Александровская слобода ивана грозного: Александровская слобода (Кремль) в Александрове

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе.

1) 3 декабря 1564 года Иван Грозный с семьёй внезапно выехал из Москвы на богомолье, взяв с собой казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в столицу и, проскитавшись несколько недель, остановился в Александровской слободе.

3 января 1565 года он объявил о своём отречении от престола в пользу старшего сына юного царевича Ивана Ивановича, по причине «гнева» на бояр, церковных, воеводских и приказных людей. После прочтения послания царя в Москве резко накалилась антибоярская обстановка — в Кремль пришли тысячи москвичей, разъярённых названными в послании изменами бояр, и Боярской Думе ничего не оставалось, как просить Ивана возвратиться на царство. Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство. 5 января 1565 года государь Иван IV объявляет учредить опричнину.

Когда в начале февраля 1565 года Иван Грозный вернулся в Москву из Александровской слободы, он объявил, что согласен вновь вернуться к правлению на условии, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества «без докуки и печалований» со стороны духовенства и учредить в государстве «опричнину».

2) Чтобы лучше ощутить ауру этого места, ознакомимся сначала с биографией 1 русского царя, правившего страной 37 лет с 1547 по 1584 годы (если же принимать во внимание малолетство царя с 1533 по 1547 годы при регенстве его матери Елены Глинской, то и вовсе дольше любого из когда-либо стоявших во главе Российского государства правителей — 50 лет и 105 дней). Иван IV был старшим сыном великого князя московского Василия III и его второй жены Елены Глинской из княжеского литовского рода, ведущим происхождение от ордынского темника Мамая (проигравшего Куликовскую битву Дмитрию Донскому в 1380 году), бежавших в Москву из Великого княжества Литовского в 1508 году в результате поражения в борьбе за власть.

3) Родился будущий царь в селе Коломенском под Москвой в 1530 году, после смерти его отца князя Василия III в 3-летнем возрасте вступил на престол при регентстве матери Елены Глинской, которая за время её правления страной (1533-1538 гг. и 2 женщина-правитель в истории нашей страны после княгини Ольги) сумела осуществить ряд реформ, способствующих процессу централизации Русского государства. Это и денежная реформа, которая способствовала становлению единой монетной системы в стране, это принятие единых мер длины и объёма, это возведение Китайгородской стены вокруг Московского посада в качестве дополнительной системы защиты Московского Кремля от набегов крымских татар. Также среди её мероприятий внутренней политики было и предоставление льгот и земель православным переселенцам из Литвы и ограничение прав вотчинникам сбора податей и использования их на собственные нужды. При Елене Глинской было начато проведение Губной реформы местного самоуправления, обязавшей дворян на определённой территории выбирать губного старосту, который выступал в качестве связующего звена с центральной властью на местах. После смерти матери и до взросления Ивана Васильевича в стране продолжалась борьба за власть между влиятельными боярскими родами Шуйскими, Бельскими и Глинскими, что вызвало недовольство в городах.

4) В 1545 оду Иван IV достиг 15-летнего возраста, позволившему ему стать полновластным правителем и положить конец борьбе влиятельных боярских родов за власть. Одним из сильных впечатлений царя в юности были «великий пожар» в Москве, уничтоживший свыше 25 тысяч домов, когда погибло 1700 горожан из тогдашнего населения столицы в 100,000 человек, и Московское восстание 1547 года, когда впервые в отечественной истории не случилось физическое устранение царской семьи.

16 января 1547 года Иван IV венчается на царство через принятие титула «царь», а не просто «великий князь». Москва в глазах православных людей должна была стать наследницей Царьграда — Константинополя (как мы помним, Византия окончательно пала под ударами турок в 1453 году). Торжество самодержавия олицетворяло и для митрополита Макария торжество Православной веры. Ряд историков (Н. И. Костомаров, Р. Г. Скрынников, В. Б. Кобрин) полагают, что инициатива принятия царского титула не могла исходить от 16-летнего юноши. Скорее всего, важную роль в этом сыграл митрополит Макарий. Упрочнение власти царя также было выгодно его родне по материнской линии. В. О. Ключевский придерживался противоположной точки зрения, подчёркивая рано сформировавшееся у государя стремление к власти. По его мнению, «политические думы царя вырабатывались тайком от окружающих», идея о венчании стала полной неожиданностью для боярства.

