Содержание
Архитектура Питера — 70 фото
Казанский собор в Санкт-Петербурге
Собор Исаакия Далматского Санкт-Петербурге
Казанский собор в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Северная столица Санкт-Петербург
Собор Воскресения Христова на крови
Исаак Исаакиевский собор
Исакиевский собор фото
Казанский собор в Санкт-Петербурге отражение
Монферран Архитектор Исаакиевский собор
Архитектура собор Питер Исакиевский
Дом Зингера в Санкт-Петербурге архитектура
Исаакиевский собор Эстетика
Зеркальная симметрия в архитектуре Санкт-Петербурга
Казанский собор в Санкт-Петербурге архитектура
Казанский собор 4к
Казанский собор Стелла
Башня Зингера в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Храм медный Санкт Петербург
Зингер Питер
Здание «Эсдерс и Схейфальс» у красного моста.
Казанский собор (г. Санкт-Петербург, 1811 год)
Архитектура России Исаакиевский собор
Спас на крови Санкт-Петербург
Павел Сюзор Архитектор
Площадь зимнего дворца в Санкт-Петербурге
Храм Спаса-на-крови Санкт-Петербург
Питер красивые фото архитектуры
Храм Спаса на крови
Санкт Петербург Saint Petersburg
Smolny Cathedral
Памятники архитектуры Ренессанс СПБ
Казанский собор Воронихина
Пять углов Рубинштейна Санкт-Петербург
Ансамбль Смольного монастыря Растрелли
Дом Зингера в Санкт-Петербурге
Архитектура Санкт-Петербурга
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге архитектура
Зимний дворец Растрелли
Архитектура Санкт-Петербурга
Санкт Петербург здания архитектуры
Дом Зингера в Санкт-Петербурге
Питер дворец Белосельских Белозерских
Исаакиевский собор Эстетика
Архитектура Санкт-Петербурга
Исаковский собор в Санкт Петербурге
Дом архитектора Басина в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Дом Зингера в Санкт-Петербурге
Невский проспект здание Зингер
Смольный монастырь Франческо Растрелли
Морской собор в Кронштадте
Питер Смольный собор
Исаакиевский в Санкт-Петербурге
Летний дворец Петра 1 в Санкт-Петербурге
Зимняя канавка в Санкт-Петербурге
St. Petersburg Казанский собор
Казанский кафедральный собор
Казанский собор в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор
Казанский собор (г. Санкт-Петербург, 1811 год)
Храм на крови Петербург
Исаакиевский собор
Архитектура на Исаакиевской площади
Казанский собор в Санкт-Петербурге HD
Дом Демидова фасад
Дом Зингера на Невском проспекте
Петропавловский собор Петергоф
Архитектура Питера улочки
обзор всех стилей с примерами
Архитектура была всегда неразрывно связана с исторической эпохой и являлась отражением настроений в обществе, политической идеологии или концептуальным выражением происходящих процессов. Петербург, долгое время будучи столицей страны, стал местом для архитектурных экспериментов и сохранил в себе яркий отпечаток каждого периода, нашедшего своё отражением в том или ином архитектурном стиле.
Барокко
Петровское барокко
Елизаветинское барокко
Классицизм
Русский ампир
Эклектика
Необарокко
Неовизантийский стиль
Неорусский стиль
Неоготика
Промышленная архитектура
Модерн
Конструктивизм
Сталинский неоклассицизм
Советский модернизм
Современная архитектура
Барокко
Одним из первых архитектурных стилей Петербурга стал барокко, популярный в Европе на момент основания города в 1703 году. Первые здания в центре строились именно в этом стиле: от Петропавловского собора на Заячьем острове до застройки Университетской набережной.
Пётр I вдохновился барокко, путешествуя по Европе, поэтому главными приглашёнными в Петербург архитекторами стали именно европейские мастера: Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан-Батист Леблон.
В барочном стиле строились дворцы, особняки, загородные резиденции, соборы и церкви. Самыми яркими примерами являются Зимний дворец, дворец Строгановых, Смольный, Петропавловский и Сампсониевский соборы.
