Церкви ветлуги: Храм в честь великомученицы Екатерины город Ветлуга Нижегородской области

Храм в честь великомученицы Екатерины город Ветлуга Нижегородской области

Екатерининский храм 1850

Свято-Екатерининская церковь г. Ветлуги при городском кладбище построена в 1850 г. тщанием Казанского купца Алексея Яковлева Тихонова. Небольшая однопрестольная кирпичная церковь в русско-византийском стиле до ХХ в. была приписана к Воскресенскому собору. Проект храма выполнен в мастерской академика К.А. Тона. В первоначальном варианте построен однокупольный храм с шатровой колокольней в русском стиле. В народе церковь часто называли просто «Кладбищенская». Сначала церковь была однопрестольная, в конце XIX в. пристроены боковые Никольский и Петропавловский приделы.
В настоящее время храм — четверик, завершенный декоративным пятиглавием (первоначально одноглавая), с шатровой колокольней над притвором. В 2000 году храм был полностью восстановлен, построены четыре купола, которых в первоначальном варианте не было. Престолов три: а) в честь св. вмц. Екатерины, б) св. апостолов Петра и Павла и в) святителя Николая Чудотворца.

В годы репрессий храм постигла та же участь, что и все культовые сооружения Ветлуги и края. Некоторые ветлужане утверждают, что церковь не закрывалась официально, так как доподлинно знают, что в конце 30-х начале 40-х гг. были крещены в этом храме. Это вполне допустимо, потому что ситуация складывалась довольно парадоксальная. Осенью 1937 года арестовали священников, старост, некоторых особо активных прихожан церквей города и района, но сами церкви официально еще не были закрыты, но и функционировать они не могли – служить-то было некому, да и церковные органы управления перестали существовать по той же причине. Власти начали закрывать храмы как бесхозные строения. Если же и появлялся в приходе священник, то служил он, как правило, недолго. Его арестовывали за «антисоветскую пропаганду». Возможно, так было и в Екатерининской церкви. Официально закрыть ее власти, видимо, не решились. Возмущение верующих города Ветлуги было велико и выливалось в постоянные жалобы и прошения. Однако это не помешало процессу разрушения храма. По сведениям старожилов, какое-то время в здании находился зерносклад. Была снесена колокольня, разрушен купол, продолжился процесс уничтожения кладбища, начатый еще в 1918 году. Могильные плиты и памятники использовались жителями при закладке фундамента своих домов. Часть церковного имущества была конфискована, а часть уничтожена. Некоторые предметы религиозного культа поступили в Ветлужский музей, что не произошло с церковным имуществом Собора и Троицкой церкви. Эти предметы сохранились, а впоследствии были переданы во вновь открывшийся храм. По имеющимся у нас сведениям, церковь была вновь открыта в начале 1943 года и уже больше не закрывалась. Во 2-й пол. ХХ в. это был единственный действующий храм на девять районов трёх соседних областей огромной территории Поветлужья.

Язык богослужений:церковнославянский. Богослужения совершаются в среднем пять дней в неделю. Настоятель:Отец Николай (Кравчук)
Престольные праздники:
апостола Петра — Январь 29 [по н.с.], Июль 12 [по н. с.]
апостола Павла — Июль 12 [по н.с.]
Николая Чудотворца — Май 22 [по н.с.] (перенесение мощей), Декабрь 19 [по н.с.]
св. Екатерины — Декабрь 7 [по н.с.]

Екатерининский храм 2015 год

Екатерининский храм вид со стороны алтаря

Екатерининский храм 2016 год

Источники информации:
Сайт Ветлужского краеведческого музея http://vmuzeum.nnov.muzkult.ru/
Сайт Храмы России http://www.temples.ru
Сайт Православные храмы Костромской губернии http://www.old-churches.ru

Много полезной информации вы можете найти в общем разделе Помощь  и в  разделе с помощью по настройке вашего шаблона стандартного сайта храма.

Главная страница — первое, что видят пользователи вашего сайта. Внимательно отнеситесь к ее заполнению.

