Содержание
Александровская колонна в Санкт-Петербурге
Александровская колонна в Санкт-Петербурге
22
12391
mix» data-ping-position=»1″ data-featured-url=»https://kudago.com/spb/place/kovorking-andplace/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/place/kovorking-andplace/» data-featured-path=»/spb/attractions/»>
185
2
4108
mix» data-ping-position=»2″ data-featured-url=»https://kudago.com/spb/list/dohodnyie-doma-kommunalnyie/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/list/dohodnyie-doma-kommunalnyie/» data-featured-path=»/spb/attractions/»>
10
34617
com/spb/list/interesnyie-ekskursionnyie/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/list/interesnyie-ekskursionnyie/» data-featured-path=»/spb/attractions/»>
2461
com/spb/list/znakomstvo-s-peterburgom/» data-featured-path=»/spb/attractions/»>
33
179373
com/spb/event/obuchenie-master-klassyi-po-mozaike-i-vitrazhu/» data-featured-path=»/spb/attractions/»>
3
1006
com/spb/list/neobyichnyie-ekskursii-po-sankt-/» data-featured-path=»/spb/attractions/»>
13
37373
Фото:
shutterstock. com
Фото:
commons.wikimedia.org
Фото:
shutterstock.com
Колонна на Дворцовой площади — поразительное и в то же время достаточно простое триумфальное сооружение.
Колонна была спроектирована зодчим Монферраном по распоряжению царя Николая I, желавшего увековечить победу Александра I в битве с Наполеоном Бонапартом. Интересным фактом является то, что изначально в планах было установить обелиск, но проект не утвердили. Для укрепления фундамента в почву забили более тысячи деревянных свай длиной в шесть метров. В центр фундамента вмонтирована шкатулка, наполненная памятными монетами. В 1834 году конструкция была установлена на середине площади, и в честь этого события прошёл парад из стотысячного войска во главе с императором.
Высота строения из розового гранита составляла 47,5 метров, а его вес — 600 тонн. Именно за счет своей внушительной массы и благодаря точным расчётам архитектора Александрийский столп уже почти 200 лет надёжно стоит на месте, ничем не закреплённый и не поддерживаемый. За всё это время фундамент строения ни разу не дал усадку и не отклонился от вертикали. Установка заняла чуть более полутора часов, в работе участвовало около двух с половиной тысяч человек. Полировали и обрабатывали колонну ещё два года. Материал везли из Пютерлакских каменоломен под Выборгом.
Легенда гласит, что горожане побаивались ходить возле колонны, узнав, что она не закреплена. Чтобы заверить людей в надёжности строения, архитектор Монферран каждое утро до конца жизни прогуливался вокруг колонны. Это архитектурное сооружение устояло после бомбёжек во время войны, несмотря на непосредственную близость взрыва снарядов.
Венчает колонну статуя ангела, спроектированная Борисом Орловским. В левой руке ангел держит крест, а правая обращена в небо. Барельефы пьедестала изображают арсенал оружия и доспехов, а сам пьедестал украшен орнаментом. Уникальность конструкции состоит в том, что металлический прут, крепивший фигуру к колонне, впоследствии был случайно удалён. Выходит, что статуя держится за счёт своего веса, как и сама колонна.
Это уникальное сооружение, расположенное в самом центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга, поражает своим величием и красотой. Александрийской колонной можно полюбоваться с набережной Мойки и с Большой Морской, сквозь арку Главного штаба, но лучше подойти поближе и рассмотреть всё в деталях.
Афиша спектаклей театра «Буфф».
Искромётные комедии и яркие мюзиклы на любой вкус. 18+
Посмотреть
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Расположение
Адрес Александровской колонны (Александрийского столпа)
Дворцовая пл.
Ближайшее метро
Адмиралтейская
Дополнительная информация
- памятники
- площади
Тип достопримечательности
Выберите рассылку:
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на передачу и обработку предоставленной
персональной информации в соответствии с условиями Политики конфиденциальности.
Александровская колонна: история и факты
Публикации раздела Архитектура
Александровская колонна украшает Дворцовую площадь с 1834 года: Николай I приказал возвести ее в честь победы Александра I над Наполеоном. Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем интересные детали из истории этого сооружения.
