Афина в парфеноне: Афина Парфенос — описание статуи, где стояла статуя, отзывы

Содержание

Афина Парфенос — описание статуи, где стояла статуя, отзывы

Культура древней Греции до сих пор завораживает людей своей интересной историй, взглядами на жизнь и, кончено, дарами искусства. Многие античные храмы и статуи веками были вдохновением не только для творцов, но и целых культур. Самое прекрасное, что каждое творение для них это соединение духа времени в своем творении. Любое творческое проявление всегда несло собой определенный взгляд на мир. А в их мире миф и жизнь вокруг были соединены. Они не разделяли даже мир «духов» и реальность, для них боги жили на той же земле, по которой ходят и они. Поэтому многие скульптуры имели определенный значимый характер, связанный с поклонением божеству, а самые красивые сооружения были храмы для подношения дара или общение с покровителем.

Афина статуя в Парфеноне

Среди творцов того времени было много великих людей, которые служат основой в своей сфере и до сих пор. Если при вас вспомнят Сократа, Платона или Гомера вы сразу поймете, о каком времени пойдет речь. В других сферах также Греция не отставала. Это время подарило просто огромнейшее количество шедевров мировой значимости. Так, например, Афина Парфеноса, созданная скульптором Фидием еще многие годы заставляла людей склонять головы и трепетать перед красотой и мощью богини, которая покоряла их сердца. Располагалась она в храме Парфенон, в древнегреческом городе Акрополе. Город стоит, и по сей день, он был восстановлен археологами, хотя состояние его очень плачевное. Все же среди руин все еще стоят величественные колонны и огромная арена для собраний полиса, которые дают возможность прочувствовать дух того времени и лучше понять их культуру.

От главного храма остались лишь высокие колонны, а сама Афина, которая служила главной ценностью храма, исчезла и считается разрушенной. Ее величие и воспоминание сейчас идут лишь из источников древних историков, которым удалось посетить богиню в храме и выразить в своих творениях свое удивление такому величественному произведению Фидия. Афина была символом всего города и главной богиней народа, так как была символом не только войны, которая тогда была очень важна, но и богиней мудрости.

Статуя Афины в Парфеноне

Содержание

  1. Описание статуи
  2. История
  3. Где находится
  4. Отзывы туристов

Афина богиня древнегреческой культуры, была одной из двенадцати великих олимпийских богов мифологии. Среди богинь была самой мудрой и прекрасной. Почиталась многими культурами и особенно признана в Афинах, что уже понятно из названия. Она была покровителем народа. Яркие глаза и русые волосы, поверх головы шлем с перьями, копье или щит в руке, символика по типу грифона или змеи. Весь ее вид внушал уважение и трепет перед ней у людей. Хотя ее называют богиней воны, и она была возведена в Парфеноне в честь победы перед персами, она почиталась как богиня знаний и ремесел. Дева-воительница, яростное выражение бога, величия перед людьми и ее могущества.

Древнегреческие боги Афина

Фидий создал Афину Парфенос идеально подходящую под главный храм Акрополя. Богиня войны всегда была в обличии прекрасной девушки с выразительной символикой силы, в виде вложенного в ее руки оружия и священных животных служащих ей. Статуя в храме Парфенон была сделана из слоновой кости и золота. Парфенос означает дева, а Храм Парфенон переводят как дом девы, скорее всего он, был назван в честь богини, которую должны были разместить внутри. Плиний описал главные детали этой статуи. Высота Афины была около 12 метров, с подставкой с 4 метра. Перед скульптурой был резервуар с водой. Кроме многих украшений на теле богини с ней изображены и священные животные. В ее руке был щит с изображением медузы Горгоны. На шлеме сидели два грифона и сфинкс посередине.

История

Считается, что заказ Фидий получил в 447 году до нашей эры на создание скульптуры Афины. Его работа продолжалась 9 лет, и после статуя была установлена в центре храма. Причиной постройки была победа Афин над персами, таким образом, они отдавали ей дань за благосклонность и просили дальнейшего покровительства. О том, какое влияние она оказывала, ходили легенды. Она задала целый культурный идеал изображение богини войны, которое после пытались повторить многие скульпторы. Храм был главным местом города долгие годы. Ее описывали великие мыслители и историки, и никто не мог оторвать от нее глаз. В 296 году говорили о том, что с нее было снято золото.

Афина богиня статуя

Это сделала военачальник, которому нужно было оплатить долги. Впоследствии украшения заменили металлом и бронзой. Несколько раз храм горел, но каждый раз его реставрировали. В десятом веке нашей эры статуя была перевезена в Константинополь. Дальнейшая ее судьба неизвестна, записей так и не нашли. Есть много теорий о том, куда мог исчезнуть такой шедевр, самой правдивой версией служит ее частичное уничтожение, разграбление и разделения частей.

Афина Парфенос

Где находится

Изначально Афина Парфенос стояла в храме Парфенон в Акрополе. После была перевезена в Константинополь по древним записям около десятого века. Дальнейшая ее судьба неизвестна и никто не знает, где она находится сейчас.

Афина Парфенос

Отзывы туристов

Виолетта: «С мамой с удовольствием гуляли в Акрополе. Узнали много нового о древней Греции. Особенно мне понравился рассказ экскурсовода о статуи Афины в главном храме и о том, какая она была прекрасная. Искала потом много упоминаний и фотографий, но так как она была потеряна, остается любоваться только похожими скульптурами. Но истории о такой таинственной красоте запомнятся надолго».

Георг: «Давно интересуюсь древнегреческими мифами. Афина не зря так почиталась в их культуре. Ее изображения в скульптуре особенно выражают дух воинствующего божества, сочетающего в себе силу и красоту. Ее лучшее изображение, как считается, создал Фидий, и очень жаль, что оно не дошло да наших времен. Хотя историческое описание очень насыщенное, все же хотелось бы увидеть ее воочию».

Афина Парфенос: описание и исторические факты

Наследие человечества сохранило великолепные творения искусства. Множество архитектурных шедевров, картин, произведений литературы и музыки до сих пор восхищает современных людей. Их можно увидеть на выставках, в музеях, приватных коллекциях. Некоторые сокровища нации по-прежнему находятся под землей или закрыты в дворцах и замках.

