Содержание
Гавайские национальности
Гавайский «этнический микс»
Гавайи — одно из самых этнически разнообразных мест на Земле, где нет этнического большинства, а только меньшинства. В переписи 2000 года, более 20% назвали себя представителями мультиэтнического происхождения, это намного больше, чем в любом другом штате.
В так называемый «этнический микс» входят гавайцы, португальцы, китайцы, корейцы, вьетнамцы и японцы. В крови примерно половины гавайского населения течет азиатская кровь, примерно столько же заявляют, что они — представители европеоидной расы и около четверти — потомки гавайских туземцев.
Так как за последние двести лет Гавайи стали родным домом для множества этнических групп, каждая из них привнесла в местную культуру что-то свое. Сегодня, современная культура Гавайев — это смешение разных культур и разных этнических групп, что делает гавайцев уникальной нацией.
Вы обнаружите здесь разнообразие национальных кухонь, включая тушеное мясо, чоу фан, мэн-ду, сукияки и португальские сосиски. Богатое культурное наследие Гавайев можно проследить, начиная с так называемых «времен плантаций», когда люди разных национальностей мигрировали на Гавайские острова, чтобы заработать на кусок хлеба и прокормить свои семьи.
Нет никаких сомнений, что гавайская культура оставила свой неизгладимый след в гавайской истории. Мы перенимаем этот культурный опыт на протяжение всего времени, начиная с новаторских и искусных способов морских путешествий по Полинезийскому морю и заканчивая древними традициями, поддерживаемыми в гавайской семье — охане.
Существует множество путей взаимодействия культуры современности и древней культуры островов. Гавайская культура сегодня базируется на традиционной культуре коренных гавайцев.
В гавайских школах изучается гавайский язык и наследию гавайской монархии отдается должное уважение. И возрождение гавайской культуры напоминает нам об известной мудрости о том, что прошлое определяет настоящее.
Уменьшение численности коренного гавайского населения
Когда капитан Джеймс Кук прибыл на Гавайи в 1778 году, по разным подсчетам там насчитывалось от 300 до 400 тысяч коренных гавайцев. В последующее столетие, численность туземцев сократилась на 80-90 процентов. Это произошло, в основном, из-за болезней — такими как оспа, корь, коклюш и грипп.
Уже к 1878 году, коренное население Гавайев насчитывало от 40 до 50 тысяч человек, но несмотря на столь резкое сокращение, все равно составляло большинство — 75% от общей численности.
За последние 120 лет, число людей, в чьих жилах течет гавайская кровь, продолжало уменьшаться и сегодня туземное население насчитывает только 8 тысяч человек. С начала века, число гавайцев со смешанной кровью, или кто считает себя таковым неуклонно растет.
Коренное население Гавайев сегодня
Коренное население Гавайев сегодня насчитывает от 255 до 275 тысяч человек. И можно сказать, что ежегодно оно увеличивается примерно на 6 тысяч человек — это больше, чем любая другая этническая группа на Гавайях.
Большинство туземцев однако, гавайцы только наполовину. Согласно переписи населения в 1990 году на Гавайях проживало 1 108 229 человек, из них 369 616 человек — «белое» население, 247 486 — выходцы из Японии, 168 682 — выходцы с Филиппин, 138 742 — потомки гавайских туземцев и 68 804 — выходцы из Китая.
Согласно данным Программы Health Surveillance эти цифры другие, и туземное население (205 079) занимает третье по счету место после «белого» (262 605) и выходцев из Японии (222 014). Департамент по гавайским вопросам полагает, что такое несоответствие цифр Программы HS и Американского бюро статистики вызвано разницей в подходе к подсчетам, Программа HS причисляла к туземцам всех, в ком течет хоть сколько-нибудь гавайской крови.
Вполне вероятно, что многие из них впоследствии потребовали от властей определить их в одну этническую категорию в статистической анкете. В конце октября 1997 года Департамент управления и бюджетирования Правительства США объявил, что с начала 2000 года коренные гавайцы будут отнесены к одной этнической категории.
Штат разных этнических групп
Гавайи несомненно наиболее расово интегрированный штат в США. Этническое разнообразие делает гавайский социум разительно отличным от остальной части страны. В то время, как Гавайи являются штатом где смешивается большое количество разных культур, этносов и рас, в отличие от остальной части США, здесь нет никаких расовых или этнических проблем.