Для барокко характерен пышный декор, изящество линий, ориентация на эпоху Возрождения и сочетание больших и малых форм. В Петербурге он претерпел изменения с течением временем, поэтому сейчас разделяют Петровское и Елизаветинское барокко.
Петровское барокко
При Петре I барокко было относительно скромным и строгим, чем значительно отличалось от стиля, характерного для Западной Европы. Пётр активно участвовал в проектировании главных зданий, а потому в них заметно выражены его личные предпочтения: стремление к простоте, сдержанной роскоши без излишеств. Таким образом столь непривычная на первый взгляд для России вычурность барокко нивелировалась относительно минималистичной адаптацией при Петре. Эти типичные черты сохранились и при Анне Иоанновне.
Характерные примеры: Кикины палаты, здание Двенадцати коллегий и Летний дворец.
Елизаветинское барокко
Елизаветинское барокко также называют «расстрелиевским» — по имени главного архитектора этого недолгого, но яркого периода. Для него характерна большая пышность, богатая на изящные декоративные элементы как на фасаде, так и в интерьере, зачастую переходящая в рококо. Всего за двадцать лет в этом стиле были построены знаковые петербургские достопримечательности, значительно сформировавший облик центра города: Зимний дворец, Смольный собор, Екатерининский и Большой Петергофский дворец.
Классицизм
Классицизм стал развиваться одновременно с барокко со второй половины 18 века и позже вытеснил все остальные стили в архитектуре на несколько десятилетий. Большая часть известных достопримечательностей города относятся именно к классицизму.
Расцвет классицизма приходится на период правления Екатерины Великой и эпоху Просвещения. Внимание архитекторов обращается на античные ордеры, скульптуры и композиции. Привычные сейчас античные скульптуры на фасадах домов тогда были новаторством для Петербурга и России и смотрелись весьма необычно.
Классицизм разделяют на ранний, строгий и поздний, постепенно переходящий в русский ампир. Эпоха правления каждого императора начиная с Екатерины II и заканчивая Александром II нашла своё отражение в реализации проектов классицизма.
В раннем классицизме строились только дворцы, загородные резиденции и административные здания. Позже произошла первая демократизация в обществе и, соответственно, в архитектуре: в одном стиле стали строиться и царские, и дворянские усадьбы и особняки, что нельзя было представить при барокко. Барочная пышность стала казаться неуместной и избыточной.
Характерными чертами, помимо обращения к античности, является унификация и продуманность всего архитектурного комплекса (улица Росси, главные площади города). Это спокойное изящество и утверждение императорской власти без лишнего пафоса. Часто именно этот период называют золотым веком архитектуры.
Примеры: Михайловский дворец, Таврический дворец, большинство известных загородных резиденций, Академия художеств, комплекс зданий на улице Росси.
Русский ампир
Русский ампир продолжил развитие классицизма и стал отражением ростом национального самосознания и утверждении Российской империи на международной арене. В монументальных проектах архитекторы стремились отразить военные успехи России того времени (Отечественная война), продемонстрировать достижения (Адмиралтейство — морской флот) и императорскую власть (Триумфальные арки).
Не отступая от традиций классицизма, стал широко использоваться декор на военную тематику и усилилось влияние античности (скульптуры, колонны, пилястры). Ориентация на античность была отчасти политической: сравнение российского императора с греческими и римскими, отсылки к событиям Римской империи и Древней Греции (Александровская колонна).
Ампир перестал быть актуальным вместе с изменением общественных настроений: это нестабильность, ускорившаяся демократизация после отмены крепостного права и отсутствии тотального контроля за всеми архитектурными проектами.
Главные примеры: арка Генерального штаба, завершившая ансамбль Дворцовой площади, Адмиралтейство, Нарвская и Московская триумфальные арки.
Многие элементы русского ампира вернулись позже, но при схожих обстоятельствах — в 1930-1950-е годы: демонстрация военной мощи, абсолютной власти и монументализма.