Администрация Ветлужского муниципального района

Ветлужский район

Официальный сайт Администрации Ветлужского муниципального района

606860, Нижегородская область,

Ветлужский район, г. Ветлуга,

ул. Ленина, 42

Телефон: (83150) 2-12-71

Факс: (83150) 2-12-71

Подробнее

  • Новости. Информация.
  • Представительная власть
  • Исполнительная власть
  • Контрольно счетная комиссия
  • Контакты
  • Об ОМСУ
  • Избирательная комиссия Ветлужского района
  • Информационные сообщения
  • Документы
  • Муниципальные образования Ветлужского района
  • Муниципальные программы
  • Муниципальные услуги
  • Обеспечение безопасности населения и территорий
  • Результаты проверок
  • Противодействие коррупции
  • Политика обработки персональных данных
  • Тексты официальных выступлений и заявлений
  • Статотчет
  • Финансовое управление
  • Управление сельского хозяйства
  • Управление Образования
  • Отдел опеки и попечительства
  • Экономика
  • Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
  • Контрольно-надзорная деятельность
  • Развитие конкуренции
  • Оценка регулирующего воздействия
  • Сектор имущественных отношений
  • Кадровая политика
  • Отдел капитального строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства
  • Сектор архивного дела
  • Приемная
  • Отдел культуры и спорта
  • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • Реализация приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда» в Ветлужском районе
  • Открытые данные
  • Общественный совет
  • Муниципальные закупки
  • Муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия городских и сельских поселений»
  • Пенсионный фонд России по Ветлужскому району
  • Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов
  • Газета «Земля ветлужская»
  • Ветлужский районный суд
  • Прокуратура Ветлужского района
  • Полиция
  • ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
  • Книга памяти Ветлужского муниципального района
  • Фотогалерея

Ссылки

Статистика посещений

Ветлужский муниципальный район




                                                 



 


 


 


                           


 


 


 


 


 


 


 


                                      Глава местного самоуправления                                      Председатель Совета депутатов


                       Ветлужского муниципального округа                                 Ветлужского муниципального округа


                           Лавренов Сергей Валентинович                                          Головин Владимир Сергеевич


                                                             


 


Ветлужская земля


Ветлужский район – один из интереснейших районов Нижегородской области. Он поражает богатством природы, ее первозданной красотой, славной историей и замечательными традициями. Районный центр, город Ветлуга — это русская глубинка, почти нетронутый уголок веками существовавшей старой Руси. О ней здесь напоминает все: и деревянные дома с резными наличниками, и белокаменные здания в центре города. С Ветлужской землей связаны имена выдающихся людей: В. В. Розанова — философа и публициста, А.Ф. Писемского — известного русского писателя, Н.В. Лаврова — оперного певца-баритона, Н.Л. Шевякова — русского архитектора, В.С. Розова — писателя-драматурга. Ветлужская земля обладает уникальными духовными святынями: Екатерининская церковь (1850 год), Троицкая церковь (1805 год), Георгиевская церковь (1803 год) и др.  Рядом с городом Ветлугой находится удивительный источник – ключи старца Герасима. Это семь  обустроенных ключей  и купальня с  чудесными целебными свойствами воды.  Тысячи людей приходят к этому источнику и обретают здесь кто телесное, кто душевное исцеление. 


Ветлужская земля славится экологически чистыми местами, где можно насладиться нетронутой цивилизацией. Сюда хорошо приезжать из бурлящего жизнью мегаполиса. Погрузиться в тишину и раствориться в ней. Природа здесь создала все условия для рыбалки, охоты и отдыха. Ветлужская земля чарует своей сказочной красотой и наполнена особой энергетикой. Кто хоть раз побывал в Ветлужском районе, невольно возвращается сюда снова и снова. 