Александровская колонна, Санкт-Петербург. Фотография: meros.org
Первые эскизы Александровского обелиска
Степан Щукин. Портрет Александра I. Начало 1800-х. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Евгений Плюшар. Портрет Огюста Монферрана. 1834.
Франц Крюгер. Портрет Николая I. 1852. Эрмитаж, Санкт-Петербург
В 1829 году Николай I объявил открытый конкурс эскизов монумента в память об Александре I. Огюст Монферран — его проект Александровской колонны впоследствии был реализован — сначала предложил установить на площади гранитный обелиск высотой 25 метров. При этом Монферран разработал сразу несколько проектов пьедестала памятника. На одном из эскизов он предлагал украсить пьедестал барельефами Федора Толстого, которые иллюстрировали события Отечественной войны 1812 года, и фигурой всадника, впереди которого летит двуглавый орел, а позади — богиня победы. На другом эскизе он изобразил фигуры слонов, поддерживающих обелиск.
«Передо мной предстала колонна Траяна»
Александровская колонна, фигура ангела
Александровская колонна, пьедестал
Однако ни один проект обелиска принят не был. Монферрану предложили создать что-то вроде Вандомской колонны в Париже или колонны Траяна в Риме. Как писал архитектор: «Предо мной предстала колонна Траяна как прообраз самого прекрасного, что только способен создать человек в этом роде. Я должен был стараться подойти как можно ближе к этому величественному образцу античности, как это было сделано в Риме для колонны Антонина, в Париже — для колонны Наполеона».
У колонны Монферрана тоже было несколько вариантов оформления: кроме эскиза с фигурой ангела архитектор предлагал увенчать обелиск крестом, обвитым змеей, или установить наверху фигуру Александра Невского.
Финский гранит для русского памятника
Василий Тропинин. Портрет Самсона Суханова. 1823. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва
Пютерлахская каменоломня, отделение каменной глыбы от скалы. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836
Опрокидывание массива для стержня колонны в карьере. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836
Материал для своего памятника Монферран выбрал заранее: для Александровской колонны использовали гранит из Финляндии. Из одной скалы были вырублены и сама колонна, и камни для ее фундамента — самые большие из них весили более 400 тонн. Их вытесывали на протяжении двух лет — с 1830 по 1832 год — в Пютерлакской каменоломне. Там работали около 250 человек, а руководил ими известный каменотес Самсон Суханов.
Транспортировка на «Святом Николае»
Погрузка колонны на судно. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836
Доставка блоков для постамента Александровской колонны. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836
Передвижение блока для постамента Александровской колонны от набережной. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836
Перевозка заготовок для обелиска из Финляндии в Петербург была нелегкой задачей. Для транспортировки колонны по воде построили специальный бот «Святой Николай» грузоподъемностью более 1000 тонн. На его борт колонну загружали 600 солдат, при этом они едва не уронили монолит в воду. До Петербурга «Святого Николая» с колонной буксировали два парохода.
Сосновые сваи, цемент с мылом и шкатулка с монетами
Установка постамента на фундамент. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836
Поднятие колонны на эстакаду. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836
При закладке фундамента для установки колонны рабочие обнаружили сваи: за полвека до этого здесь планировали установить памятник Петру I Бартоломео Растрелли.
Читайте также:
- 10 интересных фактов о Главном здании МГУ
- 10 фактов о строительстве стрелки Васильевского острова в Петербурге
- Первая дама советской скульптуры. 10 фактов о Вере Мухиной
При установке колонны использовали инновационные инженерные разработки Августина Бетанкура, которые к тому времени уже были опробованы при строительстве Исаакиевского собора Огюста Монферрана. Здесь фундамент заложили по той же технологии, что и в Исаакии: в дно котлована вбили 1250 сосновых свай, на них положили каменные гранитные блоки. На фундамент поставили монолит весом 400 тонн, который стал основанием пьедестала. Монолит соединили с фундаментом особым раствором — в цемент были добавлены водка и мыло. Благодаря этому монолит можно было двигать, пока он идеально не «сядет». В центр фундамента вмонтировали памятную шкатулку с монетами, отчеканенными в честь войны 1812 года, и закладную доску.
«Монферран, Вы себя обессмертили!»
