проход для совершения крестного хода.
28. В советское время на монастырь вновь обрушилась беда — в который уже раз пещеры были закрыты. Первым, кто пришел к заваленным многолетними осыпями пещерам, намереваясь расчищать их и восстанавливать монастырские строения, был Василий Пономарев, работавший тогда, в 1990 году, в Чернянском райкоме партии. Бросив службу в райкоме, Василий Дмитриевич приезжает из Чернянки в родные Холки и начинает раскапывать завалы в пещерах. Появился и «стройотряд»: два студента — Сергей Лукинов и Андрей Мухтаров. Они тоже прониклись важностью дела и до изнеможения таскали носилки с известняком, чистили стены, бетонировали вход. Иногда им помогали сестра Пономарева да присланный райадминистрацией каменщик. Через три месяца пещеры обрели почти первозданный вид. 14 октября, в престольный праздник Покрова, состоялось, как сообщала райгазета, «торжественное открытие Холковских пещер для посетителей». Спасенный исторический памятник стал филиалом областного краеведческого музея, сюда начали приезжать организованные экскурсии. А 28 декабря 1998 года решением Синода РПЦ Свято-Троицкий Холковский монастырь, входящий в состав Белгородской и Старооскольской епархии, открыли официально.
29. Все нынешние монастырские постройки — суть новоделы. Надвратный (у входа в пещеры) храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских вы уже видели, а это храм Донской иконы Пресвятой Богородицы. В принципе, его частично видно и на фото с монастырскими воротами.
(Место на карте мира)
30. На том же фото (№17) виден и фрагмент памятника. По предположению историков, место, где находится Холковский подземный монастырь, посетили князь Игорь Святославич и его брат Всеволод, известные читателю «Слова о полку Игореве», когда пришли сюда из Новгород-Северского и Трубчевска и после встречи в мае 1185 года отправились по изюмскому шляху вдоль реки Оскол на юг к половецким кочевьям. Так вот, на памятнике при всём при этом значится табличка «Святославу победителю хазар». Само собой, со стороны монашества Холковского монастыря отношение к язычнику Святославу далеко неоднозначное.
(Место на карте мира)
31. На самом верху холма построена Владимирская часовня. К ней ведёт внушительная лестница. Наш проводник сказал, что редко кому удается сосчитать все её ступени и по легенде разница с истинным количеством есть твои грехи. Сколько именно ступеней он не сказал и оправился доделывать свою работу, которую прервал из-за нас. Заверил, что сообщит нам заветную цифру, когда мы пойдем назад к машине. Мы честно стали считать и результаты всех троих действительно оказались существенно разными.
(1816х800 px место на карте мира)
32. Бесплатный совет фотографирующей братии: приезжайте сюда на рассвете, потому что закат в Холках получается за холмом и на всей долине вместо красивого света лежит печальная нефотогеничная тень.
33. Самый красивый свет вечером достается Владимирской часовне, которая, как вы уже знаете, находится на самом верху мелового холма.
(Место на карте мира)
34. Ну, а мы спешим спускаться вниз. Во-первых, интересно сколько же ступеней на самом деле, а во-вторых нам предстоит путь домой в 200 с лишним километров. Послушника на месте не оказалось и уже будучи дома, я попытался найти правильный ответ в интернете. Самое удивительное, что и здесь, в разных источниках, «официальное» количество ступеней колеблется от 297 до 300 штук. Но в любом случае, это приблизительно равносильно подъёму пешком на 15 этаж. Так что ножки потом «гудели» огого.
