Содержание
Храм в честь великомученицы Екатерины город Ветлуга Нижегородской области
Екатерининский храм 1850
Свято-Екатерининская церковь г. Ветлуги при городском кладбище построена в 1850 г. тщанием Казанского купца Алексея Яковлева Тихонова. Небольшая однопрестольная кирпичная церковь в русско-византийском стиле до ХХ в. была приписана к Воскресенскому собору. Проект храма выполнен в мастерской академика К.А. Тона. В первоначальном варианте построен однокупольный храм с шатровой колокольней в русском стиле. В народе церковь часто называли просто «Кладбищенская». Сначала церковь была однопрестольная, в конце XIX в. пристроены боковые Никольский и Петропавловский приделы.
В настоящее время храм — четверик, завершенный декоративным пятиглавием (первоначально одноглавая), с шатровой колокольней над притвором. В 2000 году храм был полностью восстановлен, построены четыре купола, которых в первоначальном варианте не было. Престолов три: а) в честь св. вмц. Екатерины, б) св. апостолов Петра и Павла и в) святителя Николая Чудотворца.
В годы репрессий храм постигла та же участь, что и все культовые сооружения Ветлуги и края. Некоторые ветлужане утверждают, что церковь не закрывалась официально, так как доподлинно знают, что в конце 30-х начале 40-х гг. были крещены в этом храме. Это вполне допустимо, потому что ситуация складывалась довольно парадоксальная. Осенью 1937 года арестовали священников, старост, некоторых особо активных прихожан церквей города и района, но сами церкви официально еще не были закрыты, но и функционировать они не могли – служить-то было некому, да и церковные органы управления перестали существовать по той же причине. Власти начали закрывать храмы как бесхозные строения. Если же и появлялся в приходе священник, то служил он, как правило, недолго. Его арестовывали за «антисоветскую пропаганду». Возможно, так было и в Екатерининской церкви. Официально закрыть ее власти, видимо, не решились. Возмущение верующих города Ветлуги было велико и выливалось в постоянные жалобы и прошения. Однако это не помешало процессу разрушения храма. По сведениям старожилов, какое-то время в здании находился зерносклад. Была снесена колокольня, разрушен купол, продолжился процесс уничтожения кладбища, начатый еще в 1918 году. Могильные плиты и памятники использовались жителями при закладке фундамента своих домов. Часть церковного имущества была конфискована, а часть уничтожена. Некоторые предметы религиозного культа поступили в Ветлужский музей, что не произошло с церковным имуществом Собора и Троицкой церкви. Эти предметы сохранились, а впоследствии были переданы во вновь открывшийся храм. По имеющимся у нас сведениям, церковь была вновь открыта в начале 1943 года и уже больше не закрывалась. Во 2-й пол. ХХ в. это был единственный действующий храм на девять районов трёх соседних областей огромной территории Поветлужья.
Язык богослужений:церковнославянский. Богослужения совершаются в среднем пять дней в неделю. Настоятель:Отец Николай (Кравчук)
Престольные праздники:
апостола Петра — Январь 29 [по н.с.], Июль 12 [по н. с.]
апостола Павла — Июль 12 [по н.с.]
Николая Чудотворца — Май 22 [по н.с.] (перенесение мощей), Декабрь 19 [по н.с.]
св. Екатерины — Декабрь 7 [по н.с.]
Екатерининский храм 2015 год
Екатерининский храм вид со стороны алтаря
Екатерининский храм 2016 год
Источники информации:
Сайт Ветлужского краеведческого музея http://vmuzeum.nnov.muzkult.ru/
Сайт Храмы России http://www.temples.ru
Сайт Православные храмы Костромской губернии http://www.old-churches.ru
Много полезной информации вы можете найти в общем разделе Помощь и в разделе с помощью по настройке вашего шаблона стандартного сайта храма.
Главная страница — первое, что видят пользователи вашего сайта. Внимательно отнеситесь к ее заполнению.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Святой Варнава Ветлужский (+ 1445)
Святой Варнава Ветлужский родился в Великом Устюге. До ухода в пустыню он был священником в одной из городских церквей. В 1417 году преподобный поселился на одном из берегов реки Ветлуги на Красной горке, где подвизался уединенно 28 лет, «подвизаясь Богу в псалмопении и молитве, травою и желудями питался». По словам автора его Жития, к святому Варнаве также приходили «дикие звери, и много медведей жило возле его кельи. Он же ходил среди них, как среди скотов, следя за ними и радуясь им; радуясь о великом Боге, что эти звери стали для него ручными».
В районе Красной Горки на расстоянии 50 верст не было ни одного человеческого жилья. Изредка приезжали пустынники за благословением, и он предсказывал им, что после его преставления на берегу реки Ветлуги «Бог умножит жилище человеческое, и на месте жилища Его будут жить иноки».
По преданию, в 1439 году, прежде чем поселиться на реке Унже, преподобный Макарий (память 25 июля) приезжал сюда для наставления и наставления. Святой Варнава скончался в старости 11 июня 1445 года.