Александр Денисов. Подъем Александровской колонны. 1832
Л.П.-А. Бишебуа, А.Ж.-Б. Байо. Подъем Александровской колонны. 1834
Григорий Гагарин. Александрийская колонна в лесах. 1832
Самой сложной задачей, стоящей перед строителями, была установка колонны. Здесь также пригодились разработки, сделанные Августином Бетанкуром при строительстве Исаакиевского собора. Он сконструировал специальную подъемную систему из строительных лесов, кабестанов — механизмов для передвижения грузов — и системы блоков. Сначала колонну по наклонной плоскости подкатили на специальную платформу и закрепили на ней. Потом стали поднимать канаты, размещенные на вершине лесов. Эту операцию почти 40 минут выполняли около 2500 человек. Николая I настолько впечатлил торжественный подъем, что он воскликнул: «Монферран, вы себя обессмертили!» После установки колонны ее шлифовали, полировали и декорировали — на это потребовалось два года.
Скульптурное оформление колонны
Александровская колонна, фигура ангела. Фотография: hellopiter.ru
Александровская колонна, пьедестал. Фотография: невский.рф
Александровская колонна, пьедестал. Фотография: fotokto.ru
Фигуру ангела высотой почти пять метров выполнил скульптор Борис Орловский. В левой руке ангел держит крест, а правую возносит к небу. По замыслу Монферрана, фигура ангела должна была быть позолочена, но из-за спешки с открытием от этого решения отказались. На пьедестале колонны размещены изображения всевидящего ока, под которыми находятся двуглавые орлы, держащие в лапах лавровые гирлянды. Две крылатые женские фигуры держат табличку с текстом «Александру I — благодарная Россия», рядом изображены символы рек Висла и Неман. На других барельефах изображены аллегории Победы и Мира, Правосудия и Милосердия и Мудрости и Изобилия. Рисунки для оформления пьедестала выполнил сам Монферран, по ним художники сделали эскизы в натуральную величину, а скульпторы создали формы для отливки.
Самый высокий памятник из цельного гранита
Александровская колонна. Фотография: peterburg.center
Александровская колонна. Фотография: hellopiter.ru
Александровская колонна стала самым высоким монументом в мире, выполненным из цельного гранита. Общая высота памятника составляет 47,5 метра, из них почти половина — собственно колонна (25,6 метра). Вес памятника — около 600 тонн. Колонна стоит на гранитном основании лишь под действием собственной силы тяжести, у нее нет никаких специальных опор.
Церемония открытия «величественного Колосса»
Л. П. -А. Бишебуа, А. Ж. -Б. Байо. Торжественное открытие Александровской колонны. 1834
Григорий и Никанор Чернецовы. Парад по случаю открытия памятника Александру I в Санкт-Петербурге. 30 авгутста 1834 года. 1834
Торжественная церемония открытия памятника состоялась 11 сентября 1834 года. Архитектор хотел отказаться от участия в церемонии, но Николай I настоял, сказав: «Монферран, ваше творение достойно своего предназначения, вы воздвигли памятник самому себе». Для праздника на Дворцовой площади возвели специальные трибуны: на них разместилась императорская семья и другие именитые гости.
«И никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трём пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рожденные, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска… Начался церемониальный марш: русское войско прошло мимо Александровской колонны; два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище… Ввечеру долго по улицам освещенного города бродили шумные толпы, наконец, освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс один со своим часовым».
Ангел после революции
Реставрация Александровской колонны в 2002-ом году. Фотография: armycarus.do
Реставрация Александровской колонны в 2002-ом году. Фотография: petersburglike.ru
После революции фигуру ангела на Александровской колонне во время городских праздников маскировали красной тканью или воздушными шарами. Ходила легенда, что вместо нее планируют установить статую Ленина, однако этого не произошло. Ограду вокруг монумента в 1930-е годы переплавили на патроны. В годы Великой Отечественной войны Александровскую колонну замаскировали не полностью, как многие другие архитектурные памятники Ленинграда, а лишь на 2/3 высоты. Ангел получил осколочные «ранения». Колонну и территорию вокруг нее несколько раз реставрировали — в 1960-х, 1970-х и 2000-х годах.