5) Правление Ивана Грозного можно разделить на 2 периода: конец 1540 — 1550-е гг.- время реформ с крупными внешнеполитическими достижениями, и 1560-начало 1580-х гг.- время опричнины, поражения Ливонской войне.

В 1549-1560 гг. царь осуществляет руководство страной совместно с Избранной Радой (Адашев, Андрей Курбский, духовник царя Сильвестр, митрополит Макарий, глава Посольского приказа Иван Висковатый), которые вместе осуществили ряд реформ центрального и местного управления. В 1549 году впервые созывается Земский Собор с представителями от всех сословий, кроме крестьянства, оформив в России элементы сословно-представительной монархии (предусматривавшей участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов). Через год принимается т.н. Судебник 1550 года ( первый официально провозглашённый в качестве единственного источника права в российской истории), в котором устанавливается единая система взимания налогов в виде «большой сохи», подтверждён Юрьев День по предыдущему Судебнику 1497 года, когда крестьяне могли перейти от одного владельца к другому (увеличен размер пожилого за подобный переход). Также Судебник 1550 году упразднил судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных государственных судебных органов.

6) В 1551 году созывается Стоглавый церковный Собор, на котором принимается своеобразный кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством.

На Соборе были приняты следующие решения:

— унификация порядка исполнения церковных обрядов и запрет новаторства в иконописи

— ограничение дальнейшего приращения церковных владений в городах и финансовых привилегий духовенства

— запрет монастырям ссужать деньги в рост и выпрашивать у царя новые угодья и льготы

При Иване IV окончательно формируется система приказов, заведовавшие отдельными отраслями государственного управления или отдельными областями государства, впервые появившиеся ещё при деде царя во время правления князя Ивана III. Появляются Разрядный (военные дела и поместное войско), Пушкарский (артиллерия), Стрелецкий (управление стрельцами), Оружейная палата (арсенал), Посольский (иностранные дела), Большой Приход (финансы),Челобитный (дела по челобитным, подаваемым царю от подданных и решений по ним), Поместный (дела раздаваемых дворянами государственных земель), Холопский приказы. Также приказы по управлению отдельными территориями страны — приказ Сибирского дворца и приказ Казанского дворца. Приказная система управления при Петре I была заменена на коллегии, которые станут министерствами при Александре I, наркоматами после Октябрьской революции и вновь министерствами с 1946 года (это вам историческая цепочка).

В 1556 году отменяются кормления (принцип содержания должностных лиц за счёт местного окрестного населения) и создаётся стрелецкое войска, ставшее первым регулярным формированием войск на постоянной основе.

Во внешней политике первого периода Были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, Область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды, обеспечив двукратный прирост территории Русского государства.

7) В январе 1558 года царь Иван IV начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря для получения доступа к морским коммуникациям и упрощения торговли с западноевропейскими странами. В 1559 году Русское царство сталкивается с широкой коалицией врагов, к числу которых относятся Королевство Швеция, Королевство Польша, Великое княжество Литовское. Фактически участвует в антирусской коалиции и вассал Османской империи Крымское ханство, которое разоряет регулярными военными походами южные области Руси. Война принимает затяжной изнурительный характер. Засуха и голод, эпидемии чумы, крымскотатарские походы, польско-литовские рейды и морская блокада, осуществляемая Швецией, опустошают страну.

Неупорядоченные отношения монарха и боярской аристократии, необходимость в увеличении численности армии, мобилизации государством интересов всех производителей для ведения войны, боярская оппозиция против Ливонской войны, кончина первой жены царя Анастасии Романовны стали причиной разрыва царя с Избранной радой, друзьями Сильвестром и Адашевым, бегства Андрея Курбского в Литву, приведшей к введению Опричнины и становления Александрова в качестве столицы страны в 1564-1581 гг.