Эклектика
Эклектика отразила меняющиеся настроения в обществе и снятие тотального контроля над градостроительством. Одновременно происходит как обращение к западноевропейским тенденциям, так и возрождение национальных идей, что находит своё отражение в неоготике и неорусском стиле соответственно. Развитие технологий позволяет осуществлять смелые идеи и реализовать новые смелые проекты.
Необарокко
Короткое возрождение барокко пришлось на вторую половину 19 века. Теперь пышные барочный декор обычно сочетается с классицизмом или неоренессансом. Его главный архитектор в Петербурге — Штакеншнейдер, спроектировавший дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте, по которому особенно хорошо заметно вдохновение проектами Расстрелли.
Другие примеры: особняк Бутурлиной, Юсуповой, дом Разумовской.
Неовизантийский стиль
Невизантийский — или псевдовизантийский — стиль был не так популярен в Петербурге, однако оставил несколько выдающихся примеров. В первую очередь это Морской собор Николая Чудотворца в Кронштадте, богато украшенный как снаружи, так и изнутри. Также следует отметить церковь Милующей иконы Божией Матери на Васильевском острове, Иоанновский монастырь на Карповке и Казанскую церковь Новодевичьего монастыря. Один из самых ярких примеров не сохранился — это Греческая церковь, снесённая в середине XX века.
За основу стиля был взят собор Святой Софии в Константинополе/Стамбуле и другие элементы средневековой византийской архитектуры. В России он получил особую интерпретацию, смешавшись с традициями русского зодчества. При этом сохраняются главные черты: низкие купола, где главный купол больше других, единый церковный зал, широкое использование мозаики в декоре.
Неорусский стиль
Неорусский стиль сочетает в себе традиционные русские архитектурные элементы с неовизантийским стилем, модерном или романтизмом. Отчасти он вырос из псевдовизантийского стиля, но всё больше обращался к русским традициям. Происходит подражание древнерусскому зодчеству, что отражало тенденцию возрождения к национальным идеям и народной культуре. Такие дома напоминают сказочные теремы и древнерусские церкви, но при этом имеют другую конструкцию и зачастую воспроизводят лишь древнерусский декор.
Все примеры — в отдельном посте.
Стиль особенно необычен для Петербурга, до этого момента в основном ориентировавшегося на европейские традиции и античные образцы. Возможно, поэтому он не получил большого распространения и сейчас скорее ассоциируется с Москвой, где был распространён намного больше и смотрелся органичнее.
Самые яркие петербургские примеры: Спас-на-Крови, дом Никонова на Колокольной улице, доходный дом Басина. Многие неорусские проекты были снесены (Борисоглебская церковь на Синопской набережной, Захарьевская церковь на Звенигородском проспекте) или перестроены.
Неоготика
Неоготика стала важным отражением периода архитектурной эклектики. Средневековой готики в России не было, поэтому возрождение стиля происходило через воспроизведение отдельных элементов западноевропейских соборов: в основном, шпили, арки и готические своды.
Самые яркие примеры: Чесменская часовня, кирха святого Михаила на Васильевском острове, храм Петра и Павла в Парголовском парке, Готическая капелла в Петергофе. Элементы псевдоготического стиля встречаются не только в религиозных постройках. Например, в доме на 5-й линии, 46 или в больнице на Лиговском проспекте, 2-4.
Промышленная архитектура
Активное развитие промышленности в Петербурге со второй половины XIX века способствовало резкому росту строительства новых заводов, фабрик, мануфактур. Это были и крупные комплексы на окраинах, которые сформировали новые районы (проспект Обуховской обороны), и компактные предприятия в самом центре.
Большинство зданий строится в так называемом кирпичном стиле — неофициальный термин, прочно закрепившийся за архитектурной модой тех лет. Некоторые предприятия кирпичного стиля напоминали английские и немецкие заводы, а более поздние примеры относятся уже к северному модерну (табачная фабрика «Лаферм»).
Пик промышленности в России оставил большое наследие как архитектурных памятников, так и непосредственно предприятий, которые до сих пор работают по своему первоначальному предназначению.
О промышленной архитектуре Петербурга XIX-XX века со множеством примеров есть отдельный пост.
