Акрополь древняя греция: АКРОПОЛЬ В АФИНАХ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание

храмы, особенности, история, фото, видео

Видео: Вид на Афинский Акрополь с высоты

Содержание

  • История Акрополя
  • Архитектурные особенности Афинского Акрополя
  • Парфенон – важнейший храм Древних Афин
  • Скульптуры Фидия
  • Дальнейшая история Парфенона
  • Эрехтейон – память о легендарном царе
  • Пропилеи – главные ворота комплекса
  • Храм Ники Аптерос
  • Разрушенные объекты
  • Туристические маршруты по Акрополю
  • Новый музей Акрополя
  • Информация для туристов

История Акрополя

Реконструкция Афинского Акрополя на картине немецкого архитектора Лео фон Кленце

По легенде, основателем Афин и Верхнего города стал получеловек-полузмей Кекропс. Именно он предпочел в качестве покровительницы богиню мудрости и воздвиг в честь нее первые храмы. В последующие столетия на их развалинах появлялись более пышные сооружения, пока все здания Акрополя, за исключением фрагментарно уцелевшего храма Гекатомпедона, в V веке не были разрушены персами. Во времена Перикла и непосредственно после его смерти холм украсили лучшие произведения античной архитектуры – Парфенон и Эрехтейон.

В эпоху раннего эллинизма и подчинения Греции Риму у подножия холма появилось несколько театров. Христиане превратили языческие храмы в христианские, не перестраивая их, но частично изменяя интерьеры. Пришедшие на Балканы в XV веке турки использовали здания Афинского Акрополя как мечети. Существенных изменений на холме не происходило до тех пор, пока венецианцы в XVII веке не обстреляли город из пушек. Многие храмы были разрушены, требующая гигантских затрат реконструкция их не завершена до сих пор.

В XIX веке часть скульптур, украшавших фасады храмов, были вывезены во Францию и Великобританию, спор об их принадлежности ведется и сегодня.

Панорама Афинского Акрополя

Архитектурные особенности Афинского Акрополя

Холм Афинского Акрополя

Территория холма застраивалась постепенно, новые здания возводились на руинах или незаконченных фундаментах прежних. Работы замораживались на десятилетия из-за нехватки средств. В общем, и в древности холм почти постоянно представлял собой стройплощадку. Старейшие из сохранившихся объектов Афинского Акрополя, такие как Парфенон, выполнены на исходе господства в архитектуре строгого дорического ордера с массивными колоннами. В близких к ним по времени сооружениях, например в Пропилеях, наряду с дорическими уже проявляются элементы более декоративного ионического стиля. Более поздний Эрехтейон – образец ионического архитектурного ордера.

Видео: Хронология Афинского Акрополя

Парфенон – важнейший храм Древних Афин

Центральная, верхняя точка панорамы Акрополя – храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. Это вершина творчества зодчего Иктина, действовавшего, правда, не в одиночку, а с командой единомышленников. Материалом для храма стал добывавшийся поблизости белый мрамор, в солнечном свете приобретавший золотистый отблеск. Эти особенности камня стали заметны сейчас, а в античные времена храм и все статуи были раскрашены в яркие цвета – красный, синий, желтый.

Все работы, начиная с создания проекта и заканчивая украшением Парфенона, проводились при Перикле, с 447 по 432 гг. до н. э. По замыслу архитекторов, храм на Афинском Акрополе должен был превзойти все, существовавшие ранее. Формально это прямоугольное в плане здание, покоящееся на трех мраморных ступенях и окруженное по периметру колоннадой высотой более 10 м. Люди попадали в храм через западный вход с невысокими ступенями. То, что видят туристы сегодня, и есть ступени с колоннами.

Заслуга зодчих состоит в том, что они поставили законы оптики на службу архитектуре. Колонны расширяются в центре, угловые колонны и пол расположены под углом – все это создает у наблюдателя ощущение строгой прямолинейности. Кроме того, благодаря ухищрениям архитекторов, Парфенон выглядит строго пропорциональным с любой точки обзора – и с территории Нижнего города, и при приближении к нему.

Парфенон

Скульптуры Фидия

Гигантскую, 13-метровую статую Афины, не дошедшую до наших дней, подготовил для храма Фидий, автор одного из чудес света – статуи Зевса Олимпийского. Деревянная фигура вооруженной богини-воительницы, по предположениям историков, была декорирована драгоценными камнями, слоновой костью и золотом. Об этом косвенно свидетельствуют найденные записи, содержащие отчеты строителей о приобретенных материалах, – всего на статую ушло около тонны металла. Примерный внешний облик воительницы восстановлен благодаря сделанным в древности копиям, одна из которых хранится в Национальном музее Афин. Богиня в длинном одеянии и шлеме левой рукой опиралась на щит, а в протянутой к зрителям правой держала фигурку крылатой Ники.

Кроме Афины Парфенос, мастер вместе с учениками изготовил рельефные плиты-метопы для фриза Парфенона. Часть из них в XIX веке была вывезена лордом Элджином в Великобританию и сейчас экспонируется в Британском музее, в огромном отдельном зале, украшая мраморные стены на уровне глаз посетителей. Совсем недавно проходила выездная выставка собрания в санкт-петербургском Эрмитаже – беспрецедентный случай, поскольку до сих пор парфенонские скульптуры никуда не вывозились. Греция судится с Великобританией в надежде вернуть артефакты на родину, поскольку разрешение на их вывоз давали не сами греки, а турки, под гнетом которых находилась страна. Впрочем, в Греции тоже есть на что посмотреть: здесь сохранилось более 40 оригинальных плит. Скульптуры фронтона, в отличие от рельефов, почти не уцелели и дошли до наших дней только во фрагментах.