8) Александровская Слобода получила известность с XV века, которая с 1505 года служила загородной резиденцией великого князя Василия III. Деревянные укрепления, воздвигнутые в своё время по распоряжению Елены Глинской, царь велел выложить кирпичом «от земли до стрельниц» (бойниц), сохранившиеся до настоящего времени. 3 декабря 1564 года Иван IV с семьёй выехал в Александрову слободу, затем прислал в Москву 2 письма, где обвинял феодалов в измене и посадскому населению, что на него царский гнев не распространяется. Бояре стали просить царя вернуться на трон, царь согласился, оговаривая для себя право казнить и миловать по его усмотрению. и раздел страны на опричнину (личное владение царя с наиболее экономически развитыми регионами в районе судоходных рек, центрами солеварения , форпостами и крепостями на западе) и земщину, оставленной в управлении боярами, которые должны были содержать саму «опричнину».

Так Александровская Слобода превратилась в фактическую столицу государства, здесь была учреждена опричнина, в слободе функционировали приказы, Боярская дума и приём послов и посольств Англии, Швеции, Дании Отсюда был совершён поход на вольный Великий Новгород. Английский путешественник Флетчер писал, что Александрова слобода при Иване Грозном по доходам стояла на первом месте среди других городов Руси. С 1568 года в слободе располагалась царская книгописная (ещё не книгопечатная) палата.

9) В 1581 году царь покинул крепость в Александровской слободе после убийства своего сына Ивана и больше никогда сюда не возвращался. Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, написанная в 1883 году, где изображены муки раскаяния на лице Грозного и кротость умирающего царевича, со слезами на глазах прощающего обезумевшего от горя отца.

В 1578 году здесь основана первая на Руси типография, а во 2 половине XVII века на территории бывшей царской крепости был устроен Успенский женский монастырь. В 1689 юный Пётр I с генералом Гордоном проводил манёвры потешных полков. Его дочь Елизавета Петровна, сосланная в свою дворцовую вотчину в 1730 году, прожила здесь 10 лет и отсюда уехала венчаться на царство.

10) Познакомимся более подробно с подстройками Слободы и экспозицией современного музея.

На фото- Успенская церковь 1513 года постройки, бывший личный домовой храм Василия III.

11) Сейчас там находится небольшая экспозиция сохранившихся расписных прялок конца XIX столетия, которые использовались для получения нити из шерсти. Расписывались прялки в связи с многочисленными обрядовыми поверьями и действиями.

12)

13) Подземелья Успенской церкви.

14) Ненадолго вновь выглянем на улицу.

По мнению ряда историков, поражение русской армии в битве на реке Уле стало отправной точкой карательной политики царя — князья Оболенские, Михайло Петрович Репнин и Юрий Иванович Кашин. В Казань в ссылку с лишением родовых вотчин было отправлено 100 из 282 князей и бояр. В 1565 году формируется опричное войско численностью в 6000 человек. Всё остальное государство должно было составлять «земщину»: царь поручил его земским боярам, то есть собственно боярской думе, и во главе управления им поставил князя Ивана Дмитриевича Бельского и князя Ивана Фёдоровича Мстиславского. В 1569-1570-х гг. опричное войско под личным командованием Ивана Грозного совершает поход на Новгород и Псков, сопровождаемый массовыми убийствами и разграблением обоих городов. Из-за несогласия с политикой Ивана Грозного и открытого выступления против опричнины попадает в опалу митрополит Филипп II, который решением церковного собора был лишён сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч, где был убит Малютой Скуратовым в 1569 году.

15) Итогом политики опричнины стала централизация Русского государства, ослабление влияния московского боярства. В частности, со смертью князя Владимира Старицкого исчезло одно из последних удельных княжеств в России в городе Старице, Верее, Алексине (т.н. Старицкое княжество). Беспредел опричного войска и разорение северо-западных земель тало причиной бегства населения на юг в район бывшего Дикого Поля (нынешняя Восточная Украина, южное Поволжье). Для сдерживания бегства населения из центральных районов страны в 1581 году был принят «указ о заповедных летах», по которому запрещался переход крестьян от одного владельца к другому (прямо на глазах виден процесс складывания крепостного права в России, начало положено в 1497, потом 1550, 1581, затем урочные лета и Соборное Уложение).

Отменена же опричнина была в 1572 году после большого набега крымского хана Девлет-Герея на Москву, когда хвалёные своими разбоями опричники не смогли отразить нашествие извне.

16) на территории Слободы есть небольшая крестьянский дом с изображением быта крестьян.

17)

18) Теперь посмотрим государеву трапезную палату, примыкающую к Покровской церкви, куда мы ещё зайдём. Перед нами — трапезная палата, где Иван Грозный встречал самых дорогих и почётных гостей.