После кончины подвижника на место его подвигов пришло поселиться много монахов из разных земель, а за ними земледельцы и многие люди расселись по этой реке до великой реки Волги. На Красной горке монахи построили две церкви, одну в честь Пресвятой Троицы, а другую над могилой преподобного, посвященную Святителю Николаю Чудотворцу. Они основали общежительный монастырь, получивший название Варнавин-Пустыня.
Житие святого Варнавы написано в 1639 году монахом Варнавинского монастыря, «преосвященнейшим иеромонахом Иосифом (Дядкиным), который впоследствии в царском граде Москве заведовал директорией книгопечатания». Для засвидетельствования и проверки чудес, происходивших на могиле преподобного, в том же 1639 году было произведено обретение святых мощей под руководством патриарха Иоасафа.
Со временем на месте Варнавинского монастыря возник уездный город Варнавин, а главным храмом монастыря стал соборный храм во имя святого апостола Варнавы.
Серебряная гробница св. Варнавы, начало 20 века. |
Весной 1912 года Ветлуга размыла крутой берег Красной горы, в результате чего произошел крупный оползень, почти уничтоживший стоящий у обрыва храм. По этому случаю в Варнавин прибыл архиепископ Тихон (Василевский), мощи были взяты из-под моста и перенесены в каменную Троицкую церковь (возведена в 1836 г.), где положены под полом в часовне во имя Варнавы Ветлужского. . Жители Варнавина обратились в Священный Синод с просьбой разрешить поместить мощи в специальную гробницу, и 19 марта Синод издал соответствующее распоряжение.14. 10-11 июня в присутствии многотысячных паломников в Варнавине состоялись торжества во главе с архиепископом Тихоном, во время которых мощи святителя Варнавы были перенесены в серебряную гробницу, установленную в Троицком соборе.
В 1922 году, когда Ленин услышал, что мощи святого Варнавы заключены в серебряную гробницу, он велел вынести их и конфисковать гробницу. В середине мая 1922 года в Варнавине мощи были вскрыты и на несколько дней выставлены на всеобщее обозрение. Серебряную гробницу отправили в Кострому, а мощи остались в Троицкой церкви. В начале 1930 г. церковь была преобразована в клуб, а мощи преподобного Варнавы были перенесены в последнюю действующую церковь Варнавина — деревянную кладбищенскую церковь Архангела Михаила.
Осенью 1991 года в Варнавине был освящен первый храм во имя святого. В 1996 году в центре Костромы, в Шарье (Костромская область) был освящен еще один храм во имя преподобного Варнавы Ветлужского. 24 июня 1999 года в Варнавине на месте разрушенных церквей бывшего Свято-Троицкого монастыря митрополит Новгородский Николай (Кутепов) воздвиг деревянный храм во имя преподобного Варнавы Ветлужского, освященный 24 июня храмом. в следующем году. В этот же день на месте древнего Свято-Николаевского храма, воздвигнутого некогда над местом погребения преподобного Варнавы, был установлен памятный крест. 24 июня 2014 года установлен памятник преподобному Варнаве Ветлужскому в Варнавине.
Торжество святителя Николая (Голубева) Ветлужского (†1929)
Епископ Николай, в миру Владимир Иванович Голубев, родился в 1862 году в селе Фролы Галичского уезда Костромской губернии. Учился в Костромской духовной семинарии, но не доучился там. Став священником, он долгое время служил в церкви села Ширяево Семёновского уезда Костромской губернии.
После революции 1917 г. о. Владимир ушел в отставку. Но уже через год вернулся к священническому служению и организовал приход в селе Ново-Спасском, где его усилиями был построен небольшой храм. В 1920 переехал в село Загорье Кинешемского уезда, где в течение двух лет занимался организацией прихода и строительством церкви.
В 1924 г. о. Николай был арестован и приговорен к трем годам ссылки. Когда он вернулся, епископ Кинешемский Василий, очень ценивший о. Верность Владимира канонам Церкви освятила домовую церковь, которую о. Владимир построил в Ширяево. Именно тогда, в 1926 году, он был пострижен с именем Николай.
В октябре 1926 г. о. Николай отправился в Нижний Новгород, где встретился с митрополитом Сергием (Страгородским), который предложил ему принять архиерейский сан.
«Здоровье у меня слабое, — ответил священник, — и я не смогу выполнять все свои обязанности».
– Это не имеет значения, – сказал митрополит. «Ветлуга — маленькая епархия, и ты справишься».
Фр. Николай согласился, и через несколько дней был рукоположен во епископа Ветлужского в Крестовоздвиженском монастыре митрополитом Сергием, епископами Василием (Преображенским) и епископом Александром (Щукиным).
Епископ Николай отличался милосердием и простотой; он помогал местным жителям, насколько мог. Однажды пришла бедная женщина из Ширяево и попросила его помощи. Денег у владыки не было, но он снял свою рясу и отдал ей, сказав: «Возьми и продай, а полученные деньги используй на свои нужды».