В советское время центр промышленного производства переместился в столицу и другие регионы, поэтому предприятия в функциональном и модернистском стиле шире представлены именно там. В Санкт-Петербурге можно выделить мясокомбинат имени Кирова на Московском проспекте, Левашовский хлебозавод.
Модерн
Модерн стал поистине революционным стилем, отрицавший устоявшиеся традиции. Он пришёл в Россию из Европы с некоторыми изменениями. Самые яркие петербургские примеры модерна: дом Зингера и Елисеевский магазин на Невском проспекте, Витебский вокзал. В них можно проследить главные черты стиля: плавные линии, нетрадиционные конструкции и изящный декор на сказочные темы, большое внимание к деталям и интерьеру.
Как и другие, этот стиль являлся отражением эпохи. Переломный момент на рубеже веков поставил под сомнение существующие традиции, а развитие технологий позволили расширить возможности строительства и использовать более сложные элементы и конструкции.
В конце XIX века в стиле модерн в основном строились особняки, галереи и магазины. Однако позже он стал более массовым и распространился на доходные дома, религиозные постройки и даже промышленные предприятия.
Подробнее о характерных особенностях, истории зарождения и распространения модерна в России и Европе — здесь.
Северный модерн
Помимо пышных особняков в Петербурге стали появляться дома в более сдержанном и скандинавском подвиде стиля — северном модерне или национальном романтизме. Для него характерно использование натуральных материалов, необработанного камня и фольклорных сюжетов в декоре. Более суровые на первый взгляд дома часто напоминают замки, но их неприступный вид сочетается с изяществом модерна, яркими декоративными деталями, выраженными через витражи, мозаику и майолику. О северном модерне есть отдельный подробный пост.
Конструктивизм
Конструктивизм появился в первые советские годы, когда всё искусство, включая архитектуру, стало источником распространения новых идей. Его главные черты — функциональность и минимум декора — были продиктованы как экономией после Первой мировой войны и революции, так и советской идеологией, диктующей архитектуру без излишеств.
Конструкция здания и план каждого помещения планировались исходя из функции, которые они будут осуществлять. Это хорошо заметно в ДК имени Горького, Московском райсовете и практически всех постройках той эпохи. Для жилых зданий проектировался общий быт со столовой, библиотекой, детским садом (дом-коммуна инженеров и писателей, дом Политкаторжан).
Минималистичный декор был по-своему изящен: это ленточное остекление, цилиндрические формы, асимметрия и противопоставление горизонталей и вертикалей. В Петербурге сформировался свой подстиль, который называют ленинградским авангардом.
Подробнее о конструктивизме в Петербурге.
Отдельно стоит отметить рабочие городки и жилмассивы, которые стали массово строиться в эпоху конструктивизма. Лучшие примеры этого простого и функционального жилья с нестандартными решениями и оригинальным декором: жилгородок на Тракторной улице и на проспекте Стачек. О рабочих городках разных периодов можно почитать в здесь.
Сталинский неоклассицизм
В сталинском ампире — или неоклассицизме — отражалась идеология довоенного и послевоенного периода. Утверждение единой власти, военной мощи, промышленности, индустриализации и пафос тоталитаризма пронизывали архитектуру ключевых проектов эпохи. Отчасти заимствовались традиции русского ампира 19 века: широкое использование античных элементов, колонн, арок, военной символики. Однако изменился масштаб строительства, технологии, материалы и добавились некоторые конструктивистские элементы. Самые амбициозные проекты осуществить не удалось из-за Великой отечественной войны, но была спроектирована единая застройка целых районов, которая сохранилась в Московском и Кировском районе, а отдельные здания встречаются практически повсеместно.
Самый яркий проект эпохи — Дом Советов на Московском проспекте, который должен был стать началом строительства нового центра города.
Плановая застройка
После смерти Сталина вместе с десталинизацией происходит полный отказ от сталинского ампира. Новые здания принципиально строятся без всякого декора, подчёркивая отсутствия пафоса и помпезности. Именно на этот период пришёлся максимально быстрый рост города и населения за счёт строительства массового и доступного жилья. Это так называемые «панельки» и другая плановая застройка, позволившая получить жильё новым жителям Петербурга, но страдающая от низкого качества и низкой архитектурной ценности.