19) Царские покои (реконструкция). В 1571 году в Александрову Слободу со всех уголков Руси на смотр невест царю привозят 2000 девушек. Из них себе в жёны он выбирает Марфу Собакину (третья жена), которая умирает менее чем через две недели при таинственных обстоятельствах. Всего же во время пребывания в Слободе Иван IV женился 6 раз.

20) Подземный зал пыток времён опричнины.

21)

22) Посмотрим экспозицию музея.

23) Костяной трон Ивана IV, считающийся самым древним их сохранившихся тронов правителей России, предположительно изготовленный к моменту венчания на царство в 1547 году. Однако загадка в том, что на троне есть даже зодиакальная дата, которая вроде бы указывает на 1526 год — время правления Василия III.

24) Большие башенный часы Александровской слободы, имевшие старорусский (византийский) счёт времени, сутки делились на дневные и ночные часы, продолжительность которых менялась в зависимости от месяца. К примеру, в июне было 17 дневных и 7 ночных часов, в декабре — наоборот. Стрелка в виде луча солнца, закреплённого вверху циферблата, была неподвижной, вращался именно циферблат с церковнославянскими буквами, обозначавшими цифры.

25) Слева молченская икона XVII века «Богоматерь с младенцем на престоле» из Молченской Софрониевой пустыни из нынешнего села Новая Слобода Сумской области. Справа XIX века «Святцы».

26) Слева — Евангелие 1775 года печати, справа — тоже Евангелие только 1698 года.

27)

28)

29) Икона XVIII века «Богоматери Казанской и древа Иесеева»

30) Убрусы с икон XVIII века из жемчуга, сапфира, отреза ткани, сапфиров. Убрусом также называют полотенце, которым покрывают икону, и шире, любые некованые ризы (например, из жемчуга и бисера.

31)

32) т.н. Покровцы (покрова) или воздух — матерчатые платы, которыми покрываются сосуды во время литургии византийского обряда. Покрывание происходит последовательно сначала малыми покровцами, каждый сосуд в отдельности, а затем оба вместе покрываются общим большим покровом. Меньшие по размеру покровы называются покровца́ми, больший — возду́хом.

На фото — сохранившиеся покровцы начала XVIII века.

Внизу снимка — лампада 1830 года.

33) Стихарь, выполненный царевной Марфой Алексеевной Романовой в начале XVIII столетия в Александровской слободе. Она была дочерью Алексей Михайловича (правил Россией в 1645-1676 гг.) , сестрой Петра I, Ивана V и Фёдора III, которая была сослана в Александровскую Слободу за сочувствие и помощь своей сестре царевне Софье, где она безвыездно прожила до её смерти в 1707 году. Стихарь же является длинной с широкими рукавами одеждой для богослужения у дьяконов.

34) Напрестольное Евангелие 1689 года печати.

35) Фрагмент Лицевого летописного свода, созданного в 1568-1576 гг. специально для царской библиотеки в единственном экземпляре, выполненный в Александровской слободе. Слово «лицевой» в названии Свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах». Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 16 тыс. миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года.

Историк Борис Клосс (почётный доктор Европейского Санкт-Петербургского университета) охарактеризовал Свод как «самое крупное летописно-хронографическое произведение средневековой Руси».

36) Ненадолго вновь выйдем на улицу освежиться, подчёркиваю, ненадолго, так как холодно, и посмотрим Покровскую церковь, внутри которой мы были, осматривая музейную экспозицию на предыдущих 18 снимках. Сам храм примыкает к государей палате, образуя одну общую постройку. Высокий шатр является прообразом всех последующих шатровых храмов в России, когда вместо купола здание шатрового храма завершалось шатром. Таким образом, это первый в стране каменный шатровых храм 1510-х гг. постройки (даже ранее церкви Вознесения в Коломенском). Сам Покровский храм являлся личной домовой церковью Ивана Грозного.

37)

38) Роспись шатра Покровской церкви. Архитектура шатра понималась как пространство грандиозной иконы, в персонажах которой, исполненных красоты и благородства, символически представлен образ мироздания. Венчающее роспись изображение Господа как бы осеняет божественной благодатью всё человечество и его избранных праведников , изображённых на гранях шатра в хронологическом и иерархическом порядке от Адама и Евы до русских князей-мучеников Бориса и Глеба.