Конница фриза Парфенона, Западная часть II, 2-3, Британский музейПроцессия на южной стороне фриза, X XI, 26-28, Британский музей

Дальнейшая история Парфенона

Храм частично пострадал от пожара еще в античности, затем, в VI веке, после окончательного упадка Афин, стал христианской церковью, посвященной Деве Марии. При переделке под нужды культа пострадали статуи и интерьер Парфенона, взамен прежнего декора появились росписи стен. При турках, начиная с XV века, здание служило мечетью. Все это время храм был в относительной сохранности, пока в 1687 году венецианцы в очередном конфликте с турками не обстреляли его, спровоцировав разрушение. Декоративные детали были частично вывезены за пределы страны. В конце XIX века начались реставрационные работы, не завершенные и по сей день.

Эрехтейон – память о легендарном царе

Портик кариатид

Храмы возводились не только в честь богов, но в память о смертных. Такой чести удостоился царь Эрехтей, который, по легенде, был захоронен в этих местах. По другому мнению, именно в этой точке Афинского Акрополя, где в 421-406 гг. до н. э. появился Эрехтейон, поспорили Афина и Посейдон за главенство в регионе. Побелила, как известно, Афина, но храм на всякий случай посвятили обоим. Правивший Афинами Эрехтей для богов тоже был не чужим: погиб он по велению разгневанного Посейдона. Живописные разноуровневые руины Эрехтейона расположены к северу от Парфенона. Здание выполнено из нескольких сортов мрамора – белоснежного паросского, золотисто-белого пентелийского и сероватого элевсинского.

В отличие от внешне прямолинейного, величественного Парфенона, Эрехтейон состоит из частей разной высоты. Причина кроется в неровности почвы – архитектору нужно было преодолевать особенности рельефа. За дело взялся Мнесикл: ранее он уже оправдал доверие Перикла, построив входные ворота в Акрополь – Пропилеи. Чтобы не обидеть богов, зодчий разумно разделил пространство храма: Афине досталась восточная часть, Посейдону и Эрехтею – западная. Южный портик Эрехтейона поддерживают кариатиды – фигуры женщин, заменявшие колонны. Сегодня на месте работ древних скульпторов установлены копии статуй, оригиналы хранятся в музее Акрополя и Британском музее.

История Эрехтейона повторяет путь Парфенона: здание пережило христианизацию и нашествие турок, но было разрушено в борьбе с венецианцами. Впоследствии итальянцы попытались сложить детали, как конструктор, так что общие очертания храма восстановились, но впечатление разрухи все равно осталось.

Эрехтейон

Пропилеи – главные ворота комплекса

Туристы попадают в Афинский Акрополь через западные ворота, Пропилеи. Шесть массивных дорических колонн центральной части входа напоминают Парфенон, основная часть которого к моменту строительства была завершена. Боковые ионические колонны, более легкие и декоративные, снимают ощущение напряженности. Некогда к воротам примыкала художественная галерея и библиотека – археологам удалось найти их следы и воссоздать их очертания в объемных моделях. Сейчас общий комплекс ворот в основном восстановлен, разрушенные колонны заменены копиями.

Пропилеи

Храм Ники Аптерос

Храм Ники Аптерос

Перед главными воротами сохранился небольшой храм с четырьмя ионическими колоннами со спиралями-завитками наверху, по краям портиков. Святилище было призвано охранять вход в Акрополь. Некогда внутри стояла статуя Афины, обычная спутница которой – Ника, богиня победы. Обычно ее изображали крылатой, но этот храм – исключение, не случайно его покровительница получила имя Аптерос – «бескрылая». Причиной такого отступления от канонов, по легенде, считается маленькая хитрость афинян. Они лишили Победу крыльев, чтобы она никогда не улетала из города.

Храм воздвигли во время Пелопонесской войны, поэтому здание украсили рельефами с изображениями побед жителей Аттики над персами и спартанцами для дальнейшего вдохновения. Турки разобрали храм на строительные материалы, чтобы возвести укрепления от венецианцев. Сегодняшний храм восстановлен значительно позднее, оригинальные скульптуры отданы в Новый музей. Активная фаза работ не пройдена, поэтому храм Ники часто закрывают для посетителей.

Разрушенные объекты

Еще несколько объектов сохранилось в Акрополе в виде остатков фундамента или бесформенных руин. В восточной части комплекса расположено святилище Пандиона, названное предположительно в честь легендарного царя Аттики. Между Парфеноном и Эрехтейоном – Гекатомпедон, самый древний храм Афинского Акрополя. За сто лет до появления Парфенона он был основным святилищем покровительницы города Афины. От него осталось обнаруженное во время раскопок основание колонн и известняковые скульптуры, сохранившие остатки краски. Справа от Пропилей – скромные развалины святилища Артемиды и склада оружия. За Эрехтейоном находилось святилище Пандросы с алтарем Зевса и посаженным самой Афиной оливковым деревом. Неподалеку располагалось крошечное здание, в котором работали благородные девушки, ткущие пеплос, верхнюю женскую одежду, для статуи Афины на Панафинейские игры – крупнейшие соревнования Аттики.

Туристические маршруты по Акрополю

Театр Диониса

Не искушенному в археологии и архитектуре туристу сложно разобраться в древнегреческих развалинах: на первый взгляд, все руины похожи друг на друга, перемешаны периоды и стили. Чтобы не заблудиться, можно выбрать простые ориентиры. Главные ворота с запада – Пропилеи, скромный храм перед ними – святилище Ники. Самое крупное, видное во всех сторон прямоугольное скопление колонн – Парфенон. Здание поменьше, гармонично сочетающее колонны разной высоты и украшенные женскими фигурами портики – Эрехтейон. Гулять по Афинскому Акрополю можно и в темное время суток – объекты подсвечиваются мощными прожекторами.

Новый музей Акрополя

Афинский музей Акрополя, в котором хранились декоративные фрагменты зданий Верхнего города, был открыт в 1874 году. Со временем коллекция так разрослась, что имеющихся залов и запасников не хватало для хранения объектов. Новое здание, значительно превышающее старое по размерам, нужно было расположить недалеко от Акрополя. Злоключения с проектом начались в 70-е годы ХХ века и длились до конца столетия: то греческие власти не могли найти подходящих архитекторов, то земельный участок не выдерживал никакой критики. Наконец, строители начали копать землю под фундамент и обнаружили новые археологические находки. Работы в этом месте были заморожены, пока архитекторы не предложили проект, не затрагивающий земельный слой.