Часто говорят, что бывают два типа гавайцев — тот, в ком течет гавайская кровь и тот, в груди которого бьется сердце гавайца. Есть еще жители штата Гавайи и те, кто называют острова своим домом. Гавайцы продолжат отдавать дань уважения культурному наследию прошлого, не сомневаясь, что следующие поколения будут делать тоже самое.
Гавайцы – золотая культура Полинезии — history-thema.com История
Несколько миллионов лет назад извержения подводных вулканов в северной тропической части Тихого океана привели к поднятию над водной поверхностью свыше двух десятков состоящих из окаменевшей лавы островов. Из них восемь оказались весьма обширными по территории. Несколько миллионов лет природа возвышающихся среди океанических просторов вдали от материков гористых островов развивалась совершенно самостоятельно из тех растений и животных, которых примерно раз в 12,5 тыс. лет туда случайно в целости заносили морские течения. Постепенно северные стороны островов, где выпадает особенно много приносимых ветрами дождей, покрылись густыми тропическими лесами, где летали маленькие птички-цветочницы и пепельные летучие мыши, а на деревьях жили питающиеся растущими на древесных листьях грибками улитки. Южные стороны островов, где дождей выпадает мало, и поныне похожи на каменистую пустыню с редкой растительностью. В пресных водоемах стали гнездиться утки-кряквы и плавать рыбки-бычки. На островах живет и единственный в Океании вид ядовитых змей. В прибрежных водах островов поселились акулы, скаты и мурены, морские черепахи, а на низких береговых скалах устраивали лежбища тюлени. А на самых высоких вершинах островов, имеющих высоту над уровнем моря свыше четырех километров, белеют полоски снега. Несколько вулканов по-прежнему дымят над океаном на больших островах, поэтому древние полинезийские мореплаватели, в начале I тысячелетия н.э. открывшие эту землю с совсем нетронутой человеком природой, назвали ее «Земля бушующего огня». Самый большой из действующих вулканов на самом большом из островов полинезийцы назвали Мауна-Лоа – «длинная гора».
Мауна-Лоа
В III– IV вв. на обширную по меркам Океании землю стали переселяться в поисках лучшей доли полинезийцы с Маркизских островов, преодолев почти 4 тыс. километров по океанским просторам в особых больших лодках. Здесь жили они свыше тысячи лет, расселившись по всем пригодным для проживания островам. А в XIV в. на далекие острова приплыли полинезийцы с островов Общества, к которым относится знаменитый остров Таити. Новые переселенцы покорили потомков выходцев с Маркизских островов и стали среди тех правящей знатью. Вскоре знаменитое мореходное искусство полинезийцев пришло в упадок, жители больших вулканических островов, назвавших свою землю Гавайи (вероятно, от названия древней прародины полинезийцев «Гаваики»), прекратили всякий контакт с другими землями и жили так на протяжении четырех веков. Потомки выходцев с Маркизских островов и островов Общества стали считать себя одним народом канака маоли, который европейцы называют гавайцами.Гавайский язык стал развиваться отдельно и приобрел существенные отличия от других полинезийских языков.
Горы на Гавайских островах
Отправляясь на новое местожительство за тысячи километров от родных земель, предки гавайцев привезли с собой съедобные растения, которые выращивали (таро, ямс, бататы, банан, кокосовую пальму), и животных, которых разводили (свиней, собак, кур). Возделывание съедобных корнеплодов, а также ловля в море рыбы, собирательство морских водорослей и моллюсков стали основным занятием гавайцев. Но поскольку Гавайские острова отличаются обширностью территории, большим количеством пригодного для обработки камня, культура гавайцев далеко опередила в своем развитии культуру других полинезийских народов. Гавайцы возводили ирригационные сооружения для орошения своих плантаций, строили пруды, в которых разводили рыбу, а из морской воды добывали соль. Воду на поля таро и батата они проводили на далекие расстояния с помощью специальных террас и шлюзов. Закон предписывал орошать каждое поле два раза в неделю, а во время засухи – в целях экономии воды, раз в неделю. Землю гавайцы рыхлили палками, заточенными при помощи каменных топоров. У гавайцев не было письменности, и события своей истории, очень долгое время развивавшейся отдельно от истории остального мира, они фиксировали в народных песнях.