Объединяющий персонажей символический мотив древа в виде зелёных стеблей, украшенных лепестками и бутонами, подчёркивало мысль о божественном происхождении власти русского царя.

39)

40)

41)

42)

43) Фрагмент текста Судебника 1550 года.

44) Слева — церковь-колокольня Распятия Христова и справа — Троицкий Собор.

45) Церковь-колокольня 1570 года постройки и Марфины палаты. Колокольня 56 метров высотой была возведена сразу после Новгородского погрома, ставшей памятником кровавой расправы, устроенной царем Иваном Грозным. Впереди т.н. Марфины палаты, где жила сосланная в слободу Марфа Алексеевна до своей смерти в 1707 году.

46) Многие исследователи видят в планировке собора, в его объеме и орнаментальных поясах совпадение с постройками XV века звенигородского князя Юрия II Дмитриевича.

47)

48)

49)

50) Надвратная церковь Фёдора Стратилата 1682 года постройки.

51) Монастырские кельи.

52)

52) Если выйти за пределы обители и слободы, то можно увидеть церковь Спаса Преображения в стиле барокко, построенной в 1742 году. А слева — угловая северо-западная башня, возведённая в 80-е гг. XVII века.

53) Таково вот то место, бывшее центром внутренней и внешней политики России на протяжении 20 лет.

Tags: Александров, Россия, путешествия

отсюда царь Иван Грозный правил Россией – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 3 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Александровская слобода многие века была загородной резиденцией московских государей и целых 17 лет являлась фактической столицей России: здесь жил со своими опричниками царь Иван Грозный. Сегодня наша «Дорога к храму» ведет в Александров.

Успенский девичий монастырь

Фото Владимира Ештокина

Главная святыня Александровской слободы Свято-Успенский монастырь уникален: такой ценности и сохранности единых комплексов времен Ивана IV в России — по пальцам перечесть.

Отправиться в путешествие

История

Александровская слобода известна с середины XIV века. В 1513 году здесь был построен загородный дворец великого князя Василия III — он приезжал сюда с семьей и двором.

Царь Иван Грозный переехал в Александровскую слободу в 1564 году, решив обезопасить себя от боярских интриг и возможных заговоров. Почти на два десятка лет слобода стала негласной столицей русского государства.

Иван Грозный. Парсуна. Национальный музей Дании. Датировки разнятся от прижизненной (XVI в.) до рубежа XIX–XX вв.

Век спустя на развалинах царской резиденции, изрядно разрушенной поляками, был основан Успенский девичий монастырь. Его история связана с именами двух святых: преподобным Лукианом, который основал обитель, и преподобным Корнилием, первым духовником и строителем.

В Успенском монастыре жила насильно постриженная в монахини сестра царя Петра I царевна Марфа Алексеевна, а позже обитель стала тюрьмой для первой жены Петра I, Евдокии Федоровны.

Александровский кремль в XVI веке. Гравюра из книги посла Даниила Якоба Ульфельдта «Путешествие в Россию», 1627

После революции монастырь был закрыт, а на его территории открыт историко-бытовой музей. В 1946 году, по многочисленным просьбам верующих, власти передали соборный храм Церкви. А с 90-х годов началось возрождение обители.

Сегодня на территории Александровской слободы существуют рядом и монастырь, и музей: можно и помолиться на службе, и посетить выставку и экспозицию.

Троицкий собор (1513)

(изначально Покровский)

Кованые Тверские и Васильевские врата Троицкого собора

Фото Владимира Ештокина

Привезены Иваном Грозным из Твери и Великого Новгорода.

Святыни монастыря

Фото Владимира Ештокина

В Троицком соборе покоятся мощи преподобного Корнилия Александровского, духовника и устроителя обители.

Также здесь находится чудотворная Страстная икона Божией Матери. По преданию, ее привез из Москвы преподобный старец Лукиан.

Фото Владимира Ештокина

Покровская церковь с трапезной палатой и колокольней (1510-е гг.)