                   


 

Новости района

24.11.2022
14.11.2022
03.11.2022
25.10.2022

9 ноября2022г. будет организован личный прием граждан заместителем Губернатора Нижегородской области Мелик-Гусейновым Давидом Валерьевичем/

21. 10.2022
29.09.2022
23.09.2022
16.09.2022
15.09.2022

12 октября 2022г. пройдет личный прием граждан заместителем Губернатора Нижегородской области Морозовым Сергеем Эдуардовичем

02.09.2022

о вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций

на территории Нижегородской области

02.09.2022

В текущем году на территории Ветлужского района в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда» ведутся работы по благоустройству сквера Победы в р. п.им.М.И.Калинина.

02.09.2022

Ежегодно 3 сентября в России отмечается День солидарности в борьбе с терроризмом. Он был установлен федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России» от 21 июля 2005 года.

31.08.2022
31.08.2022

о вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций

на территории Нижегородской област

Все новости

Святой Варнава Ветлужский (+ 1445)

Святой Варнава Ветлужский родился в Великом Устюге. До ухода в пустыню он был священником в одной из городских церквей. В 1417 году преподобный поселился на одном из берегов реки Ветлуги на Красной горке, где подвизался уединенно 28 лет, «подвизаясь Богу в псалмопении и молитве, травою и желудями питался». По словам автора его Жития, к святому Варнаве также приходили «дикие звери, и много медведей жило возле его кельи. Он же ходил среди них, как среди скотов, следя за ними и радуясь им; радуясь о великом Боге, что эти звери стали для него ручными».

В районе Красной Горки на расстоянии 50 верст не было ни одного человеческого жилья. Изредка приезжали пустынники за благословением, и он предсказывал им, что после его преставления на берегу реки Ветлуги «Бог умножит жилище человеческое, и на месте жилища Его будут жить иноки».

По преданию, в 1439 году, прежде чем поселиться на реке Унже, преподобный Макарий (память 25 июля) приезжал сюда для наставления и наставления. Святой Варнава скончался в старости 11 июня 1445 года.

После кончины подвижника на место его подвигов пришло поселиться много монахов из разных земель, а за ними земледельцы и многие люди расселись по этой реке до великой реки Волги. На Красной горке монахи построили две церкви, одну в честь Пресвятой Троицы, а другую над могилой преподобного, посвященную Святителю Николаю Чудотворцу. Они основали общежительный монастырь, получивший название Варнавин-Пустыня.

Житие святого Варнавы написано в 1639 году монахом Варнавинского монастыря, «преосвященнейшим иеромонахом Иосифом (Дядкиным), который впоследствии в царском граде Москве заведовал директорией книгопечатания». Для засвидетельствования и проверки чудес, происходивших на могиле преподобного, в том же 1639 году было произведено обретение святых мощей под руководством патриарха Иоасафа.

Со временем на месте Варнавинского монастыря возник уездный город Варнавин, а главным храмом монастыря стал соборный храм во имя святого апостола Варнавы.

Серебряная гробница св. Варнавы, начало 20 века.

Весной 1912 года Ветлуга размыла крутой берег Красной горы, в результате чего произошел крупный оползень, почти уничтоживший стоящий у обрыва храм. По этому случаю в Варнавин прибыл архиепископ Тихон (Василевский), мощи были взяты из-под моста и перенесены в каменную Троицкую церковь (возведена в 1836 г.), где положены под полом в часовне во имя Варнавы Ветлужского. . Жители Варнавина обратились в Священный Синод с просьбой разрешить поместить мощи в специальную гробницу, и 19 марта Синод издал соответствующее распоряжение.14. 10-11 июня в присутствии многотысячных паломников в Варнавине состоялись торжества во главе с архиепископом Тихоном, во время которых мощи святителя Варнавы были перенесены в серебряную гробницу, установленную в Троицком соборе.

В 1922 году, когда Ленин услышал, что мощи святого Варнавы заключены в серебряную гробницу, он велел вынести их и конфисковать гробницу. В середине мая 1922 года в Варнавине мощи были вскрыты и на несколько дней выставлены на всеобщее обозрение. Серебряную гробницу отправили в Кострому, а мощи остались в Троицкой церкви. В начале 1930 г. церковь была преобразована в клуб, а мощи преподобного Варнавы были перенесены в последнюю действующую церковь Варнавина — деревянную кладбищенскую церковь Архангела Михаила.