Развитые материальная культура и хозяйство не могли не повлечь усложненное развитие и социального строя. У гавайцев сложилось строгое кастовое расслоение населения, чего не было у других полинезийских народов. Территория островов была поделена между несколькими независимыми правителями, которых гавайцы называли алии нуи («большой вождь»). Фактически это были короли: их власть передавалась по наследству от отца к сыну, а если сыновей не было, то к дочери. Король был собственником всех земель своего народа, и эти земли по своему усмотрению распределял между своими наместниками и приближенными – алии, и свободными земледельцами – лакааинаа. Естественно, алии имели в пользовании обширные земельные площади, являясь не только административными управителями, но и своего рода олигархией. Лакааинаа составляли большинство населения, и их земельные наделы были не слишком велики, достаточные, чтобы обеспечить нужды семьи, но не приносившие большого богатства. На землях и знати, и лакааинаа работали зависимые люди, выполнявшие трудовую повинность, подчиненные строгой организации. Они также занимались ремеслами. Низшей кастой были рабы – каува, происходившие, по всей вероятности, от военнопленных. Браки между людьми разных каст, переход человека из одной касты в другую строго запрещались, что консервировало сложившийся социальный строй.
Король не всю землю распределял между подданными. Часть земли оставалась в пользовании его и его семьи. Остальная земля королевства делилась на моку – округа, каждый из которых включал в себя морское побережье и прилегающие горные территории. Земля моку находилась в пользовании его наместника и делилась, в свою очередь, на сектора – ахупуа, каждый из которых тоже имел выход к морю. Ахупуа управляли знатные люди младшего ранга, но все земельные управители относились, как и король, к касте алии. Ахупуа, в свою очередь, делилась на мелкие земельные участки и землю, данную в пользование родовым общинам – оханам. Охана распределяла свою землю между отдельными семьями своих членов. Бывало, что одни семьи целой оханы жили возле побережья, а другие – в глубине территории острова. Тогда, согласно представлениям о родовой обобществленности хозяйства, семьи с берега поставляли семьям из горных долин рыбу и морепродукты, а те им – таро, ямс и батат. В этой системе землевладения прослеживается феодальная структура, что необычно для народа, пользовавшегося в то время каменными орудиями. Но, конечно, далеко не последнюю роль в столь интенсивном развитии хозяйства гавайцев играл теплый и влажный климат Гавайских островов, позволявший выращивать большие урожаи круглый год без особо тяжелых усилий.
Охана – родовая община, была основной структурной единицей гавайского общества. Члены одной такой общины совместно строили дома и ловили рыбу, организовывали свадьбы и торжества, платили подати продуктами и изделиями королю и его наместникам. Внутри оханы особые привилегии имели представители ее старшей ветви: только из них избирался родовой глава. Глава оханы руководил общими работами, сбором податей, распределял выловленную рыбу между семьями, которые принимали участие в лове, был председателем на родовых собраниях.
Гавайцы селились хуторками в горных долинах, где была возделываемая земля, а рыболовы – на прибрежных взгорках. Селиться на возвышенностях прибрежных гавайцев вынуждали нередкие на их островах сильные ураганы, нагоняющие воду на берег, и разрушительные цунами. Жили гавайцы в домах прямоугольной формы, с двускатными крышами. В теплом климате основным материалом служили жерди и трава, а стропила поддерживали конек крыши. У знатных людей дом имел шесть отделений: святилище с изображениями предков, спальня, мужская и женская столовые, два рабочих помещения. Знатное жилище окружали веранды. Знать пользовалась креслами из дерева и зеркалами из лавы, которую полировали. Основная же утварь состояла из деревянной посуды: тарелок и кувшинов, в которых хранили еду, а также одежду.
У гавайцев были развиты различные ремесла, без которых не был бы возможен столь высокий для Океании культурный прогресс. Профессиональной деятельностью занимались лодочники и плотники, плетенщики, птицеловы и др. Одежда гавайцев была очень проста: на островах не было ни животных, из шерсти которых изготовлялась бы пряжа, ни растений, которые давали бы материал для ткачества, а теплый климат позволял обходиться без лишних одеяний. Мужчины носили мало – набедренные повязки до колен, а женщины – пау – полотнища от груди до колен. В прохладную погоду надевали плащи и накидки из разноцветных шкурок птиц. Короли надевали мамо – длинный плащ, а наместники – короткие плащи. Одежда знатных людей раскрашивалась красным и желтым. Основным материалом для одежды служила тапа – луб особого вида шелковичного дерева, которую можно раскрашивать, но нельзя стирать. Отличительными атрибутами знати также были сделанные из птичьих шкурок шлемы и разного рода украшения (ручные и ножные браслеты, выполненные из раковин, зубов и костей животных, ожерелья, яркие перья). Простолюдины тоже любили себя украшать, но для этого использовали просто цветы, которыми обвешивали тело. Как и у других полинезийцев, у гавайцев практиковалась татуировка.