(изначально Троицкая)

Дворцовый храм Ивана Грозного. Это первый каменный шатровый храм на Руси. Шатер — уникальная черта древнерусского зодчества. В качестве основного перекрытия храма шатер использовался с XIV века и был запрещен по указу патриарха Никона в середине XVII века. С тех пор шатровыми строили только колокольни.

Стены Покровской церкви не всегда были белыми. Шведский путешественник Петрей де Ерлезунда описывал внешнее убранство собора так: «Камни были расписаны красками так, что один — черный, другой — белый, третий — желтый и позолоченный. На каждом нарисован крест».

По легенде, в подвалах этой церкви Иван Грозный хранил свою знаменитую библиотеку, унаследованную от бабки, византийской принцессы Софьи Палеолог.

Дорога

До Александровской слободы удобно добираться по железной дороге. Если вы живете в Москве, Ростове или Ярославле — это отличный вариант для семейной поездки на выходные.

Электрички из Москвы до Александрова отправляются с Ярославского вокзала примерно раз в час. Время в пути — чуть более двух часов. А если ехать на комфортном экспрессе, то добраться получится даже быстрее — всего за 1,5 часа.

От вокзала Александрова до слободы ходят автобусы № 4 и 7, выходить нужно на остановке «Музей».

Станция Александров — крупнейшая на всем участке от Москвы до Ярославля. До Москвы — 112 км, до Ростова — 112 км, до Ярославля — 170 км. Станция обслуживает пригородные поезда на Ярославль, Дмитров, Поварово III, Киржач, Орехово-Зуево, Куровскую, а также на Иваново.

Фото Ludvig14/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0

Станция построена полтора века назад — в 1870 году, когда предприниматели Мамонтовы поэтапно обустраивали железную дорогу от Москвы до Ярославля.

При станции есть красивый храм 1903 года, освященный в честь преподобного Серафима Саровского: именно в этом году Серафим Саровский был прославлен в лике святых.

Отправиться в путешествие

резиденция царя Ивана IV Грозного

Александровская слобода — одна из древнейших резиденций российских правителей. Он расположен в 100 км от Москвы, на границе Владимирской и Московской областей. Его статус на протяжении веков менялся от охотничьего домика до женского монастыря, но самые известные страницы его истории связаны с царем Иваном IV Грозным , который на 17 лет превратил это место в неофициальную столицу России. Теперь здесь можно найти живописный архитектурный ансамбль и богатые музейные коллекции. Встречая разные сцены из жизни среднего возраста, можно составить целостную картину того времени.

Фото © Wikimedia/kikiwis

Культурный центр

Иван IV Грозный был одним из самых образованных людей своего времени. По его заказу была написана сводная летопись русской истории с 16 тысячами цветных иллюстраций. Его книжная коллекция, знаменитая «Либерия», как полагают, содержит редкие произведения на греческом, латинском и египетском языках из библиотек Константинополя и Александрии, а также китайские тексты II века и рукописи эпохи Ивана IV. Он создал печатный двор и хор, сделав Александровская Слобода Дом культуры .

Фото © Виктория Державина

Жестокое время

Это было жестокое время. В пугающей атмосфере подвалов можно услышать стоны заключенных и разглядеть сцену дознания в тусклом свете факелов. Людей пытали и казнили за тягчайшее преступление государственной измены, но за нецензурную брань, чрезмерное пьянство или плохое поведение могли посадить любого.

Фото © Виктория Державина

Иван Грозный молился о упокоении своих жертв

Ивана IV Грозного помнят как тирана, хотя он был не более жестоким, чем другие немолодые русские и европейские правители. В то же время он был религиозен и всегда молился об упокоении душ своих жертв и рассылал списки с их именами в монастыри, чтобы и монахи могли молиться об их упокоении. Попробуйте представить себе эту сцену в домовой церкви Ивана IV в Александровская слобода .

Фото © Кредиты Виктории ДержавинойФото © Кредиты otzyv.ru/ena

Родина русской авиации

В XVI веке среди крестьян и ремесленников было много талантливых людей. Часто они не умели читать и писать, но у них было много блестящих идей. Так, холоп Никита, сын Трофима, изобрел крылья и взобрался на Распятскую колокольню в Александровской Слободе , чтобы попробовать их. Его полет был довольно долгим. Он перелетел через крепостную стену и приземлился на берегу реки Серая. Царь Иван IV счел это вызовом Богу, не давшему крылья людям, и приказал казнить «русского Икара». Однако это чудо было описано в древних летописях, и Александровская слобода стала родиной русской авиации. На Распятскую колокольню тоже можно подняться, но только для того, чтобы полюбоваться пейзажем.