Автор: Лидия Утёмова
Теги:
СкульптурыПамятники архитектурыАрхитекторыДостопримечательностиИнтересные фактыПамятникиПубликации раздела Архитектура
Ещё
Легенды об Александровской колонне — Путеводитель по экскурсиям
Сегодня Дворцовую площадь Санкт-Петербурга трудно представить без ее главной жемчужины — Александровской колонны, которая была открыта в 1834 году. Александрийская колонна — проект архитектора Монферрана. — поднят после победы Александра I в войне с армией Наполеона по приказу его брата императора Николая I.
Трудно поверить, но впервые горожане боялись ходить возле новостройки, опасаясь быть погребенными под его руины. Такие слухи имели под собой основания: при установке фигуры ангела наверху колонны изначально планировалось сделать цоколь из гранита, но в последний момент его заменили на обычную кирпичную кладку. Оскорбленный недоверием к людям, Монферран каждый день прогуливался возле колонны со своей собачкой, пытаясь рассеять беспочвенные страхи жителей.
С момента обнаружения колонны появилось множество легенд и историй, так или иначе связанных с этим монументальным сооружением. Эти мифы — очень любопытный образец воображения, забот и духа петербуржцев, живших в разные эпохи.
Ну, а вскоре после окончания строительства колонны появилась легенда, что под ее постамент закопали ящик отменного шампанского, чтобы сооружение стояло недвижимо вечно. В середине XIX века среди петербуржцев была популярна присказка: «якорь от якоря к якорю». Фраза означала, что император Николай I посвятил это сооружение своему брату Александру. По слухам, «якорь» был «лишней» колонной Исаакиевского собора, которая не подходила по размеру, поэтому его установили на Дворцовой площади. Используй или потеряй.
Есть достоверная информация, что Монферран предложил Николя сделать винтовую лестницу внутри колонны, ведущую на ее вершину, причем сделать это он планировал силами всего двух рабочих: один из них выполнял бы саму работу, а другой — уберите использованные материалы. Строительные работы продлились еще 10 лет, и Николя был достаточно благоразумен, чтобы отказаться от этой идеи, опасаясь, что это может повредить стены колонны.
С развитием техники мифы об Александровской колонне становились все более «прогрессивными»: говорили, что ее постамент оказался некой «пробкой» для нефтяной скважины. Некоторые горожане рисовали в своих беспокойных фантазиях поток разлитой нефти посреди Дворцовой площади. А чтобы увидеть это, нужно было просто отодвинуть колонну в сторону!
Может, именно с этой воображаемой нефтяной скважины и началась очередная мистификация, связанная с колонной. В 1989 году была довольно активная общественность, активно собиравшая подписи граждан против переноса памятника в Александровский сад, потому что он мог мешать во время парадов. Мы не знаем точно, сколько было собрано подписей, но шумиха, естественно, прекратилась.
Во время перестройки в газетах публиковались «достоверные сведения» о том, что в советское время коммунисты то и дело собирались поменять статую ангела на бюст какого-нибудь вождя, но не могли выбрать между Лениным и Сталиным.
Современные суеверия, связанные с Александрийской колонной, миролюбивы и романтичны. Говорят, что количество детей у будущей пары равно количеству раз, которое жених может обойти колонну с невестой на руках.
А ангел на вершине колонны через годы все так же с любовью и печалью смотрит на охраняемый им город и его жителей, таких разных и кажущихся такими крошечными и беззащитными с пятидесятиметровой высоты.
Александрийская колонна стала свидетелем ярких событий Петербурга и страны в ХХ веке.
Отреставрирован, почти видоизменен, дополнен…
В 1836 году, через два года после установки памятника, на глянцевой поверхности камня под бронзовой капителью гранитной колонны стали появляться грязно-белые пятна. , что портило внешний вид конструкции.
В 1841 г. Николай I приказал произвести осмотр замеченных клейм, но заключение экспертизы состояло в том, что еще при обработке гранитные зерна частично осыпались в виде небольших полостей, похожих на трещины.
В 1861 году Александр II учредил «Комиссию для исследования повреждений Александровской колонны», в которую вошли ученые и архитекторы. Были сооружены леса для осмотра, в результате чего комиссия пришла к выводу, что на колонне действительно имелись трещины, изначально характерные для монолита, однако было выражено опасение, что увеличение их количества и размеров «может привести к разрушению колонны».