Общественная жизнь гавайцев регулировалась законом – Капу (то же, что «табу» у других полинезийских народов). Закон Капу закреплял социальное расслоение гавайцев, права и обязанности каждой касты, некоторые бытовые нормы. Так, женщинам было запрещено употреблять в пищу свинину, бананы, кокосы и еще ряд продуктов. В определенные дни в году женщины не могли соприкасаться с мужчинами. Простым людям нельзя было близко подходить к представителям знати, прикасаться к их имуществу и ходить по их следам. Тень простолюдинов не должна была падать на территорию вокруг королевского дома. Также король мог наложить капу (табу) на любую землю, предмет, морской залив, которые тогда становились неприкосновенными для простых людей. Последнее право он часто использовал для присвоения чьего-либо имущества. На практике закон Капу нередко нарушался, но если это обнаруживалось, нарушителя безжалостно убивали. Кроме того, у гавайцев активно практиковались человеческие жертвоприношения. На похоронах умершего короля совершалось ритуальное убийство нескольких человек. Также у гавайцев существовало что-то вроде древнеримских гладиаторских боев: во время особого праздника вооруженный длинным ножом боец заходил по пояс в мелководный залив, куда предварительно загоняли крупную акулу, и на потеху публике сражался с зубастой рыбой.
Король считался священной особой. В честь него слагали хвалебные песни. Никто не смел ослушаться короля, даже если тот приказывал причинить вред самому себе. Так, Камеамеа I, демонстрируя собственную ловкость, приказывал своим воинам метать в него копья и ловил их на лету. И, как сообщали очевидцы, воины столь ответственно исполняли это приказание, что не будь король, действительно, искусным ловцом брошенных копий, его непременно бы сразили насмерть. Наследника королевского престола под страхом смерти никто не смел видеть днем, и принцу почти все светлое время суток приходилось скрываться в темном помещении, чтобы ненароком не подвергнуть опасности жизни своих будущих подданных. У короля обычно было несколько жен, которые, как описывал русский капитан О. Коцебу, в основном занимались тем, что «кушали, курили табак, вычесывали себе волосы и отгоняли мух опахалами». Королевская семья старательно заботилась о чистоте своей крови: нередко в жены наследнику подбирали его родную сестру, чтобы предотвратить смешение с менее благородными родами. У простолюдинов это принято не было.
Особой социальной группой были жрецы – кауна. Они руководили обрядами поклонения богам – акуа, и духам – амакуа, заведовали храмами, а также занимались целительством. Гавайцы почитали духов предков, священных животных, например, акулу. Знатных людей после смерти хоронили, как и другие полинезийцы, в мараях – кладбищах из погребальных помостов. В жертву покойному, кости которого лежали на помосте, регулярно приносили в жертву продукты питания, убивали свиней, туши которых оставляли рядом разлагаться.
В XVII в. на Гавайские острова впервые высадились европейцы. Об этом событии последующим поколениям европейских исследователей Гавайев рассказали лишь местные предания и несколько сохранившихся у гавайцев привезенных чужеземцами из-за моря железных предметов, но предположительно это была экспедиция испанского капитана П. Кироса, в то время плававшего по тропической части Тихого океана. Уже в 70-е гг. XVIII в. Гавайские острова посетила экспедиция британского капитана Дж. Кука. Дж. Кук составил подробное описание Гавайских островов, которые он в честь первого лорда британского Адмиралтейства графа Дж. Монтегю-Сэндвича назвал Сандвичевыми, и их населения. Зимой 1779 г. во время своего второго посещения архипелага экспедиция Дж. Кука остановилась в бухте Кеалакекуа у самого крупного из островов, называющегося как и сам архипелаг Гавайи. Население окресностей Кеалакекуа оказало британцам очень радушный прием и необычайные торжества. Много лет спустя исследователи на основании сопоставления свидетельств участников экспедиции и гавайского фольклора пришли к выводу, что гавайцы приняли английского капитана за возвратившегося из-за моря бога Лоно, однако другая часть исследователей опровергает это. Дружба между британцами и гавайцами оказалась очень недолгой: пришельцы не знали местных строгих обычаев, которые оберегались туземцами очень ревниво, да и вообще, европейцам той эпохи было свойственно пренебрежительно относиться к народам, находящимся на низшей, нежели они, степени культурного развития. Гавайцы же, веками жившие изолированно от других народов, не осознавали, что кто-то может быть не знаком с их святынями и укладом жизни, поэтому им было неведомо понятие толерантности. Вскоре между британцами и гавайцами начались столкновения, в одном из которых Дж. Кук погиб. Чтобы заполучить его тело, британцы обстреляли прибрежное гавайское селение и сожгли его дотла. Так состоялось первое близкое знакомство гавайцев и европейцев.