В августе 1927 года была опубликована декларация митрополита Сергия, к которой епископ Николай отнесся бескомпромиссно отрицательно.
— Дело не в том, чтобы спасти земное, — сказал он, — а в том, чтобы спасти душу, а не погубить ее. Нам и весь мир не важен, а для Православия даже не все мирские блага так важны, как невредимая душа человека. Господь не пролил Свою невинную кровь и умер за Синод или за иерархию, но за душу человеческую, чтобы спасти ее».
Затем владыка обратился к митрополиту Сергию с ходатайством об отставке по состоянию здоровья. А 2 февраля 19 г.28 его просьба была принята. Теперь владыка всецело посвятил себя служению в своей домовой церкви в Ширяево. В домике в лесу собиралось до трехсот человек.
В феврале 1928 г. появилось Послание ярославских архиереев*, ободряющее епископа Николая в его противостоянии митрополиту Сергию. Он стал приглашать священников Кинешмской епархии и объяснять им ошибочность декларации. Однако мало кто его слушал.
[*Данное Послание подписано Митрополитом (Святым) Ярославским Агафангелом, Архиепископом (Святым) Серафимом Угличским, Архиепископом (Святым) Пермским Варлаамом и Епископом (Святым) Ростовским Евгением.]
По одному (сомнительному) источник, владыка Николай подписал решения так называемого «Кочевого Собора» Катакомбной Церкви, состоявшегося в марте-августе 1928 г.
В начале лета 1929 г. владыка Николай отправился в Петроград, где принял документ архиепископа [святителя] Димитрия (Любимова) Гдовского, обнаруженный при обыске:
«Владелец сего, епископ Николай (Голубев), бывший Ветлужский, ныне на пенсии, принадлежит Православной Церкви во главе с Митрополитом [Святым] Петром [Крутицким] и в каноническом общении с Митрополитом [Святым] Иосифом [Петроградским] ]. [Подпись:] Временный управляющий Ленинградской епархией Димитрий Гдовский. 1 июня 1929 года».
По возвращении в село он стал вызывать письмами и посыльными священников Кинешемского наместничества, а когда они прибыли, пытался уговорить их оставить митрополита Сергия.
Критиковал поминовение советской власти, заявив, что верующие не могут возносить благодарственные молитвы Богу за власть, которая разрушала храмы и преследовала религию. А сам он имел следующую форму поминовения: «О страждущих узниках, митрополитах и епископах Петре, Иосифе, Василии и других».
Во время проповедей он часто повторял: «Как гражданин я верен Советской власти, но как верующий не могу ее признать, поскольку она уничтожает религию». При обыске у него дома были обнаружены тексты двух «антисоветских» молитв, полученных от епископов Василия и архиепископов Димитрия.
Следующие священники присоединились к иосифлянскому** движению в районе Кинешмы в 1928-29 гг.:
[**Иосифлянами называли посторонние Катакомбную церковь при св. Иосифе Петроградском.]
о. Константин Васильевич Разумов в церкви в самой Кинешме; о. Иоанн Алексеевич Нарбеков в церкви Сретения в Юрьевичах; иеромонах Алексий Голубев в селе Маврино; о. Иоанн Игоревич Румянцев в селе Воскресенское Кинешемского района; о. Михаила Павловича Успенского в селе Николо-Бережки и о. Александр Николаевич Яковлев в селе Николо-Корба. Согласно одному источнику, священник о. К епископу Николаю присоединились также Павел Краснопевцев и диакон.
При присоединении к нему они должны были подписать документ, в котором говорилось: «Я, нижеподписавшийся, убедившись в отступлении митрополита Сергия от духа православного христианства, разрываю с ним всякое духовное общение и вступаю в общение с руководимой Церковью митрополитами Петром и Иосифом. Желаю быть с вверенной мне паствой под духовным руководством епископа Николая».
В ночь с 8 на 9 сентября 1929 г. епископ Николай был арестован органами ГПУ «в связи с Ярославским отделением Истинно-Православной Церкви» и немедленно допрошен.
Епископ заявил, что не разделяет взглядов, высказанных в Декларации митрополита Сергия об отношениях между Церковью и государством. Исповедник при этом смело заявил:
««Ваши успехи», — сказал он [Сергий], — эти его слова я считаю успехом Советской власти в ее борьбе с религией. «Ваши радости — наши радости» — я считаю борьбу с религией не радость, а печаль, и то же самое в отношении его слов «помолимся о сильных мира сего», «чтобы нам жить в мире и благочестии» Это выражение никак не может быть связано с религиозными чувствами. Что касается атеистов, то мы должны молиться, чтобы Бог просветил их и открыл им познание истины, но религия не может жить с ними в благочестии, так как они разрушители религии, а я, как религиозный человек, не могу жить в мире с ними. их духовно».
Епископ находился в заключении в одной камере со священником о. Василия Зеленцова, которого владыка хорошо знал, и с некоторыми священниками из Ярославля, в частности, с архимандритом Сергием (Озеровым), священником о.