Трехуровневый комплекс был открыт в 2009 году, в 300 м к югу от комплекса, рядом со станцией метро «Акрополь». Его цокольный этаж опирается на сотню колонн, а стеклянный пол позволяет любоваться раскопками, проходящими под ногами посетителей. Через стеклянные стены открывается фантастический вид на Акрополь. На нижнем этаже работает кафе, в двух уровнях – сувенирная лавка и книжный магазин. В туристический сезон музей ждет гостей с 8 утра до 8 вечера, в пятницу – до 10 вечера, в понедельник – до 4 часов, зимой работает по сокращенному графику. Стоимость билета для взрослых – 5 евро.

Новый музей Акрополя

Информация для туристов

Наибольшее число туристов приезжают в Афины с апреля по октябрь, хотя Акрополь принимает гостей круглый год. Осмотр комплекса займет около двух часов, планировать его нужно на раннее утро, около 8, пока мрамор не прогреется под лучами солнца. Вечером до 6 часов еще жарко, основной поток организованных туристов уходит до 15 часов. С собой обязательно берут питьевую воду, обувь выбирают нескользкую, без каблуков.

Билет на осмотр Афинского Акрополя с лежащими на склонах холма театрами и находящимися по соседству Агорами и храмом Зевса стоит 12 евро. Осмотреть все достопримечательности за один раз сложно, поэтому билет на одно посещение каждого объекта действителен 4 дня. Возле касс Акрополя обычно очередь, избежать ее можно, если купить билет возле другого исторического памятника из списка. В майскую Ночь музеев и сентябрьские Дни европейского наследия на территорию комплекса можно попасть бесплатно.

Вид с Акрополя на Афины

Как добраться

Рядом с Акрополем расположено сразу несколько остановок общественного транспорта. Удобнее всего выходить на одноименной станции метро ветки M2, рядом с которой – пересадочный узел трамваев и автобусов. Чуть дальше к югу – остановка трамвая 1, 5, 15. С юга проходит автобус № 230. От метро и от музея Акрополя к кассам гостей отвозит электропаровозик.

Праздники и фестивали в Акрополе

Захватывающий лето и часть осени Афинский фестиваль выбрал одной из главных площадок Одеон Герода – отлично сохранившийся театр, построенный в 165 г. н. э. Постоянный доступ в него закрыт, посетители попадают внутрь только во время концертных мероприятий по билетам. Вместимость театра около 5000 зрителей.

Такая же судьба уготована расположенному с восточной стороны южного склона Акрополя театру Диониса. В эпоху расцвета Аттики здесь проходили состязания комедиографов и авторов трагедий, при римлянах в нем сражались гладиаторы. В процессе реконструкции предполагается укрепить сохранившиеся каменные ярусы и добавить к ним еще несколько зрительских рядов.

Одеон Герода

Отели в окрестностях Акрополя

Гостиницы в районе Акрополя стоят дорого, но бронировать номера в них нужно задолго до поездки из-за высокого спроса. Рядом с Новым музеем расположен 4-звездочный «Herodion Hotel», с юго-востока – The Athens Gate Hotel, заслуживший отличные отзывы постояльцев. 4-звездочный апарт-отель AVA Hotel and Suites с востоку от холма обойдется туристам примерно в полтора раза дороже, чем гостиница с номерами.

Вид на Акрополь из ресторана отеля «Herodion Hotel»The Athens Gate Hotel

Рестораны и кафе возле Акрополя

Помимо музейного кафе, можно перекусить в нескольких ресторанах по периметру холма. К юго-западу от Пропилей, у подножия полудикого парка «Холм муз», рядом с остановкой 230 маршрута автобуса, расположен ресторан «Дионисос» с роскошными видами на Акрополь с летней веранды. Чуть восточнее – ресторан национальной кухни «Строфи». С северной стороны холма – таверна «Стаматопулос», открытая еще в 1882 году. Тесное кафе «Клепсидра» расположено на узкой улочке с граффити на стенах. Недалеко от него – «Анафиотика» с живой музыкой.

Достопримечательности в окрестностях Акрополя

В районе Акрополя сосредоточены основные исторические достопримечательности Афин. На востоке – руины храма Зевса Олимпийского, вернее, одного его угла, отлично сохранившийся храм Гефеста и остатки кладки рыночной площади-агоры – с северо-запада. К западу – Ареопаг, скалистый холм, где заседали власти Афин.

Смотрите также: Пустыня Кызылкум, Белиз, Исландия, Словакия, Харидвар, Сеговия, Дмитровский кремль, Озеро Бохинь

история возведения, описание, архитектура (фото)

33 972

4. 73

1

Когда греки восстали против Османской империи, во время одного из сражений им удалось окружить афинский Акрополь, на территории которого пребывали турки. Когда у осаждённых снаряды стали подходить к концу, они начали разрушать колонны Парфенона, чтобы делать из скрепляющих их деталей боеприпасы. Греки подобного допустить не могли, а потому, чтобы враги древний памятник архитектуры оставили в покое, прислали им партию свинца.

Жемчужина Афин

Находится Акрополь в столице Греции, в Афинах, на скалистом холме с плоской вершиной на высоте 156 метров над у. м. и занимаемая им площадь составляет около трёх гектаров (300 метров в длину, 170 – в ширину). Найти новый Акрополь можно по адресу: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42, а на географической карте – обнаружить по следующим координатам: 37° 58′ 17.12″ с. ш., 23° 43′ 34.2″ в. д.

Афинский Акрополь представляет собой комплекс сооружений, большая часть которых была построена в V ст. до н.э. лучшими архитекторами Эллады. Изначально он предназначался не столько для обороны города, сколько для проведения языческих богослужений. На его территории было возведено огромное количество храмов, посвящённых Афине (наиболее известный Акрополь Парфенон), а также Посейдону и Нике.

