Содержание
Александрийский столп на Дворцовой площади в Петербурге. История, как добраться. Характеристики Александровской колонны
- Туры в Петербург
- Речные круизы
- Туры по России
- Для школьников
- Корпоратив
- Загородный отдых
Экскурсия по городу + Эрмитаж
Удивительная по простоте, но тем и поражающая, колонна на Дворцовой площади – самое высокое триумфальное строение в мире. Среди подобных ему равных нет.
Архитектор Монферран создал её по заказу Николая Первого, желавшего увековечить память о победе его брата, Александра Первого, в сражении с Наполеоном.
В 1834 году по проекту Монферрана в самом центре площади установили колонну из розового гранита высотой 47,5 метров. Это высота колонны со статуей, установленной на её вершине.
Розовый гранит, из которого изготовлена колонна, был добыт под Выборгом в Пютерлакской каменоломне, но первоначально из него предполагали сделать одну из колонн Исаакиевского собора.
Обнаружив, что длина монолита значительно превышает необходимую, решили не портить его и пустить на что-нибудь более внушительное.
Для доставки в Петербург в 1832 году сконструировали специальную баржу. Александрийский столп, кроме своих размеров, уникален еще и тем, что стоит ничем не закрепленный и не поддерживаемый. В вертикальном положении более полутора веков его удерживает собственный вес и расчеты талантливого архитектора. А вес его – ни много ни мало 600 тонн.
Невероятно в этом не столько то, что колонна не падает (ее основание достаточно широко), а то, что фундамент за полтора столетия не дал усадку, и не произошло отклонения от вертикали.
Работы по монтажу прошли быстро. В вертикальное положение её подняли чуть больше, чем за полтора часа. Задействованы в операции были без малого 2,5 тысячи солдат и рабочих.
В качестве рычагов (по совету Архимеда) использовали 1250 сосновых бревен.
Годы постройки памятника — 1830-1834.
Зная о том, что столб ничем не закреплен, горожане, особенно дамы, первое время побаивались приближаться. А вдруг гениальные расчеты оказались где-то неверны и обелиск все-таки упадет?
Огюст Ришар Монферран, чтобы развеять все сомнения жителей, каждое утро, вплоть до самой смерти, начинал день с утренней прогулки по Дворцовой площади вокруг колонны. Но столп не упал до сих пор, а ведь прошло уже более 170 лет. Он пережил даже вражеские бомбежки, хотя снаряды падали в непосредственной близости от него.
Александровскую колонну венчает фигура ангела работы бывшего крепостного скульптора Бориса Орловского.
Левая рука ангела держит классический латинский крест, а правая вознесена к небу. Голова наклонена вниз, и взгляд устремлён на землю.
Пьедестал украшен военным орнаментом. Бронзовые барельефы на пьедестале изображают воинские доспехи и русское оружие.
При строительстве фигура была закреплена металлическим прутом, который впоследствии по недосмотру удалили.
Только в 2002 году реставраторы обнаружили, что ангел, как и колонна, держится за счёт своего веса.
Вокруг поставлен декоративный чугунный забор, оконечности которого венчают небольшие фигурки двуглавых имперских орлов.
Периодически этих орлов ломают и воруют, что свидетельствует об определенном мозговом уровне части горожан.
На этот случай в запасниках лежат несколько готовых копий, которые быстро заменяют выбывших из строя.
Александровская колонна размеры и вес:
- Общая высота — 47,5 метров.
- Высота монолитной части — 25,6 метров
- Высота пьедестала — 2,85 метра
- Высота фигуры ангела — 4,26 метра
- Высота креста — 6,4 метра
- Нижний диаметр колонны -3,5 метра
- Верхний диаметр колонны — 3,15 метра
- Размер пьедестала — 6,3 х 6,3 метра
- Размеры ограды — 16,5 х 16,5 метров
- Общий вес сооружения — 704 тонны
- Вес монолита около 600 тонн
- Общий вес ангела с основанием наверху колонны — около 37 тонн
Как добраться:
Дойти до Дворцовой площади и найти ее центр.
Если не получится с первого раза — спросить прохожих
Другие памятники в Петербурге:
Ростральные колонны
Медный Всадник
Памятник Александру III
Памятник Екатерине Великой
Памятник Петру Царь-плотник
Сфинксы на Неве
<<
© 2009-2023 Туристическая компания Арина.