Смерть Дж. Кука. Реконструкция
Вскоре после посещения Гавайев Дж. Куком, нашедшим здесь свою смерть, началось объединение островов под предводительством уже упомянутого короля Камеамеа I. По проложенному Куком пути на Гавайи устремились суда разных европейских держав, используя благодатные острова как перевалочный пункт в странствиях по обширным голубым просторам Тихого океана. Камеамеа, правивший на острове Гавайи, снабжал европейцев пресной водой и съестными запасами в обмен на огнестрельное оружие, которым сам научился мастерски владеть. Вооружив свое войско ружьями, против которых были бессильны традиционные гавайские копья и сплетенные из трав панцири, Камеамеа начал войну с враждебными королями. Другие короли сами признали его верховную власть, видя в нем могущественного покровителя. К 1810 г. на островах было создано единое государство – Гавайское королевство. Однако политическое объединение гавайцев далось крайне тяжелой ценой: в кровопролитных войнах от вызванных ими голода и болезней погибло около половины населения островов.
Государство Камеамеа I, которым стали править его потомки, быстро попало под сильное экономическое влияние стран Европы и Соединенных Штатов Америки. На Гавайях постоянно останавливались торговые и китобойные суда, активно снабжавшие гавайцев в обмен на пресную воду и продукты ценными предметами быта, огнестрельным оружием. Король вступил в дипломатические отношения с правительствами передовых держав того времени. Англичанин Дж. Ванкувер завез на острова коров и овец, и скотоводство стало новой формой хозяйствования на Гавайях. Для развития скотоводства в своей стране Камеамеа I даже нанимал специалистов из Европы и Латинской Америки. Казалось, что, несмотря на огромные жертвы в войне, Гавайское королевство ожидает процветание и могущество. Однако вместе с новыми формами хозяйства: международной торговлей и скотоводством, пришли и новые общественные представления, разрушавшие традиционные культуру и уклад жизни гавайцев. Способствовали этому и обосновавшиеся на островах при короле Камеамеа III миссионеры-кальвинисты, активно обращавшие местное население в Христианство и пытавшиеся при содействии властей европеизировать гавайцев. А постоянно останавливавшиеся на островах европейские и американские моряки развращали туземцев, спаивали их алкоголем (у гавайцев тоже существовал хмельной напиток из корня растения ти, но по крепости он далеко уступал виски и рому).
На всех островах правили наместники короля. Они собирали подати с правивших в провинциях князей, которые, в свою очередь, взимали дань с феодалов младшего ранга, а те – с народа. По такой цепочке львиная доля сборов стекалась к королю. Однако король был вынужден во всем считаться с аристократической верхушкой, которая составляла главную опору его власти, и ничего важного не предпринимал, не посоветовавшись с князьями. Фактически те превратились в настоящих земельных собственников, могли отбирать землю у простых людей, которые недостаточно платили подати. Происходило постепенное разорение общинников, их закабаление знатью. Многие разорившиеся люди шли в услужение королю и князьям, выполняя полицейские функции, силовыми методами пресекая недовольство народа. В 1848 г. Камеамеа III разрешил иностранцам владеть землей на Гавайях, а у коренного населения земля по-прежнему оставалась только в руках знати. В 1872 г. умер, не оставив наследника, король Камеамеа V. К тому времени европейские переселенцы, в руках которых находилось 80 % частных земель, были уже самой богатой и влиятельной частью населения; обширные площади на островах занимали частные плантации сахарного тростника и ананасов, на которых работали иммигранты преимущественно из Азии, а коренное население вымирало от завезенных переселенцами болезней, к которым у него тогда не было иммунитета. Всеобщим голосованием новым правителем был избран Луналило, который умер через год, тоже не оставив наследника. В 1874 г. на Гавайях вспыхнули массовые волнения угнетенного коренного населения, в связи с чем на острова высадились британские и американские войска, посадившие на престол династию Калакауа. В 1887 г. была принята Конституция Гавайского королевства, согласно которой власть короля сильно ограничивалась, права голоса лишалось большинство коренных гавайцев и трудовые мигранты. Фактически вся власть переходила к белой плантаторской элите. В 1893 г. королева Лилиуокалани попыталась восстановить абсолютную власть и лишить права голоса большинство белых переселенцев, однако американские морские пехотинцы арестовали ее, и в 1895 г. она была вынуждена отречься от престола. 1898 г. Конгресс США по просьбе плантаторской верхушки принял решение об аннексии Гавайских островов. В 1900 г. Гавайи получили статус самоуправляемой территории США, а в 1959 г. – штата (по счету 50-й). В 1993 г. президент США Билл Клинтон принес коренному населению островов (в настоящее время гавайцы составляют около 10 % от всех жителей своей земли) официальные извинения от государства Соединенных Штатов за незаконное свержение Гавайского королевства. В настоящее время в США рассматривается вопрос о предоставлении коренному населению Гавайев полного самоуправления.