Активно застраивать Акрополь в Афинах начали в VII-VI ст. до н.э. и одной из значительных построек того времени являлся Гекатомпедон, храм самой почитаемой богини античной Греции, Афины. Правда, через столетие, во время греко-персидской войны большую часть святилищ персы разрушили, и прогнав врагов со своей территории, греки начали строить Новый Акрополь.

Руководить строительными работами было поручено известному скульптору того времени, Фидию (автору одного из чудес света, статуи Зевса в Олимпии), который судя по описаниям современников, и разработал план архитектурного комплекса. А помогали ему создавать новый Акрополь самые именитые зодчие тех времён – Калликрат, Мнесикл, Иктин, Архилох и др. Возведённый древними мастерами новый Акрополь в Греции всем своим видом говорит о высоком уровне архитектуры древних эллинов.

Как выглядит Акрополь

На вершину скалы Акрополя Афин можно было подняться лишь с западной стороны по зигзагообразной дороге, с других сторон она была неприступна. Внизу, у подножья, находились два театра – Диониса, построенный греками, и Одеон Ирода Аттика, возведённый римлянами во II ст. н.э. Если посмотреть на карту, можно заметить, что памятники Акрополя в Греции насчитывают около пятнадцати построек (вместе с театрами), плюс в настоящее время на его территории в отдельном здании открыт музей.

Промахос

Интересно, что первым памятником, который увидел Новый Акрополь, было не здание, а статуя Афины-Промахос, созданная самим Фидием. Богиня была в шлеме, правой рукой опиралась на копьё, в левой у неё был щит (шлем и остриё копья были сделаны из золота). Изготовлена Промахос была из бронзы, имела высоту около 7 метров и установлена так, что её не только можно было увидеть с любой точки города, но и с моря – блестевший на солнце золотой шлем и остриё копья моряки видели с большого расстояния.

Пропилеи (437 – 432 гг. до н. э)

Афина-Промахос была расположена напротив парадного входа в Акрополь Афин. Изготовлена она была зодчим Мнесиклом из белого пентелийского и серого элевскинского мрамора. Состоят Пропилеи из трёх частей: центральной, в которой находилось шесть дорических колонн, и двух примыкающих к нему крыла. Интересно, что с двух сторон от главного прохода были установлены ионические колоны – судя по всему, такой принцип сочетания колонн двух разных типов здесь был использован впервые.

Парфенон (447 – 438 гг. до н. э.)

Греки убеждены, что Акрополь и Парфенон – это два неотделимых друг от друга понятия, поскольку представить их друг без друга невозможно. Возведён Парфенон был Калликратом и Иктином из пентелийского мрамора на вершине скалы и был посвящён покровительнице города богине Афине.

Парфенон являет собой прямоугольное здание 30,8 х 69,5 м с расположенными по периметру колоннами, высотой около десяти метров: семнадцать были установлены с южной и северной стороны святилища, восемь – с западной и восточной (здесь же были расположены входы в храм).

Парфенон был декорирован скульптурными барельефами из жизни города: шествие на Акрополь избранных дев с подарком для богини (проводилось раз в четыре года), около сотни барельефов с изображениями различных сражений. Восточная сторона Парфенона рассказывала легенду о рождении Афины, западная – о её споре с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет являться покровителем Афин.

Главный зал Парфенона был поделён на три части с помощью двух рядов колон. В глубине этого памятника архитектуры была расположена двенадцатиметровая скульптура Афины. В правой руке у богини была Ника, с левой стороны находилось копьё. Лицо и руки статуи были вырезаны из слоновой кости, оружие и одежда вылиты из золота, в глазах сияли драгоценные камни.

К сожалению, в V ст. скульптуру вывезли в Константинополь, где она сгорела во время пожара.

У западного входа расположен квадратный зал «парфенон», в котором находился архив и казна городского морского союза. Предположительно, от этого зала и пошло название греческого храма, в переводе означающее как «дом для девушек», поскольку именно здесь жрицы изготавливали пеплос (женскую верхнюю одежду без рукавов, пошитую из лёгкого материала, которую во время торжественного шествия преподносили богине.

Храм Афины Победительницы (449 – 421 гг. до н. э.)

Расположен небольшой мраморный храм (размеры его основания – 5,4 х 8,14 м, высота колонн – 4 м) на юго-западе от Пропилей, на небольшом выступе скалы, который предварительно был укреплён подпорной стенкой. Автором этого оригинального памятника архитектуры был автор Парфенона, Калликрат. Святилище окружали колонны, при этом с трёх сторон здание было обнесено стенами, тогда как с восточной стороны, где располагался вход в храм, стена отсутствовала, вместо неё стояло два столба.

Интересно, что другое название этого небольшого мраморного храма – Нике Аптерос, что означает – Бескрылая. Согласно легенде, деревянная статуя богини Победы, что находилась в этом храме, крыльев не имела: афиняне категорически не хотели, чтобы она покинула город.

Храм Эрехтейнон (421—407 гг. до н. э.)

Эрехтион считается последним памятником архитектуры Акрополя, был посвящён сразу двум богам, Афине и Посейдону и получил своё название из-за найденных на его территории остатков гроба правителя Ерехтея.

Расположена святыня за спиной Промахос и возвели её в том месте, где, согласно легенде, Афина поспорила с Посейдоном. По описанию очевидцев, возле храма росло оливковое дерево и в полу остался след от удара посоха Посейдона. История гласит о том, что олива сгорела, когда древний Акрополь подожгли персы, но после его освобождения возродилась.

Несмотря на то, что по размерам храм уступает Парфенону (11,63 х 23,5 м), его архитектура имеет более сложный план.

Восточный портик здания, подпирают шесть ионических колон, северный – четыре. Фриз святыни был сделан из мраморовидного известняка, в который были вставлены мраморные белые скульптуры. С южной стороны Эрехтейнона расположен портик, который вместо традиционных колонн подпирали статуи девушек. В настоящее время все оригинальные скульптуры заменены на копии и находятся в Лувре, Музее Акрополя и Британском музее.