Но оказывается, истории известны произведения, которые уже не увидишь никогда. Чаще всего люди узнают о них из других произведений. Например, Афина Парфенос стала известна только благодаря копиям и описаниям. На данный момент подлинной скульптуры не существует. Но красота описания до сих пор хранит это произведение Фидия в памяти современных людей.

В честь кого?

Нетрудно догадаться, кого имел в виду Фидий. Афина Парфенос — это воплощение той самой древнегреческой богини, которая в свое время прославилась благодаря своему уму и мудрости. Афина была самой почитаемой богиней Древней Греции. Она входила в число величайших владык Олимпа. Помимо того, что ее называли богиней войны, Афину считают причастной к знаниям, искусству, ремеслам, также называют покровительницей городов и государств.

Музеи Афин — список, исторические факты, интересные факты и…

Афины – колыбель античной цивилизации. Столица Греции манит к себе туристов со всего света. Каждому…

Как выглядела?

Прежде чем узнать, что представляла собой статуя, Афина Парфенос должна предстать пред нами в истинном обличии. Пожалуй, она остается для многих наиболее выразительным персонажем Древней Греции. Именно её считают самой необычной и запоминающейся. Это связано с тем, что кто бы ни изображал Афину, она всегда при себе имеет атрибуты мужчины: доспехи, оружие и щит. Также рядом с богиней всегда можно было заметить священных животных.

Чаще всего Афина — русоволосая и сероокая женщина. Гомер вовсе считал её «совоокой». Пожалуй, такое сравнение связано с тем, что рядом часто можно было увидеть сову, символ мудрости. Не имеет значения, где мы знакомимся с Афиной, то ли в стихотворениях, то ли в прозе, то ли на холсте, творцы всегда стараются выделить её большие глаза.

Акрополь в Афинах — символ современной Греции

Акрополь в Афинах начали возводить в середине пятого века до нашей эры. Идея этого масштабного…

Основными атрибутами Паллады все же остается шлем, который имел высокий гребень, и эгида, или щит, украшенный головой горгоны Медузы. Также рядом, в частности на картинах, можно увидеть оливу, которую считали священным деревом, сову и змею – два символа мудрости. С Афиной не раз встречалась и Ника – крылатая богиня.

Автор

Многие мечтали сохранить в истории человечества статую «Афина Парфенос». Скульптор Фидий навсегда в умах людей остался творцом великой богини. Творец жил в 400-е годы до нашей эры. Был другом Перикла и считался величайшим художником периода великой классики.

За свою недолгую карьеру он создал огромное количество работ. Главным их персонажем оставалась всегда Афина. Помимо той, что поместилась позже в Парфеноне, была скульптура богини на афинском Акрополе. Её Фидий создал в честь победы над персами. Она была огромная и служила своеобразным маяком для моряков.

Афина Лемния также не сохранилась до нынешних времен, но о ней известно благодаря копиям. Эта статуя была создана специально для жителей острова Лемнос, отсюда и такое название. Известно также еще о двух скульптурах, отображающих богиню войны. Одна находилась в Платеях, а другая в Ахайе.

Афина Карканис — канадская актриса

В статье рассказывается о канадской актрисе греко-египетского происхождения, известной под именем…

Фидий также является автором одного из семи чудес Древнего мира. Речь идет о скульптуре Зевса в Олимпии. Эта статуя была единственной, которая находилась на материковой части Европы. Она была сделана из мрамора, а по размерам превосходила любой храм того времени.

Скульптура

Как известно, скульптура Афины Парфенос находилась в Парфеноне. Этот храм был построен как дом для богини между 447 и 432 годами до нашей эры. Статуя была сделана из слоновой кости и золота. Она была создана для того, чтобы прославить успех в персидских войнах.

Несмотря на то что Афина Парфенос давно перестала существовать, она по сей день остается невидимым символом великого города. Об исчезновении скульптуры до сих пор мало что известно. Исторические факты приводят нас в Константинополь, куда, возможно, была перевезена статуя. Именно здесь её могли разрушить и разворовать. Восстановить первоначальный вид позволяют копии, скульптурные детали и описания Плутарха и Павсания.

Все самое дорогое

Сейчас трудно понять, была ли Афина названа в честь храма Парфенона, либо же все было с точностью наоборот. Сейчас мы можем утверждать, что Парфенос значит «дева», а Парфенон означает «дом девы».

Сам храм был не менее великолепным. Но статуя Афины Парфенос все же по праву считается главным украшением здания. Мифы и легенды говорят, что храм изначально строили для того, чтобы туда могла поместиться эта скульптура. Возможно, когда воздвигали Парфенон, уже понимали, что Фидий туда поместит что-то схожее со скульптурой Афины Промахос.

Максимально точные описания статуи дал Плиний. Он утверждал, что творение получилось высотой около 12 метров (26 локтей). Для его изготовления была взята слоновая кость и золото. Первое Фидий использовал для создания частей тела богини, а остальное все было изготовлено из золота.

Также шла речь о том, что золото могло быть легко удалено в случае финансовых трудностей. Для остальных украшений была использована медь, стекло, серебро и драгоценные камни. В результате Фидий создал скульптуру, стоимость которой в разы превышала стоимость всего храма Парфенона.

Известно, что статуя занимала огромный постамент высотой 4-8 метров. Располагалась ближе к восточной двери и была окружена колоннами. Перед скульптурой находился большой резервуар с водой, который по-современному можно назвать бассейном. Это было сделано для того, чтобы в холе все время было влажно, и слоновая кость сохранялась в этих условиях.

Украшения

Очень величественной и воинственной у Фидия получилась Афина Парфенос. Описание деталей дает понять, насколько уникальной была эта скульптурная композиция. По копиям стало ясно, что в одной руке богиня держала статую Ники, которая, кстати, имела высоту 2 метра, но на фоне величия основной скульптуры выглядела очень миниатюрно. В другой руке Афина держала щит.

Именно он является спором того времени. Его наиболее часто пытались скопировать творцы всего мира. Плиний утверждал, что на щите Фидий отобразил битву Тезея и амазонок. Также тут можно было найти битву гигантов с богами. Было здесь и изображение горгоны Медузы. Возможно, и еще каких-то интересных персонажей.

Не менее привлекательным казался и шлем Афины Парфенос. Он имел на себе сфинкса посередине и двух грифонов с крыльями Пегаса. Известно также, что в ногах богини находилась змея. Некоторые утверждают, что рептилию разместил Фидий и на груди у покровительницы. Эта змея была дана богине Зевсом. Обувь украшали кентавромахии.