Ну, и в заключении этого пространного отчета хочу выразить благодарность и удивление доброте и отзывчивости людей, встретившихся нам в этот день. Я же, как последняя скотина, даже не догадался спросить их имён. Во-первых, еще в Валуйках мы повстречали местного парня лет пятнадцати, которого пытались расспросить, что еще можно посмотреть в его городе. Тот искренне пытался нам помочь, сначала предлагая то, что знает сам, потом по личной инициативе звонил своим друзьям и спрашивал, что еще можно предложить к осмотру. Во-вторых, упомянутый послушник, интересно рассказавший нам историю монастыря и смиренно сносивший мои фотографические эксперименты внутри пещер. Всё таки надо иметь терпение, когда выдержка каждого снимка секунд по 30. Ну, и в-третьих, когда мы отправились домой, наши припасы съестного подошли к концу и мы остановились у магазина в селе Ездочное в паре километров от монастыря. Команчи, как давно я не видел такого ненавязчивого и искреннего сервиса. Девушка помогла разрешить все наши метания чем же харчеваться в пути, сама предложила кучу вариантов, порезала колбасу, хлеб и так далее. Мелькнула мысль написать воронежские респекты в книгу жалоб и предложений, да как назло завалилась толпа местных подвыпивших мужичков и помешали такому порыву души.
В общем, спонтанный автопробег в 571 км прошу считать успешным, отчет законченным, а ближайшим летом надеюсь показать вам еще несколько пещер Подонья.
Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.
Ссылки для самостоятельного изучения:
— Дом-музей генерала армии Ватутина
— Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь на википедии
— Холковский пещерный монастырь от древности до наших дней
— Недействующие входы Холковского монастыря
— Добавить в друзья
Этот древнерусский монастырь был вырублен в меловой горе
By Spooky, 30 августа 2021 г. Категория: Архитектура
Церковь Иоанна Крестителя, старинный монастырь, вырубленный в белой известняковой горе в Воронежской области России, является одним из самых визуально ярких христианских культовых сооружений в мире.
Россия является домом для одних из самых красивых и замысловато украшенных религиозных зданий в мире, но очень немногим из них удается произвести впечатление, сливаясь с окружающей природой. Одним из таких редких сооружений является церковь Иоанна Предтечи, входящая в состав музея-заповедника «Дивногорье» в Воронеже. Этот уникальный монастырь, впервые упомянутый в исторических документах 17 века, высечен в склоне меловой горы, а его декоративная колокольня возвышается над самой горой.
Photo via English Russia
Берега реки Дон в Воронеже не всегда были такими мирными, как сегодня. Еще в XVII веке, когда в регионе постоянно сражались войска русского царя и разбойничьи казаки под предводительством их легендарного предводителя Степана Разина, православным монахам требовалось прочное убежище, чтобы практиковать свою веру в мире. Меловые горы и скалы Дивногорья оказались идеальными.
Немногое известно о происхождении церкви Иоанна Крестителя. Некоторые говорят, что он восходит к 12 веку и что он был основан греческими монахами Ксенофонтом и Иоасафом, в то время как другие считают, что это работа двух сицилийских монахов где-то в 1600-х годах.
Пещерные церкви можно найти по всему миру, но они имели смысл в этой части России, так как горы из мягкого известняка и мела было легко вырезать. Не нужно было привозить стройматериалы и нанимать строителей, так как все материалы уже были даны природой.
Первое историческое упоминание о месте – письмо XVII века одного из монахов царю Алексею Михайловичу с жалобами на плачевное состояние монастыря, вызванное, в частности, непрекращающимися военными конфликтами между царскими войсками и казаком Степана Разина. Ситуация вынудила монахов закупить собственные средства защиты и прорубить несколько выходов через гору.
Несколько раз закрывавшаяся и реставрируемая за свою непростую историю церковь Иоанна Предтечи в настоящее время находится в ведении музея-заповедника «Дивногорье», но Русская Православная Церковь надеется изменить это положение. Находившийся под ее патронажем монастырь был конфискован в советское время, но православная епархия попросила вернуть его, согласно закону.
В прошлом году Марина Лылова, одна из основательниц музея, курирующего монастырь, заявила Радио «Свобода», что, если церковь возьмет это место под свой контроль, она разрушит его хрупкое внутреннее убранство путем «ремонта». Лылова добавила, что на этом месте уже была уложена напольная плитка православной церкви, потому что мел «испачкал монашеские одежды». Были якобы сглажены и другие исторические неровности.