Акрополь в наши дни

К сожалению, история не пощадила афинский Акрополь: из Парфенона люди сделали сначала церковь Богоматери, затем – мечеть, Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Бескрылой Ники разобрали и возвели из него крепостную стену, а во время войны с Турцией в XIX в. он значительно пострадал от выпущенного турками снаряда. Свою лепту в разрушении уникального комплекса внесло сильнейшее землетрясение в Греции 1894 года.

Как только греки возвращали себе власть над городом, они занимались реставрацией своей достопримечательности. После того как Греция провозгласила в конце XIX ст. независимость, этим вопросом занялись более серьезно, в результате чего им удалось достичь значительных успехов, благодаря которым посетители музея в настоящее время имеют возможность не только увидеть новый Акрополь, но и более чётко представить себе, как он выглядел во времена античности.

Они ликвидировали все поздние сооружения Акрополя, отстроили храм Ники, создали копии скульптур и заменили ими оригиналы, забрав их на хранение в музеи, один из которых разместили у подножия скалы. Открыт новый Афинский музей Акрополя был в 2009 году. Интересно, что он являлся третьим по счёту, поскольку в результате многочисленных археологических раскопок первые два музея всех находок не вмещали и были заменены на более крупное здание, превышающее по площади своего предшественника в десять раз.

История Акрополя

География

Скала Акрополя является частью позднемелового известнякового хребта
(Хиггинс)
который прорезает плато Аттики на северо-востоке
к юго-западной оси и включает холм Ликавитос,
холм Филопапп (музей), холм нимф и
Пникс.

Скала возвышается над котловиной примерно на 70 метров и выравнивается до
плоская вершина длиной 300 метров и шириной 150 метров. Его плоская вершина обусловлена
к многочисленным свалкам, на которых строились
укрепления и храмы с микенской эпохи. С его многочисленными
неглубокие пещеры, обильные источники просачивающейся воды и крутые
склонах, Акрополь был лучшим местом для проживания и поклонения
Местонахождение человека эпохи неолита.

Доисторическая эра

Хотя территория вокруг Аттики была заселена в эпоху верхнего палеолита
период (30000 — 10000 до н.э.), археологические данные свидетельствуют
что небольшие пещеры вокруг скалы Акрополя и Клепситра
пружины использовались в период неолита (3000–2800 гг. до н. э.).

Микенский период

Хроника Афинского Акрополя теряется в предыстории,
еще до того, как плоскость Аттики начала возделываться.
В микенские времена небольшие города развивались вокруг укрепленной цитадели.
где король проживал и контролировал окрестности.

Акрополь в переводе с греческого буквально означает «высшая точка
город». Хотя практически в каждом городе был Акрополь, например
Микены и Тиринс, афинская цитадель стала синонимом
слово в умах большинства людей в течение последних двух тысячелетий.
Микенская цивилизация создала множество важных центров,
одним из которых были Афины. Первые жители, которых мы можем проследить до
Афинский Акрополь принадлежал микенским царям, которые укрепляли
скалы с массивными восьмиметровыми стенами, и построили свои дворцы
там в 14 веке до н. От этих построек мало что осталось
сегодня, но наиболее очевидные свидетельства этой эпохи все еще видны
на юго-западном конце Акрополя, прямо за более поздним Храмом
Афины Ники, рядом с Пропилеями, в форме циклопического
стена, которая была построена как часть укреплений. В соответствии с
Донты, микенские цари, построили дворец в северной части
скала, «где позднее был построен архаический храм Афины,
или немного дальше на восток на вершине холма» (The
Акрополь и его музей, 6). Помимо форта и места королевской
место жительства, Акрополь функционировал как место поклонения для
Богиня плодородия и природы, а для ее спутника бог-мужчина
Эрехтей.

Подобно Микенам и Тиринсу, Афинский Акрополь имел свою
собственный подземный водопровод в виде глубокого колодца, вырытого на
северный конец скалы, который мог быть использован защитниками
во время осады.

Город Афины

Афины были процветающим микенским центром, который очень рано
существование стало центром «синоикизма»,
союз и мирное сосуществование всех соседних городов. Согласно
Согласно легенде, царь Тесей объединил города в один административный
сущности, и этот синоикизм, по-видимому, играет важную роль в
выживание города, когда все другие микенские центры были разрушены
около 1200 г. до н.э., вторгшись ордами с материковой Греции или из-за
к возможному вторжению племен с севера (на что многие ссылаются
как дорическое вторжение). В то время как все другие микенские центры, включая
могучие Микены в этот период были покинуты, Афины были
единственный город, оставшийся обитаемым и активным. Согласно традиции,
город обязан своим выживанием героической личной жертве
царь Кордос.

В последующие годы Афинами правил не один король, а
группой мужчин, аристократов. Административные функции перемещены
от Акрополя к другим частям города, где позже
развивалась Агора. Затем Акрополь стал исключительно местом
поклонения и никогда не принимал у себя другого правителя, отчасти потому, что новый
реалии городского управления делали его неудобным, а отчасти
потому что афиняне хотели исключить все упоминания о монархии.

 

Следующий: Афинские легенды

 

13 фактов об Афинском Акрополе, которых вы не знали

 

Афинский Акрополь, без сомнения, самая популярная достопримечательность греческой столицы. Около семи миллионов туристов ежегодно поднимаются на холм Акрополя, чтобы телепортироваться в Древнюю Грецию и поближе взглянуть на Парфенон. Место с богатой историей Акрополя может рассказать много увлекательных историй. В этой статье вы найдете 13 малоизвестных фактов об этом уникальном памятнике Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Что такое Афинский Акрополь?

Вид на Парфенон, фото Константиноса Коллиаса, через Unsplash.

 

Акрополь в переводе с греческого означает высшую точку города. Многие древнегреческие города имели свой Акрополь, который обычно представлял собой цитадель на вершине холма. Самый известный Акрополь на сегодняшний день находится в Афинах. В классическую греческую эпоху это было священное место, посвященное культу богини-покровительницы города Афины, а также других местных героев и божеств.