Невидимые детали

Конечно, о каких невидимых деталях скульптуры может идти речь, когда из современников никто не видел скульптуру? Афина Парфенос полна тайн и загадок. Есть утверждение, что на щите богини Фидий поместил свой портрет и изображение своего друга Перикла. Предположительно он завуалировал все под Дедала и Тезея.

Также многие современники считают, что Фидий увлекался мальчиками. Его возлюбленным был молодой Пантарк, ставший победителем в борьбе на Олимпиаде. Юноша был так дорог скульптору, что надпись «Прекрасный Пантарк» была высечена на одной из статуй. Возможно, именно на пальце Афины Парфенос красовалось это признание. Хотя достоверных данных об этом нет. Возможно, надпись была на статуе Зевса, либо на скульптуре Афродиты Урании.

Жертвы

Как уже говорилось ранее, Фидий сделал многое, чтобы Афина идеально вписалась в Парфенон. Если статуя Зевса головой упиралась в потолок и казалось, что если громовержец встанет, он пробьет здание, то богиня гармонично смотрелась в архитектурном пространстве.

Дело в том, что Фидий не раз общался с Иктином, строителем, чтобы тот немного отошел от изначального плана и вообще стиля дорийского храма. Скульптор требовал больше пространства внутри. В итоге мы видим не 6 классических колон, а восемь. К тому же они расположились не только по бокам статуи, но и позади ней. Афина оказалась словно вписана в архитектурную раму.

Хронология

Оказалось, сложно определить дальнейшую судьбу творения. Также не известно, где погибло создание Фидия Афина Парфенос. История его начинается около 447 года до н. э., когда скульптор получил заказ и приступил к работе. Уже через 9 лет статую установили в храме.

Через пару лет случается первый конфликт. Фидия подставляют враги и завистники, после чего ему приходится оправдываться во имя очищения своей совести. Далее более столетия ничего не было известно о судьбе статуи. Но в 296 году до н. э. один военачальник снял золото со скульптуры, чтобы оплатить свои долги. Тогда пришлось металл заменить на бронзу.

Еще более чем через столетие Афина Парфенос пострадала от пожара. Но её смогли отреставрировать. Следующая информация появляется уже в 5-м веке нашей эры. Известно, что очередной пожар в храме вновь терзает творение. В 10-м веке н. э. шедевр находился в Константинополе. Что произошло дальше – неизвестно.

Рок судьбы

Мы уже мельком упоминали о конфликтах, которые затронули Фидия. Именно Афина Парфенос стала для него предвестником смерти. Творец был хорошим другом и советником Перикла. Он помогал ему с реконструкцией Акрополя. Также он был, безусловно, талантлив. Поэтому враги и завистники не могли пройти мимо.

Впервые он столкнулся с ними, когда его обвинили в краже золота с плаща богини. Фидию не было чего скрывать. Было приказано снять золото с основы и взвесить. Недостачи не обнаружили.

А вот следующие обвинения закончились плачевно. Враги долго искали, к чему же придраться. Последней каплей стало обвинение в оскорблении божества. Многие знали, что Фидий попытался отобразить себя и Перикла на щите Афины Парфенос. Скульптора бросили в тюрьму. Именно тут и пришла его смерть. Единственное, что для историков так и осталось загадкой: умер он от тоски или от яда.

Слава

Среди всех работ Фидия самой известной считается Афина Парфенос. Описание и история её настолько яркие, что об этом творении известно нам спустя тысячелетия. Слава скульптуры пронеслась сквозь года. О ней не раз писали современники Фидия, а также более поздние литераторы. Известно, что даже Сократ ссылался на Афину для толкования понятия прекрасного.

О величии произведения говорит и количество копий, которые сохранились по сей день. Наиболее точной и яркой остается скульптура «Афина Варвакион». Она находится в Национальном музее Афин. Вторая схожая копия разместилась тут же под названием «Афина Ленорман».

Горгону Медузу, которая помещалась на щите, также не раз копировали. Наиболее известной остается копия головы «Медуза Ронданини». Сейчас эта скульптура находится в Мюнхене, в Глиптотеке.

Не раз художники пытались скопировать щит оригинала. Один из них хранится в Британском музее и называется «Щит Странгфорда». Подобный также есть в Лувре.

Дом Афины

Сейчас от Парфенона практически ничего не осталось. Хотя храм хранит многовековую историю, которая, как и скульптура, полна тайн и противоречий. Греческие археологи и строители старались максимально воссоздать античный стиль руин. Но все величие и красоту, конечно, передать уже невозможно. Тем не менее ощущение того, что много веков назад здесь проходили исторические события, чарует и завораживает. Истории гидов ежегодно собирают много туристов, которым позволено окунуться в атмосферу античной воинственности.

Парфенон, Афина и идеальный греческий язык – древнее искусство считается прекрасной иллюстрацией идеального классического архитектурного построения. Это можно просто объяснить тем фактом, что в классический период греческого искусства были важны симметрия и баланс, что легко можно увидеть в структуре этого храма. Скорее всего, однако, есть более сложная, многогранная причина того, что Парфенон становится частью идеальной формы. Поэтому, если кто-то хочет лучше понять, почему это архитектурное сооружение получило такое название, он должен понять, насколько важны власть и статус в сочетании с искусством в греческой культуре. Греческое общество было сосредоточено на том, что значит быть греком, а также на том, что его считали миром мужчин.

Это видно из цитаты Сократа, где он говорит, что очень повезло, если родился человеком, а не зверем, мужчиной, а не женщиной, и греком, а не варваром. Тем не менее, не должно казаться удивительным, что «я» человека определялось его положением в иерархической системе греческого общества. В дополнение к этому боги занимали центральное место в греческой культуре. Как правило, в искусстве боги изображались в храмах и культовых местах для жертвоприношений и по религиозным причинам, например, Афина в Парфеноне. С точки зрения стиля они были изображены как совершенные, очень доминирующие формы, которые заложили основу для среднего греческого гражданина. Было постоянное стремление к этой богоподобной внешности, потому что они считали совершенство идеальной формой, а также неотъемлемым членом общества. Из всего сказанного можно, конечно, увидеть это стремление к совершенству в греческом искусстве и архитектуре, например, в Парфеноне. Парфенон воплотил в себе столь востребованное идеальное представление о совершенстве и силе, отчасти благодаря своему классическому стилю и функциональности, а также благодаря статуэткам, таким как Афина с совой, которые были физическим свидетельством греческой силы и формы.