Очевидно, Русская церковь отвергает обвинения, утверждая, что если ее просьба будет одобрена государством, оно позаботится о сохранении всех исторических элементов мелового монастыря. Тем не менее, петицию против передачи монастыря православной церкви уже подписали более 5000 человек.
Харьковская область — Вики | Золотой
Справочник по истории
Первые следы присутствия человека относятся к раннему палеолиту. Также были обнаружены стоянки позднего палеолита, скифских и аланских племен. Славянские племена проживают здесь с первых веков нашей эры. С X в. часть земель входила в состав Киевской Руси.
После монголо-татарского нашествия в XIII в. край пустой. В XVI в. началось активное заселение украинцами. Уже с XVI в. Крымские татары постоянно нападали на Украину. В целях укрепления границ были построены такие города, как Воронеж, Белгород, Цареборисов (ныне Красный Оскол), Тор и др.
Первое крупное переселение украинцев произошло в 1651 году, когда казаки заселили слободы — ныне известные города Сумы, Лебедин, Харьков, Ахтырка. Поэтому со временем область получила название Слободской Украины или Слободской Украины, в которую вошли нынешняя Харьковская область, части Сумской, Донецкой и Луганской областей. (ныне Украина), а также Воронежская, Белгородская и Курская области. (ныне Россия). В XVII в. Существовало полковое деление, присущее Гетманщине. На Слобожанщине было сформировано 4 полка: Харьковский, Острогожский (Рибинский), Сумской и Ахтырский. В 1734 г. они насчитывали 40 соток и представляли собой территорию нынешней Харьковской области. С 1835 г. окончательно образовалась Харьковская губерния.
К числу наиболее известных культурных центров Слободщины относятся монастыри, воздвигнутые сразу после заселения этого края: Святогорский (близ Цареборисова), Лебединский, Краснокутский, Куряжский (близ Харькова), Змиевский и другие.
В 19 веке Харьковский университет становится культурной ячейкой не только Слобожанщины, но и всей Украины.
Природно-рекреационный потенциал Харьковской области: 135 территорий и объектов природно-заповедного фонда, из них общегосударственного значения — 2 заповедника, ботанический сад и зоопарк в г. Харькове, 4 парка — памятники садово-паркового искусства и местного значения — 81 резерв, 39памятники природы, 1 парк — памятник садово-паркового искусства и 6 заповедных урочищ. Благоприятные климатические условия, живописные ландшафты, источники минеральных вод – рекреационные ресурсы региона, на базе которых созданы курорты: Березовские Минеральные Воды и Рай-Оленевка.
Историко-культурный потенциал Харьковской области: общее количество памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства в области — 2535.
Наиболее известные туристические объекты Харьковской области:
— мемориальный комплекс украинского философа-просветителя Г. С. Сковороды в с. Сковородиновка, — Покровский собор 1689 г.;
— Успенский собор 1771 г.;
— Екатерининский дворец XVIII века;
— Художественно-мемориальный музей И. Ю. Репин;
— Спасо-Преображенский собор 17 века;
— Николаевская церковь XIX в. в г. Изюм и др.
Историко-культурные заповедники области
Историко-археологический музей-заповедник «Верхний Салтов» — Волчанский р-н, с. Верхний Салтов
Чугуевский историко-культурный заповедник. И. Репина — Чугуев
КУДА ПОЕХАТЬ НА ВЫХОДНЫЕ: 20 ИНТЕРЕСНЫХ МЕСТ ПОД ХАРЬКОВОМ
Соленое озеро
В селе Антоновка Кегичевского района находится уникальное соленое озеро техногенного происхождения. Он образовался в 1962 году. Тогда при бурении газовой скважины произошла авария – вырвался огромный газовый фонтан, а затем произошло небольшое землетрясение, от которого образовался 60-метровый кратер. Залежи газа находились ниже «слоя соли», поэтому после взрыва грунтовые воды вынесли соль на поверхность, и образовалось соленое озеро. Оно постепенно опреснялось с годами, но все еще достаточно соленое, чтобы держать человека на поверхности, почти как Мертвое море. Местные жители говорят, что соленая вода из озера хорошо заживляет раны. Также существует легенда о гигантской глубине этого озера: кто-то говорит о 75 метрах, кто-то о 200 метрах, а кто-то о 2 километрах!