 

Хотя Акрополь на протяжении веков был центром религиозной жизни Афин, он стал известен в пятом веке до нашей эры, в золотой век афинской демократии. В то время Афины только что победили персов и возглавляли союз греческих городов-государств, которые бросали вызов спартанской гегемонии Греции.

 

Перикл, видный политик того времени, твердо продвигал идею нового Акрополя. Этот Акрополь сделал бы Афины городом неоспоримой красоты и величия. Потратив легендарную сумму денег, афиняне полностью превратили скалу Акрополя в место чудес. Знаменитый Парфенон Акрополя, храм Афины Парфенос, был построен в то время вместе с рядом зданий, таких как Эрехтейон и Пропилеи.

 

Получайте свежие статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Конечно, Акрополь не перестал развиваться после классического периода. Священный холм Афин продолжал меняться с каждой новой цивилизацией, уходящей из города. Римляне, византийцы, латинские крестоносцы, османы и, наконец, современное греческое государство — все оставили свой след на скалистом холме. Итак, давайте взглянем на 13 фактов о священном холме Афин.

 

13. Акрополь был заселен в доисторические времена

Микенский перстень с печаткой под названием «Кольцо Тесея» из Афинского Акрополя, 15 век до н.э., Национальный археологический музей.

 

Находки на Афинском Акрополе указывают на то, что холм был заселен, по крайней мере, с 49085-го -го тысячелетия до нашей эры.

 

Во время подъема так называемой микенской цивилизации Акрополь стал важным центром. Большие циклопические стены, подобные микенским, защищали дворец (анакторон) и поселение на холме. Также был вырыт колодец, который наверняка пригодился во время осады. Стены назывались пеласгийскими и до сих пор частично видны посетителям, когда они входят из Пропилей.

 

Афиняне архаического периода унаследовали руины микенского Акрополя, который был достаточно богат, чтобы породить целую мифологию о прошлом города. Микенская гробница на Акрополе, также известная как гробница легендарного афинского царя Кекропса, стала самым священным местом во всех Афинах.

 

12. Персы сровняли с землей первый Парфенон

Препартенон черного цвета и классический Парфенон серого цвета , Максим Коллиньон (1913).

 

Сразу после первой победы над персами в Марафоне (490 г. до н. э.) афиняне решили отпраздновать это, построив величественный храм Афины. Для этого они разобрали другой храм под названием Гекатомбедос, что означает сто футов (древняя единица длины), и использовали его материалы для строительства нового храма.

 

Однако персы не сказали своего последнего слова. В 480 г. до н. э. царь Персии Ксеркс I снова вторгся в Грецию. Понимая, что они не в состоянии защитить город, афиняне приняли одно из самых важных решений в истории Афин. Они решили покинуть город и отступить на остров Саламин, чтобы заманить персов в морское сражение. В конце концов афиняне вышли победителями из морского сражения при Саламине, но заплатили за это высокую цену.

 

г. Перед битвой персы вошли в Афины и сравняли город с землей. Еще недостроенный Препартенон (так назывался Парфенон, который разрушили персы) не избежал гнева захватчиков, которые разрушили и старый храм Афины.

 

Когда афиняне вернулись в свой город, они решили оставить руины старого храма Афины на месте как напоминание об этих ужасных временах. Кроме того, 33 года спустя они построили новый Парфенон на руинах Пропарфенона.

 

11. В Пропилеях была галерея древнего искусства

Модель Афинского Акрополя, каким он был в V веке до н. э., с комплексом Пропилеи в центре, Музей Акрополя, через Энциклопедию древней истории.

 

Одним из самых красивых зданий Акрополя являются Пропилеи. Пропилеи были монументальным входом на священный холм, спроектированным архитектором Мнесиклом. Здание было частью строительной программы Перикла, и, хотя его строительство заняло пять лет (437-342 гг. до н. э.), оно так и осталось незавершенным. Пропилеи были сделаны из высококачественного местного пентелийского мрамора и элефсинского известняка для частей здания.

 

Южная сторона здания, вероятно, использовалась для ритуальной трапезы. Однако северная сторона была особенно интересна, так как это была своего рода галерея раннего искусства. Павсаний, римский автор, описывает эту часть Пропилей как Пинакофею , что означает Картинную галерею. Он даже описывает некоторые из картин, которые включали работы на различные религиозные темы известных художников, таких как «греческий живописец этоса» Полигнот и Аглаофонт.

 

Интересная вещь с пинакотекой заключается в том, что она была общедоступна, по крайней мере, для тех, кому разрешалось входить в Акрополь (рабам и тем, кто не считался «чистым», вход был запрещен). Этот кажущийся публичным характер пинакотеки делает ее интересным примером в древней истории музеев.

 

10. Огромная статуя Афины Промахос на Акрополе

Афинский Акрополь , Лео фон Кленце, 1846 г., Новая пинакотека.

 

В древности на Акрополе стояла колоссальная бронзовая статуя Афины. Статуя называлась Афина Промахос, что означает та, что сражается на передовой. Эта статуя была работой Фидия, который также сделал знаменитую Афину Парфенос из золотой слоновой кости, которая находилась внутри Парфенона. Согласно Павсанию (1.28.2), афиняне построили статую, чтобы отблагодарить Афину после победы над персами в Марафоне:

г.

 

«Есть первая бронзовая Афина, десятина от персов, высадившихся в Марафоне. Это работа Фидия, но рельефы на щите, включая битву между кентаврами и лапифами, как говорят, выполнены резцом Миса, для которого, как говорят, Паррасий, сын Эвенора, разработал это и остальные его произведения.

».

 

Никто не знает, насколько велика была статуя на самом деле, но одно можно сказать наверняка; он был действительно большим:

 

«Острие копья этой Афины и гребень ее шлема видны тем, кто плывет в Афины, как только пройдет Суниум». (Сунион находится примерно в 60 км от Афин).

9. Акрополь был красочным местом

Фидий и фриз Парфенона,  Альма-Тадема, 1868–1869 гг., Музеи Бирмингема.