 

Метрополитен-музей. Авторские и имущественные права. Текст, изображения, товарные знаки, данные, аудиофайлы, видеофайлы и клипы, программное обеспечение, документация или другая информация, содержащаяся в этих файлах, а также другой контент на Веб-сайтах (совместно именуемые «Материалы») являются собственностью Музея или его лицензиаров. . Музей сохраняет за собой все права, в том числе авторские, на Материалы. Авторские права и другие права собственности могут принадлежать физическим или юридическим лицам помимо Музея или в дополнение к нему.

Парфенон расположен в Афинах, Греция, на Афинском Акрополе. Короче говоря, акрополь — это поселение, построенное на возвышенности, как правило, на склоне холма, в целях защиты, а также ради статуса. Поэтому, поскольку Парфенон должен был быть посвящен богине Афине, неудивительно, что он расположен в таком положении. Строительство Парфенона началось около 447 г. до н. э. и должен был стать центральным элементом этого комплекса акрополя. Поколением ранее афиняне — как часть союза, сформированного греческими городами-государствами — одержали победы над персидскими захватчиками во время греко-персидских войн. Этот союз привел к де-факто империи под властью Афин, где во многих городах Эгейского моря Афины платили огромные суммы, которые составляли своего рода деньги за защиту. Наслаждаясь этой новой славой, афиняне планировали, что этот новый храмовый комплекс будет беспрецедентного масштаба (Hadingham Smithsonian). Несмотря на его размер, на полное завершение Парфенона ушло всего около пятнадцати лет.

Просто для того, чтобы получить представление о его размерах и масштабах на момент завершения, необходимо рассмотреть некоторые технические особенности этой конструкции. Парфенон представляет собой дорический периптеральный храм, что, по сути, означает, что он представляет собой прямоугольный план этажа с рядом ступеней с каждой стороны и колоннадой из колонн дорического ордера, простирающихся по периметру сооружения (Сильверман, параграф 3). Колоннада состоит из восьми колонн на фасаде и семнадцати колонн по бокам (ancient-greece.org, параграф 3). Архитекторами, которые были уполномочены построить этот храм, были Иктинос и Калликрат, и, как уже говорилось ранее, он был посвящен богине Афине. Основная функция Парфенона заключалась в том, чтобы разместить и укрыть монументальную фигуру Афины, построенную Фидием из золота и слоновой кости (ancient-greece.org, параграф 1). Эта статуя будет храниться в целле, самой внутренней комнате храма. Из-за необычайно больших размеров комнаты и статуи переднее и заднее крыльцо храма были меньше и теснее, чем в предыдущих храмах. Таким образом, линия из шести колонн поддерживала портики, а колоннада из двадцати трех колонн окружала статую Афины в двухэтажном расположении. Опять же, это было необычное расположение для дорического храма, который обычно имел колонны, окружающие только боковые стороны, но этот новый дизайн позволил создать более эффектный фон из колонн вместо стены (ancient-greece. org, параграф 4). В сочетании с этой драматической атмосферой функциональность нескольких рядов колонн создавала почти сверхъестественный эффект. Чередующиеся ряды погружали зрителя в непрерывный переход между тьмой и светом во время ходьбы, создавая иллюзию того, что колонны временами образуют сплошную стену, а затем снова перемещаются в открытое пространство. Что также важно отметить в таких храмах, как Парфенон, так это то, что простым людям разрешалось видеть только внешние портики и портики. Внутренние покои, где располагались статуи, предназначались для определенных членов общества. Поэтому, поскольку внешний вид видели все члены общества, идеализированным формам и формам отдавалось большое предпочтение.

В отношении Парфенона и афинской культуры важно отметить выдающегося государственного деятеля, оратора и полководца Афин того времени Перикла. Его влияние на афинское общество было настолько велико, что современник Фукидид назвал его «первым гражданином Афин» (Марк, абзац 2). Перикл помог сформировать Афинскую империю и возглавил своих соотечественников в течение первых двух лет Пелопоннесских войн. Он продвигал искусство, литературу и философию, и в результате этого увидел строительство акрополя и Парфенона (Марк, абзац 3). Все это говорит о том, что последняя речь, которую Перикл произнес перед афинянами, казалась заслуживающей упоминания. В то время как граждане переживали тяжелые времена войны, слова Перикла вторили его давнему стремлению к власти и совершенству, например, когда он говорил: «Я считаю, что когда все государство находится на правильном пути, лучше вещь для каждого отдельного человека, чем когда частные интересы удовлетворены, но государство в целом катится под откос» (Адамс, CSUN). До своих последних дней Перикл был решительным сторонником единства городов-государств, или, как его называли, полиса, что было необходимо для классического греческого общества.

Однако одной из наиболее примечательных скульптурных особенностей всего храма считается ионический фриз. Этот фриз длиной около 525 футов представляет собой непрерывный рельеф, представляющий одно из самых важных и центральных событий в афинской социальной и религиозной жизни: Панафинейское шествие (oneonta.edu, параграф 16). Ежегодно отмечался Панафинейский фестиваль, или «Всеафинский фестиваль», в честь мифического рождения Афины. Хотя этот праздник проводился каждый год, каждые четыре года проводились более грандиозные празднования, которые изображены на фризе. Панафинейская процессия началась за городскими стенами и петляла по городу, минуя многочисленные общественные места, и, наконец, достигла акрополя (oneonta.edu, параграф 17). Из-за массивного размера фриза он представляет различные этапы народного шествия. Он начинается в юго-западном углу, где всадники изображены верхом на лошадях, готовых участвовать в шествии, и постепенно продвигается к восточной части храма, где завершается изображением молодой женщины, предлагающей одежду священнику (oneonta. edu параграфы 17 и 18). Если внимательно присмотреться к фигурам, изображенным на фризе, становится очевидным, что нет двух одинаковых фигур. Тем не менее, им также не хватает чувства какой-либо индивидуальной идентичности. Например, можно наблюдать множество молодых безбородых самцов, а не более старых, бородатых, а самок еще меньше. Поэтому кажется очевидным, что художник использовал типы, а не сосредотачивался на конкретной индивидуальности (oneonta.edu, параграф 18). Это, однако, хорошо согласуется с греческой логикой того времени, когда они чувствовали, что совершенство и богоподобные образы — это то, к чему нужно стремиться, чтобы стать более неотъемлемой частью общества. При всем при этом процессия предназначена для представления всех афинских граждан, а не отдельных (oneonta.edu, параграф 22). Как пишет Эван Хейдингем в своей статье для сайта Смитсоновского института: «ученые предполагают, что, включив эту сцену гражданского празднования, Парфенон послужил не только имперским пропагандистским заявлением, но и выражением зарождающейся демократии Афин — воли граждане, проголосовавшие за финансирование этого исключительного памятника» (Hadingham Smithsonian). Парфенон, как и фриз, были физическими символами совершенства и идеалом для греков того времени, доказывая, что, достигнув истинного совершенства, они обретут власть и статус.