В настоящее время Гавайи – развитый курортный и хозяйственный центр в Тихом океане. Познакомиться с уникальной природой Гавайских островов съезжается множество туристов со всего мира. Урбанизация, деловая жизнь тоже очень сильно сказались на культуре коренного населения Гавайев: многие гавайцы уже плохо знают историю своего народа, не владеют национальным языком, их уклад жизни ничем не отличается от уклада жизни остальных американцев. В то же время многие элементы отличающейся своеобразием древней гавайской культуры в XX в. приобрели популярность в массовой культуре Соединенных Штатов Америки, а через американское посредство о них узнал и остальной мир. Например, ритуальный танец хула, ныне популярный на многих американских и европейских праздничных представлениях, или знаменитый вид спорта – серфинг, катание на волнах на специальных досках. В то же время на самих Гавайских островах смешение коренных традиций с культурными особенностями мигрантов, принадлежавших к разным народностям Европы, Америки и Азии, породило неповторимую современную гавайскую культуру, всемирно известными атрибутами которой стали не только хула и серфинг, но и так называемые гавайские гитара и рубашки.
Герой американского мультипликационного фильма «Король Лев» Тимон исполняет гавайский танец хулу
15 767
Гавайский | люди | Британника
- Похожие темы:
- Месяц наследия американцев азиатского происхождения и жителей тихоокеанских островов
хула
полинезийский
житель тихоокеанских островов
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
гаваец , любой из коренных жителей Гавайев, потомков полинезийцев, которые мигрировали на Гавайи двумя волнами: первая с Маркизских островов, вероятно около 400 г. н.э.; второй с Таити в 9го или 10 века. Численность чистокровных гавайцев на момент прибытия капитана Джеймса Кука на острова в 1778 году составляла около 300 000 человек, а в конце 20 века их было менее 10 000 (хотя есть большое количество полугавайцев).
Гавайцы были коричневыми людьми с прямыми или волнистыми черными волосами. Они были крупными и красивого телосложения, как и новозеландские маори, чей язык напоминал их собственный. Правящие классы склонны к инбридингу. Многоженство и полиандрия практиковались, особенно среди вождей. Ранг передавался в основном по матери.
Основная единица земли гавайского общества, ахупуаа, обычно простиралась от берега до вершины горы, с правами на прилегающие морские воды, так что жители имели средства удовлетворить все свои потребности — море для рыбы; литораль для кокосов; долина для таро, их основной пищи; нижние склоны для сладкого картофеля, ямса и бананов; и гора для дров. Следующее подразделение называлось или; он либо подчинялся ахупуаа или независимо. В пределах или были небольшие участки, кулеаны, занятые простыми людьми, которые также имели определенные права на рыбный промысел, воду и горные продукты. Помимо рыбного промысла в открытом море, существовали рыбные пруды с каменными стенами, некоторым из которых уже 1000 лет, построенные полукругом от берега. Таро поднимали на террасах, затопленных водоводами ручьев. Были разработаны сложные системы прав на воду. Завоеватель или царь-преемник часто перераспределял земли.