Советский модернизм
Советский модернизм является логическим продолжением конструктивизма и также часто использует, например, ленточное остекление и цилиндрические формы. Но обычно проекты соцмодернизма более смелые и новаторские — с грубыми формами, зачастую переходящими в брутализм (гостиница «Русь») и использованием новейших на тот момент технологий (СКК).
Чаще в соцмодернизме строились административные учреждения, спортивные стадионы, промышленные предприятия и жилые дома. Самые яркие проекты второй половины XX века, которые часто вызывают полярные чувства у жителей, относятся как раз к этому стилю (БКЗ, дома на Смоленской набережной).
Подробнее: Социалистический модернизм
Современный стиль
С середины 90-х годов не существовало чёткого градостроительного плана, поэтому за 20 лет появилось довольно много неудачных проектов и хаотичной застройки. Отчасти происходило копирование классических элементов, отчасти — широкое использование сплошного остекления и массивных бетонных блоков. Большинство зданий этого времени подвергается критике, а также инициировало уничтожение архитектурного наследия.
Удачные примеры стали появляться только в последние десятилетия после переориентации на актуальные мировые тенденции строительства. К ним можно отнести Невскую Ратушу, дом на Ковенском, 5, новая сцена Александринского театра, реконструкция Главного штаба.
Фасадизм
В последние годы вместо уничтожения архитектурных памятников применяется технология фасадизма: когда сохраняется или восстанавливается исторический фасад, а всё остальное перестраивается и дополняется новыми конструкциями. Считается, что фасадизм позволяет сохранить облик исторической застройки центра города и модернизировать здания.
Примеры: дом на Лиговском 13-15, «Ренессанс Правда» на Херсонской, 15.
Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.
Первые обновления всегда в Инстаграме
архитектурных жемчужин Петербурга | Architectural Digest
Архитектура
Архитектурный тур по Санкт-Петербургу
Ли Ф. Миндел, FAIA
Давным-давно я вел переговоры о заказе на съемку отеля в Санкт-Петербурге, Россия. После долгой подготовки (включая покупку большого количества термобелья для январской съемки) работа так и не состоялась. После всех этих исследований того, какой это невероятный город, я был разочарован тем, что не поехал, и дал обещание, что однажды поеду…
Вот где я оказался несколько лет назад на свидании на выходных с моей подругой Шэрон. Естественно, у меня был свой верный фотоаппарат, но на этот раз я фотографировала только для себя
У нас была самая замечательная погода; у них, по-видимому, только 30 солнечных дней в году , так что нам посчастливилось побывать там на 10% из них, найдя непрерывный солнечный свет целых три дня! Мы остановились в гостинице «Аглетер», которая находится на Исаакиевской площади, поэтому ближе к центру города нам не подобраться. Этот великолепный отель является частью Rocco Forte Group. Персонал был замечательным и очень услужливым, особенно когда дело дошло до бронирования ресторанов и рекомендаций мест, которые нужно посетить.
Ресторан выходил окнами на Исаакиевский собор (фото вверху), и было просто приятно сидеть там, наблюдая за происходящим. Очевидно, в отеле также был бассейн и спа, но мы были слишком заняты прогулками по городу, чтобы искать эти места.
Первый день архитектурных изысков
В первый день мы отправились на автобусную экскурсию; отличный способ получить представление о местности и решить, какие части вернуться и посмотреть. Я уже знаю, что хочу увидеть Храм Спаса-на-Крови… ну, если честно, я хотел сфотографируй его , конечно!
Это самое удивительное здание, полностью покрытое цветной мозаикой. Причина, по которой он получил такое название, кроется в путеводителях (я постараюсь не утомлять вас множеством подробностей, так как блог и так будет длинным).
Обед был в Доме Зингера (фото ниже) и у меня был борщ он же свекольник. Честно говоря, я мало ожидала, что суп будет таким, но он оказался вкусным! Мы пробовали есть местную еду (так что я могу притвориться экзотической и интересной), например, заказать бефстроганов в 9.0094 The Stroganoff Steak House , или Котлета по-киевски по Русская водка № 1 .