Гомолшанские леса
В 50 км от Харькова в Змиевском направлении в долине рек Северский Донец и Гомолша находится заповедный парк Гомолшанские леса. Он уникален прежде всего своей флорой и фауной. В дубравах легко можно встретить оленей, кабанов, косуль, зайцев, лис… А на озерах растут кувшинки. Но Гомолшанские леса известны не только своей природой. Есть здесь и археологические памятники: городища (Сухогомольшанское или Великогомолшанское), скифские курганы, руины казачьего Никольского монастыря — напоминание о временах запорожского казачества. Именно здесь когда-то проходил древний Муравский путь, по которому в 16-18 веках передвигались купцы, кочевники, послы, совершали набеги на Русь крымские татары. Кстати, что очень удобно для опытных туристов — здесь разрешено ставить палатки.
Усадьба Шидловских
Гораздо менее «раскрученная» усадьба, чем знаменитая Шаровка, но не менее живописная. Здание было построено в конце 1770-х годов как усадьба аристократического рода Шидловских и передавалось из поколения в поколение, пока не попало в руки статского советника Григория Шидловского. Он решил перестроить поместье в стиле французского короля Людовика XVI. Именно в таком виде он и дошел до нашего времени. Интересная черта усадьбы, больше похожей на дворец, — практическое отсутствие острых углов — их не было ни в гостиной, ни в огромном бальном зале. В конце 1920 века указом российского императора Александра III дворец в Старом Мерчике был объявлен государственным заповедником. Но это не спасло его от гибели. В советское время в усадьбе располагался ветеринарный техникум, а с 1997 года особняк пустует и постепенно разрушается. В апреле 2018 года на усадьбу Шидловских обрушилась новая беда — там вспыхнул крупный пожар. Пожар тушили больше суток.
Казачья гора
Над южной окраиной Коробовых хуторов возвышается отвесная стена над Донецкой казачьей горой, с которой связано множество легенд. В 17 веке черкасские казаки основали здесь Николаевский монастырь — сейчас до сих пор можно увидеть его руины. По легенде, в этом монастыре скрывались от преследований властей и запорожские казаки. Когда весть о приближении карателей дошла до монастыря, монахи стали прятать ценности: золото закапывали в долине, названной впоследствии Золотой, а серебро выливали прямо в озеро, которое с тех пор называют Белым. Желающие наткнуться на клад не раз ныряли в Белое озеро, но пока безрезультатно. Правда, серебро в воде все же есть – лабораторные исследования показали, что содержание ионов серебра в здешней воде значительно выше, чем в других водоемах Харьковщины.
Меловые горы
В 135 км от Харькова на северо-востоке области находится Двуреченский национальный природный парк. Визитной карточкой парка являются меловые горы на правом берегу реки Оскол. Но это не все, что здесь интересно. В парке обитает около 30 видов животных, птиц и растений, занесенных в Красную книгу Украины. Поэтому прогулка здесь будет увлекательной как для детей, так и для взрослых. Так, например, в Двуреченском парке можно понаблюдать за белыми цаплями, выпями, гусями, лебедями, куропатками, коршунами, орлами. А в пойме реки Оскол гнездится очень редкая птица — большая поганка или большая поганка. С Меловых гор можно спуститься к песчаным пляжам, попить минеральной воды из родников и побродить по сосновому лесу. Важная информация: так как парк находится в приграничной зоне, желательно иметь при себе удостоверение личности.