Фото © Виктория ДержавинаФото © Виктория Державина

День начинался с восходом солнца

Распятская колокольня в XVI веке фактически была часовой башней. В музее можно увидеть его часы. В то время не было электричества, поэтому день начался с восходом солнца и закончился с заходом солнца. Часы показывали дневное и ночное время и показывали 17 часов, а не 24. Семнадцать часов были самым длинным днем ​​летом и самой длинной ночью зимой.

Фото © Виктория Державина

Иван IV умер, играя в шахматы

Православная церковь запрещала играть в шахматы, но эта игра все равно была очень популярна. Иностранные путешественники описывали, что «на Руси и князья, и купцы, и воины, и бабы, и дети, все очень хорошо играют в шахматы, и все готовы жениться на тебе. Люди играют в шахматы на улицах». В музее можно увидеть шахматы, принадлежавшие Царь Иван IV. Он не только любил играть в шахматы, но и был искусным шахматистом, и даже умер, играя в шахматы .

Фото © Credits to photobook33.ru

Легенды, связанные с царем Иваном IV

С царем Иваном IV Грозным связано множество легенд. Одна из них рассказывает, что в 1581 году в Александровской слободе царь в пылу гнева убил своего сына Ивана, ударив его тростью. Мы не знаем, правда это или нет, но факт, что Иван Грозный следовал за мертвым телом своего сына в Москву пешком (более 100 км). Он приказал построить церкви и монастыри в память об Иване-царевиче, а сам никогда не был в Александровская Слобода больше.

Фото © Credits to interesnyefakty.org

Живописный архитектурный ансамбль,  резиденция Царь Иван IV , множество интересных предметов и сцен в Александровская слобода помогают понять, какой была немолодая жизнь . Во время интерактивной экскурсии вы сможете поучаствовать в царском пиру, попробовать традиционный русский напиток «квас», распечатать страницу книги на старинном типографском станке, а также узнать о царской свадьбе, которая проходила здесь.

Александровская Слобода

Я живу в Москве. Увлекаюсь путешествиями, историей, природой и архитектурой. Несколько лет работал гидом в Москве и других городах России. Я получаю вдохновение, посещая новые места, и мне нравится делиться им с другими.

Александровская Слобода | Россия

В районе Музейного проезда

Александровская слобода, что в переводе означает Александровская слобода, также часто именуемая Александровским кремлем, впервые была застроена на рубеже XVI века, когда великий князь Василий III основал здесь губернскую резиденцию. Примерно между 1508 и 1513 годами здесь были построены Покровский собор, Троицкая церковь и Успенская церковь, хотя позже Покровский собор был переосвящен в Троицкий собор, а Троицкая церковь — в Покровскую церковь. Сегодня территория Александровской слободы поделена между Александровской слободой-музеем-заповедником, экспонаты которого хранятся в некоторых старинных церквях и зданиях, и Свято-Успенским монастырем, который снова стал действующим женским монастырем.


Музей-заповедник «Александровская Слобода»

Успенская церковь, больничная палата и выставки

Успенская церковь — старейшая церковь Александровского Кремля, построенная примерно между 1508 и 1513 годами как личная церковь Великого князя Василия III и включала дворцовые палаты Василия III. Первоначальная часть церкви представляет собой основную кубическую структуру, которая позже была изменена за счет добавления пяти куполов, больших вестибюлей по трем сторонам и колокольни. После революции церковь была закрыта и вошла в состав музея-заповедника «Александровская Слобода». Сегодня он остается частью музея-заповедника и имеет три постоянные экспозиции: экспозицию, посвященную торговле города в XIXго и начала 20 веков, выставка традиционных русских напитков 16 века и выставочный зал для временных экспозиций работ различных художников.

Сразу за Успенской церковью находится Больничный корпус, построенный в 1680-х годах. На конце корпуса построена небольшая церковь Сретения Господня, которая с тех пор была возвращена Православной церкви. Остальная часть корпуса до сих пор используется музеем-заповедником для проведения выставки конца 19 века.мебель 19-го и начала 20-го веков, а также помещения для временных выставок.