Туроператор по Санкт-Петербургу и Северо-Западу России
Войти
Вверх
Торжественное открытие Александровской колонны в Санкт-Петербурге
«Александру I благодарная Россия»
Надпись на пьедестале Александровской колонны
30 августа (11 сентября) 1834 г. на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие Александровской колонны — памятника, посвящённого победе русской армии в Отечественной войне 1812 г.
Монумент был создан по проекту Огюста Монферрана и воздвигнут в 1834 г. по указу императора Николая I в честь победы его старшего брата Александра I над Наполеоном. Памятник дополнил ансамбль арки Главного штаба, посвящённой победе в Отечественной войне 1812 г., и стал центральным элементом композиции Дворцовой площади.
Перед Монферраном стояла нелёгкая задача: создать колонну, по величию превосходящую Вандомскую, воздвигнутую в честь побед Наполеона. За образец была взята знаменитая Колонна Траяна в Риме. Замысел архитектору удался. Александровская колонна была выполнена из целого гранитного монолита, обработанного в Пютерлакской каменоломне близ Выборга. До Санкт-Петербурга она была доставлена на специальном судне, которое буксировали два парохода. Колонна была установлена 30 августа (11 сентября) 1834 г. на постамент всего за 1 ч. 45 мин.
Александровская колонна не врыта в землю и не укреплена на фундаменте. Она держится только за счёт точного расчёта и своего веса. Это самая высокая в мире триумфальная колонна. Её вес более 600 т., высота — 47,5 м.
Колонну венчает бронзовая фигура ангела (работы Бориса Орловского), попирающего крестом змею, символизирующую поверженного неприятеля. В левой руке ангел держит четырёхконечный латинский крест, а правую возносит к небу. Голова ангела наклонена, а взгляд устремлён на землю. Скульптура также держится за счёт собственной массы.
Пьедестал памятника украшают бронзовые барельефы с изображением аллегорических фигур и воинских доспехов. На барельефе со стороны здания Главного Штаба изображена фигура Победы, заносящая в книгу Истории памятные даты: «1812, 1813, 1814». Со стороны Зимнего дворца — две крылатые фигуры с надписью: «Александру I благодарная Россия». С двух других сторон на барельефах изображены фигуры Справедливости, Мудрости, Милосердия и Изобилия. База колонны оформлена в виде лаврового венка. Колонна окружена декоративной бронзовой оградой, выполненной по проекту Огюста Монферрана.
30 августа (11 сентября) 1834 г. «в присутствии государя, всей царской фамилии, многих русских и иностранных вельмож» состоялось торжественное открытие памятника. После богослужения на площади перед Александровской колонной был проведён военный парад, в котором участвовало около ста тысяч человек, в том числе полки, отличившиеся в войне 1812 г.
Поэт Василий Жуковский вспоминал: «…никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трём пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рождённые, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска… Два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище. .. Вечером долго по улицам освещённого города бродили шумные толпы, наконец, освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс один со своим часовым».
Великий монумент, выполненный Монферраном в сотрудничестве с русскими мастерами, превзошёл римскую колонну Траяна и Вандомскую в Париже.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. пьедестал колонны был обложен мешками с песком, но сама колонна была повреждена осколками снарядов, что потребовало её тщательной реставрации. В 1977 г. площадь вокруг Александровской колонны была вымощена диабазовой брусчаткой.
В 2002-2003 гг. были проведены реставрационные работы по расчистке и укреплению фигуры ангела и гранитного монолита.
Лит.: Гусаров А. Ю. Памятники воинской славы Петербурга. СПб., 2010; Никитин Н. Огюст Монферран, Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны. Л., 1939.
Легенды об Александровской колонне — Путеводитель по экскурсиям
Сегодня Дворцовую площадь Санкт-Петербурга трудно представить без ее главной жемчужины — Александровской колонны, которая была открыта в 1834 году. Александрийская колонна — проект архитектора Монферрана. — поднят после победы Александра I в войне с армией Наполеона по приказу его брата императора Николая I.