Там мы также попробовали немного водки, но, будучи не очень пьяницей, я свела их к минимуму, иначе бедной Шэрон пришлось бы нести меня обратно в отель!
Площадка фотографов
В субботу мы сели на судно на подводных крыльях в Петергоф, который называют «Петербургским Версалем». лист, который мог бы быть безвкусным в другой обстановке, но в этом месте был просто ошеломляющим. Мы обошли все сады после попытки совершить экскурсию и сдались, когда поняли, что все это на русском языке. В садах были фотографии руин и пожара в здании во время Второй мировой войны. Вы бы никогда не узнали сегодня, что что-то из этого произошло, и я восхищался работой, связанной с его восстановлением.
В Санкт-Петербурге нельзя было не посетить оперу или балет. Шэрон подарила мне на день рождения билеты на одну из опер Чайковского (да, мне пришлось гуглить, как это пишется). К счастью для нас, они поставили английские субтитры, иначе мы бы полностью потеряли перевод ; факт подтвердился, когда нас попросили сообщить обновленную информацию о развитии истории милыми французскими парнями, сидевшими рядом с нами.
В очередной раз архитектура театра была просто прекрасной (правое фото), плюс было приятно немного принарядиться.
Ночная съемка стала «легкой»
В летние месяцы солнце светит почти 24 часа в сутки, к чему нужно было немного привыкнуть, и это объясняет, почему мы гуляли так поздно. Однажды вечером я попросил чашку чая, но мне сказали, что бар только что закрылся. В полночь небо было тем, что мы, фотографы, называем «синим часом», когда небо приобретает прекрасный королевский синий цвет перед тем, как стать черным. Они называют дни вокруг летнего солнцестояния Белые ночи и устраивайте фестивали в честь этого.
В 1:15 на Неве разводятся все мосты, а с 1 июня можно сесть на ночной теплоход и посмотреть, как они разводятся. Поэтому мы подумали, что не можем упустить возможность сделать что-то уникальное и увидеть, как ночью разводят мосты.
Мы забронировали поездку у дамы, которая выкрикнула мне «рупии», когда я предложил свою кредитную карту, затем сели на лодку с одеялами вокруг нас (ночью на реке было прохладнее) и отправились в путешествие по Неве. Тем не менее, мы так и не увидели открытые мосты, так как на одном велись строительные работы, а на другом был… ну, я не уверен, но он так и не открылся. Но это не имеет значения; В ночных городах всегда прекрасная атмосфера, а в Петербурге особенно.
Архитектура исторических зданий
Говоря о строительстве, единственное разочарование за всю поездку было то, что много строилось зданий, мне было стыдно, так как я хотел все сфотографировать.
Эрмитаж был упакован как огромный подарок. Мы ушли из Эрмитажа до последнего дня, вернее, до утра, так как улетали днем. В некотором смысле мне хотелось бы, чтобы у нас было больше времени там, но, с другой стороны, мы бы не увидели столько города, если бы проводили дни в Эрмитаже.
Это было потрясающе и я не использую это слово часто или легкомысленно. Опять же, я позволю вам почитать историю, если вы того пожелаете.
Если бы вы были в Санкт-Петербурге всего на пару часов (по какой-то случайной причине), я бы посоветовал сходить в Эрмитаж, так как там собраны самые удивительные произведения искусства самых удивительных художников мира. Архитектуру и интерьеры стоит посмотреть в одиночку, от некоторых залов просто дух захватывает. Так как мы были там недолго, то просто посмотрели Рембрандта и художников 20-го века. Было так много всего, что можно увидеть, и, как всегда, быть рядом с этими работами намного лучше, чем просто видеть их в Интернете. Моей любимой была целая комната, полная Пикассо с его керамикой и картинами.
Зачем фотографировать дома в Петербурге?
Я так рада, что у меня есть возможность увидеть Санкт-Петербург; это была не самая простая страна, в которую я мог попасть, процесс получения визы был самым сложным, и это было дорого, но тогда я не пытался сделать это в рамках бюджета.