Покровская церковь и выставки

Основные выставочные помещения музея-заповедника «Александровская Слобода» расположены в Покровской церкви, построенной предположительно между 1508 и 1513 годами по приказу великого князя Василия III и первоначально посвященный Святой Троице. Церковь имеет шатровый купол, и если она действительно была построена в 1510-х годах, как считают историки, то она является древнейшей шатровой церковью в России, как и Вознесенская церковь в Коломенской усадьбе в Москве, построенная также по приказу Василия III, был завершен несколько позже. При царе Иване Грозном церковь использовалась как личная царская церковь и была расширена за счет пристройки царских дворцовых палат. Именно здесь Иван Грозный в 1581 году в приступе ярости убил своего сына и наследника — царевича Ивана Ивановича 9.0009

Сегодня в церкви проходит несколько выставок, в основном посвященных Ивану Грозному и его связям с Александровской слободой. Всего здесь девять выставок:

  •   «Царский двор в Александровской слободе и личная церковь Ивана Грозного» , которая подробно описывает историю Александровской слободы и отображает особенности Покровской церкви, в том числе сохранившиеся фрески внутри купола шатра, трона Ивана Грозного и резных порталов-дверей.
  •   «Царские особы в Александровской слободе» , в котором есть сведения о великих князьях, царях, императорах и императрицах, посетивших Александровскую слободу.
  •   «История одного экспоната» , в котором представлено видео, сосредоточенное исключительно на одном экспонате, выставленном в музее-заповеднике.
  •   ‘Столовая XVI века’ , воссоздание столовой Ивана Грозного.
  •   «Спальни» , который представляет собой воссоздание спален Ивана Грозного с традиционной кроватью в стиле 16 века.
  •   «Подвал XVI века» , который воссоздает подземелье Ивана Грозного, включая модели пытаемых людей.
  •   «Царь Иван Грозный в картинках» , где представлены копии картин Ивана Грозного, в том числе знаменитое изображение Репина, на котором Иван убивает своего сына.
  •   «Сокровища александровской земли» , в котором представлены образцы прекрасной церковной утвари XVI–XVIII веков, в том числе иконы, книги и ризы из Александрова и его окрестностей.
  •   «Из глубины веков» , где представлены археологические находки, а также сама структура и фасад самого здания.

Свято-Успенский женский монастырь

В 1581 году, после того как царь Иван Грозный убил собственного сына, Иван покинул Александровскую слободу и больше не вернулся. Комплекс оставался заброшенным и начал приходить в упадок до 1651 года, когда царь Алексей разрешил основать здесь Свято-Успенский женский монастырь. В течение следующего столетия здесь были построены новые церкви, стены и монастырские корпуса. В 1698 августа Петр I сослал свою сводную сестру царевну Марфу Алексеевну в монастырь за помощь своей сестре-правительнице Софье в ее заговорах против Петра. Марфа приняла имя Маргарита и скончалась в монастыре в 1707 году. В 1921 году монастырь был полностью закрыт, а на его месте был основан музей-заповедник «Александровская Слобода». Однако в 1991 году монастырь был восстановлен, хотя не все его бывшие храмы были возвращены, так как они по-прежнему заняты музеем-заповедником.


Троицкий собор

Сегодня главным собором восстановленного монастыря является простой, но красивый Троицкий собор. Считается, что собор был построен между 1508 и 1513 годами в рамках развития Василием III Александровской слободы в качестве своей резиденции. Первоначально он был посвящен Покрову Пресвятой Богородицы, но позже был изменен на Святую Троицу. Собор одноглавый, с трех сторон окружен галереей и имеет три апсиды сзади. Западные и южные ворота собора были перенесены сюда после кровавых походов Ивана Грозного на Тверь и Новгород соответственно. Интерьер собора был украшен фресками в середине XVII века, но в конце XIX века они были переписаны.век. Собор был закрыт в 1919 г., но вновь открыт в 1946 г. В 1991 г. он вошел в состав воссозданного Свято-Успенского женского монастыря.


Надвратная церковь св. Феодора Стратилата

Другим храмом, возвращенным монастырю, является Надвратная церковь св. Феодора Стратилата, построенная над западными святыми вратами Свято-Успенского монастыря в 1680-х гг.