Имея все это в виду, кажется наиболее важным указать на то, что Парфенон рассматривается как архетипическая форма классической архитектуры. Парфенон представляет собой храм из столбов и перемычек, который представляет собой систему, в которой два вертикальных элемента, столбы, поддерживают третий элемент, перемычку, которая уложена горизонтально поперек столбов (Британская энциклопедия, параграф 1). Поэтому никакого инженерного прорыва, по крайней мере, с точки зрения строительства, она не представляет. Вместо этого именно стилистические условности храма стали парадигмой архитектуры на многие века (ancient-greece.org, параграф 9).). Его эстетическая привлекательность обусловлена ​​не его размером, а изысканностью установленных норм греческой архитектуры, а также качеством скульптурных элементов. Как сказано в статье Ancient-greece. org: «Парфенон художественными средствами воплощает в себе все идеалы греческой мысли апогея классической эпохи. Идеализм греческого образа жизни, внимание к деталям, а также понимание математически объясненной гармонии в мире природы были понятиями, которые в глазах каждого афинянина отличали их от варваров. Эти идеалы представлены в идеальных пропорциях здания, в его замысловатых архитектурных элементах и ​​в украшавших его антропоморфных статуях» (ancient-greece.org, параграф 10). Этот отрывок в основном говорит о том, что те идеалы, на которые так сильно обращали внимание греки — совершенство, государство, гражданские обязанности — четко и адекватно выражены в стилистических элементах Парфенона, таких как симметричные колоннады или тот факт, что панафинейский фриз изображает обычных граждан Греция. Это было революционным решением архитекторов и художников включить простых людей в такое монументальное архитектурное сооружение, как Парфенон, и, скорее всего, было связано с тем, что впервые в истории каждый житель города был признан неотъемлемым член и движущая сила полиса, а также наблюдаемой вселенной (ancient-greece. org, параграф 18).

Цифровое изображение предоставлено Метрополитен-музеем, The Collection Online.
Музей Метрополитен. Авторские и имущественные права. Текст, изображения, товарные знаки, данные, аудиофайлы, видеофайлы и клипы, программное обеспечение, документация или другая информация, содержащаяся в этих файлах, а также другой контент на Веб-сайтах (совместно именуемые «Материалы») являются собственностью Музея или его лицензиаров. . Музей сохраняет за собой все права, в том числе авторские, на Материалы. Авторские права и другие права собственности могут принадлежать физическим или юридическим лицам помимо Музея или в дополнение к нему.

С точки зрения физического воплощения стремления Греции к совершенству, можно обратить внимание на такие статуи, как Афина. Она была известна как девственная богиня мудрости, разумной деятельности, искусства и литературы. Что делало ее необычной даже для богов, так это то, что предполагалось, что она родилась без матери, но вместо этого возникла из головы своего отца Зевса, полностью выросшая и облаченная в доспехи. Возможно, из-за этой истории она всегда изображалась свирепой и храброй в бою, что очень понравилось бы греческим гражданам. Далее, в соответствии с этой логикой, она принимала участие только в войнах, которые защищали государство от внешних сил, что позволяло прославлять этот постоянно укрепляющийся полис внутри греческой культуры. Она была воплощением мудрости, разума и чистоты, а также покровительницей города, ремесел и земледелия (greekmythology.com, параграф 1 и 2). Этот последний факт важен для этого изображения Афины, потому что сова опирается на ее руку. Говорили, что ее священным деревом было оливковое дерево, и ее часто изображали в виде совы (greekmythology.com, параграф 2). На этой статуэтке она изображена в бронированном шлеме и с совой в руках, которая была эмблемой ее мудрости. Хотя это не точно, поскольку нигде больше у нее нет доспехов, эта статуэтка могла быть создана в мирное для Афин время. Тем не менее, эта статуэтка символизирует стремление к власти и совершенству, к которому все греки стремились всю свою жизнь. Афина была известна своей силой и отвагой, поэтому неудивительно, что Афины во время победы в войне решили посвятить огромный храм такой, как она.

Парфенон олицетворял столь востребованное идеальное воплощение совершенства и силы, отчасти благодаря своему классическому стилю и функциональности, а также благодаря статуэткам, таким как Афина с совой, которые служили физическим свидетельством греческой силы и формы. . Парфенон уже давно считается ярким примером той идеальной классической архитектуры, которую отождествляют с греческим обществом. Тем не менее, как указано в начале этого эссе, может показаться, что за природой Парфенона, от его конструкции до выбора места и, в частности, выбора божества, стоят определенные рассуждения и логика. После завершения этого эссе должно показаться совершенно ясным, что многочисленные внешние силы действительно способствовали формированию такой сложной архитектурной структуры. Как справедливо сказано на странице Academic.reed: «Когда в 447 г. до н. э. начались работы над Парфеноном, Афинская империя была на пике своего могущества; Таким образом, Парфенон представляет собой осязаемый и видимый расцвет афинской имперской власти, не обремененный грабежами Пелопоннесской войны. Точно так же он символизирует силу и влияние афинского политика Перикла, который выступал за его строительство» (academic.reed.edu, параграф 1). По сути, в этом отрывке говорится, что афиняне добились имперской власти и успеха в результате длительных сражений, и поэтому они решили воздвигнуть памятники в честь своих успехов. Сила и совершенство — идеальная форма — были абсолютно необходимы для греческой культуры, особенно в классический период, и Парфенон, безусловно, включает в себя это. Однако тот факт, что он был посвящен богине Афине, еще больше усиливает это представление. Хотя первоначальный памятник Афине, возможно, больше не существует после столетий деградации и разрушения в этом районе, все же можно получить представление о ее важности через другие ее статуи в Греции. Она, как и Парфенон, символизировала силу и совершенную форму, что должны были воплощать все греки.