 

Многие люди сегодня думают, что древнегреческое искусство, особенно архитектура и скульптура, были просто белыми. Если кто-то сегодня посетит Парфенон на Акрополе, он встретит белый или, скорее, сероватый памятник рядом с такими же белыми античными руинами. Однако в древности этого просто не было.

 

Древние греки любили цвета. Их статуи были окрашены в яркие цветовые сочетания. То же самое касалось их храмов. Греческая архитектура на самом деле была настолько красочной, что была ближе к сегодняшнему искусству китча, чем белый классический идеал школьных учебников.

 

Причина того, что руины классической древности сегодня белые, заключается в том, что пигменты со временем распадаются. Однако во многих случаях их можно проследить или даже наблюдать невооруженным глазом. Кураторы Британского музея обнаружили следы пигмента на мраморе Парфенона с тех пор, как они впервые прибыли в музей в начале 19 го века.

 

Поистине прекрасное изображение Парфенона в цвете появляется на картине Альмы Тадемы Фидий показывает своим друзьям фриз Парфенона.  Картина датируется 1868 годом и представляет собой визуально стимулирующее исследование фриза Парфенона. Итак, когда мы думаем об Акрополе и Парфеноне, нам нужно представить себе цветное место. Место, где красочные статуи встречались с красочными храмами.

 

8. Битва между Афиной и Посейдоном произошла на Акрополе

Эрехтейон Акрополя, фото Питера Митчелла, через Unsplash.

 

Эректейон был самым священным местом Афин. Это было здание, состоящее из двух храмов, одного для Афины и одного для Посейдона. Чтобы понять, почему эти два бога делили здание, нам нужно вернуться к старому мифу о том, как Афины получили свое название.

 

По легенде, Афина и Посейдон хотели взять город под свою защиту. Чтобы избежать конфликта, вмешался Зевс и устроил бескровное соревнование. Афина и Посейдон пришли к тому месту, где сейчас стоит Эрехтейон, и афиняне собрались, чтобы посмотреть на состязание. Во-первых, Посейдон показал свой дар городу, ударив трезубцем о землю и выпустив воду. В свою очередь, Афина посадила семя, из которого мгновенно выросло оливковое дерево. Афиняне оценили оба подарка. Однако у них уже был доступ к большому количеству воды. Итак, они сорвали оливковое дерево Афины, которое было отличным источником пищи и древесины. Афина стала божеством-покровителем города и назвала его Афинами в честь себя.

 

Эректейон — памятник этому мифу. Афиняне клялись, что они могли слышать океан Посейдона под зданием. Кроме того, дыра в полу должна была быть местом, куда бог ударил своим трезубцем в соревновании с Афиной. В половине храма Афины был небольшой двор, построенный вокруг легендарного дерева Афины.

 

7. Кариатиды защищают гробницу мифического царя

Реплики кариатид на Эрехтейоне Акрополя, фото Ян Ян, через Unsplash.

 

Кариатиды Эрехтейона являются одними из самых элегантных скульптур в истории искусства. Они уникальны тем, что сочетают в себе элегантность и функциональность.

 

Сегодня посетители Музея Акрополя могут увидеть пять из шести кариатид (шестая находится в Британском музее), выставленных в виде отдельно стоящих скульптур. Однако изначально они служили причудливыми колоннами на «Притворе дев» Эректейона.

 

 

Название «Кариатиды» означает «девицы Кариаи», города на юге Греции. У города Карьяи были исключительные отношения с богиней Артемидой. В частности, их культ был направлен на Артемиду Кариатид. Следовательно, многие ученые думают, что кариатиды представляют собой жриц Артемиды из Карьяи.

 

Шесть женщин из Эрехтейона поддерживают крышу над микенской гробницей, приписываемой легендарному царю Афин Кекропу. Кекроп был интересной фигурой афинской мифической традиции. Говорили, что он родился из земли (автохтон), и по этой причине он был наполовину человеком и наполовину змеей (змеи были преимущественно земными существами для греков). В этой обстановке кариатиды могут просто защищать одно из самых священных мест Афин. Они также могут сопровождать мифического царя Афин в загробной жизни.

 

6. На Акрополе есть несколько пещерных святилищ

Пещеры Зевса и Аполлона, через Wikimedia Commons

 

На вершине Акрополя государство в первую очередь прославляло Афину и ряд других богов и героев. Однако вокруг скалистого холма было несколько небольших пещерных святилищ, отвечающих различным потребностям. В отличие от официальных культов, продвигаемых афинскими горожанами на вершине холма, эти святилища были небольшими культовыми местами, предлагающими индивидуальный контакт с божествами, которые удовлетворяли потребности простых людей.

 

Три самые важные пещеры были посвящены Зевсу, Аполлону и Пану. Другие известные включают святилище Афродиты и Эроса. Другой был посвящен Аглауро, мифической дочери Кекропа. Согласно легенде, Афины находились в тяжелой осаде, когда пророчество гласило, что Афины могут быть спасены только добровольной жертвой. Когда Аглаурос услышала это, она тут же сбежала со скалы Акрополя.

 

Афиняне устраивали ежегодный праздник в ее память под названием Агаурея. Во время этого события афинская молодежь надела свои доспехи и поклялась защищать город перед святилищем Аглавра.

 

5. Большое шествие ознаменовало завершение величайшего афинского праздника 

Классические греческие конные всадники на фризе Парфенона, спроектированные Фидием, 447–432 гг. до н. э., Британский музей, Лондон

 

Каждые четыре года, в месяц Гекатомбайона по аттическому календарю (июль/август), афиняне собирались, чтобы отпраздновать свой самый важный праздник — Великие Панафинеи. Это было религиозное мероприятие в честь богини Афины, которое также включало серию соревнований. Панафинейская программа включала спортивные игры, подобные тем, что проводились в Олимпии (Олимпийские игры), а также конкурсы поэзии и музыки.