Трудно поверить, но впервые горожане боялись ходить возле новостройки, опасаясь быть погребенными под его руины. Такие слухи имели под собой основания: при установке фигуры ангела наверху колонны изначально планировалось сделать цоколь из гранита, но в последний момент его заменили на обычную кирпичную кладку. Оскорбленный недоверием к людям, Монферран каждый день прогуливался возле колонны со своей собачкой, пытаясь рассеять беспочвенные страхи жителей.
С момента обнаружения колонны появилось множество легенд и историй, так или иначе связанных с этим монументальным сооружением. Эти мифы — очень любопытный образец воображения, забот и духа петербуржцев, живших в разные эпохи.
Ну, а вскоре после окончания строительства колонны появилась легенда, что под ее постамент закопали ящик отменного шампанского, чтобы сооружение стояло недвижимо вечно. В середине XIX века среди петербуржцев была популярна присказка: «якорь от якоря к якорю». Фраза означала, что император Николай I посвятил это сооружение своему брату Александру. По слухам, «якорь» был «лишней» колонной Исаакиевского собора, которая не подходила по размеру, поэтому его установили на Дворцовой площади. Используй или потеряй.
Есть достоверная информация, что Монферран предложил Николя сделать винтовую лестницу внутри колонны, ведущую на ее вершину, причем сделать это он планировал силами всего двух рабочих: один из них выполнял бы саму работу, а другой — уберите использованные материалы. Строительные работы продлились еще 10 лет, и Николя был достаточно благоразумен, чтобы отказаться от этой идеи, опасаясь, что это может повредить стены колонны.
С развитием техники мифы об Александровской колонне становились все более «прогрессивными»: говорили, что ее постамент оказался некой «пробкой» для нефтяной скважины. Некоторые горожане рисовали в своих беспокойных фантазиях поток разлитой нефти посреди Дворцовой площади. А чтобы увидеть это, нужно было просто отодвинуть колонну в сторону!
Может, именно с этой воображаемой нефтяной скважины и началась очередная мистификация, связанная с колонной. В 1989 году была довольно активная общественность, активно собиравшая подписи граждан против переноса памятника в Александровский сад, потому что он мог мешать во время парадов. Мы не знаем точно, сколько было собрано подписей, но шумиха, естественно, прекратилась.
Во время перестройки в газетах публиковались «достоверные сведения» о том, что в советское время коммунисты то и дело собирались поменять статую ангела на бюст какого-нибудь вождя, но не могли выбрать между Лениным и Сталиным.
Современные суеверия, связанные с Александрийской колонной, миролюбивы и романтичны. Говорят, что количество детей у будущей пары равно количеству раз, которое жених может обойти колонну с невестой на руках.
А ангел на вершине колонны через годы все так же с любовью и печалью смотрит на охраняемый им город и его жителей, таких разных и кажущихся такими крошечными и беззащитными с пятидесятиметровой высоты.
Александрийская колонна стала свидетелем ярких событий Петербурга и страны в ХХ веке.
Отреставрирован, почти видоизменен, дополнен…
В 1836 году, через два года после установки памятника, на глянцевой поверхности камня под бронзовой капителью гранитной колонны стали появляться грязно-белые пятна. , что портило внешний вид конструкции.
В 1841 г. Николай I приказал произвести осмотр замеченных клейм, но заключение экспертизы состояло в том, что еще при обработке гранитные зерна частично осыпались в виде небольших полостей, похожих на трещины.
В 1861 году Александр II учредил «Комиссию для исследования повреждений Александровской колонны», в которую вошли ученые и архитекторы. Были сооружены леса для осмотра, в результате чего комиссия пришла к выводу, что на колонне действительно имелись трещины, изначально характерные для монолита, однако было выражено опасение, что увеличение их количества и размеров «может привести к разрушению колонны».
Обсуждалось, какие материалы выбрать для покрытия этих дыр. А.А. Воскресенский, «дедушка русской химии», предложил использовать состав, «который должен иметь покрывающий массив» и «благодаря которому трещина в Александровской колонне была остановлена и замазана с полным успехом».
Для регулярного осмотра колонны на капитальных счетах закреплены четыре цепи – приспособления для подъема платформы доступа; к тому же время от времени мастерам приходилось производить «подъем» памятника для очистки камня от следов, что было непростым делом, учитывая высоту колонны.
За все время с момента открытия и до конца ХХ века колонна пять раз подвергалась реставрационным работам, носившим скорее косметический характер.