Без металлов, глиняной посуды и вьючных животных люди изготавливали орудия труда, оружие и утварь из камня, дерева, раковин, зубов и костей, и проявляли большое мастерство в искусствах и ремеслах. Их перья (накидки, халаты, шлемы, леи, кахили) не превзошли себя. Дома были деревянными и крытыми соломой, с каменными полами, покрытыми циновками. Пищу готовили в ямках в земле, называемых имус, с помощью горячих камней; но многие продукты, включая рыбу, часто ели в сыром виде. Многие из лучших продуктов были табу для женщин. Мужчины обычно носили только malo, или пояс, а женщины — юбку из тапа, или бумажную ткань, или листья, или волокно, хотя и те и другие иногда носили мантии, накинутые на плечи. Каноэ были с выносными опорами или двойными, иногда длиной 100 футов (30 м). Мужчины были отличными моряками, рыбаками и пловцами. Их год начинался 20 ноября и состоял из 12 лунных месяцев, иногда с дополнительным месяцем.
Гавайцы преуспели в легкой атлетике. Часто проводились состязания, даже между чемпионами разных островов, в сёрфинге на гребнях волн, плавании, борьбе, боксе, метании копья (друг в друга), движении по инерции стоя на узких санях, боулинге, беге. Они часто играли в азартные игры, изготавливали наркотические и ферментированные напитки 9-го века.0021 ава (кава) или корни ти. Они увлекались музыкой, как вокальной, так и инструментальной, имели ударные, струнные и духовые инструменты, в том числе носовую флейту. Их танцы были в основном хула многих разновидностей. Они любили цветы, которые носили в леях на шее и в шляпах. Гавайцы также любили ораторское искусство, поэзию, историю, рассказывание историй, песнопения, загадки, головоломки и пословицы. Без письменности знания всех видов сохранялись и передавались последующим поколениям людьми, специально обученными для этой цели.
Гавайцы смутно верили в будущее. У них было четыре главных бога — Кейн, Каналоа, Ку и Лоно — и бесчисленное множество меньших богов и божеств-покровителей. Животные, растения, места, профессии, семьи и все другие объекты и силы имели своих богов или духов. Храмы из камня и идолы из дерева были в изобилии, и почти ничего не предпринималось без религиозных церемоний. Жрецы и колдуны были могущественны. В важных случаях приносились человеческие жертвы. Были убежища, куда можно было убежать и быть в безопасности.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Политическая и религиозная системы Гавайев были тесно переплетены. В последний период перед их открытием европейцами дворянство и духовенство становились все более и более тираническими, а простой народ все более и более угнетаемым. Законы, главными из которых были запутанные и репрессивные табу, ложились тяжелым бременем на массы, особенно на женщин, и их соблюдение стало в значительной степени вопросом произвола и фаворитизма.
После прибытия христианских миссионеров в 1820 году в правительстве произошла определенная либерализация, включая отмену более репрессивных законов и табу. Однако местное население было ослаблено и уничтожено западными болезнями, а местный королевский дом все больше попадал под влияние американских миссионеров, иностранных бизнесменов и плантаторов. Первые наемные китайские полевые рабочие прибыли в 1851 году, а первые японцы — в 1868 году; эти и другие иностранцы в конце концов вытеснили коренных гавайцев.
Морской национальный памятник Папаханаумокуакеа
Культурное наследие коренных жителей Гавайев
Первые первооткрыватели Гавайского архипелага, коренные гавайцы, продолжали населять эти острова в течение тысяч лет до контакта с Западом. За это время коренные гавайцы разработали сложные системы управления ресурсами и специализированный набор навыков, чтобы выжить на этих отдаленных островах с ограниченными ресурсами. Коренные гавайцы продолжают поддерживать свои прочные культурные связи с сушей и морем и по-прежнему понимают важность управления островами и водами как неразрывно связанными друг с другом (Беквит 19).51; Лилиуокалани, 1978).
В частности, океан играл важную роль для коренных жителей Гавайев, поскольку он использовался в качестве ресурсов, а также для физического и духовного существования в их повседневной жизни. Поэтически называемый ke kai popolohua mea K ā ne (глубокий темный океан Кане), океан был разделен на множество более мелких подразделений и категорий, начиная от прибрежных и заканчивая более глубокими пелагическими водами (Malo 1951). Точно так же каналы между островами также получили имена и служили связующим звеном между островами, а также напоминанием об их большей океанической истории и идентичности.