Allison Lee

Работы цитировали

Адамс, Джон Пол. «Перикл: Последняя речь (Фукидид, книга II, 59–64)». Csun.edu. 23 апреля 2011 г. По состоянию на 13 апреля 2015 г. http://www.csun.edu/~hcfll004/thuc-sp.html.

Марк, Джошуа Дж. «Перикл», Энциклопедия древней истории . Последнее изменение: 02 сентября 2009 г. http://www.ancient.eu/Pericles/.

«Парфенон». Древняя Греция.org. По состоянию на 13 апреля 2015 г. http://ancient-greece.org/architecture/parthenon.html.

«Парфенон». Академический.рид.эду. По состоянию на 13 апреля 2015 г. http://academic.reed.edu/humanities/110Tech/Parthenon.html.

Хадингем, Эван. «Открывая тайны Парфенона». Смитсоновский.com. 1 февраля 2008 г. По состоянию на 13 апреля 2015 г. http://www.smithsonianmag.com/history/unlocking-mysteries-of-the-parthenon-16621015/?no-ist.

«Парфенон: религия, искусство и политика». Онеонта.edu. По состоянию на 13 апреля 2015 г. https://www.oneonta.edu/faculty/farberas/arth/arth300/politics/parthenon.html.

Британская энциклопедия онлайн , с. v. «post-and-lintel system», по состоянию на 15 апреля 2015 г., http://www.britannica.com/EBchecked/topic/472032/post-and-lintel-system.

«Парфенон». Музей Метрополитен. По состоянию на 12 апреля 2015 г. http://www.metmuseum.org/collection/the-collection-online/search/10482?rpp=30&pg=1&ao=on&ft=parthenon&pos=1

«Бронзовая статуэтка Афины, летящей совы. ” Музей Метрополитен. По состоянию на 12 апреля 2015 г. http://www.metmuseum.org/collection/the-collection-online/search/254648?rpp=30&pg=1&ft=athena&pos=4

Греческая мифология.com. «Афина». По состоянию на 16 апреля 2015 г. http://www.greekmythology.com/Olympians/Athena/athena.html

Гендер и Парфенон

Главная страница искусства | Курсы АРТ | ARTH 200 Задания

Пол и Парфенон

Немногие памятники могут претендовать на такую ​​центральную роль в западной цивилизации, как Парфенон. Построенный между 447 и 432 годами до нашей эры, Парфенон был создан как символ статуса Афин в греческом мире. Храм, посвященный Афине, был построен по заказу Перикла, крупного политического лидера Афин в середине пятого века. Парфенон был краеугольным камнем строительной кампании, инициированной Периклом, и был неотъемлемой частью его культурной программы утверждения афинского превосходства в поколении после великих побед греков над персами. Как главный храм в Афинах, афиняне смотрели на Парфенон как на символ своей идентичности. Публичные религиозные праздники и жертвоприношения были основными средствами определения гражданской идентичности в греческом полисе или городе-государстве.

Я хочу, чтобы мы исследовали Парфенон и его скульптурную программу с гендерной точки зрения.

Скульптурная программа Парфенона

Скульптура уже давно интегрирована в архитектуру греческих храмов, но Парфенон уникален по количеству скульптурного декора и четкой координации различных элементов в связной скульптурной программе . В качестве демонстрации обширной скульптурной программы все 92 метопы в дорическом фризовом ряду имеют скульптурные рельефы [архитектурные термины см. в глоссарии в конце этой веб-страницы]. Скульптурная программа была сосредоточена вокруг хризелефантиновой статуи Афины Парфенос в наосе или главном зале Парфенона. Архитектурно Парфенон представляет собой смесь двух основных греческих архитектурных ордеров, дорического и ионического. Это смешение архитектурных элементов, несомненно, означало центральное положение Афин в греческом мире. Находясь на материке, связанном с дорическим орденом, Афины традиционно вели свое происхождение от ионийцев, которые были в значительной степени изгнаны с материка и поселились на островах Эгейского моря и вдоль западного побережья Малой Азии. Внешний ход дорического фриза содержал повествовательные рельефы на метопах. В интерьере ионический фриз изображал Панафинейскую процессию. Кульминацией архитектурной скульптуры стала фронтонная скульптура над восточным и западным концами здания.

Афина Парфенос

 

Современная реконструкция Афины Парфенос, из Королевского музея Онтарио, Торонто.

«Статуэтка Варвакион» из Афин, II век н.э.

Центральным элементом скульптурной программы Парфенона стала монументальная статуя Афины в главной целле храма. Скульптору Фидию было поручено создать хризелефантиновую статую из золота и слоновой кости, высота которой составляла примерно 38 футов (26 локтей). Хотя древние копии и литературные описания уже не сохранились, они позволили ученым произвести довольно точные реконструкции. Тот, что выше, из Королевского музея Онтарио в Торонто.

Афина как дева-воительница — идеальное воплощение Афин. Как и другие греческие боги и богини, Афина имеет несколько аспектов. Как Афина Полиас, она является защитницей города, носящего ее имя. Афина Промах называет ее богиней-воительницей. Афина Парфенос, аспект, почитаемый в хризелефантиновой статуе, фокусируется на ее личности как девственницы. Как показано на восточном фронтоне Парфенона, у Афины нет матери, но она вырастает во всеоружии из головы Зевса. Афина как девственница не имеет прямого потомства. В своей личности как Афина Парфенос Афина не похожа ни на одну другую женщину, эталон, подобный Деве Марии в христианстве, недостижим для любой другой женщины. Сочетание мужского/женского и силы/красоты в статуе является характеристикой самих Афин. Афина воспринималась как защитница и защитница города, а также как подательница городских искусств и ремесел, особенно прядения и ткачества. Как видно на статуе Парфенона, Афина регулярно изображалась в военной одежде, включая шлем, нагрудник, копье и щит. Это выявляет ее личность воина. Статуя и Парфенон в целом явно являются памятниками дарам Афины в области городского искусства. Это хорошо отражено в следующем отрывке из рассказа Плутарха о строительной кампании Перикла, включенном в Жизнь Перикла:

Используемые материалы: камень, бронза, слоновая кость, золото, черное дерево и кипарис; искусства, которые должны были разработать и обработать эти материалы, принадлежали плотнику, формовщику, бронзовщику, резчику по камню, красильщику, мастеру по золоту и слоновой кости, живописцу, вышивальщику, чеканщику, не говоря уже о доставщиках и поставщиках материала. , такие как факторы, моряки и лоцманы на море….