Осенью 1991 года в Варнавине был освящен первый храм во имя святого. В 1996 году в центре Костромы, в Шарье (Костромская область) был освящен еще один храм во имя преподобного Варнавы Ветлужского. 24 июня 1999 года в Варнавине на месте разрушенных церквей бывшего Свято-Троицкого монастыря митрополит Новгородский Николай (Кутепов) воздвиг деревянный храм во имя преподобного Варнавы Ветлужского, освященный 24 июня храмом. в следующем году. В этот же день на месте древнего Свято-Николаевского храма, воздвигнутого некогда над местом погребения преподобного Варнавы, был установлен памятный крест. 24 июня 2014 года установлен памятник преподобному Варнаве Ветлужскому в Варнавине.

Торжество святителя Николая (Голубева) Ветлужского (†1929)

 

Епископ Николай, в миру Владимир Иванович Голубев, родился в 1862 году в селе Фролы Галичского уезда Костромской губернии. Учился в Костромской духовной семинарии, но не доучился там. Став священником, он долгое время служил в церкви села Ширяево Семёновского уезда Костромской губернии.

После революции 1917 г. о. Владимир ушел в отставку. Но уже через год вернулся к священническому служению и организовал приход в селе Ново-Спасском, где его усилиями был построен небольшой храм. В 1920 переехал в село Загорье Кинешемского уезда, где в течение двух лет занимался организацией прихода и строительством церкви.

В 1924 г. о. Николай был арестован и приговорен к трем годам ссылки. Когда он вернулся, епископ Кинешемский Василий, очень ценивший о. Верность Владимира канонам Церкви освятила домовую церковь, которую о. Владимир построил в Ширяево. Именно тогда, в 1926 году, он был пострижен с именем Николай.

В октябре 1926 г. о. Николай отправился в Нижний Новгород, где встретился с митрополитом Сергием (Страгородским), который предложил ему принять архиерейский сан.

   «Здоровье у меня слабое, — ответил священник, — и я не смогу выполнять все свои обязанности».

     – Это не имеет значения, – сказал митрополит. «Ветлуга — маленькая епархия, и ты справишься».

Фр. Николай согласился, и через несколько дней был рукоположен во епископа Ветлужского в Крестовоздвиженском монастыре митрополитом Сергием, епископами Василием (Преображенским) и епископом Александром (Щукиным).

Епископ Николай отличался милосердием и простотой; он помогал местным жителям, насколько мог. Однажды пришла бедная женщина из Ширяево и попросила его помощи. Денег у владыки не было, но он снял свою рясу и отдал ей, сказав: «Возьми и продай, а полученные деньги используй на свои нужды».

В августе 1927 года была опубликована декларация митрополита Сергия, к которой епископ Николай отнесся бескомпромиссно отрицательно.

— Дело не в том, чтобы спасти земное, — сказал он, — а в том, чтобы спасти душу, а не погубить ее. Нам и весь мир не важен, а для Православия даже не все мирские блага так важны, как невредимая душа человека. Господь не пролил Свою невинную кровь и умер за Синод или за иерархию, но за душу человеческую, чтобы спасти ее».

Затем владыка обратился к митрополиту Сергию с ходатайством об отставке по состоянию здоровья. А 2 февраля 19 г.28 его просьба была принята. Теперь владыка всецело посвятил себя служению в своей домовой церкви в Ширяево. В домике в лесу собиралось до трехсот человек.

В феврале 1928 г. появилось Послание ярославских архиереев*, ободряющее епископа Николая в его противостоянии митрополиту Сергию. Он стал приглашать священников Кинешмской епархии и объяснять им ошибочность декларации. Однако мало кто его слушал.