Пустыня Кицево
Мы привыкли, что типичный ландшафт Харьковщины — лесостепь. Но на самом деле наша область тоже может похвастаться своей пустыней. Называется Кицевскими песками или Кицевской пустыней, и находится на правом берегу Северского Донца у села Кицевка Чугуевского района. В советское время здесь был танковый полигон, так что смотрите под ноги — в Китцевских песках можно найти очень необычные сувениры: снаряды, пули, дробь. Конечно, уже старый и расстрелянный, так что здесь совершенно безопасно. В пустыне водятся и животные: над песками парят лисы, суслики, хищные птицы, а в тени камней прячутся яркие ящерицы. В начале лета Кицевская пустыня превращается в благоухающий оазис: в песках цветут чабрец и бессмертник, голубой лен.
Великобурлукская степь
Великобурлукская степь ландшафтный парк расположен в 80 км от Харькова. На огромной территории в 2000 га можно увидеть степных сурков или бойбаков (бабаков) в их естественной среде обитания. Раньше популяция сурков в Украине была в 10 раз больше, чем сейчас. Животные пострадали от браконьеров, отлавливая их ради ценного бойцового жира. А еще в Великобурлукской степи водятся необычные птицы. Если вы их встретите, вам может показаться, что это попугай или колибри – такие у них яркие цвета. Ан нет – это редкие обитатели Харьковщины, которых называют золотыми пчелоедами. Гнездятся эти птицы колониями в песчаном карьере не менее яркого цвета.
Природный парк Слобожанский
Главной и самой живописной достопримечательностью этого национального парка являются болота. По 3-километровой экотропе можно посетить 3 торфяника за 2 часа. Экскурсия платная: для взрослых — 10 грн, для детей — 7 грн. Но это чисто символическая плата за то, что вы видите. Что именно? Например, плотоядное растение росянка, питающееся насекомыми. Или бобры, которые строят здесь плотины. Или краснокнижный журавль. Или черепахи, кабаны, ласки и куницы — но тут как повезет. На территории парка организованы три зоны отдыха: «Березовый Гай», «Щедрая Галявина» и «Лесное озеро» с беседками, столиками, навесами, местами для шашлыков и туалетами.
Каньон в Балаклейском районе
Мало кто знает, но в наших краях есть настоящий каньон. И пусть это будет Гранд-Каньон, как в США, но место действительно уникальное. Кто найдет, не пожалеет — фотографии получатся редкой красоты. Каньон находится в Балаклейском районе между поселками Чепель и Протопоповка. Самый большой камень будет вашим проводником. Если вы стоите перед ней, вам нужно пойти налево и войти в лес. Пара минут — и перед вами откроется сам каньон. Высокие стены из твердого мела отличают его от других подобных объектов на Харьковщине. Каньон очень похож на крымские каньоны и ущелья, только в уменьшенном виде. Подробнее о каньоне
«Харьков Чернобыль»
В Харьковской области есть «заброшенки», которые очень напоминают город-призрак Припять. Так что атмосферу заброшенного города можно ощутить, не выезжая за пределы региона. Одним из таких мест является детский лагерь Харьковского приборостроительного завода. Шевченко в Гайдаре Змиевского района. Хотя любители утащить сувенир на память уже изрядно «приватизировали» атмосферу заброшенного лагеря, здесь до сих пор царит атмосфера застывшего в советских годах времени.
Голубое озеро
В Нововодолажском районе, в деревне Новоселовка находится невероятно красивый карьер. Горно-обогатительный комбинат уже более 100 лет занимается добычей кварцевого песка в этих местах, но мало кто из харьковчан знает о расположенном здесь голубом озере. Белый, чистый, скрипучий песок под ногами, прозрачная голубая вода – пейзаж, напоминающий рукотворный экзотический остров. Единственный минус в том, что охрана завода частенько гоняет туристов, а тут уж как повезет.
Музей Григория Сковороды
Литературно-мемориальный музей украинского философа Григория Сковороды расположен в бывшей усадьбе помещиков Ковалевских.