 

Кульминацией праздника стало грандиозное шествие, состоявшееся в последний день. Весь город собирался, чтобы посмотреть, как более тысячи человек идут от кладбища Керамикос к алтарю Афины на Акрополе. Верховная жрица Афины возглавила процессию. По достижении Акрополя процессия достигала Эрехтейона, где хранилось священное деревянное культовое изображение (хоанон) Афины. Затем статую одевали в священный пеплос, одежду, сотканную аррефорами, девочками от 7 до 11 лет. Менее впечатляющий пеплос будет приготовлен для Малых Панафиней, ежегодного празднования меньшего значения. После этого процессия достигала алтаря Афины, и не менее 100 овец и коров приносились в жертву и впоследствии съедались. Считается, что Панафинейская процессия также изображена на фризе Парфенона.

 

4. Парфенон был христианской церковью и мечетью

Османская мечеть, построенная на руинах Парфенона после 1715 года, Пьер Пейтье, 1830-е годы, через Wikimedia Commons.

 

Парфенон Акрополя сейчас может быть известен как храм богини Афины, но за свою долгую жизнь в 2500 лет храм много раз переходил из рук в руки. После четвертого века нашей эры старая языческая религия начала отмирать перед христианством. Христианизированная поздняя Римская империя и ее продолжение, известное как Византийская империя, гарантировали, что новая догма не встретит конкуренции. В 435 г. н.э. император Феодосий II закрыл все языческие храмы. К концу шестого века Парфенон был превращен в христианскую церковь. Новая церковь была посвящена Парфенос Марии (Деве Марии), очевидной замене Парфенос Афины.

 

 

В 1204 году четвертый крестовый поход пошел не по плану, чтобы разрушить христианский остаток Восточной империи, известный как Византия. Афины стали латинским голландским государством, а Парфенон — католической церковью примерно на 250 лет. В 1458 году османы завоевали Афины и превратили Парфенон в мечеть с минаретом.

 

Следующая глава в истории памятника началась с Греческой революции (1821-1832 гг.), результатом которой стало создание современного греческого государства. С тех пор Парфенон является историческим местом, а с 1933, девять реставрационных проектов имели место.

 

3. Парфенон пережил множество разрушений

Руины Парфенона, Сэндфорд Робинсон Гиффорд, 1880 г. , Национальная художественная галерея.

 

Первое крупное разрушение произошло в третьем веке нашей эры, когда пожар уничтожил крышу храма. В 276 году германское племя герулов разграбило Афины и разрушило Парфенон, который вскоре был восстановлен.

 

Парфенон претерпел многочисленные превращения из языческого в православное христианство и из римско-католической церкви в мечеть. Кроме того, храмовая монументальная статуя Афины была перенесена в Константинополь. Тем не менее, это постоянное использование Парфенона означало, что здание хорошо сохранилось.

 

Ситуация изменилась в 1687 году, когда венецианские войска под командованием генерала Морозини осадили Афины. Затем османская гвардия укрепила Акрополь и использовала Парфенон как пороховой склад. Узнав, что османы хранят порох в Парфеноне, Морозини нацелился на храм. Одного пушечного ядра хватило, чтобы уничтожить храм и убить 300 человек.

 

После взрыва устояла только одна из четырех стен Парфенона. Больше половины фриза обрушилось, крыши не стало, а восточное крыльцо теперь представляло собой одну колонну. Парфенон так и не оправился от этого разрушения.

 

Временная комната Элгина, Арчибальд Арчер, 1819 год, Британский музей.

 

Тем не менее, столетие спустя, в 1801 году, Томас Брюс, 7-й граф Элгин и британский посол, внес последний штрих в симфонию разрушения. Элгин удалил добрую часть фриза и фронтонов храма, а также кариатид из Эрехтейона и части из храма Афины Ники.

 

Добыча попала в Британский музей после долгого и мучительного путешествия. Стоит отметить, что корабль, перевозивший мрамор, затонул вскоре после выхода из Афин, и группа греческих водолазов помогла достать ящики с мрамором.

 

2. Баварский король задумал построить здесь свой дворец

План Королевского дворца Акрополя, литография рисунка Карла Фридриха Шинкеля, Нью-Йоркская публичная библиотека.

 

В 1832 году Греция стала независимым государством под защитой крупнейших европейских держав (Англии, Франции, России). Во времена, когда существовал Священный союз, а идея демократии казалась ересью, европейцы не могли допустить существования нового государства без абсолютного монарха. Европейские державы наконец посадили на трон новообретенного королевства баварского принца Отто Фридриха Людвига.

 

Вскоре после прибытия в свою новую столицу Афины Отто столкнулся с проблемой; не было настоящего королевского дворца. Карл Фридрих Шинкель, знаменитый художник и архитектор, предложил новаторское решение.

 

Виды на Королевский дворец Акрополя, литография рисунка Карла Фридриха Шинкеля, Нью-Йоркская публичная библиотека.

 

Он предложил построить дворец нового монарха на вершине Акрополя. Его планы относительно дворца были направлены на создание монументального королевского комплекса. К счастью для будущих археологов, король отказался от этой идеи как непрактичной. Тем не менее, изображения планов, нарисованные Карлом Фридрихом Шинкелем, дают очаровательный взгляд на альтернативную реальность.

 

1. На Акрополе состоялся акт сопротивления нацизму

Немецкие солдаты водружают свастику на Акрополе, 1941 год, Федеральный архив Германии.

 

В апреле 1941 года Афины перешли под власть Гитлера. Свастика развевалась на холме Акрополя, заменив флаг Греческого королевства.

 

30 мая 1941 года два греческих студента университета по имени Манолис Глезос и Апостолос Сантас тайно поднялись на Акрополь через пещеру Пандросеона. Уклонившись от напивавшегося возле Пропилей немецкого караула, они сняли свастику и ушли незамеченными. Жители Афин проснулись от вида Акрополя, свободного от символа завоевателя. Это был первый акт сопротивления в Греции и один из первых в Европе. Эта новость подняла настроение оккупированным европейским народам как символическая победа над фашизмом.