В гавайских традициях северо-западные Гавайские острова считаются священным местом, регионом изначальной тьмы, из которого рождается жизнь и возвращаются духи после смерти (Kikiloi 2006). Большая часть информации о СЗГО была передана в устных и письменных историях, генеалогиях, песнях, танцах и археологических ресурсах. Благодаря этим источникам коренные гавайцы могут рассказать о путешествиях предков-мореплавателей между северо-западными Гавайскими островами и основными Гавайскими островами. Архивные ресурсы на гавайском языке сыграли важную роль в обеспечении этой документации благодаря большому объему информации, опубликованной более ста лет назад в местных газетах (например, Kaunamano 1862 в Hōkǖ или ка Пакипика ; Ману 1899 в Ка Лоэа Калаина ; Wise 1924 in N ū pepa Kuoko‘a ). Более поздние этнологические исследования (Maly 2003) подчеркивают преемственность традиционных обычаев и истории коренных гавайцев на северо-западных Гавайских островах. Только часть из них была записана, и многие другие существуют в воспоминаниях и историях жизни купуна.
Исторический период
Ко времени контакта Западной Европы с Гавайскими островами большинство населения мало что знало о Северо-Западных Гавайских островах, поскольку немногие путешествовали по этим отдаленным островам и видели их своими глазами. В течение следующего столетия гавайские алии инициировали ряд экспедиций, чтобы посетить эти острова и поставить их под политический контроль и собственность Гавайев. Отчеты об этих исторических экспедициях были очень подробно опубликованы в газетах с 1857 по 189 гг.4, поскольку они относились к каждому посещению.
Суверенитет, жизнь (эа) и ответственность (кулеана) за весь Гавайский архипелаг продолжают существовать в сердцах и умах многих коренных гавайцев. Эта позиция была признана в «Законе об извинениях» (Публичный закон США 103-150), совместной резолюции Конгресса, подписанной президентом в 1993 году. Гавайи и «приносит извинения коренным гавайцам от имени народа Соединенных Штатов» за незаконное свержение и «лишение права коренных гавайцев на самоопределение». В нем также признается, что «здоровье и благополучие коренных гавайцев неразрывно связаны с их глубокими чувствами и привязанностью к земле».
Культурный доступ для
Native Hawaiian Practices
Прокламация, подписанная президентом Бушем 15 июня 2006 г. и в соответствии с которой Северо-Западные Гавайские острова объявлены морским национальным памятником, гласит, что «лицо может заниматься деятельностью, регулируемой этой прокламацией, если такая деятельность специально разрешена разрешение», а в разделе D выводов допустимые виды деятельности включают те, которые «поддерживают или способствуют увековечиванию традиционных знаний и родовых связей коренных гавайцев с северо-западными Гавайскими островами». Первоначальные цели и задачи Заповедника, а также цели и задачи Монумента также усиливают эту позицию.
В то время как средства к существованию и, в более широком смысле, обычаи коренных жителей Гавайских островов признаны и защищены на Гавайских островах (Конституция штата Гавайи; PASH 1995), определения различаются в различных морских управляемых районах (KIRK 2004; Конституция штата Гавайи) . Определение Памятника обычаев и использования средств к существованию коренных жителей Гавайев основано на обзоре существующих определений, целей и задач Памятника и рекомендациях Консультативного совета заповедника от июля 2004 г., которые предоставили официальный комментарий, когда регион считался Северо-Западными Гавайскими островами. Экосистемный заповедник коралловых рифов.
Определение обычаев коренных жителей Гавайских островов и использования средств к существованию для памятника:
Обычаи коренных жителей Гавайев означают культурную деятельность, проводимую в целях сохранения традиционных знаний, заботы об окружающей среде и ее защиты, а также укрепления культурных и духовных связей с Северо-Западом. Гавайские острова, которые приносят явные преимущества коренным гавайцам. Это может включать, помимо прочего, некоммерческое использование ресурсов Монумента для непосредственного личного потребления во время нахождения в Монументе.
Современные связи с
Северо-западные Гавайские острова
Сегодня коренные жители Гавайев по-прежнему тесно связаны с Северо-Западными Гавайскими островами на генеалогическом, культурном и духовном уровнях. Семьи кауаи и ниихау путешествовали на эти острова, что свидетельствует о том, что они играли роль в более широкой сети средств к существованию в 20 веке (Тава и Кил, 1989; Мали, 2003). В последние годы коренные гавайские культурные деятели отправились на северо-западные Гавайские острова, чтобы почтить своих предков и увековечить традиционные обычаи. В 1997, Hui Mālama i Nā Kūpuna o Hawai’i Nei репатриировала наборы человеческих останков в Нихоа и Мокуманану, которые были собраны археологами в 1924–1925 годах в ходе экспедиций Bishop Museum Tanager Expeditions (Ayau and Tengan 2002).