Рассмотрение элементов, образующих статую, ясно отражает политический смысл произведения. Афина держит в правой руке фигурку Ники, или Крылатую Победу, в память о победе греков над персами. На ее шлеме изображены сфинкс в центре и грифоны по бокам. Восточное происхождение этих чудовищ, вероятно, не ускользнуло бы от внимания афинского наблюдателя, который отождествил бы чудовищ с Персией. На верхней части груди Афины изображена цифра 9.0105 эгида , на которой изображен горгонейон (голова Медузы) в центре. Включение этих «чудовищ» играет апотропную функцию отражения зла, но эти фигуры также перекликаются с греческим порабощением чудовищного. Особенно это касается горгониона. Именно Афина помогла Персею победить Медузу. Персей, один из великих афинских героев, в благодарность подарил Афине отрубленную голову Медузы.

Змея, которая появляется на внутренней стороне щита Афины, является отсылкой к мифическому происхождению Афин. Змея понималась как представление Эрихтония, потомка Гефеста и Ге, или Земли. Таким образом, он понимался как ссылка на аборигенное происхождение Афин и на время до победы олимпийского бога над гигантами, потомками Ге. На аборигенную природу Эрихтония указывает его змеиная форма. Согласно мифу, Ге доверил Эрихтония заботам Афины. Змея содержалась в ящике, и Афина, в свою очередь, дала ящик трем дочерям Кекропса с четкими инструкциями, чтобы ящик не открывали. Дочери не послушались, а увидев чудовищную форму, сошли с ума и спрыгнули с Акрополя. Включение змеи имело большое значение для афинян. С одной стороны, тот факт, что Эрихтоний был потомком Ге, был демонстрацией автохтонной природы первых афинян как коренных жителей этой земли. Чтобы быть афинянином, нужно было иметь родителей, которые оба происходили из семей, которые были афинскими гражданами. Таким образом, афинский гражданин считал себя [так в оригинале, поскольку гражданами могли быть только мужчины] потомком Эрихтония. То, что на Афину была возложена обязанность присматривать за Эрихтонием, которого поместили в ящик, понималось как часть мифа о преемственности, в котором олимпийские боги побеждают потомков Ге и приводят их в порядок. Непослушание дочерей Кекропса и их наказания были бы поняты как ссылки на глупость женщин и патриархальную структуру афинского общества.

Изображения конфликта также появляются на других деталях работы. Согласно древним литературным описаниям, на песках Афины была изображена битва между лапифами и кентаврами (кентавромахия), а внутренняя часть щита, по-видимому, была расписана изображениями битв богов и великанов (гигантомахия). Литературные описания и копии позволяют современным археологам реконструировать внешнюю сторону щита, который представляет собой конфликт между греками и амазонками (амазономахия):

Кентавромахия, Амазономахия и Гигантомахия были повторены вместе с добавлением Битвы греков и троянцев (Илиоусперсис) в метопах на внешней стороне Парфенона. Все эти сцены повторяют общую тему победы греков над другими. В случае с Гигантомахией это история победы олимпийских богов над гигантами, потомками Ге и Урана — землей и небом. Это тема Теогонии Гесиода 9.0106 — одно из самых ранних произведений греческой литературы. Это архетип всех остальных конфликтных сцен. Все они вторят победе порядка (космоса) над хаосом, цивилизации над варварством, развитой на странице, посвященной грекам и другим.

С современной точки зрения удивительно отметить, что, хотя Парфенон был построен в ответ на победы греков над персами, на Парфеноне нет прямых изображений этих побед. Хотя это и не представлено напрямую, поражение персов находит отголоски в сценах конфликта. Например, амазонки были женщинами-воительницами, пришедшими с востока, как и персы, и расположение Трои на границе между греческим миром и Персией явно понималось как параллель с победой греков над персами. Такой подход к предмету отражает общую характеристику греческого искусства и отражает то, что мы наблюдали при обсуждении отношения греков к портретной живописи. Вместо того, чтобы показывать частное, греческий язык представляет архетип. Современные события были прочитаны с точки зрения греческих мифов и легенд.

Мысленным взором мы можем, по крайней мере, представить себе, как могла бы выглядеть статуя Афины Парфенос. Мы знаем, что на полу перед статуей стояла неглубокая лужа с водой. Вода была там, чтобы защитить слоновую кость от растрескивания, но представьте визуальный эффект, когда вы видите возвышающуюся над вами статую из золота и слоновой кости, освещенную факелами и непрямым светом. Все это отражается в бассейне с водой перед ним. Ясно, что зрелище должно было быть роскошным. Это, несомненно, было задумано как заявление об афинском превосходстве, но это, несомненно, оскорбило многих неафинских греков, которые гордились своей умеренной жизнью. Плутарх записывает этот ответ в своей «Жизни Перикла»:

И, верно, Эллада оскорбляется страшным оскорблением и явно подвергается тирании, когда видит, что ее собственными подневольными пожертвованиями на войну мы золотим и украшаем наш город, который для всего мира похож на распутную женщину , добавляет в свой гардероб драгоценные камни и дорогие статуи и храмы стоимостью в миллионы.

 

 

Ионический фриз: Панафинейская процессия

Одной из наиболее примечательных особенностей скульптурной программы Парфенона является включение непрерывного рельефа, представляющего центральное событие в афинской социальной и религиозной жизни: Панафинейскую процессию. Религиозные праздники играли важную роль в определении сообщества. В то время как торжественные религиозные жертвоприношения были важны, соревнования в спорте, поэзии, драме и т. д. были центральной частью религиозных праздников. Эту конкурентную или то, что греки понимали как агональную природу социальной жизни, мы видим в Парфеноне как центральную тему.