После событий 1917 поверхность вокруг памятника была изменена, а в праздничные дни ангела накрывали красной брезентовой шапкой или маскировали его воздушными шарами, доставляемыми плавучим дирижаблем.
Ограждение снято и переплавлено в гильзы в 1930-е гг.
Во время блокады Ленинграда памятник был закрыт только на 2/3 своей высоты. По сравнению с клодтовскими конями или скульптурами Летнего сада колонна осталась на месте, а ангел был ранен: глубокий осколок 9На одном из крыльев осталась клеймо 0003
, к тому же осколками снарядов монументу были нанесены сотни мелких повреждений. Один из осколков застрял в барельефе шлема Александра Невского, откуда его вытащили в 2003 году.
Гранит в России: Александровская колонна
Отправимся в новое место, в страну, в которой мы никогда не были эта страница блога раньше. За последние несколько месяцев мы выделили некоторые из самых известных гранитных памятников по всему миру. Побывав в Соединенных Штатах, Лондоне и Египте, мы побывали во многих местах. Россия — это то место, куда мы еще не заходили, поэтому сегодня мы отвезем вас к Александровской колонне в самом сердце Санкт-Петербурга, Россия.
Содержание
Расположение
Александровская колонна, также известная как Александрийская колонна, расположена в центре Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Памятник стоит как символ победы, одержанной Россией в войне с наполеоновской Францией. Император Александр I, именем которого названа колонна, правил в 1801-1825 гг.
Дворцовая площадь была там, где эта колонна отметила ее дом, это центральная городская площадь бывшей Российской империи. Площадь является местом проведения многих важных исторических событий, таких как резня в Кровавое воскресенье и Октябрьская революция 19 века.17. В 1918-1944 годах площадь была переименована в площадь Урицкого в память об убитом вожде. Колонна находится в центре площади на высоте 47,5 м и весит 500 тонн.
Архитектура и строительство
Французский архитектор по имени Огюст де Монферран спроектировал колонну, которая была построена в 1830 и 1834 годах. Антонио Адамини был одним из архитекторов проекта из Швейцарии. Впервые колонна была открыта 30 августа 1834 года в День Александра Константинопольского. Памятник, на котором изображен ангел, держащий крест, был известен как самый высокий памятник в своем роде, его высота составляла 47,5 м. Единственный другой памятник в своем роде, который стоит выше, — это Памятник Великому лондонскому пожару, который представляет собой отдельно стоящую колонну, такую же, как Александровская колонна, и имеет высоту 62 метра.
Колонна изготовлена из чистого красного гранита, полученного в Виролахти, Финляндия, в 1832 году. Архитекторы Монферран и Адамини заказали гранит специально для строительства колонны. Строительство колонны было сделано тщательно и именно потому, что у них не было современных подъемных кранов или строительных лесов. Строительством руководил Уильям Хэндисайд и его 3000 человек. Колонна была построена за несколько часов, что является рекордом по времени изготовления любого памятника.
Пьедестал
Пьедестал колонны украшен замысловатыми деталями, символизирующими славу победы французов. Пьедестал был создан Джованни Баттиста Скотти со стороной, обращенной к Зимнему дворцу, с изображениями крылатых фигур, говорящих с Александром I из России. В полную композицию пьедестала входит множество различных фигур, олицетворяющих реки Неман и Вислу, являющиеся ориентирами событий войны. Конкретными изображениями являются Щит князя Олега Новгородского, Шлем Александра Невского, Кираса императора Александра I, Кольчуга Ермака Тимофеевича. Пьедестал символизирует Мудрость, Изобилие, Справедливость, Милосердие, Мир и Победу с датами 1812, 1813 и 1814 годов, отмеченными на всех изображениях. Все эти эскизы были сделаны архитектором Монферраном, который помог спроектировать саму колонну.
Колонна является популярной достопримечательностью для тех, кто путешествует по Санкт-Петербургу, Россия. Он очень централизован в России с другими туристическими достопримечательностями и ресторанами, окружающими его. Если вы отправляетесь в путешествие по России, вы должны добавить эту достопримечательность в свой список того, что нужно увидеть. Эта колонна из красного гранита выглядит просто потрясающе только на фотографиях, но представьте, что вы видите ее воочию, стоя во главе с дворцом на заднем плане.