Обсуждалось, какие материалы выбрать для покрытия этих дыр. А.А. Воскресенский, «дедушка русской химии», предложил использовать состав, «который должен иметь покрывающий массив» и «благодаря которому трещина в Александровской колонне была остановлена и замазана с полным успехом».
Для регулярного осмотра колонны на капитальных счетах закреплены четыре цепи – приспособления для подъема платформы доступа; к тому же время от времени мастерам приходилось производить «подъем» памятника для очистки камня от следов, что было непростым делом, учитывая высоту колонны.
За все время с момента открытия и до конца ХХ века колонна пять раз подвергалась реставрационным работам, носившим скорее косметический характер.
После событий 1917 поверхность вокруг памятника была изменена, а в праздничные дни ангела накрывали красной брезентовой шапкой или маскировали его воздушными шарами, доставляемыми плавучим дирижаблем.
Ограждение снято и переплавлено в гильзы в 1930-е гг.
Во время блокады Ленинграда памятник был закрыт только на 2/3 своей высоты. По сравнению с клодтовскими конями или скульптурами Летнего сада колонна осталась на месте, а ангел был ранен: глубокий осколок 9На одном из крыльев осталась клеймо 0003
, к тому же осколками снарядов монументу были нанесены сотни мелких повреждений. Один из осколков застрял в барельефе шлема Александра Невского, откуда его вытащили в 2003 году.
Один из самых известных памятников Санкт-Петербурга, Александровская колонна знакома каждому из нас буквально со школьной скамьи. С легкой руки любимого поэта памятник все стали называть Александрийским столбом, хотя, на самом деле, это поэтическое наслаждение, а Александровским столбом памятник называется уже почти 200 лет.
Александрийская колонна была возведена на Дворцовой площади при Николае I в 1834 году по проекту архитектора Огюста Монферрана. Развлечения в Санкт-Петербурге Россия.
А памятник высотой 47,5 м должен был напоминать победу России над Францией в 1812 году. конкурсе был выбран именно тот проект, который мы сейчас имеем удовольствие созерцать.
Александровская колонна — самая высокая колонна в мире, сделанная из цельного камня.
Название Александровской колонны, с одной стороны, связано с императором Александром I, победившим Наполеона, а с другой — с Фараосским (Александрийским) маяком, являющимся одним из семи чудес света, олицетворяющий высший уровень человеческих достижений. Александровская колонна должна была превзойти все существующие в мире колонны. Ведь и по сей день Александровская колонна является самой высокой в мире колонной из цельного камня. А чтобы поднять этот грандиозный монолит на пьедестал, петербургские архитекторы создали специальную подъемную систему.
На вершине памятника работа Б. Орловского — ангел, лику которого скульптор придал черты Александра I. Ангел, попирающий змея на вершине колонны, символизирует мир и покой, которые Россия принесла в Европе, победив Наполеона. Барельефы на постаменте Александровской колонны в аллегорической форме олицетворяют славу русского оружия и символизируют мужество русской армии: изображают Победу и Славу, фиксируя даты памятных сражений, Мир и Справедливость, Мудрость и Процветание. Достопримечательности в Санкт-Петербурге Россия.
Цифры и факты
Александровская колонна выполнена из красного гранита, обработанного не в Санкт-Петербурге, а в Пютерлакском карьере под Выборгом, а фигура ангела выполнена из полированного розового гранита. Для доставки конвоя в Петербург требовалось специальное судно, буксируемое двумя косами. Под основание постамента Александровской колонны было забито 1250 свай по 6 метров каждая. Колонна была установлена с помощью специально спроектированных в Петербурге подмостей и шпилей.
Любопытно, что установка заняла всего 1 час 45 минут, а в ней приняли участие 2000 солдат и 400 рабочих, поднявших колонну на пьедестал.
Сама колонна весит 600 тонн. Он не вкапывается в землю и не закрепляется на фундаменте, а держится исключительно за счет точного расчета и собственного веса.
Лику ангела на вершине памятника скульптор придал черты лица Александра I.
Высота ангела, венчающего Александровскую колонну, 4,26 м, в руках он держит крест высотой 6,4 м. Высота пьедестала, на котором возвышается Александровская колонна, составляет 2,85 м. А вес всей конструкции 704 тонны. Таково величие русского оружия, памятник победе не только русской армии, но и всего народа, победе над тем, что невозможно было победить другим.