[*Данное Послание подписано Митрополитом (Святым) Ярославским Агафангелом, Архиепископом (Святым) Серафимом Угличским, Архиепископом (Святым) Пермским Варлаамом и Епископом (Святым) Ростовским Евгением.]

По одному (сомнительному) источник, владыка Николай подписал решения так называемого «Кочевого Собора» Катакомбной Церкви, состоявшегося в марте-августе 1928 г.

В начале лета 1929 г. владыка Николай отправился в Петроград, где принял документ архиепископа [святителя] Димитрия (Любимова) Гдовского, обнаруженный при обыске:

«Владелец сего, епископ Николай (Голубев), бывший Ветлужский, ныне на пенсии, принадлежит Православной Церкви во главе с Митрополитом [Святым] Петром [Крутицким] и в каноническом общении с Митрополитом [Святым] Иосифом [Петроградским] ]. [Подпись:] Временный управляющий Ленинградской епархией Димитрий Гдовский. 1 июня 1929 года».

По возвращении в село он стал вызывать письмами и посыльными священников Кинешемского наместничества, а когда они прибыли, пытался уговорить их оставить митрополита Сергия.

Критиковал поминовение советской власти, заявив, что верующие не могут возносить благодарственные молитвы Богу за власть, которая разрушала храмы и преследовала религию. А сам он имел следующую форму поминовения: «О страждущих узниках, митрополитах и ​​епископах Петре, Иосифе, Василии и других».

Во время проповедей он часто повторял: «Как гражданин я верен Советской власти, но как верующий не могу ее признать, поскольку она уничтожает религию». При обыске у него дома были обнаружены тексты двух «антисоветских» молитв, полученных от епископов Василия и архиепископов Димитрия.

 Следующие священники присоединились к иосифлянскому** движению в районе Кинешмы в 1928-29 гг.: 

[**Иосифлянами называли посторонние Катакомбную церковь при св. Иосифе Петроградском.]

о. Константин Васильевич Разумов в церкви в самой Кинешме; о. Иоанн Алексеевич Нарбеков в церкви Сретения в Юрьевичах; иеромонах Алексий Голубев в селе Маврино; о. Иоанн Игоревич Румянцев в селе Воскресенское Кинешемского района; о. Михаила Павловича Успенского в селе Николо-Бережки и о. Александр Николаевич Яковлев в селе Николо-Корба. Согласно одному источнику, священник о. К епископу Николаю присоединились также Павел Краснопевцев и диакон.

При присоединении к нему они должны были подписать документ, в котором говорилось: «Я, нижеподписавшийся, убедившись в отступлении митрополита Сергия от духа православного христианства, разрываю с ним всякое духовное общение и вступаю в общение с руководимой Церковью митрополитами Петром и Иосифом. Желаю быть с вверенной мне паствой под духовным руководством епископа Николая».

В ночь с 8 на 9 сентября 1929 г. епископ Николай был арестован органами ГПУ «в связи с Ярославским отделением Истинно-Православной Церкви» и немедленно допрошен.

Епископ заявил, что не разделяет взглядов, высказанных в Декларации митрополита Сергия об отношениях между Церковью и государством. Исповедник при этом смело заявил:

««Ваши успехи», — сказал он [Сергий], — эти его слова я считаю успехом Советской власти в ее борьбе с религией. «Ваши радости — наши радости» — я считаю борьбу с религией не радость, а печаль, и то же самое в отношении его слов «помолимся о сильных мира сего», «чтобы нам жить в мире и благочестии» Это выражение никак не может быть связано с религиозными чувствами. Что касается атеистов, то мы должны молиться, чтобы Бог просветил их и открыл им познание истины, но религия не может жить с ними в благочестии, так как они разрушители религии, а я, как религиозный человек, не могу жить в мире с ними. их духовно».

Епископ находился в заключении в одной камере со священником о. Василия Зеленцова, которого владыка хорошо знал, и с некоторыми священниками из Ярославля, в частности, с архимандритом Сергием (Озеровым), священником о.