Панафинейский праздник, или «Всеафинский праздник», отмечался каждый год, а каждые четыре года — с большим размахом. Фестиваль был посвящен мифическому рождению Афины. Кульминационным событием Великого Панафинейского фестиваля, отмечаемого каждые четыре года, было Панафинейское шествие. Начавшись за стенами города, процессия должна была пройти через весь город, миновать многие важные общественные места и подняться на Акрополь. Кульминационным моментом шествия было бы одевание культовой статуи Афины (не Афины Парфенос) в новый пеплос или мантию, украшенную гигантомахией и сотканную избранной группой девушек.

Фриз Парфенона длиной около 525 футов (160 метров) представляет различные этапы процессии. Он начинается в юго-западном углу храма сценами всадников, готовящихся сесть на лошадей, затем простирается на север с западной стороны, а затем движется с запада на восток по северной и южной сторонам. Чтобы ознакомиться с образцами деталей фриза, посетите веб-страницу, озаглавленную «Парфенон: Галерея изображений». Цикл завершается в восточной части храма сценой, изображающей молодую женщину, предлагающую священнику сложенную ткань. Это изображение окружено группой сидящих богов и богинь:

Хотя нет никаких сомнений в том, что фриз представляет Панафинейскую процессию, ученые спорят о его характере. Аспекты фриза несовместимы с описаниями празднования пятого века. Некоторые рассматривали это как первое празднование, устроенное мифическими основателями Афин, другие связывали его с героическими воинами, погибшими в битве при Марафоне, а третьи видели в нем общее представление повторяющейся процессии.

Как повторяющийся ритуал в гражданской жизни Афин, Панафинейская процессия была важным способом, которым афинский гражданин мог понять свою идентичность. Интересно посмотреть на рельеф как на изображение афинского гражданства. Фриз посвящен афинским мужчинам. Единственными женщинами, за исключением богинь на восточной окраине, являются девушки. Включенные мужчины охватывают диапазон возрастов от молодых мужчин до пожилых людей, и все они будут считаться гражданами. Хотя афинское гражданство ограничивалось взрослыми мужчинами местного происхождения, оно предоставляло полное и активное участие в каждом решении государства, независимо от богатства или класса. Афиняне исключили женщин, детей, иностранцев-резидентов и рабов из политической жизни.

Женщины в тяжелых драпировках торжественно идут с опущенными головами. Они резко контрастируют с динамичными мужскими фигурами, доминирующими на фризе. Женщины идентифицированы как канефорои , которые были девственницами из знатных семей. Многие из них, держащие в руках ритуальные предметы, позволяют предположить, что девушки служили в качестве жертвоприношений. В то время как мужчины, изображенные на фризе, охватывают диапазон возрастов от молодых мужчин до пожилых людей, на рельефе нет пожилых женщин. Следует помнить, что гражданин Афин должен был иметь обоих родителей выходцами из семей афинского происхождения. Афинские граждане гордились тем, что им автохтоны , коренные жители, пришедшие с земли. Включение девушек во фриз Парфенона следует понимать в связи с той ролью, которую эти девы из знатных семей будут играть в поддержании численности афинских граждан.

Фриз является яркой демонстрацией мастерства афинских художников в изображении человеческой фигуры. Нет двух одинаковых фигур в работе художников, запечатлевших богатое разнообразие человеческих движений. Фигуры показаны поворачивающимися в пространстве и с самых разных точек зрения. Интересное сравнение можно провести, сопоставив деталь Панафинейской процессии с почти современной процессией, украшавшей персидскую цитадель в Персеполе (ок. 521–465 гг. до н. э.).

Хотя на фризе Парфенона нет двух одинаковых фигур, снова бросается в глаза отсутствие у фигур какой-либо индивидуальной идентичности. Художники снова сосредотачиваются на типах, например, на юном безбородом мужчине, а не на бородатом старике. Таким образом, процессия представляет всех афинских граждан, а не отдельных. Таким образом, фриз, как и сама процессия, устанавливает афинскую гражданскую идентичность.

Детали процессии, такие как всадник, укрощающий дикую вздыбленную лошадь, перекликаются с общей темой храма космоса над хаосом, человека над животным. Вздутые вены и дикое выражение лица лошади ясно подчеркивают ее хаотичную природу. Деталь делает интересное сравнение со знаменитым хором из трагедии Софокла Антигона:

[332] Чудес много, и нет ничего чудеснее человека. 335 Эта сила охватывает море, Даже когда оно белеет от порывов южного ветра, и прокладывает путь под волнами, которые угрожают поглотить его. И землю, старшего из богов, бессмертного, неутомимого, [340] он изнашивает к своим целям, переворачивая почву с потомством лошадей, как плуги плетут туда и сюда год за годом. (343) Легкомысленное племя птиц, (345) И племя диких зверей, и отродье пучины он ловит в сети своих скрученных сетей, и ведет их в плен, очень искусный человек. Он покоряет своим искусством [350] зверя, который обитает в дебрях и бродит по холмам. Он укрощает лохматого коня, надев ярмо на шею, и укрощает неутомимого горного быка. [354] Речи и мысли быстры, как [355] ветер и настроения, что порядок в городе он научил сам, и как спасаться от стрел негостеприимного мороза под ясным небом и от стрел грозового дождя. [360] У него есть ресурс для всего. Ни в чем не нуждаясь, он шагает к тому, что должно произойти. Только от Смерти ему не спастись, но от сбивающих с толку болезней он придумал бегство. 365 Обладая находчивым умением, тонкостью сверх всякой надежды, он движется то ко злу, то к добру. Когда он чтит законы страны и правосудие богов, с которыми он связан клятвой, [370] его город процветает. Но изгнан из своего города тот, кто из-за своей опрометчивости сочетается с позором. Никогда он не разделит мой дом, [375] Никогда не думает о моих мыслях, кто делает эти вещи!

 

Фронтоны

Сюжет восточного фронтона — рождение Афины, когда Гефест ударяет Зевса по голове, и из его головы появляется полностью сформированная Афина. Тема уместна, поскольку соответствует кульминации Панафинейского шествия, которое произошло в день рождения Афины. Обратите внимание, как жертва пеплоса в центре восточной стороны процессии, окруженная группой богов и богинь, перекликается с богами и богинями, обрамляющими рождение Афины на восточном фронтоне.